ОКЕАНИЯ КАК ПРОСТРАНСТВО ГЕОПОЛИТИКИ 2004 г. О г л а в л е н и е: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТОЯНИЕ ГЕОПРОСТРАНСТВА ОКЕАНИИ 1.ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОСТРОВНЫХ ГОСУДАРСТВ ОКЕАНИИ 2.АНАЛИЗ ПОЛИТИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОСТРОВНЫХ ГОСУДАРСТВ ОКЕАНИИ 10 ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВ ОКЕАНИИ В СОВРЕМЕННОМ ГЕОПРОСТРАНСТВЕ 1.ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛАНЕЗИИ 2.ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОСТРОВНЫХ ГОСУДАРСТВ В МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО 3.ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИЯ СТРАН ОКЕАНИИ В ГЕОПРОСТРАНСТВЕ 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32 ПРИЛОЖЕНИЕ 33 ВВЕДЕНИЕ Сегодня в мировом сообществе насчитывается 45 микро-государств, то есть государств, население которых составляет около одного миллиона или менее того. В это число входит и группа островных государства Океании – региона расположенного в Южной части Тихого океана. Южный Тихий океан обычно делится на две части: Австралия,
Новая Зеландия и Океания. Большинство из микро-государств государств имеют меньше 500 тысяч жителей, больше половины – меньше 225 тысяч. Все они сейчас – члены ООН; последним было принято государство Тувалу, в котором около 10 тысяч жителей. Кое-кто из политиков и экспертов воспринимает это как расширение географической карты потенциальных конфликтов, на которой горят небольшие, но чрезвычайно опасные огоньки, вспыхивающие в самых неожиданных
уголках мира, причем в столицах международной дипломатии эти огоньки либо неизвестны, либо игнорируются. Если заниматься глубоким анализом опыта существования микро-государств в международном сообществе, то в плане опасности возникновения конфликтов есть как повод к серьезной озабоченности, так и основания для осторожного оптимизма. Традиционная угроза для безопасности малых государств в форме вторжения со стороны соседнего государства возникала не часто. Поскольку микро-государства не имеют достаточных собственных сил безопасности, чтобы защитить себя от нападений со стороны пусть небольшого, но все же более сильного соседа, они вынуждены полагаться на дипломатию и хорошие отношения с государствами, играющими ведущую роль в регионе и мире. В действительности большинство микро-государств – это полицейские государства, не имеющие никаких вооруженных сил. На Соломоновых островах, например, нет армии, которая держала бы в узде экстремистов. Безопасность микро-государств в значительной мере зависит от устойчивости доктрины
сохранения статус-кво, от обязательства обеспечивать суверенитет и независимость признанных государств-членов международного сообщества. Ввиду пестроты этнического состава, значительной удаленности от «центров цивилизации», культурно-исторических и географических особенностей островные государства Океании представляют особый интерес для исследователя с точки зрения их идентификации и способов интеграции в современном мире. При этом следует учитывать, что микро-государства обладают определенной структурной
предрасположенностью, которая ухудшает их положение перед лицом многообразных угроз, существующих в современном мире. Но большинство микро-государств живет мирно, и уровень благосостояния в них нередко выше, чем во многих более крупных государствах. С какими бы проблемами ни сталкивались микро-государства, одно очевидно: они живут в мировом сообществе, которое поддерживает их независимость и в котором их выживание, несомненно, гораздо более вероятно, чем это было во все прежние эпохи новейшей истории.
Анализ геопространства стран Океании представляет собой определенную сложность ввиду малочисленности современных исследований данного региона. Однако исследования такого рода есть. Среди отечественных работ можно выделить труды В.П.Алексеева, К.В.Малаховского, В.П.Николаева и О.Апарина. Цель нашей работы – осуществить анализ группы островных государств Океании как пространства геополитики. Глава 1.Формирование и состояние геопространства Океании 1.Океании нет ни домов, ни жилищ, ни домашнего скота, ни одежды. Они живут отдельными группками по 30-60 человек, не имея даже племенной элементарной организации.
Учёным XIX века даже казалось, что они стоят на грани между людьми и животными – настолько диким был их образ жизни. Как сегодня полагают учёные, заселение Австралийского континента и Океании происходило в ледниковый период , наступивший на земле после Всемирного потопа, резко изменившего климат на планете. Так, например, некоторые ученые полагают, что заселение
Австралии, произошедшее из Юго-Восточной Азии через Зондские острова около 3000 лет назад не представляло особого труда, ибо в отличии от современного ландшафта полоса открытого моря между Евразией и объединённым Австрало-Гвинейско-Тасманийским континентом составляла чуть более 100 км шириной. Сегодня показано, что предки аборигенов ведут своё происхождение от одной расы, что, однако, не исключает
влияния и других. Ибо смешанные браки были распространены всегда, да и волн миграции на австралийский континент и острова Океании было несколько, с довольно значительными временными интервалами. Своё происхождение аборигены вели, в основном, от негроидов. Языки австралийских аборигенов близки языкам Новой Гвинеи и мёртвого сегодня языка вымерших тасманийцев , которые, в свою очередь, близки языкам островов
Океании и Индонезии, а те, в свою очередь, к языкам собственно евразийского материка. Как считает Э.Б.Вадецкая и А.Варшавский, прослеживается дерево языков, восходящее к праязыку народов мира в Месопотамии и далее формированию языковых групп по мере расселения людей от первого очага цивилизации . Даже советские учёные при всём давлении идеологии не могли полностью отрицать праязык. Этот же переходный процесс наблюдается не только в языках, но и расах. Почему цивилизация не затронула этот регион? В разное время было предложено несколько версий: удалённость от культурных центров; постоянная нехватка продуктов питания; климат; отсутствие культурных растений; отсутствие хищных зверей (так как последние способствуют, якобы, более быстрому развитию ремесла с целью получения средств защиты, а так же объединению людей для отражения их нападений). Дж. Грей, который в 30-х годах проводил исследования среди аборигенов, заметил, что они в любое время
года за два-три часа могли обеспечить себя достаточным количеством пищи на весь день. Обычно аборигены – если они постоянно жили в буше – имели более чем достаточный запас продуктов питания . Итак, имея все условия для развития хозяйства, аборигены употребляли в пищу червей-кобра, которых извлекали из стволов деревьев. Питались, так же, бабочками богонг. Интересно, что тасманийцы, родственные австралийским аборигенам, не умели к моменту прихода европейцев
ловить даже рыбу. Однако относительно недавно было установлено, что у этого народа «существует богатейшая сокровищница мифов и легенд, изумительное искусство, «многостепенная» система родства» . Находят и остатки ирригационных сооружений древних аборигенов, которые были почему-то заброшены в последующие поколения. В сущности, ни одна из материалистических теорий не объяснила причину крайней коренных жителей региона, а тем более культурный регресс этого народа.
