Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Жизнь и педагогическая деятельность А. С. Макаренко.
АнтонСеменович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковскойгубернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.
Поокончании городского училища в г. Кременчуге и педагогических курсов он в 1905году начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища впосаде Крюково (близ Кременчуга). В революционные 1905—1907 годы сталоскладываться марксистское мировоззрение Макаренко. В одной из своих работ онупоминает, что его понимание истории шло «по путям большевистской пропаганды иреволюционных событий». В школе, где работал Макаренко, учились дети рабочих, ион был тесно связан с революционной пролетарской средой. Большое влияние наМакаренко оказали произведения А. М. Горького.
В1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил дляпродолжения образования в Полтавский учительский институт, который окончил в1917 году с золотой медалью. В 1917/18 учебном году он был назначен инспектором(заведующим) высшего начального училища в Крюково и с увлечением отдалсяпедагогической деятельности. Великую Октябрьскую социалистическую революциюМакаренко встретил с восторгом, как он сам писал об этом позже.
В1920 году Полтавский губернский отдел народного образования поручил А. С.Макаренко организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителейи руководить ею. Работу пришлось начинать в очень трудных условиях.Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, былиподростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшимик труду.
Макаренкосумел воспитать из этой молодежи горячо преданных социалистической Родине,дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих советскихграждан.
Втечение 3—4 лет он создал образцовое воспитательное учреждение — «Трудовуюколонию имени А. М. Горького»; число ее воспитанников в 1926 году дошло до 120.В этом же году колония переселилась в Куряж, вблизи Харькова, где жили 280крайне запущенных детей. Антон Семенович решил с помощью «горьковцев»превратить куряжан в образцовый трудовой коллектив, воспитать их силами самихколонистов.
А.М. Горький, посетив в 1928 году колонию, писал в очерках «По Союзу Советов»:«Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко иоскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией являлся А. С.Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят иговорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его». И далее А.М. Горький указывает, что А. С. Макаренко «все видит, знает каждого колониста,характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальныйфотографический снимок с его характера».
Сиюня 1927 года Макаренко участвовал в организации детской трудовой коммуныимени Ф. Э. Дзержинского в поселке Новый Харьков (пригород Харькова), совмещаяэту работу с деятельностью в колонии имени Горького. С конца 1928 годаМакаренко ушел из колонии и в дальнейшем в течение нескольких лет отдавал всесвои силы руководству трудовой коммуной имени Ф. Э. Дзержинского.
Вкоммуне имени Дзержинского использовались новые методы трудового воспитания.Раньше, в колонии имени Горького, применялся сельскохозяйственный труд и работав мастерских (столярной, слесарной, сапожной и др.). В коммуне имениДзержинского было организовано промышленное производство — здесь впервые в СССРначали изготовлять фотоаппараты марки «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский) иэлектросверла.
Кромебольшого экономического значения, это производство важно было и впедагогическом отношении, требуя от воспитанников большой аккуратности и точностив работе (до тысячных долей миллиметра). Воспитанники коммуны работали напредприятиях по 4 часа в день и учились в средней школе, существовавшей вкоммуне, соединяя образование с производительным трудом. По окончании среднейшколы они успешно выдерживали экзамены в вузы.
В1935 году А. С. Макаренко оставил работу в коммуне имени Дзержинского. Он былназначен заведующим учебно-воспитательной частью трудовых колоний Украины ипереехал в Киев, а затем, поселившись в Москве, целиком занялся по совету А. М.Горького литературной деятельностью — обобщением педагогической деятельности вколонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского.
В1933—1935 годах была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 году появилась впечати «Книга для родителей» — художественно-педагогическое произведение,освещающее вопросы семейного воспитания. В 1938 году было напечатано еще однохудожественно-педагогическое произведение Макаренко, изображающее жизнь коммуныимени Дзержинского, — «Флаги на башнях».
Одновременно,в 1933—1939 годах, Макаренко написал ряд рассказов для детей и юношества,помещенных в различных журналах, и много педагогических, литературоведческих ипублицистических статей, которые печатались в газетах «Правда», «Известия»,«Литературная газета». К Макаренко обращались за консультацией сотни родителейи учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями на педагогические темы,горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики.
