Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Иркутская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра бухгалтерского учета и аудита
Контрольная работа
По дисциплине «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету»
(Сквозная задача по бухгалтерскому финансовому и правленческому учету)
Выполнил:
Студент
Специальности
Руководитель:
Иркутск — 2010
Содержание
Основные задачи и направления внешнего финансового контроля
Задачи и организация проведения ревизии
Контроль и ревизия операций по выбытию животных
Проверка правильности составления бухгалтерских проводок по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Литература
Основные задачи и направления внешнего финансового контроля
Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности.
Финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний.
Основная цель внешнего контроля — составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с законодательными принципами и нормами, а также о финансовом здоровье объекта контроля, рациональности и эффективности его деятельности.
Потребность в проведении независимого внешнего контроля возникает у собственников (акционеры, инвесторы) предприятия, которые хотели бы иметь объективную информацию о его деятельности, заинтересованность в том, чтобы действия управляющих приносили максимальную выгоду, а так же в случае недоверия руководству хозяйствующего объекта.
Внешний контроль предприятия проводят государственные организации, общественные и аудиторские фирмы.
При внешнем контроле получаемая информация направляется заказчикам, которые предоставляют ее для ознакомления внешним потребителям.
Если в организации существует служба внутреннего контроля, то внешний контролер, прежде всего, проверяет эффективность ее работы, определяет степень возможного доверия к ее информации. Однако внешний контроль более независим от руководства контролируемого объекта и отвечает за достоверность своей информации перед заказчиками и внешними потребителями. Аудитор и контролер проверяют на предприятии бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с инструкциями и положениями по бухгалтерскому учету и законам РФ. Они руководствуются выполнением основных своих задач — это проверка учета совершенных хозяйственных операций и полное и своевременное отражение их в бухгалтерском учете; разноска по счетам и регистрам в хронологическом порядке их свершения; недопустимость ошибок в подсчетах, расчетах и учете сумм хозяйственных операций; соответствие их финансовой отчетности и Главной книге и т.д.
Задачи и функции внешнего финансового контроля зависят от целей, поставленных контролирующими органами — для одних достаточно контроля финансовой отчетности, для других требуется анализ всей финансово-хозяйственной деятельности — что определяет и разные способы его проведения. Таким образом, контрольное мероприятие можно разделить на две группы: документальный контроль и контроль исполнения.
Документальный контроль — это проверка финансовой отчетности и документации, в ходе которой выявляется точное отражение финансового положения хозяйствующего объекта, результаты его деятельности, а также движение денежных средств в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета и представление финансовой информации в соответствии с установленными критериями. Такой контроль может включать проверку финансовой информации (отчет о прибылях и убытках, о движении денежных средств), потребности в финансировании, отчетности по субсидиям и т.д. Источниками информации являются первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая отчетность и другая документация.
Контроль исполнения представляет собой объективную и систематическую проверку фактических данных (документов) для оценки работы хозяйствующего субъекта, полноты исполнения возложенных на него функций, программы его деятельности в будущем. Целью такого контроля является информация, необходимая для принятия решений по устранению выявленных недостатков или коррекции направлений его развития.
Здесь применяются такие приемы как сличение фактических остатков денежных, материальных средств с данными бухгалтерского учета на определенную дату; дается экспертная оценка специалистами обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдение технологических режимов; непосредственное обследование складов, подразделений.
В контроль исполнения входят также проверка:
эффективности и экономичности осуществляемой деятельности; исполнения государственных программ, использования субсидий и контрактов. Это заключается в том, насколько эффективно и экономно хозяйствующий субъект приобретает, сохраняет и использует свои ресурсы (персонал, имущество, площади), причины неэффективности. Проверка программ включает определение достигнутого уровня прибылей или результатов, установленных законодательством, соответствия деятельности хозяйствующего субъекта основным законодательным актам, применимым к данной программе, а также устанавливает: принесло ли предоставление субсидий, заключение контрактов желаемые результаты или прибыль, эффективно ли они использованы; существовали ли более эффективные варианты и т.д. Она может включать и рассмотрение таких вопросов, как приобретение ресурсов по разумной цене, содержание их должным образом, ненужная работа, разбухший штат, использование рациональных методов работы, надежная система управленческого контроля за ведением отчетности, измерением результативности и оценки эффективности и экономичности программы.
Органы финансового контроля помимо проведения непосредственно контрольных мероприятий могут выполнять и другие функции: финансово-экономическую экспертизу законов и нормативных актов перед их рассмотрением законодательными органами; оказывают помощь законодательным органам, подготавливая информационные материалы для обсуждения; разрабатывают методы и подходы, применяемые при оценке новой или предложенной программы; прогнозируют возможные результаты реализации предлагаемых программ; проводят финансово-экономические расследования.
