Методы обучения во вспомогательной школе их классификация

Реферат
 
Методы обучения вовспомогательной школе их классификация

План
 
1 Понятие метода обучения
2 Классификация методовобучения
3 Характеристикаотдельных методов обучения

1 Понятие метода обучения
 
Методыобучения – это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности учителя иученика, направленный на решение задач образования.
Прием — этодеталь, часть метода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвоениязнаний, формирования умений и навыков. Прием не имеет самостоятельной учебнойзадачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью данного метода.
Одинаковыеприемы обучения могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один итот же метод у различных учителей может включать различные приемы. Методстроится из приемов, но не является их совокупностью.
Метод вобучении — самостоятельная структурная единица. Он всегда подчинен определеннойцели, решает поставленную учебную задачу, ведет к усвоению определенногосодержания, приводит к планируемому результату.
Совокупностьметодов обучения — это путь познания окружающей действительности, которыйпредлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития,реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося.
 
2 Классификация методовобучения
Наиболеепростая классификация методов обучения — по методам работы учителя и ученика. Кпервой группе относятся способы преподавания: рассказ, беседа, описание,объяснение учителем и другие, в которых основная роль принадлежит учителю. Вэтом случае задача ученика сводится к тому, чтобы следовать логике рассуждений,понять излагаемый материал, запомнить его и суметь в последующем воспроизвести.
Ко второйгруппе относятся способы учения: упражнения, самостоятельные лабораторные и практическиеработы, контрольные работы.
В настоящеевремя в педагогике распространена классификация, которая подразделяет все методыобучения на три группы: словесные, наглядные и практические. Основой такогоподразделения является характер познавательной деятельности с точки зренияпреимущественного источника получения знаний (СНОСКА: См.: Баранов С. Я.,Сластенин В. А. Педагогика. — М., 1976).
Наиболеераспространенными словесными (устными, вербальными) методами изложения учебногоматериала являются: рассказ, описание и объяснение, беседа. Живое словоучителя, присутствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и речь учащихся,является основной формой общения учителя с учениками. Слово учителя служит дляучащихся образцом устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет ихпонятийный аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание речиокружающих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материалдоступным для понимания учащихся.
В связи сэтим к устному изложению учителем учебного материала предъявляется рядтребований как со стороны содержания, так и со стороны формы изложения:
· учебныйматериал, излагаемый учителем, должен быть прежде всего научно достоверным;
· учебныйматериал должен быть изложен в определенной системе и последовательности;
· изложениеучебного материала учителем требует четкости, ясности и научной простоты, чтобыбыть понятным и доступным умственно отсталым учащимся;
· материал,излагаемый учителем, должен быть близким и интересным для учащихся; такимизложение будет в том случае, если учитель приводит примеры из окружающейжизни, быта, трудовой деятельности;
· устноеизложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими ииллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельнымиработами и упражнениями, направленными на развитие активности учащихся;
· изложениеучителя должно быть целостным, законченным и познавательно ценным.
Средиучащихся специальной школы (особенно среди учащихся младших классов) великоколичество детей с различными дефектами речи. И хотя над исправлением этихдефектов работает специалист-логопед, тем не менее это не умаляет роли учителя.Каждому учителю необходимо работать над выразительностью своей речи. Нельзябыть хорошим учителем специальной школы, если не умеешь выразительно читать ирассказывать, выразительно говорить. Своей интонацией учитель оттеняетсвоеобразие читаемого произведения и тем самым делает его более доступным дляпонимания учащихся.
Усвоениеучебного материала обусловливает темп речи учителя. Если изложение учителяпроводится в быстром темпе, то мысль ребенка не успевает за речью учителя,внимание, чрезмерно напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает.Ученик перестает слушать и слышать, выключается из работы.
Темп речиучителя имеет большое значение на всех годах обучения в специальной школе, носовершенно исключительное значение он приобретает на занятиях в младшихклассах. Спокойная, ровная, но не лишенная эмоциональной окраски речь учителядаст большой педагогический эффект. Речь учителя должна быть проста вструктурном отношении, понятна учащимся и немногословна. Поэтому учителю необходимопроводить специальную обработку текста учебника с целью наиболее полной егоадаптации к индивидуальным особенностям учащихся данного класса.
Речь учителяспециальной школы должна быть логически правильной. Правильное построениекаждой фразы, последовательность изложения, всестороннее, но краткое и ясноеописание изучаемого предмета или явления — это обязательное требование к речиучителя, так как в условиях специальной школы она является еще и средствомкоррекции мышления умственно отсталых учащихся.
 
