Совместные предприятия в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Совместные предприятия в Республике Беларусь

МИНСК 2008

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Общая характеристика совместных предприятий
1.1 Понятие ичерты совместного предприятия
1.2 Классификациясовместных предприятий
1.3 Причины созданиясовместных предприятий
2. Совместные предприятия в Республике Беларусь
2.1 Этапыстановления совместных предприятий в Республике Беларусь
2.2 Особенностиразвития совместных предприятий на территории Республики Беларусь
3. Проблемы и перспективы развития совместных предприятий в РеспубликеБеларусь
3.1 Проблемысовместных предприятий в Республике Беларусь и пути их решения
3.2 Перспективыразвития совместных предприятий в Республике Беларусь

ВВЕДЕНИЕ
 
В РеспубликеБеларусь развитие реальных рыночных отношений возможно лишь тогда, когда будутсозданы все условия, способствующие свободному вхождению национальной экономикив систему мировых хозяйственных связей. И здесь основная стратегическая цельнашего государства должна быть направлена на создание высокоэффективнойэкономики, гибкой, восприимчивой к достижениям научно-технического прогресса, ориентированнойна потребителя. В связи с этим специфика современного этапа рыночныхпреобразований в Республике Беларусь требует повышенного внимания кинвестиционным проблемам, решить которые не всегда по силам одному государству,а необходима помощь извне. Поэтому сегодня особое значение приобретаютмероприятия по активизации инвестиционной деятельности, привлечению в реальнуюэкономическую сферу самого широкого спектра инвесторов и повышениюэффективности их участия через развитие разнообразных форм хозяйственной деятельностии, в частности, совместных предприятий (далее возможно – СП).
Технологическоеперевооружение производства, улучшение финансовых показателей, выпуск новойконкурентоспособной продукции, наращивание экспортных поставок являютсянасущными вопросами деятельности белорусских предприятий. Поэтому в условияхограниченных финансовых и наукоемких ресурсов для этих целей необходимопривлечение иностранных инвестиций и налаживание сотрудничества смеждународными компаниями.
Об этомутверждают и программные документы развития республики на текущий год, вкоторых определено, что удельный вес иностранных инвестиций в общем объемеинвестиций должен составить более 10%, а их объем достигнуть 1,2-1,4 млрд.долл. США. [1, с. 12]
Все этосвидетельствует об актуальности выбранной мною темы на данном этапе дляРеспублики Беларусь.
Цель моегоисследования – показать важность создания и эффективного функционированиясовместных предприятий, как способа решения инвестиционных проблем, дать оценкуперспективам развития в Беларуси.
Длядостижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
— даноопределение совместному предприятию;
— разработанаадекватная современному этапу экономического развития классификация данныхпредприятий;
— выявленыпричины создания данных предприятий;
— определеныэтапы становления СП в Беларуси;
— на основеособенностей развития СП в Республике Беларусь выявлен ряд проблем, с которымисталкиваются данные предприятия, приведены пути их решения.
Проблемамэффективного использования зарубежных инвестиций и развития на их основесовместных предприятий посвящены работы белорусских ученых-экономистов:Балашевича М.И., Болдака А.К., Петриченко Е.В. и других.
Много статей,посвященных данной теме, принадлежит Бабиной А.В. и Петриченко Е.В.
Таким образом,можно приступить непосредственно к рассмотрению данной темы.

1. Общая характеристика совместных предприятий
 
1.1 Понятиеи черты совместного предприятия
 
Понятие «совместноепредприятие» представляет собой широко известную в мировой практике форму экономическогосотрудничества. Совместное предприятие (СП) — самостоятельный ворганизационном, финансовом и правовом смыслах субъект хозяйствования,образованный в форме взносов капитала независимыми друг от друга партнерами,резидентами разных стран, совместно владеющими им и пользующимися результатамиего деятельности. [10, с. 259]
В США подсовместным предприятием понимается широкий спектр соглашений, охватывающий каксоздание новой самостоятельной корпорации, так и наличие договора илисоглашения о совместной деятельности, включая совместные выступления на рынкеценных бумаг и товарных биржах, совместные предложения на торгах, совместныеподрядные работы (которые не предполагают создания отдельного юридического лицас общим капиталом), приобретение одной кампанией части капиталов или активовдругой кампании. [7, с. 8] СП здесь могут создаваться как на одну сделку, так ина неопределенный или заранее фиксированный период времени. Кроме того, онимогут объединять двух и более партнеров или даже целую отрасль. В соответствиис международной практикой к категории СП относят предприятия с иностраннымдолевым участием от 10 до 90%. Если же доля зарубежного партнера составляетменее 10%, то такие капитальные вложения относят к иностранным портфельныминвестициям. Если же зарубежная фирма владеет 90% и более уставного капитала,то такое предприятие рассматривается как полностью иностранное.
ДляРеспублики Беларусь наличие иностранного партнера является отличительнымпризнаком и обязательным условием при создании СП. В законодательстве РБ кчислу СП относят предприятия с участием иностранных инвестиций без ограничениядоли иностранного капитала в уставном фонде, за исключением предприятий со100%-ным участием зарубежного инвестора (иностранные предприятия). [7, с. 9]
Косновополагающим чертам СП относятся:
— финансовоеучастие партнеров;
— сохранениекаждым из партнеров финансовой, организационной и юридической независимости;
— созданиесовместной единицы хозяйствования, обладающей юридической правоспособностью;
— относительноепостоянство юридических целей и воли участников, что обеспечивает ихдолгосрочное сотрудничество;
— осуществление партнерами-учредителями контроля над СП;
— осуществление партнерами права на управление СП;
— распределение между партнерами прибылей, а также производственного икоммерческого рисков, пропорционально вкладу в совместное имущество;
— коллективнаяответственность за эффективность работы. [10, с. 259]
— совместнаяработа опирается на договорную основу с регулированием важнейших сторон деятельности,включая организационно-правовую форму, цели и содержание, распределение функцийпо управлению, условия ликвидации, срок деятельности, подсудность и т.п… [2,с. 24]
Таким образомсовместное предприятие — такая форма совместного предпринимательстваотечественных и иностранных партнеров, при которой создается общаяпроизводственная база; производится продукт (товар, работа, услуга),находящийся в общей собственности национального и иностранного партнеров;осуществляется общее управление, общее участие в прибылях и общее несениерисков. [8, с. 22]

