Типы русских газет начала XX века

/>/>Оглавление
Введение
Глава 1. Периодическая печать в жизни русского общества началаХХ века
1.1 Газета как вид периодической печати: газета и журнал всистеме журналистики
1.2 Журналистика как инструмент политической борьбы: значениегазет в жизни общества начала ХХ века
Глава 2. Массовые газеты в России начала ХХ века
2.1 Центральные газетные издания начала ХХ века
2.2 Провинциальные газеты: типология и особенности издания
2.3 Специализированные издания: типология спортивных изданийначала ХХ века
Заключение
Список использованной литературы Введение
Русская печать началась сгазет, очень быстро они были вытеснены журналами, но к концу XIX в. на первое местоснова выходят газеты. Они становятся объектом пристального внимания, русские журналистыпытаются определить основные отличия газеты от журнала, понять причины стремительногороста их влияния на читателей. В то же время журналистов волнует судьба толстогоежемесячника, так долго бывшего флагманом русской журналистики.
К концу XIX в. значительнорасширяется читательская аудитория, потребности которой в информации один тип издания,а именно журнал, удовлетворить уже не может. Развитие науки, искусства, литературытребовало появления новых типов периодики, более подробно освещающих эти сферы деятельности.
Усложнившаяся общественнаяи политическая жизнь России вызвала появление разнотипных газет, которые для своейаудитории, тоже разнотипной и по составу и по степени образования, должны были рассказыватьо событиях и комментировать их. Давать злободневную информацию о событиях – этофункция газет, комментировать, обобщать газетную информацию – преимущественно задачажурналов. Исследование особенностей периодической печати, в частности газет, позволитрасширить представление о политической и культурной жизни России начала ХХ века,чем и будет обусловлена актуальность темы нашего исследования: «Типы русских газетначала ХХ века» звучит актуально.
Объектом исследования является периодическая печать в Россииначала ХХ века.
Предмет исследования типология и тематическое своеобразиегазетных изданий начала ХХ века.
Цель настоящей работы проанализировать типологию газетнойпериодики начала ХХ века в контексте общественно–политической жизни России указанногопериода.
Для достижения указанной целинеобходимо решение следующих задач:
1.  Определить предпосылки, развития периодическойпечати в России в начала ХХ века.
2.  Проанализировать значение периодическихгазет в общественно–политической жизни России указанного периода.
3.  Исследовать типологию центральных газетныхизданий.
4.  Изучить специфику провинциальной периодическойпрессы.
5.  Охарактеризовать особенности специализированнойпериодической печати – на примере спортивных газет.
Методологической основой работы послужили исследования в областиистории и практики журналистики, теории журналистики и социологии, а именно научныетруды, посвященные проработке проблем методологии научного познания в области прессоведения,– в частности труды Б.И. Есина, Е.П. Прохорова, К.А. Алексеева, В.В. Баранова, Е.А.Слюсаренко, А.В. Виннийчук, А.А. Грабельникова, О.Д. Минаева, С.Я. Махониной, А.В.Коноваловой и др. по методологии и методике журналистских исследований.
Методы исследования. В качестве основного был использованописательный метод исследования, включающий приемы анализа и обобщения, в качествевспомогательного – системно–структурный.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав,заключения и списка использованной литературы.
Глава1. Периодическая печать в жизни русского общества начала ХХ века1.1 Газета как видпериодической печати: газета и журнал в системе журналистики
Соотношение газет и журналовв системе журналистики является одной из основных характеристик состояния периодикистраны или региона в определенный исторический момент.
Россия прошла в этом смыслесвоеобразный путь развития: первыми периодическими изданиями, возникшими в началеXVIII в., были газеты, потом их практически на целый век вытеснили журналы – «толстое»литературно-публицистическое издание, тип которого, по мнению исследователей, былвыработан чисто русскими условиями и запросами читательской аудитории.
Газета и журнал – это не простодва вида периодики, это два способа воздействия на читателя, две разные формы подачиинформации. Газета формирует общественное мнение ежедневно, информируя, агитируячитателей; журнал на основе созданного газетой общественного мнения вырабатываетжизненную ориентацию, определенное мировоззрение.
В современных исследованияхподчеркивается, что «предметом журналов выступают прежде всего устойчивые процессыв беспокойном содержании явлений, а газет – изменчивость в этих процессах».[1]
Это определение при всей егообобщенности все же несколько сужает задачи журналов за всю историю русской журналистики.При недостаточной развитости газет, русские журналы долго вынуждены были описыватьизменчивость в процессах. Но если газеты эту изменчивость фиксируют, то журналыпытаются определить самые глубинные причины подобных изменений.
Определяя главное отличиегазет от журналов, П.П. Перцов – редактор «Нового пути» писал в 1903 г. в статье,открывающей этот журнал: «В Европе газет даже больше, чем у нас, но их обилие немешает бытию журналов, имеющих свою специальную задачу обобщающего освещения, котораядля газеты естественно невозможна».[2]
Необходимость «обобщающегоосвещения», углубленного анализа событий жизни, науки, литературы, т.е. особая роль,диктует журналу свои условия: достаточно большой объем статей, серьезность анализа,широту аргументации, характер аудитории, к которой обращается журнал, требует своегоспецифического способа изложения и подачи материала, оформления текста на странице,наличия или отсутствия иллюстраций и так далее. Предпочтительный для русского толстогожурнала жанр – большая научная или публицистическая статья-обозрение, развернутаякомментированная хроника, литературные жанры.
