Регулирование денежного обращения в Российской Федерации

Содержание
Введение
1. Понятие денежного обращения и егоместо в экономической системе
1.1 Деньги как экономическая истоимостная категория
1.2 Система денежного обращения вРоссийской Федерации
2. Правовые основы регулированияденежного обращения в РФ
2.1 Особенности регулированияденежного обращения в РФ
2.2 Регулирование безналичногоденежного обращения
Заключение
Список использованной литературы
/>Введение
Актуальность исследования. Любая теоретическая оценка состояниянародного хозяйства, определение целей экономической политики и практическихмероприятий по их реализации будут ошибочными без учета изменений в денежнойсфере. Так происходит потому, что денежное обращение является важнейшим элементомрыночной экономики, а его устойчивость имеет исключительное значение для еенормального функционирования. Деньги — одно из величайших человеческих изобретений. Деньги – один изосновных феноменов экономической жизни – выступают в качестве реальной связи хозяйствующихсубъектов государства. Нет ничего удивительного в том, что теории денежногообращения посвящали свои труды выдающиеся мыслители прошлого времени и нынешнейэпохи. Хорошо функционирующая денежная система способствует максимальномуиспользованию материальных и трудовых ресурсов. И наоборот, разбалансированнаяденежная система нарушает кругооборот доходов и расходов, парализует жизненнуюсилу общества, вызывая колебания уровня производства, занятости и цен. Деньгииграют огромную роль, как в жизни человека, так и в жизни страны, этонеотъемлемая и существенная часть каждой финансовой системы. Называются ли онидолларами, рублями, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты,средством сохранения стоимости и единицей счёта. В ходеисторического развития денежные отношения неоднократно претерпевалисущественные изменения, испытывали значительные потрясения и оказывалигромадное влияние на экономическое положение в целом. Все это обусловилосуществование разнообразных, часто противоположных научных концепций и многихдискуссионных вопросов. Не случайно, что теория денег относится к числунаиболее сложных разделов экономической науки. Особенно сильно возрастаетзначение проблем денежного обращения на переломных этапах историческогоразвития. Об этом наглядно свидетельствует опыт современной России,осуществляющей переход на рыночные рельсы хозяйствования в условиях острыхсоциально-экономических противоречий, в том числе и в денежной сфере. Нетгосударства, которое бы не сталкивалось с теми или иными денежными проблемами.В частности, именно инфляция предстает в качестве характерной чертысовременного экономического порядка в мире. Практика свидетельствует оповсеместной распространенности инфляционных процессов. Будучи следствиемсуществующих хозяйственных диспропорций, они одновременно служат важнойпричиной их усиления и общей неустойчивости экономики. Однако интенсивностьинфляции в разных странах далеко не одинакова. Анализ современного состоянияэкономики и тенденций развития денежной политики России необходим для того,чтобы дать оценку «усилиям правительства по стабилизации экономическогоположения и выработать рекомендации по осуществлению в данных условиях мер,направленных на нормальное развитие денежного обращения и хозяйства страны в целом.Государственное регулирование денежного обращения должно способствоватьсозданию предпосылок экономического роста, что является первостепенной задачейдля народного хозяйства России. В то же время от роста производства можно будетожидать укрепления покупательной способности денег и в целом положительноговоздействия на процессы, протекающие в области денежного обращения. Проблемыденежного обращения и его регулирования в том или ином виде рассматривались вбольшинстве фундаментальных работ: А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, Дж. М.Кейнса, А. Маршалла, К. Кэмпбелла, П. Самуэльсона и В. Нордхауса, МакконнеллаК.Р. и Брю С.Л., Р. Дорнбуша и С. Фишера, Н.Г. Мэнкью, Дж. Д. Сакса и Ф.Б.Ларрена, М. Блауга и др. Значительныйвклад в разработку теоретических проблем функционирования денежного обращения,определения причин и механизмов инфляции, направлений антиинфляционной политикивнесли и отечественные экономисты. В советский и современный период российскойистории хотелось бы особенно выделить работы А.В. Аникина, З.С. Каценеленбаума,Л.Н. Красавиной, СМ. Меньшикова, СМ. Никитина, Д.В. Смыслова, И.А.Трахтенберга, В.М. Усоскина, А.А. Хандруева, В.Н. Шенаева, P.M. Энтова и др. Цель работы: Изучить особенностигосударственного регулирования обращения денег в РФ. Задачи:
o  Изучить деньги как экономическую истоимостную категорию,
o  Исследовать систему денежногообращения в Российской Федерации,
o  Изучить особенности регулированияналичного и безналичного денежного обращения в РФ.
