Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«РОССИЙСКАЯТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра экономическойтеории
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономическаятеория»
На тему«Координация выбора в различных хозяйственных системах»
Люберцы 2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЫНОЧНАЯ И КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКАКАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
1.1 Командная система(на примере СССР)
1.2 Рыночная система
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ КООРДИНАЦИИ ИНТЕРЕСОВПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ В КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Плановая экономическая системакомандной экономики (на примере СССР)
2.2 Рыночные ценообразования какмеханизм выбора рыночных субъектов
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1 Концепции развития рыночнойэкономики в России в будущем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основесложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любойэкономической системе первичную роль играет производство в совокупности сраспределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах дляпроизводства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственнойдеятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время вэкономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:
— социально-экономические отношения;
— организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
— хозяйственныймеханизм;
— система стимулов имотиваций участников;
— экономические связимежду предприятиями и организациями.
Вне системногохарактера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться)экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономическиезакономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономическихявлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективнойэкономической политики.
Постоянноевзаимодействие потребителя, производителя и государства обуславливает выбор тойили иной экономической системы в данный период времени.
В настоящее времяглубокий экономический кризис показал нам всё несовершенство нашей системы. Мывынуждены менять направление наших реформ с целью сохранения устойчивости нашейэкономики в дальнейшем. Это обуславливает актуальность нашей работы именно внаше время, когда мы можем проанализировать результаты реформированияэкономической системы в России.
Таким образом, цельюнашей работы является рассмотрение взаимодействия потребителя, производителя игосударства в различных хозяйственных системах, на примере России.
В связи с поставленнойцелью нами будут решены следующие задачи: рассмотрение теоретических основрыночной и плановой экономик, механизмов взаимодействия потребителя ипроизводителя внутри каждой из этих хозяйственных систем, определение ролигосударства в командной и рыночной экономике, а также ознакомление ссовременными реалиями, связанными с экономической системой в России.
ГЛАВА 1. РЫНОЧНАЯ ИКОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
1.1 Командная система(на примере СССР)
Нерыночная системахозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран,имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-команднаяэкономика», «нетоварный социализм» и т. д.
Представляется, чтонаиболее полно системе нерыночного хозяйства отвечает название«командно-административная система». Экономической основой анализируемойсистемы является директивное (централизованное) планирование. Все и всяопределяющий центр материализует свою политическую волю в виде экономическихпланов. В экономике господствует государственная собственность. Абсолютноцентрализованный экономический план имеет разбивку директив по регионам,отраслям, отдельным производителям, включая и сельское хозяйство. Непременнымэлементом системы является административная коллективизация сельскогохозяйства, имеющая следствием экспроприацию трудовой частной собственности,насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы,жестко контролируемые централизованным государством, полностьюмонополизировавшим экономику и власть. Облеченное в форму обязательнойдирективы плановое задание доводится до каждого субъекта планирования.
Эта системагосподствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатскихгосударств.
Характерными чертамиадминистративно-командной системы является общественная (а в реальности –государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,централизованное экономическое планирование как основа хозяйственногомеханизма.
Хозяйственный механизмданной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых,непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высшихэшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельностьхозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролируетпроизводство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободныерыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственныйаппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно,административно — распорядительных методов, что подрывает материальнуюзаинтересованность в результатах труда.
Полное огосударствлениехозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства исбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народногохозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствииконкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Дляпорождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальныхматериальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированностихозяйства.
В командной системезаработная плата не является рычагом эффективного распределения труда в силужесткого декретирования ее государством вне зависимости от качества иколичества производимой продукции. Результат — отсутствие стимула к производительномутруду.
Процентная ставка неможет служить в командной экономике средством эффективного распределенияинвестиций. В условиях льготного кредитования, хронического списывания долговнерентабельным предприятиям ни о какой эффективности говорить не приходится.Инвестиции осуществляются исходя из идеологических и политических приоритетовправящего центра.
Ресурсы достаютсяпроизводителям либо бесплатно (земля), либо по низкой цене, а, следовательно,неизбежно расточительное их использование.
В условияхгосударственной монополии на трудовые ресурсы, инвестиции и землю заработнаяплата, процент и рента не могут являться равновесными ценами, поскольку вообщене существует рынков труда, капитала и земли.
В директивной экономикев принципе невозможно существование такой категории, как альтернативныеиздержки, а, следовательно, нет и разграничения на экономическую ибухгалтерскую прибыль. И директор промышленного предприятия, и директормагазина, и руководитель банка — все они лишены альтернативы использованиясвободных денежных средств, ибо все эти предприятия находятся в собственностигосударства.