Газета более проста в своихформах, хотя сложнее в верстке. На первый план выходят газетные жанры, компактныепо объему, насыщенные злободневной информацией. Известный русский журналист А.В.Амфитеатров писал И.И. Ясинскому – писателю, сотруднику газеты «Биржевые ведомости»:«Журнал – пирожное, газета – вот хлеб, вот – обед», в форме афоризма определяя различиядвух главных для русской журналистики видов периодики.
Итак, газета – печатное периодическоеиздание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политическойборьбы, одно из основных средств в системе массовой информации и пропаганды.
Согласно стандарту, />«периодическим» называется сериальное издание, выходящее черезопределенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков),не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированнымивыпусками, имеющими одинаковые заглавия.
Прежде всего, следует отметить,что у периодических изданий много общего в их функциональном назначении. />Их цель — оперативно, через установленные промежутки времени распространятьинформацию, адресованную разнообразному читателю. Общность функционального назначенияпериодики заключается в том, чтобы отражать события жизни общества, которые относятсяк различным сферам его деятельности и являются актуальными с позиций текущего момента.Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представлятьреальную действительность и имеющие к ней отношение события другого времени. Такимобразом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжениепредыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме. Вместе стем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки, какпо тематике, так и по содержанию, а возможно, и в деталях оформления.[3]
Название «газета» произошлоот наименования мелкой итальянской монеты — итал. gazzetta (гасета). В XVI векеза прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщениями о придворнойжизни, торговых новостях, сообщениями из других городов) платили одну гасету, тоесть самую маленькую монету. Название же монеты дала сорока (итал. gazza), изображённаяна ней. Согласно советскому ГОСТу — «листовое издание в виде одного или несколькихлистов печатного материала установленного формата, издательски приспособленное кспецифике данного периодического издания».
Главное отличие газеты отдругих типов периодической печати (журналов, бюллетеней и др.) составляет формат,объёмом и более частый выход (ежедневно, несколько раз в неделю, раз в неделю),особенности материала. Материалы газеты содержат факты, их оценку, характеристикупроцессов и тенденций развития современной действительности, газета выступает проводникомполитики и идеологии того или иного класса, партии, социальной группы.
В газете используются различныежанры и формы. Наибольшее место занимают оперативная информация и публицистическиепроизведения. Оперативному освещению событий служат официальные сообщения партийныхи государственных органов, агентств печати, отчёты, хроника, заметка, репортаж;объяснение событий и мнения о них дают комментарии, корреспонденции, интервью, рецензии;обзор и анализ процессов действительности содержат статьи, обозрения; позиция редакциипо важнейшим вопросам освещается в передовых статьях; художественно-публицистическоевоплощение событий и характеров присуще зарисовке и очерку, сатирическая остротасвойственна памфлету и фельетону.
В газете также публикуютсятакже политические документы, художественные, научно-популярные, художественно-документальныепроизведения, письма читателей и т.д.
Система газет включает центральные(национальные), специализированные (отраслевые) и региональные (местные) издания.
Центральный аппарат редакциигазеты состоит из главного редактора (редакционной коллегии во главе с редактором),редакторов (заведующих) отделов, литературных сотрудников различных профилей (репортёры,комментаторы, обозреватели, очеркисты, фельетонисты и др.). Многие газеты имеютспециальных (разъездных) корреспондентов, собственных корреспондентов внутри страныи за рубежом.1.2 Журналистикакак инструмент политической борьбы: значение газет в жизни общества начала ХХ века
С развитием системы журналистикина рубеже XIX и XX вв. появляются многочисленные издания, которые не только отражаютразвитие русской культуры, но и сами становятся показателями культурного уровняразвития общества. В первую очередь, это издания, посвященные разным проблемам литературыи искусства, научно-популярные и некоторые другие. Решение задач, стоящих передподобными периодическими изданиями, не требует четкого идеологического направления.Идеологическая определенность часто ставит журнал или газету на грань закрытия илиприостановки.
Поэтому классификация «понаправлениям» изданий для семейного чтения, для самообразования, научно-популярных,эстетических, театральных, художественных, к сожалению, встречающаяся в работахпо истории русской журналистики, является искусственной, искажает общее представлениеоб издании.
Журналистика всегда служилаинструментом политической и идеологической борьбы, зеркалом, отражающим различныенаправления в общественном мнении. Каждый новый политический режим вносил в неекачественные изменения, которые прямо сказывались и на литературе о журналистике.Исходя из этого, можно выделить три основных этапа ее развития – в условиях самодержавия,в годы советской республики и в постсоветское время рыночных реформ.
Четкость и определенностьнаправления, которое остается важной характеристикой общественно-политического издания,в XX в. начинает размываться: в одном органе периодики может не совпадать направленностьразных частей, например беллетристики и публицистики, и даже разных отделов. Такиефакты отмечены исследователями печати этого периода. Кроме того, в изданиях, выходящихпо 30 и более лет, направление зачастую менялось в связи с политическими событиямиили с приходом в редакцию новых сотрудников.
