Отличие методов управления от методов регулирования

Понятие и виды административно-правовых методов
Методы административно – правового управления – средство практического осуществления функций государственно- управленческой деятельности, достижения её целей.
Методам административно – правового управления присущи следующие наиболее характерные черты:
– органическая связь целевым подчинением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государ­ственной власти;
– выражение управляющего воздействия субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;
– непосредственное выражение в связях между субъектами и объектами го­сударственного управления как формы практической реализации единой исполнительной власти;
– использование субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закреплённой за ними компетенции;
– метод административно – правового управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект;
– с учётом многообразия приёмов и способов реализации управленческой компетенции метод управления есть определённая возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти;
– в методах административно – правового управления в соответствующем объёме находит своё выраже­ние государственный интерес, управляющая воля государства;
– непосредственное выражение в методе административно – правового управления принадлежащих и его исполнительному аппарату полномочий юридически властного характера;
– для методов административно – правового управления характерна правовая форма их непосредственно­го практического выражения;
– выбор конкретных методов управления и воздействия находится в пря­мой зависимости не только от особенностей субъектов исполнительной власти, но прежде всего- от особенностей управления.
Итак, по своим показателям метод административно – правового управления есть средство целенаправленного управляющего воздействия. Такой подход к его пониманию сближает его с методом правового регулирования управленческих общественных отношений. Общее для них- и тот и другой являются регулирующими средствами, т.е. высту­пают в роли “носителей” административно- правовых дозволений, запретов, предписаний. Однако акценты при этом различны: либо речь идёт о механизме правового регулирования, в принципе едином для всех отраслей права, либо об управленческом инструменте, используемом конкретными исполнительными ор­ганами для решения стоящих перед ними повседневных задач.
Главный критерий, необходимый для разграничения названных ва­риантов в методологическом смысле следующий:
·метод правового регулирования – функция административного права;
·метод управления – функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполни­тельной власти (государственного управления).
Важность иных средств, используемых в работе органов управления, несомненна, но связываются они с решением задач иного порядка. Так для при­нятия решения в виде правового акта субъект исполнительной власти предварительно проводит значительную работу, используя при этом различные средства – социологические, математические, графические, выполняемую до принятия ре­шения в целях выработки его наиболее эффективного варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в будущем управленческом решении.
Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управлен­ческой работы, но если нет управляющего воздействия, нет и собственно методов управления.
Вот почему не следует выделять в качестве самостоятельных мето­дов управления математические, графические, социологические, исследователь­ские, воспитательные и прочие средства. Подобного рода действия можно отнес­ти к так называемым организационным мероприятиям, находящим свое выраже­ние, как правило в неправовых формах государственно-управленческой деятель­ности и не вызывающих прямых юридических последствий внешнего характера, т.е. не оказывающих влияния на объект управления.
Таким образом следует различать:
а) методы управленческого воздействия, они всегда имеют внешнее юриди­чески – властное значение и выражение и выявляются собственно методами управ­ления;
б) методы организации работы аппарата управления; имеют чисто внутри -аппаратное значение;
в) методы совершенствования отдельных управленческих действий; это ме­тоды процедурного характера.
Первые из них- административно- правовые методы. В них проявля­ются все основные качества, присущие государственно-управленческой деятель­ности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. С помощью ряда методов, имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем использования административно-правовых форм и методов. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в норма­тивных либо индивидуальных правовых актах управления.
Иная точка зрения на понятие применения методов государственно­го управления заключается в том, что в каждом конкретном случае субъект управления должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы, пути, средства решения задачи. Можно назвать их наиболее существенные черты:
– это способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, одного человека на коллектив или коллектива на человека. Во всех случаях метод управления выступает как особые связи людей;
– это способы обеспечения преобладания, подчинения воли;
– это способы организации, упорядочения происходящих в системе процес­сов, приемы осуществления общих функций, возникающих в процессе совместной деятельности;
– это средства достижения цели.
Методы при правильном применении образуют единую систему способов воздействия, связанных друг с другом.
Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме администра­тивно-правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией осо­бенностей сферы применения методов. С общетеоретических позиций проявляет­ся действие универсальных методов любой деятельности- убеждение и принужде­ние.
С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное пове­дение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и администра­тивной ответственности. При необходимости обеспечения общественной без­опасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принужде­ние.
