Трастовые операции в коммерческих банках

–PAGE_BREAK–Страховой траст возникает в случае, если какое-либо лицо назначает траст-отдел банка доверенным лицом по страховому полису и поручает ему выплачивать страховую сумму после его смерти одному наследнику.
Выполнение роли опекуна и/или хранителя имущества
Другим важным аспектом деятельности банков по обслуживанию доверительных интересов клиентов является опекунство и обеспечение сохранности имущества. Эти операции банков распространяются в основном на несовершеннолетних, которые считаются неправоспособными в области управления и владения имуществом.
Выполнение агентских функций
Траст-отделы коммерческих банков могут выполнять для физических лиц и отдельные агентские функции, связанные с сохранением активов, управлением собственностью и юридическим обслуживанием. Эти операции отличаются от полного траста главным образом тем, что при выполнении функций агента право собственности в основном сохраняется за её владельцем. Последний, именуемый принципалом, поручает агенту (траст-отделу банка) действовать от его имени. Представительство осуществляется на договорных началах и требует заключения агентского соглашения.
Одной из разновидностей агентских соглашений между траст-отделом банка и его клиентом является договор о сохранении активов. При таком соглашении траст-отдел принимает на ответственное хранение и в управление определённые активы (как правило, в ценных бумагах). При этом траст-отдел обязан получать доходы по ним и извещать клиента об их поступлении, погашать облигации с истёкшими сроками,  покупать и продавать ценные бумаги. Главная задача траст-отдела — сохранить и приумножить доверенный ему капитал.
В расширенном виде договор о сохранении активов может включать в себя и полные представительские функции, когда траст-отдел банка осуществляет все виды инвестиционных или коммерческих операций с капиталом доверителя, т.е. полностью распоряжается инвестиционным портфелем клиента.
Для ведения агентских операций в банке назначается поверенное лицо, т.е. агент, который совмещает в себе юридические функции с хранением имущества и управление им. Такие отношения возникают тогда, когда на траст-отдел оформляется доверенность. Обычно банки предпочитают получать специальные, а не общие права. Это позволяет им выписывать чеки, индоссировать векселя, получать ссуды.
1. 3. Трастовые услуги юридическим лицам Большое место в деятельности коммерческих банков занимают услуги юридическим лицам, которые олицетворяют фирмы, компании и предприятия. Значительная часть услуг, предоставляемых компаниям банками, включает в себя следующие операции:
-управление пенсионными фондами корпораций;
-участие в прибыли;
-выпуск облигаций;
-временное управление делами компании в случае ее реорганизации или банкротства;
-выполнение платежных функций (погашение облигаций, выплата дивидендов акционерам компаний).
В результате выполнения этих услуг банки по работе с юридическими лицами  создают трасты:
-корпоративный траст;
-траст наемных рабочих;
-институционный траст;
-коммунальный траст.
Корпоративный траст организуется в форме закладываемого в банке имущества для обеспечения выпуска облигаций компании. Траст наемных рабочих имеет форму либо пенсионного фонда, либо участия в прибылях. В первом случае руководство компании вносит денежные средства в фонд, управляемый банком, для покупки аннуитетов или выплат работникам при достижении ими пенсионного возраста. Если работники вносят деньги в фонд, тогда его именуют пенсионным трастом с участием. Высшие учебные заведения могут создавать институционный траст и передавать его банку на доверительное управление. Кроме того, группа лиц, проживающих в определенной местности, имеет право учреждать в банке траст (коммунальный траст) в пользу местной общины (сельской, городской). Эти трасты создаются для таких целей, как поощрение научных исследований, помощь учебным и благотворительным заведениям, помощь больным, престарелым, улучшение условий труда и т.д.[2]
Трастовые отделы банков не ограничиваются только сферой частных корпораций; они управляют также государственными фондами на самых различных условиях — от муниципалитета до города и округа.
В ряде случаев трастовые операции коммерческих банков могут совмещаться с функциями по выпуску облигаций корпораций. Стремление компаний получить денежные средства для финансирования капитальных затрат вызывают необходимость выпуска облигационных займов. Когда осуществляется выпуск ценных бумаг под залог других бумаг, хранящихся на базе траст, то соответствующий отдел банка фактически обладает правом собственности на акции и облигации, которые служат залогом. Иногда банк выпускает так называемые траст-сертификаты, представляющие собой обязательства, обеспеченные различным оборудованием. Тогда право собственности на оборудование может передаваться траст-отделу.
Кроме того, для юридических лиц траст-отделы банков выполняют самые разнообразные посреднические функции. Они выступают в качестве агента по передаче права собственности на акции корпораций.
Наиболее перспективными для российской экономики  являются услуги инвестиционных организаций для частных пенсионных фондов, премиальных фондов — так называемый финансовый траст. При этом различают:
-публичный траст — образующийся  из пожертвований частных лиц на благотворительные цели;
-пенсионный траст — учреждающийся для управления фондами компании, из которых выплачиваются пенсии компаниям;
-дискретный траст — дающий право распоряжаться средствами учредителя с целью получения выгоды, предоставившим траст лицам.
Другой широко распространенной формой трастовых отношений являются трасты по недвижимости. Такие трасты организуются, как правило, путем взаимных вложений, что дает возможность инвесторам получать преимущества в налогообложении.
Основными видами трастов по недвижимости являются:
-акционерные, образующиеся в результате объединения высокодоходного имущества и выпуска под него акций;
-залоговые, образующиеся как и акционерные, но получающие доход за счет осуществления операций по покупке и продаже закладных и недвижимости;
-комбинированные, наиболее устойчивый вид трастовых отношений, т.к. средства инвестируются как в недвижимость, так и в займы под залог.