Финансово-экономическая экспертиза проводится для предварительной оценки последствий принятия важных финансово-экономических решений. Ее специалисты хорошо знают реальное положение дел на различных объектах, что позволяет им выявлять общие закономерности проявления тех или иных недостатков действующего финансового механизма и на этой основе разрабатывать предложения по его совершенствованию.
Особое значение финансово-экономическая экспертиза приобретает при проведении бюджетно-финансового контроля. Этот контроль сопровождается анализом и исследованием нарушений и отклонений в процессе формирования и расходования средств бюджета, их причин и последствий.
В зависимости от соотношения времени проведения контроля и времени проверяемых финансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансового контроля:
1) Предварительный — проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозсубъектов, проектов законодательных актов, учредительных документов и т.д. Основная цель — своевременное пресечение незаконного, нерационального, нецелевого использования средств.
2) Текущий контроль, оперативный, проводится в процессе свершения хозяйственных операций, исполнения планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, бухгалтерского учета, инвентаризаций позволяет отслеживать ситуации, предупреждать убытки, предотвращать нецелевое использование финансовых средств.
3) Последующий контроль отличается углубленным изучением итогов хозяйственной и финансовой деятельности за определенный период. Проверяется законность расходования финансовых ресурсов, выполнение планов, смет бюджета и т.д.
Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел различных областей общественной и государственной жизни, в выявлении факторов и условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей, а также результативности их выполнения. Он позволяет скорректировать деятельность предприятий или подразделений, формирует у работников всех звеньев управления высокий профессионализм, компетентность, деловитость и оперативность. А также способствует укреплению законности, правопорядка, государственной и исполнительской дисциплины.
Задачи и организация проведения ревизии
Основная цель ревизии состоит в изучении специальными приемами документального и фактического контроля экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности, законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций. Ревизия является важным средством вскрытия и предупреждения различных злоупотреблений, нарушений государственной и финансовой дисциплины, а также выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.
Ревизия отличается от других методов контроля определенной периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств в судебно-следственной практике.
Ревизии подвергается многосторонняя финансово-хозяйственная деятельность на всех уровнях хозяйственного управления.
Главная задача ревизии — проверка соответствия осуществляемой деятельности организации учредительным документам; обоснованность расчетов смет; исполнение смет расходов; использование бюджетных средств по целевому назначению; обеспечение сохранности денежных и материальных средств; соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; операции с основными средствами и нематериальными активами; расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами; обоснованность произведенных затрат; формирование финансовых результатов и их распределение.
Для проведения ревизии приказом руководителя вышестоящей организации назначается ревизионная группа, включающая как работников контрольно-ревизионного аппарата, так и высококвалифицированных специалистов.
Назначение ревизии и проверки оформляются приказом руководителя. Его подготавливает начальник контрольно-ревизионной службы или главный бухгалтер. В приказе оговариваются сроки участия в ревизии каждого члена ревизионной бригады (за исключением бухгалтера-ревизора). Затем разрабатывается перечень основных вопросов и общая программа (задание) ревизии, а также план для одновременного проведения ревизии кассии инвентаризации материальных ценностей.
Программа утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, назначившей ревизию.
Руководитель ревизионной группы знакомит ее членов с содержанием программы, распределяет задания между исполнителями, компетентными в проверяемых объектах.
Например, для работника производственно-технического отдела могут быть включены следующие вопросы: соответствие перечня объектов, включенных в план подрядных работ; обеспеченность проектно-сметной документацией; графики работ, выполнение плана, достоверность отчетов, соблюдение технологии и т.д.
Для планово-экономического отдела или труда и заработной платы в задании необходимо предусмотреть проверку фонда заработной платы, уровня себестоимости работ, роста производительности труда, прибыли, соответствия данных бухгалтерского учета и первичных документов нормирование труда и т.д.
После разработки программы ревизии и составления индивидуальных заданий руководитель ревизионной группы должен провести инструктаж ее членов о том, как целесообразнее провести проверку на объекте; на какие стороны деятельности организации обратить особое внимание; каковы результаты предыдущей ревизии; какие были выявлены недостатки и какие сделаны выводы и т.д. Членам ревизионной бригады рекомендуется подготовить формы справок, ведомостей, описей, актов и других материалов. На этом заканчивается первый этап подготовки.
Далее, на основании полученных заданий группы составляют рабочие планы проведения ревизии порученного им участка деятельности, которые утверждаются руководителем ревизионной группы. В рабочем плане указывается перечень работ, подлежащих выполнению во время ревизии, способ проверки (сплошной или выборочный) и сроки ее выполнения.
