Министерствообразования и науки Украины
Одесскийнациональный университет им. И. И. Мечникова
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине«Страноведенье»
На тему: «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ»
Выполнила:
Студентка 3 курса
МЭО
Кузьменко А. И.
Проверила:
Лазарева А. Л.
Одесса 2006
Содержание:
Введение
1. Краткая информация о государстве…………………………………….….4
2. Политическое устройство…………………………………………………..6
2.1. Высшие органы власти государства: ихформирование, полномочия, структура………………………………………………………………………..6
2.2. Правящие партии……………………………………………………..8
2.3. Конституция……………………………………………………….….9
3. Модель экономического развития………………………………….….…..103.1. Импорт и экспорт товаров…………………………………………..103.2. Международный рейтинг……………………………………………11
4. Население. Его благосостояние, доходы, структура……………………..13
4.1. Уровень благосостояния населения………………………………..134.2. Безработица………………………………………………………….144.3. Снижение рождаемости……………………………………..………15
4.4. Религия…………………………………………………………….…16
4.5. Распределение населения по языку…………………………………165. Промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг……………………..175.1. Фирмы и предприятия………………………………………………175.2. Производство будущего…………………………………………….175.3. Часовая промышленность…………………………………………..185.4. Сельское хозяйство………………………………………………….185.5. Банки………………………………………………………………….195.6. Туризм…………………………………………………………….….19
6. Ресурсы………………………………………………………………………206.1. Все водные источники Европы берут начало в Швейцарии….…..20
6.2. Энергетическая политика……………………………………………20
7. Транспортноесообщение ………………………………………………….21
8. Внешняядеятельность………………………………………………………228.1. Швейцария и мировое сообщество…………………………………228.2. Швейцария и международные организации……………………….23Список используемой литературы…………………………………………….……24
Введение.
«Швейцария- это рай», — сказала королеваВеликобритании Елизавета II во время своего визита в Берн. Звучит восторженно,и королева не далека от истины…
Водной сказке рассказывается, что когда Господь Бог распределял богатства недрпо земле, ему их не хватило для одной малюсенькой страны в сердце Европы. Чтобыисправить эту несправедливость, Господь дал этой стране горы, подобные небеснымзамкам, колоссальные ледники, грохочущие водопады, бесчисленные озера иприветливые благодатные долины. Таким образом, Швейцария стала совершеннымвоплощением божественной мудрости.
Швейцария- реально существующий миф. Здесь Вы встретите больше контрастов, чем где бы тони было. Поразительное разнообразие ландшафта, архитектуры, языков и культурыпревращают эту страну в особый маленький мир, в Европу карманного формата.
Швейцария(Швейцарскаяреспублика) — малое государство в Центральной Европе. Датой образованияШвейцарии считается 1 августа 1291 года, когда 3 кантона объединились вконфедерацию, и только согласно конституции 1848 года, союз государств превратилсяв единое государство — федеративную Швейцарию.
До серединыпрошлого века Швейцарию не раз потрясали войны за власть и религиозные войны. Встране нет никаких полезных ископаемых и нет выхода к морю. До середины XIX в.Швейцария была одной из беднейших стран Европы.
На сегодняшний день, Швейцария — одна из самых развитых в индустриальномотношении стран мира, занимающая одно из первых мест по опытности иквалификации инженеров и рабочих, качеству производимой продукции и по размерамприбылей, которые получает Швейцария от промышленных предприятий, находящихся всамой стране и за ее пределами, от громадных капиталовложений.
Эта небольшая странаиграет заметную роль в мировой политической жизни. Благодаря ее постоянномунейтралитету, а также географическому положению в ней проводятся важныемеждународные конференции, дипломатические переговоры.
Швейцария —страна противоречий. Здесь говорят на четырёх языках, живут в двадцати шестиисторически сложившихся кантонах, отличающихся друг от друга. Значительнаячасть её населения — это культурные, этнические, религиозные и языковыеменьшинства.
1. Краткаяинформация о государстве.
Официальное название:Швейцарская Конфедерация
Географическое положение: в Центральной Европе; граничит на севере – сГерманией, на западе – с Францией, на юге – с Италией, на востоке – с Австриейи Лихтенштейном
Площадь: 41,3 тыс.км2
Столица: Берн (229 тыс.чел.)
