Административная ответственность и административно-правовые режимы

План
1. Принципы государственного управления.
2. Административная ответственность: понятие, особенности.
3. Понятие и виды административно-правовых режимов.
Список использованной литературы

1. Принципыгосударственного управления
Административное правоотличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулируетуправленческие отношения возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в процессепрактической реализации государственного управления.
Административное правокак отрасль публичного права определяется, прежде всего, своим предметом, т.е.системой государственно-управленческих отношений.[1]
Государственноеуправление является основной сферой действия и применения нормадминистративного права, поскольку по природе своей оно есть не что иное, какформа реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами вобщей системе социального публичного управления.[2]
Государственноеуправление в узком понимании – это административная деятельность, т.е.деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне, как РФ,так и её субъектов. В административном праве понятие государственногоуправления рассматривается в узком понимании.[3]
Принципы государственногоуправления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основеуправленческой деятельности и раскрывающие её сущность.[4]
Принципы делятся на общие(социально-правовые) и организационные.
Общие(социально-правовые) принципы:
Демократизм – народвыступает единственным источником власти; он осуществляет власть какнепосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль задеятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательнойи судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);
Законность – деятельностьорганов исполнительной власти должна строится на основе точного инеукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствияприлагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы ;
Объективность – приосуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно восприниматьпроисходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать ихпри принятии управленческих решений и их реализации;
Научность – применениенаучных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок входе принятия и реализации управленческих решений;
Конкретность –осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненныхобстоятельств, т.е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления иресурсом субъекта управления;
Разделение властей –подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную исудебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;
Федерализм – деятельностьорганов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепленияразграничения компетенции и предметов ведения между РФ и субъектами РФ.;
Эффективность –достижение целей управленческой деятельности должно осуществляться при минимальныхзатратах сил, средств и времени;
Организационные принципы:
Отраслевой –осуществление управленческой деятельности, организация системы управлениястроится с учетом общности объекта управления, который образует определеннуюотрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленнымкомплексом, образованием, здравоохранением и т.п.);
Территориальный –формирование системы управления основывается на территориальной основе(административно-территориальном делении);
Линейный – тип организациислужб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распорядительнуюдеятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает поотношению к подчиненным всеми правами распорядительства;
Функциональный – органы иаппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функцииуправления (финансы, статистика, занятость и т.д.);
Двойного подчинения –сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условийи состояния объекта управления;
Сочетание единоначалия иколлегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектовуправленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие,не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.
Государственное управлениев узком смысле – это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ,федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств,государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральныхкомиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. Корганам, реализующим функции управления, относится и местная администрация, еёорганы и структурные подразделения. Все эти органы созданы для осуществленияуправленческой деятельности и являются основными субъектами государственного(или муниципального) управления.[5]

2.Административная ответственность: понятие, особенности
Понятие «административнаяответственность» можно определить следующим образом: это один из видовюридической ответственности, установленный КоАП РФ в соответствии с нимзаконами субъектов РФ, суть которого заключается в претерпевании лицами,совершившими административные правонарушения, неблагоприятных последствий отназначенных административных наказаний, состав этих наказаний определяетсяперечнем ст.3.2 КоАП РФ.[6]
Административнаяответственность, юридическая ответственность за административный проступок.[7]
Традиционное понятиеадминистративной ответственности – это вид юридической ответственности,выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицамиадминистративного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.[8]
Юридический, более точно,следует сказать так: лицо может быть привлечено к административнойответственности, если в его действиях содержатся все признаки конкретногосостава правонарушения и отсутствуют основания, предусмотренные ст.245 КоАП РФ,исключающие ответственность.[9] Например возраст, подостижении которого наступает административная ответственность, — 16 лет намомент совершения административного правонарушения.
Главным нормативнымдокументом для сферы административной ответственности является КоАП РФ.
