Учебно-контрольные соревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципы планирования дистанции

Учебно-контрольныесоревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципыпланирования дистанции.

Содержание лекции:
1.    Понятие учебно-контрольныхсоревнований по туристской технике.
2.    Содержание учебно-контрольныхсоревнований на начальном этапе обучения туризму.
3.    Принципы планирования и оборудованиякомплексной дистанции учебно-контрольных соревнований.
4.    Организация, судейство и определениерезультатов учебно-контрольных соревнований.

1. Понятиеучебно-контрольных соревнований по туристской технике.
До сих пор мывели разговор в основном о походах, как одной из важнейших форм спортивных ирекреационных туристских мероприятий. Но существует еще одна не менее, если неболее массовая форма проведения активных туристских мероприятий – этосоревнования туристов. Соревновательная деятельность в туризме весьмаразнообразна. Чтобы охарактеризовать ее в данной и в следующих лекциях, намследует классифицировать систему туристских соревнований, точно так же, как мыклассифицировали ранее туристскую деятельность в целом. Существеннымиоснованиями для классификации служат при этом: цели проведения соревнований; социально-демографическийсостав участников соревнований, форма проведения соревнований, масштабсоревнований, техника видов туризма по способу передвижения.
Какимобразом можно классифицировать систему туристских соревнований на основании ихцелей? Подчеркнем, что, как и в случае классификации туристскойдеятельности в целом, системообразующим, важнейшим основанием для классификациитуристских соревнований являются их цель (это очевидно, так кактуристские соревнования являются содержательной частью туристскойдеятельности). Общую систему туристских соревнований можно разделить на двеподсистемы:спортивно-туристские соревнования (СТС) и рекреационно-туристскиесоревнования (РТС).Главной целью участников спортивно-туристскихсоревнований является совершенствование их мастерства в технике туризма и ростих спортивной квалификации (выполнение требований для присуждения очередныхспортивных разрядов и званий). Главной целью рекреационных туристскихсоревнований является активный отдых участников, максимально полноевосстановление их физических, духовных, интеллектуальных сил и возможностей.Обращаем Ваше внимание на тот факт, что когда речь идет о соревнованияхтуристов (независимо от их главной цели), то спортивная компонента в том илиином объеме присутствует в данных мероприятиях всегда. Таким образом, дажекогда мы рассматриваем рекреационные соревнования туристов, направленные наразвлечение и активный отдых участников, по сути, мы обсуждаемрекреационно-спортивные или спортивно-рекреационные соревнования (смотря потому, превалирует в соревнованиях рекреационная или спортивная составляющая).
Детализируяподсистему спортивно-туристских соревнований, выделим в ней соревнованиятуристов в виде спорта «спортивный туризм» и соревнования в виде спорта«туристско-прикладное многоборье», а так же учебно-спортивные соревнованияшкольников и студентов, изучающих дисциплину «Туризм» (которые и составляютпредмет данной лекции). Детализируя подсистему рекреационных туристскихсоревнований, выделим в ней спортивно-рекреационные соревнования (например,соревнования в рамках туристских слетов разного масштаба, туристские марафоны ипр.) и рекреационно-спортивные (развлекательные) соревнования (корпоративныетуристские слеты, тренинги по командообразованию «веревочные курсы» и пр.).
Накакие разновидности подразделяют туристские соревнования на основании составаих участников, формы проведения и масштаба? Исходя из социально-демографическогосостава участников, выделяют, например, туристские соревнования школьников,туристские студенческие соревнования. В рамках вида спорта туристско-прикладноемногоборье (ТПМ) проводят «молодежные» и «взрослые» чемпионаты разногомасштаба. Согласно форме проведения, среди туристских соревнований можновыделить очные(чемпионаты, первенства, кубковые встречи,состязания в рамках туристских слетов)и заочные(походы)соревнования. По масштабу (региональному представительству участников)соревнования туристов можно подразделять на соревнования районные, городские,областные, республиканские, международные. В дальнейшем материале лекции мыуделяем внимание лишь одной особой разновидности соревнований –учебно-контрольным соревнованиям. Условно мы относим их к спортивным туристскимсоревнованиям, хотя данные соревнования не относятся к официальным (указанным вспортивном календаре) соревнованиям по спортивному туризму и туристско-прикладному многоборью. Вто же время данные соревнования являются непременным компонентом обученияосновам туристской техники и тактики, которую в дальнейшем будут использоватьтуристы при преодолении дистанций спортивных состязаний.
Какиецели и задачи характерны для учебно-контрольных соревнований в туристскойтехнике?Итак, мы уже упомянули выше, что кроме официальных соревнований (чемпионатов, первенств,кубковых встреч и т.д.) в спортивном туризме выделяют и так называемые учебно-контрольныесоревнования. Определим, что учебно-контрольные соревнования – непременныйкомпонент обучения предмету «Туризм» в средней школе и ВУЗе. Онипредусмотрены программой начального и базового этапов подготовки туристов(уровень новичков, спортсменов массовых разрядов). Прежде всего, такиесоревнования призваны определить достигнутый школьниками, студентами уровеньтехнико-тактической специальной подготовки на момент их проведения. В меньшейстепени, данные соревнования оценивают уровень физической подготовки учащихся,который определяется при сдаче специальных контрольных нормативов.Учебно-контрольные соревнования обычно завершают определенный этап обученияпредмету «туризм», или же они могут быть предусмотрены планом подготовкиспортсменов разного уровня мастерства (завершать определенный периодтренировочного цикла, моделировать основные соревнования и пр.).
Все вышесказанноеозначает, что главная цель учебно-контрольных соревнований – контролироватьи совершенствовать достигнутый туристами в процессе тренировок и обученияпредмету «Туризм» уровень специальной туристской подготовки. Одновременнотакие соревнования являются и эффективным средством обучения туристской техникеи тактике, так как заставляют «работать» учащихся в обстановке приближенной кнастоящим походным условиям: с преодолением характерных для данного вида походаестественных препятствий в условиях «дефицита» времени. Таким образом,учебно-контрольные соревнования не являются официальными стартами; ихрезультаты не служат основанием для присвоения очередных разрядов и званийучастникам. В то же время они важны для самих туристов, и, особенно, дляпедагогов и тренеров, с точки зрения оценки промежуточных результатов туристскойподготовки учащихся и корректировки ее планов.
Контрольные соревнованияобычно проводятся после освоения учащимися определенных учебных разделовпредмета «Туризм» (в конце отдельных микроциклов тренировки). В таком случае –это соревнования по ориентированию на местности, по технике преодоления склонаи иных естественных препятствий с организацией страховки, по спасательнымработам и т. д., которые способствуют закреплению знаний, умений и навыков(ЗУН) владения отдельными компонентами туристской техники. Отсюда задачамиучебно-контрольных соревнований являются, соответственно, закрепление и оценкаполученных учащимися знаний, умений и навыков в различных компонентахтуристской техники. А именно:
·       оценка ЗУН виндивидуальной технике передвижения по естественным препятствиям с обеспечениемстраховки и самостраховки;
·       оценка ЗУН виндивидуальной технике ориентирования;
·       оценка ЗУН вкомандной технике туристского бивака;
·       оценка ЗУН вкомандной технике транспортировки «пострадавшего» подручными средствами.