В конце 1905 г., после возникновенияразличных политических партий, многие газеты характеризует однородность уже не типа,как в XIX в., а направления. Девять десятых органов прессы поддержали партию кадетов– партию народной свободы – и начали пропагандировать ее взгляды. Это длилось недолго,но такой факт затрудняет определение направления каждого издания. Либерально-буржуазныеи демократические газеты часто отличались друг от друга тончайшими нюансами, оттенками,тем более трудно уловимыми, что комплекты большинства изданий начала XX в. не прочитаны,их публикации не изучены. Таким образом, исследование прессы этого времени по типологическомупринципу должно предшествовать выяснению направления каждого издания.
Если при определении направленияважно изучение содержания публикуемых на страницах газет статей, то при типологическомподходе основное внимание уделяется особенностям самого органа периодики
Характеристики различных типовизданий, попытки выделить их основные признаки можно найти в работах по историии практике русской и зарубежной журналистики, но, к сожалению, бесспорного определениятипа издания и точного перечня типообразующих элементов в современной литературенет. «В чистом виде тип встречается редко, обычно мы имеем дело с индивидуализированнымиразновидностями типа, смешанным типом… Каждое конкретное издание может иметь своелицо при некой типологической общности», – замечает Б.И. Есин.[4]
Как уже отмечалось, деятелирусской прессы начала XX в., свободно оперировали термином «тип» и хорошо представлялисебе не только различные типы изданий, но и факторы, влияющие на их формирование.Одной из самых интересных публикаций на эти темы является статья А.В. Пешехонова«Русская политическая газета. Статистический очерк», напечатанная в журнале «Русскоебогатство» в мартовском номере за 1901 г. Статья была написана на основе реферата,прочитанного ведущим публицистом народнического журнала на общем собрании Союзаписателей в ноябре 1900 г. Материалом для анализа послужили итоги переписи русскихгазет, проведенной в октябре этого года. «С каждым годом газета становится все болеевидной частью нашей литературы, все более важным фактором нашей общественной жизни.Вместе с тем нарастает и потребность в объективном изучении как исторического развитиянашего газетного дела, так и современного его состояния. Методы такого изучениямогут быть различны и в числе их метод статистический, по нашему мнению, так жедолжен иметь место», – писал Пешехонов в начале статьи.[5]
В статистической части авторприводит очень много интересных подсчетов. Пешехонов использовал не все данные,он просматривал только газеты политические, частные, выходившие на русском языкене менее двух раз в неделю. В 1900 г. таких газет издавалось из них две – «Биржевыеведомости» и «Новости» – в двух изданиях, одна – «Одесские новости» – два раза вдень. 21 газета выходила в столицах (14 – Петербург, 7 – Москва). Наиболее развитаяполитическая газетная пресса существовала на юге России, второе место занимало Поволжье.
Анализируя типы русских газет,Пешехонов выделил несколько «внешних признаков», по которым они различаются. Первыйиз них – периодичность. Столичные газеты выходили в основном ежедневно, провинциальные– от двух до шести раз в неделю. Увеличение числа ежедневных газет и переход к вечернимвыпускам, т.е. выход одной газеты два раза в день – характерное явление для развитиягазет в начале 90-х годов. Второй признак – размер, третий – соотношение материаловна газетной полосе.журналистика газета журнал печать
Глава2. Массовые газеты в России начала ХХ века 2.1 Центральные газетные издания начала ХХ века
О газетах и их особенностяхписали в начале века не только газетные журналисты, но и сотрудники толстых журналов,известные публицисты, например, А.В. Пешехонов, С.Н. Кривенко, Л.З. Слонимский.Такое внимание к этому виду периодики вызвано было, как уже сказано выше, быстрымростом количества газет, читать которые начинали все более широкие массы, в томчисле и те, кто раньше периодикой совсем не интересовался.
Рост количества газет особенноинтенсивно шел в 1890-е –в начале 1900-х годов. В 1860 г. в России издавалось семьежедневных газет и 98, выходивших от одного до трех раз в неделю. В 1913 г. ежедневныхгазет стало 417, из них 10 выходили два раза в день.
В конце 90-х годов тиражиотдельных газет достигали 50–70 тыс. экземпляров. «Русские ведомости» и «Новое время»имели тираж 25 тыс., «Свет» – 70 тыс., «Петербургская газета» – 30, «Одесский листок»– 10, «Киевское слово», «Киевлянин», «Южный край», «Волжский вестник» – от 2 до5 тыс. экземпляров.
После революции 1905–1907гг. тиражи газет значительно увеличились. «Русское слово» имело 250 тыс., второеиздание «Биржевых ведомостей» и «Петербургский листок» – от 80 тыс., самая большаяи дорогая газета «Новое время» – около 60 тыс., «Русские ведомости» – 50 тыс. ит.д. Наиболее крупные провинциальные газеты – «Киевская мысль», «Южный край», «Одесскиеновости», «Одесский листок», «Приазовский край» – от 12 до 40 тыс. в день. Рядовыегубернские газеты – 1–3 тыс. Таким образом, по тиражам русская газета достигла уровнязападноевропейской[6].