1.2Классификация совместных предприятий
 
Существуетмножество признаков, по которым можно классифицировать совместные предприятия.В зависимости от степени участия партнеров в управлении различают автономные,мажоритарные и паритетные СП. Для того, чтобы СП было отнесено к автономным,генеральный директор должен иметь возможность принимать решения по абсолютномубольшинству вопросов деятельности предприятия. Отличительной чертоймажоритарного СП является осуществление одним из партнеров функций управленияподобно полному владельцу предприятия. В этом случае правление выполняет восновном чисто формальную функцию. В паритетных СП степень разделения функцийуправления и контроля может колебаться от значительного дисбаланса доравномерного их распределения между партнерами. [8, с. 68-71]
В зависимостиот сферы деятельности различают:
— сбытовыеСП, в которых могут участвовать и партнеры из третьих стран. Они могут создатьновое предприятие или приобрести долю в уже действующем на местном рынке;
— научно-исследовательскиеи конструкторские СП;
— производственныеСП, сферами деятельности которых могут быть те же, что и при участии всовместном изготовлении продукции на кооперационной основе. Наиболее существеннымимотивами таких СП является возможность снижения издержек, приближение к рынкамсбыта, преодоление психологических барьеров по отношению к иностраннойпродукции.
Подлительности сотрудничества различают:
— краткосрочныеСП, имеющие характер проектной кооперации, которые по завершении проекта(достижение цели) прекращают свое существование;
— долгосрочныеСП, рассчитанные в соответствии с международной практикой на 10 -15 летсовместной деятельности. В ряде стран сроки деятельности СП ограничиваются законодательством.После завершения этих сроков имущество их переходит к местному партнеру. ВКитае, например, был установлен такой срок в 30 лет и продлен позже до 50.
В зависимостиот национальной принадлежности партнеров возможны различные варианты СП:
— партнеры изодной страны совместно создают предприятие в другой стране. Принадлежность их кодному экономическому пространству значительно снижает возможность различныхконфликтов. Однако в этом случае желательно, чтобы как минимум один изпартнеров имел определенный опыт работы в данной стране;
— партнеры изразных стран создают СП в третьей стране; в классическом случае один изпартнеров представляет принимающую страну, а другие — приходят со стороны. [2,с. 26]
В зависимостиот количества стран участниц различают двухсторонние, трехсторонние имногосторонние совместные предприятия.
В зависимостиот структуры капитала по форме собственности различают СП: с участием толькочастного капитала, с участием только государственного капитала, с участиемчастного и государственного капитала.
По механизмуучастия партнеров различают договорное и контрактное совместное предприятие.[5, с. 19]
Совместныепредприятия могут существенно различаться по свободе иностранного партнера вреализации своих целей. Речь идет не только об обязательном участии партнера изпринимающей страны, но и о возможностях сбыта продукции, валютно-финансовыхпроблемах, правилах пребывания и принятия на работу иностранных сотрудников,взаимоотношениях между субъектами хозяйствования, особенностях управления.

