1. Определения
Недра — являются частьюземной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — нижеземной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин,доступных для геологического изучения и освоения.
Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, химический состав и физические свойствакоторых позволяют эффективно использовать их в сфере материальногопроизводства.
Минеральные ресурсы(запасы полезных ископаемых) — количество минерального сырья и органических полезныхископаемых в недрах Земли, на её поверхности, на дне водоёмов и в объёмеповерхностных и подземных вод, определяемое по данным геологической разведки,применительно к существующим технологиям добычи.
Топливно-энергетическиересурсы — запасы топлива и энергии в природе, которые при современном уровнетехники могут быть практически использованы человеком для производстваматериальных благ (различные виды топлива: каменный и бурый уголь, нефть,горючие газы, горючие сланцы, торф, дрова; энергия падающей воды рек, морскихприливов, ветра; солнечная и атомная энергия).
2. Значение недр длячеловека, использование недр
Значение недр длячеловека определяются их полезностью длячеловека (общества) и состоит в том, что они являются источником материальногосырья, ископаемого топлива и других материалов. Недра удовлетворяют такженаучные потребности. Они используются для устройства подземных сооружений икоммуникаций – таких, как склады, хранилища, линии метро, трубопроводы и многоедругое. Все эти свойства недр принимаются во внимание при разработке системымер их правовой охраны. Таким образом, обращаем внимание на то, что юридическоепонятие «недра» не отождествляется с содержащимися в недрах полезнымиископаемыми. Недра – более широкое понятие, чем полезные ископаемые.
3. Состояние минерально-сырьевойбазы России
Отличительной чертойминерально-сырьевой базы России является ее комплексность — она включает в себяпрактически все виды полезных ископаемых:
— Топливно-энергетическиересурсы (нефть, природный газ, уголь, уран);
— Черные металлы(железные, марганцевые, хромовые руды);
— Цветные и редкиеметаллы (медь, свинец, цинк, никель, алюминиевое сырье, олово, вольфрам,молибден, сурьма, ртуть, титан, цирконий, ниобий, тантал, иттрий, рений,скандий, стронций и др.);
— Благородные металлы иалмазы (золото, серебро, платиноиды);
— Неметаллическиеполезные ископаемые (апатиты, фосфориты, калийные и поваренная соли, плавиковыйшпат, слюда-мусковит, тальк, магний, графит, барит, пьезооптическое сырье,драгоценные и поделочные камни и др.).
Из недр России ежегодноизвлекается: 8-12% нефти, 27-30% газа, 5-8% угля, 8-10% товарных железных руд,22-25% никеля и кобальта, значительная часть других цветных и редких металлов,золота, серебра, платиноидов и платины, алмазов, до 60% апатитов, 12% калийныхсолей от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом.
4. Причины ухудшенияминерально-сырьевой базы России в 1990 г. –х
Отказ государства отмонополии на недропользование, и в то же время отсутствие системы управлениянедропользованием. Только к 1996 г. практически завершено создание системыгосударственного управления недропользованием, адаптированной к рыночнымэкономическим отношениям. В процессе реформирования отрасли можно выделить дваосновных этапа:
— 1992-1993 гг. — создание первичной законодательной основы введения платного недропользования(Закон РФ «О недрах», организация Комитета РФ по геологии и использованиюнедр, Положение «О порядке лицензирования пользованиями недрами и ряддругих ведомственных нормативных документов);
— 1994-1996 гг. — накопление и обобщение опыта законопроектных работ и правоприменительнойпрактики (новая редакция Федерального закона „О недрах“, законы»О соглашениях о разделе продукции”, «О порядке лицензированияпользования недрами», утверждение Федеральной программы развитияминерально-сырьевой базы России на 1994-2000 годы, создание Министерстваприродных ресурсов РФ).
Снижение прироста запасов.Резкое падение темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы. Происходитустойчивое снижение ежегодно приращиваемых объемов разведанных запасовбольшинства видов полезных ископаемых. Сравнивая прирост запасов с объемамидобычи полезных ископаемых по всем видам полезных ископаемых объемы добычистали превышать прирост запасов. Мировая практика свидетельствует о том, чтосоотношение этих показателей должно быть обратным, то есть, прирост запасовдолжен опережать объем добычи в 1, 5-2 раза.
Основная причина — использованиепо назначению лишь 50% средств, предназначенных добывающим предприятиям нафинансирование геологоразведочных работ. Нежелание вкладывать средства в новыепроекты, разработка которых потребует в 10-и раз большие инвестиции, чем вложенияв освоенные месторождения, исчерпывая их.
Потери сырья. Во-первых,приостановление идущих работ (в 30-70% от Гос. баланса) и признаниенерентабельности предприятий из-за переоценки разведанных запасов с учетоммирового рынка. Высокая энергоемкость добывающего производства, резкоевозрастание транспортировки и др. факторов сделала многие действующиепредприятия банкротами. Во-вторых, недостаточная комплексность в использованиидобытых из недр полезных ископаемых, прежде всего в связи с отставанием втехнологии их добычи и переделов, ограниченность инвестиций, приводит к потерямдо 50% от учтенных в недрах запасов. В частности, в больших объемах теряютсяпопутный газ и сера при добыче нефти. Значительные потери имеют место на стадиипереработки добытых руд, так из апатитовых руд для получения глиноземаперерабатывается лишь 15% нефелина, практически не извлекаются стронций иредкоземельные элементы, платиноиды и кобальт. Из комплексных медных,свинцово-цинковых, медно-никелевых и др. месторождений не извлекается до 40%золота. В-третьих, утрата рентабельной части минерально-сырьевой базы бывшегоСССР в связи с его распадом. Так сырьевая база по марганцу, хрому, титану,цирконию, каолину, бариту и ряду других видов полезных ископаемых создаваласьна территориях других республик бывшего Союза, имевших более благоприятныегеолого-экономические условия для их добычи.