Однако у этой монополииесть исключения:
административнаяответственность за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками иналоговыми агентами по-прежнему регламентируется НК РФ;
принудительное исполнениепостановлений о взысканиях, штрафах и конфискациях наряду с КоАП РФрегулируются ФЗ «Об исполнительном производстве»;
ряд вопросов производствав судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПКРФ и АПК РФ;
если уголовная ответственностьрегулируется только федеральными законами, то административная в соответствиисо ст. 1.1 КоАП РФ – и федеральными (в основном), и субъектов РФ (частично).[10]
Особенностиадминистративной ответственности:
является разновидностьюмер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
регулируется нормамиадминистративного права, которые в совокупности образуют институтадминистративного права;
нормативные основанияадминистративной ответственности закрепляются исключительно в законах;
фактическим основаниемадминистративной ответственности является административное правонарушение;
субъектамиадминистративной ответственности могут быть физические лица (граждане,должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.) а также юридическиелица (коллективные субъекты);
административнаяответственность реализуется посредством применения мер административныхнаказаний;
к реализацииадминистративной ответственности привлекается широкий круг уполномоченныхсубъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
привлечение кадминистративной ответственности не влечет судимости и увольнение с работы(службы);
к административнойответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
меры административнойответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производствопо делам об административных правонарушениях).
Административнаяответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном(внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.[11]
Административнаяответственность в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ устанавливается на двухуровнях: федеральном (в КоАП РФ) и региональном (в законах субъектов РФ).[12]
Несомненным достижениемКоАП РФ специалистами признается приведение им материальных и процессуальныхправил административной ответственности юридических лиц в единую систему набазе новых концептуальных решений общего характера.
Организациирассматриваются КоАП в качестве субъектов ответственности по половине предусмотренныхим составов административных правонарушений. Лишь в двух главах Особенной частиКоАП РФ юридические лица не являются субъектами ответственности (поправонарушениям, посягающим на институты государственной власти, а также вобласти воинского учета). Оговорены в КоАП РФ и составы правонарушений, покоторым организация признается единственным субъектом правонарушения, например,за заключение с дисквалифицированным лицом контракта (договора) на управлениеюридическим лицом (ч.2 ст.14.23 КоАП РФ), нарушение банковскогозаконодательства (ст.15.26 КоАП РФ). И другая особенность КоАП РФ состоит вусиленной ответственности самого юридического лица, точнее, его собственника,который управленческими, финансовыми, контрольными, кадровыми и другими мерамине обеспечил функционирование своей коммерческой и иной деятельности такимобразом, чтобы исключить административные правонарушения со стороны всехвовлеченных в сферу своей деятельности должностных не должностных лиц.
Правила административнойответственности организаций помимо всего вышесказанного об их объективной винеи наличии статуса юридических лиц состоят в следующем:
принцип равенствасубъектов административных правонарушений перед законом, закрепленные в КоАПРФ, применительно к юридическим лицам означает, что они несут ответственностьнезависимо от своих места нахождения, организационно-правовых форм,подчиненности и других обстоятельств. Иначе говоря, субъектами административнойответственности признаются и российские (резиденты), иностранные (нерезиденты)юридические лица, а также государственные, муниципальные и иные (частные,кооперативные и т.д.) структуры;
перечень административныхнаказаний, применяемых к юридическим лицам, ограничен и включаетпредупреждение, административный штраф, возмездное изъятие и конфискацию орудийили предметов совершения административных правонарушений;
все правила Общихположений КоАП РФ, а также его процессуальных глав применимы также и кюридическим лицам, если в соответствующей не оговорено иное, либо по его смыслуона относится лишь к физическим лицам;
последующая реорганизацияюридического лица не исключает административной ответственности за совершенноеим деяние;
на административнуюответственность юридического лица за правонарушения не оказывают влияния тотфакт, привлекается ли за его совершение к административной и даже уголовнойответственности физическое лицо.
В 90-х годах XX веке стало ясно, что для борьбы справовым нигилизмом организаций, особенно частных, необходимо широкоиспользовать административные санкции. К ним в России невозможно применитьуголовные и дисциплинарные методы карательного воздействия. Административнаяответственность, административные наказания – единственное, а потомунеобходимое средство карательного воздействия на юридических лиц, несоблюдающих действующие юридические нормы.[13]
3. Понятиеи виды административно-правовых режимов
Охрана любого объектапредполагает установление для этой цели определенного порядка и правил, которыев совокупности своей принято называть режимом.
