–PAGE_BREAK–Довольно часто встречаются у мальчиков и девочек сердцебиения, дыхательные аритмии, экстрасистолии, функциональные систолические шумы. Обычно с периодом полового созревания все эти явления исчезают. Дышат дети реже, в среднем 19-20 раз в минуту. Жизненная ёмкость лёгких нарастает с 1900 см3 в 13 лет до 2700 см3 в 15 лет. В 12-14 летнем возрасте на 1 см роста приходится 13-15 см3 жизненной ёмкости лёгких.
Состав крови подростков мало отличается от взрослых. У подростков меньше гемоглобина (73-84%), больше лейкоцитов – (8000-9000, у взрослых людей 6000-9000) и лимфоцитов (23-30%, вместо 21-25%) при меньшем проценте нейтрофилов. Физическое развитие в период полового созревания изменяется значительно. Усиленный рост в длину происходит в 13-14 лет. Годичные прибавки роста достигают 8 см. в отдельных случаях – 18-20 см. Вес так не увеличивается, при чём до 14-15 лет на 1-2 кг, а затем до 18 лет годичные прибавки бывают 8 и более кг. Грудная клетка увеличивается в переднезаднем и боковом размерах, но сравнительно с ростом в длину – отстаёт. В 13-14 лет девочки в физическом развитии превосходят мальчиков. В 15-16 лет у мальчиков происходит энергичный рост и они догоняют и перегоняют девочек. С 14 лет появляются очаги окостенения, продолжает увеличиваться мускулатура. Подростки могут достигать достаточно высокой тренированности в отдельных видах спорта. Они начинают выступать в соревнованиях. Продолжает оставаться лучшая приспособляемость к скоростным нагрузкам и плохая переносимость длительной, напряжённой работы. Строгое соблюдение постепенности, последовательности и индивидуального подхода должно лежать в основе занятий с подростками. При занятиях с девочками необходимо учитывать особенности биологического характера (менструальные циклы).
Во время занятий физическими упражнениями у подростков отмечается быстрая утомляемость, хотя и быстрое восстановление работоспособности юных спортсменов. Поэтому время занятий нужно сокращать до 40-45 минут и давать чаще отдыхать. Плотность тренировочного занятия должна быть меньшей, чем у взрослых. Надо свести к минимуму применения однообразных упражнений со статическими напряжениями и задержкой дыхания. В этом периоде особенно полезна разносторонняя тренировка.
Подростки гордятся своей силой, стараются её проявить и переоценивают свои возможности. Для достижения высоких результатов подростки порой неправильно применяют максимальные напряжения, забывая о постепенности, последовательности. «Произвольные движения у них идут часто наперекор чувству самосохранения, они целесообразны лишь с точки зрения обуславливающего их психического мотива». [25] – писал И.М.Сеченов об этом возрасте.
Отдельные подростки, показывающие хорошие спортивные результаты, могут резко снизить их в начале периода полового созревания. Это наблюдается чаще у лиц с бурным приростом длины тела.
Для работы над развитием у подростков такого физического качества как выносливость необходимо уметь дать правильную оценку уровня физического развития подростка вообще. Показатели физического развития – длина и масса тела, обхват грудной клетки – находятся во взаимосвязи с показателями других систем организма и несут значительную информацию об индивидуальном биологическом развитии человека. Чтобы оценить к какому уровню физического развития относится тот или иной занимающийся данным видом спорта, необходимо произвести измерения:
– длина тела;
– масса тела;
– обхват грудной клетки;
Оценочные таблицы физического развития должны составляться по возрастно-половому принципу. Каждая оценочная таблица для детей определённого пола и возраста включает средние арифметические величины (М), роста, веса, окружности грудной клетки, среднее квадратическое отклонение (сигму) для роста, частную сигму (R) и коефициент регрессии (Rx/y) для веса и окружности грудной клетки. [7] (таблица №1.)
В таблице 1 слева отмечены границы сигмальных отклонений величины роста от средней арифметической (М)в пределах М+1(средние величины), от М+1 до М+2 (выше среднего), от М+2 и выше (высокие), от М-1 до М-2 (ниже среднего), от М-2 и ниже (низкие). Учитывая пол и возраст ребёнка, по соответствующей таблице устанавливают, к какой группе по росту он относится: ниже среднего, средний, выше среднего.
В столбцах рядом находят показатели массы тела и окружности грудной клетки для данного роста и сравнивают их с теми, которые имеет обследуемый ребёнок (подросток).