И тогда учёные, в том числе и стоящие на материалистических позициях, стали больше уделять внимания исследованию религии и философии аборигенов. Основу их религии составлял тотемизм, т.е вера в сверхъестественную связь, существующую, якобы, между группой людей и группой материальных предметов (чаще животных). Тотем – это предок рода, его охранитель, с которым существует, якобы, таинственная магическая связь. Более того, человек – это воплощение тотема. При этом само обожествление тотема отсутствует. Тотемами у различных племён были: кенгуру, опоссум, дикая собака, змея, летучая мышь, личинки насекомых и т.д. У племён, которые считают то или иное животное своим тотемом, запрещается его убивать и употреблять в пищу. С культом тотемов тесно связана и вера в силу чурингов – особые священные предметы из камня или дерева со схематическими надписями или рисунками . Чуринга интимно связана с предком, она испытывает чувства, подобно нам: эти чувства или эмоции можно
успокаивать, поглаживая чурингу рукой. Тотемизм вскармливал в людях суеверия. Сохранившиеся доныне очаги «первобытного мира» показывают, что магические представления обладают колоссальной силой и способны держать целые общества в состоянии неподвижности. «Коллективные представления» магизма, связанные с табу, ритуалами и традициями накладывают свой отпечаток на проявления жизни папуаса и зулуса. Идеи и верования имеют гораздо большее влияние на жизнь общества, чем это кажется на первый взгляд.
И если учесть ту власть, какую имел магизм над душами людей, то поразительная устойчивость первобытного мира становится не такой уж загадочной. Причём аборигены, принявшие христианство сохранили свой язык и самосознание. Океания образует особый материк состоящий из тысяч островов, которые делятся со времён Дюмон-Дюрвиля (1832 год), на три основные группы. Первая, Микронезия (мир малых островов). Вторая, Меланезия (мир черных островов).
И наконец, третья, Полинезия (мир больших островов). Каждый из народов обитавших на данных островах создал удивительные цивилизации, история которых является весьма поучительной и интересной. Так на острове Палау есть заброшенный город, овеянный легендами, Нан-Мадол. Если называть наиболее загадочные и примечательные уголки нашей планеты, то безусловно в их числе, наряду с пирамидами Египта, Акрополем Греции, Великой китайской стеной, Иерихоном, окажется и Нан-Мадол (в пер. «Пространство между островами»), который часто называют Венецией Океании. И это неслучайно, ибо этот город представляет собой систему 92 искусственно созданных островов, каждый из которых был центром той или иной сферы жизни и деятельности города. Каналы, разделяющие острова представляли собой самые настоящие улицы по которым, как в
Венеции плавали суда и лодки. «На островах Нан-Мадола неизвестные строители первого микронезийского города построили из огромных каменных блоков десятки великолепных зданий: храмы, крепости, малые «дворцы», а также искусственные озёра и др.» . Все эти постройки, как и сами острова, сооружены из базальтовых плит, которые вытёсывались в каменоломнях на острове Сокесе. Многие из этих шестигранных плит весили более пяти тонн.
Острова Нан-Мадола окружала мощная крепостная стена, сложенная из каменных блоков и достигающая трех метров в ширину и одиннадцать в высоту. Главной крепостью Нан-Мадола, местом, где пряталась семья правителя был остров Нан-Довас – Остров воинов. На нём была сооружена грозная замок-крепость, с постоянно находящимся там гарнизоном из наёмных воинов. На этом же острове находилась подземная тюрьма, где содержали опасных
преступников. Был в Нан-Мадоле и особый остров – остров Васао – остров казней, где гвардия правителя закалывала пиками врагов своего господина. Религиозным центром этого необыкновенного города – островов, был остров Пеикаи – остров Черепахи, который окружает квадратная стена из неровных базальтовых блоков, каждая из сторон которой равнялась около 110 метров. И остров
Угря. Именно на острове Угря располагалось главное святилище Нан-Мадола площадью двадцать на двадцать пять метров. Город, как в прямом, так и в переносном смысле был построен на крови и костях подданных. Острова Микронезии были открыты испанцами в XVI веке, а веком позже официально присоединены к испанской короне. В конце XIX века большинство из них взяла под свой контроль Германия. Потом ими до 1944 года владела Япония, а с тех пор и поныне США. Высадившиеся европейцы встретили полуодичалых туземцев, угнетаемых царьками, каждый из которых владел одним островком. Ученые теряются в догадках, как же произошло, что искусные строители и инженеры превратились в полуживотное стадо, главной радостью которого был алкоголь. Как утратились их очень многие навыки. В конце концов, учёные пришли к выводу, что именно религия аборигенов
сыграла столь зловещую роль. Микронезийцы, как этническая группа сложились под влиянием двух соседних этносов: меланезийцев от которых унаследовали язык и полинезийцев, переняв многое из их культуры . Как и в религии большинства жителей островов у них преобладал оккультный компонент. Великий русский учёный Н.Н. Миклухо-Маклай определил религию микронезийцев, как шаманизм. Основную роль при этом играли – калиты, т.е. жрецы, гадатели, вызыватели духов.
В каждой без исключения деревне был свой калит без совета которого не принималось ни одно решение. На островах постоянно проходили самые настоящие спиритические сеансы, когда калит кружась в диком шаманском танце вызывал духов, которые появлялись творя через него необыкновенные вещи. Микронезийцы верили в бессмертие души, почитая культ предков и принося им жертвы. Религия учила людей жестокости и страху. Магия сковывала развитие науки.
Культурно-историческое развитие островитян наложило свой отпечаток на развитие государственности в этих странах. Проанализируем далее современные политико-географические особенности этих государств с целью определить их роль и место в системе мирового сообщества. 1.2.Анализ политико-географических особенностей островных государств Океании В Океании (Приложение 1) находится несколько сотен островов, многие из которых представляют собой государственные или полугосударственные образования. По данным на конец декабря 1994 г в ООН были представлены Палау, Федеративные Штаты Микронезии, Фиджи, Маршальские острова, Папуа-Новая Гвинея, Самоа (Западное), Соломоновы острова и Вануату. Другие образования хотя и являются независимыми государствами, но в
ООН не представлены (например, Тонга, Кирибати, Науру, Тувалу). Другие продолжают находиться под протекторатом (по ооновскому мандату) США (Американское Самоа и др.), Франции (Французская Полинезия, Новая Каледония), Новой Зеландии (Ниуэ, Острова Кука, Токелау и др.). В этой связи для возникает проблема подсчета экономического потенциала
и внешнеэкономической деятельности «стран Океании» . Проблема усугубляется тем, что различные статистические справочники дают различное количество «государств», входящих в Океанию. Согласно Международному валютному фонду в этот район входят 11 (иногда называют 12) государств и государственных образований, среди них Папуа-Новая Гвинея, Фиджи, Вануату, Западное Самоа,
Тонга, Ниуэ, Острова Кука, Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы острова, Науру . В соответствии со статистикой некоторых других источников, например «Эйша энд Пасифик Ревью» или японской Белой книги по торговле (Цусё хакусё), в Океанию входит в первом случае 20, во втором – 25 государств и гособразований.
