–PAGE_BREAK– • Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.
• «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли — НАФТА.
1.3. Цели интеграции
Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи.
• Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.
• Создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.
• Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко рассматривается, как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.
• Содействие структурной перестройке экономики. Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.
• Поддержка молодых, отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается, как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские настроения превалировали в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60—70-е годы.
Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.[4]
1.4. Типы и этапы интеграционных объединений
Экономическая интеграция развивается в региональном аспекте и проявляется в нескольких формах. В промышленно развитых странах это межгосударственная интеграция и интеграция на микроуровне или интеграция, ведомая частными зарубежными инвестициями. Межгосударственные интеграционные объединения возникают как зоны свободной торговли, которые ставят целью ликвидировать препятствия во взаимной торговле входящих в них стран, таможенные союзы которых, кроме вышеназванной цели, принимают меры таможенной и налоговой защиты своего внутреннего рынка от конкуренции третьих стран.
Интеграционный процесс далее в своем развитии проходит несколько стадий, включая создание единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы, образование валютного и экономического союзов. Экономический союз предусматривает унификацию функционирования всех сфер хозяйственной деятельности, координацию экономической политики стран — членов союза и создание правительств от соответствующих функций. [3]
Интеграционные объединения принято различать по глубине происходящих в них процессов.
На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.[4]
Самой простой формой экономической интеграции является Зона свободной торговли (ЗСТ), в рамках которой поддерживается свободный от таможенных и количественных ограничений режим международной торговли товарами. При этом каждая страна-участница ЗСТ имеет свой собственный внешнеторговый тариф в отношении стран, не входящих в данную зону. Соглашения о создании ЗСТ обычно основаны на принципе взаимного моратория на уровни таможенных пошлин, что означает фактическую невозможность в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые торговые барьеры. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
Более совершенной формой экономической интеграции является Таможенный союз (ТС), предполагающий наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение общей внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В отличие от ЗСТ таможенный союз имеет более надежную защиту внутренних товаропроизводителей, ибо блокирует свои внешние границы таможенным барьером, в то время как зону свободной торговли третьи страны могут «атаковать с тыла» и эффективно использовать различия в уровнях внешних таможенных тарифов. Однако в обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена и обеспечивают странам-участницам одинаковые условия в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Функционирование ТС не предполагает единовременной унификации таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В рамках ТС вне сферы общей тарифной политики остаются такие крупные направления, как отрасли оборонной промышленности, отдельные сектора энергетики и др.
С учетом некоторой отраслевой ограниченности ТС иногда называют секторальным этапом интеграции.
Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Следующей формой интеграционной стратегии является Общий рынок(ОР) товаров, функционирующий на основе таможенного союза, но существенно дополненный согласованной отраслевой политикой, в том числе и в сфере научно-технических исследований, т. е. интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Для регулирования деятельности в рамках Общего рынка создаются специальные наднациональные институты, предполагающие передачу им части национального суверенитета государств, или просто межгосударственные институты, различного рода финансовые структуры и фонды, призванные координировать экономическую политику государств-членов. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат.
Качественно более высокой ступенью интеграции является Единый внутренний рынок (ЕВР), обеспечивающий не только свободное передвижение товаров, но также свободное движение услуг, капитала и рабочей силы. ЕВР предполагает более совершенную деятельность наднациональных органов контроля и управления в направлении гармонизации всего спектра экономической политики (в том числе и социальной) с учетом унификации национальных законодательств государств-членов. Завершение строительства ЕВР означает переход к высшей форме интеграции: экономическому и валютному союзу.
Экономический и Валютный союз (ЭВС) являются взаимодополняющими и неотъемлемыми частями единого процесса. Строительство Экономического и Валютного союза представляет собой совокупность параллельных мероприятий, главной целью которых является создание единого экономического, валютно-финансового, правового и информационного пространства. С одной стороны, ЭВС предполагает тесную координацию экономической политики государств-членов на основе рекомендаций и контроля со стороны наднациональных органов при строгом соблюдении установленных в рамках межгосударственных договоров количественных показателей состояния экономики стран-участниц в целях сближения уровней их экономического и социального развития (экономическая конвергенция). С другой стороны, подразумевает установление твердо фиксированного курса валют стран-участниц, переход к единой валютной политике и создание независимой системы центральных банков во главе с банком, наделенным исключительным правом эмиссии унифицированной денежной единицы. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.
Завершающей ступенью интеграционного строительства является создание на основе ЭВС Политического Союза (ПС), результатом которого становится переход стран-участниц к общей внешней политике и общей политике безопасности, введение единого гражданства и прав граждан государств-членов избирать и быть избранными как в национальные, так и наднациональные органы власти, независимо от места их пребывания на территории ПС. Реализуется сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, существенно расширяется деятельность в сфере культуры, образования и защиты прав и интересов всех граждан. Но в основе своей политический союз представляет собой союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач. Основные черты различных уровней интеграционного процесса сведены в таблице 1.
Необходимо подчеркнуть, что эти политико-правовые формы являются средствами достижения интеграции и не тождественны самой интеграции. Некоторые из них возникли и широко использовались более чем за столетие до начала эпохи региональной интеграции. В то же время, существование зон свободной торговли, таможенных союзов еще не означает, что степень реального сращивания национальных хозяйств, входящих в данное интеграционное объединение, непременно выше, чем между ними и хозяйствами стран, не входящих в него. Расчеты показывают, что совместное участие двух или нескольких стран в той или иной институциональной форме интеграции не всегда определяет действительную степень интеграции их национальных хозяйств.