Таблица 1
Оценка физического развития подростков 13-летнего возраста
Уровни физического развития в пределах сигмальных отклонений
Рост тела (см)
Масса тела (кг)
Окружность грудной клетки (см)
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
Ниже среднего (от М-1 до М-2)
139,0
140,0
141,0
142,0
143,0
144,0
145,0
146,0
—
141,0
142,0
143,0
144,0
145,0
146,0
147,0
30,9
31,8
32,7
33,5
34,4
35,2
36,1
37,0
36,9
36,6
—
38,4
39,0
39,9
39,9
40,7
66,1
66,6
67,1
67,6
68,2
68,7
69,2
69,7
69,4
69,8
70,2
—
70,6
71,0
71,4
71,7
Средние величины роста (от М1)
147,0
148,0
149,0
150,0
151,0
152,0
153,0
154,0
155,0
156,0
157,0
158,0
159,0
160,0
161,0
162,0
163,0
148,0
149,0
150,0
151,0
152,0
153,0
154,0
155,0
156,0
157,0
158,0
159,0
160,0
161,0
—
—
—
37,8
38,7
39,5
40,4
41,3
42,1
43,0
43,8
44,7
45,6
46,4
47,3
48,1
49,9
51,6
—
—
42,2
43,0
43,8
44,6
45,3
41,6
41,9
46,9
47,6
48,4
49,2
—
—
50,7
51,5
52,3
—
70,2
70,7
71,2
71,7
72,2
73,3
73,8
74,3
74,8
75,3
75,8
76,3
76,8
77,3
78,4
—
—
72,1
72,5
72,9
73,3
73,7
74,1
74,5
74,9
—
75,3
75,6
75,6
—
76,0
76,4
77,2
—
Выше среднего (от М+1 до М+2)
164,0
165,0
166,0
167,0
168,0
169,0
170,0
171,0
162,0
163,0
164,0
165,0
166,0
—
167,0
168,0
52,4
53,3
54,2
55,0
55,9
56,7
57,6
58,5
53,0
53,8
54,6
55,3
—
56,1
56,9
57,6
78,9
79,4
80,4
80,9
—
81,4
82,9
77,6
78,6
78,4
78,8
—
79,2
79,5
79,9
От большего веса отнимают меньший и ставят знак большего. Следовательно, если ребёнок весит больше, чем он должен весить при данном росте, ставится знак «+», если меньше – «-». Полученную разницу делят на частную сигму для веса R (внизу столбца веса) и определяют, на сколько частных сигм масса обследованного ребёнка больше или меньше (в зависимости от того, какой знак стоял при вычитании) по отношению к той, которую он должен был бы иметь для данного роста. Если полученная величина находится в пределах 1, то масса средняя, от -1R до +2R – выше среднего, от -R до -2R – ниже среднего, от +2R и выше – высокая, от -2R и ниже – низкая. Аналогичные вычисления проводятся и для окружности грудной клетки в паузе.
Приведём пример. Мальчик (13 лет) имеет рост 155 см, массу тела – 41,5 кг, окружность грудной клетки в паузе – 72,1 см. По таблице устанавливаем, что для подростка 13 лет (мальчика) рост 155 см находится в пределах 1, то есть является средним. Масса тела для такого роста соответствует 44,7 кг, окружность грудной клетки – 74,3 см. Частная сигма (R) для веса равна 5,90 кг, для окружности грудной клетки – 6,05 см.
41,5 кг 72,1 см
44,7 кг 74,3 см
-3,2 кг -2,2 см
-3,2 кг: 5,2 кг – 0,54; -2,2 см: 6,05 см – 0,36
Так как оба числа, полученных нами находятся в пределах одной частной сигмы (-0,54 меньше R для веса, а –0,36 меньше R для окружности грудной клетки подростка), то масса тела и окружность грудной клетки его, как и его рост, являются средними, то есть его физическое развитие является гармоничным.
Однако возможны и другие варианты, при которых рост ребёнка (подростка) будет выше или ниже среднего, а вес или окружность грудной клетки не будут соответствовать росту. Поэтому целесообразно применять максимально простую и чёткую схему индивидуальной оценки физического развития. [7] Согласно этой схеме, дети по уровню физического развития относятся к одной из 4-х групп:
1. Дети с хорошим физическим развитием, то есть со средними, выше среднего, высокими и ниже среднего показателями роста при средних и выше среднего показателях массы тела и окружности грудной клетки;
2. Дети с чрезмерным физическим развитием, т.е. с теми же показателями роста, что и в первой группе, но при высоких показателях массы тела и окружности грудной клетки или только одного из них, (с показателями роста ниже);
3. Дети с физическим развитием ниже среднего, то есть со средними, выше среднего и высокими показателями роста при показателях массы тела и окружности грудной клетки (или одного из них) ниже среднего;
4. Дети с низким физическим развитием, то есть с высокими, выше среднего и средними показателями роста при низких показателях массы тела и окружности грудной клетки или только одного из них, с показателями роста ниже среднего при показателях массы тела и окружности грудной клетки (или одного из них) ниже среднего и низких; с низкими показателями роста.
Изучение такого сложного объекта, как развивающаяся личность, требует глубоких теоретических знаний и практического опыта. Вот почему мы так детально остановились на этом вопросе. Ведь именно такой опыт помогает укреплять здоровье подростков, развивать в них необходимые физические качества, одним из которых и является выносливость.
Как известно, основу многолетнего планирования развития выносливости у подростков в любом виде спорта (и особенно в циклических видах) составляют данные о закономерности развития выносливости. В нашем случае: у девочек среднего физического развития наиболее активно формируется выносливость с 13 до 15 лет. С 16 до 17 лет отмечается увеличение на 2,5 с, но оно статистически недостоверно.
У представительниц ускоренного физического развития с 13 до 15 лет показатели улучшаются на 7 с, то есть в 1,1 раза. В то же время существенной разницы между возрастами не обнаружено. В возрасте от 16 до 17 лет темп развития данной способности замедляется, хотя и наблюдается незначительное её увеличение. За период с 13 до 15 лет выносливость у представителей замедленного физического развития увеличивается на 10,8 с, то есть в 1,2 раза. В 13-14 лет темп формирования выносливости равен 7,0 с, а в 14-15 лет – 3,8 с.
В подростковом возрасте (13-14 лет) более выносливы школьницы среднего физического развития, в старшем (15-17 лет) – замедленного, а в 16 лет – ускоренного. При этом в 13 лет показатели выносливости школьниц среднего уровня достоверно лучше показателей представительниц других уровней.
\s
Небольшой прирост выносливости от 13 до 15 лет характерен для школьниц замедленного, наименьший – для среднего, промежуточное положение занимают девушки ускоренного физического развития. (рис.2)
Сравнение ежегодного увеличения выносливости по возрастам свидетельствует о достоверности активного развития у представительниц замедленного физического развития. У школьниц среднего и ускоренного физического развития в эти возрастные периоды не наблюдается активизация в формировании выносливости, что является основанием для уменьшения объёма средств и выбора определённых методов, направленных на совершенствование данной способности.