Крупнейшие города: Цюрих (839 тыс.чел.), Женева (389 тыс.чел.), Лозанна,Базель
Административное деление: 23 кантона ( 3 из нихразделены на полукантоны). С точки зрения административно-территориальногоделения и государственного устройства Швейцария является самым сложнымфедеративным государством
Государственное устройство: федеративная парламентская республика, в которойсистема прямой демократии позволяет гражданам принимать активное участие вуправлении страной.
Глава государства: президент
Глава правительства: президент
Законодательная власть: 1. двухпалатноефедеральное собрание (Национальный совет из 200 депутатов, избираемых на 4года;
2. Советкантонов из 46 депутатов, избираемых на 3 или 4 года).
Ведущие политические партии: Социал-демократическая партия Швейцарии,Радикально-демократическая партия Швейцарии, Демократическо-христианская партияШвейцарии, Швейцарская народная партия, Партия «зеленых» Швейцарии
Вооружённые силы: 3,5 тыс.чел.
Высшая точка: пик Дюфур, 4634 м.
Главные реки: Рейн, Ааре, Рона
Численность: 7,5 млн.чел.
Швейцария со средней плотностью населения 183 чел. на1 км2 – густо населенная страна. Но распределение населения по территории оченьразлично. Так, например, в горных районах Альп, занимающих почти 60% площадистраны, проживает всего лишь 10% от общей численности населения.
Средняя продолжительность жизни: мужчины 79года, женщины 84год
Швейцария имеет общие границы с пятью странами: на севере с Германией,на востоке с Лихтенштейном и Австрией, на юге с Италией и на западе – с Францией.Таким образом, здесь как в фокусе сходятся три европейские культуры – немецкая,французская и итальянская.
Официальные языки:немецкий (64%), французский (19%), итальянский (8%),ретороманский (1%)
Верующие: католики (48%), протестанты (44%)
Занятость:1. сельское хозяйство и добывающая промышленность — 6,7%
2. обрабатывающаяпромышленность и строительство — 37,5%
3. банки и сферауслуг — 55,8%
Денежная единица: швейцарский франк
ВНП на душу населения: 45500$
Экспорт: 1. машины и оборудование
2. химикаты
3. медикаменты,
4. часы, точныеприборы
5. текстиль,одежда
6. продуктыпитания, включая шоколад.
Импорт: 1. машины иоборудование
2. автомобили
3. нефть инефтепродукты
4. сырьё
Основныеторговые партнеры: страны ЕС, США, Япония.
2.Политическое устройство
2.1. Высшие органы власти государства: ихформирование, полномочия, структура.
Благодаря сложившейся прямой формы демократии вШвейцарии народ непосредственно участвует в законодательстве как государства,так и кантонов.
Главные органы Швейцарской Конфедерации – федеральныйсовет, федеральное собрание и федеральный суд.
Исполнительныморганом является федеральный совет из семи членов, избираемых парламентомсроком на четыре года. Единственное формальное ограничение по составу этогооргана состоит в том, что от каждого кантона может быть избран только одиндепутат. Однако фактически состав совета строго ограничивается традициями:например, в нем обязательно должны быть представлены основные географическиерайоны страны и две из языковых групп (франко- и италоязычная). С 1959 составсовета по возможности отражал влияние главных политических партий. Каждый гододин из членов совета избирается президентом Швейцарии, но эта должность необлечена особыми властными полномочиями.
Федеральныйсовет состоит из семи членов. Его задачи подразделяются соответственно на семьразличных отраслей:
1. Департамент иностранных дел;
2. Департамент внутренних дел;
3. Департамент юстиции и полиции;
4. Военный департамент;
5. Департамент финансов;
6. Департамент народного хозяйства;
7. Департамент транспорта и энергетики.
Законодательныйорган.Наряду с народом, высшейвластью в государстве является парламент– федеральноесобрание – состоит из двух палат: совета кантонов и национальногосовета.
Национальныйсоветявляется представительствомнарода. 200 членов этого Совета выбираются по количеству населения,проживающего в кантонах. Каждый кантон имеет в Национальном совете, как минимум,одного члена. Выборы национальных советников проводятся по пропорциональнойизбирательной системе и проходят каждые четыре года.
