Домашние задания и развитие творческих способностей учащихся с помощью домашних заданий

РЕФЕРАТ
«Домашние задания и развитиетворческих способностей учащихся с помощью домашних заданий»
2010 г.

1. Домашние задания: труд итворчество
Сталаготовить данный реферат и вспомнила песенку. Помните: «Нам учитель задаёт сиксами задачи, кандидат наук и тот над задачей плачет». Ведь не далека отистины эта песенка, когда утверждает приоритет домашних заданий, усиливающихперегруженность наших учеников. Школьник чисто физически не может подготовитьвсё то, что задали его учителя. Но дело здесь не только в объёме, но и встереотипно-шаблонном характере самого задания, выполнять которое не толькотрудно, но и ужасно нудно. Кроме этого, мы часто не показываем ученику самоговажного: зачем ему это нужно? Вот и получается, что из очень эффективногосредства обучения и самообразования мы, учителя, превращаем домашние задания впрямую их противоположность. Не случайно некоторые педагоги ратуют за то, чтобысовсем отменить домашние задания. Сторонники такого решения утверждают, чтодомашние задания задают потому, что на уроке учитель подчас не справляется сосвоими обязанностями и, компенсирует это большим объёмом домашнего задания. Ачасть учителей считает, что мало задавать – автоматически признаватьвторостепенность своего предмета. Но гораздо важнее не то, сколько задано надом, а что и как задано. Гораздо чаще учитель не задумывается над многообразиемфункций и возможностей домашних заданий, не оценивает их роль и значение в делевоспитания и обучения школьника и задаёт по привычке параграфы, пункты,упражнения, будучи глубоко уверен, что поговорка «Повторенье – мать ученья»абсолютна и всеобъемлюща. А коли так, то опять же, если и задашь чуть больше,то это совсем не страшно.
Такой подходстоль же закономерен, сколь и вреден. Вреден потому, что приводит к перегрузкеучащихся, к потере интереса к учебной работе и к внутреннему непринятию самогофакта необходимости выполнять домашнюю работу. А закономерен он по той причине,что в педагогическом институте весьма часто о методике домашних заданий говорятвскользь. Уделяют этой проблеме столько же времени, сколько он сам, придя вшколу, на своих уроках будет отводить этому важному моменту урока, т.е. две-триминуты в самом конце занятия, а то и после звонка.
Чарльз Дарвинговорил: «Думаю, что всё сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретеномною путём самообразования». Судя по себе – это действительно так. Проработавуже 18 лет в школе, я убедилась в том, что продуманное, взвешенное интересноедомашнее задание способно творить просто чудеса. А чтобы оно было таким, надо, чтобывыполняя работу, ученик почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично имсамим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина,обязанная выполнять определённую работу, а человек, которому эта работа можетприносить радость и пользу.
Что любят 10–11летние ребята? Конечно, играть, путешествовать, искать клады, разгадыватьтайны, придумывать необыкновенные истории… Так надо дать им эту возможность! Ноот домашнего задания отказываться всё же не стоит. Его необходимо лишь грамотноиспользовать в своей работе, например, так:
Ø  данноев начале или середине урока домашнее задание поможет направить вниманиеучеников в нужное учителю русло, подготовит восприятие нового материала;
Ø  правильноподготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнеготруда из скучной и нудной необходимости в увлекательную и полезную по-своемунезаменимую с точки зрения самообразования ученика работу;
Ø  сделатьследующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительносодержательнее, эффективнее интереснее;
Ø  даствозможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;
Ø  сделатьприобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания винструмент познания;
Ø  оказатьнеоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.
Творческиеспособности развиваются только в творческой деятельности учащихся. Другого путинет.
 
2. Домашнеезадание – проблема?
Как частовечером в семьях можно услышать вопрос: «Ты сделал уроки?» Нередко домашниезадания становятся темой родительского собрания, визита родителей в школу. Некоторыеродители жалуются, что их дети делают уроки по 3–4 часа, а некоторыевозмущаются, что задают мало или домашнее задание – чистейший формализм. Онолишь загружает ученика, но ничего нового не даёт ему. Далеко не все домашниезадания имеют одинаковую образовательную ценность. Привычка к регулярнойсамостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот чтоотносится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом.
Выполнениемдомашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебногоматериала и его закреплению. Но в отличие от работы в классе она носит характерсугубо индивидуальной самостоятельной деятельности. При этом каждый ученик,будучи не скованным временными рамками, может выполнять задание в привычном длясебя темпе, пользоваться более подходящими способами.
Проблемыорганизации домашней учебной работы связаны с преодолением присущих ей типичныхнедостатков: перегрузок, однообразия видов деятельности, невыполнения домашнихзаданий.
Предпосылкидля дальнейшего повышения эффективности домашних заданий благоприятны: родителии ученики осознают их необходимость. Если на вопрос о том, приготовил лиребёнок уроки, он отвечает: «Нам сегодня не задали», – это вызывает удивлениеили даже недоверие родителей.
Частодомашние задания бывают скучными. Надо понимать, что домашние задания вовсе недолжны постоянно доставлять удовольствие, надо учить формулы, определения,доказательства теорем, отрабатывать навыки решения задач и других заданий, новедь вечно сухие и нудные вещи в конце концов отбивают желание делать уроки.Если домашнее задание не продумано, то оно может научить халтурить, обманывать,недобросовестно относиться к своим обязанностям. Проблемы с домашним заданием,безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы. Решить их для себя долженкаждый педагог, потому что высоких результатов в обучении школьников можнодостичь лишь при условии, если качество домашних заданий отвечает требованиямсегодняшнего дня.