Развитие выносливости у мальчиков и подростков среднего физического развития активно происходит на протяжении всего школьного возраста с незначительным, но достоверным уменьшением в возрасте от 15 до 16 лет. С 12 до 13 лет нет заметного увеличения в формировании выносливости. Это увеличение наблюдается с 13 до 15 лет. Затем происходит снижение в показателях выносливости, а с 16 до 17 лет – активное увеличение.
Это позволяет считать, что в возрасте 13-14 лет, а также с 14-15 и 16-17 лет есть предпосылка для целенаправленного воспитания выносливости. В развитии выносливости мальчики среднего физического развития во всех возрастах превосходят акселератов, однако достоверность этих отличий наблюдается в 12, 13 и 17 лет, а ретардантов они превосходят в 13-15 лет, в 16 и 17 лет результаты их почти одинаковы.
Акселераты по выносливости уступают своим сверстникам, хотя в 13-14 лет увеличение данной способности достоверно. Стабилизация приходится на значительные возрастные периоды: 12-13, 15-16 и 16-17 лет. Прирост в развитии характерен для возрастного диапазона: 13-14 и 14-15 лет. В возрасте 12, 13, 17 лет акселераты уступают в развитии выносливости школьникам-ретардантам и школьникам среднего физического развития.
С 12 до 13 лет ретарданты по развитию выносливости опережают как школьников среднего, так и ускоренного физического развития. Однако с 13 до 16 лет наблюдается некоторая стабилизация в развитии выносливости, которая завершается «скачком» в сторону увеличения. По ежегодному темпу прироста выносливости подростки замедленного физического развития не имеют явных преимуществ перед своими сверстниками. Если у подростков ускоренного и среднего физического развития с 13 до 14 лет темп равен соответственно 7,5 и 8,4 с, то у ретардантов такой темп приходится на возраст 16-17 лет.
Ретарданты в развитии выносливости в 13 лет достоверно опережают школьников среднего физического развития. Однако уже в 14-15 лет эта достоверность говорит о том, что ретарданты в развитии выносливости уступают представителям среднего уровня. В 17 лет их результаты одинаковы. Что касается различий в развитии выносливости между школьниками-ретардантами и акселератами, то первые опережают своих сверстников на протяжении ряда лет. Достоверные различия в возрастах 12, 13 и 17 лет, то есть как в пубертатном, так и в послепубертатном возрастах.
\s
Возрастное развитие физических способностей школьников с учётом их индивидуальных различий свидетельствует о том, что возрастное развитие выносливости, как и других физических качеств, у детей разного физического развития подчинено общим закономерностям, которые характеризуются наличием «критических периодов» на отдельных этапах возрастного развития. Всё это необходимо учитывать при работе с детьми (подростками) спортивным преподавателям и тренерам. Без учёта индивидуальных различий в развитии выносливости подростков разного пола и возраста невозможен правильный и рациональный подбор средств и методов для развития общей выносливости, не говоря уже о специальной.
Вот почему так много места в этой работе мы уделяли этому вопросу. Известно, что высоких спортивных достижений добивается спортсмен, обладающий определёнными способностями к тому или иному виду спорта, которые при большом трудолюбии и под управлением высокообразованного спортивного педагога развиваются в спортивный талант. Для отбора детей, которые будут специализироваться на лыжных гонках, существуют определённые показатели. Для лыжников хорош небольшой массо-ростовой индекс, принципиален аэробный компонент энергообеспечения. Отбираемые для целенаправленной подготовки 12-14 летние подростки должны иметь уровень МПК абсолютный (л/мин) – не ниже 2-2,5, относительный (млкг-1мин-1) – не менее 47-50; ЖЕЛ – не менее 3000-3500 см3. [1]
продолжение
–PAGE_BREAK–
продолжение
–PAGE_BREAK–Годичный цикл
Периоды годичного цикла
Подготовительный
Соревновательный
Этапы периодов
Общей подготовки
Предварительной специальной подготовки
Специальной подготовки
Основной специальной подготовки
Предварительный соревновательный
Основной соревновательный
Месячный цикл
Недельный микроцикл
1-й день
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
Рис. 5 Периодизация годичного макроцикла цикла подготовки лыжников-гонщиков.
Однако, уже в первом мезоцикле годичного цикла широко используются упражнения, направленные на совершенствование отдельных компонентов специальной выносливости и до середины первого этапа они занимают больше 50% от общего объёма работы, которая способствует развитию выносливости (Рис. 6). [21]
Следует отметить, что общая выносливость в основном воспитывается равномерным методом, специальная – переменным, интервальным и соревновательным методами.
С приближением конца первого этапа подготовительного периода объём работы, направленной на развитие общей выносливости уменьшается, а свободное время заполняется работой, которая способствует развитию других качеств и способностей, усовершенствованию техники, а также составных специальной выносливости.
2-й этап – этап предварительной специальной подготовки. Начинается с августа и до начала тренировок на лыжах (до выпадения снега). Основная задача подготовки на этом этапе – создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных качеств уже при передвижении на лыжах (на следующем этапе подготовительного периода). В это время продолжается и совершенствование элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств подготовки в бесснежное время.
Общий объём тренировочной нагрузки на этом этапе продолжает постепенно повышаться, растёт и интенсивность выполнения циклических упражнений.
Однако увеличение общей интенсивности нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстаёт от кривой роста. Это принципиальная схема изменения объёма и интенсивности, но в отдельные микроциклы объём, а вслед за ним и интенсивность могут значительно повышаться в зависимости от поставленных задач. При изменении состава средств в сторону резкого увеличения объёма специально-подготовительных упражнений, рядом с упражнениями аналитического характера, широко используются средства интегрального действия, что способствует целостному развитию специальной выносливости.
