Особенности избирательной системы Германии

СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 3
1. Виды избирательные системы… 4
2. Особенности избирательной системыГермании… 11
Заключение… 19
Библиографический список… 20

Введение
Государственное право вкаждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права.Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупностьюридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либоопределенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) правозакрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента,равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное правозакрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формыосуществления, экономическую основу общества, форму правления и формугосударственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядокдеятельности высших и местных органов государственной власти и управления,права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательнуюсистему.
Актуальность темы вызванатем, что выбор избирательной (электоральной) системы – это не техническоерешение, поскольку последствия этого выбора могут оказать значительное влияниена всю политическую систему.
Задачами данной работыявляются рассмотрение видов существующих избирательных систем, их сравнительныйанализ. Целью работы является изучение особенностей избирательной системы ФРГ.
 В процессетеоретического исследования мы пользовались нормативными актами, специальнойлитературой по конституционному праву зарубежных стран, а также специальнымиработами по этой теме, опубликованными в периодических изданиях и наИнтернет-сайтах.

1. Виды изберательных систем
Демократическийрежим – характеризуется политической свободой граждан. Свободой выбирать и бытьизбранным. Свободой выражения мнений, как во время выборов, так и после.Гарантией государства, на равные условия при выборах. В выборах всегда присутствуетэлемент соревновательности и борьбы.
Демократиянеотделима от выборов, так как власть народа в современном государстве не можетосуществляться никак иначе как через выборных представителей, а потому иназывается представительной.
Выборы – этопоистине необходимое условие демократии.
Избирательноеправо – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан ввыборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями ивыборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва неоправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин можетупотребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданинаучаствовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательноеправо), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).[1]
Обладание какактивным, так и пассивным избирательным правом законодательство различных странсвязывает с определенными требованиями, которым должен отвечать гражданин. Ониименуются избирательными цензами.
В настоящеевремя в большинстве стран активное избирательное право предоставлено гражданамс 18 лет. Имеются примеры более низкого возрастного ценза:
в КорейскойНародно-Демократической Республике граждане имеют право голоса с 17 лет, наКубе и в Никарагуа с 16 лет.
Пассивноеизбирательное право предполагает, как правило, более высокий возрастной ценз. ВРоссии право баллотироваться на пост депутата Государственной Думы имеютграждане, достигшие 21 года. Сенатором в США может стать гражданин не моложе 35лет. Обычно довольно высокий возрастной ценз устанавливается для лица,баллотирующегося на пост президента. В России, США, Португалии, Индии и др.президентом может стать лицо не моложе 35 лет, в Германии не моложе 40 лет, вИталии не моложе 50 лет.
Во многихстранах существует ценз оседлости. Для активного избирательного права онсоставляет, как правило, от 1 месяца до 2 лет. Это означает, что гражданин,чтобы получить доступ к избирательным урнам, должен постоянно проживать впределах данной административно-территориальной единицы установленныйпромежуток времени, предшествующий голосованию.
Дляпассивного избирательного права могут вводиться и более жесткие требования.Так, в США гражданин, чья кандидатура выставляется на пост президента, долженпостоянно прожить на территории страны не менее 14 лет, предшествующих выборам.
Прямые выборыозначают, что члены данного органа избираются непосредственно гражданами.Например, в России на основе прямых выборов избираются депутаты органовместного самоуправления, Государственной Думы, Президент. В США члены Сената иПалаты представителей; во Франции Президент и члены парламента и т.д.
Существуютдве разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. Косвенныевыборы предполагают, что члены представительного органа или единоличныйвыборный орган избираются выборщиками лицами, специально избранными дляосуществления выборов в соответствующий орган. Например, в США гражданеизбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают президента страны. Ониперестают быть выборщиками сразу после голосования.
