Функции и основные принципы организации местного самоуправления

Государственный комитет РоссийскойФедерации
по высшему образованию
САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯАКАДЕМИЯ ПРАВАПОВОЛЖСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
кафедраадминистративного и муниципального права
КУРСОВАЯРАБОТА
 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тема 6. Функции и основныепринципы организации местного самоуправления

Выполнил:
Студент 3 курса
1группы заочного
отделения
Шонин А. А.
Саратов  1999
СОДЕРЖАНИЕ
1.    Понятие функций местного самоуправления
2.    Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
3.    Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
4.    Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
5.    Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
6.    Охрана общественного порядка
7.    Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
8.    Понятие основных принципов местного самоуправления
9.    Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
10.  Законность в организации и деятельности местного самоуправления
11. Государственные гарантии в реализации принципов местного самоуправления
3
5
7
9
12
14
16
18
20
21
23 Список использованных источников 25

1.   Понятие функций местногосамоуправления
 Местным самоуправлением называетсяорганизация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населениемвопросов местного характера и  управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямоговолеизъявления, а также через выборные и другие органы местной власти.
Местное (муниципальное)самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом игосударством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 ст.3 Конституции РФ гласит: «Народ  осуществляет свою  властьнепосредственно,  а  также через органы государственной  власти  и органыместного самоуправления».  Ст. 12: «В Российской  Федерации  признается  и гарантируется  местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своихполномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в системуорганов государственной власти».
Местное самоуправление – этоодна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающаясамостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросовлокального значения, владения, пользования и распоряжения. Основные направлениямуниципальной деятельности характеризуются функ­циями местного самоуправления. Перечень полномочий органов самоуправле­ния (под полномочиями мы будем пониматьправовое выражение их деятельно­сти) позволяет выделить следующие основныефункции:
–   обеспечение участия населения в решении местных дел (ст.131);
–   управление муниципальной собственностью (ст. 132);
–   обеспечение развития соответствующей территории;
–   охрана общественного порядка (ст.132);
–   защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Кон­ституциейРФ (ст. 133);
–   обеспечение потребностей населения в социально-культурных,коммунально-бытовых и иных услугах;
–   распоряжения муниципальной собственностью.

2.  Обеспечение участия населения в решениивопросов местного значения
 
Устав муниципальногообразования закрепляет формы, порядок и гарантии непосредственного участиянаселения в решении вопросов местного значения. Речь едет о таких институтахмуниципальной демократии, как местный референдум, муниципальные выборы,собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения гражданв органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправлениеи другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Население — субъектместного самоуправления. Ему как сообществу граждан, проживающих насоответствующей территории, и каждому в отдельности гарантируется право наосуществление местного самоуправления непосредственно и через своихпредставителей, причем независимо от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Указанное правоконкретизируется через систему специальных прав, предусмотренных Конституцией:избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать вреферендуме (ч. 2 ст. 32); обращаться лично, а также направлять индивидуальныеи коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст. 33); знакомитьсяс документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственнозатрагивающими права и свободы гражданина (ч. 2 ст. 24); определять структуруорганов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131); выражать мнение по поводуизменения границ территорий местного самоуправления (ч. 2 ст. 131); защищатьправо на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке
Население вносит ворганы местного самоуправления проекты правовых актов, которые подлежатобязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителейнаселения, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию(обнародованию).
Граждане непосредственноучаствуют в решении дел местного значения путем индивидуальных и коллективныхобращений, направляемых в органы местного самоуправления и должностным лицамместного самоуправления.