Схематическое соотношение упражнений разностороннего характера, направленных на развитие выносливости в тренировочном макроцикле приведено на рисунке 7.
Рис. 6 Соотношение в тренировочном макроцикле объёма работы, направленной на развитие видов выносливости.
1. развитие общей выносливости;
2. усовершенствование отдельных элементов специальной выносливости;
3. целостное развитие специальной выносливости.
Рис. 7 Соотношение в тренировочном макроцикле упражнений
разного характера.
1. общеподготовительные;
2. вспомогательные;
3. специально-подготовительные;
4. соревновательные.
На двух первых этапах подготовительного периода юные лыжники-гонщики принимают участие в соревнованиях по комплексу контрольных упражнений, для оценки уровня ОФП, а также по специальной подготовленности.
3-й этап – основной специальной подготовки. Многие учёные выделяют его как отдельный период – основной период или даже соревновательный. [14,18,19] Этот этап начинается с начала занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до начала основных соревнований. В зависимости от определённых факторов сроки начала зимнего этапа различны.
На этом этапе решаются главные задачи – развитие специальных качеств (в первую очередь скоростной выносливости и скоростно-силовых качеств), а также обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и воспитание морально-волевых качеств. Подготовка на третьем этапе строится так, чтобы к его окончанию лыжники достигли спортивной формы. Основным средством подготовки является передвижение на лыжах. Лыжники-гонщики на этапе выполняют наибольший объём нагрузки. Пик объёма приходится на первую половину этапа. В это время проводятся длительные тренировки направленные на развитие общей выносливости: интенсивность нагрузки несколько снижается. На зимнем этапе подготовительного периода юные лыжники-гонщики выступают в ряде контрольных (или других видах) соревнований. Как правило, специальная подготовка, тем более форсирование достижения высокой работоспособности к этим соревнованиям, не проводится. В них лыжники выступают по ходу планомерной подготовки к соревновательному периоду, то есть никаких изменений в объёме, интенсивности или цикличности нагрузки специально к конкретным соревнованиям этого этапа не вносится.
И так, мы охарактеризовали все этапы подготовительного периода тренировки. Как видим, из всего сказанного, что именно на весеннем и летнем этапах тренировочных занятий с юными лыжниками-гонщиками основное внимание уделяется развитию общей выносливости и силовых качеств.
В этот период значительное место отводится упражнениям, способствующим увеличению жизненной ёмкости лёгких, развитию мышц спины, плечевого пояса, рук, ног. На занятиях чаще всего применяется непрерывный метод тренировки (длительная работа при частоте сердечных сокращений не выше 160-170 уд/мин). [23]
Для развития силы и силовой выносливости на первом этапе подготовительного периода в недельных циклах отводится 1, 2, 4, 5-й дни тренировки. Средствами подготовки в эти дни являются длительные кроссы в условиях пересечённой местности, гребля, велокроссы и другие средства (дальше на них мы остановимся более подробно при годичном планировании тренировки для юных лыжников-гонщиков 13-14 лет).
Основным средством развития общей выносливости является бег. Подросткам 13-14 лет в одной тренировке можно пробегать до 8 км. Темп бега не должен быть высоким. Регулировать его нужно так же как и зимой – по пульсу. На первых тренировках пульс не должен быть выше 140 уд/мин. Бегать лучше всего по лесным тропинкам, полям, в парке, по холмам, песчаному пляже. Темп бега и его продолжительность надо увеличивать постепенно. Если к концу лета подростки без особого напряжения выдерживают полуторачасовой бег по пересечённой местности – значит они хорошо подготовились к зимним занятиям. И ещё надо не забывать об ускорениях, ведь лыжнику надо бегать и долго и быстро. Но увлекаться ускорениями не следует. Прекрасно развивает силовую выносливость гребля, езда на велосипеде и плавание.
Таблица 2
Применение рекомендуемой нагрузки при использовании основных средств подготовки юных лыжников-гонщиков 13-14 лет.
Средства подготовки
Для девочек 13-14 лет
Для мальчиков 13-14 лет
Ходьба, км.
Бег, км.
Имитационные упражнения, км.
Передвижение на лыжероллерах, км.
Передвижение на роликовых коньках, км.
Передвижение на лыжах, км.
Физическая нагрузка высокой интенсивности, км.
Упражнения по ОФП, ч.
Общая нагрузка средств подготовки циклического характера, км
210-250
550-600
50-70
200-250
120-140
850-900
260-300
290
2240-2310
230-260
750-790
60-80
250-300
130-150
950-1000
300-350
320
2670-2930
Проанализировав всё выше сказанное, можно предложить примерный недельный план тренировки для детей 13-14 лет на летнем этапе подготовительного периода. [17]
Примерный недельный план тренировки юных лыжников-гонщиков 13-14 лет на летнем этапе подготовительного периода. 1-й день. Отдых.
2-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники лыжника, развитие быстроты и выносливости.
Разминка. Бег – 8 мин, общеразвивающие упражнения – 7 мин.
Основная часть. Специальные упражнения для совершенствования техники попеременного двухшажного хода – 10-15 мин, ускорение на отрезках 30-40 м 6 раз, игры «Салки», эстафеты; равномерный бег по пересечённой местности 4-5 км (пульс 130-140 уд/мин).
Заключительная часть. Равномерный бег — 3 мин, упражнения на расслабление – 2 мин.
3-й день. Отдых.
4-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие силы и силовой выносливости.
Разминка – 15 мин.