1.Понятиеденежного обращения и его место в экономической системе
1.1 Деньги какэкономическая и стоимостная категория
 Обменединичными продуктами общественного труда между первобытными общинами носилслучайный характер. Развитие товарного обмена было связано с первым крупнымобщественным разделением труда — между скотоводческими и земледельческимиплеменами. На базе второго крупного разделения труда — отделения ремесла отземледелия — сложились товарное производство и регулярный обмен между частнымисобственниками. Адам Смит писал об этом: “… Каждый разумный человек налюбой ступени развития общества после появления разделения труда, должен былтак устроить свои дела (business), чтобы постоянно иметь некоторое количествотакого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен напродукты своего промысла”. В результате развития товарного обмена из всехтоваров выделился особый товар, обладавший наибольшей способностью к сбыту — деньги, разделивший процесс взаимного обмена товаров (Т-Т) на два разновременноосуществляемых процесса: продажи (Т-Д) и приобретения (Д-Т), что позволилопреодолеть индивидуальные, количественные, временные и пространственныеграницы, присущие бартеру и тем самым существенно сократить транзакционныеиздержки обмена. Всякий феномен, чтобы обнаружить свое существование ихарактеристики, должен проявить себя в действии. Экономическая сущность денегпроявляется в их функциях, и современная экономическая литература выводитпонятие денег из тех функций, которые они выполняют. Все что выполняет функцииденег и есть деньги. Таким образом, в качестве денег может использоваться все,что признается людьми деньгами и выполняет их функции. По Марксу, деньгивыполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения, средства платежа(вне сферы товарообращения), средства сбережения и мировых денег. Многиезападные ученые признают всего три функции — средства обращения (платежа), мерыстоимости и средства накопления, сбережения (сохранения стоимости). Но все онисчитают, что в качестве денег может использоваться все, что признается людьмиденьгами и выполняет их функции. По большому счету в экономической теории нетединого мнения о функциях денег. Функции денег рассматриваются как проявлениеих сущности. Вместе с тем они могут выполняться только при участии людей,которые могут определять цены товаров исходя из потребительной и меновойполезностей (стоимостей), применять деньги в процессе товарооборота и иныхплатежей, а также использовать их в качестве средства накопления. Это означает,что деньги представляют инструмент экономических отношений в обществе, афункции денег могут осуществляться лишь при участии людей. Как средство платежаденьги выступают в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Основнойособенностью этой функции денег является существование разрыва во времени междудвижением денег и движением товаров и услуг. Это налоги, социальные выплаты,проценты за кредит. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. Этоудобное социальное изобретение, позволяющее платить владельцам ресурсов ипроизводителям «товаром» (деньгами), который может быть использовандля покупки любого из всего набора товаров и услуг, имеющихся на рынке. Каксредство обращения деньги выступают в сфере обслуживания товарооборота.Во-первых, и, прежде всего, деньги являются сегодня средством обращения, деньгиможно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обменаденьги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. И, представляяудобный способ обмена товарами, деньги позволяют обществу воспользоватьсяплодами географической специализации и разделения труда между людьми. Важно приэтом отметить, что хозяйствующие субъекты выбирают ту форму, вид денег, котораянаиболее точно соответствует их предстоящим потребностям. Если предстоит купитьгазету, готовятся монеты, если юридическому лицу предстоит уплата налогов, тооно заблаговременно подготовит необходимую сумму безналичных денег на своембанковском счете. Если же платежи отстоят во времени, либо время возможногоплатежа не определено, хозяйствующий субъект старается выбрать такую формусохранения стоимости, которая обладала бы, во-первых, необходимой ликвидностьюи, во-вторых, приносила бы определенный доход во времени. Сохранение стоимости ввиде денег может принести к «издержкам упущенной прибыли». Дабы недопустить их, в каждом текущем состоянии рынка ищется оптимальное соотношениеликвидности, доходности и риска вложений. Такими средствами, как правило,выступают депозиты в банках, доходные ценные бумаги компаний, банков игосударства. На основе исследования фактического материала К.Маркс научнодоказал, что деньги — историческая категория, присущая товарному производству.Но, чтобы понять происхождение и товарную природу денег, выяснить, как и почемуиз товарного мира выделились деньги, прежде всего, рассмотрим противоречиятовара и форму их разрешения. Современная экономическая теория выделяетосновные противоречия товара, возникшие при обмене и разрешаемые деньгами, каквсеобщим стоимостным эквивалентом: противоречие между потребительной и меновойстоимостью; противоречие между конкретным и абстрактным трудом (междусубъективной и объективной полезностью); противоречие между частным иобщественным характером труда. Деньги по своей глубинной сущности — этоотделившаяся от товара меновая стоимость, используемая в повседневной хозяйскойпрактике.