2. Содержание учебно-контрольных соревнований наначальном этапе обучения туризму.
В настоящей лекции и наметодических занятиях мы рассматриваем содержание учебно-контрольныхсоревнований и принципы планирования комплексной дистанции соревнований (какнаиболее сложной для постановки и наиболее эффективной с точки зрения процессаобучения). Прежде всего, определимся в терминологии. Дистанция –это оборудованный для проведения соревнований, обозначенный на естественномрельефе, искусственных сооружениях маршрут или система маршрутов сустановленными техническими этапами. По условиям соревнований, в случае,если дистанция достаточно протяженная, ее маршрут наносится на карту местности,которую выдают участникам на старте. Технический этап– основнойэлемент дистанции, на котором соревнующиеся участники выполняют заданноеусловиями соревнований определённое технико-тактическое задание. Названиеэтапа обычно соответствует типу препятствия, характеру рельефа на котором онустановлен, с указанием специфики действия («Траверс склона»;«Транспортировка пострадавшего на вязаных носилках»; «Навеснаяпереправа через реку» и др.). Ниже мы рассмотрим содержаниеучебно-контрольных соревнований по туристской технике на комплексной дистанции,включающей упражнения (технические этапы) направленные на контроль исовершенствование разнообразных компонентов туристской техники.
Какие упражнения потехнике туризма (технические этапы) рекомендуется включать в состав комплекснойдистанции учебно-контрольных соревнований? Программа обучения туризму в школе(В.И. Ганопольский, 2000) предусматривает поэтапное обучение школьников разноговозраста всем компонентам туристской техники в объеме, соответствующемначальному или базовому уровню туристского образования. Учащиеся постигают основыориентирования на местности: учатся читать карту и двигаться в заданномнаправлении с чтением карты; осваивают технику измерения азимутов и движения поазимуту и т.д. Они получают первичные умения и навыки в технике преодоленияхарактерных для походов естественных препятствий: «горных» склонов, водныхпреград, заболоченных участков местности и т.д. При этом особое внимание наначальном этапе обучения уделяется технике самостраховки туристов на склонах ипереправах с использованием веревочных перил, альпенштока, лыжных палок. Крометого, программа начального этапа туристской подготовки предусматривает освоениеучащимися элементарных командных навыков организации лагеря в полевыхусловиях: навыков сборки, установки и демонтажа палаток, разжигания костра,приготовления горячего питания. Наконец, определенное внимание уделяется итехнике спасательных работ: учащиеся приобретают умения и навыкитранспортировки пострадавших с помощью разнообразных подручных средств.
В соответствие спрограммой, для каждой возрастной группы школьников предусмотрены контрольныеупражнения разной сложности в вышеперечисленных компонентах техники туризма. Посуществу каждое упражнение в определенной технике туризма можно рассматривать,как технический этап, а совокупность всех упражнений в различных «техниках» –является по существу комплексной дистанцией учебно-контрольных соревнований.Например, содержание контрольных упражнений и комплексной дистанцииучебно-контрольных соревнований школьников 4-5 и 8-9 классов представлено в таблице1.
Таблица 1.
Содержание контрольныхупражнений по туристско-прикладным навыкам (По В.И. Ганопольскому, 2000).Группа учащихся Упражнения в технике ориентирования
Упражнения в технике передвижения и
страховки Упражнения в технике транспортировки пострадавшего Упражнения в технике туристского бивака
Суммарная исходная оценка
(баллы) Учащиеся 4-5 классов. Азимутальное ориентирование – 2КП, длина этапа 0.3-0.4 км. Исходная оценка – 2 балла.
Вязка узлов – узлы прямой и проводник. Исходная оценка – 2 балла.
Переправа по бревну с перилами (над условным ручьем), 3м; исходная оценка – 2 балла. Транспортировка «пострадавшего» на носилках из двух шестов и двух курток; ровный участок местности протяженностью 0.2 км. Исходная оценка – 2 балла. Установка палатки. Исходная оценка – 2 балла. 10 Учащиеся 8-9 классов.
Ориентирование в заданном направлении (4 КП, длина этапа 1.5-1.8 км). Исходная оценка – 4 балла.
Или ориентирование по выбору – 4 КП, длина этапа 1.0-1.5 км.
Вязка узлов – узлы встречный, брамшкотовый, восьмерка (одним концом), двойной проводник, схватывающий (одним концом). Исходная оценка – 6 баллов.
Подъем и спуск по склону с перепадом высот 10-15м, с использованием перильных веревок с самостраховкой схватывающими узлами, с перестежкой.
Исходная оценка – 4 балла.
Переправа по бревну через реку с самостраховкой скользящим карабином на перилах. Исходная оценка – 3 балла. Транспортировка «пострадавшего» на вязаных носилках; ровный участок местности – 0.3 км; участок подъема с перепадом высот 10-15м и протяженностью 0.1 км. Исходная оценка – 4 балла.
Установка, снятие и упаковка палатки; разведение костра.
Исходная оценка – 4 балла. 25
 