Как сделать,чтобы домашние задания помогали школьникам овладеть основными знаниями?
Прежде всего,отметим, что по объёму домашние задания не должны превышать допустимыхнагрузок, определённых уставом общеобразовательного учреждения на основерекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. При этом в совокупностина выполнение обязательных домашних заданий по всем предметам учащиеся должнытратить в день в V–VI классах до 1,5 часа; в VII–IX классах – до 2 часов; в X–XIклассах – до 2,5 часов. Причём общее время на работу в классе и дома не должнозанимать у детей более 8 часов в день. Поэтому компоновку обязательногодомашнего задания по математике следует осуществлять так, чтобы затраты временина его выполнение не превышали примерно 40% урочного времени в V–VI классах; 50%– в VII–IX классах; 60% – в X–XI классах. Не рекомендуется давать домашниезадания на выходные и праздничные дни.
Стремясь кповышению качества и эффективности урока, следует выполнять основное правило:нет необходимости задавать на дом то, что достигнуто на уроке. Домашнее заданиенужно давать тогда, когда его необходимость строго обоснована. Надо точнознать, какую цель преследует домашнее задание. Это важно для мотивированиязаданной работы учащимся. Школьник работает совсем по-другому, когда знает, скакой целью он выполняет домашнее задание. Например, как учитель, я должнаспросить себя: чего я хочу добиться, когда требую от учеников построить то илииное тело? Должны ли мои ученики, выполняя домашнее задание, развивать своёпространственное воображение или речь идёт об их умении обращаться с циркулем,угольником, транспортиром или другими инструментами? Основное направление моейработы я должна определить и при планировании домашнего задания. Иначе заданиебудет спонтанно вытекать из урока, а в этом случае я не смогу обосновать, чегоже я, собственно, хотела добиться, давая такое задание.
 
3. Домашнеезадание и всестороннее развитие личности
Домашнеезадание должно служить развитию личности учащихся. Чтобы обосноватьнеобходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявитьвзаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и темиличностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности.
Человекразвивается в деятельности и с помощью деятельности. отсюда вывод: домашнеезадание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностноеразвитие. Это звучит банально, так как домашнее задание не выполняется само посебе, но бывают случаи, когда по тем или иным причинам отдельные ученики илицелые классы не выполняют домашнюю работу. И тут, естественно, нет смысла ждатьзапланированных результатов. А списывание заданий у одноклассников и уроки,приготовленные родителями? Необходимо подумать о том, какой дефицит развитияличности может наступить, если деятельность, которую предполагает домашнеезадание, не осуществляется или осуществляется нежелательным образом.
Вдеятельности личность себя проявляет и развивает в единстве всех своих сторон.Если я задала детям задачу, то при её решении требуются и развиваются не толькоматематические навыки и способности, но и одновременно математическая ивнематематическая эрудиция, общие интеллектуальные способности, навыки чтения иписьма, определённое отношение к этой задаче, к математической науке, кобучению в школе как к общественному долгу. Здесь действуют и вместе с темиспытывают влияние: интересы и наклонности, навыки, мотивы, чувства и такиечерты характера, как дисциплинированность, выдержка, чувство ответственности идолга. Любое домашнее задание – если школьник выполняет его сам – оказываеткомплексное воздействие на развитие личности.
Чтобыобосновать необходимость какого-либо домашнего задания, нужно:
Ø  определитьсвойства личности, развитию которых служит задание, и доказать, что развитиеэтих свойств входит в задачи урока;
Ø  доказать,что объективные требования, выдвигаемые заданием, стимулируют формированиеименно необходимых качеств и соответствуют уровню развития класса или (придифференцированном домашнем задании) отдельного ученика.
Ø  объяснить,почему невозможно, нежелательно или нецелесообразно выполнение этого задания науроке.
Наши учебныепланы нацелены на всестороннее развитие личности школьника: каждый предметвносит в этот процесс свой специфический вклад. С одной стороны, знания иумения являются неотъемлемой частью, основой, предпосылкой для развитияличностных качеств. С другой – вместе с ростом знаний и развитием уменийсовершенствуются и личностные качества.
Итак: любоедомашнее задание, направленное на усвоение всеми учащимися основных знаний иумений, влияет и на становление личности. Я уже говорила, что регулярные домашниезадания способствуют развитию у учеников самодисциплины, чувства долга и силыволи. Хорошо, когда учитель имеет это в виду.
Необходимотакже знать имманентное комплексное влияние отдельных дидактических функций.Тренировка и повторение развивают память и автоматизируют навыки. Если привыполнении упражнений школьникам приходится преодолевать трудности, эторазвивает выдержку, настойчивость и силу воли. Процесс применения знаний можетоказывать аналогичное воздействие, а кроме того, повышать гибкость мышления иразвивать конструктивно-творческую фантазию, умение аргументировать. Контроль,оценка и самоконтроль формируют чувство долга и ответственности, воспитываютскромность, самокритичность. Но не следует целиком полагаться на этиимманентные воздействия, руководствуясь девизом: «Моё дело – дать знания инаучить; всё остальное придёт само».