В практикенеконкурентной системы экономики отсутствует состояние предельной фирмы а такженет предприятия, получающего квазиренту (существенное превышение прибыли фирмыпо отношению к прибыли конкурирующей фирмы вследствие более высокойэффективности производства или других локальных условий) или фирмы-банкрота. Врезультате убыточные предприятия — на дотации, прибыльные — переводят средствав бюджет и не существует объективного механизма определения эффективно работающихпредприятий. Отсутствие стимулирующей роли прибыли и угрозы банкротства из-заубытков лишает предприятия необходимости эффективной работы. Основная цель —выполнение плановой директивы.
В условиях команднойсистемы так называемый хозрасчет носит формальный характер. Производителивносят все свои финансовые средства в обязательном порядке в бюджет, а потомсредства ему выделяются из бюджета. Суммы, вносимые в бюджет, и выплаты из негоне взаимосвязаны и тем самым демонстрируется определяющая роль власти вэкономике. Субъективная воля центра определяет и уравнительные выплаты безвидимой связи с бюджетными платежами, и привилегированные дары и льготы, такженазначаемые центром. Экономические потребности предприятия формируются иудовлетворяются центром. Перечисление денег предприятиями происходит черезбанковскую систему, является исключительной монополией государства, и этасистема неустанно следит за финансовым обеспечением власти центра. Если к этомудобавить принадлежность председателя правления Госбанка к высшейпартийно-административной управленческой элите, то картина социалистическойэкономики выглядит вполне зримо. Кредитные рычаги, возможность получения кредитовпод невысокий процент, перспектива получить в дальнейшем списание задолженностиприводят как к паразитизму производителей, так и к финансовому укреплениюцентральной власти.
Созданная в СССР наоснове социалистической доктрины административно-командная система опиралась натотальное огосударствование и централизованное планирование экономики. В периодгражданской войны руководство нашей страны стремилось непосредственно воплотитьв жизнь марксистскую доктрину. Острый кризис заставил правительство в 20-хгодах допустить ограниченные и контролируемые рыночные отношения. Этот курссменялся тотальным и чрезвычайно жестким государственным планированием радииндустриализации и милитаризации СССР в период сталинской диктатуры. Послесмерти Сталина наша страна вступила в период относительной стабильности ипостепенно терялся динамизм и попытки реформирования.
В период «перестройки»руководство СССР пыталось ввести рыночные отношения в экономическую ситуацию.Но накопленные противоречия в экономике, начавшиеся полноединого экономическогои политического пространства и ошибки в проведении реформ обернулись резкойдестабилизации народного хозяйства, кризисом и инфляцией.
Советская экономикапришла к историческому краху потому, что опиралась исключительно нагосударственное принуждение и управление, не допуская горизонтальных связеймежду независимыми максимизирующими индивидами. Социалистическая идея всехэкономических решений и действий оказалась теоретически и практическинесостоятельной.
1.2 Рыночная система
Чистый капитализм, иликапитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется частной собственностьюна ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономическойдеятельности и управления ею.
Одной из главныхпредпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участниковэкономической деятельности, не только капиталиста-предпринимателя, но инаемного работника.
В такой системеповедение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическимиинтересами: каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доходна основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует вкачестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтенияпредаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услугипроизводятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существуетмного самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта иресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условиемэкономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех,кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора»,главной производительной силы общества. Наемный работник икапиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночныхотношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободноговыбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, т.е. свободу передвижения впределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свойтовар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметови способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора сталаличная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, заправильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.
Рынок — сложная экономическаясистема общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Онобусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность иотличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободечеловека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к нимгосударства. Действительно, данных принципов немного — однако их важность длясамого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, аименно: свобода индивида и честное соревнование — очень тесно связаны спонятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнованиямогут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства.Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства,есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизньтак, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человекунеобходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своихправ основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательствна собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такойрасклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государствостоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был,становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая праваграждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так ихаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться визвращенном виде, а во втором — государство и его законы могут быть сметенынасилием. Однако «дистанция» между тоталитаризмом и хаосом достаточновелика, и государство в любом случае должно играть «свою» роль. Рольэта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированиемследует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее егоиспользование, тем выше доверие к государству. Отличительные черты:
— многообразие формсобственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частнаясобственность в различных её видах;
— развертываниенаучно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной исоциальной инфраструктуры;
— ограниченноевмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальнойсфере по-прежнему велика;
— изменение структурыпроизводства и потребления (возрастание роли услуг);
— рост уровняобразования (послешкольное);
— новое отношение ктруду (творческое);
— повышение внимания кокружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
— гуманизация экономики(«человеческий потенциал»);
— информатизацияобщества (увеличение численности производителей знаний);
— ренессанс малогобизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
— глобализацияхозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).
