Содержание
Введение
1. Цена как экономическаяи юридическая категория
1.1 Системаценообразования
1.2 Цены, регулируемыегосударством
2. Правовое регулированиеценообразования
2.1 Правовоерегулирование цен предприятий-монополистов
2.2 Санкции иответственность за нарушение государственной дисциплины цен
Заключение
Библиографический список
Глоссарий
Введение
В странахразвитой рыночной экономики стабилизация финансовой системы и поддержаниепроцессов нормального функционирования рынка осуществляются посредством целойсистемы экономических рычагов, ключевое место среди которых занимают цены. Ценывыступают одновременно как в качестве важного инструмента управления, так иобъекта государственного регулирования. Россия, осуществив либерализацию цен,отказавшись от того и другого, тем самым фактически оказалась единственнойстраной, которая пошла по пути полного самоустранения государства отрегулируемого воздействия на цены.
РоссийскаяФедерация является одной из немногих стран, где практически отсутствуеткомплексное правовое регулирование ценообразования. В этом и заключаетсяактуальность выбранной темы.
Цель работы:изучить виды цен их классификацию.
Задачиработы:
— раскрытьсущность цены как экономической и юридической категории,
— изучитьвиды цен в структуре ценообразования,
— определитьучастие в правовом регулировании ценообразования государства.
Кнедостаткам, присущим в сфере ценового регулирования, можно отнести: отсутствиезаконодательной и недоработанность нормативной и методологической базы.
Общий режимпублично-правового регулирования ценообразования (за исключением субъектовестественных монополий, организаций ТЭК и участников рынка алкогольнойпродукции) определяется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексомРоссийской Федерации, Федеральным конституционным законом «О ПравительствеРоссийской Федерации».
1.Цена как экономическая и юридическая категория
Цена какэкономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежныйили иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить запереданный ему товар (работы, услугу).
Ценаформируется под влиянием спроса и предложения, а также цена выражаетобщественно-необходимые затраты на производство товара и колеблется около егостоимости.
Ценакак юридическая категория имеет несколько значений. Во-первых, цена являетсясущественным условием договора. Во-вторых, при свободных ценах, и приобязательных ценах, цена является базой для формирования налога на добавленнуюстоимость и акцизов. В-третьих, цена является точкой отсчета для применениянадбавок и торговых наценок. В-четвертых, уровень цены определяетрентабельность производства товаров (работ, услуг).1
Необходиморазличать правовое регулирование ценообразования и правовое регулирование цен.Первое касается процесса формирования цены с последующими надбавками. Второе — директивного установления цен при их государственном регулировании.
В странахразвитой рыночной экономики стабилизация финансовой системы и поддержаниепроцессов нормального функционирования рынка осуществляются посредством целойсистемы экономических рычагов, ключевое место среди которых занимают цены.
Ценывыступают одновременно как в качестве важного инструмента управления, так иобъекта государственного регулирования. Россия, осуществив либерализацию цен,отказавшись от того и другого, тем самым фактически оказалась единственнойстраной, которая пошла по пути полного самоустранения государства отрегулируемого воздействия на цены. 1
РоссийскаяФедерация является одной из немногих стран, где практически отсутствуеткомплексное правовое регулирование ценообразования.
1.1Система ценообразования
Системаценообразования была установлена Временным Положением о порядке применениясвободных (рыночных) цен и тарифов на продукцию производственно-техническогоназначения, товаров народного потребления и услуг, утвержденного по статьямПравительством.
Виды цен
Системаценообразования, введенная со 2 января 1992 года, основана на применениисвободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса ипредложения.
Государственноерегулирование цен и тарифов вводится для ограниченного круга товаров,утвержденного Правительством Российской Федерации.
Всеустановленные ранее нормативы рентабельности отменяются. Свободные цены — устанавливаются соглашением взаимодействующих сторон, они распространяются навсе товары и услуги, кроме установленного перечня и бывают двух видов:
Оптовые иотпускные цены — они формируются по соглашению изготовителя с потребителем,включая в себя суммы НДС и акцизов, и применяются при расчетах со всемипотребителями, кроме населения.