Обычно подобные трасты предполагают установление минимального предела вносимого имущества для его участников.
Значительная роль трастового отдела и как  уполномоченного по ликвидации имущества предприятия-банкрота. Трастовые фирмы могут выступать гарантом в операциях по хранению и передаче ценностей от одного контрагента другому. Большой процент выполняемых услуг занимают также операции, связанные с управлением наследуемым имуществом.
Относительно широко распространена трастовая операция, связанная с управлением, отданным в управление активами. На 1-ом месте стоит кратко- и среднесрочное кредитование (до 6 мес.) — прежде всего операций с недвижимостью, это предельно сжатое по срокам строительство жилья. На 2-ом месте — кредитование торговли. Для подстраховки единичные головные банки нередко переводят торговые компании к себе на расчетно-кассовое обслуживание и кредитуют в пределах 75% остатков на счетах.
По примеру западных банков внедряются некоторые трастовые услуги, например, хранение ценностей  в сейфах, депозитное обслуживание ценных бумаг (от регистрации, расчетов по сделкам до выплаты дивидендов), проведение собраний акционеров, финансовое консультирование, исследование рынков и т.д. Это практически все операции, которыми могут воспользоваться в настоящее время российские предприниматели.
Широко использовать все многообразие совершенного траста не позволяет отсутствие законодательства о доверительном управлении имуществом. Перечень операций детализирован в ст.5 закона РФ «О банках и банковской деятельности»[3].
1. 4. Услуги, предлагаемые банками клиентам в комплексе доверительных операций Большинство коммерческих банков промышленно развитых стран в комплексе услуг доверительного характера предлагает и ряд других, сопутствующих, услуг, наиболее весомой из которых является кредитование клиентов в целях проведения тех или иных инвестиционных операций в случае нехватки средств на клиентском счете в данный момент. Так, предоставление кредита может иметь место при нехватке денег на счете клиента для приобретения акций промышленной компании, курс которых стабильно растет, что может принести значительную прибыль в будущем. В этом случае, после совещания с клиентом, работник отдела доверительных операций обращается с заявкой в кредитный отдел банка. В заявке содержится подробная информация о счете клиента, в том числе о портфеле ценных бумаг на счете, сроке кредита, дате погашения, форме кредита и т. п. Таким образом, работник отдела доверительных операций несет ответственность за принятие решения о необходимости кредитования клиента. После принятия решения о выдаче кредита обязанность подтверждения или отказа в нем, а также ответственность за техническое исполнение переходит к работникам кредитного отдела, чья работа состоит из следующих этапов.
1. Все ценные бумаги разделены на несколько групп. В зависимости от портфеля инвестиций клиента рассчитывается так называемая сумма кредитования, т.е. максимальный предел предоставляемого кредита. Для этого используется специальное программное обеспечение.
2. Работник кредитного отдела заполняет специальную документацию с информацией о клиенте и предоставляемом кредите. При этом рассчитывается сумма:
-содержащихся на счете клиента ценных бумаг по рыночному курсу;
-ценных бумаг по рыночному курсу с учетом риска (максимальный предел);
-предоставляемого кредита. Сумма кредита не должна превышать максимальный предел. Как правило, банки ограничивают и минимальную сумму кредита.
3. При полном соответствии всех параметров требуемым условиям кредитной деятельности банка работник кредитного отдела подписывает полученную форму-заявку (подтверждая тем самым свое согласие с решением о выдаче кредита) и передает ее руководителю этого отдела, а тот — в дирекцию (правление) банка. Решения о выдаче кредита свыше определенной суммы принимаются только членами совета банка.
4. В случае принятия на всех уровнях положительного решения о выдаче кредита клиенту работник кредитного отдела направляет ему для подписи особый договор, подписываемый также одним из членов правления банка. Кроме того, клиент обязан удостоверить факт своего согласия с тем, что он должен продавать принадлежащие ему ценные бумаги в данном банке лишь с банковского согласия, с помощью специального заверения. Эта мера предусмотрена в связи с тем, что инвестиционный портфель клиента служит обеспечением предоставляемого кредита, своеобразным залогом, изменение которого может произойти лишь с ведома работников отдела доверительных операций. Заверение отсылается банком в специальную юридическую контору, где ведется учет выданных кредитов, и клиент не сможет получить кредит в другом банке под обеспечение теми же ценными бумагами.
Таким образом, при кредитовании клиентов отдела доверительных операций происходит зачисление на счет клиента дополнительных средств, с помощью которых осуществляется приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и др. Важнейшая особенность данного вида кредитования состоит в том, что сумма кредита не покидает пределы банка в отличие от обычной ссудной деятельности.
Очевидная выгода кредитования клиентов отдела доверительных операций для банка состоит в том, что с увеличением доходов клиентов растут доходы и самого банка, которые в будущем могут использоваться для расширения спектра предлагаемых услуг и последующего роста прибылей банка. Так, приобретая высоколиквидные и доходные активы в пользу клиента за счет выданных ему заемных средств, банк производит своеобразные инвестиции, с помощью которых стремится к достижению сразу нескольких целей. Во-первых, это получение прибыли для клиента, которая может быть направлена как на дальнейшее приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и пр., так и на другие нужды — по указанию клиента. Во-вторых, извлечение комиссии для самого банка, что улучшает показатели его ликвидности и баланса и приносит дополнительный доход. В-третьих, повышение интереса у данного клиента к расширению сотрудничества с банком, улучшение репутации последнего, привлечение новых клиентов, а значит, дополнительных средств. При этом нельзя не отметить незначительную степень риска подобного кредитования для банка вследствие того, что средства, инвестируемые в пользу клиента, остаются в сущности под контролем банка на счете этого клиента.