Как считает О.Арин, есть смысл учитывать 20 государств и гособразований, которые имеют экономические взаимоотношения как между собой, так и с остальным миром . Океания – это совокупность островов в центральной и юго-западной части Тихого океана, между Австралией, Малайским архипелагом на западе и широкой, лишённой островов полосой океана на севере, востоке и юге. Океанию принято подразделять на Меланезию, Микронезию, Полинезию; иногда выделяют Новую Зеландию. Площадь островов 1,26 млн. км2. По происхождению острова преимущественно вулканические (возвышенные) и коралловые (низменные). Наибольшая высота 5029 м (г.Джая на о.Новая Гвинея). Климат океанический, преимущественно субэкваториальный и экваториальный, на юге – субтропический и умеренный. Кратко охарактеризуем государства
Океании. Для начала сведем в таблицу сведения о странах и населении Южно-Тихоокеанского региона. Таблица 1.1. Обзор населения континента Австралии и островных государств Название страны Население страны (тыс.чел. на сер.года) Доля городского населения(%) Количество мужчин/ количество женщин(%) ОКЕАНИЯ 2000 1998* 1990 1980 29584 26422 22617 70 101
Австралия 19000 18750 17033 14616 85 99.7 Новая Зеландия 3796 3299 3113 86 98 Меланезия 5913 5068 4110 21 105 Вануату 182 154 117 19 101 Новая Каледония 206 168 139 63 103 Папуа-Новая Гвинея 4340 3689 2991 17 106 Соломоновы острова 400 319 228 18 106 Фиджи 785 738 635 41 103 Микронезия 516 446 311 43 107 Гуам 150 134 107 39 112
Кирибати 80 72 58 37 98 Маршалловы острова 60 46 31 71 104 Федеральные Штаты Микронезии 114 109 77 28 105 Науру 11 9 8 100 … Палау 19 15 13 71 115 Cеверные Марианские острова 68 44 17 54 110 Полинезия 609 576 467 42 107 Американское Самоа 63 47 32 50 106 Острова Кука 19 18 18 60 111 Ниуэ 21 50 Самоа 174 186 155 21 110
Токелау 2 0 Тонга 98 101 93 42 103 Тувалу 11 9 7 50 Уоллис и Футуна 14 14 11 0 Французская Полинезия 227 201 151 57 107 *Данные на 1998 год основаны большей частью на данных оценок отдела народонаселения ООН и на данных национальной статистики. Меланезия Одна из островных групп в Океании, в юго-западной части Тихого океана. Главные острова и островные группы: Новая Гвинея, архипелаг Бисмарка, Соломоновы острова, Новые Гебриды, Новая Каледония, Фиджи. Около 1 млн.км2. Меланезийцы – группа народов (канаки, фиджийцы), коренное население Меланезии. 1,7млн чел.(1992). Папуасы – группа народов, коренное население Западной Меланезии (энга, чимбу, хаген, камано, хули и др.).
4,8млн.чел.(1992). Говорят на папуасских языках. Вануату Республика Вануату (Republic of Vanuatu). Государство на островах Новые Гебриды (Эспириту- Санто, Амбрим, Эфате и другие; всего около 80) в юго-западной части Тихого океана. 12,2 тыс. км2. Население 182 тыс.чел.(на середину 1998), в основном меланезийцы. Доля городского населения 19,1% (1996). Крупнейшие города –
Вила, Люганвиль. Официальные языки – бислама, английский и французский. Большинство верующих – пресвитеране. Административно-территориальное деление: 11 округов. Столица – Вила. Глава государства – президент. Новая Каледония Группа островов в юго-западной части Тихого океана, в Меланезии. Владение Франции. Состоит из крупного острова
Новая Каледония (16,7 тыс.км2) и более мелких островов. Общая площадь 19,7 тыс.км2. Население 206 тыс.чел.(на середину 1998) – меланезийцы, потомки французских переселенцев. Административный центр – г. Нумеа. Высота до 1628 м (на о.Новая Каледония). Управляется верховным комиссаром, назначаемым правительством Франции. Остров в 1946 получил статус «заморской территории»
Франции. Папуа-Новая Гвинея Столица: Порт-Морсби, который выделен в особый Национальный столичный округ. Население: 4,5 млн. человек. Главным образом это папуасские народы (84%, общее число различных народов этой группы оценивается в несколько сотен) и меланезийцы (около 15,5%), проживают также полинезийцы и микронезийцы, а также около 43 тысяч выходцев из Европы и Австралии и китайцы (более половины из них живет в районе Порт-Морсби). Язык: Английский, вернее его местный вариант – пиджин-инглиш, распространены также языки энга, чимбу, хаген, камано, моту и другие. Всего в стране говорят более чем на семистах папуасских и меланезийских языках и диалектах. Религия: Официально более 90% населения – христиане, из них 60% – протестанты, католики – 30%, однако большинство населения, особенно в центральных районах, придерживается традиционных верований. Государство в Океании, занимает восточную часть острова
Новая Гвинея и близлежащие острова: архипелаг Бисмарка, северную часть Соломоновых островов (острова Бугенвиль, Бука), острова Д’Антркасто и более 200 других мелких островов. Северо-восточная часть страны находится в зоне сейсмической активности, имеется 18 действующих вулканов, нередки землетрясения. Общая площадь страны – 461,7 тыс. кв. км. Входит в состав
Британского содружества. Форма правления – конституционная монархия. Глава государства – британский монарх, представленный генерал-губернатором. Глава правительства – премьер-министр. Законодательная власть принадлежит однопалатному Национальному парламенту. Соломоновы острова Государство в юго-западной части Тихого океана. Занимает юго-восточную часть Соломоновых островов и близлежащие острова –
Санта-Крус и др. 29,8 тыс.км2 . Население 400 тыс.чел. (на середину 1998), главным образом меланезийцы. Горное население – 18% (1997). Крупнейшие города – Хониара, Гизо. Официальный язык – английский. Верующие – преимущественно христиане. Административно-территориальное деление: 7 провинций. Глава государства – королева Великобритании, представленная генерал-губернатором.