Розничныецены — определяются юридическими лицами, осуществляющими продажу товаровнаселению. Они состоят из отпускной цены с НДС и торговой надбавки.1
Регулируемыецены — устанавливаются уполномоченными органами государства или местногосамоуправления на товары и услуги по установленному перечню.
Оптовые ценыи розничные цены — состоят из тех же элементов, что и свободные, ноустанавливаются уполномоченным органом.
1.2Цены, регулируемые государством
Правовыеосновы государственного регулирования цен составляют: Федеральный закон от 10марта 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую итепловую энергию в Российской Федерации», «Указ Президента РФ от 28февраля 1995 г. № 221», «О мерах по упорядочению государственногорегулирования цен (тарифов)», а также Постановления правительстваРоссийской Федерации от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочениюгосударственного регулирования цен (тарифов)», утвердившего три перечнягосударственно-регулируемых цен на продукцию:
1. Переченьпродукции производственно-технического назначения, товаров народногопотребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) навнутреннем рынке Российской федерации осуществляют Правительство РоссийскойФедерации и федеральные органы исполнительной власти;
2. Переченьпродукции производственно-технического назначения, товаров народногопотребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) навнутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации.
3. Переченьуслуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которыморганам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляетсяправо вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
2.Правовое регулирование ценообразования
2.1Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
Правовоерегулирование ценообразования предполагает активное участие в этом процессегосударства. Именно государство в лице образованных им органов осуществляетвыбор инструментария ценового и тарифного администрирования, использует иныесредства, связанные с бюджетным регулированием, налоговой политикой.
Общий режимпублично-правового регулирования ценообразования (за исключением субъектовестественных монополий, организаций ТЭК и участников рынка алкогольнойпродукции) определяется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексомРоссийской Федерации, Федеральным конституционным законом «О ПравительствеРоссийской Федерации».
Всоответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации основыценовой политики отнесены к ведению Российской Федерации. Государствоопределяет общие принципы ценообразования, разрабатываетадминистративно-юридические методы его регулирования. Статьей 55 Конституции РоссийскойФедерации утверждено положение о том, что для введения определенных ограниченийсвободы в области ценообразования необходимо наличие фактических оснований,которые должны быть закреплены в соответствующих законах. Статьей 424Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип свободыценообразования. Статьей 28 Федерального конституционного закона «ОПравительстве Российской Федерации» устанавливается исключительное правоПравительства Российской Федерации формировать номенклатуру цен, в отношениикоторых применяется государственное регулирование.
Однако насегодняшний день отсутствует единая концепция законодательного ценовогорегулирования. Хотя в отдельных странах (в Австрии, Дании, Норвегии) существуютспециальные законодательные акты, а в США и Канаде вопросы регулирования ценотражаются антимонопольными законами.
В тоже время,нормы, определяющие и регулирующие ценообразование, содержатся в ряденормативных актов: Кодексе Российской Федерации об административныхправонарушениях; Налоговом кодексе Российской Федерации; Федеральном законе от14.07.97 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленногопроизводства», Федеральном законе от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ «Обэлектроэнергетике», Законе РСФСР от 22.03.91 г. «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями идополнениями на 09.10.2002) в части определения монопольно высоких и монопольнонизких цен, Федеральном законе от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественныхмонополиях» (в ред. 26.03.2003), транспортном законодательстве.
В частностистатьей 40 Налогового кодекса РФ установлены принципы определения цены товаров,работ и услуг для целей налогообложения. В соответствие с положениями этойстатьи для осуществления контроля за полнотой исчисления налогов налоговыеорганы вправе проверять правильность цен в следующих случаях:
междузависимыми друг от друга лицами;
потоварообменным (бартерным) операциям;
присовершении внешнеторговых сделок;
приотклонении цен более, чем на 20% от уровня цен, применяемогоналогоплательщиками по идентичным товарным операциям.
Тем не менее,основную роль в ценовом регулировании играют иные правовые акты и ведомственныеакты, которые и определяют государственную ценовую политику, нацеленную надальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственногорегулирования цен в сфере естественных монополий, при государственных закупкахна ряд социально значимых товаров, работ и услуг. Так, Указом Президента РФ от28.02.95 г. № 221 (с изм. На 08.04.2003 г.) «О мерах по упорядочиваниюгосударственного регулирования цен (тарифов)» закреплено положение о том, чторегулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке РФвсеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм.