Другое, не менее актуальное, направление деятельности отделов доверительных операций коммерческих банков в странах с развитой рыночной экономикой состоит в аккумуляции средств клиентов, не могущих себе позволить зачисление суммы на счет для проведения управления инвестиционным портфелем вследствие высокого минимального лимита. Нередко число таких клиентов бывает достаточно велико для того, чтобы банк мог бы с ними легко расстаться, и, по мнению банковских специалистов, гораздо выгоднее не снижать этот предел, а найти другой, более оптимальный способ привлечения средств клиентов. К числу наиболее распространенных таких способов относится создание банком инвестиционной компании (или инвестиционного фонда) в соответствии с требованиями законодательства страны его пребывания.
Как правило, банки стремятся к созданию инвестиционного фонда акций и инвестиционного фонда облигаций в рамках единой инвестиционной компании. Данные фонды образуются за счет взносов небольших сумм, принадлежащих тем клиентам, которые не могут себе позволить инвестировать сумму, превышающую минимально допустимый предел. Основная деятельность инвестиционных фондов заключается в купле-продаже  ценных бумаг на рынке и получении дохода, распределяемого между клиентами при удержании банком комиссии в свою пользу.[4]
2. Проведение трастовых операций коммерческими банками Развитие трастовых операций в России по существу началось с созданием коммерческих банков. Однако такое развитие тормозится отсутствием полного законодательного обеспечения самого института доверительной собственности. Первое появление траста конечно связано с ваучерной приватизацией в стране в 1992-1993 гг., когда физические лица получили в собственность большие суммы средств, которыми необходимо было управлять.
Причины возникновения доверительных операций в России отличны от предпосылок возникновения подобных операций в зарубежных странах. Первопричинами возникновения спроса и создания рынка доверительных операций в России явились:
-изменения, связанные с переходом экономики от плановой к рыночной, и обесценение вкладов населения, средств предприятий на расчетных счетах вследствие гиперинфляции;
-неподготовленность к таким изменениям большинства граждан, руководителей предприятий.
Кроме того, в рамках рыночной экономики различные компании и предприятия создают свои портфели ценных бумаг, управлять которыми  не могут в результате отсутствия у них информации о рынке ценных бумаг.
Попытки реализации услуги доверительного управления в нашей стране начались с принятия указа Президента РФ №2296 от 24.12.93 г. «О доверительной собственности (трасте)». Тогда эта услуга использовалась банками в основном для ухода от резервирования, неизбежного при обычных банковских операциях. Инвесторов не интересовало, в каких операциях будут использоваться их средства. Поэтому наилучшим способом размещения денежных средств считался депозитный вклад с высокой ставкой дохода, а по трастовым операциям обычно гарантировалась ставка, на 10-15% превышающая депозитную. Однако серия банкротств коммерческих банков в 1996 г. не позволила им занять лидирующее положение. С развитием российского рынка ценных бумаг у инвестора появились варианты размещения денежных средств. Возникает спрос на услуги по формированию и управлению портфелем ценных бумаг и предоставление аналитической информации.
В своей деятельности по доверительному управлению коммерческие банки на территории РФ руководствуются Гражданским Кодексом ч.2, гл.53, законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 26.04.95 г., законом РСФСР «О банках и банковской деятельности» от 3.02.96 г., законом «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 г. и Инструкцией №63 ЦБ «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ» от 2.07.97 г.
Доверительное управление ценными бумагами заявлено в законе «О рынке ценных бумаг»в качестве одного из видов профессиональной деятельности на рынке. Поэтому оно подлежит государственному лицензированию ФКЦБ (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг).
    продолжение
–PAGE_BREAK–Центральный банк РФ разработал Методические указания по проведению  доверительных (трастовых) операций коммерческими банками на территории России, включающее в себя следующие разделы:
-правильное оформление управления имуществом;
-общие фонды банковского управления;
-договор о доверительном управлении имуществом в общем фонде банковского управления.
При заключении соглашения о трасте доверителю (независимо от того, является ли он физическим или юридическим лицом-резидентом или нерезидентом) предлагается аналитическая информация о состоянии финансового рынка, содержащая помимо словесного описания и графические иллюстрации. Анализ финансового рынка проводится экспертами-аналитиками банка с применением методов статистической статистики обработки информации и экономико-математического моделирования.
По условиям соглашения о доверительном управлении денежными средствами, заключаемого банком с юридическим (или физическим) лицом, потенциальному инвестору предлагается осуществить на основе собственных предпочтений в один или несколько сегментов финансового рынка:
-государственные  ценные бумаги;
-ценные бумаги банка — доверительного управляющего;
-ссудный капитал: коммерческие кредиты юридическим лицам-резидентам РФ, межбанковские кредиты (депозиты) российских и иностранных банкам;
-вторичный фондовый рынок: корпоративные ценные бумаги российских промышленных предприятий, фондов, объединений, банков.
На основании соглашения о трастовом размещении денежных средств и управлении ими сотрудники банка формируют «Портфель вложений» путем выполнения инструкции доверителя и инвестирования средств в сегменты финансового рынка, предусмотренные условиями соглашения, а также наиболее перспективные области, выделенные в результате анализа экономической ситуации и прогноза динамики ее развития. При этом в период осуществления соглашения доверитель получает от банка полную информацию о ходе реализации заключенного соглашения посредством ежемесячных отчетов.