Изпотребностей общественного развития, вытекают и требования к современномууроку, а следовательно, и к домашнему заданию. К этим требованиям относятсяследующие:
Ø  пониманиевсеми детьми необходимости постоянно приобретать знания, так как нарастающийтемп научного прогресса требует систематического повышения квалификации;
Ø  развитиеу всех учащихся творческих способностей, прежде всего в научно-технической области, таккак от успехов в технике и экономике зависит развитие всей нашей страны;
Ø  моральнаяустановка,побуждающая быть лучше самим и сделать лучше окружающих.
Необходимо помере взросления учащихся предоставлять им больше возможностей испытать себя присамостоятельном овладении новыми знаниями и умениями, а также при ихкомплексном применении. Комплексное применение требует от учителя связыватьзадания не просто с темой одного раздела, с одним правилом, но находитьзадания, для выполнения которых необходимы знания и умения из различныхразделов программы. В этом могут помочь задания из вариантов единогогосударственного экзамена. Актуальны также упражнения, требующие применениязнаний и умений по разным предметам. Такие задания, безусловно, раскрываютнеограниченные возможности для творческих поисков учителя старших классов.Главная проблема, чтобы учащиеся, заканчивая школу, сохраняли потребность впостоянном самообразовании. Домашние задания, по существу, – ключ к решениюэтой проблемы.
Творческиеспособности развиваются в творческой деятельности учащихся. Другого пути нет.Творческая деятельность предполагает репродуктивные и рецептивные действия, ноне ограничивается ими, а требует самостоятельных поисков, проб, оригинальногомышления в отношении знаний или событий, являющихся новыми, по крайней мере, дляшкольников. Самостоятельность в постановке и решении проблемы – существенныепризнаки творческой деятельности. Создание проблемных ситуаций на урокезакладывает основу для проблемных домашних заданий, направленных на развитиетворческих способностей школьников, самостоятельное решение проблемы, поископтимальных путей, выводящих к конкретному результату. Большинство школьниковговорят о таких заданиях, что они доставляют им удовольствие. Однакоприменяются на практике такие задания очень редко.
Выполнениелюбого задания требует трудового напряжения. Умение правильно распределять своисилы, мобилизуя волю, настойчивость, чтобы добиваться результатов, оттачиваяпостепенно, приучая трудиться ежедневно. Но, задавая задание на дом, учительдолжен учитывать, в какой степени развито это умение ребят, повышать трудовуюнагрузку незаметно, без чрезмерного перенапряжения.
Яостановилась на отдельных проблемах воспитания личности, так как пути развитиятех или иных личностных качеств специфичны. Но это не означает, что дляразвития каждого из них требуется строго определённый вид домашнего задания.Пути развития имеют общие черты, и закономерность комплексного влияниядеятельности играет свою роль. Выбирая домашнее задание, следует исходить из:
Ø  социально-детерминированныхцелей всестороннего развития личности;
Ø  реальногоразвития конкретного класса;
Ø  индивидуальных(сильных и слабых) сторон отдельных учащихся.
Следуеттщательно продумывать, на какие из целей обратить внимание, какие видыдеятельности необходимо развивать, как подобрать домашние задание, в какойформе и кому его задать, как его мотивировать. Существуют проблемы развития,касающиеся всех учеников данного класса. В таком случае оправдано фронтальноедомашнее задание. Другие проблемы развития касаются отдельных школьников. Когдаречь идёт о воспитывающей роли домашнего задания, то приходится говорить оцелой системе педагогической стратегии. Чтобы домашнее задание воздействовалоиндивидуально, оно и должно быть индивидуальным, что требует от учителяхорошего знания своих воспитанников. Оптимальное развитие каждого учащегосявряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.
4. Домашнеезадание тоже нужно планировать!?
На практикепреобладает спонтанность, домашние задания не планируются, поэтому и заданиявсе одинаковые. Но с другой стороны, иногда домашнее задание вытекает изпроблемы, созданной на уроке, которую можно решить и дома. Необходимокорректировать планы в зависимости от ситуативных условий. Ориентируя учителейна планирование домашних заданий, существует опасность обособлений. Намноговажнее, чтобы планирование уроков было перспективным. Домашнее заданиенепосредственно зависит от уровня овладения учащимися материалом, и его труднопланировать заранее. Но если ставиться целью развитие личностных качествшкольников и индивидуальное воздействие на учащихся, тогда следует выработатьдолгосрочную стратегию и то, что не получается на уроке, должно быть заранеезапланировано в качестве домашнего задания. Планирование домашнего задания –необходимая составная часть планирование всего учебного процесса,непосредственно зависящая от него. Если я дала задание на дом, то должна егопроверить. Если я заранее планирую экспериментальную работу, ученики должныиметь возможность сообщить на уроке о её результатах. Некоторые коллеги непредлагают ученикам делать доклады, говоря, что у них времени на уроке этидоклады выслушивать. Но не следует так легко останавливаться перед трудностями.То, что необходимо для развития личности школьника, должно присутствовать науроке. Скорее надо спросить: нельзя ли планировать ход урока так, чтобыоставалось время и для докладов, подготовленных учащимися дома? Итак: если язадала что-то на дом, это обязательно влияет на мою подготовку следующегоурока, я должна правильно распределить время. Если это не удаётся, лучше вообщеотказаться от домашнего задания.