3. Управление муниципальнойсобственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
Экономическая основаместного самоуправления с наделением населения правами собственника — владения,пользования и распоряжения этой собственностью. Она признается и защищаетсянаравне с другими формами собственности. Под муниципальной собственностьюпонимается собственность муниципальных образований — городских, сельских и иных(ч. 1 ст. 1). В ее состав, согласно названному Закону (ст. 29), входят средстваместного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местногосамоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы,находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия иорганизации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования,здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Органы местного самоуправленияуправляют муниципальной собственностью. Они же от имени муниципальногообразования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего всостав данной собственности; в случаях, предусмотренных законами субъектовРоссийской Федерации и уставами муниципальных образований, это право может бытьреализовано населением непосредственно.
В соответствии с Законом органыместного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственностиво временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдаватьих в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом,находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорахи соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых впользование объектов. В интересах населения они могут устанавливать условияиспользования земель, находящихся в границах муниципального образования.
Муниципальная собственностьможет быть приватизирована. При этом порядок и условия ее приватизацииопределяются непосредственно населением или представительными органами местногосамоуправления. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственностипоступают в полном объеме в местный бюджет.
Право муниципальнойсобственности регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 125 идр.). Им, в частности, закреплено, что особенности приобретения и прекращенияправа собственности на имущество, включая имущество, находящееся всобственности муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом(ч. 3 ст. 212).
Органы местногосамоуправления могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественныеи личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде (ч. 1, 2 ст. 125ГК). Согласно упомянутому Федеральному закону они вправе в установленномпорядке совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности,любые сделки (ч. 3 ст. 29); создавать предприятия, учреждения и организации дляосуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации иликвидации (ст. 30); определять цели, условия и порядок деятельностимуниципальных предприятий, учреждений и организаций, регулировать цены и тарифына их продукцию (услуги), утверждать их уставы, назначать и увольнятьруководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивать отчетыоб их деятельности (ст. 31); использовать собственные материальные и финансовыесредства при размещении муниципальных заказов на выполнение работ поблагоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительствуи ремонту социальной инфраструктуры и т.д. (ст. 33).

4.Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальногообразования
 
Социально-экономическоеразвитие и самостоятельность местного самоуправления возможны лишь при наличиисоответствующих материально-финансовых ресур­сов, которые должны бытьсоразмерны тем функциям и полно­мочиям, которые законодательство закрепляет заорганами мест­ного самоуправления.
Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей  комплексноесоциально-экономическое развитие муниципального образования, выступаетзакрепляемая законодательством финансо­во-экономическая база местногосамоуправления.
Федеральный закон «Обобщих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации»закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образованиямуниципальную собственность и местный бюджет (ст. 1).
При этом Закон устанавливает, что муниципальным образова­ниямдолжна обеспечиваться экономическая и финансовая само­стоятельность всоответствии с разграничением предметов веде­ния между муниципальнымиобразованиями (ст. 6).
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляютмуниципальной собственностью, которая признается и рав­ным образом защищаетсягосударством наряду с другими форма­ми собственности.
Органы местного самоуправления вправе совершать с муни­ципальнымимуществом любые сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашенияхусловия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектовму­ниципальной собственности. При этом порядок и условия прива­тизациимуниципальной собственности определяет муниципаль­ное образованиесамостоятельно. Доходы от приватизации объ­ектов муниципальной собственностипоступают в полном объеме в местный бюджет.
2. Органы местного самоуправления вправе, в соответствии сЗаконом, создавать предприятия, учреждения и организации для осуществленияхозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Ониопределяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий,учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняютруководителей данных предприятий, учреждений и организаций.
3. Ст. 4 и 5 Федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагают нафедеральные органы государственной власти и органы государственной властисубъектов Российской Федера­ции обязанность обеспечить гарантии финансовойсамостоятель­ности местного самоуправления.
К таким гарантиям закон относитобеспечение минимальных местных бюджетов данными органами государственнойвласти путем закрепления доходных источников для покрытия мини­мальнонеобходимых расходов местных бюджетов.
4. Соответствующие органы государственной власти обязаныфинансировать осуществление отдельных государственных пол­номочий, которыезаконом могут быть переданы органам местно­го самоуправления. Кроме того, ониобязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы,вы­званные решениями, принятыми федеральными органами госу­дарственной власти иорганами государственной власти субъек­тов Российской Федерации.
5. Финансовая самостоятельность местного самоуправления гарантируетсяконституционным правом органов местного само­управления самостоятельноформировать, утверждать и испол­нять местный бюджет.
Органы местного самоуправления вправе образовывать такжецелевые внебюджетные фонды. Кроме того, органы местного самоуправленияустанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате
6. Органам местного самоуправления принадлежит право вы­пускатьмуниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создаватьмуниципальные банки и иные финансово-кре­дитные учреждения.
В интересах населения органыместного самоуправления в установленном законом порядке вправе осуществлятьвнешнеэ­кономическую деятельность