Перед тем как приступить к работе, руководитель предъявляет полномочия на проведение ревизии ревизуемым, знакомит его с задачами проверки и представляет членов ревизионной группы.
Руководитель ревизуемого объекта должен познакомить ревизоров с ответственными работниками предприятия, дать указания о предоставлении помещения ревизионной группе, обеспечении сохранности ревизионных материалов.
Выделенные согласно рабочего плана участники ревизии немедленно приступают к ревизии касс и к организации инвентаризации товарно-материальных ценностей. На начальной стадии они знакомятся с организацией и особенностями производства, условиями работы, постановкой сохранности материальных ценностей. После этого руководитель группы при необходимости уточняет рабочий план с указанием конкретных объектов и вопросов ревизии, исполнителей и сроков.
На предприятии вывешивается объявление о проведении ревизии.
Контроль и ревизия операций по выбытию животных
Контроль по операциям выбытия животных сводится главным образом к определению реальности и возможного завышения списания их с баланса хозяйства.
Проверку лучше осуществлять по отдельным направлениям выбытия: продажа, забой в хозяйстве, обмен, в качестве вклада в уставный капитал других организаций, падеж, гибель, и хищение.
При продаже животных заготовительным организациям, на племя или доращивание в порядке договорных отношений контролю подлежит характер отдельных операций по реализации, количество, живой вес, упитанность, породность, класс, балансовая стоимость по каждому их виду, производственной и половозрастной группе, инвентарному номеру. Здесь важно организовать надлежащий предварительный и текущий контроль.–PAGE_BREAK–
Предварительный контроль выявляет обоснованность плановых показателей и возможностей хозяйства по наращиванию объемов реализации, наличие договоров с заготовительными организациями и другими покупателями под намечаемый объем продаж животных, обоснованность предусмотренных в них цен и условий расчетов.
При текущем контроле, осуществляемом непосредственно в ходе продажи скота и птицы, оперативно выявляют реальность самих операций и данных, отраженных в учетных документах и записях. В этих целях проверяют их наличие в натуре перед отправкой, при транспортировке и приемке на заготовительных пунктах. Фактическое количество, живой вес и упитанность сверяют с записями в товарно-транспортных накладных, приемных квитанциях заготорганизаций, книге учета движения скота и птицы на ферме и других регистрах бухгалтерского, а также зоотехнического учета. Также необходимо подвергать встречной сверке ведомости и приемные квитанции заведующих фермами, гуртоправами и другими материально-ответственными лицами.
При последующих проверках и ревизиях продажи животных идет преимущественно документальный контроль всех вышеперечисленных документов, встречная сверка как между собой, так и с записями в журнале ордере №14 и ведомости аналитического учета к нему, а также данными статистической и бухгалтерской отчетности. Особое внимание обращается на соответствие показателей живого веса и упитанности животных в указанных документах, ибо за расхождениями между ними могут скрываться факты замены тяжеловесных и упитанных животных легковесными и тощими, неправильное определение веса и упитанности приемщиками заготовительных организаций, допущение потери живого веса в пути вследствие недокорма.
По выявленным расхождениям во всех случаях выясняют причины и виновных лиц и вносят соответствующие предложения по уточнению учетных данных и при необходимости по возмещению материального ущерба, причиненного хозяйству.
Систематическому контролю подвергается выбытие животных и по другим направлениям.
Так, при забое, выявляют обоснованность этих операций, наличие и соблюдение лимита отпуска мяса на общественное питание, полноту и своевременность оприходования продуктов забоя. Особое внимание следует обращать на хозяйственную целесообразность забоя тех или иных животных и полноту оприходования полученного мяса и субпродуктов. Основными источниками контроля служат акты выбытия животных, регистры бухгалтерского и зоотехнического учета, производственно-технический план хозяйства и справочные данные о среднем выходе мяса в убойном весе по соответствующим видам и группам животных. Для определения полноты оприходования продуктов забоя целесообразно составлять специальные ведомости, в котором по каждому забитому указывают живой вес, упитанность, выход мяса и других продуктов фактически и по нормативам. При забое нормально продуцирующего скота необходимо проверить не скрывается ли за такими операциями бесхозяйственность, замена высокопродуктивных животных данного хозяйства низкопродуктивными, находящимися в личной собственности. Для этого привлекаются данные зоотехнического учета (журналы выращивания молодняка, карточек племенных животных), актов выбытия животных. При необходимости проводится опрос материально ответственных лиц и прилагаются письменные объяснения.
Обмен животных между отдельными хозяйствами осуществляется обычно про договорам мены или купли-продажи. При этом хозяйство, получившее более продуктивных и племенных животных доплачивает к стоимости переданных менее продуктивных животных, что и должно быть выявлено в ходе контроля и ревизии выбытия животных. Кроме того, устанавливают соблюдение договора по количеству обменных животных и порядка расчетов за них, имея в виду и экономические интересы проверяемого хозяйства.
