«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Министерство образования и науки Российской Федерации Институт экономики, права и гуманетарных специальностей Экономический факультет СТАТИСТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТУРИЗМА И ОТДЫХА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Курсовая работаСпециальность 08010965 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»Выполнила студенткаДневного отд., 2 курса, гр. Б______________________Ю.О.Гусева Научный руководитель___________________________Ю.И.МилконоваКраснодар 2005 Оглавление Введение 31 Теоретические аспекты статистики туризма и отдыха 5 1.1 Содержание, задачи и основные направления статистики туризма и отдыха5 1.2 Методы статистики туризма и отдыха 112 Статистический анализ туризма в Краснодарском крае в сравнении с другими субъектами РФ 19 2.1 Современное состояние туризма и отдыха в Краснодарском крае 19 2.2 Оценка и анализ рынка детского туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ ……………………………………………33 2.3 Оценка и анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ …………………………………………………………44Заключение ……………………………………………………………………….48Список использованной литературы 50Приложение 52 Введение Актуальность темы курсовой работы «Статистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае» состоит в том, что это – социальный фактор отдыха, оздоровления, взаимопонимания между людьми, доступа к историческим и культурным ценностям развития личности, политической стабильности, социального равновесия и др. В нашей курсовой работе описываем статистику туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ и вклад туризма и отдыха в экономики. Целью данной курсовой работы является проведение статистического анализа туризма и отдыха в Краснодарском крае. При этом необходимо решить следующие задачи: развития туризма в Краснодарском крае, детского туризма в Краснодарском крае, современное состояние туризма. Предметом исследования в курсовой выступает экономические отношения связанные с туристической деятельностью. Объектом исследования являются санатории, пансионаты, дома отдыха, базы отдыха, туристические гостиницы, кемпинг и др. Теоретическая база курсовой работы это книги: Гуляев В.Г. «Туризм: экономика и социальное развитие», Арвах Ю.И. «Перспективы устойчивого развитии туризма на курорте Геленджик», Биржаков М.Б. «Введение в туризм». Методологическая база составила: динамика, коэффициент загрузки, построение графика безубыточности, фондоотдача, фондовооруженность, рентабельность, корреляционно-регрессионный анализ. Информационной базой являются периодические издания: «Туризм», «Туринфо», «Кубань бизнес», «Отель». Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе мы описываем теоретические аспекты статистики туризма и отдыха, она содержит 2 подпункта: содержание, задачи и основные направления статистики туризма и отдыха; методы статистики туризма и отдыха. Во второй главе статистический анализ туризма в Краснодарском крае в сравнении с другими субъектами РФ, она содержит 3 подпункта: современное состояние туризма и отдыха в Краснодарском крае; оценка и анализ рынка детского туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ; оценка и анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае по сравнению с другими субъектами РФ.^ 1 Теоретические аспекты статистики туризма и отдыха1.1 Содержание, задачи и основные направления статистики туризма и отдыхаСанаторно-курортные организации – лечебно-профилактические организации, оснащенные койками и обеспечивающие профилактику и восстановительное лечение населения главным образом на основе использования целебных свойств природных лечебных факторов. К ним относятся санаторий, санатории-профилактории, пансионаты с лечением и др. Организации отдыха – оздоровительные организации, предназначенные для отдыха. К ним относятся дома, пансионаты и другие организации отдыха, туристические базы. В них предоставляются услуги проживания, питания и туристско-экскурсионные услуги. До 1998 года включались туристские гостиницы, мотели, кемпинги. [5, с.23] Санаторно-курортные организации и организации отдыха расположены, как правило, в пределах курортов, лечебно-оздоровительных местностей, в пригородных зонах. К числу иностранных граждан относятся лица, посещающие другую страну, не являющуюся страной их постоянного проживания, на срок, не превышающий 12 месяцев, с любой целью кроме переезда на постоянное место жительства. Поездки охватывают деятельность лиц, которые путешествуют в какую-либо страну, не являющуюся страной их обычного местожительства, на срок, не превышающий 12 месяцев, с