Какие особенностихарактерны для комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований втуристской технике? Постановка и проведение соревнований на комплексной дистанции –оптимальный метод организации учебно-контрольных соревнований и контролядостигнутого уровня владения туристской техникой. Почему? Дело в том, что припланировании комплексной дистанции педагог учитывает ряд важнейших принципов,которые позволяют достичь главную цель соревнований – эффективно контролироватьдостигнутый учащимися уровень владения элементами туристской техники. Во-первых,контрольные упражнения комплексной дистанции, так или иначе, оценивают всекомпоненты туристской техники (см. таблицу 1). Во-вторых, выборпедагогом контрольных упражнений для постановки дистанции прямо зависит отвозраста и уровня подготовленности (туристского опыта) учащихся. Упражнениядистанции должны быть доступны для выполнения «среднему» подготовленномуучащемуся в каждой возрастной категории и должны усложнятся в соответствие сувеличением срока обучения и возраста школьников. Например, упражнения (этапы)в технике ориентирования могут быть представлены в комплексной дистанции тремявидами: азимутальное ориентирование, ориентирование по выбору,ориентирование в заданном направлении. В азимутальном ориентированииучащиеся младших классов проходят этап с компасом по заданным им направлениям(азимутам) и расстояниям. Такое упражнение способствует закреплениюэлементарных навыков движения по заданному азимуту. В ориентировании по выборуучастники проходят маршрут, выбранный ими самостоятельно, и «берут» заданное поусловию соревнований количество контрольных пунктов (КП) (при этом числоустановленных на местности КП в 1.5-2 раза превышает их заданное число). Здесьучастники ориентируются с чтением карты и сами определяют оптимальный путь итехнику движения к контрольным пунктам. При этом, однако, у них имеется возможностьвыбора наиболее «легких» для поиска с их точки зрения КП. Этап ориентирования взаданном направлении жестко определен поставленными на местности контрольнымипунктами. Он наиболее сложен. Каждый участник должен обнаружить всеустановленные на этапе КП в заданной последовательности. Упражнения вориентировании по выбору и в заданном направлении направлены на оценку изакрепление комплекса умений и навыков использования различных приемовориентирования: от движения по азимуту – до движения с чтением карты. В данныхслучаях участник соревнований сам выбирает оптимальные с его точки зренияприемы ориентирования для преодоления технического этапа. Содержаниеконтрольных упражнений по технике ориентирования на местности на учебныхсоревнованиях школьников (студентов) различного возраста и туристскойподготовки представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Содержание контрольныхупражнений по технике ориентирования на местности (По Ганопольскому, 2000).Группы школьников, сдающих нормативы Содержание упражнения Исходная оценка (баллы) Учащиеся 4-5 классов Азимутальное ориентирование (2 КП). Длина дистанции 0.3-0.4 км. 2 Учащиеся 6-7 классов Азимутальное ориентирование (3 КП). Длина дистанции 0.4-0.5 км или ориентирование по выбору – 3 КП, длина дистанции 0.6-0.8 км. 3 Учащиеся 8-9 классов Ориентирование в заданном направлении (4 КП), длина дистанции 1.5-1.8 км. 4 Учащиеся 10-11 классов Ориентирование в заданном направлении (5 КП), длина дистанции 1.8-2 км. 5
Тот же принципсоответствия содержания упражнений туристскому опыту и подготовке участниковприменяется и при планировании других упражнений. Так в технике передвижения истраховки этапы контрольных соревнований на самых ранних этапах обученияоценивают лишь технику передвижения по простейшим препятствиям (напримертехнику движения по бревну через условный ручей). В старшем школьном возрастедля преодоления естественных препятствий на дистанции учащиеся применяют уже нетолько технику передвижения, но и технику самостраховки на веревочных перилах ит.д.
В-третьих, комплексная дистанция оцениваетуровень владения участниками как индивидуальной, так и командной туристскойтехникой. В частности у учащихся разных классов контроль над владениеминдивидуальной техникой осуществляется в рамках упражнений по ориентированию наместности, преодолению склонов и переправ. Напротив, в упражнениях потранспортировке пострадавшего подручными средствами, организации бивака(установка и демонтаж палатки, разжигание костра, кипячение воды на костре)оцениваются соответствующие командные умения и навыки туристов.