При передаче животных в качестве вкладов в уставный капитал других организаций выявляют наличие разрешения в учредительных договорах и соблюдение указанного в них количества подлежащих передаче животных.
Как при обмене, так и при передаче необходимо проверить акты приема-передачи, поступившие от получателей на предмет расхождений по упитанности, масти, породности животных, факты их замены и злоупотребления должностных лиц.
Всестороннему контролю подвергаются акты на оформление падежа животных, специальные ведомости, в которых указывается вид, группа, дата падежа, инвентарные номера, количество голов, живой вес, упитанность, причины падежа (диагноз), материально ответственные лица и стоимость павших коров. При этом устанавливают реальность данного случая, правильность оформления и подлинность подписей должностных лиц. Встречной сверкой актов выбытия животных с данными книги учета движения устанавливают своевременность отражения падежа в бухгалтерском учете, соответствие всех данных во выбывшим животным (инвентарный номер, количество и т.д.). Иногда под видом падежа животных оформляют их забой без оприходования продуктов забоя. Такие факты можно выявить внезапной контрольной инвентаризацией шкур, мяса и субпродуктов, ветеринарной экспертизой диагноза болезней павших животных. Обнаружив такие факты, контролеры отмечают их в акте ревизии или отчете о результатах проверки вносят предложения для принятия соответствующих мер со стороны руководителя хозяйства.
При гибели животных от стихийных бедствий и нападения хищников составляются специальные акты, которые подписывают наряду с членами комиссии также представители незаинтересованной стороны. Контролеры, выявив такие случаи, запрашивают местную гидрометеорологическую службу.
Обращается внимание на возможное использование шкур и других продуктов, правильность документального оформления и возмещения гибели животных.
Каждый случай недостач животных вследствие их хищения или пропажи должен быть тщательно проверен. При этом в первую очередь устанавливается подлинность актов, дата составления, состав комиссии, реальность подписей.
При необходимости проводится опрос и берутся письменные показания. Отдельно устанавливается возмещение стоимости погибшего или пропавшего скота.
В ходе контроля за указанными операциями отчетные данные о выбытии животных сверяются с данными бухгалтерского и зоотехнического учета. При этом особому контролю подвергается правильность отражения падежа и гибели животных исходя из установленных фактов подлинности и достоверности этих операций.
Проверка правильности составления бухгалтерских проводок по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
№п. /п
Содержание хозяйственных операций
Сделана запись
Следовало сделать
дебет
кредит
дебет
кредит
А
1
2
3
4
5
1
Выданы из кассы пособия по временной нетрудоспособности
69
50
69.1
50
2
Перечислены суммы причитающиеся работникам на их лицевые счета в банках
76
51
70
51
3
Удержаны из заработной платы работникам суммы НДФЛ
70
99
70
68.1
4
Удержаны из заработной платы работников суммы недостач, хищений, порчи
70
94
70
73.6
5
Удержаны из заработной платы займы, предоставленные работникам
70
91
70
73.2
6
Депонированы суммы оплаты труда
70
70
70
76.4
7
Произведены удержания с работников по исполнительным листам
70
99
70
76.2
8
Удержана с работников плата за содержание детей в детских учреждениях
70
91
70
76.
9
Произведена натуральная оплата труда продукцией
70
43
70
43
10
Начислена оплата труда работникам, занятым в строительстве
23-2
70
20
70
11
Начислена оплата труда руководителю организации
25
70
26
70
12
Начислена заработная плата главному инженеру
25
70
25
70
13
Начислена заработная плата телятнице
11
70
11
70
14
Начислена оплата труда работникам овощеводства
25-1
70
20.1
70
15
Начислена оплата труда
16
Начислена оплата труда работникам, занятым продажей продукции
90
70
44
70
17
Начислены суммы вознаграждений за выслугу лет
91
70
20
70
18
Начислена оплата труда работникам по ликвидации последствий стихийных бедствий
86
70
70
19
Начислена заработная плата работникам, занятым на строительстве летнего лагеря для молодняка животных
11
70
11
70
20
Начислены доходы от участия работающим учредителям
75
70
75
70 продолжение
–PAGE_BREAK–
Литература
1. Белов Н.Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве. / Н.Г. Белов. — М.: Финансы т статистика, 2005 — 271с.
2. Мельник М.В. Ревизия и контроль: Учебное пособие / Под ред. проф. М.А. Мельник. — М.: ИД ФБК — ПРЕСС, 2005. — 520с.
3. Маренков Н.Л. Контроль и ревизия / Н.Л. Маренков. — Ростов-на Дону: «Феникс», 2004. — 416с.