целью отдыха, деловыми или прочими целями. Совет народных депутатов как орган представительной власти принимает решение по самым кардинальным вопросам развития туризма: утверждает Генеральный план развития курорта Геленджик, утверждает предложения курорта по Целевой федеральной программе развития туризма, использует право законодательной инициативы по вопросам присвоения курорту статуса краевого и федерального значения, вносит поправки в Устав города об изменении его статуса города на “город-курорт”; принимает решение об утверждении “Положения об участии в социально-экономическом развитии города-курорта Геленджик”, решение “О местных налогах и сборах, вводимых на территории г. Геленджик в 2002 Г.” и так далее. Таким образом, формируется нормативная база, регулирующая процессы функционирования и развития туризма на курорте. Решения Совета народных депутатов имеют прямое действие, а в отношении исполнительного органа Администрации создает правовую базу муниципального уровня для принятия Конкретных и разноплановых решений. Организационным воздействием обладают решения исполнительной Администрации, которые принимаются в форме постановлений мэра Города-курорта. Он утверждает постановления, конкретизирующие решения представительного органа, а также инициативные постановления по решению актуальных проблем. В настоящее время существует Совет курорта при главе города-курорта как общественный консультативный орган. Его представительство ограничено членами общественного сектора – наиболее авторитетными руководителями здравниц курорта и представителями администрации, чьи функции направлены на инфраструктурное обеспечение и нормальное функционирование курорта. Именно эта функция заботы об общих нуждах курорта является главной. В Совете курорта не нашлось места для представителей турбизнеса и частного – сектора, участвующего в обслуживании туристов. Поэтому он не может адекватно выражать интересы всех секторов туризма. [6, с. 45] Еще одним организующим центром в сфере туризма, а именно в экскурсионном обслуживании туристов является Координационный центр по экскурсионному обслуживанию и Методический совет по экскурсионной работе. Координационный центр создан при Управлении культуры исполнительного комитета, является общественным объединением руководителей туристско-экскурсионных фирм и предпринимателей, занимающихся туристско-экскурсионной деятельностью. Рекреационная сеть – это совокупность расположенных в стране (республике, области, районе) рекреационных учреждений. К ним относятся учреждения лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного и познавательного туризма. Основным показателем развития рекреационной сети является плотность рекреационных учреждений, равная числу мест в них, приходящихся на 1 тыс. кв. км территории. В соответствии с этим территории делятся насильно, средне и слабо рекреационно-развитые. Функциональное развитие рекреационных учреждений обусловлено их ориентацией на тот или иной вид рекреационной деятельности. Экономическое значение туризма как источника денежных поступлений, обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную эпоху постоянно возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Демографические признаки (пол потребителей, их возраст; количество членов семьи) относятся к числу достаточно применяемых. Это обусловлено доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи. По возрастному признаку можно выделить следующие сегменты, которым должно соответствовать и разное предложение туристского продукта: дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и без них; молодежь (15-24 года); относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие семьями (с детьми); экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путешествующие без детей; туристы старшего возраста (60 лет и старше). Первый сегмент, относящийся к детскому туризму, зависит отрешения родителей и взрослых. Молодежь, в основном, предпочитает относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта. Для людей 25-44 лет характерно преобладание семейного туризма, поэтому необходима возможность использования детских площадок для игр, детских бассейнов и др. Потребители 45-60 лет предъявляют повышенные требования к комфорту и удобству, содержательным экскурсионным программам. Туризм “третьего” возраста требует не только комфорта, но и возможности получения квалифицированной медицинской помощи, персонального внимания со стороны обслуживающего персонала. Социально-экономические признаки предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня дохода. Существенное влияние на туристское поведение оказывает уровень доходов в семье. Ряд исследователей утверждают, что уровень дохода выступает одним из критериев принадлежности к высшему, среднему или низшему слою общества. Известно, что материальное положение человека сказывается на его потребностях, предпочтениях, покупательском выборе. Различия в материальном положении населения порождают неоднородность туристского спроса. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все большего вовлечения в туризм лиц со средним и даже относительно низким уровнем доходов по мере того, как потребность в отдыхе, связанном со сменой обстановки, с путешествием, превращается в одну из основных. С другой стороны, спрос на туристские поездки продолжают предъявлять лица с высоким уровнем доходов. Предложение туристского, продукта для этих двух различных групп должно быть различным. Если первых интересуют поездки, позволяющие получить максимальную скидку, основной целью их путешествия является отдых на море, при этом выбор места отдыха в основном определяется уровнем цен. Их принцип – за свои деньги получить все сполна. Вторые предпочитают индивидуальные путешествия. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений. Здесь представлены две возрастные категории: средний и “третий” возраст. Если лица “третьего” возраста путешествуют в составе групп, то представители среднего возраста предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых. У этих людей интерес представляют дальние путешествия продолжительностью 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами, причем это могут быть дорогостоящие изделия, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие. [4, с. 53] Спрос на продукт обуславливают цели путешествий потребителей. Именно целью путешествия определяется вид туризма. Различают следующие виды туризма: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, деловой и конгресс – туризм, курортный, лечебный, фестивальный, охотничий, экологический, шоп – туризм, религиозный, учебный, этнический и др. Сезонные колебания и климатические условия страны также влияют на туристический спрос. Они имеют следующие особенности: В северном полушарии наибольшая интенсивность спроса приходится на третий квартал года, а также на время рождественских и пасхальных каникул; Сезонность спроса различается по видам туризма и территориям. Так, лечебно – познавательный туризм подвержен сезонности в меньшей степени, а морской и горнолыжный – в большей степени; Различные районы пребывания имеют специфические формы сезонной неравномерности. Это дает право говорить о специфике неравномерности спроса в отдельном районе, стране, в масштабах всей планеты. Сезонный характер предпочтений потребителя, играет большую роль при выборе им места отдыха. Например: Сейчас очень стремительно развиваются средиземноморские курорты Турции, где существует длительный туристский сезон. Эти курорты очень популярны у россиян, так как, уезжая в отпуск холодной осенью или зимой, можно в это время вдоволь насладиться Средиземным морем и мягким климатом. Тем более что туристу благоприятствует развивающая политика Турции, в результате чего можно совместить высококачественный и недорогой отдых. Различают четыре сезона туристской деятельности: Сезон пик – период, наиболее благоприятный для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации. Сезон высокий – период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких тарифов на туристский продукт и услуги. Сезон низкий – сезон снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги. Сезон «мертвый» – период, максимально неблагоприятный для организации рекреационной деятельности (напр., дискомфортные погодные условия). Итак, каждый турист выбирает для себя сезон, наиболее подходящий для удовлетворения его потребности, запросов. По виду предпринимательской деятельности делятся на: Производители туристского продукта – туристские фирмы: турагент и туроператор, работают с целью получить прибыль и удовлетворить потребности туристов. Туроператор – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996). Турагент – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта (Закон РФ “Об основах туристской деятельности в РФ,1996) [9, с.4-5] Туроператоры и турагенты входят в состав туристской отрасли. В зависимости оттого, что именно привлекает туристов, и как они путешествуют, а также от многих других факторов можно составить классификацию по видам туризма: По целям деятельности, по методу проведения, по количеству участников поездки, по использованию транспортных средств, по географии путешествий. Кроме того, туризм можно классифицировать по сезонности, продолжительности и другим факторам. Туризм выступают как “невидимый” товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.