Основные положения системы педагогических взглядов А.С. Макаренко.
Макаренкоподверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, чтобуржуазная и мелкобуржуазная педагогика металась от муштры детей и подавленияих личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарнойпедагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободноговоспитания».
Вте годы, когда Макаренко начинал свою работу в колонии имени Горького, многиепедагоги не освободились еще от идеалистического, слащавого отношения к детям вдухе «свободного воспитания», Макаренко предостерегал от сентиментальноголюбования детьми. «Дети — цветы жизни»,— любили повторять педагоги и многиеродители, однако многие из них не дали себе труда задуматься над этимипрекрасными словами, из которых вовсе не следует, что «нужно цветамилюбоваться, ахать, носиться, нюхать, вздыхать». Надо подумать, какие плодымогут развиваться из этих цветов. Следование мелкобуржуазной теории «свободноговоспитания» развивает у детей эгоизм, лень, барство, избалованность ирасхлябанность. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания,поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, власке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чембольше уважения к человеку, тем больше требований к нему.
Социалистическийгуманизм, выраженный в этих словах и красной нитью проходящий через всюпедагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов.Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.
Ссоциалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умениевидеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человекелучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силычеловека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить иразвить эти силы.
Макаренкотребовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практическогоопыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С.Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенныеумозрительным путем.
Вшколах колонии имени А. М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского неприменялась комплексная система расположения программного материала. Макаренкобыл сторонником систематического преподавания учебных предметов, он резкоотрицательно относился ко всякого рода прожектерству в методике обучения — к«Дальтон-плану», «методу проектов» и т. п.
Горячовыступал он против извращений в вопросе о трудовом воспитании. Придаваяогромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал противнепроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи своспитательной работой. Макаренко возражал против заимствованного некоторымипедагогами того времени из американской прагматической педагогики неправильноголозунга «труд как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главноевнимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематическихобщеобразовательных знаний.
Макаренковысоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Он суважением относился к педагогическим идеям виднейших прогрессивных педагоговпрошлого и боролся за подлинную марксистско-ленинскую педагогическую науку,остро выступая против антимарксистских извращений в педагогике.
Марксистско-ленинскаяпедагогика определяет цель коммунистического воспитания как подготовкувсесторонне развитых людей, строителей коммунистического общества. Макаренкоконкретизировал эту цель, перечисляя те качества, которые должно развивать вподрастающем поколении коммунистическое воспитание.
Мыдолжны воспитать преданных социалистической Родине патриотов, образованныхлюдей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести,сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных,стойких, бодрых и жизнерадостных.
Умеявидеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе стем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно отобщества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве.Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все условиядля расцвета творческих сил личности. Исходя из этого положения, Макаренкоисключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблемевоспитания в коллективе и через коллектив.
Воспитание в коллективе и в труде.
Вопросо воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, кореннымвопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.
Большаязаслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше,указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методоввоспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идеяего педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическуюдеятельность и все его педагогические высказывания.
«Задачанашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,— говоритМакаренко в статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».Воспитание в коллективе и через коллектив он подробно освещает вхудожественно-педагогических и теоретических произведениях. «Марксизм учитнас,— писал он,— что нельзя рассматривать личность вне общества, внеколлектива».
Подколлективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение ихдля достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающеесяопределенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением ивзаимозависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив — частьсоветского общества: «через коллектив каждый его член входит в общество».
«Толькосоздав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознаниимогущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующеговоспитательного фактора»,— писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания всоветской школе».
Макаренкосчитал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив,членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципомпараллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива —«все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает,однако, применения «принципа индивидуального действия» — прямого,непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника.
Однимиз важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива».Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой непоставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющихучастников коллектива, нет у него будущего. Развитие коллективаостанавливается. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением копределенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогикевыдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективныхлиний». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничегорадостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость…Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке,— это сила и красота. И то идругое определяется в человеке исключительно по типу его отношения кперспективе… Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути,по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методикуэтой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, виспользовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных»,— писалМакаренко в «Педагогической поэме».
Развитиедетского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должнонаправляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболееэффективные пути для его движения вперед.