Основная часть. Специальные упражнения изучение техники шаговой имитации; упражнения на силу и силовую выносливость, прыжки, игры с прыжками – 30 мин; плавание – 30-40 мин…
Заключительная часть. Бег в слабом темпе с переходом на ходьбу — 5 мин, упражнения на расслабление – 3 мин.
5-й день. Отдых.
6-й день. Активный отдых: езда на велосипеде – до 1 часа, обще-развивающие упражнения – 15 мин.
7-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники развитие ловкости, равновесия, общей выносливости.
Разминка – 15 мин.
Основная часть. Изучение техники прыжковой имитации; игры для развития ловкости: «Выбей из круга», «Салки»; равномерная тренировка на лыжероллерах – 6-8 км или бег в чередовании с ходьбой 8км.
Заключительная часть. Бег со снижением скорости — 3 мин, упражнения на расслабление – 3 мин.
На осеннем этапе также важно продолжать развивать выносливость имитационными упражнениями. Бег с имитацией на подъёмах и передвижение на лыжероллерах остаются основными средствами тренировки. Хорошо, если для тренировки будет подобран круг длинной в километр с несколькими подъёмами. Детям 13-14 лет непрерывно нужно пробегать 5-6 кругов. Темп бега в сентябре средний (пульс 150 уд/мин), в октябре и ноябре – темп выше среднего (пульс на подъёмах – 170 уд/мин). Такую тренировку проводить в первую неделю нужно 1 раз, в следующую – 2 раза.
Для развития силовой выносливости нужно выбрать подъёмы покруче. Скорость передвижения на лыжероллерах в этот период должна быть выше, чем летом. Дополнительные средства тренировки, которые применялись летом (плавание, гребля, велосипед) почти полностью исключаются из тренировочного плана.
Силовая выносливость развивается с помощью упражнений с гантелями, набивными мячами, мешками с песком или эспандером.
Примерный план тренировки для юных лыжников-гонщиков 13-14 лет на осеннем этапе подготовки. 1-й день. Отдых.
2-й день. Задачи тренировки: развитие выносливости, быстроты, совершенствование техники.
Разминка – 15 мин.
Основная часть. Имитация попеременного хода на быстроту – 6 раз по 40м; бег с имитацией на подъёмах – 4 км (8-10 подъёмов); игра регби или футбол –20 мин.
Заключительная часть. Равномерный бег – 5 мин, упражнения на расслабление – 3 мин.
3-й день. Отдых.
4-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники попеременного двухшажного хода, развитие силовой и общей выносливости.
Разминка – 15 мин.
Основная часть. Прыжковая имитация в крутой подъём – 8 раз по30 м; упражнения с отягощениями в чередовании с прыжками, специальные упражнения с эспандером – 20 мин; равномерный бег (пульс 150-160 уд/мин) – 5-6 км.
Заключительная часть. Бег с постепенным снижением скорости — 5 мин, упражнения на расслабление – 3 мин.
5-й день. Отдых.
6-й день. Активный отдых: игры, общеразвивающие упражнения.
7-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие общей и специальной выносливости.
Разминка – 15 мин.
Основная часть. Специальные упражнения на лыжероллерах или имитационные упражнения; равномерная тренировка на лыжероллерах – 10 км (пульс 140-150 уд/мин) или равномерный бег с имитационной ходьбой на подъёмах 8-10 км в том же темпе.
Заключительная часть. Бег в слабом темпе — 5 мин, упражнения на расслабление – 2 мин.
Этот план повторяется еженедельно, с той лишь разницей что на второй неделе надо пробегать в каждую тренировку на 1-2км больше, но в том же темпе. В третью неделю километраж может быть тот же, что и в первую, или меньше, но темп передвижения увеличивается.
В четвертую неделю вновь увеличивается расстояние. Так же как и летом, раз в месяц можно провести контрольную тренировку. Уровень развития выносливости можно проверить на той же дистанции или на том кругу, где проходили тренировочные занятия. Для определения выносливости нужно пробежать дистанцию 1 км девочкам и 2 км мальчикам 13-14 лет с учётом времени. Результат полученный сравниваем с предыдущим.
Соревновательный период (основной). Этот период (с 1 января до последнего соревнования) имеет главную цель — достижение наивысшей спортивной формы и её реализацию. Это период отличается от предыдущего тем, что начинаются основные соревнования. Тренировочный цикл теперь должен строится в зависимости от соревнований и подготовленности спортсмена. К соревнованиям важно подходить хорошо подготовленным. У каждого тренера, работающего с детьми(подростками) есть свои особенности подготовки к старту юных спортсменов, поэтому трудно рекомендовать универсальную схему, но установлено что общая нагрузка в последние 5-7 дней должна снижаться до 50%, а интенсивность оставаться прежней или даже повышаться,
В подготовке юного лыжника-гонщика в соревновательном периоде ставятся следующие важнейшие задачи:
1. доведение организма до высшей степени работоспособности;
2. поддержание уровня общей физической подготовленности;
3. максимальное (соответственно возрасту)развитие специальной подготовки (выносливости);
4. совершенствование морально-волевой подготовленности, техники и тактики;
5. достижение запланированных ранее спортивных результатов.
Участие в соревнованиях- самый лучший критерий, по которому можно объективно судить о работоспособности занимающегося, проанализировать его спортивную форму. Необходимо очень тщательно контролировать ход соревнований, объективно и субъективно оценивать здоровье лыжника-гонщика, вести подробные записи в дневнике.