Вознаграждение, получаемое банком за управление средствами доверителя, напрямую зависит от результатов проведения финансовых операций: по условиям трастового соглашения его величина устанавливается как процент от величины полученного дохода. Следовательно, банк заинтересован в наиболее оптимальной диверсификации трастового портфеля. Анализ, осуществляемый по многим критериям, постоянное отслеживание ситуаций на валютном фондовом рынке и рынке краткосрочных кредитных ресурсов, внесение изменений и дополнений в существующие прогнозы, позволяет избежать необоснованных рисков финансовых вложений и, таким образом, увеличивать доходы клиентов.[5]
2. 1. Механизм доверительного управления в банковской сфере В целом весь процесс сотрудничества банка и клиента в связи с управлением портфелем инвестиций последнего можно условно разбить на шесть этапов.
Первый этап. Появление клиента в банке и проведение банковским работником беседы с ним относительно его финансового положения, доходов и сбережений на данный момент. На основании полученных данных проводится анализ платежеспособности клиента.
Второй этап. Банковский работник определяет примерный период времени, в течение которого банк будет иметь возможность распоряжаться средствами клиента (выясняется размер фактически получаемого клиентом постоянно заработка, возраст, время ухода на пенсию и т. п.). Особое внимание банковский работник обращает на то, чтобы рост денежных средств клиента компенсировал темпы развития инфляции.
Третий этап. Работник банка удостоверяется в законном происхождении денег клиента с целью недопущения отмывания денег, полученных нелегальным путем. Так, многие банки прибегают к практике проверки источников денежных доходов клиентов, для чего обращаются в специализированные фирмы, располагающие необходимой информацией.
Четвёртый этап. Работник банка проверяет документы своего клиента, чтобы удостовериться в том, что лицо, на чьё имя открывается счет, реально существует и само открывает счет. При этом клиент подписывает специальный документ подтверждающий факт того, что именно он является реальным владельцем (актуальным бенефициаром) денежных средств, помещаемых на счет в банке.
Пятый этап. Клиент ознакамливается с условиями сотрудничества с банком и подписывает их.
Шестой этап. Непосредственное открытие счета клиенту и прием денег от него.
В дальнейшем взаимоотношения банка и клиента могут строиться по двум основным направлениям.
1. Решения о покупке или продаже ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т.п. клиент принимает самостоятельно. Банковский специалист при этом предоставляет ему лишь консультационную помощь в оценке ситуации на рынке, предлагая наиболее выгодные клиенту варианты решений.
Решив купить или продать определенное количество ценных бумаг, клиент поручает закрепленному за ним банковскому работнику провести соответствующую операцию. При этом он указывает количество акций или облигаций, которые намерен купить или продать, наименование компании, приемлемую для него цену, а также предел цен, превышение которого возможно только с его согласия. Получив указанную информацию, банк передает ее биржевому брокеру или в фирму, зарегистрированную на бирже, и в тот же день подтверждает приказ в письменном виде. Особое внимание при передаче приказа обращается на четкое доведение информации до брокера без искажений. За передачу таких сообщений банк, как правило, взимает комиссию не со своего клиента, а с брокера — в размере 25 % комиссии последнего. Получив приказ, брокер начинает скупать или продавать ценные бумаги на условиях, указанных клиентом. После проведения операции брокер извещает клиента о ее завершении, посылая ему специальную договорную записку. В ней он указывает условия, на которых была проведена операция; договорная записка необходима как, физическим, так и юридическим лицам при заполнении налоговой декларации и в ряде других случаев. В договорной записке должны быть указаны:
-наименование и адрес брокерской фирмы;
-наименование клиента;
-какая операция была произведена — покупка или продажа ценных бумаг;
-количество акций или облигаций;
-описание акций;
-цена, по которой были куплены или проданы ценные бумаги;
-общий вывод;
-сумма нотариальных расходов;
-сумма налога на добавленную стоимость, взимаемого с комиссии брокера;
-сумма сделки:
-общая сумма, взимаемая с клиента или выплачиваемая ему;
-дата и время совершения сделки;
-выступал ли брокер от своего имени или в качестве агента.
Иногда коммерческий банк выступает посредником и при передаче договорной записки клиенту.
Ценные бумаги становятся собственностью покупателя с момента получения договорной записки, что происходит ранее получения свидетельства на акции. При продаже брокером ценных бумаг, покупатель последних подписывает специальный документ — формуляр для передачи права собственности на ценные бумаги и передает его брокеру покупателя вместе со свидетельством на проданные акции. Брокер, обслуживавший покупателя, вносит имя и адрес покупателя и посылает оба документа регистратору акций компании-владельца. Регистратор на основании данных формуляра для передачи права собственности на ценные бумаги аннулирует старые свидетельства, вычеркивает имя прежнего владельца из регистрационной книги и выписывает новое свидетельство на имя покупателя, а также заносит его имя и адрес в книгу учета держателей акций.
Клиент вправе потребовать от банка особого режима для своего счета. Под особым режимом обычно понимают оставление почтовой корреспонденции клиента в банке, когда по соображениям конфиденциальности клиент заинтересован том, чтобы вся его почта оставалась в банке, откуда он её забирает лично или с помощью своих доверенных лиц. Обслуживание счетов с особым режимом требует больших банковских издержек, чем обслуживание обычных счетов, поэтому статус особого счета предоставляется, как правило, лишь с разрешения руководства банка.