3. Принципыпланирования и оборудования комплексной дистанции учебно-контрольныхсоревнований.
Комплексная дистанцияконтрольных соревнований – это в обычном случае маршрут определеннойпротяженности, проведенный на местности с естественными (искусственными)препятствиями, включающий вышеуказанный ряд технических этапов (упражнений).
По каким критериямвыбирают район проведения учебно-контрольных соревнований и каковы основныепринципы планирования комплексной дистанции соревнований? При выборе местности для постановкидистанции, преподаватель (тренер) руководствуется в общем случае следующим.
·         Выбор местностиопределяется наличием на данный район цветной спортивной карты масштаба 1:10 000-1:20 000 (для постановки этапа ориентирования).
·         Местность должнасодержать, необходимый «набор» естественных препятствий: склоны, водныепрепятствия.
·         Местность(параметры естественных препятствий, сложность ориентирования и,соответственно, карты соревнований) должна соответствовать начальным навыкам иумениям участников в технике туризма.
·         Район постановкидистанции (особенно в район этапа ориентирования) не должен включатьпотенциально опасных участков: железнодорожных путей, автомагистралей,труднопроходимых болот и пр.
Непосредственно припланировании дистанции учебно-контрольных соревнований надо стремиться кследующему.
·         Содержаниедистанции (технических этапов) должно соответствовать вышеуказанным (таблицы1,2) параметрам и требованиям по оценке туристской техники у школьников разныхвозрастных групп. Все ее этапы по определению должны быть преодолимыми дляпрошедших соответствующуютуристскую подготовку участников.
·         Дистанция должнабыть предельно безопасной.
·         Дистанция должнаобслуживаться минимумом судей (преподавателем и судьями, выбранными из числаучащихся).
Дадим некоторыекомментарии к вышеназванным принципам планирования дистанции.
Какова обычнаяструктура комплексной дистанции учебно-контрольных соревнований?Подчеркнем, что дистанция учебно-контрольных соревнованийне является цельной в принятом на других туристских соревнованиях смысле.Фактически группы учащихся последовательно выполняют заданные упражнения наместности, при этом они же по очереди выступают или в качестве участников, илив качестве судей. Время прохождения дистанции в целом никак не оценивается;учитывается лишь время преодоления участниками и командами отдельных этаповдистанции. Соответственно дистанция не содержит общепринятых участков старта,финиша для дистанции в целом. Старт и финиш осуществляется на месте выполнениякаждого отдельного упражнения.
Сама схемарасположения этапов на дистанции диктуется местонахождением подходящихестественных препятствий и подходящих участков для постановки этаповориентирования. Контрольныесоревнования направлены, прежде всего, на оценку технической, а не физическойподготовленности учащихся. Поэтому протяженность дистанции не играетсущественной роли (четко должны соблюдаться лишь параметры протяженности этаповориентирования). Остальные упражнения могут выполняться на ограниченном участкеместности, если соответствующие естественные препятствия располагаются вблизидруг от друга. В целом, не следует увеличивать протяженность дистанции свышетрех километров для детей старшего школьного возраста и свыше полуторакилометров для младших школьников. Обычно для оценки туристской техникидостаточно простой последовательности заданных технических этапов, компактнорасположенных на местности (полоса препятствий). Последовательность выполненияупражнений может быть произвольной. В принципе, не исключается работа командодновременно на различных этапах дистанции, если есть возможность организациисоответствующего судейства.