Законодательный орган – национальный парламент. Фиджи Суверенная Республика Фиджи (Sovereign Democratic Republic of Fiji)- государство в Океании, в юго-западной части Тихого океана, на островах Фиджи. 18,3 тыс.км2. Население 785 тыс.чел. (на середину 1998), главным образом фиджийцы и фиджииндийцы. Горное население 41%(1996). Крупнейшие города – Сува, Лаутока. Официальный язык – английский. Верующие – христиане, индуисты, мусульмане. Административно-территориальное деление: 4 округа. Столица – Сува. Глава государства – президент. Законодательный орган – двухпалатный парламент (Сенат и Палата Представителей). Микронезия Одна из островных групп в
Океании (около 1500 мелких островов, в западной части Тихого океана. Включает Марианские, Каролинские, Маршалловы острова, острова Гильберта, Банаба, Науру и др. 2,6 тыс.км2. Вечнозелёные тропические леса, реже саванны. Микронезийцы – коренное население Микронезии(кирибати, трук, маршалльцы и др.). 220 тыс.чел.(1992). Гуам Остров в Тихом океане, самый крупный в группе
Марианских островов. Владение США. 541 кв. км2. Население 152 тыс.чел. (1999.VII.1). Остров вулканического и кораллового происхождения. Главный город – Аганья. Чаморро – народ, оcновное население Марианских островов. 98 тыс.чел.(1992), в т.ч. на о.Гуам 80тыс.чел. Язык индонезийской группы. Верующие – христиане.
Кирибати Государство на островах и атоллах в западной части Тихого океана. В составе Кирибати: острова Гилберта, острова Лайн (Центральные Полинезийские Спорады), Феникс и о. Банаба (Ошен). 0,7тыс. км2. Население 80 тыс.чел.(1998), 96% – кирибати. Официальный язык – английский. Верующие – преимущественно христиане.
Столица – Баирики. Глава государства и правительства – президент. Законодательный орган – Палата ассамблеи. Кирибати (самоназвание – тунгару) – меланезийский народ, основное население Кирибати (72 тыс.чел.). Живут также на соседних островах. Общая численность 78 тыс.чел.(1992). Маршалловы Острова Республика Маршалловы Острова. Государство на одноимённом архипелагев Тихом океане, в Микронезии. 181 км2. Население 60тыс.чел. (1998), главным образом маршалльцы (одна из этнических групп микронезийцев). Официальный язык – английский. Столица – Маджуро (на одноимённом острове). Глава государства и правительства – президент, избираемый законодательным органом – двухпалатным парламентом. Науру Республика Науру, государство в юго-западной части
Тихого океана, в Микронезии, на о.Науру. 21 км2. Население 11 тыс.чел. (1998), главным образом науруанцы. Официальные языки – науру и английский. Глава государства и правительства – президент. Законодательный орган – парламент. Остров Науру – атолл. Поверхность его – плато из фосфориризированных известняков высотой до 65м. Палау (Белау) Республика Палау, государство в западной части
Каролинских островов, в группе островов Палау. 497 км2. Население 19 тыс.чел. (1998), главным образом палау (белау). Официальный язык – английский, белау (палау). Столица – Корор (на одноимённом острове). Административно-территориальное деление: 16 штатов. Глава исполнительной власти – президент.
Законодательный орган – двухпалатное национальное законодательное собрание(Сенат и Палата делегатов). Располагается на 8 относительно крупных островах вулканического и кораллового происхождения, наибольший из которых Бабелтуап (367 кв.км2) и более 200 мелких. Климат экваториальный. Вечнозелёные тропические леса. Федеративные Штаты Микронезии ФШМ, государство в западной части
Тихого океана, в Микронезии, в архипелаге Каролинские острова (Центральные и Восточные Каролины). 701,4 кв. км2. Население 114 тыс.чел. (1998), главным образом микронезийцы различных этнических групп (наиболее крупная – трукцы, на островах Трук). Официальный язык – английский. Столица – Паликир (на острове Понпеи). ФШМ – федерация 4 островных групп: острова Косрае, Понпеи, Трук и Яп, образующих 4 штата. Глава государства и правительства – президент. Законодательный орган – Национальный Конгресс. Все острова – вулканического происхождения (высота до 791м), окружены коралловыми рифами. Климат экваториальный и субэкваториальный, саванны. Северные Марианские Острова Содружество Северных Марианских Острово(Commonwealth of Northern Mariana Islands)(СМО), государство в западной части
Тихого океана, в Микронезии, в группе Марианских островов. 475 км2. Население 69,2 тыс.чел. (1999.), главным образом микронезийцы чаморро, а также выходцы с Каролинских островов, Филиппин и др. Официальный язык – английский. Столица – Сусупе (на острове Сайпан). Глава исполнительной власти – губернатор, избираемый населением. Законодательный орган – двухпалатный парламент (Сенат и
Палата представителей). СМО занимает 14 крупных и несколько мелких островов и рифов, образующих две цепи – северную и южную. Острова северной цепи – вулканические конусы (есть действующие вулканы), южной – коралловые и вулканические. Климат тропический, пассатный. Влажные тропические леса (на наветренных склонах), саванны. Полинезия Одна из островных групп в Океании, в центральной части
Тихого океана. Протягивается от Гавайских островов на севере до Новой Зеландии (которую иногда включают в Полинезию) на юге. Площадь (без Новой Зеландии) около 26 тыс.км2. Основные группы островов: Гавайские, Туамоту, Самоа, Лайн (Спорады Центральные Полинезийские), острова Общества. Острова вулканического или кораллового происхождения.
Высота до 4205м (на Гавайских островах). Вечнозелёные тропические леса и саванны. Основные порты: Гонолулу, Папеэте, Апиа, Паго-Паго. Полинезийцы – коренное население Полинезии(маори, самоанцы, тонганцы, таитяне и др.). 1120тыс.чел.(1992). Cамоа Острова Мореплавателей (Navigators Islands), группа островов из 14 вулканических островов в Тихом океане. 3 тыс.км2. В политическом отношении делится на Самоа – независимое (с 1962) государство и Американское (Восточное) Самоа- владение США. Самоанцы – полинезийский народ, основное население островов Самоа(190 тыс.чел.). Живут также в Новой Зеландии, Австралии и др. Общая численность 335 тыс.чел. (1992).
Американское Cамоа 63,8тыс.чел.(1999) Cамоа Это государство в Юго-Западной части Тихого океана, в западной части архипелага Самоа. 2,8 тыс.км2. Население 174 тыс.чел.(1998), главным образом самоанцы. Городское население 21% (1996). Официальные языки – cамоанский и английский. Административно-территориальное деление: 11 округов.
