МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Контрольная работа
по предмету «Государственное регулирование экономики»
Тема:Необходимость и сущность государственного регулирования экономики.
студента II курса
заочной формы обучения
(второе высшее образование)
Сидорова Алексея Станиславовича
Киев 2000
Содержание
Необходимость государственного регулирования рыночнойэкономики. Экономические школы о государственном регулировании рыночнойэкономики… 2
Сущность государственного регулирования рыночной экономики… 5
Административное регулирование… 5
Экономическое регулирование… 6
Государственное предпринимательство… 9
Налоговая политика и бюджетное регулирование… 10
Заключение… 13
Использованная литература… 14
Необходимость государственного регулированиярыночной экономики. Экономические школы о государственном регулированиирыночной экономики
История государственного регулирования восходит к концусредневековья. В то время основной экономической школой была школамеркантелистов. Сущность теории меркантелизма заключается в тождественностипонятий «капитал» и «деньги». Одностороння трактовка функции денег привела ктому, что меркантелисты считали основным источником капитала сферу обращения.Поскольку, по мнению меркантелистов, в результате внутригосударственногообращения денег их количество не увеличивается, а происходит толькоперераспределения капитала, основное внимание они уделяли международнойторговле. Главной задачей государства, таким образом, становилось поддержаниеположительного сальдо внешнеторгового баланса. Эта цель предполагала активноевмешательство государства в экономику и воздействие на нее административными иэкономическими рычагами.
Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которыевошли в историю экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон СтюартМилль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способнаобеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков,такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с однойстороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны,способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти двамеханизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов внеизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаясяэкономика, в которой полная занятость считается нормой. Помощь государства вфункционировании экономики рассматривалась излишней и даже вредной. Логикаклассической теории подводила к заключению о том, что наиболее приемлемойявляется экономическая политика государственного невмешательства.
Классической школой признавалось, что иногда могутвозникать ненормальные обстоятельства, такие, как войны, политическиеперевороты, засухи, биржевые крахи, золотая лихорадка и т.д., которые уводятэкономику с пути полной занятости. Но при этом утверждалось, что присущаярыночной системе способность к автоматическому саморегулированию вскоревосстанавливает в экономике уровень производства при полной занятости ресурсов.Если же и произойдет временное сокращение общих расходов, то оно будеткомпенсировано снижением цен и заработной платы, так что реальный доход изанятость не снизятся. Считалось, что финансовый рынок, и в частности ставкипроцента, автоматически приводят в соответствие планы субъектов рынка посбережениям и инвестициям.
Классическая экономическая теория государственногоневмешательства имеет своих приверженцев во многих странах, несмотря на то, чтосама теория плохо состыковывается с имеющими место фактами длительных спадов впроизводстве, безработицей и инфляцией.
В 1936 г. крупнейший английский экономист Джон МейнардКейнс после окончания «великой депрессии» 30-х годов выдвинул новое объяснениеуровня занятости в капиталистической экономике и сформулировал новые принципы иинструменты государственного регулирования рынка. Согласно этой теории, прикапитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полнуюзанятость, полная занятость — частный случай, а не закономерность, капитализм —не саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию.
Кейнсианской теорией занятости отвергается положение о том,что ставка процента уравнивает сбережения и инвестиции. Субъекты сбережений иинвесторы — это разные группы населения. В условиях здоровой экономикинаселение сберегает значительные суммы даже во время ее процветания. При этомпо собственной инициативе. Корпорации и фирмы, располагая сбережениями в виденераспределенных прибылей, принимают инвестиционные решения исходя из:
а) ожидаемой нормы чистой прибыли;
б) реальной ставки процента.
Кейнсианцы ставят под сомнение положение об эластичностицен и заработной платы.
Теоретической основой неоклассической модели послужиликонцепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформациямодели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия навоспроизводство через спрос, а вместо этого предполагалось использованиекосвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложениясчитают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродитьполную свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматриваетсякак функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников:за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемныхсредств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должнообеспечить условия для процесса накопления капитала и повышенияпроизводительности производства.
Главные препятствия на этом пути — высокие налоги наприбыль и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, аинфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средствдля накопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление антиинфляционныхмероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льготпредпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, иувеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией и выполнение государствомдругих экономических функций. Следовательно, следующим шагом станет сокращениегосударственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спросаи осуществления широкомасштабных социальных программ и общееразгосударствливание экономики.