Как правильноспланировать и поставить на местности технические этапы учебно-контрольных соревнований? Технические этапы располагаются наестественных или искусственных препятствиях в соответствии с техническимизаданиями. Например, этап преодоления склона – на склоне оврага, наискусственной скальной стенке; этап преодоления водного препятствия – на ручье,на реке и т.д. Важно, чтобы параметры выбранных для установки этапапрепятствий соответствовали подготовке тестируемых участников (ихпотенциальным умениям и навыкам) и целям соревнований. Для этого каждойвозрастной группе тестируемых определены средние параметры различныхтехнических этапов (протяженность этапа, количество КП, крутизна ипротяженность склона, примерная длина бревна при переходе через реку и т.д.).Важно, чтобы и сами технические задания соответствовали возрасту и уровнюготовности участников соревнований (таблицы 1,2).
Технические этапыпланируются с обязательным учетом требований по безопасности. С этойточки зрения, важно, как мы уже подчеркивали выше, во-первых, удачно выбратьместо постановки этапа и соблюсти принятые параметры соответствующихестественных препятствий (таблицы 1,2). Во-вторых, следует провести тщательнуюпредварительную подготовку этапов с точки зрения их безопасности. Особоевнимание следует обратить на выбор местности для постановки этаповориентирования. В данном случае участники с разным уровнем начальнойподготовки работают на протяженном участке дистанции «безнадзорно» со стороныпреподавателя и могут элементарно заблудиться. Чтобы этого избежать дляустановки КП следует выбрать район с очевидными ориентирами-ограничителямидвижения на этапе, и довести соответствующую информацию до участников. Передстартом этапа участникам следует так же указать «аварийное» направлениедвижения, пользуясь которым они неминуемо выйдут на ясный линейный ориентир(дорогу, просеку и пр.), ведущий до места старта этапа. На этапах преодолениясклона судьями (преподавателем) проводиться предварительная подготовка:удаляются «живые» камни со склонов, опасные сучья и пр. Бревно, уложенное черезводное препятствие, надежно закрепляется. Если на этапе навесной переправы(для учащихся 10-11 класса) натянутые, перильные веревки расположены высокоот поверхности земли (1.5-2м и более), следует на опоры для закрепления перилповесить вспомогательные петли, чтобы облегчить участникам процесс «водружения»на транспортную веревку, и обеспечение самостраховки. Любое лазанье по сучьямна достаточно большую высоту таит опасность!
До начала соревнований этапымаркируются: обозначаются точки начала и окончания этапа; опасные,безопасные и рабочие зоны; коридоры движения; опоры, необходимые дляорганизации страховки и пр. Не следует пренебрегать маркировкой, во избежаниененужных конфликтов с участниками соревнований и субъективизма в судейскихрешениях. Особенно тщательно следует обозначить границы опасной зоны (впределах которой участнику требуется страховка). Хорошо, если эти границы будутестественными и, соответственно, понятными для участников (например, берег рекипри преодолении навесной переправы). Однако сама конфигурация препятствий научебных соревнованиях «новичков» (например, пологий склон) далеко не всегдапозволяет определить естественные границы опасной зоны. Тогда необходимоприменить и надежно закрепить маркировочную ленту («волчатник»).
При непосредственнойпостановке этапов на местности следует учитывать все возможности для оптимизациидистанции – добиться наиболее быстрого движения участников и команд подистанции без потери качества оценки их техники. Примером такой оптимизацииявляется организация движения на этапах по параллельным, равноценным маршрутам,что позволяетодновременно преодолевать этап двум командам (участникам). Так относительнопросто сделать равноценные спуски со склона с самостраховкой спортивнымспособом, навесные переправы через водные препятствия, маршруты движения черезручей по бревну. Примером оптимизации дистанции является так же известный методпостановки «кругового этапа» азимутального ориентирования (Ганопольский, 2000).Контрольные пункты на этапе ориентирования по азимуту устанавливаются таким образом,чтобы они располагались по кругу, с единой точкой старта и финиша, размещеннойв условном центре этого круга. Тогда старт могут принимать одновременнонесколько участников (в том числе, участники из разных команд). Онипреодолевают одну и ту же дистанцию, начиная с разных контрольных пунктов(Старт – 1 КП – 2 КП – 3 КП – 4 КП – Финиш; Старт – 2 КП – 3 КП – 4 КП – 1КП –Финиш и т.д.), что позволяет ускорить преподавателем оценку данного упражнения.
4. Организация,судейство и определение результатов учебно-контрольных соревнований.
 