3 Характеристикаотдельных методов обучения
 
Одним изосновных методов обучения в специальной школе является рассказ — формаизложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий,фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человекаили группы людей. В рассказе сообщаются сведения о научных открытиях,биографиях писателей, поэтов, исторических событиях, описывается жизнь животныхи растений и т. п. Метод рассказа удобен для сообщения впечатлений об экскурсиях,просмотренных кинофильмах, прочитанных книгах.
К рассказу вспециальной школе предъявляются следующие требования.
Определенностьтемы и содержания. Рассказ всегда запоминается лучше и усваивается легче, еслисведения, факты, события, примеры и т. д. объединяются одной общей темой,единой задачей, которая раскрывается последовательно и систематически.
Эмоциональность.Связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями и событиями делаетего интересным и более доступным для понимания умственно отсталыми школьниками,вызывает сопереживания и пробуждает чувства. Учитель готовит свой рассказ,учитывая конкретную ситуацию и психологические особенности учеников.
Четкостьструктуры. Рассказ учителя должен иметь четкую структуру: начало, развитиесобытий, кульминационный пункт, финал. Как метод рассказ используется на разныхэтапах урока. Прежде всего для сообщения новых знаний в тех случаях, когдаматериал не требует теоретических доказательств. Он может быть и средствомсообщения дополнительных знаний.
Рассказ можетзанимать на уроке самостоятельное место, а может быть включен в процессобъяснения на разных его этапах. В начале урока он подготавливает учащихся кусвоению нового материала. В этом случае в своем рассказе учительсистематизирует и обобщает знания по данной теме, полученные учащимися ранее.
Если рассказявляется основным методом сообщения новых знаний, то ему уделяется основнаячасть урока. В конце урока рассказ учителя обобщает изученное (в том случае,когда ученики не смогут сделать этого самостоятельно).
Объяснение — метод овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этогометода — теоретические доказательства, которые предполагают:
· постановкупознавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знанийи развития учащихся;
· строгий,тщательный подбор фактического материала;
· определеннуюформу рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и выводы, индукция (на основеконкретных фактов делается вывод), дедукция (на основе ранее изученных общихположений формулируется более конкретное правило, положение);
· использованиеиллюстративного материала (картин, рисунков, схемы и др.);
· формулировкувыводов;
· включениедополнительных разъясняющих моментов, которые бывают необходимы в связи сконкретной ситуацией обучения. Учителю необходимо предвидеть возможныетрудности и готовить различные варианты работы (например, для слабых учащихсяпридется изложить какую-то часть рассказа, используя представления, болеедоступные им).
Существеннымзвеном объяснения является получение обратной связи, которая реализуется путемпостановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего пониманиятрудных мест («Саша, как ты понял то, что я сейчас сказал?»), предложениявыполнить отдельные умственные или практические действия («А теперь запишитето, что я сейчас сказал»). Обратная связь, контакт с классом в процессеобъяснения помогают учителю совершенствовать объяснение, непосредственно походу урока вносить необходимые поправки и корректировку.
Беседа какметод обучения представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом.
Главноетребование к использованию этого метода — строгая система продуманных вопросови предполагаемых ответов учащихся.
Вопросы(главные, второстепенные и дополнительные) должны быть взаимосвязаны, подчиненыосновной идее, поставлены гак, чтобы ученики понимали предмет разговора.
Проблемезначения вопроса и требований к вопросу учителя в специальной школе большоевнимание уделяли в своих работах А. Н. Граборов, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова идругие исследователи.
Искусствоправильно задавать вопросы — это прежде всего умение мысленно выделитьконкретное содержание и сосредоточить на нем внимание школьников. Задаваявопрос, нужно иметь в виду возможные варианты ответов учащихся. Предполагая,что они могут быть неверными, учитель заранее готовит ряд вспомогательных,дополнительных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкцииответа, которыми мог бы воспользоваться ученик.
Вопрос долженставиться перед классом, а не задаваться одному ученику. Соблюдать это простоеправило в специальной школе особенно необходимо. Ученики класса включаются вработу лишь тогда, когда они знают, что каждый из них может быть вызванучителем для ответа. Обращение с вопросом к одному ученику снимает задание состальных учащихся класса.
