ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Контрольнаяработа
Подисциплине: Международное частное право
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА: ИХ МЕСТО В ГРАЖДАНСКОМПРАВЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2009
Страны континентальнойЕвропы, правовая система которых признает деление права на частное и публичное,различают юридические лица частного и публичного права[1].Таким образом, исходным пунктом для подобного деления юридических лиц служитсистема права, а именно его деление на частное и публичное.
Та частьправа, которая регулирует отношения, возникшие между частными лицами,называется частным правом, а право, регулирующее отношения, возникшие впроцессе осуществления государственными органами публичной (государственной)власти, — публичным правом[2]. Частное право регулирует возникшие междуотдельными лицами отношения, опирающиеся на принципы независимости (частнойавтономии) и равноправия. В отличие от частноправового, публично-правовоеотношение не основывается на равноправии участников отношений. Это отношениявласти и подчинения. Немецкий философ права Густав Радбрух характеризует данноеразличие следующим образом: “… когда обязательство возникает посредствомприказа другого, именно это и является публичным правом, в то время какчастноправовые обязательства возникают посредством самоподчинения обязанноголица”[3]. А в Дигестах Юстинианасущность публичного права определена следующим образом: “… публичноеправо не может быть заменено договорами частных лиц”[4].
Социалистическоеправо, особенно советское право, является единственной системой права,возникшей в недрах континентального права и отвергнувшей частное право. К сожалению,постсоветское право до последнего времени пока безуспешно борется противпережитков прошлого. Так, право большинства стран СНГ не знакомо с делениемюридических лиц на лица частного права и публичного права, несмотря на то, чтоправовая наука этих стран признает принадлежность права данных государств кконтинентально-европейской правовой семье[5].
Чем можнообъяснить такое негативное отношение к делению юридических лиц на лица частногоправа и публичного права? Какими аргументами руководствуются представителицивилистической науки, которые всячески препятствуют тому, чтобы понятиеюридических лиц публичного права получило право на существование?
Аргументыпротив понятия юридических лиц публичного права
Противникипонятия юридических лиц публичного права в правовой науке постсоветскихгосударств пока еще находятся в большинстве. В учебниках по гражданскому праву,комментариях ГК или других исследованиях по проблемам гражданского правакатегорически отрицается существование понятия юридических лиц публичногоправа. Поэтому следует обратить внимание на аргументы, которые чаще всегоприводятся в правовой науке.
Во-первых, признается, что понятие«юридические лица» является гражданско-правовым понятием. Правовойстатус юридического лица определяется гражданским законодательством, отношенияс участием юридических лиц по своей природе носят частноправовой характер и всилу этого регулируются нормами гражданского законодательства[6].Исключительно гражданское право уполномочено предоставлять всем желающим, в томчисле государству и его органам организационно-правовые формы юридических лиц[7].
Во-вторых, считается, что даже государственныеюридические лица должны быть созданы по правилам гражданского права, являютсяравноправными участниками частноправовых отношений и нет необходимости введенияспециального понятия юридических лиц публичного права[8].Правда, участие государства в частноправовых отношениях вносит определенные«элементы публичности», однако не представляет основания дляразработки специального понятия[9].
В-третьих, определенное недоразумение вызываетсамо словосочетание «юридические лица публичного права», посколькуюридическое лицо характерно только для частного права. В этой связирекомендуется использование «публичных юридических лиц» подобнопонятию публичных корпораций[10].
Во избежаниедругих недоразумений следует тут же прояснить, что высказывания«публичное», «публичное право» не имеют ничего общего спубликой, с общественностью. Они являются собирательным выражением тех отраслейправа, которые не относятся к частному, гражданскому праву. Это часть права,которая регулирует отношения, связанные с осуществлением государством своихфункций, таких как государственное управление, сбор налогов, обеспечениеобщественного порядка и т.д. В данной области государство вынуждено создаватьразного рода организации, которым присваивается определенная независимость икоторые признаются субъектами права и именуются юридическими лицами публичногоправа, поскольку особенности их создания и деятельности определяются нормамипубличного права (государственного, административного, природоохранительного ит.д.).
В чемвыражаются те особенности, которые делают необходимым существование понятияюридических лиц публичного права? В состоянии ли гражданское право обеспечитьвсю правовую систему исчерпывающими организационно-правовыми формами и дать ихтакую правовую регламентацию, чтобы они не нуждались в дополнительном правовомрегулировании? Ниже я постараюсь дать ответы на эти вопросы.