1.3Причины создания совместных предприятий
 
Изучениетенденций развития международного совместного предпринимательства позволяетсформулировать ряд объективных причин активизации данного процесса:
— появлениеновых отраслей и видов производств требует больших инвестиций, вложение которыхподчас не под силу одной, отдельно взятой стране. На сегодняшний день безучастия иностранного капитала нормальный процесс воспроизводства даже виндустриально-развитых государствах уже невозможен;
— необходимостьнаучно-технического развития, обновления техники и технологии требуетдополнительных капиталовложений. Так, например, для Республики Беларусьпотребность в валютных поступлениях для этих целей бесспорна, поскольку вусловиях постоянной нехватки средств иностранные инвестиции приобретают чертыодного из самых мощных способов финансирования;
— различия вприродных возможностях и неравномерное распределение трудовых ресурсовпобуждают одни страны привлекать капитал для освоения природных богатств исоздания дополнительных рабочих мест, а другие — вывозить капитал, создаваясовместные объекты по использованию имеющихся, но еще не задействованных илинеэффективно используемых ресурсов;
— необходимостьснижения производственных затрат и расширения рынков сбыта требует значительныхсовместных усилий сотрудничающих сторон, что позволяет им определять характер,направления и темпы экономического развития различных но индустриальному уровнюгосударств; [8, с. 18]
— получениепреимущества в конкуренции на рынках целевой страны благодаря соединениюпредоставленных иностранным инвестором технических маркетинговых,управленческих ноу-хау со знанием местного рынка, сбытовой сетью, контактами спокупателями местного партнера;
— наличиепрограмм стимулирования иностранных инвестиций в целевой стране и ихиспользование с помощью СП для эффективной работы на зарубежном рынке (льготныекредиты, налоги, государственные заказы, аукционы по продаже имущества и т.п.);
— получениедоступа иностранным партнером к рынкам соседних стран, входящих в экономическоеобъединение с целевой страной;
— наличиеограничений или запретов на импорт в целевой стране;
— благодаряСП происходит увеличение масштабов деятельности, позволяющее реализоватьзначительные проекты с минимальным риском;
— уменьшениепотребности в капитале и риска по сравнению с созданием полностью иностранногопредприятия, если в стране с высоким риском (например, опасность экспроприации)100%-ное инвестирование нецелесообразно или не допускается законодательством,например, предписывается принудительное участие местного капитала;
— значительноеповышение иностранным инвестором своего имиджа на местном рынке, так как совместноепредприятие получает статус местного по законодательству данной страны, оно быстрееадаптируется на этом рынке благодаря заинтересованному отношению со стороныправительственных и политических кругов, возможности влиять на различные сферыэкономической и общественной жизни, пользоваться привилегиями в налоговой,банковской и других сферах, активной работе с покупателями на рынке. [2, с.24-25]
Именнодействием этих причин определяются место и роль совместного предпринимательствакак наиболее прогрессивной и комплексной формы долгосрочного экономического,научно-технического и производственного международного сотрудничества,опирающегося на объединение капиталов разных стран и дополняющее традиционныеторгово-экономические отношения.
Таким образом,совместные с иностранным партнером предприятия позволяют решить вопросысокращения времени строительства новых предприятий, использования прогрессивнойтехнологии и техники в производстве, внедрения маркетинговых и управленческихноу-хау, выпуска товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстроговыхода на внешние рынки с конкурентоспособной продукцией с целью получениявалютных средств, сокращения нерационального импорта на свободно конвертируемуювалюту. Все это способствует повышению эффективности национальной экономики.Создание совместных предприятий — одно из направлений вложения иностранныхинвестиций в экономику страны, чем они больше, тем эффективнее национальнаяэкономика, тем лучше условия для ее интегрирования в мировую экономическуюсистему.