Педагогдолжен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участниковопределенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даетглубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться надостигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественнозначимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается втом, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большимиреальными правами коллектива.
Таковав кратких словах сущность «системы перспективных линий» А. С. Макаренко,являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильноосуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенностьв их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю инастойчивость, поддерживает бодрость и жизнерадостность и побуждает коллективстремиться к новым достижениям.
Макаренкоотводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеетбольшое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо не толькодать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Этасторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике(сигналы, рапорты, отличительные знаки и т. п.) и во всей структуре идеятельности коллективов колонии имели Горького и коммуны имени Дзержинского.
Необходимымфактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В«Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитаниеневозможно себе представить как воспитание нетрудовое… В воспитательнойработе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Макаренкоправильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку отприроды, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим,радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в нейвозможностей.
Трудоваядеятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренкоучреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонииимени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном длянужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительноготруда воспитанников в кустарных мастерских.
Своейвысшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского,где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали напроизводстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.
Впроцессе трудовой деятельности детей, говорит Макаренко, надо развивать ихумение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, корудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы. Воизбежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного видатруда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в то жевремя овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации иуправлению производством.
Большоговнимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Онсоветует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянныезадания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем чтобы дети длительное времянесли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы вкомнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить записьменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенныйучасток семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.
Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли,характера и дисциплины.
В«Лекциях о воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от нашегогражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг,не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой итворческой волей».
Каждыйчлен коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом,начиная с первичного коллектива и кончая социалистической Родиной. Он долженобладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной,быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкогоколлектива.
Воспитаниечувства долга, чести и дисциплины подчинено задачам социалистическогостроительства. Макаренко умел развивать у своих вспитанников эти чувства исочетал это развитие с воспитанием дисциплины.
Встатье, озаглавленной «Воля, мужество, целеустремленность», Макаренко писал:«Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическуюцелеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе».Он упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имениГорького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У нихвозник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда бытьбодрым и мужественным.
Вбуржуазной педагогике под влиянием Гербарта установилось ограниченное пониманиедисциплины — только как дисциплины послушания. Она обычно ограничиваласьотрицательными требованиями: «не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т. д.Подобному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет свое требованиеактивной дисциплины, или, как он выражается, «дисциплины борьбы и преодоления».«В советском обществе, — говорил он, — дисциплинированным человеком мы имеемправо называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеетвыбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себетвердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни былотрудности и неприятности». Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко —это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности.Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам идостижениям.
Макаренкотесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердогохарактера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но небывает дисциплины борьбы и преодоления»,— писал Антон Семенович. Он указывал,что школа умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но «такие типыхарактеров, как «тихони», «иисусики», накопители, приспособленцы, шляпы,разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашейпедагогической заботы… А на самом деле именно эти характеры вырастают в людейвредоносных…»
Дисциплинаособенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил:«Дисциплина — это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, егомимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счетепринимает форму дисциплины. Дисциплина — это глубоко политическое явление, этото, что можно назвать самочувствием гражданина Советского Союза».
Рассматриваядисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и«режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции«Дисциплина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей частонаблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги частоговорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». Макаренковозражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режимдолжен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.
Отвергаянеправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории«свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба», Макаренкоуказывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного,дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильнуюличность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания,конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобыони были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имелииндивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми,пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживаниесобственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний.Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.
Воспитание детей в семье.
А.С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейноговоспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкойэтой важной проблемы.
Главнейшимусловием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкогоколлектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуютлюбовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудоваядеятельность.
Макаренкодал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительскогоавторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основаниемкоторого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение,требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавалисвою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорилМакаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно,участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях онприучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широкихмасштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, удетей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость,ответственность, способность ориентировки и оперативность.
Подробноосветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннеговозраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п.Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.
А.С. Макаренко — педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценнымипедагогическими идеями, методами и приемами (система перспективных линий,принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и т. д.). Он дал новоетолкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее,но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы(воспитание в коллективе, семейное воспитание и др.).
Макаренкобыл педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитаниядиалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей егопедагогической деятельности была преданность социалистической Родине иКоммунистической партии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/