Институционально оформленный интеграционный союз является лишь одним из элементов многоплановой работы, в процессе которой происходит переплетение и сращивание национальных хозяйственных комплексов. Та или иная форма межгосударственного соглашения может лишь конституировать объективно существующее, реальное стремление к интеграции. Если под институциональной структурой сформировалась реальная почва интенсивного хозяйственного взаимодействия на микроуровне, интеграция получает в форме официального статуса дополнительный стимул. Если же этой почвы нет, то, несмотря на межгосударственное сотрудничество, интеграция останется на бумаге.[4,5,7]
Снижение тарифных и иных барьеров во взаимной торговле
I. Преферен-
циальное торговое соглашение
II. Зона свободной торговли
III. Таможенный союз
IV. Общий рынок
V. Эконо-мический союз
• Сохранение национальных тарифов в отношении третьих стран
• Межгосуда-рственные органы управления не создаются
• Отмена тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле
• Свобода межстрано-вого движения товаров и услуг
• Единое тарифное и нетарифное регулирова-
ние в отношении третьих стран
• Межгосу-
дарственный совет на уровне министров и секретариат
• Свобода движения факторов производства
• Встречи глав государств, совет министров, секритариат
• Гармонизация экономической политики
• Межгосудар-
ственный орган с функцией наднациональ-ного управления
продолжение
–PAGE_BREAK–Таблица 1.
Этапы интеграции
Точно определить, на каком уровне развития действительно находится то или иное интеграционное объединение, довольно сложно в силу как отсутствия достаточно сопоставимой информации, так и зачастую возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями. Нередко группировка, называющая себя экономическим союзом, может находиться лишь на ранних этапах взаимной ликвидации таможенных тарифов, то есть еще не достигнуть даже уровня зоны свободной торговли, а объединение, считающее себя таможенным союзом, может вообще существовать только на бумаге, поскольку общий таможенный тариф еще не разработан и не введен.
Интеграционные группировки в международной экономике, особенно среди развивающихся стран, спорадически возникают и исчезают. По данным ГАТТ/ВТО, к середине 90-х годов в мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного типа по сравнению с 5-6 в 80-е годы, когда многие группировки фактически не работали, и 18-20 в 70-е годы, когда прогресс интеграции в Западной Европе дал толчок росту количества интеграционных объединений в других частях мира.
Классификация основных действующих интеграционных объединений по объявленным конечным целям показывает, что в современной международной экономике существует достаточно много примеров интеграционных группировок, находящихся на каждой из стадий развития интеграционного процесса. Уровень достигнутого прогресса в соответствии с поставленными целями весьма различен. Отдельные группировки полностью выполнили намеченную программу интеграции и совершенствуют ее отдельные стороны (Австралийско-Новозеландская ЗСТ, Балтийская ЗСТ. Центральноамериканский общий рынок и др.). Большинство, однако, еще находятся на ранних подступах к поставленным целям. Например, только Доминика и Сент-Винсент и Гренадины из числа 7 членов Организации восточнокарибских государств, называющей себя таможенным союзом, реально используют общий таможенный тариф в отношении третьих стран. А Африканское экономическое сообщество, провозглашающее целью создание экономического союза 51 африканской страны, будет организовываться в течение переходного периода длительностью в 34 года начиная с 1994 года. Как показывает исторический опыт, наиболее просто оказывается реализовать на практике начальные этапы экономической интеграции до уровня таможенного союза. Независимо от провозглашенных целей и названий большинство группировок находятся на уровне либо преференциальных торговых соглашений, либо зоны свободной торговли, которые не включают каких-либо обязательств по согласованию или унификации макроэкономической политики и наиболее просты для претворения в жизнь.
1.5. Принципы оценки интеграции
В рамках международной экономики в целом интеграция должна оцениваться с точки зрения того, является ли она шагом на пути к большей свободе торговли либо, напротив, оказывается ограничением на пути торговых потоков. В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО существует только одно исключение из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) — статья XXIV ГАТТ, которая предусматривает возможность создания таможенных союзов и зон свободной торговли. В соответствии с правилами перед созданием интеграционных группировок возможно существование на протяжении довольно длительного времени «переходных договоренностей», которые должны приводить к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли через «разумный промежуток времени» при условии, что торговые барьеры между членами устранены на «практически все» товары и что барьеры в торговле с другими странами, по крайней мере, не увеличены.
Для того чтобы оценить, насколько создание той или иной интеграционной группировки соответствует интересам международной экономики в целом, в первой половине 90-х годов ряд независимых исследователей и специалисты Мирового банка сформулировали ряд критериев. В их числе следующие:
• региональные торговые соглашения должны покрывать все отрасли экономики без исключения;
• переходный период не должен превышать 10 лет и включать четкий график либерализации торговли в отдельных отраслях;
• либерализация торговли на условиях РНБ должна предшествовать либо сопровождать образование любой новой интеграционной группировки, особенно если изначально тарифы являются высокими;
• общий таможенный тариф, вводимый в рамках таможенного союза, не должен превышать самый низкий тариф, существовавший в стране с самым низким тарифом в соответствующей отрасли, или даже самый низкий тариф в рамках РНБ;
• правила приема новых членов в интеграционные соглашения должны
быть весьма либеральны и не препятствовать их расширению;
• правила определения страны происхождения товара должны быть прозрачными и не быть орудием протекционизма внутри группировки;
• необходим быстрый переход к наиболее развитым формам интеграции, которые являются предпочтительными перед менее развитыми, поскольку обеспечивают более рациональное распределение и использование факторов производства;
• после создания интеграционной группировки антидемпинговые правила не должны более применяться в отношениях между ее членами, а в отношениях с третьими странами должны быть установлены ясные правила их применения.
Итак, основными этапами развития интеграционного процесса являются преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. Интеграция начинается с либерализации взаимной торговли товарами, включает создание общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, дополняется свободой межгосударственного передвижения факторов производства и завершается унификацией макроэкономической политики и созданием надгосударственных органов управления. Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений, большинство из них находятся на ранних стадиях становления.