2. Совместные предприятия в Республике Беларусь
 
2.1 Этапыстановления совместных предприятий в Республике Беларусь
 
РеспубликаБеларусь долгое время развивалась в составе бывшего СССР, что позволяет условновыделить пять исторических этапов становления совместных предприятий,обусловленных особенностями проводимой государственной инвестиционной политики:
Первый — 1921-1925 гг., характеризовавшийся созданием смешанных обществ на территорииСССР и СП на территории капиталистических стран;
Второй — 1926-1960 гг. — период «изоляции», в течение которого отсутствовали условия длясоздания подобных предприятий;
Третий — 1961-1986 гг. — когда СП создавались исключительно за рубежом;
Четвертый — 1987-1991 гг., характеризовавшийся процессом создания СП внутри государства(первоначально на территории бывшего СССР);
Пятый – с1992 и по настоящее время — период развития СП на территории РеспубликиБеларусь. [8, с. 40]
Естественно,особенности исторических этапов обусловливали и специфику целей и проблемфункционирования подобных предприятий, на которые накладывали отпечаток особыеполитические и экономические условия в стране, чем, в конечном счете, иопределялась их эффективность и вклад в развитие национальном экономики.
На протяжениипервого периода довольно активно осуществлялся процесс привлечения иностранногокапитала на территорию СССР в целях ускорения хозяйственного развития страны.Предприятия, функционирующие с его использованием, обеспечивали уже к 1925 году10% экспортной продукции и 5% импорта СССР.
Говоря опрямых иностранных инвестициях как основе для создания СП можно отметить, чтоза период с 1921 по 1929 годы в СССР поступило 2670 предложений о вложенияхиностранного капитала, в то время как реализовано было лишь 172 (6,4%). Общиеже вложения иностранного капитала за 20-е — начало 30-х годов 20 века непревысили 200 млн. золотых рублей, то есть в целом не превышали 2% всехкапитальных вложений в стране. Для сравнения — ежегодный приток иностранногокапитала в дореволюционной России составлял 80 млн. руб. золотом. [8, с. 41]
Второй этап вразвитии совместного предпринимательства в СССР характеризовался ослаблениемсвязей с мировым сообществом и процессом ликвидации ранее созданных СП.
После ВеликойОтечественной войны на основе перешедших к СССР бывших германских активов,находившихся в Болгарии, Румынии, Венгрии, Финляндии, по соглашению с этимистранами были созданы СП на их территориях, действовавшие до 1955 года. Созданиеэтих предприятий способствовало, в какой-то мере, возобновлению интеграционныхпроцессов с мировым хозяйством и давало возможности СССР использовать ужеимеющиеся производственные мощности, так как его собственные были разрушенывойной, и требовалось значительное количество материальных и трудовых ресурсовдля их восстановления.
Третий этапприходится на период с 1961 по 1986 годы, когда возобновляется процесс созданияСП за рубежом. Основными сферами их деятельности являлись лишь сфера торговли ирыбного промысла. Учредителями этих СП были только внешнеторговые объединения,имевшие право выхода на международный рынок.
Нужноотметить, что первоначально не только СССР, но и все бывшие социалистическиестраны создавали СП за рубежом, поскольку использование подобной формысотрудничества способствовало продвижению отечественной продукции на зарубежныерынки, повышению эффективности экспортно-импортных операций, использованиюопыта иностранных партнеров.
В СССРсоздание совместных предприятий на своей территории началось после принятияпостановлений СМ СССР от 13 января 1987 года № 48 «О порядке создания натерритории СССР и деятельности СП, МО и организаций СССР и других стран-членовСЭВ» и № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности СП с участиемсоветских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран». [8, с.42]
В связи спринятием названных постановлений наступил четвертый этап в развитиисовместного предпринимательства в СССР.
В первоевремя процесс создания СП шел медленно, в основном из-за неподготовленностисоветской стороны, сложной бюрократической процедуры согласования вопросовсоздания и функционирования подобных предприятий, несоответствия хозяйственногомеханизма и связанной с этим осторожностью зарубежных партнеров. Такжеограничивало заинтересованность западных партнеров и условие, по которому долясоветской стороны должна была составлять не менее 51%, то есть соответствоватьконтрольному пакету. В результате за 2 года с момента принятия соответствующихпостановлений Минфином СССР было зарегистрировано лишь 170 СП. [8, с. 42]
Однако помере продвижения экономических реформ в стране, отработки вопросовфункционирования СП и особенно с тех пор, как 1 апреля 1989 года началидействовать новые законодательные положения о СП, допускавшие увеличение долииностранного капитала до 99%, число СП, зарегистрированных Министерствомвнешних экономических связей СССР, стало резко возрастать.
Послепринятия в конце 1991г. Закона Республики Беларусь «Об иностранных инвестицияхна территории Республики Беларусь» начался пятый этап в развитии СП, который характеризуютсяопределенными особенностями и проявлением ранее сложившихся тенденций.