Так, например, «Биржевые ведомости» были образованы в 1861 г. из «Коммерческойгазеты», слившейся с «Журналом для акционеров». Основателем и издателем-редактором«Биржевых ведомостей» был К.В.Трубников/>. В марте 1874 г.он продал половину издания В.А.Полетике — видному в то время предпринимателю, занявшемусяиздательской деятельностью, когда его дела пошатнулись. С марта 1875 г/> (по версии В.Я. Лаверычева — в конце 1874 г./>) газетаперешла в полную собственность В.А. Полетики. Собрав все свои средства, он приобрелгазету и типографию «Биржевых ведомостей» за 200 тыс. руб./>Новый владелец стремился поставить дело на широкую ногу и сделать из газеты коммерческивыгодное предприятие. Но издание теряло популярность и вскоре прекратило существование/>. В 1879 г. вышли только тридцать номеров, а с февраля этого года Полетикапереименовал газету в «Молву»/>.[7]
Второе издание«Биржевых ведомостей» появилось с ноября 1893 г. И.И. Ясинский отмечает,что оно было разрешено Пропперу министром Витте единственно для борьбы с противникамивинной монополии и защиты биметаллизма/>. В общем, политика Витте,несомненно, долгое время поддерживалась Проппером. Так, например, в «изданииредакции» «Биржевых Ведомостей» вышло «изследование» С.М.Проппера «Казенная продажа питей и общественное мнение». В этом весьмаобъемном сочинении (около 370 страниц) доказывается полезность проводимой Виттереформы, причем приводится множество отзывов о ней среди различных групп населения,общественное мнение исследуется очень добросовестно, собрана значительная статистикапо рассматриваемому вопросу. Вполне естественно, что большинство респондентов редактора«Биржевых ведомостей» приветствовали действия правительства; впрочем,не будем исключать возможность чисто научного интереса С.М. Проппера к вопросу овинной монополии.
С коммерческойточки зрения «Биржевые ведомости» были весьма успешны, однако работа редакторабыла довольно утомительной, поэтому в конце 1905 г. Проппер вступил в переговорыс кадетами о передаче им своих изданий. В результате этой сделки почти весь редакторскийсостав переменился. «Биржевые ведомости» были переименованы в «Свободныйнарод», первый номер которого вышел 1 декабря 1905 г. Все издания С.М. Проппераперешли к триумвирату, состоявшему из П.Н. Милюкова, И.В. Гессена и М.И. Ганфмана.В силу договора С.М. Проппер сам устранился от какого-либо вмешательства в редакторскиедела и отчасти в издательские. Был согласован бюджет, в пределах которого кадетымогли распоряжаться по своему усмотрению/>.
Рассматривая вопросо достоверности информации газеты, следует помнить о коммерческом характере «Биржевыхведомостей» и возможности искажения ряда сведений из-за сотрудничества руководствагазеты с определенными финансовыми кругами. Впрочем, упрек в корыстных публикацияхможно адресовать всем подобным изданиям. Так, И.Ф. Гиндин писал, что «биржевыелистки давали обычно фактический материал по интересующему нас вопросу/> лишь в моменты, когда они пытались, придавая своим сообщениям разоблачительныйхарактер, добиться от банков платы за молчание на будущее время»/>. Не следует исключать и мотив личной заинтересованности в той илииной информации владельца газеты.
Проппер иногдаприбегал к шантажу, объявляя в биржевом отделе те фирмы, которые отказывались печататьобъявления, некредитоспособными”/>, но подобные случаи относятсяк раннему периоду существования газеты под руководством Проппера. Впоследствии,когда газета приобрела весьма значительное влияние (в частности, к помощи Проппераприбегали правительственные круги/>), проблем с финансовыми поступлениямиот рекламы не отмечалось, напротив, издательство было на редкость прибыльным, оносоставило значительный капитал своему владельцу.
В целом, представляется,что материалы «Биржевых ведомостей» являются весьма ценным источником,в том числе и по различным вопросам истории финансовых рынков России. История жесамой газеты имеет самостоятельную ценность и, безусловно, заслуживает изучения.[8]
«Русское слово»– ежедневная газета буржуазно-либерального направления, первая русская газета, направившаясвоих корреспондентов во все крупнейшие города России и многие столицы других стран.Эту газету еще «фабрикой новостей», критика царизма способствовали превращению газетыв одно из самых распространённых изданий России. Выходила в Москве с 1895 по 26ноября (9 декабря) 1917. Издатель — И.Д. Сытин (с 1897). В газете сотрудничали В.М.Дорошевич (с 1902 — фактический редактор), А.В. Амфитеатров, П.Д. Боборыкин, В.А.Гиляровский, Вас.И. Немирович-Данченко и др. Тираж к началу 1917 составлял 600—800тыс. экземпляров. При «Р. с.» выходил еженедельный иллюстрированный журнал«Искры». После Февральской революции 1917 поддерживала буржуазное Временноеправительство, выступала против большевиков. К Октябрьской революции 1917 отнесласьвраждебно. Закрыта постановлением Московского ВРК. С января по 6 июля 1918 выходилапод измененными названиями («Новое слово», «Наше слово»). Виюле 1918 окончательно закрыта
Еще одно крупноепериодическое издание – газета «Русские Ведомости»– газета, издаваемая в Москвес 3 сентября 1863 г. Газета, получив в марте 1898 г. 3-е предостережение, была приостановленана 2 месяца и затем подчинена особому виду предварительной цензуры, установленномупримечанием к ст. 144 Ценз. устава.