Особенностиюридических лиц публичного права
Несмотря нато что понятие юридического лица возникло в недрах гражданского права[11],для обозначения определенных организаций в качестве правоспособных субъектовправа, оно прочно вошло и в систему публичного права[12].Если исходить из того обстоятельства, что, обращаясь с юридическим лицом, мы имеемдело с «нормативной, позитивно-правовой конструкцией», как этоправильно утверждает проф. Рольф Книпер[13], подобная «трансплантация»понятий частного права в публичное право совершенно закономерна.
Независимо оттого, признаем мы или нет понятие юридических лиц публичного права, этиюридические лица реально существуют. Наглядное тому подтверждение — множествосозданных государством юридических лиц, не соответствующихорганизационно-правовым формам, установленным ГК. Так, в российской юридическойлитературе наглядно доказано и показано, что в государственном иадминистративном праве существует большое количество юридических лиц, но это«совсем другие юридические лица, чем те, с которыми привыкла иметь делоцивилистика»[14]. Правовая наука должнасчитаться с этой реальностью. А реальность дает основание полагать, чтоюридические лица публичного права отличаются от юридических лиц частного права.
Во-первых, юридическиелица частного права возникают на основании частной автономии учредителей. Задача частного права заключается втом, чтобы поставить частную автономию сторон в определенные правовые рамки ипредоставить им организационно-правовые формы, чтобы предотвратить такимобразом неорганизованное и хаотичное участие лиц в гражданском обороте. По этойпричине в гражданском праве применяется принцип исчерпывающего перечняорганизационно-правовых форм юридических лиц частного права, так называемое NumerusClausus. В отличие от этого, юридические лица публичного права возникают, какправило, на основании правового акта государственного органа (закона, указа,постановления и т.д.) и в распорядительном порядке.
Государство,конечно, может применять организационно-правовые формы юридических лиц частногоправа (создавать ООО или АО), однако оно правомочно изобретать и другиеорганизационно-правовые формы, которые необходимы для достижения определенныхцелей, но не предусмотрены ГК. Поэтому для юридических лиц публичного праваневозможно использование такого исчерпывающего перечня организационно-правовыхформ юридических лиц, как это происходит в гражданском праве. Гражданское правоне в состоянии препятствовать этому обстоятельству. Вместе с тем оно не должностремиться к тому, чтобы навязать государству организационные-правовые формы,которые не вписываются в природу публичного права. Такой подход может статьконтрпродуктивным для самого гражданского права, что, к сожалению, и происходитво многих постсоветских государствах. Так, общие и абстрактные понятия и нормыо государственных учреждениях, закрепленные в ГК многих постсоветских государств,даже на минимальном уровне не обеспечивают правового регулированиямногообразных и многочисленных государственных учреждений, организация ипринципы деятельности которых существенно отличаются друг от друга. Врезультате этого нормы ГК об учреждениях лишаются практического значения и неприменяются на практике[15].
Во-вторых, правоспособностьюридических лиц частного права, как правило, является общей, а юридических лицпубличного права — всегда специальной. Государственный учредительный акт должен всегда содержатьцель учреждения юридического лица и наделять его соответствующей этим целямправоспособностью. «Суть этой правоспособности определяется характеромосуществляемых данным юридическим лицом задач, а объем правоспособностиопределяется в акте государства, который издается для учреждения юридическоголица»[16]. В большинстве случаевправоспособность юридических лиц публичного права определяется законами о такихлицах (например, законы о национальных или центральных банках).
В-третьих, юридическиелица частного права, как правило, являются субъектами основных прав и свобод, предусмотренных конституцией, а дляюридических лиц публичного права такая возможность не предусмотрена[17].Это объясняется прежде всего сущностью и назначением основных прав, которыепризваны защитить частных лиц от вмешательства со стороны государства.Поскольку юридические лица публичного права сами являются государственнымиорганизациями, предполагается, что необходимости от защиты со стороныгосударства не существует. В-четвертых, если осуществление определенных видовдеятельности для юридических лиц частного права является правом, осуществлениеотдельных видов деятельности может представлять собой обязанность дляюридических лиц публичного права[18]. В качестве примераможет быть названо осуществление финансово-кредитной политики со стороныцентрального (национального) банка. Такой подход объясняется, прежде всего,тем, что юридические лица публичного права создаются государством дляосуществления определенных государственных функций и задач.