Товар — единство потребительной и меновойстоимости, а стоимость — это единство полезности блага и затрат на егопроизводство. Стоимость — это вещественная форма затрат абстрактногообщественного труда, выражающая отношение продавца к покупателю или издержек кполезности.  Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять туили иную потребность человека, его полезность. Меновая стоимость — этоспособность товара обмениваться в определенных количественных соотношениях надругой товар. «Предметы, обладающие весьма большой потребительнойстоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость, или даже совсем еене имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, частоимеют совсем небольшую потребительную стоимость или совсем ее не имеют. Нетничего полезнее воды, но на нее совсем ничего нельзя купить. Напротив, алмазпочти не имеет никакой потребительной стоимости, но в обмен на него можнополучить очень большое количество товаров. Деньги как мера стоимостей и каксредство обращения образуют единство противоположностей. Одна функцияпредполагает другую, так как с помощью денег обеспечивается движение стоимостии потребительной стоимости. На этой основе К.Маркс сформулировалметодологическое положение: »… товар становится деньгами, прежде всегокак единство меры стоимостей и средства обращения…” В единстве функциймеры стоимостей и средства обращения проявляются их противоположность ипротиворечие. Во-первых, в качестве меры стоимостей деньги выступают какидеальные, а в функции средства обращения — как реальные деньги. Во-вторых,функцию меры стоимостей выполняют полноценные деньги, в то время как в функциисредства обращения они заменяются знаками стоимости. Процитируем К.Маркса:«Как результат первого процесса обращения, продажи, появляется исходныйпункт второго процесса, деньги. На место товара в его первоначальной формевступил его золотой эквивалент. Этот результат может, прежде всего, образоватьпункт приостановки процесса, так как товар в этой второй форме обладаетсобственным способным к выжиданию существованием. Товар в руках своеговладельца — не потребительная стоимость, теперь (он) имеется налицо в форме, всегдапригодной для употребления, ибо она всегда способна к обмену, и только отобстоятельств зависит, когда и в каком пункте поверхности товарного мира онвступит опять в обращение. Пребывание товара в виде золотой куколки образуетсамостоятельный период в его жизни, в котором он может оставаться более илименее продолжительное время». Когда товар поступает на рынок, т.е. в сферуобмена, то здесь это противоречие проявляется как противоречие междупотребительной ценностью и меновой ценностью, или между частной и общественнойполезностью товара. Это последнее противоречие разрешается путем раздвоениятовара на товар и деньги. Разрешением противоречия, заключенного в товаре,служит операция обмена товара на деньги, в ходе которой потребительная ценностьтовара окончательно отделяется от его ценности. Так рынок решает задачуобеспечения общества в лице покупателей необходимыми ему благами, апроизводителей этих благ вознаграждает соответствующим доходом. Итак,необходимость денег вызвана противоречием между меновой ценностью ипотребительской ценностью, заключенным в товаре. Противопоставление двухсвязанных между собой категорий ценности присутствует в рассуждениях всехклассических экономистов по поводу теории цены. У А.Смита этопротивопоставление потребительной ценности и меновой ценности, а уосновоположников теории предельной полезности — противопоставление междусубъективной полезностью и объективной полезностью. Эти две стороны ценностипредставляют единство противоположностей. Единство потребительной и меновойценности определяется тем, что это однопорядковые величины. Меновая ценность — это некоторое количество потребительной ценности, измеренное в универсальнойвеличине, принятой для этой цели обществом. Причину возникновения денег вусловиях товарного производства очень хорошо, на наш взгляд, описал российскийэкономист М.А. Портной: «Итак, всякий товар, т.е. продукт, созданный дляпродажи, несет в себе противоречие как объект общественных экономическихотношений, представляющее собой единство и борьбу противоположностей, ивыражается как ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных противоречий между:личностью и обществом; потребительной ценностью (полезностью) и ценностью(общественной полезностью); явлением и сущностью; частным и общим(общественным). Сами по себе эти противоречия разрешиться не могут. Для ихразрешения необходимо столкновение данного товара с его противоположностью, вроли которой на стадии примитивного бартера выступает другой товар, а на болееразвитых этапах — деньги. Средством разрешения противоречий товара служитобмен, сделка купли-продажи, в которой участвуют на одной стороне продавец — владелец товара, а на другой стороне покупатель — владелец эквивалентнойценности. При этом продавец выступает как отдельный индивид, олицетворяющийчастное начало, а покупатель — как представитель общества, олицетворяющийобщественный интерес. Обмен представляет собой акт общественного признанияполезного характера производственной деятельности данного индивидуума (илипредприятия) и тем самым разрешает противоречие между личностью и обществом ивсе следующие за ним противоречия. Поскольку в этом акте покупатель выступаеткак представитель общества, то факт покупки данного товара означает, чтообщество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейсятоваровладельцем и продавцом данного товара. В результате обмена потребительнаяценность (полезность) товара отделяется от его ценности (общественнойполезности). С развитием обмена и появлением денег товарный мир разделяется надва полюса: на одном помещаются все товары, олицетворяющие теперьпотребительную ценность (полезность); на другом — им противостоят деньги,которые служат воплощением ценности (общественной полезности). Все товарытеперь становятся разновидностями одного и того же явления. Все они — полезности, предназначенные для удовлетворения разнообразных потребностей,тогда как их общая сущность выражается отныне в деньгах. Товары — это теперьпродукты соответствующего назначения, а деньги — это воплощение и мера их ценности.Товары, прошедшие обмен, превращаются из потенциальных ценностей в реальные.