2.2Особенности развития совместных предприятий на территории Республики Беларусь
 
К совместнымпредприятиям, создаваемым на территории Республики Беларусь, можно отнестипроизводственные предприятия, торговые фирмы, внедренческие и другиеорганизации, которые осуществляют хозяйственную деятельность от своего имени,на базе общей собственности и в интересах учредителей совместного предприятия.
Необходимостьсоздания совместных предприятий обосновывается целями, которые ставят передсобой партнеры в процессе создания и функционирования таких предприятий.
Белорусскиесубъекты хозяйствования преследуют следующие цели:
— привлечениедополнительных материальных и финансовых ресурсов;
— использование передовой зарубежной техники и технологии;
— повышениеконкурентоспособности отечественной продукции;
— привлечениепередового опыта в управление персоналом, производством;
— увеличениеэкспорта и сокращение нерационального импорта. Мотивация в создании совместныхпредприятий у зарубежных партнеров иная. В числе их целей можно назвать:
— освоениеновых рынков;
— приобщениек сырьевым ресурсам страны создания СП;
— получениедополнительной прибыли за счет увеличения объемов продаж;
— снижениеиздержек производства в связи с более низкими, чем у себя в стране, расходамина оплату персонала;
— возможныеболее благоприятные законодательные условия.
Такимобразом, можно говорить о наличии у иностранных партнеровпроизводственно-экономических и маркетинговых мотивов создания СП. И хотянаряду с ними можно назвать и мотивы экологического направления, личностные,национальные, главное, что привлекает иностранного партнера в РеспубликеБеларусь, — более дешевые факторы производства и дополнительные рынки сбытапродукции.
Приопределенном противоречии целей белорусских и иностранных партнеров многие изних ведут к реализации единых экономических интересов, что создаетблагоприятные предпосылки для развития совместных предприятий. Обеспечениепроцесса создания и эффективного функционирования СП связано с решением проблеморганизационного, правового и экономического характера.
Согласнонациональному законодательству, объем иностранных инвестиций в уставный фонд СПдолжен составлять не менее 20.000 долл. США, чтобы предприятию предоставлялисьльготы. [13.]
Товары,ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь иностранными учредителямив счет вклада в уставный фонд, освобождаются от обложения НДС и таможеннымипошлинами, если не являются подакцизными и ввозятся в сроки, установленныеучредительными документами СП.
Законодательствомпредусмотрено, что оценка вкладов, вносимых в неденежной форме, подлежитобязательной экспертизе, проводимой Министерством по управлению госимуществом иприватизации.
Все вопросы,связанные с функционированием предприятия, управлением его хозяйственной ифинансовой деятельностью, включая порядок распределения прибыли междуучредителями СП, порядок ее использования, определяются в учредительномдоговоре.
Государственнаярегистрация совместных предприятий осуществляется в соответствии с ДекретомПрезидента Республики Беларусь № 11 от 16.03.1999 года в редакции ДекретаПрезидента Республики Беларусь № 29 от 17.12.2002 года Согласно пункту 13указанной редакции Декрета, право регистрирующего органа коммерческихорганизаций с иностранными инвестициями передано от Министерства иностранныхдел облисполкомам.
Налоговое,таможенное и валютное регулирование СП осуществляется в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь. В целях привлечения иностранногокапитала национальное законодательство предусматривает для совместныхпредприятий льготный режим регулирования. В течение трех лет с моментаполучения прибыли эти предприятия (при условии доли иностранного партнера неменее 30 %) освобождаются от уплаты налога на прибыль и, если выпускаемая имипродукция является социально значимой, освобождаются от налогообложения наболее длительный срок в установленном законом порядке. Совместные предприятияосвобождаются и от обязательной продажи государству 30 % валютной выручки, чтоявляется обязательным для других предприятий.
Товары,ввозимые в Республике Беларусь в качестве взноса иностранного партнера вуставный фонд, освобождаются от уплаты НДС и пошлин. Работниками СП могут бытькак граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане; трудовыеотношения в этих коллективах регулируются действующим в Республики Беларусьзаконодательством о труде. [10, с. 263-264]
Совместныепредприятия в РБ создаются в форме акционерных обществ, обществ с ограниченнойответственностью или в иных организационно-правовых формах, не противоречащихзаконодательству. Акционерное общество (корпорация) — наиболее распространеннаяорганизационная форма осуществления капиталоемкой экономической деятельности,предполагающая возможность международной интеграции. Такие общества могут бытькак открытыми, так и закрытыми. Для учреждения акционерного общества требуетсяне менее двух участников. Акции могут быть именными или привилегированными (ихдоля не должна превышать 10% уставного фонда). Для регистрации акцийакционерного общества (корпорации) требуется нотариально заверенный устав.Учредители должны полностью внести вклады в уставный фонд в течение двухмесяцев с момента государственной регистрации.