Некоторые тренеры пытаются чрезмерно увеличивать количество стартов своих воспитанников в этот период. Эти попытки не обоснованы, так как не учитывают учебную нагрузку учащихся в школе и выполнение домашних заданий по обще образовательным предметам. Всё это, в свою очередь, предъявляет серьезные требования к ЦНС. Не следует забывать, что участие в соревнованиях в подростковом возрасте является не самоцелью, а средством воспитания специальных и волевых качеств, совершенствование тактического и технического мастерства и т. д. Вся подготовка юных лыжников-гонщиков(в этом числе и участие в соревнованиях)должна быть направлена на достижение наивысших результатов в зрелом возрасте 22-30 лет(зона наивысших достижений).
Касаясь вопроса непосредственной подготовки лыжников и конкретным соревнованиям, следует обратить серьезное внимание на проведение её в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми гонщики встретятся в предыдущих стартах. Тренеру, ведущему работу с юными лыжниками-гонщиками очень важно уметь составлять график изменения объёма и интенсивности тренировочной нагрузки на весь годичный цикл подготовленности. Он составляется на основе календарного плана соревнований и индивидуальных особенностей лыжника. В графике предусматриваются большие, средние и малые волны, изменения объёма и интенсивности по периодам и этапам.
продолжение
–PAGE_BREAK–Нагрузка в тренировке лыжника-гонщика в течение годичного цикла в зависимости от конкретных задач отдельного занятия, недельных и месячных циклов постоянно изменяется. Волнообразное изменение нагрузки является одной из закономерностей тренировочного процесса.
В тренировке лыжников нагрузка, волнообразно изменяясь, имеет общую тенденцию к повышению в подготовительном периоде с некоторой стабилизацией в основном (соревновательном) и с последующим снижением в конце соревновательного и в начале подготовительного периодов. При планировании нагрузки необходимо предусмотреть её волнообразные изменения:
a) в микроциклах – малые волны продолжительностью до 7 (редко более) дней;
b) в месячном цикле (или этапе) тренировки – средние волны отражающие изменение нагрузки в 3-6 малых волнах;
c) в периодах тренировки – большие волны, включающие изменения нагрузки в средних волнах.
Особенно важно тщательно спланировать волны повышения и снижения объёма и интенсивности нагрузки непосредственно при подготовке к наиболее ответственным соревнованиям, от этого во многом зависят пики наивысшей спортивной формы.
Исходя из годичного плана и графика изменения нагрузки, составляются подробные и конкретные планы подготовки на месяц и по неделям (микроцикл). В этих планах приводятся конкретные задачи, устанавливается цикличность, определяются основные средства тренировки, их объём и интенсивность выполнения, применяемые методы и интервалы отдыха. Цикличность является одной из закономерностей спортивной тренировки. Ранее мы уже приводили микроциклы летнего и осеннего периодов.
На начальной ступени подготовки у юных лыжников-гонщиков достаточно запланировать проведение 3-х занятий в неделю. Увеличение количества тренировок до 4-5 в неделю большого эффекта не даёт, но значительность перегрузки школьников значительно возрастает. Постепенно с ростом тренированности можно перейти на недельный цикл с 4 занятиями. При построении микроциклов необходимо учитывать влияние различных нагрузок на организм и продолжительность периодов восстановления после них. В связи с этим необходимо использовать закономерности сочетания нагрузок в микроциклах. Например:
1) не рекомендуется включать в одно тренировочное занятие упражнения на развитие силы и выносливости;
2) развитие выносливости можно планировать в конце микроцикла, а иногда на фоне недовосстановления и т.д. [5].
Имея представление о периодах тренировок, микроцикле и тренировочном занятии, по пробуем проанализировать, как они связаны между собой на рисунке 8. Здесь схематично изображён годовой план тренировки начинающего лыжника-гонщика. На графике изображены периоды, этапы и месяцы тренировок. [17]
График наглядно показывает основные особенности плана – постепенное увеличение объёма нагрузки из месяца в месяц в подготовительном периоде, небольшое снижение его перед основным (нагрузка перед работой на снегу), а затем дальнейшее увеличение в начале основного периода и снижение в период участия в соревнованиях и переходном периоде.
В каждый период тренер перед занимающимися ставит определённые цели, задачи и выбирает нужные средства, то есть упражнения, с помощью которых цель достигается.
Работая с юными лыжниками 13-14 лет, тренер ставит перед ними следующие цели и задачи в каждом периоде (с подбором определённых средств, соответствующих как самому тренировочному периоду, так и возрасту подростков).
Рис. 8 Динамика изменения объёма нагрузки
Подготовительный период.
Цель – подготовка к зимнему сезону, то есть к перенесению нагрузок, которые необходимо выполнить в основном периоде.
Основные задачи:
1) развитие общей выносливости;
2) разносторонняя физическая подготовка;
3) овладение техникой движений.
Упражнения: равномерный бег, кросс, плавание, катание на лыжероллерах, игры, ускорения в беге, гребля, езда на велосипеде и т.д.
Основной период (Соревновательный).
Цель – показать высокие результаты в соревнованиях.
Основные задачи:
1) овладение техникой движений и совершенствование в ней;
2) развитие специальной выносливости;
3) дальнейшее развитие быстроты, общей выносливости.
Упражнения: передвижение на лыжах в различном темпе, специальные упражнения и игры на лыжах, ускорения на лыжах, передвижение в затруднённых условиях в темпе, близком к соревновательному, длительная равномерная ходьба на лыжах.
Переходный период.
Цель – подвести свой организм к началу занятий в новом годичном цикле в наиболее хорошем состоянии.
Основные задачи:
1) снижение тренировочных нагрузок;
2) активный отдых.
Упражнения: равномерный бег, плавание, езда на велосипеде, игры.
Юный лыжник-гонщик вместе с тренером составляет общий план тренировки и недельный микроцикл. Наведём примерные планы микроциклов подготовительного и основного периодов.