«Русскиe Ведомости»занимали особое положение не только в московской печати, либо националистической,либо так называемой мелкой, но и вообще в ряду наших ежедневных изданий. Это — единственнаягазета, вполне подходящая к тому высокому типу печатного органа, который созданлучшими ежемесячными журналами. B «Русских Ведомостях» никогда не угождаливкусам толпы и вместо того, чтобы спуститься до уровня массы читающей публики, старалисьподнять ее до себя. Это создало им в кругах, привыкших к газетам «веселым»и «бойким», репутацию газеты «скучной», «профессорской»и т. п., но не помешало им получить огромное распространение (свыше 2 0 тыс.), какв Москве, так и особенно в центральной и восточной России.
Обычного газетного балласта,даваемого для пополнения столбцов, в «Русских Ведомостях», к тому же стесненныхобъемом (подписная цена ее ниже других газет) не был: располагая серьезными корреспондентамиво всех концах России, она сообщала только факты проверенные и представляющие интересобщественный или государственный, а также следила за деятельностью органов самоуправленияи проявлениями общественной инициативы, за новостями западноевропейской литературыи научной мысли.
«Но́вое вре́мя»— центральная газета. Которая издавалась в 1868—1917 в Петербурге, с 1914 в Петрограде.До 234-го номера в 1869 выходила 5 раз в неделю, затем ежедневно. С 1881 выходило2 издания — утреннее и вечернее. В 1891 году издавалось еженедельное иллюстрированноеприложение. Издатели: А.К. Киркор и Н.Н. Юматов (1868—1872), Ф.Н. Устрялов (1872—1873),О.К. Нотович (1873—1874). К.В. Трубников (1874—1876), А.С. Суворин (1876—1912),«Товарищество А.С. Суворин» (1912—1917).
При Устрялове в либеральнойгазете «Новое время» была напечатана передовица, посвящённая выходу на русском языкепервого тома «Капитала» Маркса (23 мая 1872).
При Суворине «Новое время»имело противоречивую репутацию: с одной стороны, это была большая газета «европейскоготипа», в ней печатались наиболее подробные зарубежные новости, объявления крупнейшихкомпаний, подробная хроника, некрологи известных деятелей. Дружеские связи с редакциейгазеты и с Сувориным лично поддерживал А.П. Чехов. С другой стороны, чем дальше,тем больше в русском либеральном обществе складывалась репутация «Нового времени»как сервильной, реакционной и беспринципной газеты, а слово «нововременец» становилосьнарицательным (во многом это было связано с журналистской деятельностью В.П. Буренина,с антисемитскими выступлениями на страницах газеты в связи с делом Дрейфуса) и т.п. Отрицательно воспринимали газету и сравнительно аполитичные русские модернисты1900—1910-х (из-за литературный позиции Буренина), что не помешало многим из них(Фёдор Сологуб, Михаил Кузмин, Георгий Иванов) в 1914—1915 сотрудничать в издававшемсяпри «Новом времени» высокогонорарном журнале «Лукоморье».
В 1901—1917 годы одним изведущих публицистов газеты был Михаил Меньшиков. Газета была закрыта большевикамина другой день после Октябрьской революции, 26 октября (8 ноября) 1917 (Ленин вответ на критику революционных идей социал-демократов называл «Новое время» «образцомпродажных газет. „Нововременство“ стало выражением, однозначащим с понятиями: отступничество,ренегатство, подхалимство»
«Оде́сский листо́к» — популярная газета либерального направления,выходившая на русском языке в городе Одесса. В конце 1890-х годов тираж газеты составлялот 10 тысяч экземпляров, что делало «Одесский листок» крупнейшей русской провинциальнойгазетой, после революции 1905—1907 годов — от 12 до 40 тысяч в день. С 1872 по 1880год выходила как «Одесский листок объявлений» (редакторы-издатели А. Серебрянникови В. В. Навроцкий.). Основатель газеты Василий Васильевич Навроцкий начинал какнаборщиком в типографии, но скопив необходимую сумму денег, в возрасте 21 года приступилк изданию собственной газеты «Одесский листок объявлений» размером в один лист.В 1880 году газета увеличила объём и изменила своё название.
До 1917 года выходила ежедневно,издатель-редактор В. В. Навроцкий; с 1917 издатель С.М. Навроцкая, редактор — М.Д.Горяинова. Издание придерживалось буржуазно-либерального направления.В газете были отделы: Телеграммы «Одесского листка», Русская печать, Дневник, Русскаяпочта, Фельетон. Газета освещала местную и общероссийскую общественно-политическуюжизнь, публиковала корреспонденции и статьи о деятельности земств, положении крестьянства,нуждах юга России, вопросах самоуправления. «Одесский листок» публиковал коммерческуюинформацию, отстаивал политику протекционизма, выгодную русской буржуазии. В 1913годовая подписка на «Одесский листок» с приложением стоила 10 рублей. 24 августа1919 года после перехода Одессы в руки Добровольческой армии, «Одесского листка»вышел с оглавлением «Измученным гражданам исстрадавшейся Одессы от освобожденногоузника — „Одесского листка“ — братский привет!». период революции 1905—1907 — органпартии конституционных демократов. В 1917 газета поддерживала Временное правительство..
