1. цивилизационный подход к истории россии

1. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ РОССИИ ЦИВИЛИЗАЦИЯ — это общественная макросистема, обладаю­щая целостностью, собственным механизмом жизнедеятельности, и сориентированная во времени и пространстве. Россия никогда не являлась и не является “чистым” в цивилизационном отношении обществом. Концепция единой мировой цивилизации отрицает многовариантность развития в человеческом сообществе. Цивилизация является внена­циональным феноменом, хотя национально-этнические факторы играют важную роль. Ханты, манси, чукчи представляют собой разные этнические об­разования, но ведут сходный образ жизни. Все народы в той или иной мере используют сово­купный опыт всего человечества. Можно рассматривать Россию как часть западной ци­вилизации. Россия не может быть полностью оценена в категориях только западной куль­туры. В ней слишком много такого, что не имеет аналогов на Западе. Нередко Россию относят к странам восточного типа. Есть точка зрения, в соответствии с которой Восток и Запад сошлись, и сошлись они в России. Основная идея евразийства — Россия отличается как от Запада, так и от Востока, это особый мир — Евразия. Русская национальность, формировавшаяся под сильным влия­нием тюркских и угро-финских племен, приняла на себя инициативу объединения разноязычных этносов в единую многонациональную нацию евразийцев, которые живут в едином государстве Россия. Абсолютизируя роль православной церкви в духовной жизни, они идеализировали и абсолютизировали роль государства в жизни общественной, в качестве верховного хозяина общества, обладающего сильной властью, но сохраняющего связь с народом. Россия рассматривалась как замкнутый океан-континент. Если весь мир рухнет, Россия может существовать без потерь одна во всем мире. Вводится понятие “российская цивилизация”, характеристики ко­торой формируются на базе евразийской концепции, но с приглушением национально-русского мотива и усилением мотива полиэтничности и поликонфессиональности. Российская цивилизация представляет собой “особое цивилизационное образование, имеющее свою специфику, способное вмещать в себя разнородные этнонациональные и конфессиональные общности и вовлекать их в русло общенационального движения”. Сторонники русского консерватизма допетровской Руси, определяют сущность России через понятие “русская цивилизация”. “Целос­тная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание”. Эта цивилизация имеет особый ду­ховный базис — православие, ее отличает особая форма общности, коллективиз­ма — соборность, особое отношение к хозяйственной деятельности, которое ха­рактеризуется как «нестяжательство». Как величайшее достижение русской цивилизации рассматривается создание мощно­го государства. Используя цивилизационный подход, необходимо помнить, что Россия – СССР является государством, то есть продуктом политических процессов. Россий­ское государство возникло на стыке христианского мира, мусульман­ской цивилизации, классического (буддийского) Востока и огромно­го региона, который представляет собой ареал расселения кочевых и полукочевых обществ, которые можно назвать природными. РОССИЯ — это особый, исторически сложившийся конг­ломерат народов, относящихся ко всем существующим типам цивилизаций, объединенных мощным централизованным государством. Множество народов с разной цивилизационной ориентацией, входивших в состав государства, превращало Россию в неоднородное, сегментарное общество. В ее составе находятся народы Сибири и Севера Европы, анклавы мусульманской цивилизации, а также буддийские регионы, ре­гионы с населением, относящимся к европейской цивилизации, сегмент с ортодок­сально христианской окраской культуры. Все эти народы исповедуют ценнос­ти, которые не способны к сращиванию, к синтезу, интеграции. Они несводимы к русскому. Татаро-мусульманские, монголо-ламаистские, православные, католические, протестантские, языческие ценности нельзя свести воедино, подчи­нить православию. Россия не имеет социокультурного единства, целостности. Существует много России в одном государстве. ^ 2. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ЯЗЫЧЕСКИЕ ВРЕМЕНА Восточные славяне как самостоятельная ветвь выделились из славянства в VI в. и заселили Восточно-Европейскую равнину. Население Древней Руси складывалось в смешении славянского, балтийского, финно-угорского, германс­кого, тюркского, северокавказского элементов. Письменные источ­ники не дают однозначного ответа, что славяне численно преобладали в этом процессе. Общность возникала на основе смешения трех образов жизни осед­лого, кочевого и бродячего и трех хозяйственно-технологических типов земледельческого, скотоводческого и промыслового. Славянские племена, занесен­ные в результате великого переселения народов в Поднепровье, жили как в лесо­степной, плодородной полосе (поляне, уличи, севе­ряне), так и в лесной, соответствующей промысловому типу хозяйства (древляне, радимичи, кривичи). На юге Поднепровья велось плужное земледелие. На севере, в более суровых условиях люди жили в небольших родовых поселках. Быт и добыча необходимых средств для жизни требовали больших усилий и развитие здесь шло медленнее. В социальной сфере господствовала родовая община, которая объединяла до сотни человек и вела общее хозяйство. Несколько родовых коллективов объе­динялись в племена или “земли”. Наиболее важные и спорные вопросы обсуждались на собрании членов родового коллектива — вече. По мере замены подсечного земледелия на более продуктивную двух или трехпольную систему родовая община постепенно уступала место территориальной (соседской). После вырубки участка леса можно было рыхлить землю и выращивать растения. Через несколько лет его забрасывали и вырубали новый (“подсека”). Произошло выделение племенной знати (бояре), для которой родовая община (род) оставалась неприкосновенной. В родовых общинах знати шло накопление жизненных запасов: больших земельных угодий, дорогих предметов домашнего обихода, денежных средств. В случае неурожая, пожаров или других неурядиц, знать ссужала общинников хлебом, скотом, предметами ремесленного производства (“купа”) с последующим погашением долга. Важным делом была торговля как с соседями, так и с дале­кими землями. Глав­ным источником ресурсов была война. Захваченные в плен использовались в боярских усадьбах как рабочая сила (рабы, “челядь”). Возникали дружины во главе с племенным вождем (князем). Необходимость решения общих проблем привела к появлению союзов племен. Славянские дружины нескольких племен осуществляли дальние военные походы, возвращаясь домой с богатой добычей, что находило отражение в былинах и сказаниях. В духовной сфере господствовало язычество. Верования древних восточ­ных славян наиболее изучены. Славяне поклонялись обожествляемым силам при­роды. У каждого племени и рода было множество богов, идолов, демонов. Можно выде­лить несколько групп языческих божеств. 1. Боги и божества, отражающие взаимоотношение человека и природы: Белес (бог скотоводства); Макошь — богиня плодородия, мать урожая; Леший, Домовой. 2. Боги, отражающие взаимоотношения человека с космосом: Белбог — управляющий небесами; богиня рассвета Зимцерла; каждое явление природы обоже­ствлялось — Денница, Вечорка, Зорька, бог воздуха Немиза, Перун — бог грозы и молнии. 3. Боги, регулирующие взаимоотношения внутри рода: Род, Рожаницы, Берегини, Лада, Прикипала. 4. Существовал целый сонм божеств — “нежитей”, которые олицетворяли то, что вредит человеку: Смерть, Злыдни, Черти, Баба Яга, Кащей, Вий, Змей Горыныч. 5. Мифические символы: Меч-Кладенец, Рыба-Кит, Китеж-Град, Разрыв-Трава. 6. Божества, заимствованные у соседей: сестра античной Медузы — Горгония, население неведомых стран — Амазоны и Дивии, волшебные птицы — Сирин, Финист, Гамаюн. Известно не менее 400 названий и имен. Большую роль играло в жизни племен жречество (ведуны, кудесники). Языческие храмы были наполнены идолами. Славяне постепенно продвигались в ареал жизнедеятельности угро-финнов северо-восток Европы и часть Зауралья, тесня их или ассимилируя с ними. Некоторые племена во­сточных славян (поляне, вятичи) платили дань хазарскому кагану, в их землях появились укрепленные хазарские поселения. ^ 3. ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СУДЬБУ… Главную основу для вхождения в европейское сообщество создавало при­нятие христианства, которое стало важным и во многом переломным рубежом. Хри­стианство проникло в восточно-европейские земли задолго до крещения. Церков­ная традиция относит начало христианизации к I в. н.э. Христианизация славян в заметных масштабах началась с VIII в., а во второй половине IX в. этот процесс обрел четкие очертания и происходил, видимо, под влиянием прежде всего Болгарии (славянской), христианизация которой раз­вернулась также в IX в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христиан­кой была княгиня Ольга. Официальная дата 988 г. Киевский князь Владимир долго упорствовал в язычестве. Однако, собравшись жениться на греческой принцессе Анне, сестре византийских импера­торов, он принял крещение в Корсуне (Севастополе). Вернувшись в Киев, он крестил его жителей. Такова летописная версия. Насилие широко применялось. Не желавшие креститься люди уходили в леса, занимались разбоем. Однако посмотрим на это с другой стороны. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни: от семейных отношений до общественных установлений. Семью новая рели­гия рассматривала как священный религиозный союз мужчины и женщины на всю жизнь. Многоженство категорически исключалось. Дети признавались законными только в том случае, если они были рождены в браке, освященном церковью. Смена веры на Руси происходила без иностранного вмешательства. Хри­стианство утвердилось на Руси в основном за 100 лет. Это короткий срок для такого кардинального перелома. Христианство создавало широкую основу для объедине­ния древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Хри­стианство было принято в восточном, византийском варианте. Позднее оно получи­ло название православия, то есть истинной веры. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир. Принятие новой религии помогло установить прочные политические, торговые, культурные связи со многими христиански­ми странами. Появились первые русские монеты. Церковь способствовала созда­нию на Руси великолепной архитектуры, искусства. Сразу после принятия христиан­ства при монастырях появились первые школы, в которых проходили обучение дети из разных слоев населения. Древнерусское общество во многом было светским. Отношение к ним было мягкое. Общество восприняло христианские духовные и нравственные ори­ентиры, но общественное сознание не было поглощено религией. Восточное про­возгласило верность древности, неизменность христианских идеалов (православие — правильная вера). Существует триединый Бог (Троица): Бог-отец (творец мира), Бог-сын (Иисус Христос, почитаемый спасителем людей), Бог-дух святой (по православному вероучению дух святой исходит от Бога-отца, а по учению католи­цизма —от Бога-отца и Бога-сына). Символ Веры утверждает также, что земная жизнь — короткий миг, а загробная жизнь вечна. Чтобы обрести спасение в заг­робной жизни, человек в земной жизни должен строго следовать христианским догматам и предписаниям церкви. В православии слабее выражена идея прогрес­са. Русское православие длительное время ориентировалось прежде всего на Еван­гелие (Новый Завет). Православная церковь на Руси являлась митрополией Константино­польского патриарха. Стремясь укрепить влияние Византии, Патриарх при­сылал на митрополичий престол в Киеве греков. Однако князь Ярослав Мудрый (1019-1054 гг.), желая обеспечить независимость государства, в том числе и духовную, в 1051 г. поставил во главе церкви “русина” Илариона, ко­торый был выдающимся религиозным философом. С принятием христианства язычество не утратило своей перспективы. Оно органично слилось с христианством. Домовые, лесовики, русалки мирно уживались с христианскими апостолами и святыми. Христианские праздники совместились с языческими (масленица). Русский культ Богородицы, опоэтизированный в древних иконах, родился как синтез христианской девы Марии и славянского женского культа Мать-Сыра-Земля.^ 4. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ЧЕРТЫ Можно выделить ряд этапов. I этап VII-VIII вв. Консолидация племен для защиты территории и населения, борьба за ре­сурсы. Центрами объединения стали Киев, Новгород, Белоозеро, Ростов. Возникли союзы племен. К VIII в. их насчитывалось уже 14. Возникали и более крупные образования — союзы союзов племен. Во главе племенные вожди-князья. Союзы племен были непрочными. II этап охватывал I-III четверти IX века. Киев первым положил начало политическому объеди­нению земель. Власть здесь приобрела наследственный характер. Началось складывание общественной иерархии: на вершине — князь и дру­жина, затем — родовые корпорации племенной знати, а внизу — крестьянские и городские общины. III этап связан с появлением единого древнерусского госу­дарства (Киевская Русь). После смерти Рюрика в 879 г. другой варяжский конунг — Олег — в 882 г. захватил Киев и объединил земли. Столицей стал Киев. Киевское государство быстро расширялось. Ведутся споры о том, кем же со­здано древнерусское государство, как возникло само название страны (Русь) и народа (русские). Источников о том древнем времени немного. Рюрик положил начало великокняжеской династии, просуществовавшей до конца XVI