Порядокгосударственного регулирования цен (тарифов), координация деятельности органовисполнительной власти субъектов РФ, подготовка предложений по применениюсанкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании ценвозложены на Правительство РФ.
ПостановлениемПравительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 определен перечень продукциипроизводственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуги перечень услуг транспортных, снабженческо-бытовых и торговых организаций, вотношении которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), атакже утвержден перечень продукции (услуг), цена на которые регулируетсяорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросырегулирования ценовой политики находятся в ведении Федеральной службы потарифам, уполномоченной осуществлять правовое регулирование в сферегосударственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствиис законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключениемрегулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральныхорганов исполнительной власти, а также осуществляющей функции по определению(установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным сопределением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельностисубъектов естественных монополий.
В определенииценовой политики также участвует и Федеральная антимонопольная служба в частиприменения методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий.1
Следует иметьв виду, что актами исполнительной власти субъектов Российской Федерации немогут устанавливаться основы ценовой политики, являющиеся едиными на всейтерритории страны, но при этом им дано право регулировать формирование иприменение цен.
В целом, ценовоерегулирование осуществляется следующими способами: прямое (директивное) ценовоерегулирование и косвенное экономическое регулирование.
Первоенаправление предполагает, в частности, установление фиксированных цен длясоциально значимых товаров, работ и услуг; установление предельных цен(например, тарифы на электроэнергию); установление базовых цен и предельныхкоэффициентов их изменения (тарифы на грузовые железнодорожные перевозки) ит.п. Вторая группа способов включает в себя использование субсидий, налоговыхльгот, бюджетных дотаций и пр.
Государственныйпорядок ценообразования включает в себя:
а) установлениепредельных цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, имеющие социальное илиэкономическое значение (товары первой необходимости, продукции (услуг)естественных монополий);
б) установлениепредельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровнейрентабельности и других наценок (надбавок) к ценам (тарифам);
в) установление системыскидок, порядка декларирования свободных цен и тарифов, порядка включения всебестоимость продукции различных сумм;
г) установлениеминимальных цен на отдельные виды продукции (минимальные цены на водку,ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимыхна территории Российской Федерации);
д) регистрацию оптовыхцен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основных комплектующихизделий, регистрацию отпускных цен производителей на лекарственные средства,включенные в Перечень жизненно необходимых лекарственных средств и изделиймедицинского назначения.
Ответственностьза нарушение государственной дисциплины цен.
В Российской Федерациипредусмотрена административная ответственность за нарушение государственнойдисциплины цен.
Административноеправонарушение выражается в нарушении установленного порядка ценообразования:
а) завышении регулируемыхгосударством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либоуслуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);
б) занижении регулируемыхгосударством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги,предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);
в) завышенииустановленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам и т.п.);
г) заниженииустановленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.);
д) иное нарушение установленногопорядка ценообразования.
Переченьпротивоправных действий, образующих юридический состав административногоправонарушения, является неисчерпывающим. Так, нарушение порядкаценообразования может выражаться в несоблюдении установленных минимальных ценна ликероводочную и другую алкогольную продукцию, включении в стоимость услугфактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном встоимости этих услуг, а также применении цен, согласованных на комплектнуюпродукцию, при поставке некомплектной продукции; нарушении порядкадекларирования свободных цен и тарифов субъектами хозяйственной деятельности,занимающими доминирующее положение на рынке и др.
Объектомправонарушения в этой связи являются экономические права и интересы граждан игосударства, нормальное функционирование отраслей в целом, отдельных субъектовпредпринимательской деятельности, порядок государственного управления, порядокценообразования.
Субъективныеусловия правонарушения характеризуются виной в форме умысла. Мотивы могут бытьразные, однако основной — незаконное извлечение прибыли.1
Мерыадминистративной ответственности распространяются на граждан, должностных лиц,юридических лиц и состоят в виде наложения административного штрафа на гражданв размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; надолжностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; наюридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того,Указом Президента РФ от 28.02.95 г. № 221 (с изм. на 08.04.2003 г.)предусмотрено, что к организациям, нарушившим нормы законодательства огосударственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в видевзыскания всей суммы излишне полученной выручки.