Примерный микроцикл подготовительного периода (вторая половина декабря) для юных лыжников-гонщиков 13-14 лет. 1-й день. Отдых.
2-й день. Задачи тренировки: изучение техники и её совершенствование, развитие быстроты и специальной выносливости.
Разминка – равномерное передвижение – 7 мин, общеразвивающие упражнения – 5 мин.
Основная часть. Совершенствование техники попеременного хода 15-20мин, игры на лыжах для развития скорости и ловкости (встречные эстафеты, «Салки»), переменная тренировка 4-5 км, передвижение в слабом темпе с ускорениями 4-5 раз по 300 м (пульс при ускорениях до 160-170 уд/мин).
Заключительная часть. Равномерное передвижение в слабом темпе – 5-7мин.
3-й день. Отдых.
4-й день. Задачи тренировки: овладение техникой и совершенствование в ней, развитие силовой и общей выносливости.
Разминка – 10-15 мин.
Основная часть. Изучение одновременных ходов и их совершенствование; упражнения на развитие силовой выносливости: передвижение на лыжах без палок – 10 мин, ускорение бесшажным ходом – 4 раза по 60 м.; равномерная тренировка: передвижение на лыжах в среднем темпе по пересечённой местности – 5-7 км (пульс 140-150 уд/мин).
Заключительная часть. Равномерное передвижение — 5 мин, катание с гор – 3 мин.
5-й день. Отдых.
6-й день. Активный отдых: игры (хоккей, футбол, баскетбол) – 20-30 мин, общеразвивающие упражнения – 10-15 мин.
7-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие общей выносливости, равновесия, ловкости.
Разминка – 10 мин.
Основная часть. Изучение спусков, торможений, равномерная тренировка: передвижение в слабом темпе – 8-10 км (пульс 130-140 уд/мин).
Заключительная часть. Упражнения на расслабление – 3-5 мин.
Этот цикл повторяется в течение месяца. Но количество километров от занятия к занятию должно расти. В следующем месяце увеличивают скорость передвижения.
Примерный микроцикл основного периода (январь-февраль) для юных лыжников-гонщиков 13-14 лет. 1-й день. Отдых.
2-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие быстроты и скоростной выносливости.
Разминка – 10-15 мин.
Основная часть. Совершенствование техники попеременного и одновременного ходов, ускорения для развития быстроты – 6 раз по 100 м, переменная тренировка – 4-5 км: передвижение на лыжах в умеренном темпе с ускорениями 5 раз по 500 м (пульс при ускорениях 170 уд/мин, между ускорениями 130-140 уд/мин).
Заключительная часть. Равномерное передвижение – 3-5мин, катание с гор – 10-15 мин.
3-й день. Отдых.
4-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники, развитие силовой и общей выносливости.
Разминка – 10-15 мин.
Основная часть. Совершенствование техники подъёмов; игровые упражнения для развития силовой выносливости (эстафеты на глубоком снегу, игра «Финские гонки», эстафеты в подъём); равномерная тренировка в среднем темпе – 5-6 км (пульс 150-160 уд/мин).
Заключительная часть. Равномерное передвижение – 4-5 мин.
5-й день. Отдых.
6-й день. Активный отдых: равномерный бег 10-15 мин, общеразвивающие упражнения – 10-15 мин или игры 20 мин.
7-й день. Задачи тренировки: совершенствование техники (спусков и поворотов), развитие скоростной выносливости.
Разминка – 15 мин.
Основная часть. Совершенствование техники спусков и поворотов, повторная тренировка: 3 раза по 1 км в высоком темпе (пульс 180 уд/мин) через 4-6 мин отдыха, или контрольная тренировка, или соревнования на дистанции 2-3 км.
Заключительная часть. Равномерное передвижение в слабом темпе 5-10 мин.
Таким образом, тренер, используя те или иные варианты микроциклов, может активно управлять тренировочным процессом, подводя лыжника в будущем к наиболее ответственным соревнованиям в наивысшей спортивной форме. Подводя итог сказанному выше, можно с точностью сказать, что в работе с юными лыжниками-гонщакми над развитием у них выносливости, нужно учитывать все факторы построения тренировочного процесса. Правильно и рационально используя методы и средства в работе над воспитанием этого физического качества.
Раздел 3. Контроль за развитием выносливости юных лыжников-гонщиков 13-14 лет. Лыжные гонки – вид спорта, представляющий к организму спортсмена чрезвычайно высокие требования. Поскольку лыжный спорт – это циклический вид спорта, связанный с продолжительной работой, то решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости (уровень развития аэробных и анаэробных возможностей спортсмена). В связи с этим контроль над развитием выносливости у юных лыжников-гонщиков имеет первостепенное значение.
Наблюдение за занимающимися во время учебно-тренировочных занятий, соревнований юными лыжниками ведутся врачом и преподавателем (тренером). Врач проверяет условия, организацию проведения занятий физическими упражнениями, соответствие их функциональным возможностям занимающихся.
Преподаватель создаёт и строит учебно-тренировочный процесс так, чтобы достичь общей с врачом цели – укрепить здоровье, повысить спортивные достижения своих учеников.
Тренер обязан хорошо знать состояние здоровья своих учеников. Получая эти сведения от врача, преподаватель дополняет их своими наблюдениями за занимающимися. Наблюдения во время тренировок и соревнований помогает ему правильно развивать выносливость у юных лыжников-гонщиков, устанавливая уровень общей и специальной спортивной работоспособности юного спортсмена.
В связи с этим нами поставлена задача: проанализировать контроль над развитием выносливости у лыжников-гонщиков 13-14 лет, изучить степень влияния прерываемых и непрерывных методов тренировки, различного рода факторов на функциональную и спортивную подготовку юных спортсменов.