Глава 2. Южная Америка: анализ предпосылок к образованию интеграционных объединений стран региона
2.1. Географическое положение и границы
Южная Америка – это материк, расположенный в западном полушарии между Центральной Америкой (Панамский перешеек) на севере и Антарктидой на юге. Омывается двумя океанами: с запада – Тихим, с востока – Атлантическим. Здесь расположено 12 государств и 2 зависимые территории на общей площади около 17 818 508 кв. км, что составляет примерно 14% от общей площади суши Земли. Границы между материковыми странами проходят в основном по крупным рекам и горным хребтам. Большинство стран имеют выход к океанам и морям. К тому же данный регион находится в относительной близости к очень развитому в экономическом отношении государству США. Таким образом, экономико-географическое положение Латинской Америки весьма благоприятно, несмотря на её некоторую изолированность от других регионов. По государственному устройству латиноамериканские страны представляют собой суверенные республики (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор), государства в составе Содружества, возглавляемого Великобританией (Гайана, Суринам), либо владения Великобритании (Фолклендские о-ва), Франции (Гвиана). Крупных политических или иных конфликтов на этой территории не наблюдается. Объясняется это следующим. Во-первых, государства Южной Америки имеют много общего в культуре, истории схожи по уровню экономического развития, поэтому им фактически нечего делить. Во-вторых, рельеф и природные условия в целом не располагают к развитию вооружённых конфликтов: много рек, неоднородный рельеф и т.п. Что касается зависимых территорий, то им не на что жаловаться. Страны-владельцы являются для них рынком сбыта производимой продукции (будь то добывающая или обрабатывающая промышленность или сельское хозяйство), предоставляют рабочие места населению, вкладывают огромные капиталы с целью дальнейшего развития экономики для более эффективного использования природных богатств (в том числе в качестве туристических центров).
Географическое положение Южной Америки выгодно и благоприятствует развитию хозяйства благодаря трём аспектам. Во-первых, выход к морям и океанам, во-вторых, близкое расположение США, в-третьих, огромный природно-ресурсный потенциал, который пока не удалось реализовать во многом благодаря историческому фактору. Ведь почти все здешние страны в прошлом были колониями, а некоторые и ныне остаются зависимыми.
Из описания географического положения следует, что оно является выгодным и способствует развитию интеграционных процессов в регионе. Материк Южная Америка является достаточно крупным, но в тоже время имеет вытянутое меридиональное положение, что делает внутренние районы более доступными, чем на других материках. Также к особенностям материка можно отнести малое наличие государств, что также благоприятно влияет на развитие интеграционных процессов. Но в орографическом плане Южная Америка не однородна. Выделяются равнинный Восток и гористый Запад, что привело к образованию двух интеграционных объединений: МЕРКОСУР и Андская группа. Наличие двух интеграционных образований негативно сказывается на сближении южноамериканских стран, так как данные объединения были созданы с помощью и в интересах северного соседа, но я считаю, что государства Южной Америки смогут достичь консенсуса и создать интеграционное объединение, которое сможет соответствовать интересам всех государств региона.
2.2. Экономические интересы
Южная Америка богата минеральным сырьём. На её долю приходится 18% запасов нефти, 30% — чёрных и легирующих металлов, 25% — цветных металлов и 55% — редких и рассеянных элементов. По запасам некоторых полезных ископаемых отдельные страны региона занимают первое место среди стран мира: например, по железной руде, ниобию, бериллию и горному хрусталю — Бразилия; по меди — Чили; по сурьме и литию — Боливия. Наличие перспективных, но ещё плохо разведанных геологических структур позволяет рассчитывать в ближайшие десятилетия на новые месторождения полезных ископаемых. Именно отсюда Соединённые Штаты Америки получают до 70% необходимого им стратегического сырья, в том числе более 90% оловянного концентрата и бокситов, около 50% медной и железной руды. Такое их разнообразие – это следствие разнообразия тектонических структур.
По обеспеченности водными ресурсами страны Южной Америки принадлежат к самым водообильным в мире.
Реки Южной Америки относятся к бассейнам двух океанов – Атлантического и Тихого, водоразделом между которыми являются Анды. К первому относятся в основном равнинные реки, включая такие крупные водные артерии, как Амазонка, Ла-Плата, Ориноко и др., ко второму – главным образом короткие горные реки. Бассейн рек, впадающих в Атлантический океан, превышает по площади бассейн рек Тихого океана в 8 раз. Наиболее густую речную сеть имеют зоны постоянно избыточного увлажнения при экваториальной области и прибрежной области и прибрежной части субтропиков на юго-востоке Южной Америки. Для судоходства в основном пригодны реки низменностей. Возрастает энергетическое значение рек Южной Америки, которые обладают огромным гидроэнергопотенциалом. Особенно велик потенциал горных рек, рек плоскогорий и постоянно влажных равнин.
В Южной Америке довольно много озёр различного происхождения. Самое крупное – усыхающее озеро-лагуна Маракайбо. В пустынных районах многие озёра превратились в солончаки. Большие территории в районе заняты болотами и заболоченными ландшафтами, главным образом приуроченными к долинам больших рек, затопляемым 7-8 месяцев в году.
Огромные тропические леса – это одно из важнейших богатств Южной Америки. К сожалению, они быстро вырубаются, что, как и истребление любых видов растений и животных, грозит нарушением хрупкого природного баланса. Эти леса отличаются исключительным богатством и разнообразием флоры и фауны. Только в бассейне Амазонки насчитывается не менее 40 тысяч видов растений, 1,5 тысячи видов птиц и 2,5 тысячи речных рыб. Также в реках водятся дельфины, электрические угри и другие удивительные существа. Из растительности можно назвать такие виды, как араукарии чилийская и бразильская, гигантская бромелия, ксилокарпус (карапа), капок, хинное, шоколадное, махагониевое, горлянковое, палисандровое деревья, восконосная и кокосовая пальмы, а также страстоцвет, портулак, «пылающий меч», филодендрон. Самые яркие представители фауны: альпаки и викуньи, родственники ламы (они ценятся за мех, как шиншиллы), нанду (похожая на страуса птица), пингвины и тюлени (обитающие на юге Южной Америки), гигантская слоновая черепаха.
Южная Америка располагает значительными топливно-энергетическими ресурсами: нефтью (Венесуэла, Перу, Колумбия и др.), газом (Боливия, Венесуэла и др.), углем, ураном. В последние годы начали широко осваиваться гидроэнергоресурсы. В частности, осуществлено строительство крупнейшего в мире гидроэнергетического комплекса «Итайпу» на реке Парана на границе между Парагваем и Бразилией. Ведутся работы по поиску и освоению новых источников энергии. В ряде стран приняты программы по развитию атомной энергетики. Широко известен опыт Бразилии в области использования этилового спирта, полученного из сахарного тростника в качестве жидкого топлива.