К мероприятиям по разгосударствливанию экономики относятся:
· политика приватизации государственной собственности;
· политика дерегулирования, которая означает ликвидациюрегламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение)антитрестовского законодательства, де регулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в неоклассической модели государство можетлишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономическогоразвития страны отводится рыночным силам.
Наиболее глубоко необходимость государственного регулированиярыночной экономики изложил Маркс в своих работах о капиталистическом способепроизводства. Марксизм обоснованно и последовательно приводит к выводу оограниченности капиталистического способа производства в чистом виде инеобходимости замены его другим более прогрессивным строем с приоритетомсоциального аспекта.
Главным недостатком марксистской теории с позициисовременной отечественной политэкономии считается именно вывод о необходимостиреволюционного пути изменения способа воспроизводства и социально-экономическойсистемы.
В общей массе современных экономических учений преобладаетубеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночногомеханизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнении ометодах и размерах такого вмешательства.
Общество устроено таким образом, что принуждение визвестной мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни быловмешательства государства может быть только теоретической абстракцией.Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активнымучастником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительнаячасть производительных сил перерастает рамки классической частной собственностии государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономическихструктур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистическойконкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью,капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилениирегулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны навнутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграцииведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальныеграницы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной,наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не всостоянии разрешить все проблемы экономического роста, особенно проблемысвязанные с воспроизводством всех ресурсов. Наряду с двигательными силами в немзаложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось ираньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятостиресурсов и прежде всего рабочей силы.
Активное участие государства в экономической жизниобусловлено, как минимум, тремя причинами.
Во-первых, этого требует основная движущая силарыночного механизма — конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночнойкатегории является монополизирование экономики. В сою очередь, развитиемонополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательносказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижениюэффективности общественного производства. На определенном этапе развитиякапитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственнойсистемой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтомузадача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже,общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательнаяи иная антимонополистическая деятельность государства.
Антимонополистическое законодательство направлено наподдержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставатьсяконкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производитьболее 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долюакций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация.Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержаниюцен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.
Другим аспектом антимонопольной политики государства иподдержания рабоспособности рыночного механизма является правовая защитапроизводителей и потребителей. Прежде всего должно быть обеспечено правособственности и эеономической самостоятельности. Собственник, не уверенный внеприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и несможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.
Во-вторых. Всегда существовали такие видыпроизводства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Этоубыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокойстепенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют винтересах всех членов общества. Без этих производств общество не можетобойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленногоэкономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособностистраны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организацияобразования, здравоохранение, создание и поддержание нормальногофункционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенныйконтроль и др.).
В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченныхвозможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономическойсистеме, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовоеобеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теорииобщественного выбора и принципов рационального экономического поведения.Сущность государственного регулирования рыночнойэкономики
В развитии экономики государство призвано корректировать тенедостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствуетрациональному использованию исчерпаемых ресурсов, защиты окружающей среды, неможет регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству.Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение сиюминутных экономическихинтересов.Административное регулирование
Административные методы государственного регулированиянаходят эффективное применение в таких основных областях:
· прямой контроль государства над монопольными рынками;
· административное регулирование рынков тех товаров неэластичногоспроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планированияцен, введением жестких ставок акцизных налогов;
· обеспечение экономической безопасности производства;
· разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видовпроизводственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;
· определение и поддержание минимально допустимых параметров и нормжизнедеятельности человека;
· защита национальных интересов в сфере международных экономическихотношений.
Сфера применения административных регуляторов рыночныхотношений довольно обширна. В странах с развитой экономикой они успешноработают на повышение эффективности экономических отношений.
Однако воздействие государства на экономику не может носитьпроизвольный характер. Рыночный механизм диктует экономическим действиямгосударства свои требования. Применение внешних регуляторов не должно вести кослаблению рыночных стимулов. В противном случае общество сталкивается с такимиявлениями, как разрегулирование кредитно-денежной системы и государственныхфинансов, рост безработицы и инфляции и т.д.Экономическое регулирование
В смешанной экономике правительство полностью интегрированов кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономическиймеханизм. Все реально функционирующие экономические системы — это системы«смешанные»; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функциюнахождения ответа на центральные вопросы экономики:
· Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую частьимеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
· Как эту продукцию следует производить? Как должно бытьорганизовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какуюприменять технологию?
· Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределятьсямежду индивидуальными потребителями?