Пока они не проданы, это были продукты частной хозяйственной деятельности,целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи,товар становится составной частью общественного богатства, выраженного вденьгах. Частные усилия, затраченные на его создание, признаются как достойнаячасть общественных усилий, величина которых представлена в денежной форме. Такимобразом, деньги — это: воплощение ценности, олицетворение общественнойполезности; сущность товаров как ценностей, их общее свойство как составныхчастей общественного богатства. Значение денег как средство обращения труднопреувеличить, поскольку они позволяют уйти от бартерной формы торговли. Заменабартера денежным обменом отделяет акт продажи от акта покупки. Если существуютденьги, то продавец товара должен лишь найти того, кто хочет купить его товар,а, получив деньги, он может покупать все, что ему вздумается. Замена механизмабартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения,приводит к снижению издержек обращения. Суммируем значение функции денег каксредства обращения. В качестве средства обращения деньги: опосредуют движениетоваров и услуг, облегчая процесс их обращения; преодолевают количественные,временные и пространственные границы, присущие бартеру; сокращают издержкиобращения Деньги, возникшие из разрешения противоречий товара стихийно, тем неменее, стали не просто предметом повышенного интереса для административныхсистем государств. Государства стали: навязывать контролируемым экономикамплатежные средства, контролируемые государствами (валюту); законодательноограничивать хождение иных платежных средств; и в итоге, оставили легальнымденежным средством лишь валюту соответствующего государства. Таким образом,деньги, возникшие эволюционно из экономических отношений, постепенно быливытеснены государством и заменены на деньги, возникшие юридическим,законодательным путем. Лишь во времена экономических кризисов, когдагосударство оказывается не в состоянии поддерживать должным образом функциинациональной валюты как денег, экономика прибегает к использованию товарных, полновесныхденег либо к бартеру.
1.2 Система денежного обращения в Российской Федерации
 
Денежная система — это форма организации денежногообращения, т.е. непрерывного процесса движения денег в качестве средстваобращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленнаязаконодательством. Денежная система любой страны состоит, как правило, изцелого ряда элементов: денежной единицы; масштаба цен; вида денег; порядкаэмиссии денег и их обращения; государственного аппарата, осуществляющегорегулирование денежного обращения. Организация и функционирование денежнойсистемы относится к числу факторов первоочередного значения для экономикистраны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система государстваотражает состояние его экономики. Деньги, обслуживающие оборот общественногопродукта, выступают в двух формах: в форме обращения наличных денег; в формебезналичных денежных расчетов. Законодательством каждой страны определяетсясобственная структура денежной системы, а, следовательно, и денежногообращения, как ее основы. В общем виде денежное обращение представляет собойдвижение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборотобщественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В настоящее время создана денежнаясистема, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, атакже металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличногоденежного обращения. В соответствии с гл. VI Федерального закона „ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России) официальной денежнойединицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение натерритории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатовзапрещаются. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами БанкаРоссии, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательнойстоимости при всех видах платежей. Банкноты и монеты Банка России не могут бытьобъявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), еслине установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монетунового образца. Правовой основой денежного обращения выступают нормыКонституции РФ, Федеральный закон “О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)», Федеральный закон «О банках и банковскойдеятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ. Всфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделенправом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать вобращение денежные знаки. Регулирование денежного обращения в странеосуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы,проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией,выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежнойединицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. Ведениекассовых операций на предприятиях и организациях регулирует письмо от 4 октября 1993 г. N 18 «Об утверждении „Порядка ведения кассовых операций вРоссийской Федерации“, основные моменты которого предписывают следующее. Предприятия,объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовыхформ и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства вучреждениях банков (банках). Предприятия производят расчеты по своимобязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядкечерез банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемыеБанком России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дляосуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассуи вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денегпредприятиями при осуществлении расчетов с населением производится собязательным применением контрольно-кассовых машин. Наличные деньги, полученныепредприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Предприятиямогут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленныхбанками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимитыостатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежнуюналичность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядкеи сроки, которые согласованы с обслуживающими банками [6, c.424]. Наличные деньги могут бытьсданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассыпри предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи дляперечисления на счета в банках на основе заключенных договоров. Предприятия,имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими ихбанками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот(в последующем — оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупкутары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассахналичные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящихрасходов, в том числе на оплату труда. Выдача денег из выручки однихпредприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается вотдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиямипо согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия. Предприятия имеютправо хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов толькодля оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий несвыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севераи приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег вбанке. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. Привременном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию сбанком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получениеналичных денег непосредственно из кассы банка. Предприятия выдают наличныеденьги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходыэкспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий иорганизаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числефилиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне районадеятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителямипредприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные сослужебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихсякомандированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет,обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы,или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятияотчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчетаконкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданныхпод отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.