В ходемногостепенных выборов избирается вначале один орган, который затем уже самизбирает орган иного уровня. Например, в Венгрии граждане избирают членоврайонных советов, которые затем выбирают членов областных советов. В Китаетакже члены некоторых местных представительных органов избираются на основемногостепенных выборов.
Принцип тайногоголосования призван обеспечить избирателю полную свободу волеизъявления навыборах.
Понятиеизбирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм,регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов иопределения результатов голосования.
Определениедостоинств и недостатков конкретных избирательных систем, которые, какпоказывает опыт многих стран, выявляются лишь в ходе нескольких избирательныхциклов, позволяет минимизировать риск серьезных потрясений в политической иобщественной жизни, который возможен в связи с резкими изменениямиизбирательной системы, особенно в политически нестабильной ситуации. Почтитрехвековой путь становления и развития применяемых сегодня в разных странахизбирательных систем дает возможность аналитикам выявить недостатки двухосновных форм участия граждан в формировании органов государственной власти:мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, а также проанализироватьи выявить природу возникновения тенденции объединения избирательных систем всовременных демократических государствах.
Применяемаясегодня в таких странах как США, Канада, Австралия, Индия, мажоритарная системаявляется исторически первой избирательной системой, в основу которой легпринцип большинства при определении результатов голосования. Именно с нееначали проводиться выборы в парламенты. Она способствует созданию стабильногоправительства, опирающегося на партию большинства.[2]
За довольнодолгий исторический срок применения мажоритарной системы сложились три ееварианта, три вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное.[3]
Даннаясистема имеет свои преимущества такие как, простота, возможность участияизбирателей в процедуре выдвижения кандидатов, поименное знание всехкандидатов. Однако выборы по подобной системе исключают влияние малочисленныхпартий в парламенте, поскольку способствуют образованию системы большихвзаимозависимых, сравнительно стабильных партийных блоков. Происходитвытеснение многих политических сил за пределы активной парламентскойдеятельности. Политическим следствием применения такой системы являетсяпостоянное чередование у власти двух крупных утвердившихся в государствеполитических партий, тогда ответственность за управление фактически несетправящая партия, а проигравшая партия переходит в оппозицию. Еще однимсущественным недостатком мажоритарной системы является то, что значительнаячасть избирателей страны может оказаться не представленной в органах власти,чем нарушаются как основные принципы избирательного права, так и демократии.[4]Существует мнение, что мажоритарная система наиболее удобна для манипулирования политической волей избирателей, иэто в действительности отчасти подтверждается тем, что выборы в большой степенизависят от раскройки избирательных округов. При так называемой «нарезке»округов создается возможность для проведения разного рода искажений и прямыхмахинаций, таких как неравная численность избирателей в округах или«избирательная география»: установление территориальных границ между двумяокругами так, чтобы в обоих большинство составлял электорат определенной партии(кандидата).
Такоеположение исключается при применении пропорциональной избирательной системы, воснову которой положен принцип пропорционального представительства взаконодательном органе различных существующих в обществе политических взглядов,течений и выражающих их партий.