Если прибольшом объёме материала по математике отводится мало часов, проблему можнорешить только при условии равномерного распределения материала по всем урокам иконцентрированном предъявлении нового, что позволяет экономить время урока.
 
5. На чтоследует обращать внимание учащихся, давая задание на дом?
Планируемоевоздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должнымобразом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивироватьотношение школьников к домашней работе – вот главная задача учителя, дающегозадание на дом. Что же конкретно имеется в виду?
Взначительной мере от мотивации школьников, ориентирующей их на самостоятельноерегулярное выполнение домашних заданий, зависит педагогическое воздействиетаких заданий. При сообщении домашнего задания встаёт вопрос: на какиепотребности, привычки, склонности, интересы моих учеников должна я обратитьвнимание? Конечно, не всегда следует подробно обосновывать каждое предлагаемоедомашнее задание. Такой подход был бы формальным и малоэффективным. Нетнеобходимости объяснять школьникам, для чего, например, они должны научитьсясчитать. Поэтому здесь достаточным окажется ясное требование и последовательныйконтроль. особые меры для мотивации необходимы тогда, когда у школьниковвозникают сомнения в целесообразности этого задания; если отсутствуетприлежание и тщательность выполнения домашней работы; если ставится новое инепривычное для школьников задание. Последнее, как правило, относится кзаданиям, рассчитанным на длительное время. Правила мотивации урока и домашнегозадания одни и те же.
Если речьидёт о познавательных заданиях, необходима интересная постановка проблемы.Можно использовать увлечение мальчиков футболом для подготовки урока: навоображаемой окружности, где футбольные ворота образуют хорду, находятсяпозиции шести нападающих. У кого из игроков больше шансов забить гол? некоторыеучащиеся спонтанно высказали предположение, что это зависит от расстояния отугла до ворот и что у центрального нападающего шансов больше. Я предложилапроверить эту гипотезу дома, начертив и измерив углы. На следующем уроке можнобыло почувствовать, что ученики выполнили задание не формально. С удивлением инедоверием они сообщили мне, что «углы равны, но этого не может быть!» Ученикикачественно выполнили задание и был создан прочный базис для пониманияутверждения: «Вписанные углы, опирающиеся на одну хорду, равны между собой».
Если речьидёт о тренировочных заданиях, которые наши ученики называют скучными, то здесьмотивирующим фактором может служить стремление учащихся к усовершенствованиюнавыков. Мало кто из ребят не хочет уметь как можно больше. Важным являетсявоспитание в школьниках чувства ответственности за успех урока. Сильныммотивирующим фактором может быть понимание учащимися, что от качества ихдомашней работы зависит, достигнет ли урок намеченной цели. Это также отвечаетчасто недооцениваемой потребности учеников в доверии и ответственности.
Едва ливозникает необходимость в мотивации, если выполнение задания уже рассчитано наспециальные интересы или способности учащихся.
6. Все лиучащиеся поняли задание?
Еслишкольники должны выполнить домашнее задание самостоятельно, т.е. безпосторонней помощи, то необходимо, чтобы все они знали, что от них требуется иожидается. Дома у ребят нет возможности переспросить учителя, уточнитьформулировку задания. Если у ученика возникает вопрос: «Да что же нам надосделать?» – свидетельствует о том, что задание было сформулировано учителемнедостаточно чётко. Формулировки типа «Прочитайте параграф по этой теме!»,«Повторите то, что мы прошли на уроке!», «Поищите материал на эту тему!» бездальнейших уточнений неприемлемы. Подобные формулировки встречаются в основномтогда, когда учитель не основательно подготовился к уроку и не продумалдомашнее задание. Многие учителя стараются удостовериться, что все учащиесякласса поняли, какое задание они должны выполнить дома. Речь идёт не только осодержании задания, но и о методах его выполнения. Опытные учителя частопобуждают учащихся задавать вопросы к поставленному заданию. Они придают такжеособое значение тому, чтобы задание было всегда записано в дневник или тетрадь.Я очень часто раздаю карточки с домашним заданием, опираясь на индивидуальныйподход к каждому ученику. А перед тематическими зачётами или контрольнымиработами обязательно раздаю домашнюю контрольную работу, которая тожеподбирается индивидуально. Всё равно я требую записать в дневник, когда сдатьту или иную работу, как оформлять и т.д. И ещё один, но очень важный момент – нельзядавать домашнее задание по звонку или после звонка! Домашнее заданиепосле звонка – это больше, чем «нарушение этикета». Но и от задания незадолгоперед звонком или по звонку тоже стоит отказаться. Потому что это ведёт кследующему:
Ø  домашнеезадание не фиксируется ребятами или фиксируется частично и не всеми;
Ø  ушкольников нет возможности задать вопросы;
Ø  учительне может дать необходимых пояснений, и вынужден отказаться от мотивации.
Домашнеезадание надо сообщать тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логикуурока. При сообщении домашнего задания не стоит изнурять учеников, потому чтоэто вызывает у них чувство неуверенности и вынуждает нас, учителей, нарушатьэлементарную педагогическую этику.
7. Учитьучиться!
Чтобысистематически повышать уровень и качество мыслительной деятельности учеников,чтобы активизировать их самостоятельность, всё больше учителей уделяют особоевнимание применению общих принципов, необходимых для выполнения задания. Так,например, рекомендую следующее:
Ø  Какправильно работать с текстом.