Советкантоновпредставляет кантоны ифедеративным элементом Федерального совета. Каждый кантон имеет в Совете кантоновдвух представителей. Их выборы проходят в соответствии с кантональным правом ипроцедурой. За исключением кантона Ури, в выборах применяется мажоритарная система.
В законодательном процессе оба Совета являютсяравноправными. Они проводят свои заседания и принимают решения отдельно друг отдруга. Решение Федерального собрания только тогда вступает в силу, если обаСовета выражают обоюдное согласие по принятию этого решения. В случаеразногласий вопрос, по которому Советы не пришли к соглашению, возвращается втот Совет, который им занимался сначала. Последний вновь обсуждает проект сучетом позиции другого Совета. Если после всех увязок стороны все же не приходятк единому мнению, назначается согласительная конференция. Если согласительноепредложение одним из Советов не принимается, то вопрос с парламентской повесткидня снимается, так как он, по всей видимости, еще не созрел для решения.Собрание избирается сроком на четыре года.
Оно обладает обычными законодательными полномочиями,однако некоторые законы должны быть одобрены всенародным референдумом.
ФедеральныйсудШвейцарии находится вЛозанне, остальные главные правительственные органы – в Берне. Федеральный судвыполняет функции верховного суда страны, хотя и не может объявлять федеральныезаконы неконституционными. Федеральных судов низшей инстанции нет, посколькусуды кантонов отвечают за применение федеральных законов на низших уровнях. Всостав федерального суда входят 26–28 судей и 11–13 присяжных, заседающих в отдельныхпомещениях в зависимости от характера рассматриваемого дела. Члены судаизбираются федеральным собранием сроком на шесть лет. Суд социальногострахования выносит решения по спорным вопросам, связанным со всеми видамиобщественного страхования. Военные суды принимают решения по преступлениям ипроступкам, совершенным во время прохождения гражданами военной службы.
На уровне кантонов исполнительная властьосуществляется государственным или правительственным советом, в составекоторого от 5 до 11 членов во главе с президентом (Landmann). Члены советаизбираются населением кантонов сроком на 4 года (кроме Фрибурга,Аппенцелля-Ауссерродена и Аппенцелля-Иннерродена) и в некоторых небольшихкантонах работают на общественных началах.
В большинстве кантонов имеется единый законодательныйорган – большой совет, земельный совет, или совет кантона, также избираемыйсроком на четыре года. Юридические органы кантона представлены судами двух илитрех уровней в зависимости от размеров кантона. Большая часть местныхособенностей швейцарского правосудия была ликвидирована с введением единогообщенационального кодекса гражданского, торгового и уголовного права в 1942. 2.2. Основные политические партии.
Партия— это объединение граждан, которые по основныммоментам имеют общее для них представление о том, как должно выглядетьгосударство и какими правилами должна регулироваться жизнь людей в обществе.
Партия имеетцелью посылать своих делегатов в парламент и правительство, влиять назаконодательство и принимать участие в формировании политической воли в целом.Для этого составляется программа.
В Швейцарии осуществлять свое влияние пытается большоеколичество партий. Примечателен тот факт, что членами какой-либо партии вообщеявляются всего лишь около 10% избирателей. Однако количество членов ни в коеймере не идентично числу сторонников партии.
В Швейцарии нет никаких политически мотивированныхограничений для партий, так что формирование и активность партий ограничиваютсяединственно общим правопорядком.
В Швейцарии сложилась многопартийная система. Направом крыле стоит Христианско-демократическаянародная партия (в прошлом – Консервативная социально-христианская илиКонсервативно-католическая). Свою основную задачу она видит в защите учения и институтовРимско-католической церкви и в отстаивании прав кантонов, выступает засоциально защищённую рыночную экономику.
Левый фланг занимает Социал-демократическая (или Социалистическая) партия, котораявыступает за широкие социальные реформы, включая более широкое участие государствав экономической жизни страны, но при соблюдении партнерства между государствоми частным предпринимательством.