Разные экономические системы мира и отдельные государстваотличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка вуправлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования,пределов действия той или иной формы, а также направленности регулированияэкономики. Но во всех случаях, экономические функции правительства в развитииэкономики играют очень существенную роль.
Количественно выразить экономическую роль правительства вуправлении экономикой чрезвычайно трудно. Эта роль осуществляется в такихшироких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень егоэкономических функций. С определенной достоверностью можно установить долюнационального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объемпродукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размерыгосударственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие мерыгосударства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья итруда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равногодоступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования вопределенных отраслях и т.д. Да и сам процесс расчета макроэкономическихпоказателей достаточно трудоъемкий и ресурсотребовательный процесс. Для егоосуществления необходимо поддержание в собственности государства большихвычислительных и аналитических мощностей.
Некоторые экономические задачи правительства имеют цельюподдержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можноотнести:
· обеспечение правовой базы регулирующей функционированиеинфраструтуры рынка, способствующей эффективному функционированию рыночнойэкономики;
· защита экономической самостоятельности, конкуренции и обеспеченияравноправия всех форм собственности;
· перераспределение общественного продукта в интересах социальнонезащищенного и экономически не самостоятельного населения;
· корректирование распределения ресурсов с целью измененияструктуры и сбалансированности национального продукта и национальной экономики;
· стабилизация экономических процессов, контроль за уровнемзанятости и инфляции, стимулирование экономического роста
· содействие и поддержание рыночного механизма демонополизацииэкономики.
Рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создаетсяположение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этогокаждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтомуи на цену продаваемого продукта.
Монополия по своей природе порождает нерациональноераспределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий естьограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавецданного товара будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда онбудет искать альтернативы, т.е. заменители данного товара. Спрос натовары-заменители возрастет, что влечер за собой увеличение предложения. Витоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.
В тех отраслях, где технологические и экономические условияисключают возможность существования даже косвенных конкурентных рынков,правительство регулирует цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги.Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятияобщественного пользования в той или иной степени в большинстве государствподвергаются правительственному регулированию, а во многих странахнационализированы и являются собственностью государства.
Одна из экономических функций правительства связана сперераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная системаможет порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночнымотношениям в Украине быстро появились миллионеры и миллиардеры, а десяткимиллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличии от цивилизованныхгосударств, где рыночная система существует долгие годы, такое расслоениеобщества вызвало сильную социальную напряженность. Занимаясь перераспределниемдоходов, государство параллельно решает другую не менее важную задачу, котораязаключается в создании общественных институтов оправдывающих социальноенеравенство.
В тоже самое время, в государствах с длительной историейрыночных отношений правительства разрабатывают и осуществляют программысоциального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы,пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенныхгрупп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личныедоходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходовпутем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощьюсистемы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения игосударственных расходов по социальному обеспечению некоторая долянационального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.
Функция, связаная с корректированием распределения ресурсовс целью изменения структуры национального продукта, призвана сгладитьдиспропорции в развитии национального рынка. Утверждение, что одним издостоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективногораспределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одномнемаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством ипотреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночногоспроса и предложения.
Между тем, при производстве и потреблении товаров и услугмогут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектовперемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни кпроизводству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такойтретьей стороной выступает само население. Когда химическое предприятие илиметаллургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, точасть издержек по поддержанию собственного здоровья и окружающей средыперекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целяхпредотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую средуправительства принимают законодательства, обязывающие потенциальныхзагрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов.Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок киздержкам перераспределния на единицу продукции. Корректировка можетпроизводиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программапродовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей снизкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питанияпоможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемымвзрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участниковэкономического процесса несет за собой выгоды для всего общества.Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когдаправительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии наобразование, здравоохранение и т.д.).
Действие правительства по обеспечению рациональногораспределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику.Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов можетв одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные ипотребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налогивысвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока.Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществленияизменений в структуре национального продукта страны.
Функция правительства по стабилизации экономики связана спомощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильногоуровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объемаинвестиций. Высокий уровень общих инвестиций означает, что для многих отраслейвыгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полнойзанятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны,увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, с цельюстимулирования совокупного спроса, а с другой стороны — сокращать налоги сцелью стимулирования инвестиций частного сектора.
Другая ситуация может возникнуть, если государстовпопытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощностиэкономики производящие совокупный общественный продукт. Когда совокупныерасходы превышают величину совокупного продукта при полной занятости,избыточные расходы вызовут повышение уровня цен и раскручивание механизмаинфляции.Государственное предпринимательство
Выполнение сложных функций по регулированию рыночныхотношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государствасосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно самоэкономически сильно.