Общество сограниченной ответственностью является корпоративным юридическим лицом, чейкапитал ограничен долевым участием. Оно может быть учреждено не менее чем двумяпайщиками. Возможно создание дочерних предприятий (с правом открытия отдельныхсчетов) или филиалов, а также добровольных объединений предприятий (союзов,концернов и других). Дочернее предприятие создается за счет передачи ему частиимущества учредителя. Учредитель не отвечает по обязательствам дочернегопредприятия. Филиалы не являются юридическими лицами. Их имущество числится наотдельном балансе, который входит составной частью в баланс юридического лица. [13]
Наибольшееколичество предприятий с иностранными инвестициями функционирует впромышленности, сфере торговли, на транспорте. Возросло их количество в областинаучно-исследовательской деятельности, проектно-конструкторских работ,разработки программных средств и информационных услуг. Среди совместныхпредприятий наибольшее количество создано с Россией, Германией, Польшей, США. Такжефункционируют совместные предприятия с Австрией, Великобританией, Италией,Швейцарией, Нидерландами и другими странами. [10, с. 265]
Неодинаковогеографическое распределение СП по территории республики. Наибольшее количествосозданных и функционирующих СП находится в городе Минске, Брестской,Гродненской и Минской областях. Это объясняется, с одной стороны, высокимуровнем развития инфраструктуры в этих регионах, а, с другой, близостью кзападным границам, что снижает транспортные издержки. Кроме того, положениенекоторых регионов в качестве столичных обеспечивает концентрацию здесь всехнеобходимых организационно-экономических структур, способствующих значительным,по сравнению с другими районами, темпам создания СП.
Создаваемые вреспублике совместные предприятия существенно различаются и по количествустран-участниц. Наибольший удельный вес занимают двусторонние СП, где и вкачестве иностранного партнера выступает одна зарубежная фирма. Это наилучшийвариант, поскольку, как свидетельствует зарубежный опыт, количествостран-участниц СП должно определяться исходя из специфики современного этапаэкономического развития участвующих сторон, особенностей их интересов привступлении в СП и возможностью их последующей реализации. [8, с. 45]
При анализенаправлений деятельности СП в отечественной экономике прежде всего необходимоподчеркнуть, что практически все предприятия с иностранными инвестициями имеютдостаточно широкий спектр деятельности для поиска наиболее прибыльных истабильных секторов белорусской экономики, для возможности перелива капитала изодного сектора в другой.
Кроме того,отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными капиталовкладчиками и ихбелорусскими партнерами, во многом не совпадают с приоритетами структурнойполитики правительства Республики Беларусь, сориентированной на развитие,прежде всего, наукоемких производств. Следовательно, в наименьшей степени вовлеченыв сотрудничество отрасли, определяющие развитие НТП в настоящее время и вперспективе (например, электроника, электротехника, биотехнология, производствоновых материалов и другие отрасли).
Подобнаяситуация объясняется тем, что создание совместного предприятия на территорииРеспублики Беларусь и других стран СНГ является для зарубежных фирм способомсохранения производства изделий, еще пользующихся спросом на рынке, нотехнология изготовления которых уже устарела, хотя и является передовой по сравнениюс отечественной. К тому же гарантирование сбыта продукции СП на внутреннемрынке Республики Беларусь порождает и низкую заинтересованность иностранныхпартнеров в участии в управлении предприятием, внедрении передовых методовпроизводства, контроле за качеством продукции. Основными сферами деятельности,которые привлекают наибольшее внимание инвесторов в Республике Беларусь,являются производство товаров народного потребления, выпуск продукциипроизводственно-технического назначения, торговля и торгово-закупочнаядеятельность. [8, с. 46]
Проследимразвитие совместных предприятий в Республике Беларусь за период с 2004 по 2007годы. Количество совместных предприятий возросло с 1841 в 2004 году до 2321 в2007. Вклады зарубежных инвесторов в уставном капитале за данный период вырослипрактически вдвое (с 383 до 715 млн. долл. США). Объем производствапромышленной продукции, работ, услуг в фактических отпускных ценах совместнымипредприятиями значительно возрос (с 5398 до 9186 млрд. рублей). Причемреализация товаров и услуг СП на национальном рынке составила 3793 млрд. рублейпо сравнению с 2232 млрд. в 2004 году.[Приложение А] Эта динамикасвидетельствует о положительных тенденциях роста СП, их эффективности и влиянияна экономическую ситуацию в Беларуси.
Таким образом,в условиях ограниченных финансовых и наукоемких ресурсов технологическоеперевооружение производства, улучшение финансовых показателей, выпуск новойконкурентоспособной продукции, наращивание экспортных поставок являютсянасущными вопросами деятельности белорусских совместных предприятий на данномэтапе. Для этих целей необходимо привлечение иностранных инвестиций иналаживание сотрудничества с международными компаниями. Государствомпринимаются определенные меры по увеличению притока зарубежных инвестиций:льготный режим регулирования СП, льготное налогообложение и другие,- чтоспособствует улучшению инвестиционного климата в стране.