В центре политического спектра находится Радикально-демократическая партия Швейцарии.Она была действительно радикальной по стандартам XIXв., когда определяла политику страны. В современныхусловиях эта партия стала относительно консервативной. Выступает за рыночнуюэкономику и политическую и духовную свободу личности.
Каждая из трёх партий (Христианско-демократическая народная партия, Социал-демократическая партия,Радикально-демократическая партия) удерживает примерно пятую часть всехмест в национальном совете. Такое соотношение сил сохраняется от выборов квыборам, что обеспечивает Швейцарии политическое согласие и стабильность. С1959 каждая из этих партий имеет по два из семи мест в Федеральном совете, аоставшееся место занимает представитель самой крупной из прочих партий – Швейцарской народной партии
Среди других небольших партий: «Зелёные», Союзнезависимых, Либеральная партия и Партия свободы (бывшая Партияавтомобилистов). Последняя, образованная в 1985, защищает права водителейавтомашин и выступает за ограничение иммиграции.
2.3. Конституция государства.
Конституция 1874 г. заменила Конституцию 1848 г. и относилась к числутак называемых «старых» конституций. Она включала короткую преамбулу, три главыи переходные положения.
Первоначально текст Конституции состоял из 123 статей,однако за свою историю он подвергся многочисленным изменениям и к 1985 г. в этот акт быливключены 54 новые статьи, причём 52 из них были оставлены под существующиминомерами, но с прибавлением латинских слов «бис», «тер» и т. д., а 54 статьибыли отменены или изменены.
Из фактических 173 статей только 84 отражаютпервоначальный текст Основного закона 1874 г. В результате частых измененийКонституция в значительной степени утратила свое единство и внутреннюю логику.
Новая Конституция Швейцарской Конфедерации былапринята на национальном референдуме 18 апреля 1999 г., заменивдействовавшую до того времени Конституцию 1874 г., и вступила в силу с1 января 2000 г.
Конституция 1999 г. в целом в значительной мере сохранилапрежнюю структуру, хотя в ней стало больше разделов и глав. Объем акта несколькоуменьшился, главным образом за счет отказа от мелочного, скрупулезного регулирования,столь характерного для Конституции 1874 г.
В результате Конституция приобрела достаточносовременный вид и в структурном отношении стала похожей на аналогичные актыЗападной Европы. На первое место были поставлены права и свободы швейцарскихграждан, институт гражданства и социальные цели государства. Затем следуютнормы, регулирующие отношения между Конфедерацией, кантонами и коммунами. Следующий,отдельный раздел специально посвящен политическим правам и специфическомуинституту, занимающему особое место в Швейцарии, — народной законодательнойинициативе и референдуму. Регулирование структуры федеральных органов власти иих взаимоотношений не занимает большого места в Основном Законе. В Швейцарии наконституционном уровне закреплено большинство принципов, характерных длягосударств с развитой демократией, определяющих судебную организацию и судебнуюдеятельность.
3. Модель экономического развития. Международныйрейтинг Швейцарии.
Вэкономическом отношении Швейцария специализируется на производстве высокотехнологичнойпродукции и известна своими высокообразованными специалистами. Ведущимиотраслями являются микроэлектроника, биотехнологическая, электротехническая ифармацевтическая промышленность. Банковский и страховой сектор играет в экономикестраны важную роль.3.1. Импорт и экспорт товаров
Швейцария – очень маленькая, густо населенная страна. Она бедна природными ресурсами, а общей площади пахотных земель и сельскохозугодий недостаточно, чтобы полностью удовлетворить потребность страны в сельскохозяйственной продукции. В силу этого, экономика страны в значительной мере ориентирована на внешний рынок.