2. Клиент заключает с банком договор об управлении портфелем инвестиций, по которому банк самостоятельно занимается всеми вопросами купли-продажи инвестиций клиента. Банковский консультант проводит предварительную беседу с клиентом, обращая особое внимание на срок вклада и желания его владельца. При этом банк несет всю ответственность по формированию структуры этого портфеля, купле — продаже ценных бумаг, и отвечает перед клиентом за обеспечение доходности средств, инвестированных в его пользу. Вместе с тем банковский консультант стремиться к тому, чтобы у клиента сформировалось собственное  мнение относительно приоритетов будущей инвестиционной политики и нацеливает его на совместный поиск оптимального решения. Обычно банк предлагает клиенту составить доверенность и завещание установленной формы о передаче всех прав по счету другому лицу случае наступления определенных обстоятельств. Кроме того, банк и клиент подписывают Генеральное соглашение о совместной деятельности. При проведении доверительных операций руководство банка стремится к использованию средств клиента с максимальной прибылью, в то же время, обеспечив привлечение новых клиентов.[6]
В классическом варианте (в каком он существует на мировом финансовом рынке) траст был задуман как форма управления капиталом клиента, имя которого не разглашается. Для этого в разных странах существуют различные способы сокрытия имени собственника денежных средств, при этом налоги за клиента платит доверительных управляющий.
После того, как выгодоприобретатель получил средства от доверительного управляющего, он передает их учредителю траста (как правило, это доверенное лицо собственника), тот возвращает их собственнику. По классической схеме управляющий действует самостоятельно с третьими (по отношению к реальному собственнику) лицами. Возможны варианты, когда выгодоприобретатель и учредитель траста одно и тоже лицо. В этом случае одно звено в приводимой цепочке отсутствует. Выгодоприобретатель не может быть собственником — в этом случае становится известным его имя, а такой вид взаимодействия называется уже не траст, а управление активами.
В России условия обязательного указания имени реального собственника закреплено в ч.2 ГК РФ и др. документах, регламентирующих действия доверительных управляющих. Наряду с рядом др. ограничений это не позволяет классифицировать действия по управлению средствами клиентов как траст, а дает возможность говорить лишь о его элементах.
1. Учредитель управления определяет порядок управления активами с финансовым посредником в соответствии с условиями предоставления услуги и подписывает договор доверительного управления имуществом.
2. На основании подписанного договора учредитель перечисляет определенную денежную сумму в банк на счет доверительного управления, открываемый финансовому посреднику. В случае передачи в доверительное управление ценных бумаг, учредитель переводит их на счет депо (счет доверительного управляющего) в депозитарий.
3. Управляющий (финансовый посредник) формирует и управляет инвестиционным портфелем на рынке ценных бумаг, совершая на нем допустимые договором и законодательством операции, используя при этом счет доверительного управления в банке и/или счет депо. На счет доверительного управления в банке поступают все средства, получаемые в ходе управления, а на счет депоценные бумаги.
4. Управляющий обеспечивает информационное обслуживание учредителя об исполнении договора доверительного управления, предоставляя соответствующие отчеты по указанным в договоре формам и срокам.
5. Получение выгодоприобретателем по окончании действия условий договора активов и /или дохода от управления в виде денежных средств и/или ценных бумаг.
Банк может выступать и в качестве управляющего, тогда схема доверительного управления значительно меняется.
Банк за обслуживание счетов «депо» получает комиссионные независимо от числа и объема операций за целый месяц. В то же время клиент оплачивает услуги банка по операциям с наличными ценными бумагами в размере 0.25% от номинала стоимости бумаги. Оплата производится по каждой конкретной ситуации в течение трех банковских дней с момента выполнения операции посредством перечисления суммы на корреспондентский счет банка в РКЦ. При открытии  счета «депо» банк играет на повышении и понижении курса той или иной ценной бумаги путем купли-продажи. Разница, возникающая в результате этой операции, образует доход банка.
На практике под пакетом ценных бумаг подразумевается совокупность различных видов ценных бумаг (акции, облигации) и финансовые инструменты в виде депозитных, сберегательных и прочих долговых обязательств, используемых в стране на основе соответствующего законодательства.
Сам пакет ценных бумаг, предложенный клиенту банком, должен отвечать следующим требованиям:
-наименование ценных бумаг;
-полное название эмитента ценных бумаг;
-способ приобретения;
-сведения о регистрации выпуска ценных бумаг;
-информация о регистрации сделок.
Рыночная цена пакета ценных бумаг базируется на суммировании рыночных ценных бумаг, из которых складывается сам пакет. Банк управляет соответствующим пакетом ценных бумаг на основании договора доверительного управления.
Другим видом трастовых услуг, применяемым российскими банками для клиентов, является ведение реестра акционеров и регистрация сделок с ценными бумагами. Предоставление таких услуг вызвано тем, что ведение реестра акционеров при большой численности работников является сложной задачей. Ведение реестра целесообразно осуществлять в компьютерном виде, т.к. без этого практически невозможно иметь и анализировать состояние курсовой стоимости акций, их ликвидности, полный пакет акций, принадлежащий работникам того или иного предприятия. Само ведение реестра включает: формирование реестра по итогам закрытой подписки; внесение изменений по итогам чековых аукционов; выдача выписок из реестра, изменение уставного капитала по результатам инвестиционных торгов; операции по перепродаже акций при условии, что сделка зарегистрирована в другом финансово-кредитном институте; выдача различных отчетов; выдача списка по начислению дивидендов.