^ 1.2 Методы статистики туризма и отдыхаПонятие о выборочном наблюдении и его значение. Статистическая методология исследования массовых явлений различает, как известно, два способа наблюдения в зависимости от полноты охвата объекта: сплошное и не сплошное. Разновидностью не сплошного наблюдения является выборочное, которое в условиях развития рыночных отношений в России находит все более широкое применение. Переход статистики РФ на международные стандарты системы национального счетоводства требует более широкого применения выборки для получения и анализа показ спелей СНС (системы национальных счетов) не только в промышленности, но и в других секторах экономики. Под выборочным наблюдением понимается такое не сплошное наблюдение, при котором статистическому обследованию (наблюдению) подвергаются единицы изучаемой совокупности, отобранные случайным способом. Выборочное наблюдение ставит перед собой задачу – по обследуемой части дать характеристику всей совокупности единиц при условии соблюдения всех, правил и принципов проведения статистического наблюдения и научно организованной работы по отбору единиц. Наряду с экономией ресурсов одной из причин превращения выборочного наблюдения в важнейший источник статистической информации является возможность значительно ускорить получение необходимых данных. Ведь при обследовании, скажем, 10 % единиц совокупности будет затрачено гораздо меньше времени, а результаты могут быть представлены быстрее и будут более актуальными. Фактор времени важен для статистического исследования особенно в условиях изменяющейся социально-экономической ситуации. Процесс развития, движения социально-экономических явлений во времени в статистике принято называть динамикой. Для отображения динамики строят ряды динамики (хронологические, временные), которые представляют собой ряды изменяющихся во времени значений статистического показателя, расположенных в хронологическом порядке. В нем процесс экономического развития изображается в виде совокупности перерывов непрерывного, позволяющих детально проанализировать особенности развития при помощи характеристик, отражающих изменение параметров экономической системы во времени. Составными элементами ряда динамики являются показатели уровней ряда, и периоды времени (годы, кварталы, месяцы, сутки) или моменты (даты) времени. Уровни ряда обычно обозначаются через «у», моменты или периоды времени, к которым относятся уровни, – через «t». Существуют различные виды рядов динамики. Их можно классифицировать по следующим признакам: В зависимости от способа выражения уровней ряды динамики подразделяются на ряды абсолютных, относительных и средних величин. В зависимости от того, как выражают уровни ряда состояние явления на определенные моменты времени (на начало месяца, квартала, года и т. п.) или его величину за определенные интервалы времени (например, за сутки, месяц, год и т. п.), различают соответственно моментные и интервальные ряды динамики. Уровни этого ряда – обобщающие итоги статистики вкладов населения по состоянию на определенную дату (на начало каждого месяца). Из различного характера интервальных и моментных рядов динамики вытекают некоторые особенности уровней соответствующих рядов. Уровни интервального ряда динамики абсолютных величин характеризуют собой суммарный итог какого-либо явления за определенный отрезок времени. Они зависят от продолжительности этого периода времени, и поэтому их можно суммировать как не содержащие повторного счета. Отдельные же уровни моментного ряда динамики абсолютных величин содержат элементы повторного счета, например, число вкладов населения, учитываемых за январь, существует и в настоящее время, являясь единицами совокупности и в июне. Все это делает бессмысленным суммирование уровней моментных рядов динамики. В зависимости от расстояния между уровнями ряды динамики подразделяются на ряды динамики с равноотстоящими уровнями и не равноотстоящими уровнями во времени. Ряды динамики следующих друг за другом периодов или следующих через определенные промежутки дат называются равноотстоящими (см. пример о числе вкладов в Сбербанк РФ за январь – июнь 1997 г.). Если же в рядах даются прерывающиеся периоды или неравномерные промежутки между датами, то ряды называются не равноотстоящими. В зависимости от наличия основной тенденции изучаемого процесса ряды динамики подразделяются на стационарные и не стационарные. Если математическое ожидание значения признака и дисперсия (основные характеристики случайного процесса) постоянны, не