5. Основная причинаистощения минеральных ресурсов — отсутствие рационального природопользования иохраны недр
Рациональное природопользование— система, при которой достаточно полно используются добываемые природныересурсы (и соответственно, уменьшается количество потребляемых ресурсов),обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно имногократно используется вторсырье и отходы производства, что позволяетзначительно минимизировать загрязнение окружающей среды. Рациональноеприродопользование характеризуется интенсивным хозяйством, и наличием научно-техническогопрогресса и организацией труда с высокой производительностью. Одними изпримеров рационального природопользования могут быть:
— безотходноепроизводство или безотходный цикл производства
— использованиевторсырья, отходов как собственных, так и других организаций,
— оборотное использованиесырья — многократное использование в технологическом процессе воды, взятой изрек, озер, буровых скважин.
6.Основные пути рационального природопользования и охраны недр
Состороны государства является необходимым внедрение природно-ресурсной политики,решающей проблемы: нормативно-правового, учетно-статистического, экономическогообеспечения рационального природопользования. Пути внедрения политики:
— совершенствованиезаконодательства, в частности усиление административной и уголовнойответственности за его нарушение;
— формирование эффективной системы органов государственного управления в сфереприродопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности;
— создании единой унифицированной информационно-аналитической иучетно-статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений;
— введениетерриториальных комплексных кадастров природных ресурсов;
— созданиефедерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых и иных видовестественных богатств;
— осуществлениегосударственной поддержки научных исследований, как важнейшей части цикла вобласти изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
— формирование критериев и требований к разграничению государственной и иныхвидов собственности на природные ресурсы;
— регулированиесистемы лицензирования и регламентации режимов природопользования;
— определение возмездного пользования всеми видами природных ресурсов,вовлекаемых в хозяйственный оборот;
— созданиедейственного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий повоспроизводству и охране природных ресурсов;
— совершенствование системы платежей за природопользование, в т.ч. получениельгот за истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих дефицитныеполезные ископаемые;
— внедрениесистемы страхования и аудита в практику природопользования;
— противодействиемонопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаевтормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования;
— соблюдение национальных интересов при привлечении иностранных инвестиций.
Дополнительноосновныеположения охраны недр
Основы законодательстваРФ о недрах устанавливают собственность государства на недра, определяютглавные требования к охране недр и рациональному их использованию.
Предъявляются следующиетребования к охране недр.
1. Полное и комплексноегеологическое изучение недр.
2. Соблюдениеустановленного порядка предоставления в пользование недр, исключая самовольное.
3. Полное извлечение изнедр и рациональное использование запасов основных и совместно залегающихполезных ископаемых и содержащихся в них компонентов.
4. Исключение вредноговлияния связанных с пользованием недр на сохранность запасов полезныхископаемых.
5. Охрана месторожденийполезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других неблагоприятныхвоздействий, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценностьместорождений или осложняющих их разработку.
6. Запрещениенеобоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых исоблюдение установленного порядка использования этих площадей для других целей.
7. Исключение вредноговлияния связанных с пользованием недр работ на сохранность эксплуатируемых инаходящихся на консервации горных выработок, буровых скважин и подземныхсооружений.
8. Запрещение загрязнениянедр при подземном хранении нефти, газа и иных веществ, захоронении вредныхвеществ и отходов производства, а также при сбросе сточных вод.
7.Способы охраны недр от истощения
Охрананедр обеспечивается принятием и жестким соблюдением соответствующих нормативно-правовыхактов.
8.Законодательные акты в области рационального природопользования и охраны недр
Федеральноезаконодательство о природопользовании и охраны окружающей среды представлено основнымизаконами:
— «Об охране окружающейсреды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
— «Об экологическойэкспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ;
— «Об особоохраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ;
— «Об охранеатмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ;
— «Об отходахпроизводства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ;
— «О животном мире»от 24.04.1995 № 52-ФЗ;
— «О лицензированииотдельных видов деятельности» от 08.082001, N 128-ФЗ.
Федеральноезаконодательство о недрах представлено основными законами:
— «О недрах» от21.02.1992 № 2395-1;
— «О соглашениях оразделе продукции» от 30.12.1995 № 225-ФЗ;
— «О континентальномшельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 № 187-ФЗ;
— «О внутреннихморских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»от 31.07.1998 № 155-ФЗ;
— «Об исключительнойэкономической зоне Российской Федерации» от 17.12.1998 № 191-ФЗ.
9. Контроль заиспользованием и охраной недр в России осуществляется
— Министерством природныхресурсов и экологии Российской Федерации (МПРиЭ РФ);
— Федеральным агентствомпо недропользованию Российской Федерации (РОСНЕДРА).