Пропорциональнаяизбирательная система на столетие моложе мажоритарной. В конце 19 века она былавведена в ряде кантонов Швейцарии, затем принята в Бельгии, и в 1906 году – вФинляндии (входившей в то время в состав Российской Империи). Сегодня этасистема существует более чем в 60 странах мира, преобладая в Западной Европе.Все пропорциональные системы рознятся между собой, имея в каждой стране своизначительные особенности. В классическом виде содержание пропорциональнойизбирательной системы заключается в том, что каждая партия получает в представительноморгане число депутатских мест, пропорциональное количеству поданных за нееголосов избирателей.[5]В отличие от мажоритарной такая система дает возможность группам и слоямизбирателей, поддержавшим кандидата, не получившего большинства в масштабеизбирательного округа (страны, региона), располагать своими представителями взаконодательном органе. Однако, несмотря на бесспорное преимущество передмажоритарной системой относительно соблюдения демократических принципов имеждународных норм избирательного права, у пропорциональной системы также естьряд существенных недостатков и спорных аспектов. Наиболее сложная проблема, скоторой сталкивается любое государство при проведении пропорциональной системызаключается в том, что данный метод определения исхода парламентских выборовдля создания стабильного большинства требует все же наличия крупных ивлиятельных партий, способных заручиться поддержкой 50% голосов электората ивыше. Это условие особенно важно для стран, где правительство формируется всоответствии с волей парламентского большинства (Германия, Испания, Швеция,Латвия и др.) или может быть смещено парламентом путем вынесения ему вотуманедоверия (Франция, Польша, Россия). Отсутствие же влиятельной партии сабсолютным большинством в парламенте чревато частыми правительственнымикризисами. В данном контексте крайне показателен опыт Италии, в которойпропорциональная система используется более 40 лет. Избиратели на протяжениидесятков лет голосуют за одни и те же полюбившиеся им партии, партии выдвигаютодних и тех же кандидатов, которые много лет заседают в парламенте, что ведет ккоррупции.[6]Огромное количество мелких партий, неспособных создать устойчивые коалиции,привело к смене в этой стране более 56 кабинетов министров, что далополитологам основания назвать такую ситуацию «кризисом итальянскогопропорционализма». История наглядно показывает, что частые правительственныекризисы и многочисленность досрочных выборов препятствуют формированию вгосударстве самостоятельного и дееспособного правительства и эффективномуфункционированию исполнительной ветви власти, чем создают опасностьдестабилизации обстановки в государстве и обществе в целом.[7]
С цельюизбежать этого ряд стран применяют обе системы: и мажоритарную и пропорциональную.Данная система дает возможность избирателю выбирать и конкретного политическогодеятеля, и понравившуюся ему партию.
Опыт многихгосударств свидетельствует, что смешанная система проведения выборов наиболееприемлема для государств, находящихся на переломном этапе развития, посколькуименно такая система позволяет максимально обеспечить формальные условия,необходимые для выполнения парламентом его главной функции: выработки законов исовершенствования законодательной системы страны, гарантируя тем самымустойчивость демократических институтов.
Создание базыдля становления оптимальной избирательной системы и соответствующегомеждународным демократическим стандартам избирательного законодательстватребует глубокого и детального анализа избирательных процессов зарубежных страни опыта государств, наиболее успешно применяющих ту или иную модель.

2. Особенностиизбирательной системы Германии
Германия – одно из крупнейших и развитых государств мира, котороезанимает ведущее место по основным жизненным показателям не только в Европе, нои в мире; играет активную роль в интеграции современной Европы и международномсотрудничестве в рамках ООН, НАТО, других международных организациях.
После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945 г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общее управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете. В конце 1946 г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами. Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование двух самостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести западных держав: США, Англии, Франции,
Бельгии, Голландии и Люксембурга.
Граница между немецкими государствами по существу явилась линией раздела двух систем ценностей, оказавшихся в условиях своеобразного исторического состязания. Процесс объединения Германии нашел международно-правовое признание в Договоре об окончательном урегулировании в отношении германии между ФРГ, ГДР, Францией, СССР, Великобританией и США от 12 сентября 1990 года. Конституция ФРГ, выработанная в 1948-1949 г.г. только для Западной Германии стала Основным законом для всей Германии.[8]  Федеративная Республика Германия является демократическим, социальным, правовым государством с романо-германской правовой системой. Форма правления – парламентская республика[9]
Новое германское государство построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель (в настоящее время — 14), самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.
Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. Хотя некоторые специалисты и предпочитают называть парламент ФРГ – однопалатным. 