5. Удовлетворение основных жизненных потребностейнаселения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
К основнымцелям муниципальной деятельности относится улучшение условий жизни граждан,создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципальногообразования. Важнуюроль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправленияпо удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагаетразвитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания насе­ления.
Обеспечивая удовлетворениепотребностей населения в жиз­ненно важных услугах, органы местного самоуправления,во-пер­вых, организуют, содержат, развивают соответствующие муници­пальныепредприятия, учреждения, организации и службы. Право органов местногосамоуправления на создание предприятий, уч­реждений и организаций закрепляетст. 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ­ленияв Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. Ст. б данного Закона обязываеторганы местного самоуправления за­ниматься вопросами организации, содержания иразвития муни­ципальных учреждений дошкольного, основного общего и про­фессиональногообразования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализациии др.
Закон также возлагает на органы местного самоуправлениявопросы организации снабжения населения топливом; утилиза­ции и переработкибытовых отходов; транспортного обслужива­ния населения и т.п.
Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условиядля жилищного и социально-культурного строительства; для обес­печения населенияуслугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, длядеятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организациизрелищных меро­приятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправленияобеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку исодействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальномобразовании.
В-третьих, органы местного самоуправления регулируют во­просы,относящиеся к данной области муниципальной деятель­ности. Представительныеорганы местного самоуправления при­нимают общеобязательные правила по этимвопросам местной жизни.
В-четвертых, органы местного самоуправления осуществляют вэтой сфере контрольную деятельность, что служит созданию необходимыхпредпосылок для наиболее полной и эффективной реализации прав и свобод граждан,обеспечению стабильного правового режима муниципального образования.
Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 37федерального закона «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления вРоссийской Федерации» от 28 августа 1995 г. обязаны обеспечивать удовлетворениеосновных жизнен­ных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведениюмуниципальных образований, на уровне, не ниже минимальных государственныхсоциальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путемзакрепления в доходы мест­ных бюджетов федеральными органами государственнойвласти, органами государственной власти субъектов Российской Федера­цииотчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