Как видно из предварительно описания природа Южной Америки располагает к развитию, как сельским хозяйством, так и промышленным производством. В начале своей колониальной деятельности здесь европейцы использовали обширные территории только как плантации метро для скотоводства, то есть занимались сельским хозяйством, уделяя промышленности минимальное значение. Однако затем она начала активно развиваться.
Сегодня индустриальный облик региона определяют Аргентина и Бразилия (на них приходится 2/3 промышленного производства Южной Америки и обеспечивает за счет внутреннего производства уже более 90% потребляемой в них промышленной продукции), а также Чили, Венесуэла, Колумбия и Перу. Одна из основных отраслей промышленности в экономике региона — горнодобывающая. В структуре стоимости ее продукции около 80% приходится на топливо (в основном нефть), а остальные примерно 20% — на горнорудное сырье. Ведущие позиции в горнодобывающей промышленности занимают Венесуэла, Бразилия и Аргентина, отличающиеся широким перечнем добываемых ресурсов. Наиболее динамичной отраслью хозяйства в большинстве континентальных стран региона в последние десятилетия стала обрабатывающая промышленность. Причем в ее продукции заметно снизилась доля традиционных отраслей — текстильной, пищевой, а также кожевенно-обувной и швейной при одновременном возрастании удельного веса некоторых базовых отраслей, производящих товары производственного назначения. Особенно динамично развивались химия и нефтепереработка, черная металлургия, машиностроение, производство строительных материалов. Сегодня новые индустриальные латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия) известны не только на внутреннем, но и на международном рынке своими электроникой, автомобилями, изделиями химической промышленности. Резкое развитие этих стран связано с обеспеченностью природными и людскими ресурсами и умелым привлечением зарубежного технического опыта. Что же касается Боливии, Парагвая и некоторых других, то здесь в структуре промышленного производства все еще преобладают отрасли традиционной промышленности, прежде всего пищевая. Кстати, эта отрасль во многих странах Южной Америки имеет ярко выраженную экспортную направленность, поэтому порты сильно разрастаются. Размещение промышленности стран Южной Америки характеризуется преимущественно моноцентрической структурой, при которой в промышленном производстве страны преобладает один центр (Аргентина, Уругвай, Венесуэла, Чили).
Несмотря на наметившееся снижение доли сельского хозяйства в экономике Южной Америки, его роль по-прежнему велика. В ряде стран оно остается основной сферой материального производства, в которой занята преобладающая часть трудоспособного населения. Используя методы «зелёной революции», крупным капиталистическим хозяйствам в этих странах удалось обеспечить существенный прирост продукции земледелия и животноводства. Результаты, достигнутые в этих странах, заметно выделяются на фоне застойного положения аграрного сектора в Боливии, Перу, Эквадоре и др. При этом отставание сельского хозяйства, отягощенного полуфеодальными пережитками в большинстве стран, особенно ощутимо в связи с продолжающимся быстрым ростом населения. Ведущая отрасль сельского хозяйства Южной Америки — растениеводство. В посевных площадях преобладают зерновые, главным образом пшеница и кукуруза. Происходит ускоренное наращивание посевов сорго, что связано с высоким спросом на него со стороны животноводства, а также сои — пищевой и кормовой культуры. На животноводство же приходится 1/3 сельскохозяйственного производства региона.
продолжение
–PAGE_BREAK–Южная Америка – регион с достаточно хорошей обеспеченностью природными и людскими ресурсами. Однако из-за особенностей в первую очередь исторического развития она не достигла должного уровня экономико-социального развития. Но имеются все предпосылки к развитию экономики стран региона посредством интеграции. Подробно об экономических выгодах интеграции в главе 4.
2.3. Историко-этнические связи
Население Южной Америки составляет примерно 355 млн. человек. Это единственный регион, где за один XX век численность населения выросла более чем в 8 раз. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это естественный прирост, однако он не настолько велик (2% в год). Во-вторых, миграции, которые оказали значительное влияние. Сюда долгое время завозили рабов, в основном негров, которые составляют 0,1 населения Латинской Америки, и, наконец, остальные переселенцы приезжали сюда в поисках заработка. Большой прирост населения обуславливает «молодость» жителей большинства латиноамериканских государств и в то же время создаёт дополнительную нагрузку на трудоспособное население, что может непосредственно сказаться на уровне жизни.
Территория Южной Америки первоначально была заселена выходцами из Северо-восточной Азии, которые позднее смешались с миграционными потоками и образовали многочисленные индейские племена и народности. Древнейшие стоянки первобытных людей относятся к 20-10-му тысячелетию до н. э. Ко времени вторжения европейских завоевателей в конце 15—16 вв. большинство индейских племён находилось на различных стадиях первобытнообщинного строя, занималось собирательством, охотой и рыболовством. Аймара, ацтеки, майя, инки и др. создали раннеклассовые государства. После путешествий Х. Колумба, открывшего острова Антильского архипелага, побережье Центральной Америки и Венесуэлы (1492—1504), были основаны первые испанские поселения на островах Эспаньола (Гаити) и Куба, которые стали опорными пунктами дальнейшего проникновения в глубь Американского материка. Экспедиции конкистадоров привели к утверждению испанского господства на территории Мексики, Калифорнии, Флориды, Центральной Америки и на всём Южноамериканском континенте, за исключением территории Бразилии, которую завоевала Португалия, и Гвианы, захваченной Англией, Голландией и Францией. Междоусобная борьба индейских вождей, вступавших в союзы с чужеземными захватчиками, облегчила завоевание Южной Америки колонизаторами. Завоевание Америки испанцами и португальцами, в основном завершилось в 16—17 вв. Несмотря на отчаянное сопротивление коренных жителей (на что колонизаторы во многих случаях отвечали поголовным их истреблением), Испания и Португалия насадили здесь свои языки, свою религию (католицизм) и оказали большое влияние на формирование культуры латиноамериканцев. Английская, французская и нидерландская колонизация также оказала влияние на историю Южной Америки, но значительно меньшее, чем испанская и португальская.