зависят от времени, то процесс считается стационарным и ряды динамики также называются стационарными. Экономические процессы во времени обычно не являются стационарными, так как содержат основную тенденцию развития, но их можно преобразовать в стационарные путем исключения тенденций. Все явления и процессы, характеризующие социально-экономическое развитие и составляющие единую систему национальных счетов, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. В статистике показатели; характеризующие эти явления, могут быть связаны либо корреляционной зависимостью, либо быть независимыми. Корреляционная зависимость является частным случаем стохастической зависимости, при которой изменение значений факторных признаков (x1, x2, …,xk) влечет за собой изменение среднего значения результативного признака. Корреляционная зависимость исследуется с помощью методов корреляционного и регрессионного анализов. Корреляционный анализ изучает взаимосвязи показателей и позволяет решить следующие задачи: Оценка тесноты связи между показателями с помощью парных, частных и множественных коэффициентов корреляции Оценка уравнения регрессии. Основной предпосылкой применения корреляционного анализа является необходимость подчинения совокупности значений всех факторных (x1, x2, …,xk) и результативного (У) признаков k-мерному нормальному закону распределения или близость к нему. Если объем исследуемой совокупности достаточно большой (n > 50), то нормальность распределения может быть подтверждена на основе расчета и анализа критериев Пирсона, Ястремского, Боярского, Колмогорова, чисел Вастергарда и т. д. Если n Целью регрессионного анализа является оценка функциональной зависимости условного среднего значения результативного признака (У) от факторных (x1, x2, …,xk). Основной предпосылкой регрессионного анализа является то, что только результативный признак (У) подчиняется нормальному закону распределения, а факторные признаки x1, x2, …,xk могут иметь произвольный закон распределения. В анализе динамических рядов в качестве факторного признака выступает время t. При этом в регрессионном анализе заранее подразумевается наличие причинно-следственных связей между результативным (У) и факторными (x1, x2, …,xk) признаками. Уравнение регрессии, или статистическая модель связи социально-экономических явлений, выражаемая функцией Линейный коэффициент корреляции Линейный коэффициент корреляции был впервые введен вначале 90-х гг. Пирсоном, Эджвортом и Велдоном и характеризует тесноту и направление связи между двумя коррелируемыми признаками в случае наличия между ними линейной зависимости. В теории разработаны и на практике применяются различные модификации формул расчета данного коэффициента. Мы будем проводить расчет по итоговым значениям исходных переменных, линейный коэффициент корреляции, который можно вычислить по формуле:, (1) или (2) Линейный коэффициент корреляции имеет большое значение при исследовании социально-экономических явлений и процессов, распределение которых близко к нормальному. Легко доказывается, что условие r = 0 является необходимым и достаточным для того, чтобы величины Х и У были независимы. При этом условии коэффициенты регрессии ayx, axy также обращаются в нуль, а прямые регрессии У по Х и Х по У оказываются взаимно перпендикулярными (параллельными: одна оси абсцисс, а вторая оси ординат). Если же r = 1, то это означает, что все точки (Х, У) находятся на прямой и зависимость между Х и У является функциональной. Прямые регрессии в этом случае совпадают. Указанное положение распространяется также на случай нормального распределения трех и более величин. Линейный коэффициент корреляции изменяется в пределах от – 1 до 1: – 1 r 1. Знаки коэффициентов регрессии и корреляции совпадают. При этом интерпретацию выходных значений. Зависимость хозяйственных результатов туризма от спроса особенно велика потому, что в структуре эксплуатационных затрат ведущее место принадлежит постоянной части, а не переменной: постоянные затраты, то есть зависимость от объема загрузки отеля, которые возникают сразу же после гостиницы, с первых шагов её эксплуатации. Отель несет постоянные затраты, даже если в нем нет ни одного клиента. Они состоят из амортизации основных фондов, большей части зарплаты, значительных эксплуатационных затрат. Величина последних затрат при нормальном режиме работы составляет 50-70% их общего объема; переменные затраты, то есть такие, которые, как правило, пропорционально возрастают по мере увеличения потребления услуг гостиницы. Они включают заметную часть расходов на содержание и ремонт отеля, расходов на заработную плату и т.