6. Охрана общественного порядка
 
Ст. 132 Конституции Российской Федерации устанавлива­ет, чтоорганы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.
Общественный порядок — это составная часть правопорядка внашем обществе, важный элемент правовой основы жизнедея­тельности граждан.Поэтому успешное осуществление данной функции местного самоуправления выступаетодним из условий решения общегосударственной задачи обеспечения законности,укрепления правопорядка в Российской Федерации.
Общественный порядок — основа нормальной жизни муници­пальногообразования, функционирования местной демократии, необходимое условиереализации прав и свобод граждан.
Общественный порядок характеризует состояние местной жизнимуниципального образования, уровень правовой культуры и правосознаниямуниципальных служащих, граждан, их объеди­нений. Важное значение для упроченияобщественного порядка имеет урегулированность вопросов местного жизни.
 Все это предполагаетсоздание на подведомственной территории условий, гарантирующих безопасностьличности, беспрепятственную реализацию гражданами конституционных прав исвобод. Достижение данной цели требует разнообразных мер. Непосредственноеотношение к ним имеет правомочие муниципальных органов в пределах,установленных законом, принимать решения, предусматривающие за их нарушениеадминистративную ответственность (ст. 6 КоАП). Такие акты затрагивают права,свободы и обязанности человека и гражданина и в соответствии с Федеральнымзаконом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» (ч. 2 ст. 19) вступают в силу после их официальногоопубликования (обнародования).
В настоящее время охранаобщественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощьюмилиции общественной безопасности (местной милиции), которая соглас­но ЗаконуРоссийской Федерации «О милиции» (1991 г) является составной частью милицииРоссийской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних делРоссийской Федерации. В районах, городах,районах городов она создается и функционирует в качестве структурного звена всоставе отделов (управлений) внутренних дел соответствующего субъектаРоссийской Федерации. Их начальники назначаются вышестоящими руководителями посогласованию с исполнительными органами с последующим утверждениемпредставительными органами муниципальных образований. Численность местноймилиции (с учетом действующих нормативов) обеспечивается финансированием избюджетов субъектов Российской Федерации; муниципальные образования вправе засчет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численностьмилиции общественной безопасности, контролировать ее деятельность.
В обеспечении охраны общественного порядка на территориимуниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие приместной администрации: административ­ные, по делам несовершеннолетних,наблюдательные. Кроме того, возможно и участие населения в реализации даннойфункции путем создания народных дружин, использования других форм общественнойсамодеятельности граждан.
Также в обеспечении охраны общественного порядка натерритории муниципального образования принимают участие комиссии,функционирующие при местной администрации: административ­ные, по деламнесовершеннолетних, наблюдательные. Кроме того, возможно и участие населения вреализации данной функции путем создания народных дружин, использования другихформ общественной самодеятельности граждан.

7. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированныхгосударством
В Российской Федерации признается игарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции Российской Федерации).Государство обеспечивает соблюдение прав местного самоуправ­ления,установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. ВРоссийской Федерации действует система государственных гарантий местногосамоуправления, включая право на судебную защиту Таким образом, защита правместного самоуправления — это важная сторона государственной деятельности
Вместе с тем необходимо учитывать, что нередко права изаконные интересы местного самоуправления, как показывает практика реализациимуниципального законодательства, наруша­ются и ущемляются, в том числе игосударственными органами. Органы местного самоуправления, взаимодействуя сгосударст­венными и иными органами и организациями в различных сфе­рах местнойжизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальныхобразований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную ииные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае ихигнорирования и нарушения. Все это дает основание выделить в качестве функцииместного самоуправления деятельность граж­дан и органов местного самоуправленияпо защите интересов и прав муниципальных образований, их населения
Ст. 46 Федерального закона «Об общих принципах орга­низацииместного самоуправления в Российской федерации» от 28 августа 1995 г.предоставляет гражданам, органам и должност­ным лицам местного самоуправленияправо на судебную защиту местного самоуправления. Судебная защита выступает как барьер от неправомерных действий ирешений, ущемляющих права местного самоуправления. В Законе установлено, что граждане, проживающиена территории муниципального образования, органы местного самоуправления идолжностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд илиарбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местногосамоуправления актов органов государственной власти и государственныхдолжностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местногосамоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественныхобъединений (ст. 46). Данные обращения подлежат обязательномурассмотрению.
Конституция (ст. 125)создает предпосылки к тому, что Конституционный Суд РФ также может бытьгарантом прав местного самоуправления. В этом качестве он выступает,осуществляя проверку конституционности соответствующих нормативных правовыхактов и договоров, вынося решения по жалобам на нарушение конституционных прави свобод граждан и по запросам судов в связи с проверкой конституционностизакона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, даваятолкование Конституции Российской Федерации.
Одной из организационных форм, с помощью которой осу­ществляетсяфункция защиты интересов и прав местного само­управления, являются ассоциации исоюзы муниципальных обра­зований. Они образуются в целях координациидеятельности муниципальных образований, более эффективного осуществле­ния своихправ и интересов. В Российской Федерации действуют общероссийские,межрегиональные и региональные ассоциации и союзы местного самоуправления,деятельность которых высту­пает важным фактором государственной и общественнойжизни, в том числе и в плане обеспечения прав и законных интересов местногосамоуправления на различных уровнях государственной власти.