Нередко владельцы акций уполномочивают банк представлять их интересы на общем собрании акционеров с передачей ему своих прав голоса путем специального письменного разрешения, выдаваемого на определенный срок. Предоставляя клиенту эту услугу, банк регулярно высылает ему все необходимые документы, включая информацию о повестке дня общего собрания акционеров, высказываемых на нем различных предложений. При получении от клиента права голоса на общем собрании акционеров банковский специалист высказывает свое мнение относительно поведения на данном собрании и получает четкие инструкции клиента на этот счет. На самом собрании представитель банка вправе не отклоняться от полученных указаний, но может поступать по своему усмотрению в зависимости от конкретной ситуации.
Если по итогам аукционов или торгов величина какого-либо пакета в руках одного акционера превышает 35%, то в этом случае требуется предъявление нотариально заверенной копии разрешения Антимонопольного комитета, при поддержке коммерческих структур. Если величина колеблется в пределах от 15 до 35%, то такая информация должна поступать в Министерство финансов РФ.
Одним из наиболее перспективных направлений развития трастовых операций в России может стать сотрудничество коммерческих банков с созданными инвестиционными фондами. Для большинства индивидуальных инвесторов сейчас сложно инвестировать свои средства на фондовом рынке в силу отсутствия профессиональных знаний. Поэтому они вынуждены обращаться за рекомендацией в кредитные институты, которые работают с ценными бумагами. Банк может быть также управляющим инвестиционным фондом. Кроме того, фонд обязан заключать депозитарный договор с банком. Один и тот же банк не может выступать в качестве управляющего и депозитария. Если банк-депозитарий фонда, то он хранит все его денежные средства и ценные бумаги, проводит все расчеты и операции с ценными бумагами, ведет учет имущества, т.е. оказывает агентские услуги. Если банк выступает в роли управляющего фондом, тогда в его функцию входит управление всем портфелем ценных бумаг фонда, включая инвестиционную политику.[7]
Коммерческие банки в России осуществляют доверительное управление с созданием Общих фондов банковского управления. В начале июля 1997 г. была опубликована Инструкция ЦБ РФ№63 «О порядке осуществления доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ», которая определила юридические основы создания нового финансового инструмента — ОФБУ и сформулировала основные принципы организации и управления ими.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Инициатива создания ОФБУ принадлежит банку. При этом решение о создании принимается правлением или иным исполнительным и распорядительным банковским органом, одновременно с утверждением инвестиционной декларации фонда и Общих условий доверительного управления имуществом ОФБУ. Первый вопрос, с которым сталкивается кредитная организация при желании начать деятельность по доверительному управлению: какие документы необходимо предоставить в регистрирующий орган.
Согласно п.6.7. Инструкции ЦБ РФ №63 кредитная организация для регистрации ОФБУ должна предоставить в регистрирующий орган:
-заявление на регистрацию ОФБУ;
-общие условия создания и доверительного управления имуществом общего фонда;
-инвестиционную декларацию;
-бухгалтерский баланс кредитной организации по счетам второго порядка  по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о создании общего фонда;
-балансы ранее созданных ОФБУ;
-расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитной организации;
-справку о выполнении обязательств перед Банком России в течении года перед датой принятия решения о создании ОФБУ.[8]
ОФБУ как форма коллективного инвестирования «появилась на свет» позже паевых инвестиционных фондов (ПИФов). Очевидно, что ОФБУ могут стать серьезным конкурентом на рынке и в состоянии привлечь немалые объемы финансовых средств.
Инструкция определяет ОФБУ как «имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемое на праве общей собственности, а также приобретаемое доверительным управляющим в процессе доверительного управления». То обстоятельство, что банк одновременно выступает и как лицо, принимающее решение о создании ОФБУ, и как доверительный управляющий упрощает и ускоряет процесс создания ОФБУ, поскольку  у банка в отличие от управляющей компании ПИФа, нет необходимости в получении специальной лицензии на управление имуществом ОФБУ. Согласно Инструкции деятельность по доверительному управлению имуществом ОФБУ осуществляется на основании общей банковской лицензии.
Для ОФБУ действие Инструкции распространяется только на резидентов РФ. Таким образом, нерезиденты не будут иметь возможности напрямую выступать учредителями управления и вкладывать свои средства, что может снизить привлекательность ОФБУ для зарубежных инвесторов.
Объектами доверительного управления в ОФБУ могут быть денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам РФ на правах собственности. Практически единственный актив, запрещенный для ОФБУ — недвижимость.
Отношения учредителя управления и банка — доверительного управляющего в ОФБУ оформляются договором о доверительном управлении, который заключается в письменной форме в порядке, установленном гражданским законодательством. С формальной точки зрения отношения сторон фиксируются через договор, Общие правила и сертификат долевого участия, а в ПИФе через — Правила. Вместо пая инвестору ОФБУ выписывается сертификат долевого участия, который не являясь  ценной бумагой, представляет собой документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и о размере доли учредителя в составе ОФБУ. См сертификат имуществом не является и не может быть предметом купли-продажи.
Как и при создании ПИФов регистрация ОФБУ требует публичного обнародования инвестиционной декларации. Она должна содержать информацию:
-о предельном стоимостном объеме имущества в ОФБУ;
-о доли каждого вида ценных бумаг (акции, облигации, векселей), входящих в портфель инвестиций ОФБУ;
-о доле средств, размещаемых в валютные ценности;
-об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей — эмитентов ценных бумаг).