Таким образом, в ходеанализа рыночной и командно-административной экономик, мы выяснили, что ни однаиз этих систем хозяйствования не является совершенной.Командно-административная система потерпела крах ещё во время СССР, когда спадэкономики достиг предельного значения. Рыночная система также проявляет себя нелучшим образом, что выражается в мировом финансово-экономическом кризисепоследних лет. На сегодняшний день очень сложно сказать какая из этих двухсистем является наиболее подходящей для современной России.
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМКООРДИНАЦИИ ИНТЕРЕСОВ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ В КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙЭКОНОМИКЕ
Анализ проблемыразмещения благ выводит нас на проблему взаимодействия экономических субъектов.После того, как каждый экономический субъект оценил свои выгоды и затраты исделал выбор, общество сталкивается с необходимостью координации экономическойдеятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:
— согласовать междусобой решения производителей;
— согласовать решенияпотребителей;
— согласовать решения опроизводстве и потреблении в целом. Эта необходимость порождается многимипричинами, в том числе специализацией экономических субъектов на определенныхвидах экономической деятельности.
В зависимости от того,как решается проблема размещения благ, а следовательно, и координацииэкономической деятельности, различают определенные экономические системы.Очевидно, что характеризующие особенности данной экономической системы различияв способах размещения благ и координации экономической деятельностиопределяются различиями в регулирующих экономическое поведение институтах иинституциональных структурах, о которых говорилось выше.
2.1 Плановаяэкономическая система командной экономики (на примере СССР)
В странах садминистративно-командной системой решение общеэкономических задач имело своиспецифические особенности. В соответствии с господствующими идеологическимиустановками задача определения объема и структуры продукции считалась слишкомсерьезной и ответственной, что бы передать ее решение самим непосредственнымпроизводителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.
Централизованноераспределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялосьбез участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии сзаранее выбранными как общественные целями и критериями, на основецентрализованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии сгосподствующими идеологическими установками направлялась на развитиевоенно-промышленного комплекса.
Распределение созданнойпродукции между участниками производства жестко регламентировалось центральнымиорганами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так жецентрализованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Этовело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда. Основные черты:
— государственнаясобственность практически на все экономические ресурсы;
— сильная монополизацияи бюрократизация экономики;
— централизованное,директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.
Основные чертыхозяйственного механизма:
— непосредственноеправление всеми предприятиями из единого центра;
— государство полностьюконтролирует производство и распределение продукции;
— государственныйаппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественноадминистративно-командных методов.
Этот тип экономическойсистемы характерен для Кубы, Северной Кореи, Албании и др.
Отдельно нужно сказатьо механизме принятия экономических планов в командно-административной системе.План принимается на высшем форуме правящей политической партии и в высшемзаконодательном органе страны, что освящает сращивание политических, исполнительныхи законодательных структур общества и является одним из главных признаковтоталитаризма. После этого контроль за исполнением плана, принявшего формузакона, может осуществляться на основе административно-уголовной и партийнойответственности.
Директивное заданиеплана сопровождается выделением бесплатных для производственной единицыресурсов и фондов заработной платы, определяемых административным центромстраны. Общий центр определяет не только объем выделяемых ресурсов и фондовзаработной платы, но и номенклатуру товаров. Элементарный анализ показывает,что сделать это даже приблизительно, хотя бы по небольшой группепроизводителей, невозможно. А если страна располагает большим производственнымпотенциалом, то сама мысль о директивном планировании заставляет задуматься обабсурдности таких планов.
Руководящий центрявляется безраздельным, т.е. абсолютно монопольным собственником любойпродукции, изготовленной на предприятиях. Подобная экономическая практика вотсутствии конкуренции приводит только к одному результату — производителимогут работать, не взирая на качество продукции.
Производители и оптовыепотребители промышленной продукции связаны экономически и административно другс другом. Потребители лишены права выбора, они получают, но не покупают (хотя иплатят деньги), лишь то, что им выделено производителем по воле центра. Принципсоответствия спроса и предложения заменен волей центра, материализующейпринятые политические и идеологические решения.