д. Поскольку в эксплуатационных затратах значительная доля принадлежит постоянным расходам, то с увеличением загрузки отеля резко снижает себестоимость ночевки. По эмпирическим расчетам получается, что рост вместимости на 10% ведет к снижению себестоимости на 6-7%. Показателем, характеризующим использование гостиничных ресурсов, является коэффициент использования вместимости, или коэффициент загрузки Кв., (3) Нк – количество ночевок (койко-дней); Ркн – вместимость отеля (число мест в отеле) Коэффициент вместимости может выступить как в проценте занятости, так и в числе дней занятости мест. [1, с.26-29] Уравнение экономической гостиницы заключается в неустанном интересе к установлению цен и всей затратной части предприятия. Важным инструментом в такой работе может стать так называемый «график безубыточности», как для годового, так и для любого отрезка времени (рисунок 1).^ Рисунок 1 – График безубыточности Условные обозначение: CE – переменные затраты CP – постоянные затраты BN – % использования вместимостиВД – выручка А – критическая точка равенства выручки и затрат По условиям данного графика равенства доходов и расходов отеля наступившая при коэффициенте использования вместимости, равен 50%. Только с достижением такого значения коэффициента вместимости отеля начинает получать прибыль. Если конъюнктура рынка позволяет использовать более высокие цены, то критическая точка равенства доходов и затрат достигается при значительно более низком значении коэффициента использования вместимости, а это ведет к значительному расширению зоны прибыли при сохранении благоприятной конъюнктуры спроса на гостиничные услуги. Именно это позволяет отелям в летний период получать большие прибыли. В периоды сезонных спадов спроса на гостиничные услуги приходится снижать цены, чтобы привлечь тех клиентов, которые только на этих условиях готовы отказаться от отдыха в июле – августе месяце. Важнейшей стороной хозяйственной деятельности отеля является умелая дифференциация цен.^ 2 Статистический анализ туризма в Краснодарском крае в сравнении с другими субъектами РФ^ 2.1 Современное состояние туризма и отдыха в Краснодарском крае Краснодарский край – субъект Российской Федерации. Территория составляет 76 тыс. квадратных километров с населением – почти 5 млн. человек. Уникально географическое положение края: два моря (Черное и Азовское), горы, равнины, леса. Краснодарский край – развитый регион России. Ведущие отрасли: сельское хозяйство, промышленность, курортно-рекреационный комплекс. Край обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог, имеются несколько аэропортов, в том числе международные, морские порты. Курортно-туристский комплекс является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Краснодарского края. Объем услуг курортно-туристской отрасли составляет третью часть от общего объема платных услуг населению в крае. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края – это 1040 здравниц и более 400 туристских предприятий. Здравницы в период максимального развертывания могут принимать 220 тысяч отдыхающих (это треть емкости всех курортов России). Частный сектор в летнее время может принять около 200 тысяч неорганизованных (без путевок) отдыхающих. В 2004 году в налоговых органах края зарегистрировано почти 20 000 частных квартиросдатчиков. Развитие курортно-туристского комплекса является одним из приоритетных направлений развития края: создание условий для эффективного использования уникальных природно-климатических ресурсов края, расширение материально-технического потенциала курортно-туристских предприятий (таблица 1). [17] В таблице 1 представлены данные по которым можно прогнозировать дальнейший рост туристов, прибывающих на территорию Краснодарского края для отдыха и лечения. Таблица 1 – Развитие курортно-туристского комплекса в Краснодарском крае за 1999 – 2001 год № п/п Наименование показателей 1999г. 2000г. 2001г. 1. Количество отдыхающих, млн. чел. 4,2 4,8 4,8 2. Из них прибывших по путевкам, млн. чел. 1,7 2,8 2,3 3. Количество штатных мест на предприятиях санаторно-курортного комплекса края, всего 170000 180000 195000 4. Средняя заполняемость в период с 01.06 по 01.10, % 79 82 76 5. Налоговые поступления от санаторно-курортной отрасли от учреждений отрасли туризма, млн. р. 483 677 865 Черноморское побережье Краснодарского края является одним из главных курортных районов России. Крупные курорты: Сочи, Анапа, Геленджик, имеются бальнеологические курорты Ейск на Азовском море, Горячий Ключ в предгорьях Западного Кавказа, а также горноклиматическая станция Красная Поляна. Вдоль побережья Чёрного моря и в