Столица – Апиа. Глава государства – вождь самоанцев. Законодательный орган – Законодательная ассамблея. Тонга Королевство Тонга, государство в юго-западной части Тихого океана, на арх. Тонга. 699 км2. Население 98тыс.чел.(1998), главным образом тонга. Городское население 42% (1996). Крупнейший населённый пункт –
Нукуалофа (Nukualofa, 21265 человек в 1986; 34000 человек в 1990). Официальный языки тонга (тонганский) и английский. Административно-территориальное деление: 5 округов. Столица и главный порт – Нукуалофа. Глава государства – король. Законодательный орган – Законодательное собрание.
Занимает 2 цепи островов: западная – вулканические острова, восточная – коралловые. Климат тропический. В этническом отношении страна довольно однородна – 99% населения составляют тонганцы; также проживает около 300 европейцев. Тонга – народ, основное население Тонга. Около 105 тыс.чел.(1992) Живут также в Австралии. Язык полинезийской группы.
В наши дни в политике и экономике стран Тихого океана и Тихоокеанских островов происходят значительные перемены. Народы Меланезии, Микронезии и Полинезии недавно образовали суверенные государства. Некоторые острова и группы островов по-прежнему остаются заморскими колониями Франции, Соединенных Штатов Америки, Австралии или Новой Зеландии. Аборигены Австралии, населявшие материк с доисторических времен, предъявляют свои права на земли, отобранные у них европейскими поселенцами в XIX веке. Маори, первые обитатели Новой Зеландии, также отстаивают свои территориальные права. Традиционные торговые связи Австралии и Новой Зеландии с Великобританией в последнее время ослабли. В наши дни обе страны успешно ведут интенсивную торговлю
с Юго-Восточной Азией, Японией, Китаем и Соединенными Штатами Америки. Многие маленькие островные государства зависят от финансовой и экономической помощи более крупных стран. Развитие промышленности и сферы туризма приносит островам некоторый доход, однако зачастую нарушает жизненный уклад народов, которые веками возделывали землю и промышляли рыболовством. Глава 2. перспективы геополитического развития и проблемы идентификации государств
Океании в современном геопространстве 2.1.Геополитическое положение и модель развития Меланезии Проанализируем геополитическое положение островных государств на примере стран Меланезии. Подчеркнем, что само название «Меланезия» (т. е. «черные острова») указывает на цвет кожи аборигенов, но на самом деле она варьирует от светло-коричневой до иссиня-черной. Современные меланезийцы говорят более чем на 700 языках.
Для межэтнического общения меланезийцы применяют два языка. Из них пиджин-инглиш удовлетворяет нужды 1/4 всего населения, особенно в северных прибрежных районах и горных областях Новой Гвинеи, а также на островах, становясь первым языком для городских детей. Хири-моту в ходу у жителей южного и юго-восточного побережий Новой Гвинеи. Кроме того, все более широко используется английский язык.
Новая Гвинея – независимое государство. Праотцом независимости Папуа – Новой Гвинеи был наш знаменитый соотечественник Н.Н.Миклухо-Маклай. Ему принадлежит заслуга научного обоснования важного для тех колониальных времен тезиса: папуасы (как и другие народы Океании и Юго-Восточной Азии отстали в развитии лишь в силу ряда исторических причин, но по своим способностям стоят не ниже европейцев. Он тщетно добивался у царского правительства согласия создать на Новой Гвинее «вольную русскую колонию». В 1881 году Миклухо-Маклай разработал проект создания независимого государства – Папуасского Союза. Его мечта осуществилась через неполные 100 лет: 16 сентября 1975 года Папуа-Новая Гвинея была провозглашена независимым государством (хотя номинальным
главой его по сей день остается королева Великобритании). Около 82% всего населения живут в сельской местности и занимаются натуральным хозяйством. Главной социальной ячейкой является большая семья. Но ее члены обычно признают свою принадлежность к более крупным родственным группам, напоминающим кланы. Самые крупные группы, особенно в горах, составляют племена.
Руководящую роль обычно играют вожди, которые сумели завоевать особое положение и властные полномочия. Гораздо менее характерна передача власти по наследству. В Папуа – Новой Гвинее религиозные воззрения всегда играли и продолжают играть важную роль. Как мы уже отмечали, анимистические верования глубоко укоренились в сознании многих людей так же, как и вера в магическое действие колдовства, которое служит средством регулирования общественных отношений.
С середины Х1Х в. активизировалась деятельность христианских миссионеров, благодаря чему в настоящее время примерно 3/5 населения, по крайней мере номинально, числятся протестантами и около 1/3 – католиками. Вплоть до Второй мировой войны лечением и образованием меланезийского населения занимались в основном миссионеры. Самые крупные протестантские конфессии – лютеранская и Объединенная церковь Папуа – Новой Гвинеи и Соломоновых
Островов. За последние 20 лет значительных успехов добились новые евангелические общины, в частности, одна из крупнейших пятидесятнических организаций – Ассамблеи Бога. В традиционном обществе Папуа – Новой Гвинеи власть проявляется в разных формах. На островах Тробриан правили наследственные вожди, главенство которых распространялось за пределы одной деревни, но в ряде других общин люди подчинялись старейшинам определенных кланов. В большинстве районов местными руководителями становились лидеры племен, выдвинувшиеся благодаря своим способностям в военном деле, силе убеждения, торговле, земледелии или знахарстве. Руководящие позиции занимают также лица, накопившие и раздавшие свое имущество, выгодно женившиеся или преуспевшие в торговле. После захвата Германией северо-восточной части
Новой Гвинеи в 1884 немецкие власти назначали местных чиновников, т.н. «лулуайс», а Великобритания, владевшая юго-восточной частью острова, передала местное управление в руки деревенских полицейских-констеблей. Австралийцы сохраняли эту систему, унаследовав британские владения в 1906 и германские в 1914. В 1930-х годах австралийские власти учредили деревенские советы. Однако эти органы обладали малыми полномочиями и ограниченными средствами для решения существенных
проблем; население, как правило, игнорировало их юрисдикцию. В каждом районе почти все права по управлению доверялись одному человеку – правительственному чиновнику-европейцу. С 1914 по 1942 все распоряжения исходили от парламента Австралии или от высокопоставленных чиновников в Порт-Морсби или Рабауле, административных центрах колоний.