в. Правящую элиту Древней Руси до принятия христианства составляли русы с некоторой примесью славянского элемента. В середине X в. киевское общество было двуязыч­ным. Gредводитель русов принял утвердившийся издавна у славян титул князь. Чтобы обеспечить управление землями, территория при князе Игоре (княжение 912-945 гг.) была разделена между родственниками, военачальниками и союз­никами, в число которых входили не только “мужи”, но и жены князя и старших конунгов. Малолетний сын Игоря Святослав получил в управление Новгород, его жена Ольга — Вышгород. Государственная система административного управления впервые была введена в середине X в. княгиней Ольгой (945-964 гг.), которую “ПВЛ” характеризует как мудрейшую правительницу. Была создана система “повостов” (с XII в. “погостами”), которые являлись центрами управления округой, местом сбора “оброков”. С ростом террито­рии в конце X в. Владимир Креститель ввел деление государства на уделы. Пер­воначально было создано 6 уделов. Удельными князьями стали сыновья Владимира. Постепенно число уделов росло. Главой государства являлся великий князь, который происходил из рода Рюриковичей. Высший слой общества составляли бояре, которые являлись вассалами князя, но являлись хозяевами на “своей” территории. Боярство образовывалось двумя путями: с одной стороны, это родовая и племенная знать, перешедшая в общегосударственную элиту, с другой — верхушка княжеской дружины, “смысленные мужи” княжеского окружения. При великом князе существовал высший совет— Боярская дума. Она носила совещательный характер и состояла из представителей дружины, знати, городов, иногда духовенства. Боярская дума собиралась по мере надобности. Она символизировала права и автономию вассалов. Боярская дума обладала правом” veto”. Сильная княжеская власть сложиться не могла. Сущность взаимоотношений была такова: князь управляет землями, заботится о правосудии и законности, защищает от врагов, но обязан считаться с интересами земель, которые представляют бояре. Государственная система формировалась в соответ­ствии с традициями общинной демократии. Распространение православия началось, когда уже существовало государство и определились некоторые его традиции, поэтому принцип автократии, характерный для православия, не нашел утверждения в древности. Язычество составляло духовную основу Древнерусского государства бо­лее ста лет, не способствовало консолидации общества, выработке общих духовных и нравственных идеалов. С 960 по 988 г. князь Владимир Святославич предпринял попытку создать единую духовную основу для государства и обеспечить сакрализацию (освященность) власти на основе язычества. В проведении этой духовной реформы он опирался на жречество. Число богов, не поддающееся учету было ограничено до шести. Сам князь принял на себя имя Хороса — Красного Солнышка. В кумирнях (молельнях) оставалось не более пяти идолов. Эта попытка духовной реформы не удалась. В древнерусском обществе господствовал идеал народоправства — коллек­тивного общинного управления. Князь в Ки­евской Руси не был в полном смысле слова государем. Государство строилось на принципах обще­ственного договора. Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить договор с народным собранием (вече). Он тоже был эле­ментом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива. Народное вече обладало боль­шими правами. Оно ведало вопросами войн и мира, распоряжалось княжеским престолом, финансовыми и земельными ресурсами волости, санкциони­ровало денежные сборы, входило в обсуждение законодательства, смещало адми­нистрацию. С помощью веча народ влиял в XI – начале XIII вв. на ход общественно-политической жизни. Киев представлял собой большой культур­ный город с деревянными и каменными храмами, палатами, со шко­лами и книгохранилищами, с развитой торговлей и ремеслами. Но роль го­родов была несколько иной, чем в Европе. На Руси город являлся политическим центром, к которому тя­готела округа. Это был город-государство. Еще одна особенность — всеобщее вооружение народа. Не только князь и дружина, но и рядовое население Древней Руси было вооружено. Народное ополчение было организовано по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно ополчение решало исход сражения. Влияние княжеской дружины было существенным, но не решающим, она была своеобразным “штабом”. Подчинялось народное ополчение не князю, а вечу. Высокая мобилизационная готовность населения Руси объяснялась прежде всего постоянной угрозой со стороны