Инвестиционная декларация не может быть изменена до прекращения деятельности ОФБУ. Важное преимущество ОФБУ — значительно меньшая, чем у ПИФов, регламентация диверсификации. В соответствии с Инструкцией Банка России ОФБУ не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением. В портфеле открытого паевого инвестиционного фонда должны преобладать ценные бумаги, которые имеют реальное рыночное котирование. Доля нерыночных не должна превышать 10% от стоимости активов фонда.[9]
В отличие от банковского вклада, когда кредитная организация обязуется выплатить сумму вклада и проценты на условиях и в порядке, предусмотренном в договоре, в долевом сертификате не устанавливается определенный процент, который должен получить инвестор. Риск инвестиций в ОФБУ выше, чем в банковский вклад, где получить определенную сумму  может помешать только банкротство самой кредитной организации. Повышенный риск компенсируется повышенной доходностью. Однако долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имущества, погашаются за счет этого имуществ. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, при недостаточности и его имущества на имущество учредителя управления, не переданное в управление. Инвесторы ПИФа не отвечают по обязательствам управляющей компании и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им инвестиционных паев.
Доходы инвесторов как в ОФБУ, так и ПИФах формируются аналогичным образом и представляют собой разницу между суммой, полученной инвестором в момент полного или частичного прекращения договора и суммой, инвестируемой в момент заключения договора. В ОФБУ доход инвестора может иметь форму:
-уплаты накопленных процентов на долю в составе ОФБУ;
-присоединения накопленных процентов на долю в составе ОФБУ к этой доле в составе ОФБУ;
-возврата принадлежащей учредителю управления доли в составе ОФБУ на момент возврата, рассчитанной как пропорциональная часть суммы активов ОФБУ.
В обоих случаях до выплаты инвесторам причитающейся им доли активов из имущества фонда выплачиваются вознаграждение управляющего и расходы по управлению фондом. Величины вознаграждения и расходов для ОФБУ не регламентированы в отличии от ПИФов, для которых установлены их предельные размеры( до 5% от собственных чистых активов).
В целом схема ОФБУ будет проще и дешевле по сравнению с ПИФами, поскольку у банка нет необходимости прибегать к услугам специализированного депозитария, реестродержателя, оценщика и аудитора. Общим преимуществом ПИФа и ОФБУ выступает отсутствие требований обязательного резервирования привлекаемых средств. В дальнейшем произойдет разделение клиентов. ПИФы будут ориентироваться на основную массу частных инвесторов, плохо разбирающихся в положении на фондовом рынке, а ОФБУ — на профессиональных инвесторов, которые временно хотят доверить свои средства кредитным организациям.[10]
2. 2. Структура траст-отдела коммерческого банка Обычно в коммерческих банках подразделения, оказывающие традиционные банковские услуги организационно отделены от подразделений, занимающихся трастовыми операциями. Это делается прежде всего в целях предупреждения несанкционированного (или подчас не-законного) использования конфиденциальной информации, которая может передаваться из одного подразделения в другое.
Такое разделение в организационной структуре банка именуется «китайской стеной». Оно необходимо прежде всего для того, чтобы сотрудники отдела, занимающегося трастовыми операциями, выполняли свои функции по управлению активами клиентов, не ориентируясь при этом на спекулятивные интересы самого банка, выступающего также в качестве инвестора на рынке, а использовали в работе лишь показатели, сложившиеся на рынке на данный момент времени с целью принятия инвестиционного решения, наиболее выгодного клиенту. В зарубежной практике такой подход называется «действие, ориентированное на лучший результат». Принципы организации работы трастового подразделения банка совершенствуются и по сей день. В настоящее время в западной практике проведения трастовых операций существует несколько подходов к этой проблеме. Рассмотрим наиболее типичные из них.
Некоторые банки предпочитают выделять подразделения, оказывающие трастовые услуги в отдельные дочерние в целях предоставления этим подразделениям наибольшей самостоятельности и независимости от подразделений, занимающихся традиционным банковским бизнесом.
Такая организация имеет как положительные, так и отрицательные стороны (как отдельное юридическое лицо компания, оказывающая трастовые услуги уже не будет иметь тех маркетинговых преимуществ, как если бы подразделение, занимающееся трастовыми операциями находилось внутри самого банка). В то же время бытует мнение, что трастовый отдел, существующий независимо (как отдельное юридическое лицо) может достичь лучших результатов по формированию своего имиджа за счет получения боль шей самостоятельности и отказа от следования стратегии банка по формированию имиджа, основанной на более консервативном подходе.
Другим направлением в организации трастового бизнеса является создание трастового отдела внутри банка без образования отдельного юридического лица. Такой подход альтернативен варианту, описанному выше, и характерен для банков, чья стратегия заключается в персональном подходе к клиенту, то есть обслуживание клиента одним и тем же сотрудником банка как по обычным операциям (работа с текущим счетом, расчеты), так и по операциям доверительного управления имуществом клиента. К положительным чертам этого подхода относятся: возможность предложения клиенту более широкого спектра услуг, лучшее продвижение трастовых услуг на различные рынки, уменьшение стоимости обслуживания. Отрицательными моментами здесь являются: отсутствие административного разделения традиционных банковских услуг и трастовых услуг, а также потеря самостоятельности по сравнению с тем, если бы трастовое подразделение было отдельной организационной единицей.
Стандартное организационное решение — создание отдельного трастового управления (или отдела) внутри организационной структуры коммерческого банка. Обычно данный подход наиболее часто применяем в коммерческих банках, поскольку при административном разделении операций остается возможность более легкого продвижения трастовых услуг на рынок, используя при этом сеть подразделений банка, оказывающих клиентам другие услуги.
Следует отметить, что выбор банка в использовании того или иного  подхода к решению этой проблемы зависит во многом от законодательных ограничений, существующих в конкретной стране, а также от уровня конкуренции и принципов конкурентной борьбы, сложившихся на рынке данного вида услуг.