Лица,виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании цен(тарифов), привлекаются к ответственности в установленном порядке.
Уголовнаяответственность собственно за нарушение государственной дисциплины цен непредусмотрена. Однако, если данное деяние подпадает под определение составапреступления в сфере экономической деятельности, то в главе 22 Уголовногокодекса Российской Федерации предусмотрены соответствующие мерыответственности.
Так, часть 1статья 178 УК РФ запрещает (в случае причинения крупного ущерба) под угрозойреализации уголовной ответственности недопущение, ограничение или устранениеконкуренции путем установления или поддержания монопольно высоких илимонопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устраненияс него других субъектов экономической деятельности, установления илиподдержания единых цен.
При этом крупным ущербомпризнается сумма, превышающая один миллион рублей.
Мерыгражданско-правовой ответственности применяются в соответствии с общимиправилами, определенными Гражданским кодексом Российской Федерации.
Правовоерегулирование цен предприятий-монополистов создало правовую неопределенностьсамого понятия «монополия»: его неструктурированность по уровням(федеральному и региональному), положению в народном хозяйстве (естественная игосударственная монополия), времени существования (временная монополия).Отсутствует мониторинг за возможностью устанавливать монопольно высокие (дляизвлечения сверхприбылей) или монопольно низкие цены (с целью ограниченияконкуренции). Нет и механизма штрафных санкций за злоупотребления доминирующимположением на рынке. К тому же использование предельных уровней рентабельности,рассчитанных по отношению к себестоимости, а не ко всему капиталу (фондам),сообщает, на наш взгляд, принципиальную ущербность в некоторых подходах кценовому регулированию монополии.
Отметим такженесовершенство критериев включения хозяйствующих субъектов в Реестр«монополистов», приведшее к неоправданному в ряде случаев повышениюудельного веса продукции, подпадающей под ценовое регулирование, и снижениюкачества и эффективности регулирования. 1
а) правовоерегулирование цен предприятий-монополистов охватывает регулирование цен напродукцию предприятий, включенных в Государственный реестр Российской Федерацииобъединений и предприятий-монополистов (Реестр) на основании постановленияправительства России от 11 августа 1992 г. № 576.
Объектрегулирования: цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающихболее 35% соответствующего рынка. В Реестр включено пять тысяч хозяйствующихсубъектов, в том числе на федеральном уровне — 614, что составляет 2,5% отобщего числа. Ценовому регулированию подвергается 7% объема выпускаемойпродукции. Субъектами регулирования выступают ГКАП России, его территориальныеорганы, которые формируют Реестр и оперативно вносят в него соответствующиеизменения, а также Роскомцен, местные органы ценообразования, осуществляющиевыборное регулирование и контроль за соблюдением государственной дисциплиныцен.
Кнедостаткам, присущим этой сфере ценового регулирования, можно отнести:отсутствие законодательной и недоработанность нормативной и методологическойбазы.
б) правовоерегулирование ценообразования естественных монополий осуществляется наосновании Федерального закона РФ от 19 июля 1991 г. «О естественныхмонополиях»; ст. 4 указанного закона к естественным монополиям относитсясубъекты в следующих сферах:
транспортировканефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировкагаза по трубопроводам;
услуги попередаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожныеперевозки;
услугитранспортных терминалов, портов, аэропортов;
услугиобщедоступной электрической и почтовой связи, а также постановленияПравительства РФ от 12 февраля 1996 г. № 140 «О мерах по ограничению ростацен (тарифов) на продукцию» (услуги естественных монополий).
2.2Санкции и ответственность за нарушение государственной дисциплины
Санкции иответственность за нарушение государственной дисциплины цен установленыдокументом под названием «Порядок применения экономических санкций занарушение государственной дисциплины цен» от 1 декабря 1992 г. №01-17/030, № 3-6-05/410. В нем говорится, что Государственная дисциплина ценпредусматривает соблюдение предприятиями, органами управления республик всоставе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городовМосквы и Санкт-Петербурга и других административно-территориальных образованийРоссийской Федерации, министерствами и ведомствами Российской федерации,другими органами управления (концернами, ассоциациями и т. п.) действующегозаконодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролюза ценами, а также что к нарушениям государственной дисциплины цен, в частности,относятся:1
завышениегосударственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услугификсированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных коэффициентовизменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и др.
завышениеоптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органахценообразования;
завышение илизанижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями
помежправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами;
завышениеустановленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начислениенепредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставлениепокупателю в уменьшенном размере установленных скидок;
включение встоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полномобъеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применение цен, согласованныхна комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;1
применениерегулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания,коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживаниякоторых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этихцен и тарифов;
завышение ценна продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатковне достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня(при наличии заключения органов стандартизации);
нарушениепредприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;
неперечислениев бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельностии своевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги)предприятиями монополистами (по продукции, включенной в Реестрпредприятий-монополистов), а также другими предприятиями, на продукцию (товары,услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности;
применениенезарегистрированных в Комитете Российской Федерации по политике Цен оптовыхцен на важнейшие виды вооружения, военной технике и основные комплектующиеизделия;
применениесвободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, несогласованных с потребителями в установленном порядке.
Заключение
Такимобразом, цены выступают одновременно как в качестве важного инструментауправления, так и объекта государственного регулирования. Россия, осуществивлиберализацию цен, отказавшись от того и другого, тем самым фактическиоказалась единственной страной, которая пошла по пути полного самоустранениягосударства от регулируемого воздействия на цены.
Объектрегулирования: цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающихболее 35% соответствующего рынка. В Реестр включено пять тысяч хозяйствующихсубъектов, в том числе на федеральном уровне — 614, что составляет 2,5% отобщего числа. Ценовому регулированию подвергается 7% объема выпускаемойпродукции. Субъектами регулирования выступают ГКАП России, его территориальныеорганы, которые формируют Реестр и оперативно вносят в него соответствующиеизменения, а также Роскомцен, местные органы ценообразования, осуществляющиевыборное регулирование и контроль за соблюдением государственной дисциплиныцен.
Кнедостаткам, присущим этой сфере ценового регулирования, можно отнести:отсутствие законодательной и недоработанность нормативной и методологическойбазы.
Несовершенствокритериев включения хозяйствующих субъектов в Реестр «монополистов»,приведет к неоправданному в ряде случаев повышению удельного веса продукции,подпадающей под ценовое регулирование, и снижению качества и эффективностирегулирования.
Вопросырегулирования ценовой политики находятся в ведении Федеральной службы потарифам, уполномоченной осуществлять правовое регулирование в сферегосударственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствиис законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, заисключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям другихфедеральных органов исполнительной власти, а также осуществляющей функции поопределению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам,связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферахдеятельности субъектов естественных монополий.
Библиография
1. Трудовой кодексРФ
2. Указ ПрезидентаРФ от 28.02.95. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулированияцен (тарифов)» (ред. от 08.04.2003) //СЗ РФ. — 1995. — №10. — Ст.859; 1995. — №28. — Ст. 2645.
3. Международныеправила по толкованию торговых терминов «ИНКОТЕРМС».
4. Гражданское право/ Отв. ред. Е.А. Васильев. М., 2006.
5. Гражданскоеправо: Учебник; В 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.,2007.
6. Дойль П.Менеджмент: стратегия и тактика. СПб., 2005.
7. Карасева М.В.Правовое регулирование ценообразования: Учебно-методическое пособие / Под ред.Б.А. Соловьева. М., 2005.
8. Соловьев Б.А.Управление ценообразованием: 17-модульная программа для менеджеров «Управлениеразвитием организации». Модуль 13. М.: Инфра-М, 2006.
9. Бачило И.Л. Информационноеправо //Государство и право. 2007.№ 2.С. 5
10. Бекузарова Л.Ю.Ценовое регулирование предпринимательской деятельности (теоретико-правовойаспект) // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 2. C. 178-233.
11. Правовые основыценообразования в условиях рыночной экономики // Аналитический вестник/Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. 2007. Вып.24. C. 4-15