/>2. Правовыеосновы регулирования денежного обращения в РФ2.1 Особенности регулированияденежного обращения в РФ
Регулирование денежногообращения в РФ осуществляется в соответствии с действующим банковскимзаконодательством и основными направлениями денежно-кредитной политикиРоссийской Федерации. На Банк России возлагаются:
1) прогнозирование иорганизация объемов производства, перевозки, хранения банкнот и монет, созданиеих резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкассацииналичных денег для кредитных организаций; 3) установление признаков платежностиденежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также ихуничтожения; 4) определение порядка ведения кассовых операций в РФ. Такимобразом, управление денежной системой в РФ основано на централизованных началахи возложено на Банк России. В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФфинансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банкиотнесены к исключительному ведению самой Федерации. Поэтому именно федеральноезаконодательство составляет правовую основу денежной системы РоссийскойФедерации. Указанные конституционные основы являются и основойфинансово-правового регулирования денежной системы. Естественно, денежнаясистема, учитывая многообразие и комплексность отношений, возникающих в сфереее организации и обращения, является объектом правового регулированияодновременно нескольких отраслей права, в том числе конституционного,гражданского, административного, уголовного. Однако базисными в данной сферерегулирования являются нормы финансового права, поскольку именно они регулируютотношения, связанные с самой организацией (построением, структурой и т.п.) ифункционированием денежной системы РФ. Финансово-правовыми нормами регулируютсяпубличные отношения в сфере денежной системы, поэтому они наиболее тесносвязаны с государственными интересами и социально-экономическими интересамиобщества. Основными целями финансово-правового регулирования денежной системыРФ являются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер, обеспечивающихэкономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятости населения ивыравнивание платежного, баланса, смягчение структурных хозяйственныхдиспропорций в условиях рыночной экономики. Именно нормы финансового правадетально регламентируют организацию денежной системы РФ. Кроме того,посредством финансово-правовых норм о признаках платежеспособности денежныхзнаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основ организациирасчетов, определения порядка ведения кассовых операций и т.п. достигается ееэффективное функционирование. Нормы гражданского права, регулирующие отношения права собственности на деньги. Порядокрасчетов при сделках гражданско-правового характера также закреплен в ГК РФ.Деньги в гражданско-правовых отношениях рассматриваются в качестве объектагражданских прав, отнесенного гражданским законодательством к движимомуимуществу, а следовательно, являющегося самостоятельным объектом правасобственности (ст. 128, 140 ГК РФ). Нормы административного права призваны регулироватьотношения ответственности за административные правонарушения в сфере денежнойсистемы и денежного обращения. В настоящее время они получили закрепление в гл.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Административныеправонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг».Статьей 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы сденежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, ст. 15.2 — заневыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовыхопераций. Уголовное право регулирует отношения уголовной ответственности засовершение таких преступлений в сфере денежной системы, как изготовление илисбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ), а также изготовление илисбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст.187 УК РФ). Предусмотрена также уголовная ответственность за злоупотребленияпри выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ). Особое значение среди норм,регулирующих денежную систему, имеют нормы банковского права, установленныеправовыми актами Банка России (как правило, в форме положений, указаний,инструкций ЦБ РФ, носящих нормативный характер), обеспечивающиефункционирование денежной системы посредством урегулирования конкретныхвопросов финансово-технического характера (порядка изготовления денежныхзнаков, правил их перевозки, хранения, инкассации, установления признаков ипорядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и т.п.).Указанные нормы играют своеобразную роль «пускового аппарата»: уточняя иконкретизируя общие положения федерального законодательства о денежной системе,они способствуют процессу их фактической реализации. Банк России, всоответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции, а также «ст. 4 Федерального закона «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)», во взаимодействии сПравительством РФ разрабатывает и проводит единую государственнуюкредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивостирубля. Важно заметить, что, в соответствии с законодательством РФ, Банк Россииосуществляет свои полномочия в сфере денежного обращения независимо от другихорганов государственной власти. Это означает, что вмешательство другихгосударственных органов в самостоятельную оперативную деятельность Банка Россиипо реализации им своей основной функции по обеспечению защиты и устойчивостирубля недопустимо. Этому, в свою очередь, способствует закрепленное за БанкомРоссии право регулировать объем находящейся в обращении денежной массы, от чегозависит возможность поддержания покупательной способности рубля. Кроме того,обеспечение устойчивости рубля достигается Банком России посредствомрегулирования учетных ставок при выдаче кредитов, определением валютных ирублевых нормативов для коммерческих банков и установлением в них нормативаобязательных резервов. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 42Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,Банк России может устанавливать ориентиры роста (т.е. ориентировочные цифры)одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основныхнаправлений единой государственной денежно-кредитной политики. Одним изспособов обеспечения курса рубля, применяемого Банком России, является также регулированиеотношения рубля к иностранной валюте. Это достигается и посредством применения,так называемого валютного коридора, когда Центральный банк РФ гарантируетдопустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю,используя для этого свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах.Особое значение имеет и возможность применения в качестве одного изинструментов денежно-кредитной политики Банка России валютных интервенций, т.е.купли-продажи Банком России иностранной валюты на валютном рынке длявоздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Средствомзащиты рубля, как указывалось, является и установление признаков платежностиденежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежныхкупюр. Этому способствует также выпуск наличных денег (банкнот и монет),обладающих средствами защиты, т.е. признаками, позволяющими избежать ихподделки (фальшивомонетничества). Обращение наличных денег регулируется какчасть совокупного денежного оборота и осуществляется Банком России. Обращениеналичных денег начинается с их эмиссии, т.е. выпуска в обращение. Эмиссияналичных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФосуществляется исключительно Банком России. Наличные деньги являются безусловнымиобязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцыбанкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшимпредставительным органом РФ. Официальные сообщения о выпуске в обращениебанкнот и монет, новых образцов Банк России публикует в средствах массовойинформации. При этом периодически осуществляется и модификация банкнот и монет,что, как правило, заключается во введении денежных знаков более крупныхдостоинств. Центральный банк РФ выполняет в сфере наличного денежного оборотаследующие функции:
1) обеспечиваетустойчивость рубля;
2) разрабатывает ипроводит единую государственную денежно-кредитную политику в области наличногоденежного обращения, направленную на защиту устойчивости рубля, взаимодействуяпри этом с Правительством РФ;
3) обладает эмиссионнойфункцией, т.е. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует ихобращение;
4) несет ответственностьза покупной состав денежного обращения.
В области наличногоденежного оборота Банк России: определяет порядок ведения кассовых операций;организует изготовление банкнот и монеты; устанавливает правила перевозки ихранения наличных денег; определяет признаки платежности денежных знаков;регламентирует порядок замены и уничтожения денежных знаков. Законодательствомустановлено, что банкноты и монеты Банка России не могут быть объявленынедействительными (утратившими силу законного средства платежа), если неустановлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монетунового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектамобмена. При обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки новогообразца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одногогода, но не превышает пяти лет. Банк России без ограничений обменивает ветхие иповрежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами. Решение овыпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Советдиректоров Банка России. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежныхзнаков. При этом описание новых денежных знаков публикуется в средствахмассовой информации. Решение по этим вопросам в порядке предварительногоинформирования направляется в Государственную Думу и Правительство РФ. В целяхорганизации наличного денежного обращения на территории РФ, в соответствии сост. 34 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)», на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование иорганизация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание ихрезервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличныхденег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособностиденежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также ихуничтожения; определение порядка ведения кассовых операций. Расчеты междуфизическими лицами, физическими и юридическими лицами в РФ не ограничиваются.2.2 Регулированиебезналичного денежного обращения
Платежи на территорииРоссии осуществляются, как указывалось, в форме наличных или безналичныхрасчетов. Считается, что вторая форма расчетов появилась значительно позднеепервой. Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами безиспользования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисленияденежных средств по счетам в банковских организациях в целях зачетов взаимныхтребований. В условиях рыночной экономики безналичные расчеты играют важнуюроль в ускорении оборачиваемости средств, снижении издержек обращения и т.п.Следовательно, от эффективно организованной и упорядоченной с помощью нормправа системы безналичных расчетов напрямую зависит не только состояниеденежно-кредитной системы, но и в целом экономики государства. Банк России, всоответствии со ст. 80 Закона, является органом, координирующим, регулирующим илицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандартыосуществления безналичных расчетов. Расчеты на территории России осуществляютсяв валюте РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Формыбезналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России всоответствии с законодательством РФ. Образцы платежных документов, используемыхдля безналичных расчетов на территории РФ, — платежных поручений, векселей,чеков и других — утверждаются Банком России. В сфере безналичных расчетовдействует правило, что расчеты между юридическими лицами, а также междуфизическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры,установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Общийсрок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределахсубъекта РФ, и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации. ГК РФустановлены общие положения о расчетах (гл. 46). Так, в соответствии со ст. 861ГК РФ в безналичной форме расчеты производятся между юридическими лицами.Расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательскойдеятельности, также производятся в безналичном порядке. Производятсябезналичные расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями,как правило, через банки либо иные кредитные организации (далее: банки), вкоторых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и необусловлено используемой формой расчетов. Межбанковские расчеты, т.е. расчетымежду банками, Банк России осуществляет через свои учреждения —расчетно-кассовые центры (РКЦ). Некоторые банковские операции по расчетамосуществляются на основе межбанковских соглашений по корреспондентским счетамбанков. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетныхдокументов, под которыми понимаются оформленные в виде документов на бумажномносителе или, в установленных случаях, электронных платежных документов: распоряженияплательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета иих перечислении на счет получателя средств; распоряжения получателя средств(взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечислениена счет, указанный получателем средств (взыскателем). При осуществлении безналичныхрасчетов используются следующие расчетные документы:
а) платежные поручения;
б) аккредитивы;
в) чеки;
г) платежные требования;
д) инкассовые поручения.
Формы безналичныхрасчетов установлены ст. 862 ГК РФ. В соответствии с законом к ним помиморасчетов платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчетов по инкассо,относятся также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленнымив соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практикеобычаями делового оборота. Хозяйствующие субъекты (участники торгового оборота)вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, установленную законодательством.Расчеты платежными поручениями регулируются ст. 863 ГК РФ. При расчетах платежнымпоручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихсяна его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщикомлица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом илиустанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрендоговором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковскойпрактике обычаями делового оборота. Банком России, в соответствии с его полномочиями порегулированию денежно-кредитной системы и организации расчетов по вопросу,касающемуся безналичных расчетов, утверждено Положение о безналичных расчетах вРоссийской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П, действующее в настоящее времяс изменениями. Указанное Положение детально регулирует осуществлениебезналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории вформах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядокзаполнения и оформления используемых расчетных документов, а такжеустанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в томчисле открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов. Следуетзаметить, что указанное Положение не распространяется на порядок осуществлениябезналичных расчетов с участием физических лиц. Итак, порядок и организация наличного денежногообращения в РФ закрепляется в основном в подзаконных нормативных актахЦентрального банка Российской Федерации. Ограничения использования наличнойденежной массы для расчетов установлены исключительно для юридических лиц.Государственная денежно-кредитная политика не направлена на сокращениеналичного денежного обращения за счет увеличения доли безналичных расчетов сучастием физических лиц. Необходимобезотлагательно разработать специальную долгосрочную федеральную программуразвития системы безналичных расчетов в секторе национальной экономики. Главнойзадачей такой общефедеральной программы, должно стать ускоренное исбалансированное развитие в Российской Федерации различных форм и видовбезналичных расчетов населения при одновременном снижении доли расчетовналичными деньгами, пользующихся сейчас наибольшим распространением. Безпринятия на федеральном уровне указанной программы проблематично ликвидироватьсерьезное отставание России от цивилизованных стран в области развития системыденежного обращения. В свою очередь, данная федеральная программа должна бытьподкреплена необходимыми экономическими, правовыми иорганизационно-техническими мероприятиями. Для этого необходимо подвести подрозничные безналичные расчеты более прочную правовую базу, разработать ипринять законы:
–          о безналичныхрасчетах физических и юридических лиц;
–          о финансовыхкомпаниях (домах);
–          об электроннойторговле (коммерции) и сделках, совершаемых при помощи электронных средств(электронных сделках);
–          о предоставлениифинансовых услуг в электронной форме и электронных переводах денежных средств. Целесообразно включить в действующийФедеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)“ юридическую норму, предусматривающую наделение Банка Россииправом устанавливать предельный размер одного платежа наличными деньгами,осуществляемого отдельными российскими гражданами и предпринимателями безобразования юридического лица при денежных расчетах с третьими лицами заприобретаемые товары, выполненные работы и услуги производственно-техническогои потребительского характера. Согласно Федеральному закону «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)» в настоящее время Банк России определяетразмер одного такого платежа лишь в отношении взаимных расчетов междуюридическими лицами, проводимых ими с использованием наличных денег.