В каждом из этих городов был создан законодательный совет, в котором заседали в основном австралийские официальные лица и назначенные представители местных европейских общин. Во время Второй мировой войны австралийцы учредили объединенную администрацию Папуа и Новой Гвинеи, которая сохранилась после войны на основании закона 1949, согласно которому все внутренние дела обеих территорий передавались в ведение австралийского администратора, которому оказывал содействие вышеназванный совет. В 1951 был организован объединенный законодательный совет, в состав которого впервые были введены жители Папуа – Новой Гвинеи. Темпы политических изменений нарастали отчасти по той причине, что ООН активно поддерживала стремление Папуа – Новой Гвинеи к независимости. В 1964 законодательный совет был заменен всенародно избранной
Ассамблеей, и многие жители страны впервые приняли участие в голосовании. В 1968 была учреждена территориальная администрация, которая состояла из министров, назначенных из числа членов Ассамблеи. На низовом уровне местные советы, избранные в 1950-х годах и обладавшие правом взимать налоги, в следующем десятилетии постепенно заменили систему констеблей и лулуайс. Завоевав большинство в Ассамблее в 1964, представители от коренного населения редко пытались перехватить
инициативу у австралийских чиновников вплоть до конца 1960-х годов. Как правило, депутаты-меланезийцы не владели ни английским, ни каким-либо другим языком межэтнического общения. Вначале они использовали свои права парламентариев и посещали заседания Ассамблеи только для того, чтобы просить средства на строительство дорог, школ, медицинских учреждений и создание новых рабочих мест в своем родном районе.
В 1967 образовалась «Пангу пати» (Партия единой Папуа – Новой Гвинеи), которая добивалась предоставления стране самоуправления, а вскоре возник и ряд других партий. Однако до наших дней сохранилась только «Пангу пати», которая получила поддержку жителей долины р.Сепик, прибрежных районов Новой Гвинеи и островов. После выборов 1972 эта партия приобрела достаточное влияние, чтобы вместе с несколькими небольшими
группами сформировать национальное коалиционное правительство, которое предприняло шаги к созданию независимого государства и с 1 декабря 1973 приняло на себя полную ответственность за внутренние дела. 16 сентября 1975 была провозглашена независимость Папуа – Новой Гвинеи. Майкл Т.Сомаре, основатель партии «Пангу пати», возглавил первый кабинет министров суверенного государства. Эффективная деятельность правительства осложнялась из-за традиций местничества в политике. Многие ставили на первый план свою лояльность к клану, влиятельной личности или, в лучшем случае, к собственному лингвистическому или географическому пространству. На о.Бугенвиль и в юго-восточной части Новой Гвинеи (Папуа) возникли сепаратистские движения. В центральных горных районах вспыхнули племенные междоусобицы. Для удовлетворения региональных запросов в 1976 и 1978 были учреждены выборные провинциальные правительства.
Их деятельность не везде была успешной, в частности, не удалось воспрепятствовать возрождению сепаратизма на Бугенвиле в 1989. Вся система управления страной в 1995 подверглась перестройке, направленной на децентрализацию власти. В Папуа – Новой Гвинее основная масса населения по-прежнему живет в деревнях и занимается натуральным земледелием, в то же время начинают складываться рыночные отношения. Часть сельскохозяйственной продукции производится для продажи.
Растет численность занятых в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности и в сфере услуг. После Второй мировой войны австралийские власти стимулировали развитие товарного производства в деревне, что во многих районах сочеталось с традиционной системой земледелия. В настоящее время на прибрежных низменностях Новой Гвинеи и других островов выращивают кокосовые пальмы, из орехов которых получают копру, а на севере
Новой Гвинеи и еще в больших масштабах на Новой Британии, Новой Ирландии и Бугенвиле – шоколадное дерево. В 1997 в экспорте сельскохозяйственной продукции второе место по стоимости (после кофе) занимало пальмовое масло с Новой Британии. Страна обладает исключительно богатыми минеральными ресурсами, что обусловило развитие горнодобывающей промышленности, которая в 1996 обеспечила 27% ВВП, т.е. примерно столько же, сколько сельское и лесное хозяйства и рыболовство вместе взятые. Крупномасштабная добыча меди и золота началась в Пангуне на о.Бугенвиль в 1972. Запасы руды оценивались в 800 млн. т, при содержании меди 0,46% и золота – 15,83 г на 1 т. Производство велось компанией «Бугенвиль Коппер», принадлежащей международной монополии «Концинк
Риотинто». Огромное месторождение меди Ок-Теди в северо-западной части горной Новой Гвинеи оценивается в 250 млн. т (в 1 т руды меди 0,852% и золота 0,653 г). В конце 1980-х годов добыча золота началась в Поргере близ Ок-Теди, на о.Мисима у юго-восточного берега Новой Гвинеи и на о.Лихир у берегов Новой Ирландии. По мнению экспертов,
Папуа – Новая Гвинея может стать крупнейшим мировым поставщиком золота (потеснив ЮАР). Поргера уже попала в ведущую десятку эксплуатируемых золотоносных месторождений в мире. В Папуа – Новой Гвинее обнаружены запасы нефти и природного газа. Предложен первый проект прокладки газопровода в Австралию, и за ним, вероятно, последуют другие проекты. Около 60% энергии, используемой в стране, приходится на долю древесного угля,
35% – на импортируемые нефтепродукты и лишь 5% – на гидроэнергию. В последние годы заготовкой леса занимаются иностранные компании, преимущественно азиатские. В 1994, когда мировые цены на древесину сильно выросли, лесопродукты составили 19% экспорта Папуа – Новой Гвинеи. Они почти целиком предназначаются для японского и южнокорейского рынков, и поэтому экономический кризис, охвативший азиатские страны во второй половине 1990-х годов, привел к заметному
уменьшению доходов, получаемых Папуа – Новой Гвинеей за счет этой отрасли. Красота природы Папуа – Новой Гвинеи и своеобразие культур населяющих ее народов тоже следует рассматривать как потенциальный ресурс развития иностранного туризма. Несомненно, эта страна более перспективна для развития туризма, чем, скажем, острова Кука или Самоа. 2.2.Особенности интеграции островных государств в мировое сообщество Некоторые островные государства, в том числе Папуа – Новой Гвинея, является членом Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) образованному в 1980 году в целях содействия развитию торговли, расширению экономического взаимодействия в тихоокеанском регионе. СТЭС имеет статус международной неправительственной организации. Страны-участницы представлены в Совете национальными комитетами, формируемыми на принципах «трехстороннего
представительства» – от правительственных, научных и деловых кругов. В настоящее время членами СТЭС являются США, Канада, Япония, Россия, КНР, Индонезия, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея, Мексика, Перу, Чили, Колумбия, некоторые островные государства
Океании (Папуа-Новая Гвинея, Фиджи, Соломоновы Острова, Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы Острова, Острова Кука, Кирибати, Науру, Ниуэ, Тонга, Тувалу, Вануату, Западное Самоа), а также Гонконг и Тайвань. Высший орган СТЭС – Генеральная сессия, которая проводится один раз в 2 года.