Ø  Какработать над задачей.
Ø  Какдоказывать теорему.
Ø  Какпостроить чертёж к геометрической задаче.
Ø  Какработать со справочной литературой.
Ø  Какпользоваться чертёжными инструментами.
Ø  Какрешать задания с параметрами, модулями и т.д.
Ø  Какрешить уравнение (линейное, тригонометрическое, показательное и т.д.)
Ø  Какрешить неравенство (тригонометрическое, показательное и т.д.)
Ø  Разработкаалгоритмов решения различных заданий вместе с учениками.
Данныепамятки и алгоритмы хранятся в классе и в тетрадях для правил у учащихся.
Школьникдолжен усвоить, что вспомогательные учебные средства действительно помогают емулучше, быстрее и эффективнее учиться. Поэтому в задачи любого урока входиттренировка умения и воспитание привычки пользоваться вспомогательнымисредствами, о чём нельзя забывать и при планировании домашних заданий.
Итак: науроке надо учить школьников методам и технике учения; на дом давать задания,при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы; развиватьумение учеников обращаться со вспомогательными учебными материалами.
Домашниезадания тоже можно по мере необходимости дифференцировать.
Онеобходимости индивидуального подхода говорилось и постоянно говорится во всехпедагогических журналах, на педсоветах и т.д. Развитие индивидуальности каждогошкольника – требование, в реализации которого домашнему заданию отводитсяособая роль. Об этом уже шла речь, но поскольку дифференцированные домашниезадания до сих пор встречаются в наших школах скорее как исключение, я хотелабы вернуться к данной проблеме.
Говоря обоптимальном развитии каждого школьника, я имею в виду необходимость:
Ø  использоватьиндивидуальные склонности, способности, сильные стороны каждого ученика;
Ø  выявлятьособо одарённых учеников и целенаправленно развивать их способности.
Именнодомашнее задание позволяет успешней использовать индивидуальные способности иучитывать склонности каждого ученика. Принимать во внимание особые интересыслабоуспевающих и малоактивных учащихся, использовать эти интересы, развиватьсвязанные с ними знания и способности с помощью целенаправленных домашнихзаданий – вот что необходимо для того, чтобы разорвать заколдованный круг:слабый ответ – негативная оценка – неудача – дезинтерес. Индивидуальная работас учениками при выборе домашнего задания предусматривает дифференцированныйподход, обращение к конкретному школьнику, знание его особенностей, слабых и, впервую очередь, сильных сторон. В этом суть: не заострять внимание на возможныхнедостатках, так как они и так постоянно подчёркиваются. Дифференцированныедомашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяютвосполнить пробелы в знаниях. Для хорошо успевающих и одарённых школьниковтакие задания способствуют развитию их способностей, углублению их знаний. Этимя и занимаюсь вот уже десять лет. Мне повезло, что в классах, которых яработаю, сидят 8, 14, 16, иногда 24 ученика. Конечно, я знаю, на что способенкаждый мой ученик.
Дифференцированныедомашние задания решают и другую важную задачу. Они могут и должны раскрытьперед школьниками преимущества коллективной деятельности. Группы учащихсядолжны быть гетерогенными, т.е. охватывать «сильных» и «слабых», активных именее активных учеников. Например, одна группа сообщит о найденных сведениях оПифагоре, другая докажет теорему Пифагора как в учебнике, третья – найдетдругое доказательство, четвёртая – покажет несколько ключевых задач, решаемых спомощью теоремы Пифагора. И в каждой группе найдётся задание каждому ученику поего знаниям и возможностям.
Индивидуальныедомашние задания позволяют испытать чувство успеха тем школьникам, которыеслабо успевают по математике. Такие задания даёт им возможность проявить себя,свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят кобучению в школе.
Индивидуальныезадания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная их система даётвозможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильнымразвивать свои интересы до глубокой увлечённости, и тех и других научитьсамостоятельному познанию.
Приподготовке домашнего задания каждый учитель должен выяснить, требует ли оноучастия всех учащихся. Если нет – уместно дифференцировать задание.
Дифференциацияпроявляется ещё и в том, что вместо обязательных заданий отдельные ученикиполучают советы для выполнения добровольно выбранной ими домашней работы. Еслипробудить интерес учащихся к проблеме, то даже сложное домашнее задание(например, в 6 классе найти, сколько диагоналей содержит десятиугольник!) можетбыть поставлено в качестве добровольного, и это скорее мобилизует силышкольников, чем обременительное «обязательное задание». Особенно часто встарших классах я применяю выборочные домашние задания, которые позволяли лучшеучитывать интересы и склонности, а также различные возможности каждогоотдельного ученика. Но добровольность не должна вести к тому, чтобы учащиесясовсем не занимались видами деятельности, необходимыми для их развития,«отказывались» от них, поскольку «задание ведь добровольное!». Добровольностьзадания предполагает не меньший, а больший вклад в развитие личности. Надоизучить воспитательные возможности добровольного домашнего задания ииспользовать его для повышения эффективности преподавательской и воспитательнойдеятельности. И особенно важно связать качество выполнения добровольногодомашнего задания с результативностью всего урока и успешностью обучения всегоклассного коллектива. Если домашнее задание является интересным и личностнозначимым, то время, потраченное на его подготовку, не играет особой роли дляшкольника. В этом и заключается педагогическая ценность добровольного домашнегозадания.