Правовой режим – особыйпорядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств инаправленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересовсубъектов права в определенных условиях.
Административно-правовойрежим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственногоуправления по реализации возложенных на них правомочий.
Административно-правовойрежим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан июридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализацииими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичногоуправления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественнойбезопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями ислужбами органов государственного управления.[14]
Правовому режиму присущеследующие признаки:
правовое регулированиецеленаправленно осуществляется в интересах определенного объекта, предмета илипроцесса – носителя правового режима;
в правовых актахзакрепляется определенное правовое состояние объекта или процесса, отличное отиных участков правовой действительности и выражающийся в устойчивыхвзаимосвязях носителя режима с иными социальными объектами;[15]
устанавливаются в сферепубличного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;
регламентируются, восновном, нормами административного права;
закрепляют, детализируютправила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений,предприятий и учреждений;
вводятся дополнительныеограничения, возлагаются дополнительные обязанности;
широко применяютсяадминистративные методы воздействия;
вводится дополнительныйконтроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, атакже государственной администрацией;
нарушение правил режимавлечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.
Административно-правовыережимы назначаются:
для бесперебойногофункционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность илиимеющих важное государственное значение
определения порядкареализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальныепротивопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;
установления особыхправил пользования объектами, представляющими повышенную опасность илисодержащими сведения, отнесенными к государственной тайне;
обеспечение прав, свободи законных интересов граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;
создание условий дляэффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местногосамоуправления.
Видыадминистративно-правовых режимов.
По степени принадлежностирежимов к обеспечению национальной безопасности существуют:
режимы обеспечениябезопасности государства (государственной тайны, режим административно-территориальногообразования, режим исключительной экономической зоны, Государственной границы,пограничного режима, режима въезда в РФ и др.)
режимы обеспечениябезопасности государства и общественного порядка (пребывания иностранныхграждан на территории РФ);
режимы обеспечения(охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия,взрывчатых и ядовитых веществ радиоактивных изотопов, наркотических веществ –разрешительные режимы; паспортно-визовый режим);
административно-правовыережимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенныйрежим, санитарный режим, режимы труда и отдыха и др.);
комплексныеадминистративно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемий,эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).
В зависимости от субъектаустановления разделяют:
федеральные режимы(устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти);
региональные режимы (устанавливаемые,регулируемые органами государственной власти субъектов РФ);
местные (муниципальные)режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).
По времени действиярежимы различают:
постоянные ( действуютнепрерывно);
временные (действуют принаступлении определенных юридических фактов) режимы.
В зависимости от объекта– носителя режима:
территориальные режимы(карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительнойэкономической зоны и др.);
объектные режимы (режимлесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильныхдорог, режим изоляторов временного содержания);
режим организаций (режиматомной электростанции, военного объекта, исправительно-трудового учреждения);
режимы обращения спредметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющимиважное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых,наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим);
функциональные режимы(противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операциии др.).
Правовой основойадминистративно-правовых режимов служат Конституция, федеральные законы, указыПрезидента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно правовые актыфедеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты органовгосударственной власти субъектов РФ.

Списокиспользованной литературы
1. Административноеправо: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 3-е изд.,пересмотр. И доп. – М.: Норма, 2007. – 816 с.
2. Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях. – М.: ГроссМедиа, 2009. – 256 с.
3. Краткий курс поадминистративному праву: учеб. пособие/В.В. Баталина. – 3-е изд., испр. – М.:Издательство «Окей-книга», 2009. – 187 с.
4. Макарейко Н.В.Административное право: конспект лекций. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Высшее образование, 2009. – 189 с.
5. Советскийэнциклопедический словарь /Гл. ред. А.М. Прохоров. – С 56 – 3-е изд. – М.: Сов.Энциклопедия, 1984 – 1600 с., ил.