В-пятых, в некоторых случаях юридические лицапубличного права наделены правомочиями издания нормативных актов, что дляюридических лиц частного права исключено. Наглядным примером являютсянациональные банки или комиссии по ценным бумагам.
В-шестых, в качестве одной из особенностейюридических лиц публичного права признается особое правовое положение имуществаданных лиц, которое, как правило, находится в собственности государства ипередается юридическому лицу в пользование для осуществления предусмотреннойзаконом или учредительным актом деятельности. В качестве примера могут бытьназваны государственные научные институты или учебные заведения.
Во всехгосударствах Кавказа и Центральной Азии существует множество юридических лиц,которых никак невозможно назвать юридическими лицами частного (гражданского)права, даже если ГК содержат информацию о них. Более того, они создаются не внедрах и не на основании норм гражданского права, а согласно законам или другимнормативным актам из области публичного (государственного, административного)права. Прежде всего это касается государства как юридического лица публичногоправа. Дискуссии по поводу правового положения государства в гражданском праве[19],о его так называемом особом статусе наглядно подтверждают особенностигосударства как юридического лица публичного права[20].Вопреки господствовавшему в советской и существующему в постсоветскойюридической литературе мнению, государство не является особым субъектомгражданского права. Для гражданского права государство является таким жесубъектом права, как все физические или юридические лица (выступает сторонойдоговора, является собственником и т.д.)[21]. Особенностямихарактеризуется государство именно как юридическое лицо публичного права, и этиособенности предопределены Конституцией страны или другими законами,определяющими компетенцию государства и его органов. Любая попытка объясненияэтих особенностей гражданским правом или в рамках гражданского права обреченана неудачу, поскольку исследование сущности и правовой природы государства неявляется предметом гражданского права. Более того, такой подход противоречитпредмету научных исследований и правового регулирования частного права. То, чтогосударство издает нормативные предписания, законы и т.п., характеризует его,прежде всего как юридическое лицо публичного права, является выражением егопублично-правовой функции, не имеющей ничего общего с гражданским правом[22].
Исходя изсказанного, правотворческую деятельность государства, даже если она затрагиваетсферу гражданского права, невозможно квалифицировать как участие государства вгражданских правоотношениях. Если государство устанавливает определенные привилегиии преимущества для государства и его органов как участников гражданско-правовыхотношений, это происходит в пределах той компетенции, которая государству (какюридическому лицу публичного права) предоставлена Конституцией[23].
Еслиединственной особенностью, обусловливающей признание особого статусагосударства в гражданском праве, считать его правотворческие полномочия, топридется признавать наряду с государством в качестве особых субъектов и другиегосударственные организации, которые, будучи юридическими лицами, одновременнонаделены правомочиями в области правотворчества (как это прослеживается напримере Национального банка). Надо признать, что все эти, так называемые,особые субъекты гражданского права являются юридическими лицами публичногоправа и не более.
Заисключением Армении и Грузии все страны Кавказа и Центральной Азии исходят изтого, что не государство, а министерства и ведомства являются юридическимилицами и они представляют государство во внешних отношениях[24].Практически в этом случае мы имеем дело с правовой конструкцией, которая нетолько не соответствует представлениям континентально-европейского права оюридических лицах, но и противоречит законодательным дефинициям юридическихлиц, содержащихся в ГК постсоветских государств. Для министерств и ведомств нехарактерно ни наличие обособленного имущества, ни самостоятельнаяответственность, что является важным элементом гражданско-правового понятияюридических лиц. Это еще раз доказывает, что юридические лица публичного праваотличаются от юридических лиц частного права.
Другойконцепции придерживаются Армения и Грузия. Министерства и ведомства в этихстранах являются не юридическими лицами, а органами государства,представляющими государство как юридическое лицо во внешних отношениях[25].На министерства в Грузии возлагается осуществление контроля за деятельностьююридических лиц публичного права[26].
Роль и местогражданского права по отношению к юридическим лицам публичного права
Послевыяснения вопроса о существовании юридических лиц публичного права следуетостановиться на том, какую роль играет гражданское право в правовомрегулировании этих лиц.
Главнаязадача гражданского права в отношении юридических лиц публичного права заключается в признании их вкачестве субъектов гражданского права и в предоставлении им таких правомочий,которыми пользуются юридические лица частного права.