В административнойсистеме косность патриархального общества отчасти преодолевается разрывомоднозначной связи экономического субъекта и норм его поведения, хотя рольдавления идеологии еще весьма велика. Правила и параметры экономическогоповедения, и соответствующее размещение благ определяются воздействиемкомандующей (управляющей) подсистемы, которой является, прежде всего,государство, какие бы различные формы оно ни принимало. Соответствие поведенияэкономического субъекта управляющим воздействиям обеспечивается в первуюочередь внеэкономическими средствами, помимо идеологии включающими аппаратпринуждения. Такая координация экономической деятельности обеспечиваетвозможности значительного развития за счет соответствующего изменения нормэкономического поведения, а также концентрации ресурсов под контролемуправляющей подсистемы. Ее слабым местом является отсутствие внутреннихстимулов экономической активности у подчиняющихся внешним командам иограниченным ими в своих действиях экономических субъектов. Поэтому периодыбурного, но недолгого развития чередуются в таких системах с состояниями застояи упадка.
В командной экономикепредприятие действует в условиях мягкого бюджетного ограничения. Во-первых,социалистическое предприятие может переложить часть своих ресурсов напотребителей — ведь в такой системе господствуют фирмы-монополии, или, какговорят, поставщик диктует цены. Во-вторых, предприятия систематически получаютналоговые льготы и отсрочки в уплате налогов. В-третьих, широко практикуетсябезвозмездная государственная помощь (дотация, субсидии, списание долгов и т.п.) В-четвертых, кредиты выдаются и тогда, когда нет никаких гарантий ихвозврата. В-пятых, внешние финансовые вложения нередко осуществляются не дляразвития производства, a для покрытия возникающих финансовых трудностей, и всеэто — за счет государственной казны. Использовать заемные средства при помощирынка ценных бумаг невозможно вследствие отсутствия такового при социализме.
командныйрыночный экономика потребитель
2.2 Рыночныеценообразования как механизм выбора рыночных субъектов
Как следует изназвания, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке.Однако, как нам уже известно, существует множество видов рынков, поэтому подрыночным механизмом ценообразования понимается множество рыночных механизмов. Вто же время среди них есть ведущие, наиболее типичные механизмы, на которых ибудет сосредоточено наше внимание. Рыночный механизм ценообразования обладаеттакже той особенностью, что действие его «пружин и винтиков» скрытоот глаз. Даже в ситуации аукциона или элементарного взаимного торга междупокупателем и продавцом слышим только реакцию продавцов и покупателей напредложения каждой стороны, участвующей в торге. О скрытых побудительныхмотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именноони и представляют механизм ценообразования.
Продавец,представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремитсяповысить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомуюприбыль. Покупатель, потребитель, исходя из «полезностного» подхода и желанияснизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к«своей» цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки.Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями (впредположении, что она существует, а существовать в нормальной экономике онадолжна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренция междупотребителями и непрерывное возвышение их потребностей.
В этой сложноймногофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметьместо только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравниванияспроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересыкоторых столкнулись на свободном рынке. Такая цена получила, как уже упоминалось,название рыночной, а в случае, когда она зафиксирована в договоре, — договорной.
/>
Рис 1. Пересечениекривых спроса и предложения
Обрисуем несколькодетальней механизм рыночного ценообразования, исходя из предположения, чторассматривается рынок, в условиях которого действуют закон спроса и закон предложения.Такие условия имеют место на свободном конкурентном рынке.
На конкурентном рынке вусловиях, когда спрос на товар фактически равен предложению товара и онизависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена,соответствующая выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечениякривых спроса и предложения.
Согласно закону спроса,импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которойпроизводитель предлагает свой товар. Конечно, цена предложения — толькоисходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса,т.е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычнодостигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительнопродается и покупается. Возвращению цены к равновесному уровню могутпрепятствовать только два обстоятельства:
а) монополизм продавца(или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу;
б) административноерегулирование цен (отсюда, в частности, видна ответственность государства заустановление цен, приводящее к дефициту или перепроизводству).
В некоторых случаяхгосударство может вмешиваться в объективный механизм ценообразования, этоосуществляется путем фиксирования цен. Цена фиксируется на определенном уровне,выше или ниже которой она не может меняться. Государство может ставить двецели:
1. Обеспечить доступбольшинству потребителей к потреблению определенного товара. В этом случаеустанавливается законодательно максимальная цена, которую продавцу разрешаетсязапрашивать за свой товар или услугу. Это называется «потолком» цены.Выше этого уровня производители не имеют право поднимать цену. Если потолокцены окажется ниже равновесного уровня, то может возникнуть устойчивый дефицитэтого товара. Следовательно, первоначальная цель обеспечить доступ большинствупотребителей к потреблению товара будет не достигнута из-за дефицита.