В период между Генеральными сессиями деятельность СТЭС направляется Постоянным комитетом. На восьмой Генеральной сессии СТЭС (1991 год, Сингапур) был принят Устав, в котором систематизированы и конкретизированы положения «Ванкуверского заявления» о принципах и механизме деятельности организации. Согласно Уставу,
Постоянный комитет состоит из представителей национальных комитетов, которые утверждаются на Генеральной сессии. Его членами, как правило, являются председатели национальных комитетов. Кроме того, в состав Постоянного комитета входят по одному представителю от Тихоокеанского экономического совета (ТЭС) и Тихоокеанской конференции по торговле и развитию (ПАФТАД) – оба с правом совещательного голоса. Постоянный комитет не только организует и направляет работу СТЭС, но и осуществляет контроль за расходованием средств Совета. В настоящее время в СТЭС на постоянной основе действуют следующие «форумы»: по торговой политике (TPF), по минеральным ресурсам и энергетике (VEF), Тихоокеанский форум по продовольствию, сельскому хозяйству и аграрной политике (PFAF); а также рабочие группы: по продовольствию, сельскому хозяйству и окружающей среде; по науке и технологиям (S&
T); по транспорту, телекоммуникациям и туризму (3-Т); по сотрудничеству и развитию в области рыболовства; по подготовке «Тихоокеанского экономического обзора» (PEO); по тихоокеанским островным государствам (PIN); комитет по развитию финансовых рынков (FMD). В 1988 году был создан Советский национальный комитет по азиатско-тихоокеанскому сотрудничеству (СНКАТЭС), который в январе 1992 года был преобразован в Российский национальный комитет по тихоокеанскому сотрудничеству
(РНКТЭС). СТЭС официально признал, что РНКТЭС является правопреемником СНКАТЭС. Членство России в СТЭС юридически было оформлено на IX Генеральной сессии (1992 год, Сан-Франциско). На ХI Генеральной сессии СТЭС (Пекин, 27-29 сентября 1995 г.) было принято Пекинское заявление «Открытый регионализм для глобального процветания», в котором были сформулированы
принципы азиатско-тихоокеанской модели сотрудничества и развития – открытость, равенство и эволюционность. Был также рекомендован новый формат взаимоотношений СТЭС с форумом «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), при котором консенсусные решения научных, деловых и политических кругов СТЭС выносятся на рассмотрение межправительственного форума АТЭС.Сессия также рекомендовала АТЭС в качестве приоритетных следующие направления работы: • определение конкретных долгосрочных целей сотрудничества, • реализация практических программ развития сотрудничества, • устранение препятствий в развитии международной торговли и инвестиций, • распространение сферы деятельности ГАТТ/ВТО на всех членов СТЭС и АТЭС. На своем пекинском заседании Постоянный Комитет СТЭС принял решение о поддержке и лоббировании заявки России о вступлении в полноправные члены АТЭС. XII
Генеральная сессия СТЭС состоялась в Чили 30 сентября – 2 октября 1997 года. В XIII сессии, проходившей 21-23 октября 1999 года в Маниле, Филиппины, приняли участие более 800 крупнейших бизнесменов, ведущих международных политологов и экономистов мира. Главной темой дискуссии была выбрана «Электронная экономика стран тихоокеанского бассейна в XXI веке». Были рассмотрены вопросы дальнейшего экономического развития региона в эпоху глобализации
и технологической конвергенции, современных тенденций в международной торговле и деятельности ВТО, создания новой финансовой архитектуры, влияния экономического роста на развитие городов, энергетику, продовольственные поставки, другие вопросы. Несмотря на явные тенденции интеграции некоторых стран Океании в мировом сообщество, существуют большие проблемы с определением данной группы государств в пространстве мировой политики и экономики. 2.3.Проблема идентификация стран
Океании в геопространстве Из содержания многих работ можно обнаружить три принципа-подхода в определении региона Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): политический, экономический и океано-географический. Приверженцев первого подхода в принципе не интересует проблема границ региона, поскольку им важна идея, о чем уже говорилось выше. Научные обоснования целостности АТР обычно выдвигают сторонники двух последних подходов. Проанализируем последний принцип, тем более, что у него есть теоретический защитник – Э Дж. Колде. Если для большинства ученых термины Тихоокеанское кольцо или Азиатско-Тихоокеанский бассейн являются простыми синонимами, то Колде в них видит большие различия. Он подчеркивает, что термин «кольцо» всего лишь фиксирует расположение стран вокруг Тихого океана, но не учитывает экономическую значимость водных пространств.
Следовательно, надо обязательно «сушу объединить с морскими пространствами региона» . Лингвистически это решается заменой «кольца» (rim) словом «бассейн» (basin), и тогда мы получим более приемлемый термин «Тихоокеанский бассейн». Многим казалось это решением проблемы. Но так ли это? Океанический подход предполагает, что в АТР включаются страны, расположенные на побережье и островах
Тихого океана (т.е. Северная, Центральная и Тихоокеанская Южная Америка (в последнем случае государства, расположенные на берегах Тихого океана), южная часть Тихого океана, СВА или Дальний Восток и часть ЮВА, поскольку другая ее часть ближе к Индийскому океану. Принцип деления «по океану» довольно распространен.
Но он вызывает возражения. Прежде всего потому, что целые субрегионы и множество стран оказываются одновременно в различных океанических зонах. Для того, чтобы избежать этого, необходимо включать в зону Тихоокеанского региона или бассейна только те страны, которые находятся именно в Тихом океане или обращены к Тихому океану. Только в этом случае будет соблюдена «чистота» океанической концепции Тихоокеанского региона. В результате у нас останется в
Тихоокеанском регионе 37 государств, из них 20, находящихся «внутри» Тихого океана. В какой-то степени попытка определить, что делает регион целостным предприняли в СССР, в одном из партийных документов – в Программе КПСС 1986 г. В ней, в частности, говорилось: «Образуются новые экономические и политические центры соперничества, прежде всего в Тихоокеанском бассейне и в Латинской Америке» . Совершенно очевидно, что под «центрами соперничества» имелись в виду не субъекты, а объекты политики. Надо, наконец, сказать, что сторонники «объединения» океана и материка приводят, как им кажется, для этого серьезные научные обоснования. В качестве таковых выдвигается утверждение о том, что экономическая интеграция региона соединяет его различные части в единое целое. Если бы этот тезис был доказан и было показано, что экономические потоки между странами, включенными
в зону АТР, создали такую систему взаимосвязей, нарушение которой означало бы качественное нарушение хозяйственного воспроизводства любого элемента этой системы, тогда вопрос об определении рамок региона был бы решен. Но доказательная база представляется неубедительной. Особенности тихоокеанского регионализма определяются следующим набором параметров: 1) среднегодовые темпы роста ВНП и внешней торговли;
2) удельный вес внутрирегиональной торговли в экспорте и импорте стран тихоокеанского региона; 3) прямые инвестиции США и Японии в тихоокеанском регионе; 4) центры банковской и международно-финансовой деятельности в тихоокеанском регионе; 5) удельный вес тихоокеанского региона в добыче минералов капиталистическими странами. Почти во всех работах, посвященных данной проблеме, приводятся аналогичные параметры.