8. Понятие основных принципов местного самоуправления
Основополагающие начала организации и деятельности мест­ногосамоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемыеКонституцией Российской Федерации, получили развитие в Федеральном законе «Обобщих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» от28 ав­густа 1995 г.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации дан­ныйфедеральный закон определяет единые принципы формиро­вания и развития основместного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных,организационных и финансово-эко­номических.
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации»составляют, таким образом, юридическую базу для правового регулированияместного самоуправления субъектами Российской Федерации.
Значение Конституции Российской Федерации и федераль­ногозакона «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации»в развитие правовой осно­вы местного самоуправления определяется также и тем,что они разграничивают полномочия федеральных органов государствен­ной власти иорганов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации в областиместного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти Российской Фе­дерацииустанавливает ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации».
На федеральном уровне осуществляется законодательное ре­гулированиеобщих принципов организации и деятельности мест­ного самоуправления, контрольза соблюдением федеральных законов. Речь в данном случае идет не только оКонституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принци­пахорганизации местного самоуправления в Российской Феде­рации», но и о другихфедеральных чаконах, регулирующих отдельные вопросы построения ифункционирования местного самоуправления, в частности, вопросы ответственностиорганов местною самоуправления за нарушение законов; организации местногосамоуправления в приграничных территориях, закры­тыхадминистративно-территориальных образованиях; основ му­ниципальной службы ит.д.
Ст. 133 Конституции Российскойфедерации устанавлива­ет запрет на ограничение тех прав местного самоуправления,которые закреплены в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.При этом следует учитывать особую роль закона «Об общих принципах организациимест­ного самоуправления в Российской Федерации» в системе феде­ральныхзаконов. Согласно статье 7 данного Закона, ему не могут противоречить другиефедеральные законы, устанавливающие нормы муниципального права. В случае жепротиворечия норм муниципального права, содержащихся в законах, положенияхКонституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» должны применятьсяположения Конститу­ции Российской федерации и названного Федерального закона.При этом положения распространяются на республики, края, области, города федеральногозначения, автономную область, автономные округа.
 Федеральное законодательство о местном самоуправлении,обеспечивая общие для всех субъектов Российской Федерации подходы к вопросамформирования и развития правовой основы местного самоуправления, даетопределения основных понятий и терминов, используемых при правовомрегулировании муници­пальных отношений: муниципального образования; вопросовместного значения; органов и должностных лиц местного само­управления;муниципальной службы и других.

9. Соблюдение прав и свобод человека
и гражданина
Органы местногосамоуправления призваны соблюдать права и свободы граждан. Этому способствуетправомерное ведение деятельности местных образований, соответствие организациии развития местных самоуправлений предусмотренным нормативным актам. В полноймере и в соответствии с Конституцией РФ  должны соблюдаться такие праваграждан, как право на бесплатное получение медицинских услуг, образование,право избирать и быть избранными, право на получение социальных льгот,предусмотренных законодательством.
Поэтому  для соблюденияправ  и свобод граждан первоочередную роль играет реформирование, развитие икачественное совершенствование социальной сферы экономики. Это должно статьважнейшей задачей деятельности органов муниципальных образований.
В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, орга­ныместного самоуправления могут обращаться в суд за защитой нарушенных правграждан — жителей муниципального образо­вания. Так, в соответствии сФедеральным законом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправленияобращают­ся в суд в защиту прав потребителей (неопределенного кругапотребителей) с исками о признании действий продавца проти­воправными ипрекращении этих действий.