2. Обеспечитьопределенный уровень доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помочьпроизводителям покрыть свои издержки. В этом случае устанавливается минимальнаяцена законодательно. Она превышает цену равновесия. В результате этого можетвозникнуть довольно устойчивый излишек продукта или ресурсов. Дляпроизводителей это будет означать, что продукция не реализуется и издержки не покрываются.
Таким образом, привсем, казалось бы, необъятном диапазоне возможных цен они в классическомлокальном рынке тяготеют к равновесному уровню.
Равновесная цена жесткозафиксирована со всех сторон:
а) по горизонтали — преодолением искусственного дефицита или перепроизводства (механизм — изменениеколичества товара);
б) по вертикали — стремлением к достижению предельной выгодности (механизм — изменение уровняцен).
Поскольку общественнаяценность товара постоянно изменяется, то и цена товара находится в постоянномдвижении.
Непосредственный толчокк такому движению дает взаимодействие спроса и предложения. Очевидно, однако,что и цены оказывают активное воздействие на спрос и предложение. Поэтомувозникает соблазн ускоренного решения экономических проблем путем прямогоназначения цен. Конечно, в экстремальных ситуациях управление ценами накороткий срок может быть оправдано, но превращать управление ценами вединственный метод регулирования экономики нерационально.
Защитники чистогокапитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствуетэффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости,быстрому экономическому росту. Вот почему здесь очень мала или вовсеотсутствует необходимость в правительственном планировании, в правительственномконтроле и вмешательстве в экономический процесс, потому что такоевмешательство подрывает эффективность функционирования рыночной системы. Рольправительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности иустановлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционированиесвободных рынков.
В рыночной системенормы экономического поведения формируются на основе взаимодействия продавцов ипокупателей. Это соединяет в себе, с одной стороны, возможности экономическогоразвития путем изменения параметров и правил экономической деятельности в ходесотрудничества и конкуренции, а с другой стороны, возможности обеспечитьиндивидуальную заинтересованность экономических субъектов в таком развитии прииспользовании института частной собственности. При этом все экономическиесубъекты подчиняются единым всеобщим правилам, ограничивающим свободу действийкаждого обязательными для всех нормами права и границами его владения, нообеспечивающими значительное повышение самостоятельности и экономическойактивности.
При этом с расширениеминдивидуальной свободы действий общая упорядоченность и регламентированностьэкономической деятельности существенно возрастает. Поэтому последствиянеудачных экономических решений могут оказаться весьма суровыми. Ролькоординации действий экономических субъектов и размещения благ в экономикевыполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен.
В условиях рыночнойсистемы затраты экономической деятельности, связанные в данном случае сосуществлением рыночных сделок, приобретают форму трансакционных издержек. В ихсостав входят издержки сбора и обработки информации, связанные с определениемпредмета сделки, получением ценовой и иной информации, определением своейпозиции, поиска партнера, распространением информации о желании вступить всделку; издержки проведения переговоров и принятия решения, в том числевыработки условий рыночного соглашения и его оформления в соответствующемюридическим нормам виде; издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта,такие как контроля за качеством и иными характеристиками предмета сделки,определения и защиты прав собственности (в том числе в судебном порядке),проверки и обеспечения соблюдения условий соглашения.
Проблема координации врыночных условиях анализируется с помощью модели кругооборота и модели спроса ипредложения.
Модель кругооборотаразделяет экономику на два сектора: домашние хозяйства и фирмы. Домашниехозяйства используют доходы, которые они получают от продажи своих ресурсов —труда, капитала и земли, для покупки товаров и услуг от фирм. Фирмы используютденьги, которые они получают от продажи товаров и услуг, для покупки ресурсов удомашних хозяйств.
Сопоставление уровнейтрансакционных и административных издержек определяет соотношение и границыдействия рыночного и административного механизмов в данной конкретнойэкономической системе. Рынок обеспечивает наиболее экономное функционированиепроцесса координации, сводя одну из частей трансакционных издержек (на сборинформации) до минимума.
/>
Рис.1 Рыночный механизм
Именно домашниехозяйства решают, что потреблять, а следовательно что производить. Эти решениядолжны послужить основой производственных планов фирм. Фирмы должныскоординировать свои решения по использованию ограниченных ресурсов.
В рыночной системезадачу координации решают два типа рынков: рынок производственных ресурсов ирынок потребительских благ. Данная модель рыночного ценообразования быларассмотрена выше.