3. Проблемы и перспективы развития совместных предприятий вРеспублике Беларусь
 
3.1Проблемы совместных предприятий в Республике Беларусь и пути их решения
совместныйпредприятие международное сотрудничество
Практикафункционирования совместных предприятий показывает, что в процессе ихдеятельности возникает ряд проблем, вызванных различными причинами. Основнымииз них могут быть существенные различия партнеров по уровню развитияпроизводственного потенциала и определяемые ими возможности в принятии решений.Так одни из партнеров может отставать от другого в области ноу-хау, маркетинга,профессиональной подготовки кадров. Вследствие этого партнеры не всегдасоответствуют друг другу по целеустановкам в отношении использования доходов иинвестиций, реализации готовой продукции.
Законыотдельных стран жестко регулируют использование иностранных инвестиций, чтоопределяет доминирование местного партнера в управлении. Различияидеологического и национального характера воздействуют на экономический менталитет,опыт принятия решений, целеустановки, стиль руководства, управленческоеповедение и другое.
Во многихстранах допуск иностранных инвесторов для создания СП регулируется особымзаконодательством, затрудняющим реализацию ими своих стратегий и увеличивающихзатраты капитала. Это касается и ограничения делового пространства в частисбыта продукции, перевода валюты и доходов за рубеж, управления предприятием иперсоналом, финансовых и особенно инвестиционных решений и так далее.
 Учитывая этипроблемы, в каждом конкретном случае решению о создании СП должно предшествоватьтщательное маркетинговое исследование зарубежного рынка.
В настоящеевремя в Республике Беларусь наиболее значимыми проблемами выступают отсутствиев необходимых объемах инвестиций в реальный сектор и несоответствие структурывложений потребностям экономики страны (опережающие темпы роста капиталовложенийв жилищное строительство по сравнению с вложениями в производственные объекты).Вместе с тем, как свидетельствует зарубежный опыт, без крупных капиталовложенийв стратегические сферы экономики экономический рост практически невозможен (неменее 1/3 ВВП должно идти через сбережения и инвестиции). [6, с. 60]
Следуетотметить, что незначительные объемы и их низкая эффективность сказываются науглублении технологического отставания в различных отраслях промышленности, преждевсего наукоемких. Вместе с тем результативное инвестирование может и должнорассматриваться как необходимое условие занятия Беларусью достойного места вмировом разделении труда. Выход на мировые рынки возможен только свысококачественной, наукоемкой продукцией.
Наблюдаетсятакже значительная неравномерность отраслевой инвестиционной активности. Этопроявляется в относительно более высокой доле капиталовложений в отрасляхперерабатывающей промышленности и явно недостаточном инвестировании развитиявысокотехнологичных наукоемких отраслей.
Государствотакже не располагает на сегодняшний день достаточными финансовыми ресурсами дляинвестирования даже на приоритетных направлениях реформирования экономики, чтов целом сдерживает процесс структурных преобразований, не способствуетповышению конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя, непозволяет эффективно и быстро решать острые социальные и экологическиепроблемы.
В этой связинеобходима выработка научно обоснованной инвестиционной политики, результатомкоторой должно стать как существенное увеличение объемов, так и повышениеэффективности инвестирования. Принимая во внимание ограниченность внутреннихинвестиционных ресурсов Республики Беларусь, представляется целесообразнымпривлечение и эффективное использование прямых иностранных капиталовложений.
В настоящеевремя в Беларуси созданы определенные предпосылки для развития и эффективногофункционирования совместных предприятий. К числу наиболее значимых можноотнести: уровень экономического развития, ориентацию экономики страны наосуществление рыночных преобразований; конкурентоспособность отечественнойрабочей силы; выгодное транспортно-географическое положение страны.
Дляобеспечения устойчивого роста СП необходимо создание предпосылок,способствующих улучшению экономических результатов их деятельности примаксимальном воздействии интенсивных факторов на динамику производства с учетомсостояния макросреды, обуславливающей влияние данных предприятий на развитиенациональной экономики. Поэтому целесообразно смоделировать систему рациональноговзаимодействия СП с основными компонентами политико-правового иорганизационно-экономического пространства, в которое они помещены. Дляреализации данной цели должны быть обоснованы мероприятия, направленные надостижение эффективного функционирования СП в РБ, включающие совершенствованиегосударственной политики стимулирования развития международного совместногопредпринимательства и обеспечивающее формирование механизма результативнойдеятельности СП. Данный механизм должен основываться на определениицелесообразности и возможности создания и развития СП в экономике с учетомнациональных интересов и степени вовлеченности государства в международноеинвестиционное сотрудничество; предполагать многоуровневую оценкумакроэкономического воздействия СП и их микроэкономической эффективности;выступать действенным стимулом активизации международного совместногопредпринимательства.
Для этогонеобходимо:
— стимулировать поток инвестиций в экспортоориентированные и импортозамещающиепроизводства;
— развиватьсистему государственного страхования иностранных инвестиций в приоритетныеотрасли;
— разработатьмеханизм налогового стимулирования хозяйственной деятельностиконкурентоспособных СП, основанного на заключении с ними особых налоговыхдоговоров. При этом налоговые льготы целесообразно предоставлятьдифференцированно: либо на всю налогооблагаемую базу, либо только на ее прироств зависимости от эффективности инвестиционно перспективных предприятий;
— создатьцелесообразную систему экономической поддержки развития СП в различных регионахреспублики, реализация которой возможна преимущественно через дальнейшееразвитие свободных экономических зон; [9, с. 8]
— сформировать свободный валютный рынок (что предполагает гарантированный доступк конвертации национальной и иностранной валюты и обеспечения единого истабильного обменного курса рубля с учетом спроса и предложения), создаваяосновы для совершенствования механизма валютной самоокупаемости СП;
— развиватьотечественный фондовый рынок и активизировать привлечение портфельныхинвестиций за счет обеспечения взаимного доступа к котировкам на биржах РБ ииностранных государств ценных бумаг друг друга. Это положительно отразится напривлечении иностранного капитала на отечественный фондовый рынок;
— оказыватьгосударственную поддержку инвесторам, осуществляющих финансированиевысокоэффективных инвестиционных проектов. При этом критериями отборапервоочередных инвестиционных проектов с учетом международной практикиявляются: валютоокупаемость, степень реализуемости, экологичность, срококупаемости затрат (преимущественно до 2-ух лет), возможность подъемапроизводства и отраслей, важных для жизнеобеспечения Республики в целом,увеличения экспорта, развития научно-технического потенциала передовыхпроизводств, импортозамещения, создания эффективно функционирующиххозяйствующих субъектов, стабилизации финансово-экономического положенияпредприятия и отрасли в целом. [6, с. 68]
Таким образомдля достижения краткосрочных целей изменения инвестиционного имиджа РеспубликиБеларусь за рубежом в лучшую сторону и создания большего числа совместныхпредприятий необходимо реализовать в ближайший период следующие первоочередныезадачи:
— усовершенствоватькредитование, чтобы иметь достаточно денежных средств на проекты;
— подобратьполную информацию о состоянии рынков других стран и мирового рынка, иметьдолгосрочную стратегию и четкий бизнес-план;
— совершенствоватьи стабилизировать законодательную базу, разработать нормативные правовые акты,которые могли бы работать без внесения регулярных изменений и дополнений;
-упроститьпроцедуру регистрации предприятия, сократить перечень
документов,необходимых для регистрации;
— перейти отсплошного осуществления проверок СП к избирательным проверкам, унифицировать даннуюпроцедуру, улучшить координацию контролирующих органов.
— ввести вдействие изменения в налоговое законодательство только с нового финансовогогода или предусмотрение определенного адаптационного периода для организаций,согласовывать нормативные акты разных учреждений (например, Министерствафинансов и Министерства по налогам и сборам). [4, с. 144-145]