кочевников. Степная полоса на юге была коридором, по которому прокатывались волны кочевой экспансии. Древнерусское государство образовалось на территории, которая обладала малыми ресурсами. Торговля раз­вивалась активно. Главные предметы торгов­ли — меха, мед. Русь стремилась добиться свободы торговли для своих купцов, обеспечить им защиту. Князь полу­чал десятую часть всех торговых доходов. Потребность в ресурсах удовлетворялась за счет военных походов. Внешняя политика: укрепление го­сударства, охрана границ и обеспечение безопасности населения; развитие дип­ломатических, торговых, культурных связей с окружающим миром; расширение территории, получение дополнительных ресурсов для развития. Походы в Византию предприни­мались не однажды. С принятием христианства ее опыт приобрел первостепенное значение для молодого древнерусского государства. Процветающие восточные соседи привлекали внимание русских князей, которые в Х-ХП вв. неоднократно совершали походы в земли болгар. В 972 г. ими был убит князь Святослав, который возвращался из Болгарии (славянской) с богатым “полоном” (пленными, добычей) и малой дружиной. Экономические, политические, династические и другие связи имела Древняя Русь с Европой. Молодое, динамично развивавшееся государство приобрело вес и авторитет. Особенно это было заметно при Ярославе Мудром. Размах и уровень ди­настических связей княжеского дома производит сильное впечатление. Род Рюриковичей стал составной частью европейской династической системы, а Древняя Русь – христианского мира. ^ 5. НОВГОРОДСКАЯ И ПСКОВСКАЯ РЕСПУБЛИКИ Новгород, возникший в IX в., демонстрировал близость к средневе­ковому европейскому типу цивилизации в период Новгородской республики (конец XI-XV вв.). Новгород уже в XII в. был огромным торговым городом, известным всей Европе, постоянная ярмарка здесь по своему международному значению не имела соперников в западно-европейских странах. Город чеканил свои моне­ты, издавал свои законы, вел войны и заключал мир. Новгород не подвергся монголо-татарскому нашествию. Князь Александр Невский проводил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя сопротивле­ние наступлению католичества с запада. Его осуждали за то, что он делал уступки Золотой Орде (согласился платить дань). Новгород имел развитые формы республиканской де­мократии, которые давали преимущества собствен­никам: знати, владельцам вотчин, городских дворов и усадеб, участвовали и черные люди. Высшим органом власти являлось народное собрание (вече), рассматривало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя и заключало с ним договор-ряд, избирало должностных лиц. Вече избирало суд по торговым делам. Оно же являлось верхов­ным судом республики. Административные части Новгорода имели самоуправле­ние по принципу общины. Князья не имели власти. В их задачи входило защищать Новгород от врагов (но на­чинать войну без разрешения веча они не могли), исполнять представительские функции в отношениях с другими землями. Они обладали также функциями судебной власти, но судить могли только с по­садником. На имя князя шла дань. Ему было запрещено владеть собственностью на территории Новгоро­да. Князья недолго задерживались на новгородском столе. Церковь в Новгороде была самостоятельна и отличалась по положе­нию от других русских земель. С 1156 г. они стали избирать духовного пастыря — архиепископа. Вече называло трех кандидатов. Этот порядок был близок к протестантской тради­ции. Духовенство пользовалось большим влиянием, монастыри имели огромные земельные владения. Архиепископ и игумены крупных монастырей содержали свои дружины, которые выходили на войну под своими знаменами. В правовом кодексе республики — Новгородской судной грамоте — была законодательно закреплена частная собственность. Основное население города — ремесленники самых разных специальностей: кузнецы, гончары, золотых и сереб­ряных дел мастера, щитники, лучники, были привязаны к рынку. С XI в. началась колонизация Карелии, Подвинья и обширного Северного Поморья. Меха редкостных зверей, охотничьи соколы, моржовая кость — вот что привлекало в северных землях новго­родцев. Дань драгоценной пушниной, костью давала Новгороду ресурсы для тор­говли. Во внутреннюю жизнь зависимых земель новгородцы не вмешивались, но требовали регулярной уплаты дани. Постепенно на эти территорий проникало христианство, русская культура, русская письменность. Новгородцы плавали на ладьях и “ушкуях” по рекам и морям, Северному Ледовитому океану. Сам