Предприятия в любойхозяйственной системе стремятся смягчить жесткое бюджетное ограничение. Отчастиэто удается сделать и в условиях рыночной экономики; монопольная власть нарынке позволяет фирме в той или иной степени диктовать цены; обращение ккредиту позволяет смягчить условия, но заметим, что и в этих обстоятельствахбюджетное ограничение рыночной фирмы остается почти жестким: кредит всегдапредоставляется на жестких условиях и только в том случае, если есть гарантииего возврата, да и в области ценообразования монополии всегда ограниченыплатежеспособным спросом покупателей.
Важно отметить, чтопредприятия, стремясь выполнить плановую директиву, сталкиваются с бюджетнымограничением. Смысл понятия бюджетного ограничения состоит в том, что суммаденежных доходов предприятия и его денежных фондов потенциально должна бытьравна сумме расходов предприятия за определенный период. Существует несколькофакторов, придающих бюджетному ограничению в рыночном хозяйстве жесткийхарактер:
Экзогенные цены. Этоозначает, что предприятие является не «ценоискателем», а «ценополучателем», т.е. цена задана рынком и отдельная фирма не в состоянии повлиять на закупочныецены или на цены, по которым реализуется продукция.
Жесткая системаналогообложения. Это означает не просто высокие налоги, а то, что предприятиене может повлиять на нормативы налогообложения, не получает льгот при уплатеналогов, изымаемых в обязательном порядке.
Отсутствиебезвозмездной государственной помощи. Это значит, что государство не дотируеттекущее производство и не покрывает безвозмездно расходы на капиталовложения.
Отсутствие возможностиполучения кредита. Все закупки ресурсов оплачиваются наличными. Межфирменныйкредит не допускается.
Невозможность внешнихфинансовых вложений. Здесь имеется в виду, что собственники могут изыматьприбыль, но при этом они не имеют права вкладывать ее вновь в развитиепредприятия.
Таким образом, вусловиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженнымвоздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходовк определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги вцелях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровняпроизводства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмыосуществляется в рамках существующей в стране экономической политике.
В экономике скомандно-административной системой цены устанавливаются на директивной основе,в рыночной же экономике они полностью зависят от взаимодействия производителя ипотребителя. Оба подхода к установлению цен имеют свои положительные иотрицательные характеристики, рассмотренные нами выше.
ГЛАВА 3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Одним из важнейшихнаправлений деятельности государства в современной рыночной экономике являетсярегулирование экономики.
Государственноерегулирование экономики — это система экономических мероприятий государства,посредством которых оно может воздействовать на социально экономическоеразвитие общества.
Государственное регулированиеэкономики направлено на достижение следующих целей:
• создание нормальныхусловий для функционирования рыночного механизма;
• обеспечениеустойчивых темпов роста;
• регулированиеструктурных изменений в экономике, вызванных потребностями современной научнотехнической революции;
• обеспечениесоциальной стабильности и социального прогресса;
• решение экологическихпроблем.
Государственноерегулирование экономики включает различные направления экономическойдеятельности государства. Некоторые из них отражены на рисунке 2. Рассмотримкаждое из них более подробно.
/>
Рисунок 2. Основныенаправления государственного регулирования экономики
Одной из важных функцийгосударства в современной экономике является создание правовой основыэкономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработкезаконодательных и нормативных документов, регулирующих механизмфункционирования экономики в целом, отдельных ее субъектов. Одновременногосударство обязано контролировать выполнение установленных законодательных инормативных документов.
Создание общественныхблаг — другое важное направление государственного регулирования экономики. Вместес тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребленияобщественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсыгосударственного бюджета.
Мировая практикасвидетельствует, что рынку свойственна тенденция к монополизации, котораяприводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями,а вследствие этого к стагнации. Проведение антимонопольной политики,направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренцииможет быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государствоопирается на антимонопольное законодательство.
Рыночный механизм не всостоянии решить проблему регулирования внешних или побочных эффектов. Внешнийэффект — это эффект, оказывающий влияние на фирмы и потребителей припроизводстве товаров и услуг. Внешние эффекты могут быть как отрицательными,так и положительными. Загрязнение окружающей среды в связи со строительствомжелезных дорог является отрицательным внешним эффектом. Пример положительноговнешнего эффекта представляет строительство оросительной системы однимфермером, в результате, которого улучшается качество земель других фермеров бездополнительных инвестиций. В современной экономике регулирование внешнихэффектов берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различныеточки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросегосударства.
А. Пигу, английскийэкономист, основатель теории государства всеобщего благоденствия, обосновываетналоговый путь разрешения этого вопроса, предполагающий активную рольгосударства в решении проблемы внешних эффектов.
Р. Коуз, американскийэкономист, теоретик неоклассической школы, выступает за расширение рыночныхотношений для преодоления внешних эффектов. Он считает, что регулированиевнешних эффектов наиболее эффективно на основе частных соглашенийсобственников.