Развитие капиталистических отношений, крестьянские и городские восстания 18 в. (крестьянская война в Перу 1780-83, восстание в Новой Гранаде 1781 и др.) расшатали колониальную систему и способствовали пробуждению национального самосознания местного населения. Война за независимость английских колоний в Северной Америке 1775-83 и Великая французская революция ускорили этот процесс. Война за независимость испанских колоний в Америке 1810-26 завершилась уничтожением колониального режима. Почти все испанские колонии завоевали политическую независимость.
Образование государств явилось важнейшей предпосылкой для ускорения развития капиталистических отношений. Сохранение крупного помещичьего землевладения и привилегий церкви тормозило этот процесс. В середине 19 в. начался новый подъём революционного движения, выразившийся в гражданских войнах в Аргентине, Колумбии, Венесуэле, Уругвае, Гватемале и заставивший провести важные социальные реформы в Перу, Гондурасе, Бразилии. Были отменены подушная подать с индейцев и рабство негров (без наделения землёй), уничтожены дворянские титулы. В 1889 была ликвидирована монархия и провозглашена республика в Бразилии. После прихода сюда социализма и его крушения (кроме Кубы) пошёл активный процесс развития капитализма.
Этнический состав Южной Америки весьма пёстр, его условно можно разделить на 3 группы. Первую группу составляют индейские племена, которые представляют собой коренных жителей (в настоящее время – 15% населения). Больше всего индейцев сосредоточено в Боливии (63%). Вторая группа – это европейские переселенцы, прежде всего испанцы и португальцы (креолы), ведь именно эти 2 морские державы раньше остальных стали собирать экспедиции для исследования и освоения бескрайних морских просторов. В числе участников испанских и португальских экспедиций были Васко да Гама, Христофор Колумб, Америго Веспуччи и другие известные мореплаватели. Третью группу сформировали негры, которых сюда привозили в качестве рабов для работы на плантациях.
Представителей любой из этих групп осталось очень мало. Больше половины жителей Южной Америки – метисы (потомки от браков белых и индейцев) и мулаты (потомки от браков белых и негров). Самыми однородными в этническом отношении являются такие переселенческие страны, как Уругвай, Чили, Аргентина (это страны поздней колонизации, их массовое заселение началось во второй половине XIX века, в них больше всего европейских иммигрантов). От бывших испанских и португальских колоний отличаются Суринам и Гайана, где много выходцев из Азии (в основном индийцы).
Южная Америка – это также место смешения культур множества рас, народов, этносов и переплетения традиций и обычаев разных цивилизаций. В связи с этим ущемлялись права некоторых народов, в частности, индейцев, людей смешанных кровей, и др., со стороны европейцев. Это было серьёзной проблемой до 15 февраля 1819 г. Именно тогда состоялся Ангостурский конгресс по инициативе Боливара, на котором был принят документ, провозглашавший равенство всех жителей бывших колоний. С тех пор в Южной Америке царит терпимость ко всем народам и религиям.
Несмотря на пёстрый национально-этнический состав, религиозный состав Южной Америки единообразен. Здесь долгое время насаждался католицизм и считался единственной официальной религией, другие религии и вероисповедания преследовались инквизицией, поэтому большинство латиноамериканцев и в наше время исповедуют католицизм.
Как видно из описания истории и этнических связей материк является достаточно однородным. Государства Южной Америки являлись за малым исключением колониями Испании и Португалии, и как следствие, основные государственные языки португальский и испанский, а доминирующая религия – католицизм. В этническом плане не всё так однозначно, но здесь имеются свои особенности. Большой процент населения составляют метисы, мулаты и самбо, т. е. представители смешанных браков.
Все эти предпосылки положительно влияют на развитие интеграции с участием всех стран региона.
Глава 3. Краткий экономико-географический анализ каждого из интеграционных объединений Южной Америки
Южная Америка раньше других регионов мира вступила на путь интеграции. С 1960 г. здесь стали действовать торгово-экономические группировки – Латиноамериканская ассоциация свободной торговли – ЛАСТ (преобразована в 1980 г. в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции – ЛААИ), с 1968 г. – Карибская ассоциация свободной торговли, преобразованная позже в Карибское сообщество и Карибский общий рынок – КАРИКОМ. В 1969 г. возникли ещё два региональных торгово-экономических объединений – Андская группа (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), преобразованная в 1996 г. в Андское сообщество наций, и Ла-Платская группа (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), государства, которой в 1991 г. образовали Общий рынок стран Южного конуса – МЕРКОСУР.
Особую роль в интеграции Южной Америки и Западного полушария имеет МЕРКОСУР (рис. 1). Именно это объединение за полтора десятилетия добилось внушительных экономических успехов, хотя его страны-члены в девяностые и в начале нынешнего столетия испытали экономические спады и кризисы. В 1995 г. в нём были введены единые внешнеторговые пошлины, т.е. возник торговый союз. Позиции МЕРКОСУР значительно окрепли после подписания в 1996 г. соглашения о создании зоны свободной торговли с Боливией и Чили. [2]
МЕРКОСУР — крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн. человек и более 75% совокупного ВВП континента.
В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.
Название организации происходит от испанского Mercado Comъn del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.
Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалось:
• отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе к 31 декабря 1994 г.;
• свободное движение капитала и рабочей силы;
• введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза;
• координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере;
• унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон;
• единый порядок определения происхождения товаров.
Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В-первых четырех работа ведется на межправительственном уровне. Основной принцип деятельности высших органов МЕРКОСУР — консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского Союза не получила поддержки.
С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994, МЕРКОСУР перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).[16]
Другим важнейшим региональным торгово-экономическим блоком в Южной Америке является Андскоесообщество (группа, пакт; «Andean Group» или «Andean Common Market») создано 26 мая 1965 года на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора (рис. 1). С 1973 года членом этой организации стала Венесуэла. Андская группа охватывает территорию в 4,8 млн. кв. км с населением 111 млн. человек; её совокупный валовой продукт составляет 268 млрд. долларов. Высший орган — комиссия Картахенского соглашения, состоящая из послов перечисленных стран с годичным сроком полномочий, по истечении которого комиссия перемещается в очередное по алфавиту государство, входящее в пакт. Представитель этой страны является её президентом. Комиссия обычно проводит не менее трёх сессий в год, на которых она определяет основные направления сотрудничества, утверждает программы по координации таможенной политики и экономического развития.