В хозяйственной деятельности капиталистических государствведущее место занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономикеиграет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса идругие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многиепредприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странахприходится до 25% национального богатства.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширяласьнепосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал всебольшее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах напредприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до третивалового национального продукта. Сфера государственной производственнойдеятельности давно вышла за пределы почтово-посылочной службы, телеграфа,городского и железнодорожного транспорта. Государства осваивали программы поразвитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ,освоению космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40%вместо 5-10% в начале века. Государственные инвестиции в экономику, в отдельныхстранах достигли огромных размеров: в Швеции — до 25%, Италии и Великобритании— до 30%, в Австрии и Франции — свыше 40% общего объема капитальных вложений.Практически на средства государства ведутся фундаментальные научныеисследования.
Располагая финансами, государства выступают по отношению кчастному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременноее покупателя, что придает определенную стабильность рынку. Государственныерасходы на товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход. Так, вСША к началу 90-х годов они приблизились к 1 триллиону долл. вместо 9 млрд.долл. в 1929 г. (закупка оружия, строительство автомагистралей, почтовыхучреждений, оплата услуг учителей, судей, пожарных и т.д.). В дополнение кприобретению товаров и услуг государство производит выплаты, которыеперераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоямнаселения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию исоциальному обеспечению. Рост государственных расходов, наряду с другимимерами, позволяет проводить соответствующую структурную политику, формироватьтакие производственные структуры, которые отвечают требованиямнаучно-технического прогресса, стимулировать научные исследования и подготовкувысококвалифицированных кадров.
Для последних десятилетий стало характерным формированиесмешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционернуюформу. Проблема государственной собственности и ее границ все большепреобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, еговозможности реально влиять на поведение экономических субъектов.
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которыемогут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести кследующим:
· обеспечение развития базовых отраслей: энергетики,металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей;
· стратегическое прогнозирование развития науки и техники,долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценкасоциально-экономических последствий научно-технического прогресса собщенациональных позиций;
· координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающейсреды;
· создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт,связь, культура, образование, здравоохранение;
· выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для группнаселения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезнымтрудом;
· поддержание в нормальном состоянии кредитно-денежной и финансовойсистемы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена науровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогативаисключительно государства.Налоговая политика и бюджетное регулирование
Для оплаты государственных расходов и различных выплатнаселению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходовсуммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбораналогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль,государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы:товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том,как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом ив каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься извладения различных семей, из предприятий и направляться на цели производствагосударственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних ивыплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливалисьвласть имущими исключительно ради их собственной выгоды.
В доходной части бюджета СССР поступления от предприятий иорганизаций составляли 90% всех поступлений. Подоходный налог с населениясоставлял немногим больше 10%, чем достигался определенный уровень социальнойсправедливости. Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40% доходаперераспределялось в самом производстве, 15-17% национального дохода составлялирасходы на оборону и только менее 25% направлялось в социальную сферу.
В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятсявсе более активным инструментом государственной социальной и экономическойполитики. Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:
· Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу дляопераций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методыналоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороныгосударства на темпы и пропорции накопления общественного денежного ипроизводительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весьсовокупный общественный спрос.
· В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и вразличных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостнуюсистему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман приформировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике наУкраине. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило всфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказаласьперенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательствов этой сфере не получило развития.
· В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:
ü налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог,налог на прибыль и др.);
ü налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыльот капитала, в том числе на процент и др.);
ü налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, надвижение капитала, на покупку земли и т.д.);
ü налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);
ü налог с продаж и акцизный налог (являются «скрытыми» иликосвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов ипроизводителей через более высокие цены на непосредственных потребителей).
Среди методов налогового регулирования важнейшее местозанимает система налогообложения прибыли корпораций. В отличие отпрогрессивного обложения доходов физических лиц, налогообложение корпорацийосуществляется по пропорциональным ставкам. При этом с помощью легальныхналоговых льгот государство воздействует на инвестиционный процесс в определенномнаправлении, реализуя при этом общеэкономические цели. Налоговое регулированиеразнообразно. Оно включает в себя увеличение или уменьшение совокупныхналоговых поступлений, изменение налоговой структуры, дифференциацию ставок,введение или отмену налоговых льгот, отсрочку платежа налога, изменения сферыраспространения налогов и т.д. Система налогообложения предприятий представляетсобой гибкий рычаг регулирования со стороны государства процессавоспроизводства индивидуального капитала.