Новгород был крупнейшим портом. Постоянного войска в республике не было. Новгородская республика просуществовала почти до конца XV в. Читать и писать умели зажиточ­ные люди и многие посадские, а также крестьяне. Уровень грамотности был выше, чем в других русских землях. Грамотой владели женщины, свидетельствует любовная переписка. Псковская земля длинной и узкой полосой охватывала бассейн реки Великой и Чудского озера. Край славился льном, который вывозили в Прибалтику и в Запад­ную Европу. По своему устройству Псков был также республикой, аналогичной Нов­городу. Верховной властью обладало вече, а непосредственное управление осуще­ствляли два выборных посадника. Главой псковского духовенства являлся новгородский архиепископ. Долгое время Псков находился в зависимости от Новгорода. Но в XIV в. он обрел самостоятельность и стал приглашать своих, особых князей, которые имели еще меньше прав, чем в Новгороде. Правовой кодекс — Псковская уставная грамота — считается одним из самых лучших юридических документов того времени.^ 6. РУСЬ В ПЕРИОД МОНГОЛОТАТАРСКОГО НАШЕСТВИЯ. Монголо-татарское нашествие крайне разрушительно сказалось на состоя­нии русских земель: они были отброшены на столетия назад. В районах нашествия были разрушены города, села, культурное земледелие, ремесла. Две трети городов были разорены Батыем. Запустели пашни, исчезли многие ремес­ла. Сократилась численность населения Руси. Масштаб рабства резко возрос. В рабство уводили искусных ремесленников и молодых женщин, а также мужчин в активном возрасте, которые могли быть воинами или ухаживать за стадами скота. Русских невольников продавали в Египет, охотно покупали их в Италии. Особенно высоко ценились рус­ские женщины. Проблема монголо-татарского влияния всегда волновала русское обще­ство. Две крайние точки зрения противостоят друг другу. 1. Монголо-татарское иго принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но не повлияло на жизнь и быт русских, их государственность. (В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов). Россия начала отставать от стран Западной Европы из-за масштабных разрушений, человеческих потерь, необходимости платить тяжелую дань в период монголо-татарского ига. 2. Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и соци­альную организацию русских, на формирование и развитие Московского го­сударства (Н.М.Карамзин, Н.И.Костомаров, Н.П.Загоскин). Московское государство в момент возникновения, часть Великого Монгольского государства, которое затем, заняло его место. Истина посередине. Северо-Восточная Русь по­пала в зависимость от Золотой Орды. На Руси действовали собственные правовые нормы. Управление осталось в руках русских князей, но право наследования власти было утрачено. Князей назначали ханы с помощью специальных грамот (ярлыков), соответственно требуя от них выполнения интересов Орды. Для получения ярлыка (права на княжение) русские князья ездили в далекую Монголию. Князья подвергались неслыханным унижениям, их могли просто убить. В 1243 г. (год образования Золотой Орды) хан Батый (Бату) потребовал, чтобы старший из русских князей (великий князь) приехал в Орду в знак подчинения. Ти­тул владимирского великого князя принадлежал Ярославу Всеволодовичу (1238-1246 гг.), он и поехал в столицу Орды, был принят с “великою честию” и признан верховным правителем всей русской земли. Этот акт положил начало оформлению взаимоотношений Орды и русских земель. Важнейшей обязанностью князей было обеспечение поступления дани и налогов. Чтобы никто в завоеванных землях не уклонился от уплаты дани, в русские земли в 1257 г. явились “числен­ники”, которые переписывали население и делили его на десятки, сотни, тысячи и тьмы. Русь сохранила свою духовную основу — православие. Золотая Орда не настаивала на смене веры. В соответствии с традицией монголы в завоеванных странах освобождали духо­венство от дани. Подобные привилегии получила и православная церковь. В городах, которые оказались в погра­ничной полосе, управление было смешанным. Одни управлялись татарской ад­министрацией, другие — русской. Нет оснований говорить о Северо-Восточной Руси периода монголо-татарского нашествия как о состав­ной части Золотой Орды. Русь была обязана поставлять ратников для монголо-татарских войск, забирались наиболее молодые, сильные, здо­ровые. Необходимо было выполнять ряд повинностей: содержание татарс­ких служащих (баскаков, численников и др.), обеспечение почтовой службы, плата налогов. Процесс фор­мирования