После принятия решения о создании подразделения, занимающегося трастовыми операциями, перед банком встают вопросы организации наиболее эффективной инфраструктуры для проведения такого рода операций, то есть разделения обязанностей в самом трастовом департаменте, а также взаимодействия данного департамента с другими подразделениями банка.
Рассмотрим более подробно особенности проведения трастовых операций. Трастовые услуги, называемые иногда «фидуциарными» услугами, подразделяются на институциональные и персональные. Институциональные трастовые услуги предоставляются юридическим лицам, например, корпорациям, общественным организациям и др. Персональные трастовые услуги предоставляются физическим лицам и включают в себя услуги по управлению имуществом, агентские услуги и др.
Институциональные и персональные трастовые услуги принципиально отличаются друг от друга. Именно поэтому рекомендуется в организационную структуру управления, занимающегося трастовыми операциями, включить два подразделения:
первое — ориентированное на оказание институциональных трастовых услуг,
второе — на оказание персональных трастовых услуг.
В дальнейшем, при расширении трастовых операций, возможно дробление этих подразделений на отделы. Например, первое подразделение можно разбить на отделы управления имуществом трудовых коллективов, управления имуществом общественных организаций, а также отделы по управлению портфелями ценных бумаг (можно ввести разделение на акции и облигации), по управлению денежными средствами. Во втором подразделении, занимающимся персональным трастом, можно выделить три отдела: по расчетам за имущество, управления имуществом, а также агентских услуг.
Организационная структура подразделений, занимающихся трастовыми операциями, строится также по принципу функциональности (ориентации деятельности) соответствующего отдела. К основным функциям, на основе которых может создаваться организационная структура трастового подразделения, относятся «операционные», «системные», «инвестиционные». В некоторых случаях такая градация может включать «налоги», «управление недвижимостью» и др. Однако следует отметить, что «налоги» обычно являются структурной единицей отдела персонального траста.
Остановимся подробно на каждой из функций трастового подразделения. Итак, операционная функция включает в себя прежде всего учет, прием и поставку активов, проведение расчетов. Операционная деятельность характеризуется использованием наибольшего числа сотрудников по сравнению с другими отделами трастового подразделения. Главные факторы успеха здесь — своевременность и аккуратность работы. Этот отдел занимается обработкой сделок, произведенных отделом инвестиций. Основными задачами подразделения являются передвижение ценных бумаг и денежных средств по системе учета и контроль за этим передвижением, а также учет, контроль за поступлением доходов и ведение соответствующих журналов учета. Кроме того, сюда относится ответственное хранение активов, в том числе и физическое хранение ценных бумаг и других материальных ценностей в хранилище.
Остановимся подробно на каждой из функций трастового подразделения. Итак, операционная функция включает в себя, прежде всего, учет, прием и поставку активов, проведение расчетов. Операционная деятельность характеризуется использованием наибольшего числа сотрудников по сравнению с другими отделами трастового подразделения. Главные факторы успеха здесь — своевременность и аккуратность работы. Этот отдел занимается обработкой сделок, произведенных отделом инвестиций. Основными задачами подразделения являются передвижение ценных бумаг и денежных средств по системе учета и контроль за этим передвижением, а также учет, контроль за поступлением доходов и ведение соответствующих журналов учета. Кроме того, сюда относится ответственное хранение активов, в том числе и физическое хранение ценных бумаг и других материальных ценностей в хранилище.
В задачу отдела системного обеспечения входят разработка (или приобретение) и обслуживание систем обработки информации. Иногда коммерческие банки используют сторонние организации в качестве поставщиков программного обеспечения. Но даже в этом случае в банке должна находиться служба, обеспечивающая контроль за работой персональных компьютеров и другой техники как в департаменте трастовых операций, так и в других подразделениях банка.
Инвестиционный отдел считается сердцем подразделения, занимающегося трастовыми операциями, успех развития трастовых услуг часто зависит от деятельности именно этого отдела. В соответствии с потребностями конкретного клиента работа инвестиционного отдела строится по разным схемам, инвестиционным моделям.
Возьмем для сравнения трастовое подразделение, занимающееся персональным трастом, то есть обслуживающее физических лиц, и подразделение, оказывающее трастовые услуги институциональным клиентам (например, общественным организациям). Инвестиционные цели этих двух категорий клиентуры различны. Так, клиентуру персонального траста в основном интересует минимизация подоходного налога, в то время как общественная организация вообще освобождена от его уплаты. В качестве инвестиционной цели компании можно выделить рост капитала, тогда как частное лицо преследует цель увеличения дохода. Одно из обязательных требований, предъявляемых к инвестиционному отделу, высокая квалификация сотрудников. В качестве направлений инвестиций можно выделить: инвестиции в корпоративные ценные бумаги, в государственные ценные бумаги, в инвестиционные фонды, в недвижимость, а также в краткосрочные активы (денежные средства или облигации).
Следует отметить, что объединение функциональных блоков в отделы во многом зависит от объемов операций, проводимых трастовым департаментом, а также от стратегии департамента и банка в целом на развитие услуг персонального или институционального характера.
Рассмотрим организационную структуру трастового подразделения с точки зрения административного контроля.
Обычно начальник трастового департамента напрямую подчиняется президенту банка, таким образом, обеспечивается принцип «китайской стены». Однако в некоторых банках деятельность трастового департамента контролируется одним из вице-президентов банка. В таких случаях очень важно правильно распределить подчиняемость управлений между вице-президентами управления, чья деятельность может вступить в конфликт интересов с деятельностью трастового подразделения, должны контролироваться другими вице-президентами.
    продолжение
–PAGE_BREAK–