В 1920 году газета была закрытапостановлением Советского правительства. В «Одесском листке» работали такие одесскиежурналисты как С.Т. Герцо-Виноградский (Барон ИКС), С.И. Сычевеский, А.К. Гермониус,В.Я. Лучинский, братья А.Б. и К.Б. Карбамышевы, А.С. Попандопуло, А.М. де Рибаси другие.
В газете принимали участиестоличные литераторы, в частности Аркадий Аверченко, А. Амфитеатров, Н. Теоформи,Иван Бунин, Александр Куприн, Л. Кармен, С. Юшкевич, Корней Чуковский, Максим Горькийи Влас Дорошевич. Среди корреспондентов «Одесского листка» был Владимир Жаботинский.2.2 Провинциальныегазеты: типология и особенности издания
Предпосылками первоначальногопоявления городских газет возникли еще в первой половине XIX в.: социально-экономическиегосударственные реформы, становление и развитие российских городов, формированиеих как торгово-промышленных центров; увеличение численности городского населения;возросшая потребность государственной, а впоследствии и местной власти в доведенииофициальной информации до местного населения; формирование образовательной системы,вызвавшее рост уровня грамотности; научно-технический прогресс, становление печатногодела, развитие журналистики в Санкт-Петербурге и Москве; появление первых провинциальныхгазет: «Казанские известия» (1811–1820 гг.), «Харьковский Ежедневник» (1817–1822гг.), «Восточные известия» (1813–1816 гг.), «Одесский Вестник» (1827–1893 гг.),«Тифлисские ведомости» (1828–1831 гг.); издание губернских и областных «Ведомостей»(начиная с 1838 г.).
К концу XIX в. сформироваласьмногокомпонентная система городских газет; дифференцируемая по различным признакамна
1) столичные, провинциальные;
2) литературные, общественно-политические,специальные, т.е. посвященные промышленности, торговле, землевладению, домоводству,медицине, искусству и т.п., справочно-рекламные;
3) ежедневные, еженедельные,выходящие два раза в месяц;
4) частные, государственные.
В начале XX в. возросло числочастных массовых периодических изданий, входящих в промышленно-финансовые группы;популярность приобрели ежедневные городские «газеты-копейки», характеризующиесябольшим количеством рекламных объявлений, а также наличием острых сатирических публикаций,критикующих местную власть.
После вооруженного восстания1905 г. начался «период открытого существования легальной революционной социал-демократическойжурналистики» (Р.П. Овсепян). Это отразилось и на возникновении новых городскихгазет в регионах, таких как «Красноярский рабочий», «Харьковский рабочий», «Кавказскийрабочий листок» и др.
С 1917 г. советское правительствовидело большую необходимость в искоренении старой и в строительстве новой системыпрессы, призванной проводить его политику, защищать интересы партии, в связи с чем,в первую очередь, были закрыты все издания монархического толка, а большевистскаяпечать стала легальной.
Все крупнейшие полиграфическиепредприятия были национализированы, конфискованы типографские технические средстваи запасы бумаги, что предоставило большевикам широкие возможности для издания газет,журналов и книг.
В городах были созданы большевистскиегазеты – органы местных организаций РСДРП. Так, например, в Ростове-на-Дону 17 апреля1918 г. вышел первый номер газеты «Наше знамя» (орган Ростово-Нахичеванского комитетаРСДРП), в Грозном 17 марта – «Нефтерабочий» (орган Грозненского комитета большевиков),5 мая вышла «Прикубанская правда» (орган Екатеринодарского комитета). Основная функциягородской газеты – информировать население о событиях, происходящих в городе, –у большевистских изданий отошла на второй план. Главной тематической направленностьюэтих газет стали ленинская программа, цели революционного движения, борьба с контрреволюционнымипартиями и их органами.
Гражданская война оказаланегативное влияние на развитие отечественной журналистики. Во второй половине 1922г. печать оказалась в кризисной ситуации. Количество и общий тираж изданий сократилисьнаполовину. Первой причиной упадка послужил перевод газет на самоокупаемость и хозрасчет;второй – изменение политики партии (издатели растерялись, не поняв сути нэпа). Естественно,все это мало способствовало развитию городских газет.[9]2.3 Специализированныеиздания: типология спортивных изданий начала ХХ века
Спортивная журналистика вРоссии зародилась в XIX веке сразу за появлением организационно оформившегося спорта.Спорту как социальному институту для постоянного развития всегда был необходим постоянныйвзаимообмен достижениями из практического опыта в теорию и обратно. Важной частьюсистемы, обеспечивавшей подобную циркуляцию и поддерживавшей жизнедеятельность сферыспорта, уже в XIX веке стала русская спортивная журналистика, которая первоначальноразвивалась в изданиях общего характера в виде отдельных статей или специальныхотделов. С расширением числа отраслей спорта, с увеличением его роли и значенияв жизни общества потребовалось появление специальных периодических органов.