Гражданскоеправо должно содержать исчерпывающий перечень организационно-правовых формюридических лиц, создание которых разрешено частным лицам. Оно должно исчерпывающе регулироватьпорядок создания и деятельности этих лиц. Несмотря на то, что в юридическойлитературе многих постсоветских государств утверждается наличие исчерпывающегоперечня организационно-правовых форм юридических лиц[27],это не соответствует действительности. Об этом наглядно свидетельствует наличиев ГК таких абстрактных организационно-правовых форм, как государственныепредприятия или учреждения. Роль ГК в данном случае исчерпывается лишьуказанием на возможные правовые формы, которые считать исчерпывающеурегулированными не приходится, ибо конкретное содержание, структура и порядокдеятельности многочисленных государственных учреждений регулируются отдельными законами,или другими нормативными актами государства, и гражданское право никак не можетповлиять на правовое регулирование этих учреждений.
С учетомэтого гражданское право не должно стремиться разработать нормы, регулирующиепорядок учреждения и деятельности юридических лиц публичного права по тойпростой причине, что это выходит за рамки гражданско-правового регулирования, игражданское право не в состоянии предусмотреть все формы и особенности этихлиц. Гражданское право не может заранее предписывать государству правиласоздания государственных юридических лиц. Это не задача гражданского права какчастного права.
Любая попыткагражданского права регулировать правовое положение юридических лиц публичногоправа взрывает рамки частного права как права частных лиц. В таком случае гражданское правопревращается в универсальное право, теряя тем самым предмет собственногоправового регулирования. На самом деле это так и происходит: норм, содержащихсяв ГК о государственных юридических лицах абсолютно недостаточно для полногоправового регулирования этих лиц. По этой причине гражданское право перестаетбыть авторитетом для многих организационных образований, именуемых в различныхправовых документах юридическими лицами. Для них гражданское право перестаетсуществовать[28].
Во избежаниеопасности обесценения гражданского права необходимо освободить его от излишнихпредписаний и норм, касающихся юридических лиц публичного права. Таковымиявляются все государственные юридические лица, не созданные ворганизационно-правовых формах частного права. Гражданское право должноограничивать себя правовым регулированием только тех юридических лиц, созданиекоторых разрешено частным лицам и государству, если оно выступает в качествечастного лица. В этой связи стоит вспомнить профессора Книпера, который еще вконце прошлого столетия, когда шла интенсивная работа над гражданскимикодексами, советовал, не включать в гражданский кодекс «инородныетела» (Fremdkorper) из публичного права.
Опытправового регулирования юридических лиц публичного права Грузии
Грузияостается пока единственной страной среди государств Кавказа и Центральной Азии,которая различает юридические лица частного права и публичного права. Данное делениепризнается не только в правовой науке[29], но закреплено также взаконодательстве. С одной стороны, ГК Грузии содержит нормы о юридических лицахпубличного права[30], с другой стороны, ГКзакрепляет примерный перечень этих лиц[31]. Кроме того, существует Законо юридических лицах публичного права[32], согласно которому «юридическоелицо публичного права — это созданная на основе соответствующего закона, указапрезидента страны, либо административного акта органа государственногоуправления организация, которая под контролем государства независимоосуществляет политическую, государственную, социальную, просветительную,культурную и иную публичную деятельность».
Первоезаконодательное упоминание юридических лиц публичного права в Грузии связано спринятием Гражданского кодекса Грузии в 1997 г. ГК Грузии содержит нормы,определяющие принципы участия юридических лиц публичного права вгражданско-правовых отношениях. В частности, согласно ст. 8 ч. 2 ГК Грузии, частноправовыеотношения органов государства и юридических лиц публичного права с другимилицами также регулируются гражданскими законами, если эти отношения, исходя изгосударственных и общественных интересов, не урегулированы публичным правом.Кроме того, согласно ст. 24 ч. 3 ГК
Грузии, юридическиелица публичного права участвуют в гражданско-правовых отношениях так же, какюридические лица частного права. Порядок их создания, организации и деятельностиопределяется законом. Статья 25 ч. 1 ГК указывает на то, что правоспособностьюридических лиц публичного права, в отличие от правоспособности юридических лицчастного права, является специальной.
Такимобразом, ГК Грузии признает существование юридических лиц публичного права, содной стороны, и предоставляет им возможность участия в гражданско-правовыхотношениях наравне с юридическими лицами частного права, с другой стороны.Одновременно ГК подчеркивает то обстоятельство, что правовое положение этих лицрегулируется не гражданским кодексом, а другими законами из области публичногоправа.