Совет министров иностранных дел – орган политического сотрудничества – координирует выступление Андской группы на мировой арене. Консультативным органом служит Андский парламент, состоящий из депутатов законодательных собраний стран-членов. Спорные вопросы разрешает Андский суд. Для выработки рекомендаций по конкретным вопросам созданы советы: плановый, валютный, финансовый, налоговый и другие.
Картахенское соглашение предусматривает создание общего рынка, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала, посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза — Боливии и Эквадору.
Цели Андского сообщества — содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к:
выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов;
гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией;
установлению тесных взаимных связей между регионами и органами Андской группы через вспомогательные органы — Союз частных предпринимателей и Андский институт труда.
В рамках Андской группы созданы:
Андская корпорация развития (АКР), образованная в 1968 году, выступает как банк развития, как инвестиционный банк и как агентство экономического и финансового содействия;
Андский резервный фонд (АРФ) — распоряжается частью валютных резервов стран-членов для поддержания платёжных балансов и согласования финансовой и валютной политики;
Ассоциация телекоммуникационных комиссий — используется в целях углубления сотрудничества, содействия развитию телекоммуникационных служб в регионе.
В 1990 году была принята «Андская стратегия», в которой были сформулированы три основные цели: развитие андского экономического пространства; углубление международных связей стран Андской группы; вклад в единство Латинской Америки. «Акт мира», принятый в том же году, выдвинул в качестве важнейших задач: углубление процесса интеграции андских стран; реализацию её отдельных этапов (зона свободной торговли, таможенный союз), а также других мер, необходимых для создания Андского общего рынка.
Таможенный союз в рамках Андской группы полностью сформирован к 1999 г., а до этого времени таможенные пошлины составляли не более 5—10%. В мае 1994 г. государства Андской группы согласились создать зону свободной торговли к 1 января 1995 года.
Андский пакт снискал особую известность в истории интеграции развивающихся стран — попыткой сразу в масштабах целой группировки ограничить влияние иностранных монополий. Данная акция начала проводиться в первые годы существования союза, когда тон в нём задавали Чили (период правительства Народного единства), Боливия и Перу. Главной мерой в этом направлении послужило введение «Общего режима по отношению к иностранному капиталу, торговым маркам, патентам, лицензиям», призванного установить контроль за деятельностью ТНК. Эти меры стимулировали превращение иностранных предприятий, создаваемых после 1974 года в национальные или смешанные. При учреждении такого предприятия не менее 15% акций подлежит передаче государству, на территории которого оно находится. Важным положением общего режима было введение ограничений на вывозимые иностранными компаниями прибыли. Ежегодно разрешалось перевозить за границу не более 14% зарегистрированной суммы прямых инвестиций. Одновременно ограничивались сферы приложения иностранного капитала: он не допускался в страхование, внутреннюю торговлю, транспорт, в средства массовой информации. С 1976 года во многих странах группировки полагалось смягчение некоторых положений общего режима в рамках Лимского протокола.
Страны карибского региона по примеру центральноамериканских соседей также начали осуществлять процесс интеграции, исходя из своего малозначительного экономического потенциала, и создали Карибское сообщество (англ. Caribbean Community (CARICOM)) — торгово-экономический союз стран Южной Америки (рис. 1).
Карибское сообщество включает в себя 13 англоязычных стран этой зоны с общим объемом внешней торговли 11 млрд. долларов. Это — малые островные государства (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Багамские Острова, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, СентЛюсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Монтсеррат (колония Великобритании), Сент-Китс, Невис и Ангилья), а также материковые Белиз, Гайана и Суринам (принят в 1995 г.). Ассоциированные члены КАРИКОМ — Виргинские Острова, острова Терке и Кайкос. Из всех этих стран только Суринам и Гайана находятся в Южной Америке. Договор, действующий и поныне, провозглашал образование Карибского сообщества, а в его рамках — Карибского общего рынка. Население стран КАРИКОМ составляет всего 6 млн. человек. В работе КАРИКОМ в качестве наблюдателей участвуют 12 латиноамериканских стран, среди которых наибольшую активность проявляют Мексика, Венесуэла и Колумбия. Высший орган объединения — конференция глав государств, исполнительные органы — Совет министров и Генеральный секретариат, а также постоянные комитеты и специализированные рабочие группы. Штаб-квартира находится в г. Джорджтаун (Гайана). В июле-августе 1990 г. на встрече глав государств и правительств КАРИКОМ были приняты решения об ускорении интеграции. Страны договорились о введении общих тарифов на импорт товаров из третьих стран, т.е. создании таможенного союза, отмене всех нетарифных барьеров в торговле товарами, производимыми внутри субрегиона, создании общего рынка со свободным движением капиталов, с общей денежной единицей, согласованной политикой в области финансов, в отношении иностранных инвестиций. С января 1991 г. единый внешний тариф (ЕВТ) заменил систему количественных ограничений импорта как основного инструмента защиты внутреннего рынка КАРИКОМ. В октябре 1992 г. на специальной встрече глав правительств был утвержден график поэтапного снижения ЕВТ, начиная с января 1993 г. Предполагалось, что к 1998 г. максимальная ставка импортных пошлин на сельскохозяйственные товары, одежду, готовые промышленные изделия, потребность в которых может быть удовлетворена за счет внутреннего производства, составит 20% по сравнению с 45% в 1992 г. (к декабрю 1995 г. верхняя граница ЕВТ была снижена до 30%). Минимальная ставка ЕВТ — 5% (0-5% для наименее развитых стран).
продолжение
–PAGE_BREAK–Бразилия является лидером и осью интеграционных процессов в регионе, она в 1993 г. выдвинула идею создания Южноамериканской зоны свободной торговли (САФТА). Бразилия стремиться на принципиально отличной основе от США создать Зону свободной торговли Америки. В качестве шага на этом пути в 2004 г. было создано Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН), в которую вошли члены МЕРКОСУР, Андского сообщества наций, некоторые члены Карибского сообщества (Гайана и Суринам), а также Чили, как ассоциированный член МЕРКОСУР.