Верхняя палата — Бундесрат (Союзный совет), нижняя — Бундестаг. Бундесрат — это узкая коллегия,состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации. Бундесрат,является представительством земель, но не избираемым, а назначаемым. Числопредставителей земли, зависит от численности населения земли, но непропорционально ему. При голосовании каждая земля имеет число голосов, равноечислу ее представителей. Т.е. земли не равноправны. Земли с населением до 2млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. — 4 голосами, а свыше 6 млн. — пятью. Голоса каждой земли должны подаваться согласованно, т.к. представителикаждой земли действуют в Бундесрате по инструкции своего правительства. Однаков отличие от Бундестага, Бундесрат не может быть распущен. В связи с чем, ипозволяются трактовки отрицающие Бундесрат, как верхнюю палату парламента.
Бундестаг избирается всем народом Германии. Правом голоса обладает любой гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет. Пассивным избирательным правом обладает человек, который как минимум один год является гражданином Германии и уже достиг 18-летнего возраста.
Половина депутатов Бундестага избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина – по партийным спискам, выставляемым в каждой земле по пропорциональной системе. Бундестаг избирается на четыре года путем всеобщих, прямых, равных, свободных выборов при тайном голосовании. Как такого понятия «сессия парламента» в германском праве нет. Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии.
 Каждому избирателю ФРГ предоставляется два голоса. Первый — для выборов депутата по избирательному округу, второй — для выборов по земельным спискам. В ФРГ используется заградительный 5%-ый порог. Партия, собравшая менее 5% «вторых голосов», делит представительства в парламенте. Все-таки решающими являются «вторые голоса» избирателей. Таким образом, малые партии оказываются в весьма невыгодном положении, т.к. для получения мест в парламенте необходимо либо набрать более 5% в рамках страны, либо победить, по меньшей мере, в трех одномандатных округах. Если партия одержит победу в большем числе избирательных округов,  чем это предусмотрено 5%-ым барьером «вторых голосов», то она получает дополнительные «переходные» мандаты. В таких случаях в Бундестаге оказывается больше депутатов, чем установленные законом 656 членов.[10]
В ФРГ политические партии, не представленные в Бундестаге или одном из ландтагов с момента проведения последних выборов как минимум пятью депутатами, могут выдвигать кандидатов лишь после того, как уведомят руководителя выборов о своем намерении участвовать в избирательной кампании, а федеральный комитет признает за ними свойства партии. Кроме того, партия, не представленная в парламенте, должна собрать не менее 200 подписей избирателей в каждом округе, где выдвигается ее кандидат, и не менее 1000 подписей избирателей в каждой земле, где выдвигаются списки кандидатов (исключение составляют политические партии национальных меньшинств).[11]
Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты — он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции, то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются как один голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.
К началу 60-х годов в ФРГ сложилась трехчленная партийно-политическая система. Ее главная особенность в том, что в качестве партий, образующих правительство, выступают две основные политические организации: Социально-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально – христианских партий — Христианско-демократический союз (ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальный союз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья же буржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входит в правительство на правах «младшего партнера»; баланса сил. Такая система отличается от двухпартийной тем, что каждая из двух основных партий в определенной степени делит власть, когда к ней приходит с третьим партнером. Но и трехпартийная западно-германская парламентская модель может быть названа лишь условно, так как три ее звена не равнозначны друг другу. СвДП по своим масштабам и влиянию не в состоянии претендовать на роль правящей партии и не полноценна в качестве оппозиции.[12]
Заметно укрепилосьположение партии «зеленых», выступающих с позиций мира и защиты окружающейсреды. Социалистическая единая партия Германии (бывшая правящая партия в ГДР)была трансформирована в партию демократического социализма. Неонацистское инеофашистское крыло представлено национал-демократической партией иреспубликанской партией, образованной в 1983 года из представителей правогокрыла ХСС.
На выборах в Бундестаг в 2005 году сложилось следующее распределение мест в парламенте: ХДС/ХСС — 225 (в том числе ХДС — 179 и ХСС — 46), СДПГ — 222, СвДП — 61, «зеленые» — 51 и «левые» — 54.