Но можно ли считать, что приведенные цифровые данные определяют специфику указанного региона в сравнении с другими регионами? Как минимум, необходимо сопоставление показателей экономического развития всех регионов. Однако и этого было бы недостаточно, так как упомянутые выше показатели абсолютно не доказывают наличие интеграционного процесса в «особой зоне мирового хозяйства», взаимосвязь между частями и целым. Провозглашая следующее столетье веком АТР и ссылаясь при этом на предсказания великих, некоторые ученые все-таки испытывают некоторую неловкость из-за неопределенности региона. В этой связи интересна статья А. Дирлика – сторонника азиатско-тихоокеанской идеи. Он прибегает к нетрадиционному методу анализа, выдвигая идею о том, что концепция Тихоокеанского кольца или Тихоокеанского бассейна не обязательно должна совпадать с географическим пространством в физическом смысле . Он подчеркивает важность самой
Тихоокеанской идеологии, цель которой заключается в том, чтобы «сгруппировать экономические и политические силы, которые сами по себе ни внутри, ни во вне не проявляются в виде общей региональной структуры». Эта идеология предполагает предоставление национального суверенитета для небольших государств, связавших судьбу с регионом, и действия которых могут быть выгодными, а могут и не быть выгодными для их обществ в целом, но при этом желательны для той части элиты, которая уже вовлечена в транснациональную деятельность.
После описания целей Тихоокеанской идеологии Дирлик, наконец, оговаривает, что он не собирается добавлять другие определения к устоявшимся терминам, поскольку это «невозможно, и не желательно». Все дефиниции, считает он, только мешают анализу. И еще раз повторяет, что термины Тихоокеанское кольцо и Тихоокеанский бассейн «имеют значение совсем не потому, что они являют собой описание некоей подвижной
реальности, а потому, что они представляют собой некую концепцию этой реальности, которая сама по себе указывает лишь на человеческую деятельность, которая служит как бы промежуточным звеном между описанием (т.е. концепцией – О.А.) и тем, что описывается (т.е. реальностью – О.А.)». Таким образом, Тихоокеанское кольцо – это концепция, идея, которая не обязательно должна совпадать с реальностью, т.е. географическими границами. Безусловно, АТР – идея в какой-то степени схватывает некоторые стороны реальности, но не всю реальность как целое. Но в политике и экономике, чтобы подтянуть реальность до концепции, требуется сила, которая на какое-то время в принципе может подчинить себе реальность. В результате, местоположение Океании в мировом пространстве представляет собой и научную и политическую проблему, которая еще ждет своего решения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение нашего анализа можно сказать следующее. Вся мировая история со времен Месопотамии свидетельствует о том, что в любой исторический отрезок времени в мире господствовало несколько сверхдержав, между которыми шла постоянная борьба за единоличную гегемонию, что отчетливо проявилось и в развитии островных государств Океании. Закон неравномерного развития государств и обществ, постоянно ведущий к перераспределению сфер
влияния в пользу временного гегемона подтверждается и в настоящее время. В силу множества причин США оказались на данный момент единственным полновесным гегемоном в мире: в экономике, политике, военной мощи. Простирается власть США и союзников этой сверхдержавы и на далекую Океанию. В Азиатско-Тихоокеанском регионе система безопасности сконструирована на базе военного присутствия
США и их союзнических отношениях с Японией, Южной Кореей, Филиппинами и Таиландом. Интересно, что Россия больше не является де-факто субъектом международной безопасности ни в одной зоне Азии. Все нынешние переговоры по коллективной безопасности, в том числе в рамках США-Япония-Россия, которые, в частности, ведут академические круги, в конечном счете направлены на дальнейшее умаление военно-политического значения
России в данном регионе. Экономические связи стран Океании и России практически отсутствуют, если не считать членство нашей страны в Совете по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству. Геополитическое пространство Океании, на наш взгляд, определяется присутствием в регионе политической доктрины индустриально развитых стран. Самостоятельных подвижек у островных государств в данном направлении выявить в ходе анализа не удалось. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев В.П. География человеческих рас М, Мысль, 1974. 2. Алексеев В.П. О двух противоположных тенденциях в расообразовании. // Вопросы антропологии, вып. 35, 1970. 3. Арин О. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность М.:
Флинта Наука 1997. 4. Атлас чудес света, М, ББМАО, 1996. 5. Белявский В.А. Тайны Вавилона, М, Вече, 2001. 6. Вадецкая Э.Б. Древние идолы Енисея. Л, Наука, 1967. 7. Вадецкая Э.Б. Изваяния окуневской культуры, Л, 1980. 8. Варшавский А. Колумб Австралии, М, Молодая гвардия,
1970. 9. Герасимов М.М. Люди каменного века, М, 1964. 10. Головин С.Г. Всемирный потоп, Симферополь, 1999. 11. Делич Ф. Библия и Вавилон, СПб, И-е А.С. Суворина , 1912. 12. Малаховский К.В. История колониализма в Океании, М, 1979. 13. Малаховский К.В. Независимые государства
Океании, М, 1984. 14. Малаховский К.В. Соломоновы острова, М, 1978. 15. Материалы XXVII съезда КПСС. М.: 1986. 16. Николаев В.П. Независимые государства Океании. Москва, 1984 17. Николаев В.П. Проблемы регионального сотрудничества островных государств Океании. Тихоокеанский регионализм: Концепции и реальность.
Москва, 1984. 18. Николаев В.П. Папуа-Новая Гвинея. Москва: Знание, 1989. 64с.; 19. Asian Development Outlook. 1995 and 1996. ADB, 1995, p. xiii. 20. Arif Dirlik. The Asia-Pacific Idea: Reality and Representation in the Invention of a Regional Structure Journal of World
History, Vol.3, No.1, 1992, p. 56. Приложение 1 Карта Океании