Швейцария импортирует, в первую очередь, сырье, полуфабрикаты и потребительские товары. Относительно небольшой объем ее внутреннего рынка заставляет отечественных производителей выходить на европейский и международный рынки. Чтобы выдерживать конкуренцию с иностранными фирмами, они должны быть ориентированы выпуск высококачественных товаров, поскольку маленькие размеры страны ограничивает количество производимых товаров. Итак, импортируя относительно дешевое сырье, страна специализируется на производстве высокотехнологичной продукции. (Ср.: в 2005 г. стоимость 1 тонны экспортируемого товара превышала в 2,25 раза стоимость того же объема импортируемого сырья). Экспорт товаров
На мировом рынке швейцарские компании и фирмы обладают высокой конкурентной способностью. Благодаря этому более 90% продукции экспортируются за рубеж, в первую очередь часы, шоколад и сыр. Однако важнейшими экспортными поставками являются продукты машиностроения, электронной и химической промышленности. Именно на их долю приходится около половины всех экспортных доходов страны. Швейцария – ведущий поставщик следующей продукции: ткацкие станки, бумага и печатные станки, штамповочные машины для обработки металлов, эскалаторы и лифты, упаковочный материал, железнодорожные зубчатые рельсы. Стоит отметить, что на сегодняшний день некоторые из вышеперечис- ленных продуктов частично производятся за рубежом.
Наряду с этими «ощутимыми» поставками важными экспортными сферами экономики государства являются также предоставление консультантских услуг, страхование и туризм.
Важные деловые партнеры Швейцарии – страны ЕС. Наиболее интенсивные торговые отношения она поддерживает с Германией, Францией, Италией и Великобританией. В 2000 г. 60% общего экспорта Швейцарии приходилось на страны ЕС, в то время, как общий импорт продукции из этих же стран составил 78%.
Торгово-экономическая политика Швейцарии направлена на развитие свободной торговли, словом на уменьшение таможенных пошлин на ввозимые товары и на снижение ограничений на импорт (за исключением сельскохозяйственной продукции). Так или иначе, в рамках двустороннего соглашения со странами ЕС даже эти ограничения будут постепенно сняты. 3.2. Международный рейтинг
Согласно отчету «Ежегодника мировой конкурентоспособности» (World Competitiveness Yearbook), опубликованному Лозаннским Международным институтом проблем управления (International Institute for Management Development – IMD) в мае 2005 г., Швейцария поднялась на 8-е место по сравнению с 14-м в 2004 г. Повышению рейтинга, как отмечает IMD, способствовал растущий динамизм международного сектора швейцарской экономики. США сохранила лидерство в списке.
В 2004 г. 4 из 10 швейцарских компаний вошли в первую пятидесятку ежегодного рейтинга 500-та крупнейших мировых компаний по капитализации (Global 500), проводимого британской деловой газетой Financial Times.
В другом рейтинге Financial Times, опубликованном в 2001 г., Швейцария лидировала в списке стран, развитие сектора высоких технологий которых выглядит наиболее перспективным в ближайшее время. Анализ был сделан на основе экономических и статистических данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Подобный результат вызвал некоторое удивление, поскольку Швейцария не является мировым лидером в сфере инноваций и предпринимательства, хотя известна высоким уровнем деловой жизни.
Источник: IMDЕжегодник мировой конкурентоспособности 2005
Швейцарскиефирмы за рубежом
Как известно, экспорт товаров играет ведущую роль в экономике Швейцарии. На сегодня каждый второй заработанный франк поступает из-за границы. В то же время все больше людей за рубежом работают на швейцарских предприятиях. Если в 1988 г. общее количество работников, нанятых швейцарскими фирмами за рубежом, составило 890 тысяч человек, то к 1998 г. это число увеличилось вдвое (1,61 миллионов).
В Швейцарии сосредоточено большое количество зарубежных фирм, работающих в таких отраслях, как химическая, машиностроительная, пищевая, фармацевтическая промышленность, банковское дело и страхование.
В рейтинге глобализации, составляемом экспертами американского журнала Foreign Policy, Швейцария заняла 2-е место среди наиболее глобализированных стран мира. При составлении рейтинга наряду с другими факторами учитывался объем международной торговли и инвестиций, оказываемых швейцарскими фирмами за границей и зарубежными фирмами в Швейцарии, а также уровень технологии (количество пользователей интернета, число интернет-серверов, и т.д.).
4.Население. Его благосостояние, доходы, структура.
Швейцария насчитывает около 7,5 млн. населения, из которых20% не имеют швейцарского гражданства. Количество престарелых людей постояннорастет, а число детей и подростков уменьшается.