В течение последних лет группой научных работников под руководством В.Л.Филина осуществлялись опытно-экспериментальные исследования с целью проверки методов воспитания общей выносливости у детей среднего школьного возраста.
Комплексные педагогические и врачебные исследования показали, что «…при правильном подборе и использовании физических упражнений можно добиться существенного повышения общей выносливости, улучшения показателей адаптации кровообращения и дыхания при хорошем общем физическом состоянии и здоровье детей». [24]
Некоторыми исследованиями обнаружено, что «…комплексный метод, включающий повторный, переменный и равномерный методы, наиболее эффективен при развитии обшей выносливости у детей именно 13-14 лет». [24]
Также подтверждена эффективность круговой тренировки для развития общей выносливости у подростков.
В.А.Мироновым изучались в сравнительном плане два метода тренировки в параллельных группах лыжников 13-14 лет: переменный и комплексный (включающий повторный, равномерный и переменный). В обеих группах планировались примерно одинаковые объёмы интенсивности нагрузок.
По истечении экспериментального периода все подростки выполнили разрядные нормы спортивной квалификации. Исходные данные по показателям газообмена, пульса и АД не имели существенных различий; после годового цикла тренировочных занятий проявились достаточно выраженные различия работоспособности и адаптации к нагрузкам на выносливость повышающейся мощности (на велоэргометре). Так всеми подростками были выполнены 4 ступени нагрузок, то есть работа с мощностью до 1500 кгм/мин; 5-ую ступень (1750 кгм/мин) выполнили 8 подростков 1-й группы и 9 подростков 2-й группы; 6-ую ступень (2000 кгм/мин) – только 4 подростка 2-й группы (хотя её продолжительность была не более 1,5-2 мин).
Из таблицы 4 видно, что реакция сердечно-сосудистой системы у подростков 2-й группы характеризовалась лучшими показателями при одинаковой мощности работы (на каждой ступени нагрузки) у подростков этой группы пульс был ниже, а максимальное АД достоверно выше, чем в 1-й группе. По-видимому, это обусловило более устойчивое и продолжительное сохранение работоспособности и более высокий предел мощности у подростков 2-й группы.
Работа умеренной мощности выполняется подростками 2-й группы более экономно: меньшими были величины потребления кислорода, лёгочной вентиляции, дыхательного эквивалента.
Даже на предельной нагрузке (несмотря на более высокую мощность работы во 2-й группе) пульс был ниже, кислородный пульс выше, дыхательный эквивалент меньше (Таблица 5).
Таким образом, анализ первого опыта и результат специальных опытно-экспериментальных исследований подтверждают, что имеются определённые предпосылки для создания в детском возрасте хорошей основы общей выносливости.
При этом относительно большие по объёму нагрузки невысокой интенсивности, как правило, переносятся детьми вполне удовлетворительно. Система подготовки юных лыжников, основанная на использовании повторного и интервального методов тренировки с повышенной интенсивностью и большим общим объёмом, может обеспечить развитие анаэробной работоспособности так, как в этих условиях повышен запрос к безкислородному обеспечению мышечной деятельности. Однако вызывает сомнение, будет ли при использовании такой методики тренировки решена задача повышения аэробной производительности организма – столь необходимой основы общей выносливости. Нельзя не подчеркнуть, что мышечная работа, целиком протекающая в условиях анаэробного обеспечения, является значительной нагрузкой для детского организма. Так врачебные наблюдения показывают, что в восстановительном периоде после тренировок с большим объёмом нагрузок повышенной интенсивности (от 50 до 80% общего объёма) у юных спортсменов в 31% случаев определяются выраженные (в 22% — чрезмерные) изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, в частности по ЭКГ (уплощение зубцов Т в стандартных, усиленных и грудных отведениях, иногда переходящая инверсия зубцов Т – в третьем, в одном или нескольких грудных отведениях, редкая синусовая аритмия, удлинение электрической систомы и др.).
В 52% случаев по ходу тренировочных циклов зарегистрированы жалобы на значительное общее утомление, изменение общего состояния (вялость, слабость, нарушение сна, боли в правом подреберье, снижение интереса к занятиям спортом). В условиях использования такой методики тренировки, несмотря на более или менее существенное повышение спортивных результатов, не во всех случаях удаётся выявить улучшение адаптации сердечно-сосудистой системы к нагрузкам на выносливость (по данным функциональной пробы).
В подготовке юных спортсменов в таком виде как лыжный спорт, требующий проявления выносливости, необходимо предусмотреть обучение рациональной технике, отвечающей особенностям физического влияния продолжительной мышечной работы.
Координирование двигательной деятельности – важнейшая предпосылка рационального расходования энергетических ресурсов организма. Чем более согласована деятельность нервной системы и мускулатуры, тем экономнее протекает работа. Экономичная двигательная деятельность имеет особенно большое значение в продолжительной мышечной работе при нагрузках на выносливость.
В спортивной технике на самых начальных ступенях обучения в лыжном спорте, как и в других видах спорта, развивающих выносливость, основное внимание должно уделяться рациональной экономичности движений.
Перетренированность. Степени утомления. Тренер, работающий с детской возрастной категорией должен вести наблюдение за всеми занимающимися, но в первую очередь за теми, кто тренируется с повышенными нагрузками.
При наблюдении можно применять самые разнообразные методы: расспрос, осмотр, исследование пульса, артериальное давление, дыхание, проведение функциональных проб, определение температуры тела, веса, исследование жизненной ёмкости лёгких, динамометрии ручной, становой и др. [14] Обо всём этом мы уже упоминали выше в экспериментально-исследовательской части работы.
продолжение
–PAGE_BREAK–