9 декабря 2004 годабыло создано Южноамериканское сообщество (другое название — Декларация Куско) (рис. 1). Подписание декларации о создании новой организации состоялось на саммите 12 государств в Куско (Перу). В неё вошли государства-члены Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай), Андского сообщества (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор), а также Чили, Гайана и Суринам. Гайана и Суринам подписали декларацию, но отложили своё вступление в Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН) на неопределённый срок.
Наибольшую активность при создании сообщества проявили президент Перу Алехандро Толедо и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва.
Ожидается, что именно Бразилия будет играть в новом союзе лидирующую роль.
В декларации указано, что она отражает стремление народов Латинской Америки к интеграции, единству и строительству общего будущего. Основная задача нового союза — в течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли.
Планируется, что первое время Южноамериканское сообщество будет развиваться путем политической координации действий стран-участниц, а в будущем должны быть созданы общеамериканские институты — совет министров, южноамериканский парламент и суд правосудия.
Место подписания исторической декларации — город Куско в перуанских Андах — по легенде, был основан мифическим правителем инков Манко Капаком и впоследствии стал столицей обширного государства инков — Тауантинсуйю, самого крупного государства в доколумбовой Америке.
Подписание декларации было приурочено к 180-й годовщине разгрома (9 декабря 1824 года) испанских конкистадоров латиноамериканской армией под предводительством Симона Боливара в битве при Аякучо (Перу).[2]
Что же касается Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), то, судя по всему, эта организация исчерпала свой потенциал. В состав этой организации по-прежнему входят Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор. В самом начале своего существования организация ставила в качестве основной задачи создание к 1973 г. Зоны свободной торговли. Однако уже к концу 60-х гг. выявились несовершенства в механизме ЛАСТ. В 1980 г. взамен ЛАСТ была создана Латиноамериканская интеграционная ассоциация (ЛАИА), целью которой является содействие развитию внутрирегиональной торговли и регионального экономического сотрудничества.[7]
США пытаются подчинить страны Западного полушария своему влиянию через НАФТА, создать под своей эгидой ФТАА. В качестве шага на этом пути США в 2005 г. подписали соглашение о свободной торговли с Колумбией, Панамой и Чили и с такой группой как ЦАОР. Однако подписание договор о создании ФТАА, планирующиеся на конец 2005 г. не состоялось и было отложено на неопределённый срок (против выступили в основном страны МЕРКОСУР). Таким образом, в регионе наблюдается двухполюсная интеграционная тенденция.[2]
В геополитическом плане Южная Америка остаётся зоной безусловного влияния США, однако возникают и некоторые новые явления. Ещё в 1948 г. большинство стран Южной Америки вошло в Организацию американских государств (ОАГ), созданную по инициативе и в интересах США. Однако в восьмидесятых ряд акций США изменил «однозначную» обстановку внутри ОАГ. Во время фолкленского кризиса (Великобритания – Аргентина, 1982 г.) США открыто поддерживали своего союзника по НАТО, а не члена ОАГ, затем последовала агрессия в Гренаде (1983 г.) и Панаме (1989 г.). Растёт желание стран ОАГ без США, но с Кубой (бойкотирующейся этой организацией долгие годы) найти новые формы экономического сотрудничества. В 1995 г. Бразилия, Мексика, Боливия выступили за безусловное возвращение Кубы в состав ОАГ, действенные меры против наркобизнеса, терроризма и нищеты в Латинской Америки. В 1998 г. на Генеральной ассамблее ОАГ вновь обсуждался вопрос о возвращении Кубы в эту организацию.[6]
Глава 4. Анализ эффективности интеграционных процессов в Южной Америке
Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Джэкоба Вайнера. В основе анализа лежит сравнение торговли между странами в условиях существования у каждой из них собственного таможенного тарифа и в условиях заключения между ними соглашения о таможенном союзе, устраняющего тарифы во взаимной торговле. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:
• статические эффекты — экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;
• динамические эффекты — экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.
Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения торговли.
Эффект создания торговли
В результате создания таможенного союза может возникнуть ситуация, когда товары, которые традиционно закупались на внутреннем рынке, окажутся дороже, чем такие же товары, произведенные за рубежом. Если до создания таможенного союза местные производители находились под защитой импортных пошлин, что делало невыгодным закупать товар за рубежом, то после их отмены в рамках таможенного союза зарубежный товар оказался дешевле местного, и потребители стали покупать его из-за рубежа. В результате возник импортный товарный поток, которого раньше не было, и ресурсы стали использоваться более эффективно.
Создание торговли — переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Эффект отклонения торговли
Создание таможенного союза означает предоставление взаимных торговых преференций его членами друг другу, но не другим странам. В результате взаимного устранения таможенных пошлин может возникнуть как эффект создания торговли, так и эффект отклонения торговли, по сути противоположный эффекту создания торговли, поскольку источник поставки товаров из стран, участвующих в интеграции, далеко не всегда является самым эффективным источником. Зачастую страны, не участвующие в интеграции, но отгороженные от неё общим таможенным барьером интегрирующихся стран, могли бы обеспечить поставки того же товара по значительно низшим ценам.
Отклонение торговли – переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние не участвующих в нем стран однозначно ухудшится, поскольку ограниченные ресурсы используются менее эффективно, чем это могло бы быть в условиях свободы торговли. С другой стороны, благосостояние стран-участниц может либо ухудшиться, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. Существующие расчеты показывают, что в большинстве случаев эффект отклонения торговли присутствует, но перекрывается эффектом создания торговли, в результате чего интеграция в целом ведет к росту благосостояния.