Поскольку ГКГрузии был первым законом, который ввел понятие юридических лиц публичногоправа в грузинское право, было решено включить в кодекс образцовый переченьэтих юридических лиц[33]. При этом ГК непретендует на регулирование правового положения юридических лиц публичногоправа.
Основополагающимзаконом, определяющим правовое положение юридических лиц публичного права,является Закон о юридических лицах публичного права, согласно которомуюридическое лицо публичного права может быть создано на основе членства (корпорацияпубличного права) или путем передачи государственного имущества дляосуществления определенных публичных или государственных задач (учреждения).Учреждение не имеет членов.
В отличие отюридических лиц частного права, грузинское право не знакомо с исчерпывающимперечнем организационно-правовых форм юридических лиц публичного права.Содержащийся в ст. 1509 ГК перечень имеет только ориентировочную функцию,однако в основном соответствует существующим организационно-правовым формамюридических лиц публичного права. К ним относятся: государство; органы местногосамоуправления (муниципалитеты); юридические лица, созданные на основе законаили административного акта государства, но не в организационно-правовой формеюридических лиц, предусмотренных ГК или законом о предпринимателях;государственные учреждения или государственные фонды, которые не созданы всоответствии с ГК; созданные на основе закона для достижения публичных целейнегосударственные организации (политические партии и т.п.); признанные наоснове конституционного соглашения с государством юридические лица.
Юридическоелицо публичного права может быть создано на основе закона, указа президентастраны, административного акта органа государственного управления в прямопредусмотренных законом случаях, нормативного акта высшего исполнительногооргана автономной республики. Оно может быть также создано совместнонесколькими государственными органами управления.
Юридическиелица публичного права могут быть созданы только для осуществления публичныхцелей и функций, осуществление которых не входит в непосредственную компетенциюгосударственных органов управления.
Юридическоелицо публичного права имеет право осуществлять коммерческую деятельность, однако,только в форме дополнительной деятельности. Если оно существенно перешло накоммерческую деятельность, соответствующий орган государственного управленияобязан поставить вопрос о его реорганизации или ликвидации. Это означает, чтодля осуществления предпринимательской деятельности государство вынужденоучреждать только те юридические лица, которые предусмотрены Законом опредпринимателях от 29 октября 1994 г. Данное обстоятельство являетсяпрактическим доказательством того, что государство в частноправовых отношенияхучаствует так же, как и частные лица.
Особенностьюхарактеризуется управление юридическими лицами публичного права. Управлениетаким лицом возлагается на единоличного руководителя, назначенного согласнозакону или указу президента страны, который несет персональную ответственностьза управление юридическим лицом. Прежде всего, он несет ответственность засохранение имущества, находящего в собственности юридического лица и за целевоеиспользование денежных средств юридического лица. В юридических лицахпубличного права могут быть созданы наблюдательные советы, членами которых, какправило, являются должностные лица тех государственных органов, которыеосуществляют государственный контроль за деятельностью данных юридических лиц.
Определенныевиды деятельности юридические лица публичного права, созданные на основе имуществагосударства, могут осуществлять только с согласия государственных органов, вкомпетенцию которых входит осуществление государственного контроля. К такимвидам деятельности относятся: приобретение, отчуждение или обременениенедвижимого имущества, получение кредитов, поручительство, утверждение штатныхрасписаний и фонда зарплаты. Для получения кредитов или выдачи поручительствадополнительно требуется разрешение министерства финансов. Кроме того, органыгосударственного контроля правомочны приостанавливать или отменятьнеправомерные решения юридических лиц публичного права.
Все этиособенности недвусмысленно доказывают, что мы имеем дело с совершенно другимиюридическими лицами, нежели это закреплено в гражданском праве. ГК не всостоянии определять правовой статус этих лиц, но может гарантировать имучастие в гражданско-правовых отношениях наравне с другими участникамигражданского права.
Формыюридических лиц публичного права в грузинском праве
Юридическимлицом публичного права, согласно грузинскому праву, прежде всего, является государство.Как отмечалось, в гражданско-правовых отношениях оно участвует так же, каклюбое другое юридическое лицо частного права. Однако «государство»весьма общее и абстрактное понятие, и возникает вопрос: каким образом выступаетоно в этих отношениях?