Создание инфраструктурыэкономики – другое важное направление государственного регулирования экономики.Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры —комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяютнесколько видов инфраструктуры:
• производственная(сеть энергоснабжения, транспорта и связи);
• институциональная(государственный аппарат управления);
• социальная (учебные,медицинские, культурные заведения);
• информационная(совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).
В современной рыночнойэкономике государство является не только координатором и контролером, но ипредпринимателем.
Оно занимается особымвидом предпринимательства государственным предпринимательством. Под нимпонимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары иуслуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качествепредпринимателя действует, с одной стороны, как типичный предприниматель, a cдругой стороны, как особый общественный предприниматель. В отличие от частногопредпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но ина предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционированиеэкономики в целом, включая частный капитал. Государство ведетпредпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.
Перераспределениедоходов — это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицамили добровольная передача доходов одними лицами другим, более в нихнуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и являетсяхарактерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределениядоходов, некоторые из которых показаны на рисунке 3.
/>
Рисунок 3. Формыперераспределения доходов
Государственная закупкатоваров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способперераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданскиестроительные программы, финансирование капитальных вложений в государственныепредприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателямстабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходовспособствует решению проблем занятости, благосостояния.
Важными каналамиперераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Онипредоставляются государством за счет средств государственного или местныхбюджетов, а также специальных фондов.
Налоговое перераспределениедоходов — это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичноеили полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку ихоплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижениеопределенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготыиспользуются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса идр.
Рыночной экономикеприсуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерейработы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию повыплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группамнаселения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальныепрограммы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению,культуре, физической культуре и спорту.
Государство в социальноориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию,как макроэкономическая стабилизация экономики. Эта мера государственногорегулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада,закрепление и поддержание показателей функционирования экономики наопределенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизациядостигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. Косновным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации,относятся: изменение государственных расходов, налогов и др.
Фискальная политика —это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства длядостижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует нижесвоих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику.Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговыхставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоленияинфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, котораяпредполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.
К мерам государственногорегулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнесспособствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочихмест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредствомналоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных,консультационных и др.).
Государствоосуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономическойдеятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные внешниеусловия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальныхинтересов, государство проводит либо политику либерализации, либопротекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит спомощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы инетарифные меры регулирования.
Одной из функцийгосударства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержкафундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационнойполитики.
Современная экономикабазируется на проведении эффективной научно технической и инновационнойполитики. Неотъемлемым ее признаком является постоянное создание новой техники,технологий, являющихся результатом достижений научно технического прогресса.Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений являютсясущественным фактором инновации. В США государство финансирует более половиныфундаментальных исследований, практически полностью создание наиболее сложных идорогостоящих установок фундаментальной науки. Государство берет на себязначительную часть расходов на проведение НИОКР (научно исследовательских иопытно конструкторских работ). Особенно активно государство принимает участие вфинансировании НИОКР, связанных с военным производством. В России в условиях ограниченностигосударственного бюджета наметилась опасная тенденция к сокращению объемафинансирования фундаментальной науки, что ставит под угрозу сохранениеинтеллектуального потенциала общества.
Обеспечениеэкологической безопасности – важная функция государства в социальной рыночнойэкономике. Вторая половина XX века показала, что экстенсивное развитиеэкономики сопровождается рядом отрицательных последствий. Одними из нихявляются разрушение экосистем, потери части ВВП. Такие потери приводят кнегативным экономическим, финансовым и социальным последствиям. Их можноустранить или снижением темпов экономического развития, или осуществлениемкомплекса мер по экологизации производства. Для современной экономикиприемлемым является второй путь. Его реализация предоставляется государству.Оно организует систему контроля, оценки и слежения за изменениями состоянияокружающей среды под влиянием антропогенных воздействий. Государство создаетсеть стационарных станций наблюдения, с помощью авиакосмических средств контролянад изменениями параметров, характеризующих состояние среды. Государствопосредством законов, налоговой политики ведет оперативное управление охранойокружающей среды, принуждая предпринимателей к соблюдению природоохранных мер.Государство контролирует эксплуатацию природных ресурсов, устанавливает запретыи ограничения на производство некоторых продуктов, административные санкции занарушение природоохранного законодательства, экологических норм.
Несмотря на то, чтогосударство берет на себя функции по устранению негативных социальноэкономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающихфункционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономикуне должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулированияэкономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечениеэтой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающихэффективное функционирование рыночного механизма. Чрезмерное участие государствав экономике, выполнение им несвойственных функций способствуют огосударствлениюэкономики, изменению экономической системы.