Неожиданность выборов заключалась в том, что они дали лишь формального победителя — по их итогам нельзя было сказать, какие партиисформируют будущее правительство ФРГ и кто станет новым федеральным канцлером ФРГ. [13] В ФРГ глава правительства — федеральный канцлер — предлагается бундестагу президентом, но последний решает этот вопрос только после консультации с лидерами крупнейших партийных фракций. Роль президента в деле подбора премьер-министра совершенно пассивна.
Вот что пишет по поводу парламентских выборов в Германии в 2005 году в своей статье «Дрезденская ловушка» Виталий Портников: «Обе крупнейшие партии Германии рассчитывали на психологическое преимущество. Еще одно место ХДС/ХСС, полученное к тому же на востоке, давало бы возможность Ангеле Меркель в очередной раз напомнить Герхарду Шрёдеру, что его время истекло. Если бы победила СДПГ, Шрёдер мог в очередной раз появиться перед своими сторонниками с победоносным видом и заявить о готовности стать канцлером. И казалось, что поражение в Дрездене заставит главу правительства смириться с неизбежностью ухода с должности и формированием кабинета во главе с Ангелой Меркель.
Но ничего подобного не произошло. Особенности немецкой избирательной системы сыграли на руку и той, и другой партии. Да, ХДС выиграл выборы и провел в бундестаг еще одного своего кандидата, воспользовавшись «прямым мандатом». Гидо Вестервелле, лидер СвДП, находившийся в Дрездене, заявил, что время Шрёдера истекло и теперь открыт путь к его отставке. Но руководители социал-демократов, оказавшихся в Дрездене первой партией по партийным спискам, продолжают говорить об СДПГ как о сильнейшей партии страны. При этом первенство СДПГ во многом обеспечили сами христианские демократы: не желая появления в бундестаге новых депутатов от конкурирующей партии, они призвали своих сторонников сосредоточиться на голосовании по «прямому мандату», а голос по партийным спискам — что могло бы привести к появлению двух депутатов от СДПГ в случае явного доминирования ХДС — отдать за свободных демократов… В этой сложной формуле может запутаться и специалист по избирательному праву, не то что рядовой гражданин. И когда представители уступившей на выборах партии утверждают, что она и есть сильнейшая, сторонники им верят. А вера сторонников — это и есть психологическое преимущество».[14]
Конституция ФРГоднозначно определяет, что законы страны принимаются Бундестагом, а Бундесратпризван выполнять контрольные функции, играть роль своего рода тормоза в случаепринятия скоропалительных законопроектов, оказывать влияние на решения Бундестагаи федерального правительства. Имея статус органа Федерации и не являясьземельным органом или «земельной палатой» в собственном смысле слова, Бундесратотражает один из основных принципов федерализма — единство в многообразии.
Президент выбирается на 5лет косвенными выборами, как и положено в парламентской республике. Президентреспублики представляет государство, заключает международные договоры,аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров,осуществляет право помилования и др. На деле всеми этими полномочиями без контрасигнатуры (правило,по которому издаваемые главой государства нормативные акты недействительны,если не скреплены подписью соответствующего министра, который несет юридическуюи политическую ответственность за данные акты)[15] федерального канцлера, президентможет воспользоваться лишь в случаи вакантности поста канцлера. Правительствонесет ответственность только перед парламентом, как индивидуальную, так иколлективную (ответственность канцлера). Однако, процедура вынесения недоверияправительству в ФРГ, сложнее, чем во Франции. В Германии действует такназываемый конструктивный вотум недоверия. Одним блоком голосуется и против федеральногоканцлера, и за его преемника. Но т.к. предложить кандидатуру канцлера напрактике может только (блок) большинства в парламенте, конструктивный вотумприменялся только дважды, да и то в обоих случаях его инспирировалоправительство, с целью роспуска неугодного парламента. Так как в случаевыражения недоверия возможно или назначение нового канцлера или роспускпарламента.[16]
Подводя итогиэтой главы мы можем сделать вывод, что в Федеративной Республике Германии формированиеверхней палаты происходит посредством назначения, то есть не имеет выборногоуправления. Нижняя палата парламента – Бундестаг избирается по смешаннойизбирательной системе (328 депутатов избраны по одномандатным округам,остальные – по партийным спискам земель).