русского народа и его государственности было опосредованное. Влиял сам факт господства над русской землей, атмосфера насилия на протяжении двух с половиной столетий. За союз с Европой и вовлечение ее в антимонгольскую коалицию пришлось бы заплатить церковной унией с Римом. Александр счел ордынскую неволю меньшим злом. Это решение положило начало полосе антизападничества в истории России и ее ориентации на Восток. ^ 7. ДРЕВНЯЯ РУСЬ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ Вв конце X в. Владимир Креститель ввел деление государства на уделы. Киевское государство начало распадаться в конце XI в. К середине XII в. обра­зовалось 15 самостоятельных княжеств, к началу XIII в. их было уже около 50. Не было единого центра власти. В каждом из княжеств появился свой суверенный князь, свой епископ во главе цер­ковной организации, издавались свои уставные грамоты, велись летописи. Сохранились традиции прямой демократии — вече, Боярская дума. Процесс раздробления раннесредневекового государства был за­кономерным. Раздробленность ослабила общий военный потенциал, междоусобные войны князей разоряли население. Бурно росли горо­да (крепость, административный и экономический центр округи, место суда). Раз­рушалось замкнутое натуральное хозяйство, городские мастера переходили к рабо­те на рынок. Появилось ростовщичество, которое обеспечивало первоначальное накопление капиталов. В XII в. начала появляться купля-продажа земли как частной собственности. В городе усилилась социальная дифференциация, но коллективизм преобладал. Ремесленники, купцы объединя­лись в братства. Колонизация земель северо-востока Руси началась примерно в X-XI вв. Произошли некоторые изменения в ментальности. Привержен­ность к православию сохранилась, но языческие традиции усилились. Особенно активной политикой прославились Юрий Долгорукий (1155-1157 гг.) и Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Юрию Долгорукому приписывают заклад­ку крепости (Кремля) в Москве в 1152 г. Именно при нем были оборваны последние нити зависимости от Киева: отменена традиционная дань Залесской (то есть Ростово-Суздальской) земли киевскому великому князю. В 1157 г. столицей княжества стал г.Владимир. С середины XIIв. здесь сло­жилась традиция местного летописания с включением известий из других земель (Владимирские летописные своды). Северо-Восточная Русь стремилась стать базой для объединения раздробленной Руси. Владимирские князья считались великими и стремились подчинить другие земли. Особенно этим отличался Андрей Боголюбский. Стремясь стать “само­властием” всей Суздальской земли в церковных делах и светских, он боролся с се­паратизмом бояр, хотел учредить во Владимире особую митрополию и тем самым пюднять значение Владимирской земли (ставка митрополита в условиях раздроб­ленности по-прежнему находилась в Киеве, и речь шла о том, чтобы выйти из юрис­дикции киевского митрополита). За это стремление Андрей Боголюбский заплатил жизнью. В 1174 г. он был убит боярами (на другой день началось восстание низов против княжеской администрации). Пришедший ему на смену после длительных усобиц брат Всеволод Боль­шое Гнездо расширил владения Владимирского княжества, оказывал существенное влияние на ситуацию в других княжествах (Киевском, Черниговском, Рязанс­ком и др.). Благодаря умной политике Всеволод имел большой авторитет и был признан старейшиной Мономаховичей. Однако в конце жизни Всеволод раз­делил княжество на уделы между шестью своими сыновьями, что после его смерти привело к ослаблению княжества, к новым длительным междоусобицам и отделению Ростовского, Переяславского, Юрьевского, Стародубского, Суздальского, Ярославского княжеств. Тенденции по усилению Владимирского княжества и укреплению его влияния были продолжены Александром Невским. При нем сложилась традиция, в Новгород приглаша­лись только владимирские князья. Таким образом, в условиях раздробленности созревали предпосылки для единства на новой основе — экономической, культурном, политической. Перелом­ным в ее истории стал XIII в. В 1237 г. в русских пределах появились монголо-татары. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, а также шведы, немцы и ливонские рыцари, наступали на русские земли. Раздробленная Древняя Русь столкнулась с проблемой: как сохранить­ся, как выжить. Она оказалась как бы между жерновами Востока и Запада, причем с Востока, от татар шло разорение, а Запад требовал смены веры, принятия католичества. ^ 8. СТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА В 30-е гг. XV в. произошел распад Золотой Орды на ханства. Северо-Восточная Русь оказалась в зависимости от Большой Орды. Ханы Большой Орды боролись с Крымским ханством за господство в степях, за то, чтобы Русь не вышла из повинове­ния. Усилилось давление Литвы на западные земли. Утверждение монархического принципа устройства власти в русских землях фактически привело к гражданской войне. После смерти Василия I в 1425 г. разгорелась борьба по вопросу о принципе наследования власти, от решения которого зависело устройство государства. По завещанию, великокняжеский стол переходил к сыну князя Василию II, что означало превращение передачи власти от отца к сыну в узаконенную традицию. Василий II много претерпел, но вышел победителем, передав власть старшему сыну Ивану III. При Иване III (с 1462 г.) в последней четверти XV в. складывается единое русское государство с центром в Москве. Была ликвидирована зависимость от Орды. В 1472 г. Русь отказалась платить дань. В 1480 г. хан Ахмат двинулся на Русь с огромным войском. Войска московское и татарское встретились на реке Угре под Калугой, но битва не состоялась, ударили ранние морозы и ордынцы отступили. При Иване III и его преемнике Василии III территория была расширена. Присоединение Новгорода с колониями. В 1480 г. в состав Московского государства вошла Тверь, у Литвы отвоеваны Брянск и Мценск. Объединение русских земель завершилось в первой четверти XVI в. Великий князь Василий III (1505-1533 гг.) положил конец системе уделов. К середине XVI в. рубежи государства отодвинулись от Москвы. На Северо-Востоке появилось защищенное поле для формирования русского народа, строи­тельства общественной системы, национальной культуры, активной жизнедеятель­ности. Сформировав­шееся ядро территории лежало в стороне от торговых путей. Определились правовые основы государственности. В 1497 г. был создан Судебник Ивана III. Появились сим­волы государства. Уже в конце XV в. устано­вилась неограниченная единоличная власть московского великого князя. Высший слой составляло боярство. Знатность имеет преимущества перед древностью рода. Боярство представляло собой слой крупных частных собственников, владев­ших большими земельными вотчинами, которые передавались по наследству. Дробление вотчин вело к обеднению боярства. Иван III (1462-1505 гг.) и Василий III (1505-1533 гг.) издали “уложения” о том, чтобы вотчинники Твери, Рязани не продавали свои вотчины “иногородним” или в монастыри. Родовым кор­порациям князей суздальского, ярославского корня запрещалось продавать свои имения кому бы то ни было “без великого князя ведома”. Любое нарушение вело к конфискации вотчины в казну. Постепенно высший слой государственной бюрократии сформировался в дворянство. В зависимости от уровня службы полагалось жалова­нье и поместье определенного размера с крестьянами, которые обрабатывали зем­лю на условиях барщины. Поместья были значительно меньше вотчин. Началось закрепощение крестьян. С XVI в. барщина стала основной формой ведения хозяйства. Судебник отразил процесс закрепощения крестьян. Им предоставлялось право уйти от помещика только раз в году в течение недели до Юрьева дня (26 ноября) и недели после него. К концу XV в. поместная система стала ведущей формой землевладения, а дворяне-помещики — самостоятельным слоем в русском обществе. Собственником земли являлось государство в лице великого князя. Помещик получал поместье пожизненно, пока мог нести военную службу, оно передавалось по наследству. Городское сословие в XVII в. получило устойчивое наименование “посадские люди”. Сходки выборных от посадского и слободского мира обсуждали и решали важные вопросы городской жизни. Началось формирование купеческого сословия, но в период Московского государства этот слой был малочисленным, т.к. не было свобод^ 9. ЭПОХА ИВАНА ГРОЗНОГО И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В эпоху Ивана IV (1533-1584 гг.) завершилось формирование самодержавия. Деятельность Ивана IV была направлена на разрушение элемен­тов, которые служили опорой для становления прогрессивного типа развития и ук­репляла восточные черты в организации российского общества. От эпохи Ивана Грозного осталось мало источников, существует больше ле­генд, чем реальной исторической фактуры. Зыбкость фактологического фундамента приводит к разноречивости суждений как о са­мом Иване Грозном, так и о его эпохе. Иван IV родился в 1530 г. и оказался на престоле в 1533 г. В период малолетства фактичес