 
8. Как решать проблему контроляи оценки домашнего задания?
Педагогическийопыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможетепотом проверить и оценить.
Это правилоприменяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили лишкольники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота,правильность и форма выполнения задания.
Контроль,оценка домашнего задания и выставление отметки – вместе с другими факторамипедагогического процесса – являются мотивирующими и мобилизующими силы испособности учеников. Если я отказываюсь от контроля домашнего задания илиотношусь к нему недостаточно серьёзно, я разочаровываю тем самым ученика,поскольку игнорирую его работу, его достижения. Негативные последствия такогорода следует ожидать особенно тогда, когда работа выполняется ученикомдобросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не обращает вниманияна выполнение домашнего задания.
Обратимся кчетырём проблемам, особенно волнующим учителей.
Каждыйучитель должен стремиться к тому, чтобы его ученики говорили о нём так: «У этотпедагога можно и не пытаться забыть сделать домашнюю работу. Он никогда незабывает, когда и какое задание даёт». Необходимо вести дело так, чтобы уученика никогда не возникало сомнение, обязательно ли он должен выполнять этозадание. Каждое невыполненное домашнее задание, с которым удалось «проскочить»,работает на безответственность.
Формыконтроля домашнего задания могут быть различными:
Ø  контрольписьменных домашних заданий во время самостоятельной работы учеников на уроке:формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;
Ø  косвенныйконтроль с помощью тестов, математических диктантов, самостоятельных работ, всодержание которых включён материал, идентичный заданному на дом;
Ø  контрольустных домашних заданий у отдельных учащихся в то время, как все остальныеобсуждают и дополняют ответы одноклассников;
Ø  внеурочнаяпроверка учителем тетрадей; только через проверку тетрадей учитель можетсделать вывод об умении учениками оформлять задания, какие ошибки допускаютсячаще всего и т.д.;
Ø  непрямойконтроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, еслипредпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;
Ø  взаимныйконтроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцовили справочников);
Ø  самоконтрольучащихся: сверка выполненного домашнего задания с написанным на доске или своспроизведённым с помощью кодоскопа, компьютера правильным вариантом;
Ø  вобразцах оформления домашнего задания, заранее воспроизведённых на доске,имеются пропуски. В процессе их заполнения осуществляется проверка выполнениязаданного на дом;
Ø  вобразцах оформления домашнего задания, заранее воспроизведённых на доске,преднамеренно допущены ошибки, которые надо обнаружить и исправить;
Ø  контрольписьменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами.
Какую формуконтроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида и цели домашнегозадания и, с другой стороны, от отношения к ним учащихся.
Есть общееправило: если школьники осознают взаимосвязь домашнего задания с результатамисвоего обучения, чувствуют зависимость этих результатов от домашней работы, токонтроль достижений учащихся является одновременно и контролем выполнениядомашнего задания. Где же такую взаимосвязь дети ещё не ощущают (например, в 5классе), где привычку к домашним занятиям только надлежит выработать, где одомашнем задании дети часто «забывают», необходим строгий и последовательныйконтроль каждого отдельного домашнего задания. Там, где не проверяется домашнеезадание, ошибки, допущенные при его выполнении, остаются незамеченными изакрепляются в памяти учащихся. Исправленные учителем ошибки, тем не менее,периодически повторяются, если ученики не делают работу над ошибками.
Иногдаотдельные учащиеся проверяют перед уроком выполнение домашнего задания и орезультатах проверки сообщают в начале урока. Это производит и воспитательныйэффект, если только не превращается в формальность. Учитель должен быть уверен,что контроль осуществлён серьёзно и сообщение ученика соответствуетдействительности. Критические оценки самих учащихся действуют на иходноклассников сильнее, чем учителя. Но это может привести к ябедничеству,обидам и отказу некоторых учеников «о доносе» на своих одноклассников. Всеформы проверки д/з должны хорошо быть продуманы конкретно для каждого класса, ане осуществлять проверку из урока в урок одинаково для всех классов.
Но всё женеобходимо, чтобы учитель сам принимал участие в контроле, и его слово было быпоследним и решающим. Это нужно и потому, что результат выполнения домашнегозадания выполняет для учителя двойную функцию. Во-первых, он является объектомконтроля деятельности учащихся, а во-вторых, что ещё более важно, – своейсобственной деятельности на прошлом уроке.
Правильнопоставленное и оцененное домашнее задание – основа для поисков резервов всобственном уроке. Домашние задания позволяют обнаружить успехи и ошибки ввыборе методики, сигнализируют о быстром продвижении учащихся. Они являются необходимымсредством для подготовки конкретного урока с учётом достигнутых результатов.
Обращаясь кпедагогическому воздействию домашних заданий, хочу повторить: каким бы способоммы с вами не проверяли выполнение работы, критерием остаётся мнение учащихся,можно ли на вашем уроке «забыть» приготовить домашнее задание или нет.
 
9. Что икак оценивать?