Теория «второго лучшего»
До возникновения теории таможенного союза считалось, что свобода торговли как модель торговой политики однозначно обеспечивает повышение совокупного благосостояния всех стран мира. Теория таможенного союза показала, что такие союзы подкрепляют положительный эффект политики свободы торговли, только если в результате введения таможенного союза тариф в отношении третьих стран не повышается. Устранение тарифов внутри таможенного союза рассматривается как региональный шаг по пути свободы торговли. Однако, как было показано Вайнером, в результате создания таможенного союза помимо положительного эффекта создания торговли может возникнуть негативный эффект отклонения торговли, который может перевесить положительный эффект. Такая ситуация свидетельствует, что таможенный союз как модель торговой политики не может рассматриваться как однозначно позитивное явление в международной экономике. После политики свободы торговли нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным. На этом построена идея «второго лучшего», высказанная английским экономистом Дж. Мидом в 1955 году.
Теория «второго лучшего» — помимо свободы торговли, безусловно ведущей к росту совокупного благосостояния, еще одного варианта торговой политики, которая также безусловно обеспечивала бы рост совокупного благосостояния, не существует.
Хотя интеграция и не является наилучшим вариантом торговой политики, многочисленные исследования интеграции показывают, что в большинстве случаев позитивные эффекты, которые возникают в результате ее развития, перевешивают эффекты негативные. Общие закономерности этого следующие:
• Чем выше уровень таможенных тарифов, существовавших до интеграции, тем выше вероятность, что их отмена приведет к тому, что эффект создания торговли будет превалировать над эффектом ее отклонения. Чем ниже уровень таможенных тарифов, существовавших до интеграции, тем выше вероятность, что их отмена приведет к тому, что эффект отклонения торговли будет превалировать над эффектом ее создания.
• Чем ниже уровень общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, установленного интегрирующимися странами, тем меньше вероятность преобладания эффекта отклонения торговли.
• Чем больше стран интегрируются друг с другом и чем больше их размер, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.
• Чем ближе уровень экономического развития стран и чем сильнее конкуренция между ними, тем больше вероятность преобладания эффекта создания торговли. В этом случае каждая из стран станет специализироваться на тех товарах, которые она может производить с относительно меньшими издержками, и их экспортировать.
• Чем больше был объем торговли между интегрирующимися странами до создания интеграционного объединения, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.
Помимо рассмотренных выше эффектов создания торговли и ее отклонения, которые проявляются немедленно после создания интеграционного союза, к числу статических эффектов интеграции можно отнести сокращение административных расходов на содержание таможенных и пограничных органов. В результате сокращения совокупного спроса на импорт из стран: не входящих в интеграцию, может произойти улучшение условий торговли группы стран, в ней участвующих.
В числе динамических эффектов интеграции, которые проявляются, когда интеграция набирает силу, необходимо отметить возрастающую конкуренцию между производителями из разных стран, которая сдерживает рост цен, приводит к улучшению качества товаров, стимулирует создание новых технологий и пр. В результате интеграции страны-участницы начинают использовать преимущества экономики масштаба, что позволяет увеличивать объемы производства и сокращать издержки. Интеграция обычно ведет к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.
Итак, если в результате образования таможенного союза возникает только эффект создания торговли, то масштабы торговли, осуществляющейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают и благосостояние всех стран — как участвующих, так и не участвующих в интеграции — повышается. Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние неучаствующих стран однозначно ухудшится, а стран — участниц интеграции либо ухудшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. В соответствии с теорией «второго лучшего», помимо политики свободы торговли, нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. В соответствии с теорией «второго лучшего», помимо политики свободы торговли, нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным.
Но обратимся к частностям, а лучше всего к более развитой интеграционной организации – к МЕРКОСУР.
Таблица 2.
МЕРКОСУР: внешняя торговля (млн. долл.)
Товарооборот\год
1991
1998
1999
2000
2001
2002
Зональный
10201
41261
31173
35600
30386
20000
Внезональный
68038
136379
123723
134500
146214
155500
Общий
78239
177640
154896
170100
176600
175500
Зональный\Общий,%
13,0
23,2
20,1
20,9
17,2
11,4
Как видно из таблицы 2, за отмеченный период объем зонального товарооборота увеличился более чем в четыре раза. Затем наступило определенное сокращение с отдельным этапом промежуточного подъема в 2000 г., а в 2002 г. зональный товарооборот сократился более чем два раза по сравнению с уровнем 1998 г. При этом тенденция развития внезонального товарооборота, за исключением 1999 г., была в целом позитивной и возрастающей, хотя и с незначительным замедлением его темпов в конце исследуемого периода. Все это говорит о явном наличии кризисных тенденций в развитии интеграционного блока в современных условиях, важнейшей причиной которых является крайне сложное состояние экономик основных его участников и в определенной мере крах неолиберальных экономических преобразований. С наибольшей отчетливостью и полнотой это выразилось в коллапсе аргентинской экономике в декабре 2001 г., который последовал после сорокамесячной депрессии. Необходимо отметить, что в целом динамика развития МЕРКОСУР в основном повторяет исторический путь Аргентины, которая является одним из основных участников данного соглашения. Если в первой половине 90-х годов в стране наблюдался бурный подъем, названный отдельными исследователями как «экономическое чудо», то, начиная со второй половины последнего десятилетия прошлого века, обозначилось его постепенное замедление, переросшее позднее в сильный экономический и социально-политический кризис. Примерно по такой же схеме проходило и развитие всего МЕРКОСУР.
Следует заметить, что выход из кризиса и возобновление интеграционного динамизма связываются не только с ревизией неолиберальных реформ, но и с преобразованием всей интеграционной модели МЕРКОСУР, в которой довольно узка сфера экономического взаимодействия, практически не осуществляется увязка макроэкономических ориентиров, незначительны механизмы согласованного противодействия финансово-экономическому коллапсу, который зачастую оборачивается переносом проблем с более сильных участников интеграции на более слабых.
И все же в 2003 г. наметились первые позитивные тенденции, свидетельствующие о преодолении низшей точки интеграционного кризиса. С повышением экономической конъюнктуры, во многом благодаря девальвации аргентинского песо и отмены системы «currency board», наблюдается явное оживление зонального товарооборота. Однако, активизация интеграционных усилий определяется больше предстоящим завершением переговоров по АЛКА и связана с расширением блока вширь: Перу и Венесуэла приняты в МЕРКОСУР в качестве ассоциированных членов, Мексика стала наблюдателем, а с АСН подписано соглашение о ЮАЗСТ.
продолжение
–PAGE_BREAK–