Специализированная спортивнаяпечать XIX – начала ХХ была составным элементом системы печати того времени, формироваласьи существовала в ее русле в соответствии с общими тенденциями, во многом сохраняласходные черты развития с другими специализированными и общественно-политическимиизданиями, часто эти черты проявлялись в ней не менее ярко, чем собственные оригинальныеособенности. В этом заключается значимость.
До революции сформироваласьединая типологическая группа спортивных изданий в составе специализированной журналистики,объединенная целевым назначением, аудиторией, предметом отражения, целостностьюи структурированностью, общими функциями, среди которых основными являлись просветительско-образовательная,пропагандистская и организационная. Главными задачами спортивной журналистики вXIX – начале XX вв. стали популяризация и распространение спортивного движения врусском обществе, объединение его разрозненных сил.
Спортивные дореволюционныеиздания дифференцировались по целому ряду признаков: по целям и назначению, по формаморганизации, по формальным признакам, по территориальному принципу. Все они в определеннойстепени оказали влияние на типологический облик отряда спортивной прессы. Однако,как показало ее изучение, они не дают возможность воссоздать четкую типологическуюкартину спортивной дореволюционной печати. Причиной тому – переходное состояниеее форм, продолжающийся на протяжении изучаемого периода процесс формирования еетипов. К спортивным изданиям, например, с достаточной степенью условности применимотрадиционное для печати разделение на журналы и газеты.
Сама разнообразная и неоднороднаяприрода спорта подсказывает наиболее естественный, показательный и продуктивныйкритерий классификации изданий – по отраслевому принципу, т. е. по освещаемым видамспорта. По данному критерию все спортивные издания XIX – начала ХХ вв. делятся науниверсальные (общеотраслевые) и специализированные (отраслевые).
Дореволюционныеуниверсальные издания по спорту были рассчитаны на максимально широкий охват тематикии ориентировались на многие слои читательской аудитории, стараясь учитывать всевозможные интересы. Это были лучшие спортивные издания дореволюционной России: петербургский«Спорт» (1900-1904, 1908), московские «Русский спорт» (1909-1919)и «К спорту!» (1911-1918). В количественном отношении универсальные изданиязаметно уступали специализированным газетам и журналам, строящимся на основе ограничениятематики одним или несколькими смежными видами спорта. Специализированные (отраслевые)издания делятся на узкоспециализированные и смешанные. Узкоспециализированные газетыи журналы были посвящены одному виду спорта, их содержание, жанровая палитра, периодичность,даже формат целиком диктовались потребностями конкретной аудитории – поклонниковэтого вида спорта. Так, можно выделить конноспортивные, охотничьи, шахматные, сокольскиеи прочие органы печати. Смешанными же следует считать издания, которые не ограничивалитематику одним видом спорта, но и не являлись универсальными. Как правило, они освещалидва-три родственных или, по крайней мере, близких вида спорта.
При анализеуниверсальных и специализированных спортивных изданий, учитывался также принципдифференциации, распределяющий спортивную печать по стоящим перед ней целям и задачам,и соответственно, по характеру подачи информации в расчете на конкретную аудиторию.Для специализированных изданий по спорту совершенно естественно, что поиск их целевойаудитории был направлен на хорошо подготовленного читателя. У универсальных изданийон смещался в сторону более массовой аудитории.
Особое направление составлялииздания, повествующие о спорте как о зрелище, развлечении. В отличие от других специальныхспортивных органов, рассчитанных на достаточно узкий сегмент аудитории (деятели,участники болельщики спорта), данные предметно-специализированные издания, откликаясьна запросы информационного рынка, ориентировались на самого широкого читателя. Отсюдаи специфический, иногда откровенно бульварный характер подачи спортивной информациив виде слухов, скандалов, сенсаций, и соединение ее с информацией о театральнойжизни, политике, светской хроникой. Этим же объясняется и выбор определенных, наиболеепопулярных, «модных» видов спорта в качестве основной тематики – конный спорт, французскаяборьба и т. д. Всего до революции в России выходило более 60 наименований газети журналов, посвященных «конскому» (по терминологии той эпохи) спорту. Это быласамая многочисленная группа в отряде специализированной спортивной прессы, делившаясяна два основных типа. [10]
Первыйтип – коннозаводско-спортивный журнал, богато иллюстрированный, содержащий обилиематериалов аналитического плана, «руководящих» научных, теоретических или обзорныхстатей, корреспонденций и заметок полемического характера. Типологические основыданной группы изданий были заложены деятельностью Н.Д. Лодыгина, редактора-издателя«Газеты коннозаводчиков и любителей лошадей» (Москва, 1874-1881 гг.), а также С.А.Попова и кн. С.П. Урусова, редакторов-издателей журнала «Русский спорт» (СПб., 1882-1883гг.; Москва, 1884-1895 гг.). Их традиции продолжили последующие издания: «Коннозаводствои коневодство» (СПб., 1888-1917 гг.), «Конская охота» (Москва, 1891-1907 гг.), «Журналспорта» (Москва,1898-1905 гг.), «Коннозаводство и спорт» (Москва, 1903-1917 гг.)и «Конский спорт» (СПб., 1907-1917 гг.).