прилегающих горных районах Западного Кавказа (в том числе по Кавказскому заповеднику) проходят всероссийские туристские маршруты. На курортах Краснодарского края побывали в 2003 году почти 6 млн. человек, что составило прирост на 12% по сравнению с2002 годом. Из них 2.2 млн. организованные туристы. В период с мая по октябрь здравницы были заполнены на 74%. Среди курортных регионов особенно отличилась Анапа, где отдохнуло более миллиона человек. Тот самый миллион россиян, которым так гордится Турция, считая это достижением своей рекламной стратегии, а российский рынок – вторым по значимости приложения усилий. Турки пока не видят в российской ривьере конкурента. А в ряде других стран Средиземноморья уверены, что через несколько лет побережье Черного моря составит весьма ощутимую конкуренцию раскрученным европейским курортам. У Кубани есть все – великолепная природа, замечательные лечебные факторы, понимание значимости отрасли на административном уровне и развивающаяся инфраструктура. [19, с. 46-47] В числе позитивных факторов является рекламная стратегия руководства края. Определив для себя целевые рынки – Москва с областью и субъекты ЮФАО и вложив деньги в интегрированную рекламу, Краснодарский край и получил свой прирост турпотока. В 2003 на приобретение путевок и на здравницы выделено 4 миллиарда 900 миллионов рублей. Кроме того, государственную дотацию получает город Сочи. Но при этом хватает и проблем. Введение в стране единого социального налога привело к тому, что сотни тысяч российских граждан лишились возможности получать санаторные путевки за счет общественных фондов потребления (Таблица 2). [3, с.13]Таблица 2 – Прибытие туристов, млн. чел. Регион Прибытие Ежегодный прирост 1997 1998 1999 2000 2001 97/98 99/98 00/99 01/00 Мир* 567,4 599,0 619,7 636,6 656,9 5,6 3,5 2,7 3,2 Европа* 338,4 353,7 370,6 381,9 385,9 4,5 4,8 3,1 1,0 Россия** 41,3 42,8 43,7 44,1 46,0 3,6 2,1 4,3 2,0 Краснодарский край** 1,9 2,2 2,6 3,4 4,0 15,7 18,1 30,7 17,6 Геленджик** 0,52 0,61 0,72 0,80 1,0 17,3 18,0 11,1 25,0 Примечание: * – данные вто; * * – данные, рассчитанные по потокам въездного международного Туризма, внутреннего, национального, с учетом всех видов Туризма и размещения. Статистика, приведенная в Таблице 2, позволяет охарактеризовать роль Геленджика в мировом, отечественном и региональном туризме. Из Табл. 2 видно, что доля Геленджика (по прибытиям туристов) В мировом туризме в 2001 г составляет всего 0,15%, в российском туризме – 2,2%, а в туризме Краснодарского края, который занимает первое место в России,- 25%. Среднегодовые темпы прироста в показателях прибытий за 5 лет по Краснодарскому краю составляют 20,5%, а по курорту Геленджик – 17,8%. Мир и Европа имеют меньшие, но более устойчивые показатели. В организации туризма на курорте Геленджик принимают участие администрация и все действующие субъекты туризма. Основная функция в организации туризма принадлежит администрации города-курорта в лице заместителя мэра по курортам и туризму, Управлению по курортам и туризму как основному исполнительному органу администрации, курирующему сферу туризма. В организации туризма следует выделять два основных процесса: Организационные процессы, совершаемые, собственно, в здравницах и турбизнесе (санатории, пансионаты с лечением, гостиницы, кемпинги, дома и базы отдыха, летние детские лагеря отдыха, турфирмы и туристско-экскурсионные бюро). Такие организационные процессы как организация приема, размещения, питания, оздоровления и других видов обслуживания связаны с соблюдением соответствующих технологий. На этой стадии главными организаторами являются руководители здравниц. Я определила ее как внутреннюю организацию, которая зависит от типа здравницы, места ее размещения (Таблица 3). [3, с. 42-43] Организационные процессы на курорте в целом и способы организационного упорядочения отношений между здравницами, сферой турбизнеса и администрацией курорта. Основная организационная работа выполняется органами самоуправления (из числа представительной и административной власти, муниципального унитарного предприятия “Геленджик-отдых”) и различными органами исполнительной власти. Таблица 3 – Сравнительные данные по размещению туристов в здравницах курорта Геленджик с 1997 по 2001 гг Тип здравниц Количество койко-мест 1998 1999 2000 2001 2002 Санатории, профилактории 3520 3483 3378 3864 6868 Пансионаты 7583 7083 7590 10005 10169 Дома отдыха 1506 1506 1506 1450 1139 Турбазы 4192 3690 4070 3750 2380 Спортивно- и детско-оздоровительные лагеря 11825 10630 9835 9830 10133 Базы отдыха 13628 12290 10612 8670 6849 Кемпинги 980 980 980 980 575 Гостиницы 1090 1090