Пропорциональнаясистема с земельными списками преследует цель, чтобы все партии былираспределены пропорционально поданным за них голосам. Опыт показывает, чтонаименьшее несоответствие между волеизлиянием электората и распределениеммандатов в парламенте проявляется в государствах, использующих модифицированнуюпропорциональную систему с «национальным округом», к которым относитсяГермания. С другой стороны, прямой выбор кандидата от избирательного округадает гражданину шанс, выбрать определенного политика.
По образцуГермании в последние десятилетия смешанную избирательную систему приняли 26стран (причем наряду с западноевропейскими такие, как Албания, Армения,Сенегал, Япония), и уже сегодня эксперты замечают, что данные реформы позволяютускорить в этих странах процесс политической структуризации общества и парламента.

Заключение
 Избирательнаясистема существенно влияет на всю деятельность представительных изаконодательных органов власти. В странах, гдетрадиционно применяется мажоритарная избирательная система, тем не менее,наблюдается тенденция к её объединению с пропорциональной.
Так вВеликобритании региональные законодательные органы власти (парламенты Шотландиии Ольстера, Национальное собрание Уэльса) избираются на пропорциональнойоснове. Во Франции, где тоже применяется мажоритарная избирательная система,законодательные органы власти департаментов и регионов, как и городской советПарижа, избираются полностью по партийным спискам.
Изприведенных выше данных мы видим, что объединение избирательных систем в разныхстранах, и особенно в Европе, предопределяет сложившуюся там демократию, какпартийную, создавая наиболее благоприятные условия для того, чтобы во властибыли представлены интересы если не всех, то большинства социальных групп,этнических и религиозных меньшинств и чтобы представляющие их партии иобъединения были способны обеспечить отлаженный и эффективный механизмуправления государством в целом, смягчая тем самым недостатки мажоритарной ипропорциональной избирательных систем.
По-видимому, системавыборов, принципы которой заимствованы из практики проведения выборов вГермании, была полезна для России. Но прямое копирование опыта Германии, как илюбой другой страны, было бы для России нежелательным: конкретная избирательнаясистема в каждой стране отрабатывается десятилетиями и использует именно еёособенности, которые в России могут быть иными.

БИБЛОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.  Алебастрова И.А.Конституционное право зарубежных стран: Вопросы и ответы. — М.: Юриспруденция,2000. – 176 с.
2.  Барихин А.Б.Большой юридический энциклопедический словарь. 2-издание, переработанное идополненное. — М.: Книжный мир, 2007. – 792 с.
3.  Выборы вбундестаг ФРГ [Электронный ресурс]: — Режим доступа: — www.ibk.ru
4.  Жуковский И.И.Конституционные органы Германии [Электронный ресурс]: — Режим доступа: — www.tsygankov.ru
5.  Конституционноеправо зарубежных стран: Учебник для вузов / Эриашвили М.И. и др. / под ред.В.О.Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2001. – 678 с.
6.  ПортниковВиталий. Дрезденская ловушка [Электронный ресурс]: — Режим доступа: — www.politcom.ru
7.  Сущность ифункции политических выборов [Электронный ресурс]: — Режим доступа: — www.eulaw.edu.ru
8.  Федеративнаяреспублика Германия и Германская Демократическая Республика [Электронныйресурс]: — Режим доступа: — www.kazanfed.ru
9.  Штански Н.В.Современные тенденции объединения избирательных систем как оптимальныйинструмент влияния общества на власть в демократическом государстве[Электронный ресурс]: — Режим доступа: -http://remove-this-fake.yurclub.ru