Каждый вопросдолжен быть точно, четко и правильно сформулирован и понятен учащимся. Точная иправильная формулировка вопроса предполагает получение от ученика толькоодного, но достаточно исчерпывающего ответа. Вопрос не должен бытьмногословным, например содержащим два и более вопросительных слова («где»,«когда» и т. п.). Также нельзя задавать подряд несколько вопросов. Вопросыдолжны различаться по своему содержанию. Одни из них могут быть предметными(«Кто читает книгу?»), другие направлены на выяснение действия предмета, егокачества, времени действия, а также пространственных или причинно-следственныхотношений.
Степеньтрудности вопросов, задаваемых умственно отсталым детям, должна быть различной.Временные, пространственные, причинно-следственные отношения воспринимаются имис большим трудом, следовательно, вопросы, которые будут направлены на выявлениеэтих отношений, потребуют от учителя особого внимания.
Всестороннееизучение того или иного предмета или явления требует различных по своемусодержанию вопросов. В специальной школе их численно будет всегда больше, чем вмассовой школе. Форма и сложность вопроса зависят от возрастных иинтеллектуальных особенностей детей. Использование различных формулировок вопросапозволяет варьировать упражнения для повторения и углублять знания ученика опредмете или явлении.
Припостановке вопросов не следует сводить задачу к тренировке или «натаскиванию»учащихся. Задача заключается в том, чтобы, насколько это возможно, развиватьлогику мышления учащихся. Правильно сформулированные вопросы являются преждевсего стимулом, направляющим внимание и мышление ребенка на определенныйобъект, о связях, свойствах, действиях которого он должен рассказать.
Индивидуализацияпри обучении умственно отсталых детей требует и индивидуализации в постановке вопросов,как по форме ответа, так и по его содержанию. Например, ученику с достаточновыраженными дефектами речи необходимо поставить вопрос таким образом, чтобы онсмог оформить ответ на него как можно короче или же ответить в виде показакартинки, предмета и т. п. Требование индивидуализации вопроса ни в коей мерене противоречит требованию задавать вопрос фронтально, всему классу.Индивидуализация в данном случае будет проявляться в выборе ученика для ответаи индивидуальной оценке.
Вопросы могутбыть заданы не только в устной, но и в письменной форме, что позволит работатьнад развитием не только устной, но и письменной речи учащихся. Например, куроку, на котором учитель ставит своей целью повторить и закрепить пройденное,он подготавливает ряд вопросов, связанных между собой общей темой. В этомслучае работа на уроке может проводиться в нескольких вариантах:
· учительспрашивает устно и требует устных ответов от учеников;
· пишетвопросы на доске и требует ответов в устной или письменной форме;
· раздаетвопросы (на отдельных листках) ученикам, дает определенное время на обдумываниеи требует ответы на них.
Ответ ученикана поставленные вопросы должен обнаруживать:
· пониманиеим вопросов;
· умениелогически построить свой ответ, используя активный словарь;
· объемзнаний ученика по данному предмету.
Вопросучителя в значительной мере предопределяет ответ ученика, являясь лексическойподсказкой, но в условиях специальной школы даже правильно сформулированныйвопрос учителя не всегда предрешает правильность ответа учащегося.
Учительдолжен очень, внимательно относиться к ответу учеников и не оставлять безисправления ни одной допущенной ошибки или неточности. Умственно отсталые детичасто готовы ограничиться однословными ответами утвердительного илиотрицательного характера. Необходимо, чтобы ученик отвечал развернутой фразой сиспользованием лексики вопроса. Задача учителя заключается в том, чтобы научитьребенка вести беседу, правильно строить свое сообщение или рассказ,исчерпывающе подробно отвечать на поставленный вопрос.
Работаучащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладенияучебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе,сохраняются на всю жизнь.
Основноевнимание при использовании этого метода обучения уделяется следующим требованиям:
· каждыйученик должен иметь книгу, уметь находить то место, которое изучается; — учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания (найтиабзац, прочитать, указать тему, вопрос, задание, правило и т. п.). Вспециальной школе необходимо проверить правильность усвоения полученнойинструкции. Нельзя ограничиваться только указанием на страницу, на которойнаходится учебная статья, правила и т.п., учащиеся должны ясно представлятьсебе характер работы: какой материал нужно воспроизвести, какова последовательностьучебных операций и т. д.;
· учащиесядолжны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясьзапомнить все подряд.