Специальный подход к проблематике видовой классификации админи­стративно-правовых методов исходит прежде всего из характера (содержания) управляющего воздействия. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространённым является выделение двух групп методов, а именно – административных и экономических.
Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со сто­роны субъектов государственно – управленческой деятельности на соответствую­щие объекты управления независимо от конкретной области общественной жиз­ни. Своё выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспече­ние должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что объект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления. Нали­цо – прямое предписание, ибо управляющее воздействие предполагает императив­ный (директивный) вариант волеизлияния субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления, являю­щегося одним из существенных каналов практической реализации государственной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти.
Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления является сознательно- волевое поведение управляемых. Долж­ное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых. При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принужде­ния к должному поведению, что, однако, не даёт оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.
С учётом названных качеств административных методов очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они на­ходятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, кото­рые осуществляют администрирование, т. е. управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов – административные.
Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов госу­дарственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управле­ния. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их матери­альные интересы, т. е. опосредствованно в отличии от способов прямого властно­го воздействия.
Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие усло­вия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием ди­рективных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его пове­дение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим.
В научной литературе, в директивных документах много внимания уделено соотношению административных и экономических методов. Но это разновид­ности прямого и косвенного воздействия, которое осуществляется на экономиче­ские процессы. В обороне, образовании экономические методы применяются ма­ло, но другие разновидности косвенного влияния используются широко.
Для методов прямого воздействия характерны следующие признаки:
а) прямое воздействие на волю;
б) директивность, приказной характер;
в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчинен­ным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;
г) поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится издавать много, что обуславливает существование многих норм и указаний, ко­торыми стремятся как можно полнее регулировать деятельность подчиненных;
д) наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;
е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выпол­нение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ;
ж) широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться резуль­татов. Часто без него не возможно обойтись.
Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:
а) руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание си­туации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;
б) управленческие акты управомачивают на определенные действия;
в) у подвластных существует возможность выбора одного или даже нескольких вариантов поведения;
г) юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически дей­ствующий механизм стимулирования;
д) наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечи­вающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.
Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.
В узком смысле государственное регулирование – одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.
Содержание и механизм осуществления государственного регулирования включает:
· нормативное регулирование путем установления общих правил;
· его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;
· контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;
· государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;
· координацию и общее направление их деятельности;
· содействие ее успешному осуществлению;
· определение приоритетов в структурной политике;
· государственные контракты (договоры);
· регистрацию;
· лицензирование и др.
Основы административной организации управления
Административно-правовая организация управления есть закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы,
Элементами административной организации управления являются:
· органы исполнительной власти;
· другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти;
· нормы административного права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления, в том числе из служащих;
· важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом;
· правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения.
Понятием организации управления охватывается как государственное, так и негосударственное управление в той мере, в какой оно регламентируется административным правом.
Правовые основы организации управления
Виды правовых актов по организации управления по юридической силе:
· Конституция Российской Федерации, закрепляющая в общем виде структуру экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности;
· законы Российской Федерации;
· постановления палат Федерального Собрания;
· конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Уставы субъектов Российской Федерации, кроме республик, имеют большое значение для организации управления на уровне этих субъектов. В уставах, принимаемых законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов Российской Федерации, решаются важнейшие вопросы структуры органов управления и их статуса;
· подзаконные акты Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти.
По содержанию различаются:
· общие правовые акты, распространяющие свое действие на общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают;
· специализированные, регламентирующие вопросы организации правления в отдельных отраслях и сферах.
Органы государственного управления отраслями промышленности
Министерство топлива и энергетики РФ
Федеральная энергетическая комиссия РФ
Министерство экономики РФ
Министерство РФ по атомной энергии
Госкомитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ
Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью
Федеральный горный и промышленный надзор России
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
Органы энергетического надзора
Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
Местное самоуправление и промышленность
Промышленные предприятия могут находиться в собственности органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”‘ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью, в том числе муниципальными предприятиями.
Органы местного самоуправления вправе:
· создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности, реорганизовывать и ликвидировать их;
· определять условия и порядок их деятельности, утверждать их уставы, назначать руководителей;
регулировать цены и тарифы на продукцию этих предприятий.