Здесь пойдётречь о проблеме: за каждое ли домашнее задание выставляется отметка? Из неёвытекают вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Как правило, исходитьнужно из следующего: если ученик самостоятельно выполнил какую-либо работу,которую учитель проверил, за неё должна быть выставлена оценка, иногда – какчасть отметки за урок, иногда – как самостоятельная. Если это дифференцируемаяработа, то оценку выставить обязательно, и в то же время «плохую» отметку необязательно выставлять. Но если учитель не уверен, что работа была выполненасамостоятельно, что использовался «решебник», которых по всем предметам сейчасхватает, то оценку можно поставить, но выставлять в журнал не обязательно. Еслия задаю домашнюю контрольную работу на месяц, потом проверяю её, и обязательновыделяю время для защиты своей работы: каждому ученику даётся 3–4 задания изданной работы, а они их должны решить быстро и правильно. Так как в контрольнойработе заданий 30 – 40, то какое именно достанется ученику, угадать сложно. Порезультатам данной защиты я выставляю оценку в журнал.
Если ученикпришёл на урок с невыполненным домашним заданием, то в первую очередь я выясняюпричину, по которой ученик не смог сделать задание, и лишь затем решаю вопрос сотметкой. Не исключено, что я и сама виновата в этом. Коллектив класса долженвоспринимать оценку как справедливую, поэтому во всём надо сначала разобраться,а потом уже принимать меры.
И ещёнесколько советов:
Ø  спомощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникалисомнения, так ли обязательно домашнее задание;
Ø  используйтеразличные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнегозадания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания;
Ø  определите,что и как вы будете оценивать, будете ли за это ставить отметку, исходя изконкретных условий, а также учитывая воспитательное воздействие оценки;
Ø  еслиученики не выполняют домашнее задание, ищите причины и затем решайте, как ихустранить;
Ø  добивайтесь,чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.
К сожалению,в практике обучения математике нередко используемые виды домашних заданий неотличаются разнообразием: предпочтение отдаётся связанным с усвоением знаний иумений общим, обязательным, репродуктивным заданиям. Этим мы ограничиваемвозможности полноценного решения задач обучения, воспитания и развития детей.
Поиск путейсовершенствования организации домашней работы привёл к необходимостииспользования системы домашних заданий по выбору и творческих заданий. Приведупримеры таких заданий:
1.        Составляюнабор заданий из 4–5 задач и теоретического материала. Обязательно надо сделатьвесь теоретический материал и два первых задания. Задания подбираются так,чтобы их сложность постепенно нарастала. В этих условиях удачно решаютсявопросы дифференциации домашних заданий. Тех, кто увлекается математикой, такиезадания исподволь приобщают к систематическому интенсивному труду.
2.        Дляиндивидуальных домашних заданий наряду с решением и составлением задачразличной сложности, целесообразно использовать такие виды работ, какподготовка рефератов, библиографий, докладов, сочинений на заданную тему,аннотаций статей из журналов и книг.
3.        Можнопредложить учащимся изготовить различные чертежи, таблицы, моделигеометрических фигур, поделки для кабинета математики.
4.        Предлагаетсядвум ученикам самостоятельное домашнее исследование. Это может быть одна и таже задача, которая решается несколькими способами. Им предлагается через двенедели представить учителю свои решения и затем изложить их на уроке. Потомпроводится урок – бенефис одной задачи. Ученик знает, что от него ждут красивоерешение, вот тут и срабатывает творчество.
5.        Япредлагаю на дом пример по действиям и говорю, что значение данного выражения иесть номер вашего домашнего задания. Можно предложить и уравнения, и нахождениезначения выражения. Почти все всегда решают пример до тех пор, пока не получатправильный ответ. Это хорошо работает в 5 – 6 классах.
6.        Науроках геометрии при изучении темы «Движения» я предлагаю ученикам нарисоватьрисунок и отобразить его относительно прямой. Сколько же способов они находят:на прозрачной бумаге копируют изображение, вырезают, склеивают. Каждый ищетсвой способ!
7.        Сприходом в школы компьютерных технологий даю некоторым ученикам, у которых естькомпьютер дома, изобразить графики функций с модулями. Потом просматриваем всемклассом и выбираем наиболее точные, красивые работы. Такие задания выбираютчаще мальчики, даже которые «не дружат» с математикой.
8.        Предлагаюдетям рассчитать, сколько обоев надо на их комнату или каков объём воздуха в ихквартире.
9.        Нарисоватьпрямоугольник 3 на 4 клетки и заштриховать четвёртую его часть, потомдвенадцатую. Сколько простора для творчества! Сначала они шаблоннозаштриховывают клетки, но стоит лишь поддержать ребят, как через урок ониприносят из дома смелые, оригинальные решения. А если ещё провестисоревнование: кто найдёт больше всех вариантов, то они включаются в работу и наперемене, а бывает и на других уроках.
10.     Написаниесобственной математической сказки, былины, рассказа, увлекательной истории. Созданиекиносценария научно-популярного фильма, в котором бы показывалось построениегеометрических фигур, как найти расстояние между скрещивающимися прямыми и.т.д.Всё зависит от фантазии учителя и его учеников.
11.     Можнопредложить ученикам дома подготовить вопросы автору теоремы, статьи журнала,учебника, которые помогли бы лучше и глубже понять смысл или значение,особенности применения в практической деятельности. Отвечать на такие вопросымогут и сами ученики, а если у них возникнут затруднения, то поможет учитель.