Использованиеметода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся кругаэлементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащениеи систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой — учит их наблюдать предмет,явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать своеотношение к объекту.
Демонстрацияобъекта может предварять либо завершать овладение учащимися учебным материалом.Учитель показывает детям картинку и просит ее описать. Или же в процессеобъяснения формирует у учеников какое-либо понятие, а затем демонстрирует егоизображение, уточняет и исправляет представление учащихся. Во втором случаеактивность учащихся будет значительно выше, элементы самоконтроля проявятсяярче.
Первыедемонстрации, с которыми учитель обращается к учащимся, — это демонстрациинатуральных объектов, способствующие развитию представлений и понятий учащихсяоб окружающем мире. Внимание детей следует обращать не только на новые,незнакомые им объекты, но и на объекты, достаточно хорошо известные. В последнемслучае используется метод наблюдения, которое предшествует изучению объекта.Предлагая ребенку определенную последовательность изучения объекта, мыспособствуем развитию у ученика мышления (например, логического).
Работа поразвитию круга элементарных представлений на основе исследования объектазначительно обогащает чувственный опыт умственно отсталых учащихся, даетконкретный материал для развития и коррекции речи учащихся. Важно, чтобыученики не начинали говорить раньше, чем у них сложится яркое, разностороннеепредставление об изучаемом предмете. Поэтому связная передача впечатленийоткладывается на более поздний момент урока. Тогда ученикам можно задатьнапоминающие и систематизирующие вопросы.
Отдемонстрации натуральных объектов следует переходить к демонстрации моделей.Поначалу это уменьшенные копии натуральных вещей — игрушки. Демонстрациюнатуральных объектов и их моделей лучше проводить одновременно. Таким образом уребенка постепенно формируется умение сравнивать и соотносить натуральныйобъект с его моделью.
Следующийэтап — это переход от работы с отдельными предметами к работе с группойпредметов. Здесь важно установить отношения между элементами наблюдаемогообъекта, и прежде всего отношения пространственные, выражаемые словами«впереди», «позади», «слева», «сверху» и т. д.
Кдемонстрации как методу в специальной школе можно предъявить следующие общиетребования:
· демонстрируемыйобъект должен быть хорошо виден со всех точек класса;
· учитываяособенности внимания умственно отсталых детей, в момент объяснения следуетпоказывать только необходимое пособие и после объяснения его убирать, ни в коемслучае нельзя допускать предварительного осмотра экспозиции;
· каждыйучащийся действует согласно полученной инструкции и поставленной задаче,обращает внимание на те свойства и стороны демонстрируемого объекта, которыесвязаны с сообщаемыми знаниями;
· словесноеописание объекта учащимися должно способствовать развитию у нихнаблюдательности, формировать правильную, логически обоснованную речь;
· необходимодобиваться, чтобы учащиеся на доступном для них уровне могли формулироватьитоги наблюдений.
В настоящеевремя в школах широко используются различные технические средства обучения, спомощью которых можно просматривать кино и диафильмы, слайды и т. п. Такаядемонстрация активизирует мыслительную деятельность учащихся, служитдополнительным источником информации. Однако необходимо помнить, что учащиесячасто увлекаются сюжетом, внешней фабулой, описательной стороной и теряют связьс изучаемыми понятиями. Поэтому при анализе впечатлений и формированиипредставлений и понятий главное внимание следует уделять тому, насколько этивпечатления связаны с теоретическими положениями урока.
Наблюдения илабораторные работы. Основная цель лабораторных работ в специальной школе — эторазвитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности. Формыприменения лабораторных работ могут быть весьма разнообразными. 11ервыелабораторные работы проходят на базе наблюдений. В процессе этих наблюденийшкольники накапливают определенный фактический материал, позволяющий делатьлогически обоснованные выводы. Второй вид лабораторных работ — это подтверждениесформулированных учителем правил, положений, выводов. Экскурсии — это довольнораспространенный метод обучения в специальной школе. Ценность его заключается втом, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественныхусловиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение.Посещая производство, сельскохозяйственные фермы, бывая на природе, детиполучают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставитсяконкретная учебная задача, связанная с изучением определенных производственныхпроцессов или природных явлений. Любой вид экскурсии в специальной школе требуеттщательной организационной подготовки.