Каковы особенностиорганизации учебно-контрольных соревнований по технике туризма? Статус учебных соревнований непредполагает разработки положения о соревнованиях, их финансирования. В обычномслучае состав участников соревнований ограничен составом учебной группы иликласса (нескольких групп, классов) одного учебного заведения. Соревнованияпроводятся в течение одного дня, не требуют размещения команд в палатках,гостиницах. Преподаватель сам определяет принцип формирования команд. При этомон исходит из того, чтобы команды формировались из состава участников содинаковым уровнем подготовки (освоившим одинаковый объем учебного материала),примерно одного возраста, с одним соотношением юношей и девушек в командах.Преподаватель, долго работающий с определенным контингентом учащихся, можетназначить капитанами команд наиболее подготовленных учеников (развести их поразным командам, и тем самым, уравнять их шансы на старте). Если контрольныесоревнования проводятся как этап подготовки к официальным соревнованиям – здесьситуация в корне иная. В таком случае «наигрывается» постоянный состав командыс известной пропорцией юношей и девушек.
Все необходимые сведеньяо дистанции (последовательность преодоления этапов, порядок и условия ихпреодоления, порядок маркировки этапов и пр.) преподаватель сообщает участникамдо начала соревнований. Последовательность старта команд (участников) на этапахопределяется жеребьевкой. В протокол каждого технического этапа заноситсяназвание команды (ФИО участников команды) и соответствующий стартовый номер;отмечается общее время, затраченное на преодоление командой (участниками)этапа; фиксируются технические ошибки (соответствующие штрафные баллы). Образецпротокола отдельного технического этапа представлен в таблице 3.
Как построенпроцесс судейства при проведении учебно-контрольных соревнований? Специфика учебных соревнованийсостоит в том, что участники не только демонстрируют свой уровень техническойтуристской подготовки, но и обучаются судейству туристских соревнований.Идеально организованные учебные соревнования те, когда каждый выступает как вроли участника, так и в роли судьи. На официальных соревнованиях судействоосуществляет коллегия судей в следующем составе: главный судья соревнований изаместители главного судьи, судьи начальники дистанций, главный секретарь и егопомощники, врач соревнований, комендант, судьи старта-финиша, судьи натехнических этапах. Понятно, что для проведения учебно-контрольных соревнованийтакой коллегии не требуется. В данном случае для успешного их проведениянеобходима работа «главного судьи» (преподавателя), судьи-секретаря и судей натехнических этапах. Преподаватель планирует дистанцию (определяет расположениеи последовательность этапов, находит подходящие естественные препятствия иопределяет их сложность (исходную оценку в баллах)). Он же в целом отвечает запроведение соревнований и определение их результатов (проверяет проведенныерасчеты и утверждает результаты соревнований). Судья-секретарь, исходя изпредставленных судейских протоколов отдельных этапов, рассчитываетокончательные результаты соревнований. Судьи на этапах соревнований фиксируютвремя преодоления этапа участниками, отмечают технические ошибки участников ввиде штрафных баллов. После преодоления этапа всеми участниками (командами) онипредоставляют итоговый протокол преодоления этапа судье-секретарю.