12.     Существуюттак называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысламоделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия,выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация впрактической жизни. Деловые игры целесообразно проводить в старших классах. Например,деловая игра «Строитель», проводимая в 9 классе по теме: «Площадимногоугольников». Класс заранее разбивается на бригады: столяры, поставщики,паркетчики. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося здания.Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов иравнобоких трапеций. Первой бригаде надо изготовить плитки указанных размеров вопределённом количестве, второй – рассчитать, сколько надо плиток, а третьей –проконтролировать первую и вторую бригады, т.е. наперёд надо знать, сколько икаких плиток им понадобится. Побеждает та бригада, которая верно выполнитправильный расчёт. Так как в доме много комнат, то и работы хватит каждомуученику в бригаде. Дома каждая бригада распределяет обязанности, кто и что будетделать. Это очень хороший пример коллективного творчества.
13.     Можнотакже предложить учащимся представить себя учителем и дома выбрать оптимальный,с их точки зрения, вариант объяснения того или иного учебного материала.Например, с точки зрения его подачи: через рисунок, схему, таблицу, опыт.
14.     Оченьчасто я применяю в 5 – 6 классах такое домашнее задание: задаю текстовуюзадачу, прошу её решить, а потом переформулировать. Придумать свой сюжетзадачи, поменять исходные данные и теми, которые надо найти и т.д. Начиная с 7класса, задаю дома придумать для соседа по парте уравнения, неравенства,тождества, задачу на сложные проценты или геометрическую задачу. Ребята любяттакие задания.
15.     Многиеребята видят, как их взрослые члены семьи с увлечением разгадывают кроссворды,ребусы, японские кроссворды, судоку. А почему бы не предложить и самим ребятампридумать посильный для них кроссворд или ещё какую-нибудь головоломку?Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы.Лучшие головоломки решаем всем классом (для этого я всегда найду время науроке).
Кромеобразовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал творческихдомашних заданий. Ведь учитель даёт знания прежде всего для того, чтобывоспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом благородномделе творческие задания – незаменимый помощник. Главное, чтобы в учителе не гасэтот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно. Если ученикиувидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в какомвиде оно преподносится, то они будут любить и учителя и его предмет.

Списоклитературы
1.   «Конструированиесовременного урока математики», С.Г. Манвелов, Москва, «Просвещение»,2002.
2.   «Формы учебной работы всредней школе», И.М. Чередов, Москва, «Просвещение», 1988.
3.   «Спасибо за урок, дети!»,А.А. Окунев, Москва, «Просвещение», 1988.
4.   «Домашние задания», Х. Древелови др., Москва, «Просвещение», 1989.
5.   «Как решать задачу?», Д. Пойа,Москва, Гос. учебно-педагогическое издательство Минпроса РСФСР, 1961.
6.   «Даю уроки математики», А.П. Карп,Москва, «Просвещение», 1992.
7.   «Дидактические игры науроках математики», В.Г. Коваленко, Москва, «Просвещение», 1990.

Приложение
Домашняяработа в 5 классе по теме: «Деление». Вариант 1.
1. Вычислите:(77792: 374 – 89) · 407.
2. Выполнитеделение с остатком: а) 7321: 10; б) 65049: 78.
3. Найдите:
а) делимое,если делитель равен 7, неполное частное – 12, а остаток – 3;
б) делитель,если делимое равно 137, неполное частное – 19, а остаток – 4.
4. От двухстанций, расстояние между которыми 640 км, вышли одновременно навстречудруг другу два поезда. Скорость первого из них – 68 км/ч, скорость второгона 8 км/ч меньше. Какое расстояние прошёл до встречи поезд, двигавшийся сменьшей скоростью?
5. При какомзначении k корень уравнения kх + 12 = 47 равен 5?
Домашнийтест.
Вариант 1.Единицы измерения площадей.
1. Найтиплощадь квадрата со стороной 11 см.
1) 44 см2;2) 121 см2; 3) 22 см2; 4) 121 см.
2. Найтиплощадь прямоугольника со сторонами 6 см и 4 см.
1) 24 см2;2) 10 см2; 3) 20 см2; 4) 24 см.
3. Найти периметрпрямоугольника, площадь которого равна 36 см2, а одна из сторон– 9 см.
1) 4 см;2) 324 см; 3) 13 см; 4) 26 см.
4. Найтиплощадь фигуры.
1) 14 см2;2) 35 см2; 3) 26 см2; 4) 27 см2.
Домашний тест«Геометрическая прогрессия». Вариант 2.
А1. Какая изпоследовательностей чисел является геометрической прогрессией?
1)        2; 4;6; 8; 10; 12… 2) ½; – 1/3; 1/4; -1/5; 1/6; -1/7…
2)        3) 1;-3; 9; -27; 81; -243. 4) -2; 0; 0; 0; 0…
А2. Дана геометрическаяпрогрессия. Найдите b6, если b1 = -8, q = ½.
1) 1/4; 2) –1/4; 3) -1/8; 4) 1/8.
А3.Последовательность b1; b2; -5; b4; b5;-135 – геометрическая прогрессия. Найдите b5.
1) -15; 2)-45; 3) 45; 4) 15.
А4. Найдитесумму первых семи членов геометрической прогрессии (bn): -1;½;…
1) -127; 2) />; 3) />; 4) />.
А5. Найдитесумму бесконечной геометрической прогрессии (bn): -2; – 2/3; …
1) 0,5; 2) -1,5;4) 1,2; 4) 1,5.