Второйтип изданий – это своеобразная «малая пресса» спортивной периодики, информационныелистки, которые наполнялись материалами, относящимися к кратким информационным жанрам,снабжали необходимыми сведениями игроков на сильно расцветшем в начале XX века тотализаторе.Наиболее характерными представителями этого типа можно считать «Листок объявленийи спорта» В.А. Гиляровского (Москва, 1891-1896 гг.) и «Спорт и фавориты на сегодня»М.К. Брейтмана (СПб., 1908-1917 гг.).[11]

 Заключение
Учитывая актуальность изучениявопросов периодической печать прошлого века, в том числе и его начала, в нашей работемы сделали попытку исследовать типологию периодических газет.
В первой главе исследованиямы определили предпосылки, имеющие первостепенное значение для возникновения и развитияпериодической печати в России в начала ХХ века. Здесь же нами были проанализированыфункции и значение периодических газет в общественно–политической жизни России указанногопериода.
Вторая глава исследованияпосвящена изучению типологических особенностей центральных газетных изданий, провинциальнойпериодической прессы, а также одного из видов специализированной периодической печати– спортивных газет.
В результате исследованиямы пришли к следующим выводам.
Простота формата, компактность,низкая по сравнению с журналом себестоимость – причины позволившие газете занятьлидирующее положение среди других периодических печатных изданий в России началаХХ века.
Журналистика начала ХХ векаввиду бурных общественно–политических событий не могла не стать инструментом политическойи идеологической борьбы, зеркалом, отражающим различные направления в общественноммнении, были глашатаями идей различных политических партий.
Попытки типологий газетныхизданий привели к созданию типологий газет на различных основаниях (территориальныйпризнак, по содержанию, признак принадлежности, по частоте выпуска и др.)
Рубеж ХХ –ХIХ веков ознаменовался увеличением тиражацентральных газет, что связано с коммерческим успехом отдельных газет, а также собщим экономическим состоянием России. Основная тематика центральных газет: общественно–политическаяситуация в России, зарубежные новости, декларации позиций отдельных крупных партий,движений, кружков.
Социально-экономические государственныереформы, становление и развитие российских городов, формирование их как торгово-промышленныхцентров; увеличение численности городского населения; возросшая потребность государственной,а впоследствии и местной власти в доведении официальной информации до местного населения;формирование образовательной системы, вызвавшее рост уровня грамотности; научно-техническийпрогресс, становление печатного дела послужили причинами появления и востребованностипровинциальных газет. Так же как и центральные газеты, провинциальные периодическиеиздания различались по структуре и идейному содержанию (литературные, общественно-политические,специальные, т.е. посвященные промышленности, торговле, землевладению, домоводству,медицине, искусству и т.п., справочно-рекламные; ежедневные, еженедельные, выходящиедва раза в месяц; частные, государственные). С приходом советской власти большаячасть промышленных и частных газет было закрыто, а периодика была подвернута идеологическойчистке со стороны большевиков.
Что касаетсяспециальных периодических изданий, то наиболее востребованными являлись спортивныегазеты и так называемые спортивные информационные листы. Такие издания повествовалио новостях спорта, о спорте как о зрелище, развлечении. В отличие от других специальныхспортивных органов, рассчитанных на достаточно узкий сегмент аудитории (деятели,участники болельщики спорта), данные предметно-специализированные издания, откликаясьна запросы информационного рынка, ориентировались на самого широкого читателя.
Списокиспользованной литературы
1.  Алексеев К.А. Спортивная пресса РоссииXIX – начала ХХ вв.: историко-типологический анализ. Автореф. дисс…кандид. филол.наук–Спб., 2008.С.16.
2.  Баранов В.В., Слюсаренко Е.А. Спортивнаяпечать Российской Федерации (1990-2000) // Типология периодической печати. М., 2007.
3.  Бережной А.Ф. К истории отечественнойжурналистики (конец XIX – начало ХХ вв.). СПб., 1998.
4.  Виннийчук А.В. Городские газеты: исторический,классификационно-типологический и содержательный аспекты (на примере городских газетг. Ростова-на-Дону и городов Ростовской области). Автореф.кандид.филол.наук.- Ростов-на-Дону,2009..
5.  Грабельников А.А., Минаева О.Д. Историяпериодической печати (1703–2003). Библиографический справочни.В.2–х томах.- М.,2004.С.3.
6.  Есин Б.И. Русская дореволюционная газета.1702-1917 гг. М., 1971; Летенков Э. В. «Литературная промышленность» России концаXIX – нач. ХХ века. Л., 1988;
7.  Есин Б.И. Русская газета и газетное делов России. – М., 1981.
8.  Журналистика в политической структуреобщества. – М., 1983.
9.  Коновалова А.В. К вопросу об истории газеты«Биржевые ведомости» // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 6. М., 2001. С. 111-119
10.  Махонина С.Я, История русской журналистикиначала ХХ века.Уч. пособ.- М… 2004.
11.  Слюсаренко Е.А. Специализированные журналыо спорте: типологические и профильные характеристики. Автореф. канд. дис. М., 2003.