Таблица 3.
Образец протоколатехнического этапа соревнований по ТПМ.
ЭТАП «ПРЕОДОЛЕНИЕ СУХОГООВРАГА ПО БРЕВНУ»
КОМАНДА_________________СТАРТОВЫЙ №_______№ п/п Нарушения и ошибки Штраф в баллах* Иванов Петров Сидоров Иванова Петрова Сидорова 1.       Потеря (отсутствие) самостраховки 1.0
 
 
 
 
 
  2.       Неполная самостраховка (не завинчена муфта карабина) 0.5
 
 
 
 
 
  3.       Узел завязан неправильно (при организации самостраховки) 1.0
 
 
 
 
 
  4.       Падение участника в воду при переправе 0.7
 
 
 
 
 
  5.       Потеря равновесия при переправе по клади, по жердям (заступ в воду одной ногой) 0.5
 
 
 
 
 
  6.       Узел не расправлен 0.25
 
 
 
 
 
  СУММА ШТРАФОВ
 
 
 
 
 
  ВРЕМЯ НА ЭТАПЕ
 
 
 
 
 
  ПРИМЕЧАНИЯ
 
 
 
 
 
 
 
* – в графе каждого участника, напротивназвания определенного штрафа ставятся отметки за каждый случай его назначенияданному участнику.
Секретарь соревнованийможет быть выбран из числа учащихся. Точно так же сами учащиеся могут выполнятьфункции судей на этапах: организуется учебное судейство «по круговой системе»,когда на этапах участники «судят друг друга» под общим руководствомпреподавателя. Все участники соревнований при этом вместе переходят с этапа наэтап после того, как «отработали в разных качествах» (как мы уже отмечали выше,при этом общее время прохождения всей дистанции не учитывается, маршрута, кактакового нет, а есть простой набор упражнений или технических этапов).
Как определяют результатыучебно-контрольных соревнований и оценивают учащихся? Для определения результатовучебно-контрольных соревнований предложен следующий метод (Ганопольский, 2000).Всем упражнениям (этапам) в порядке возрастания их сложности установленыбальные оценки (см. табл.1,2). Эти оценки являются исходными, так как наокончательную оценку участника соревнований (команды) влияет как правильность(безошибочность) преодоления этапа (оценка за технику), так и величиназатраченного на это времени (оценка скорости). Оценка за техникувыставляется следующим образом. Судьи на этапах оценивают технику выполненияупражнения. В случае допущенных ошибок в технике передвижения и страховки насклонах, в технике переправ, транспортировки «пострадавших», а так же в техникетуристского бивака, участники соревнований получают соответствующие штрафы (вбаллах). Виды штрафов контрольных соревнований и их величины в баллахпредставлены в таблице 4. Тогда оценка за технику равна исходной оценкеупражнения за вычетом полученных командой (участниками) штрафных баллов.
Таблица 4.
Оценка техники выполненияконтрольных упражнений по туристско-прикладным навыкам (По В.И. Ганопольскому,2000).Штрафуемые ошибки Величина штрафа (баллы) Узел завязан неправильно. 1.0 Потеря самостраховки при перестежках на страховочных перилах 1.0 Узел не расправлен (не виден рисунок узла), отсутствуют контрольные узлы (контрольный узел) 0.5 Узел плохо расправлен, отсутствует один из контрольных узлов. 0.25 Не завинчена муфта страховочного карабина. 0.25 Схватывающий узел зажат в руке при движении по перилам 0.25 Небрежная транспортировка пострадавшего (касание носилками земли, деревьев и пр.) 0.5 Морщины на ткани установленной палатки (по одной на двух скатах, боковых стенках или на торцах). 0.3