3.1 Концепции развитиярыночной экономики в России в будущем
Достижение целейразвития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагаютвыстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса игосударства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учетаинтересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведениисоциально-экономической политики.
В целях перехода кинновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях ссубъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующимипринципами:
— создание условий длясвободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмовсаморегулирования предпринимательского сообщества;
— снижениеадминистративных барьеров в экономике, превращение России в страну с низкимуровнем коррупции;
— формирование условийдля массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики,совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимостипредпринимательства и собственности;
— устранениеизбыточного государственного регулирования экономики и переход преимущественнок косвенным методам регулирования экономических процессов;
— поэтапное сокращениеучастия государства в управлении собственностью в конкурентных отрасляхэкономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур,основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу иоткрытости деятельности органов государственной власти;
— концентрациягосударственного предпринимательства главным образом в отраслях, связанных собеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитиеминфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в техсекторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;
— поддержаниемакроэкономической стабильности и предсказуемости изменения основныхмакроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;
— развитиечастно-государственного партнерства, направленного на снижениепредпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследованийи разработок, распространения новых технологий, развития транспортной,энергетической и коммунальной инфраструктуры;
— поддержка инициативбизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;
— активная поддержкароссийских компаний на внешних рынках, защита интересов российского бизнеса вслучае нарушения его прав в иностранных государствах;
— расширение участияпредпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственнойвласти, связанных с регулированием экономики.
Основными субъектами,заинтересованными в переходе к инновационной социально ориентированнойэкономике, являются не только занятые в экономике знаний и высоких технологий,но и более широкие слои работников и представителей бизнеса, которыесталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются в активномтехнологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.
В целях эффективногововлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализациюсоциально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развитияобщества. Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективно работающаядемократическая система, которая обеспечивает не только свободу частныхинтересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для активизацииинновационных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовойработе нами были рассмотрены командно административная и рыночная хозяйственныесистемы, проблемы связанные с координацией выбора в этих системах. Анализируяисторический опыт России, а именно времена СССР и современные направления развитияэкономики, мы можем с полной уверенностью сказать, что в будущем Россия никогдане вернётся на путь директивного регулирования рыночных процессов, но иговорить о чистом капитализме в нашей экономике также не приходится.
Современная ситуация нарынке формирует определенные перспективы развития нашей экономики. На данныймомент мы имеем смешанную хозяйственную систему. Наша страна «застряла» междукомандно-административной экономикой и свободным рынком.
В качестве барьера кпереходу на свободный конкурентный рынок, мы можем выделить такую характернуюдля нашей страны черту, как частичная монополизация рынка. Во многих сферахгосударство всё ещё сохраняет право абсолютного монополиста. В то время какравенство прав всех субъектов экономических отношений является обязательнымусловием формирования успешной и эффективной, что очень актуально в настоящеевремя, экономики.
Приоритетным сценариемразвития экономики России в ближайшие годы является демократический путь,требующий прихода к власти новых людей, способных предложить план развития,который найдет отклик у населения.
Однако этап выходанашей страны из мирового финансово-экономического кризиса ещё не закончен.Сейчас сложно говорить о каких-то резких изменениях в хозяйственной системесовременной России.
Выравнивание доходов в обществепроизойдет лишь в результате действия ряда факторов, связанных с долгосрочнымитенденциями экономического роста, фискальной политикой государства иперераспределением доходов посредством трансфертных платежей, проведениемактивной государственной политики доходов. Последняя призвана решать двеглавные задачи: регулировать рост заработной платы с целью стабилизации цен иподдерживать уровень доходов посредством программ социального страхования игосударственной помощи. Один из признаков оптимизации распределения доходов вобществе — преобладающее возрастание доли средних доходов и значительноесокращение доли наиболее высоких доходов в общем «котле». Роль государствапри такой системе — определение законодательных рамок, регулирующих трудовыеотношения. Данные меры могут быть осуществлены только в результате успешноговыхода нашей страны из экономического кризиса, что является долгосрочнойперспективой развития РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АндреановВ. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике// Экономист. — 2009 — №5.
2. БункинаМ.К., Семёнов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. — М.: Эльф К — пресс,2009г., 512с.
3. Ионов М.Роль государства в экономике // Экономист. — 2008 — №8.
4. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики – М.: «РАГС», 2009г., 829с.
5. ЛившицА.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие — М.: Высшаяшкола, 2006г., 632с.
6. Юсим В. Осистеме прямого управления макроэкономическим развитием Экономист — 2010 — №12.