Согласно ГКГрузии (абз. 4 ст. 24) государство в частноправовых отношениях представленосвоими органами, которые не являются юридическими лицами. Тот факт, чтоминистерства и государственные департаменты являются не юридическими лицами, алишь органами, представляющими государство, совершенно не означает того, чтогосударство (как юридическое лицо) не может быть представлено другимиюридическими лицами. Государство правомочно создать множество юридических лиц взависимости от того, какие задачи придется ему решать, и в этом процессе оно несковано организационно-правовыми формами, предусмотренными ГК[34].
Следующуюгруппу юридических лиц публичного права составляют так называемые публично-правовыекорпорации. К ним относятся местные самоуправления (муниципалитеты). Подобногосударству и в этом случае юридическим лицом является непосредственно сам муниципалитет,а не его органы в виде управлений, отделов, служб и т.д. Однако это неисключает возможности того, чтобы муниципалитеты в свою очередь создалиюридические лица публичного права, если это предусмотрено законом.
К юридическимлицам публичного права относятся также созданные на основании специальногозаконодательства организации, которые исполняют государственные функции.Например, в Грузии Национальный банк как юридическое лицо публичного правасуществует согласно Закону о Национальном банке.
Юридическиелица публичного права образуют еще одну группу — так называемые публично-правовыеучреждения. Перечень входящих в эту группу юридических лиц достаточно широк:государственные библиотеки, университеты, академия наук и другиенаучно-исследовательские институты (как, например, Институт государства и праваГрузии) и т.д. Все эти юридические лица существуют на основе нормативных либоиндивидуальных актов, принятых соответствующими государственными органами.
Право Грузиизнакомо также с публично-правовыми фондами, которые создаются на основе законаи для достижения определенных целей и представляют собой юридические лицапубличного права. К таким фондам относится, например, пенсионный фонд Грузии.
В системеюридических лиц публичного права имеются также организации, которые создаютсяна основании объединения лиц, а не административного акта государства, ипроявляют таким образом сходство с юридическими лицами частного права, однакоотносятся к юридическим лицам публичного права. Речь идет о политических партиях,которые приобретают статус юридического лица на основании закона о политическихпартиях. То обстоятельство, что политические партии являются юридическимилицами публичного права, обусловлено их участием в формировании публичной(государственной) власти, а не тем, что лежит в основе их создания (в данномслучае свободное волеизъявление, а не административный акт). Примечательно, чтостатус политических партий в разных странах определяется по-разному. Так,согласно немецкому праву, политические партии вообще не являются юридическимилицами, а австрийское право признает их в качестве юридических лиц публичногоправа[35].
Опытдесятилетней практики применения правовой конструкции юридических лицпубличного права в Грузии свидетельствует о том, что не только целесообразно,но и необходимо ее использование. Она позволяет избавить гражданское право отлишних и чуждых ему регулировок, которые не вписываются в рамки гражданскогоправа. В то же время она позволяет сделать акцент на полное и исчерпывающеерегулирование юридических лиц частного права с целью предоставления частнымлицам гарантированной возможности объединения в форме юридического лица.
Анализправового регулирования юридических лиц в постсоветских государствах позволяетсделать вывод о том, что множество организационно-правовых форм юридическихлиц, особенно таких как учреждения, не вписывается в традиционные длягражданского права конструкции юридических лиц. По своей правовой природе онибольше всего соответствуют понятию юридических лиц публичного права. Онифактически и юридически являются юридическими лицами публичного права,поскольку преимущественное большинство из них регулируется законами публичногоправа и, естественно, выходит за рамки гражданского права. Тот факт, что ониупомянуты в гражданских кодексах, не меняет их правовую природу.
Юридическиелица публичного права не подрывают основы гражданского права. Их существованиене следует оценить как «ситуацию почти критическую»[36].Юридические лица публичного права — это реальность и любая развитая системаправа должна считаться с реальностью, если она не хочет остаться в прошлом.Правовая наука призвана показать перспективы развития в этой области права.
В гражданскомправе должны остаться только те организационно-правовые формы юридических лиц,которые могут быть учреждены частными лицами. Это, конечно, не исключаетвозможности участия государства, его органов или созданных им государственныхюридических лиц (т.е. юридических лиц публичного права) в учрежденииюридических лиц частного права, таких как АО или ООО. Но в этом случаегосударство и его органы будут участвовать как частные лица, полностьюсоответствуя принципу гражданского права о равноправном участии государства вчастноправовых отношениях.
Освобождениегражданского права от лишних и чуждых ему конструкций, подготовка для этогонаучных и методологических предпосылок, представляется важной задачейгражданско-правовой науки в постсоветских государствах.