Заметим, что в упражнениипо ориентированию не взятых контрольных пунктов (КП) быть не может (штрафовнет). Каждый участник должен найти и сделать отметку на всех установленных надистанции КП. Если кто-либо из стартовавших КП не обнаружил, он вообще не получаетбаллов за данное упражнение. Исходные оценки за технику бивака в соревнованияхучащихся разных возрастных групп следует рассматривать дифференцированно. Оценкив 3 и 4 балла включают по баллу за разведение костра; оценка в 5 баллов(старшеклассники) включает 2 балла за разведение костра и кипячение заданногообъема воды. Оценка за установку палатки (2 балла) или за установку, снятие иупаковку палатки в рюкзак (3 балла) начисляются команде при безупречнойпостановке палатки (без морщин). За каждую морщину (по одной на двух скатахпалатки, двух боковых стенках и торце) команде начисляется штраф 0.3 балла. Притранспортировке «пострадавшего» команда получает штраф в размере 0.5 балла занебрежную транспортировку – касание носилками земли, деревьев (за каждое).Нормативы в технике транспортировки «пострадавшего» и в технике туристскогобивака можно рассматривать в комплексе, как задачу быстрой организацииспасательных работ (объединять в один технический этап). Такая организациявключает по возможности быструю транспортировку «пострадавшего» и обеспечениеему необходимого покоя (комфортного размещения на биваке, горячего питья).
Кроме оценки техники,судьи фиксируют время выполнения каждого индивидуального и командногоупражнения. Далее для каждого участника (команды) определяется коэффициентвремени как отношение лучшего времени, показанного при выполненииупражнения участниками соревнований (командами) к показателю времени выполненияупражнения данным участником (данной командой). Коэффициент времени, по сути,является оценкой скорости выполнения упражнения участниками или командами.
Для учебно-контрольныхсоревнований особенно важна индивидуальная оценка техники участников. Результаткаждого участника соревнований определяется суммой набранных им баллов за выполнениеиндивидуальных упражнений и набранных им баллов за командные упражнения (каждыйучастник командных упражнений получает тот балл, который получен командой).Балльная оценка за каждое упражнение (кроме ориентирования на местности)рассчитывается как: An = KT, где An – оценка n-го упражнения (в баллах); T – индивидуальная (командная) оценка за технику этогоупражнения в баллах; K –коэффициент времени участников (команды). Напомним, что показатель T равен исходной оценке упражнения за вычетом штрафных баллов.Оценка за ориентирование на местности: An = KB, где B –исходная (табличная) оценка упражнения. Соответственно общий результатучастника A = Σ An. Общая контрольная оценка участникаопределяется процентом полученных баллов от установленной суммарной исходнойоценки дистанции (СИО). При пятибалльной системе оценок шкала имеет вид(таблица 5).
Таблица 5.
Пятибалльная шкалаконтрольных оценок по результатам учебных соревнований.% от СИО Ниже 30 Выше 30 — 45 Выше 45 — 60 Выше 60 — 75 Выше 75 Оценка в баллах 1 2 3 4 5 Оценка качественная Плохо Удовлетворительно Хорошо Очень хорошо отлично
При подведении командныхрезультатов суммируются результаты командных упражнений с результатами,показанными участниками команды в индивидуальных упражнениях. Оценкипятибалльной шкалы позволяют преподавателю выполнить статистическую обработкурезультатов контрольного тестирования и оценить эффективность проведеннойучебной работы.

Литература потеме лекции.
1.        Ганопольский В.И. Уроки туризма /Пособие для учителей. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 216с. – (Туризм в школе).
2.        Кодыш Э.М.Туристские слеты и соревнования.- М., Профиздат, 1984.—111 с.
3.        Кодыш Э.Н.Соревнования туристов: Пешеходный туризм, М.: ФиС 1990 г. – 175 с.
4.        Константинов Ю.С.Туристские слеты и соревнования учащихся. – М.: ЦДЮТиК, 2003. – 228с.
5.        Федотов Ю.Н.,Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н.Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с.