/>Заключение
Таким образом, деньги – это особый товар, служащий всеобщимэквивалентом. Они значительно упрощают обращение товаров и услуг междупроизводителями и покупателями. То есть деньги – это историческая категория,присущая товарному производству. Нелегко заработать деньги, сохранить их еще сложнее. Казалось,были бы деньги, знал бы, куда их вложить. Но когда уже заработана N-ная сумма«свободных» денег, вопрос о вложении встает очень остро. Еще с советских временизвестно, что деньги можно вложить в облигации, или отнести на сохранение иприумножение в банк. Потом, когда рубль стал очень нестабильной валютой, всенаселение сохраняло накопленное, вкладывая средства в покупку валюты. Сейчас жеэкономика России более-менее стабилизировалась, у россиян появились новыевозможности в сфере сохранения капитала. В общем виде денежноеобращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах,обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи ирасходы. В настоящее время создана денежная система, включающая официальнуюденежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссиюналичных денег; организацию наличного денежного обращения. Правовой основойденежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Федеральный закон „ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)“, Федеральный закон»О банках и банковской деятельности”, различные нормативные актыПрезидента и Правительства РФ. Основными целями финансово-правового регулирования денежной системы РФявляются разработка и нормативно-правовое закрепление системы мер,обеспечивающих экономический рост, сдерживание инфляции, обеспечение занятостинаселения и выравнивание платежного, баланса, смягчение структурныххозяйственных диспропорций в условиях рыночной экономики. Именно нормыфинансового права детально регламентируют организацию денежной системы РФ.Кроме того, посредством финансово-правовых норм о признаках платежеспособностиденежных знаков, об обеспечении порядка обращения наличных денег, основорганизации расчетов, определения порядка ведения кассовых операций и т.п.достигается ее эффективное функционирование.
Список использованной литературы
1.   Конституция Российской Федерации //Российская газета.- 1993.- № 237.
2.   Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 25.11.2009)// Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790.
3.   Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 27.12.2009) // Собраниезаконодательства РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492.
4.   Березина, М.П. Кредитные деньги:научное эссе с пользой для практики / М.П. Березина // Бизнес и банки.- 2005.-N 21-22.
5.   Булатов, А.С. Экономика. Учебник /А.С. Булатов.- М.: БЕК, 2005.- 592 с.
6.   Вострикова, Л.Г. Финансовое право:учебник для ВУЗов / Л.Г. Вострикова.- М.: Юстицинформ, 2007.- 595 с.
7.   Деньги и кредит в рыночной экономике.Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Университета экономики и финансов, 2004.- 488с.
8.   Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Подред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова.- М.: Проспект, 2007.- 862 с.
9.   Маркс К. Сочинения Т. 23. — М., 1960.
10.     Портной М.А. Деньги: их виды и функции М.,2004. –201 с.
11.     Современнаяинтерпретация понятия «электронные деньги: модель денежных обязательств//Деньги и кредит. – 2002. — №9.
12.     Соколова, О.В.Финансы, деньги, кредит. Учебник / О. Соколова.- М.: Стик, 2006.- 677 с.
13.     Финансовое право: Учебник. /Отв. ред. Н.И.Химичева. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2007. — С. 682.
14.     Финансы, денежноеобращение и кредит: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова.- М.:Проспект, 2005.- 720 с.
15.     Финансы. Денежноеобращение. Кредит. Учебник. Под редакцией А.П.Ковалева. – Ростов: Феникс, 2001.– 590 с.
16.     Фокин В. Какстать миллионером. – Бюрократ. – 2006. – 30 октября.
17.     Хайек Фридрих А. Частные деньги — Тверь 2004. – 194с.
18.     Харрис Л. Денежная теория. М., Прогресс, 2000.- 167 с.
19.     Церетели. С.Б. О системе логического развития форммысли.//Вопросы философии. — 1967. — № 2. – С. 3
20.     Экономическаятеория национальной экономики и мирового хозяйства Учебное пособие./ Под ред.А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой, М., 2005. — 596 с.
21.     Экономическаятеория: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 2006. – 621 с.