3.2Перспективы развития совместных предприятий в Республике Беларусь
 
Перспективысотрудничества отечественных предприятий с иностранными инвесторами находятся взависимости от целого спектра разнообразных факторов: рыночная доляпредприятия, его перспективы развития, финансовое состояние, научно-техническаябаза и потенциал, качество трудовых ресурсов и менеджмента, доступ к сырью ирынкам сбыта, финансовым ресурсам и коммуникациям, глобальная стратегияинвестора, совместимость производственного цикла, возможность кооперации идругие. [1, с. 12]
Созданиесовместных предприятий будет способствовать сокращению времени строительства новыхпредприятий, использованию прогрессивной технологии и техники в производстве,внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров,отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на внешние рынки сконкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, чтоприведет к повышению эффективности национальной экономики.
Кроме того, СПявляются более конкурентоспособными, так как могут обладать большимиматериальными, финансовыми, управленческими, маркетинговыми ресурсами посравнению с другими предприятиями. Проследим это на примере предприятия «Белвест»,которое было создано в июне 1988 года и является одним из первых белорусскихсовместных предприятий на территории бывшего Советского Союза. У истоков егосоздания стояли два известнейших производителя обуви – витебская фабрика«Красный Октябрь» и немецкая компания Salamander. А с конца 2002 года «Белвест»– белорусско-российское предприятие. Без сомнения, именно эффективнаяполитика в области качества позволила «Белвесту» в 2002 году стать первымсреди обувных предприятий СНГ, сертифицировавших свою систему менеджментакачества на соответствие международному стандарту ИСO 9001. Активноесотрудничество с известными итальянскими модельерами позволяетсоздавать современные коллекции с использованием новых технологий. Частодля реализации подобных проектов приобретается специальное оборудование. Дляизготовления своей обуви «Белвест» закупает материалы у производителей изИталии, Германии, Австрии, Польши, Чехии, Словении, Турции. Независимыеэксперты высоко оценивают качество продукции «Белвест». Подтверждением этомуслужат победы в конкурсах «Лучшие товары Республики Беларусь» (2002, 2004,2006) и «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации»(2001, 2003, 2005, 2007). «Белвест»– единственный отечественный производительобуви, дважды удостоенный Премии Правительства Республики Беларусь задостижения в области качества (2002, 2005). [12.] Все это свидетельствует обольших возможностях и хороших перспективах развития совместных предприятий ипредприятия «Белвест» в частности.
Такжеорганизация оплаты труда работников СП как в Республике Беларусь, так и зарубежом в целом строится на общих принципах, характерных национальнымпредприятиям, за исключением ряда особенностей, связанных с использованием наСП иностранного капитала. Именно это усиливает мотивационные стимулы к труду,заинтересованность работников в конечных результатах, что выражается в болеевысоком уровне заработной платы работников данных предприятий.
Согласнопрограмме социально-экономического развития Республики Беларусь на2006 – 2010 главной целью внешнеэкономической деятельности являетсярасширение экспорта и рационализация импорта, достижение и сохранениесбалансированности внешнеторговых операций на основе углубления взаимодействиястраны с мировым рынком для ускорения модернизации и повышенияконкурентоспособности белорусской экономики.
В 2006-2010годах предполагается расширение применения современных форм международногосотрудничества (создание торговых компаний за рубежом, совместных предприятий, финансово-промышленныхгрупп с иностранными партнерами), расширение сотрудничества в инвестиционнойобласти (производственная кооперация, реализация крупных совместныхинвестиционных проектов, прямые инвестиции в производственный сектор и другое).
Достижениеэтой цели потребует создания эффективной системы привлечения иностранныхинвестиций; совершенствования информационного обеспечения инвестиционнойдеятельности; развития инженерно-транспортной инфраструктуры.
Предусматриваетсяактивизировать торгово-экономические связи с традиционными партнерамиазиатско-тихоокеанского региона (Китай, Индия, Вьетнам, Республика Корея,Япония), а также динамично развивающимися странами Латинской Америки путемсовместной реализации инвестиционных проектов, создания с фирмами и компаниямиэтих стран совместных предприятий.