Экономический рост без создания дополнительных рабочихмест
Благодаря автоматизации, механизации и рационализации требуется все меньше и меньше рабочей силы. В следствие того, что экономика не может продолжать расти неограниченно, на сегодняшний день главная цель состоит не в количестве, а в качестве произведенной продукции. 4.1. Уровень благосостояния в числах
Уровень благосостояния сегодня
На протяжении90-х годов отмечалось удешевление продуктов питания и одежды, так, например,если в 1992 г.они составляли 16% от расходов семейного бюджета, то в 1998 г. это число составилолишь 12%.
Дорогимсчитается жилье: около 70% населения Швейцарии снимает квартиру или дом. Всравнении с другими европейскими странами в Швейцарии платят меньше налогов.Относительно большие суммы выплачивается на различные виды страхования:в среднем, около 4% от бюджета уходит на оплату страховых взносов наобязательное медицинское страхование, остальные 5% — на частные формыстрахования.
Чем больше собственности, тем сильнее желаниезастраховаться. По сравнению с прошлыми годами стало больше расходоватьсясредств на развлечения и свободное времяпрепровождение, образование и повышениеквалификации.Богатство не афишируется, о зарплатах не говорят
Для швейцарцев разговоры о зарплате или источнике доходов считаются закрытой темой. Даже близкие друзья не посвящают друг друга в эти вопросы. Это личное дело каждого, сколько он зарабатывает, и никого это не должно волновать.
Швейцария считается богатой страной, и большинство населения живут обеспеченно. Естественно, что существуют очень богатые люди, но их не увидишь на улицах. Они скромно живут и не афишируют свои миллионы. По статистическим данным 1997 года на 3% населения страны приходилось приблизительно половина совокупного капитала всех налогоплательщиков Швейцарии. Однако и в среде богатых есть свои градации. Самые богатые составляют всего лишь 0,3%, чьи состояния вместе взятые насчитывают 24% от совокупного капитала. На другом конце шкалы рейтинга находятся 30% швейцарского населения, вообще не имеющих никакого состояния.
В список 500 самых богатых людей мира, составленный в 2005 г. американским журналом Forbes, вошли 8 представителей Швейцарии. Самым состоятельным швейцарцем признан Эрнесто Бертарелли. Его состояние равняется 5,8 млрд. долларов.
Швейцария привлекает богатых иностранцев. Как сообщает швейцарский журнал Bilanz, из десяти самых богатых жителей Швейцарии, пять имеют иностранное подданство. Их общее состояние составляет 103 млрд. швейц. фр. (78 млрд. долларов). Самым богатейшим иностранцем, проживающим в Швейцарии, является глава шведской фирмы IKEA Ингвар Кампрад, состояние которого равняется 23 млрд. долларов. Он занимает также 6-е место в списке 500 самых богатых людей мира журнала Forbes. 4.2. Безработица
Долгое время безработица в Швейцарии практически отсутствовала (ср.: ее уровень был меньше 1%), не представляя причины для беспокойства. Подобная стабильность была обусловлена следующими факторами:
— Спрос на рабочую силу на рынке труда был уравновешен с предложением;
— Политика привлечения иностранной рабочей силы проводилась с учетом изменений конъюнктуры рынка труда, т.е. во времена экономического подъема допускалось больше иностранных рабочих, чем в период рецессии;
— В период экономического кризиса работодатели старались сохранить рабочие места в целях избежания роста безработицы.
— В Швейцарии представлены в небольшом количестве проблемные отрасли (н-р, горная и металлургическая), которые в наибольшей степени подвержены конъюнктурным колебаниям.
Несмотря на вышеперечисленные факторы в начале 90-х гг., в период рецессии экономики, количество безработных стало быстро увеличиваться, достигнув в феврале 1997 г. рекордно высокого числа – 5,7%. Следствием рецессии стала реорганизация многих предприятий и учреждений, повлекшая за собой сокращение большого числа рабочих мест.
Благодаря отмеченному в конце 90-х гг. общему экономическому подъему, в 2001 г. удалось снизить уровень безработицы до 1,7%. К сожалению, эта фаза длилась недолго, и уже к концу 2004 г. показатель безработицы составил около 4%. 4.3. Снижение рождаемости
Швейцарияотносится к странам с низким естественным приростом. За послед