К основным инструментам инвестиционного стимулированияотносятся: система специальных амортизационных отчислений, в том числе системаускоренной амортизации в наиболее динамично развивающихся отраслях; налоговыескидки на инвестиции; различного рода инвестиционные премии, субсидии,инвестиционные фонды.
Анализ результатов налоговых реформ в развитыхкапиталистических странах позволил западным экономистам вывести зависимостьмежду величиной налоговых ставок, инвестиционной активностьютоваропроизводителей и налоговыми доходами государства. Рост налоговых ставокимеет предел, за которым начинается падение деловой активности, а значит,сокращение доходов бюджета. Считается, что предел наступает приперераспределении через бюджет более 30% от суммы всех доходов предпринимателейи населения.
Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежиткредитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные икредитные организации, заинтересованные в постоянном росте оборота кредитныхсредств как источника роста их прибыли. В переходный период к рыночнойэкономике в странах СНГ возникли многочисленные коммерческие банки, которые посуществу торгуют денежным капиталом и получают огромные прибыли. Привлекаясвободные денежные средства предприятий и населения посредством начислениявысоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. выдаюткредиты предприятиям и организациям под еще более высокие проценты илинепосредственно пускают их в оборот.
В переходный период, ввиду неразвитости кредитной системыУкраины и несовершенства законодательной базы, для большинства промышленных иагропромышленных предприятий ставки процента оказались непосильными, чтопривело к практически полному отсутствию новых инвестиций. В то же времяпосреднические фирмы, занятые в сфере обращения и на «дорогом» кредите получаютмногомиллионные прибыли.
Использование временно свободных накоплений как кредитногосредства в определенных условиях может тормозить развитие хозяйственнойдеятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спросна него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше рисктоварно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средствпроизводства и товаров выступают как денежные средства.
Состояние ссудного рынка нередко становится пусковыммеханизмом инфляции и кризиса, поэтому регулирование кредитных отношенийявляется важнейшей функцией государства. Функции регулятора выполняютцентральные банки. В соответствии с законодательствами каждой страны коммерческиебанки обязаны создавать резервы и передавать их центральному банку, которыйустанавливает их норматив. Центральный банк вправе использовать полученныерезервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную (учетную)ставку за кредит. Центральные банки являются собственностью государства. Отвеличины норматива и размера учетной ставки зависит объем оборота кредитноймассы. При росте норматива резервов и учетной ставки кредит становится болеедорогим и спрос на него сокращается, снижается инвестиционная деятельность исохраняется только кредитование наиболее эффективных проектов. Сокращениекредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массыдолжны быть ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При такомусловии достигается стабильность денежных отношений и устойчивостьэкономического роста.
Государственное регулирование кредитных отношений выполняетеще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики — защиту накопленийпредприятий и населения.Заключение
Изучение данной темы дает обильную пищу для полемики идискуссий. Очень часто государство является первопричиной измененийэкономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемыхправительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) намикроуровне. Правительственная политика достигает цели, в большинстве случаев,тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При созданииблагоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересомгосударства, то есть общества. Следовательно, государство должноблагоприятствовать реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма.Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики,где его вмешательство излишне.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике.Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателейот угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества вобщественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоевнаселения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны,государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабитьрыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это былонапример, во Франции и Великобритании в конце 70-х, начале 80-х годов. Из-заслишком активного государственного вмешательства из страны начался оттоккапиталов, темпы экономического роста заметно упали. Решением проблемы явилисьприватизация и де регулирование экономики.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, чтопервостепенной задачей всего государственного механизма является достижение«золотой середины» в процессе влияния на рыночную экономику.
Использованная литература.
1. ГурнеБ. Державне регулювання — К., 1993.
2. ДідківськаЛ.І., Головко Л.С. Державне регулювання економіки Навчальний посібник. — К.:Т-во “Знання”, 2000
3. Мочерний С.В. Основи економічних знань — Львов, 2000
4. Г.І. Башнянин, Л.Ю.Лазур, В.С. Медеведєв Політична економія. — К., Видавицтво «Ніка-Центр Ельга», 2000.
5. МочерныйС.В., Симоненко В.К., Секретарюк В.В., Устенко А.А. «Основы экономическойтеории» — К., Издательство «Знання», 2000
6. Юхименко П.І., Леоненко П.М. Історія економічних учень — К.,2000