10. Законность в организации и деятельностиместного самоуправления
КонституцияРоссийской Федерации, федеральные законода­тельные акты, законодательные и иныеправовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местноесамоуправление, ус­танавливают систему правовых мер, направленных на достижениязаконности в организации и деятельности местного самоуправления.
 Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих  законностьместного самоуправления, играет конституционное право местного самоуправленияна судебную защиту. Суд — инстанция,которая способна вводить деятельность местного самоуправления, его органов идолжностных лиц в правовое русло.
В правовом государстве судвыступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры онарушенном праве. Судебная власть в Российской Федерации призвана спо­собствоватьобеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защитеконституционного строя, одним из элемен­тов которого является местноесамоуправление, признаваемое и гарантируемое государством.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд илиарбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов,нарушающих права мест­ного самоуправления:
а) органов государственной властии государственных долж­ностных лиц;
б) органов местногосамоуправления и должностных лиц мест­ного самоуправления;
 в)  предприятий, учреждений иорганизаций;
г) общественных объединений.
С такими исками в суд или арбитражный суд вправе обра­щатьсяне только органы и должностные лица местного самоуп­равления, но и граждане,проживающие на территории муници­пального образования.
Закон также предусматривает судебную форму защиты правмуниципального образования в случае отказа в государственной регистрации уставамуниципального образования.
В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, орга­ныместного самоуправления могут обращаться в суд за защитой  нарушенных правграждан-жителей муниципального образо­вания. Так, в соответствии с Федеральнымзаконом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления обращают­сяв суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) с искамио признании действий продавца проти­воправными и прекращении этих действий.
Гарантией судебной защиты прав местного самоуправленияявляется порядок признания недействительными решений орга­нов и должностных лицместного самоуправления, предполагаю­щий, в частности, соответствующее решениесуда по этому во­просу. Кроме того, именно заключение соответствующего судасубъекта Российской Федерации может являться основанием для рассмотрениязаконодательным (представительным) органом го­сударственной власти субъектаРоссийской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органаместного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуп­равления.
Гарантией правовой защиты местного самоуправления яв­ляетсяобязательность решений, принятых путем прямого воле­изъявления граждан, решенийорганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.Данные решения обязательны для исполнения всеми расположенными на террито­риимуниципального образования предприятиями, учреждениями и организацияминезависимо от их организационно-правовых форм, а также органами местногосамоуправления и гражданами.
Ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах орга­низацииместного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющая эту гарантию,устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправлениямогут быть отмечены органами и должностными лицами, их принявшими, либопризнаны недействительными по решению суда.

11. Государственные гарантии в реализации принципов местногосамоуправления
Важнейшим и необходимым условием реализации принциповместного самоуправления является гарантированность прав местногосамоуправления.
Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляе­маямуниципальным правом, охватывает всю совокупность усло­вий и средств,обеспечивающих их реализацию и правовую защи­ту.
Деятельность органов местного самоуправ­ления, реализация ихправ осуществляется в определенных соци­ально-экономических, политическихусловиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людейв обще­стве и государстве, могут оказывать как позитивное, так и нега­тивноевлияние на процесс самоуправления.
Поэтому в качестве общих гарантий прав местногосамоуправления можно рассмат­ривать те экономические, политические отношения,духовные устои и ценности общества, которые: служат предпосылкамистимулирования развития местного самоуправления; обеспечивают определеннуюустойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;создают реальные возможности для наиболее полной реализа­ции норм,устанавливающих компетенцию» органов местного самоуправления.                  
Экономической гарантией местного самоуправления служитэкономическая система общества, в основе которой лежат прин­ципы свободыэкономической деятельности, предпринимательст­ва и труда; разнообразия иравноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; ихравной правовой защиты и др.
Государственные  гарантии местного самоуправления — это по­литико-правовойрежим нашего государства: система государст­венной власти, основанная напринципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственнойвласти субъектов Российской Федерации; народо­властие, осуществляемое на основеполитического и идеологичес­кого многообразия непосредственно народом, а такжечерез ор­ганы государственной власти и органы местного самоуправления;самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнотаи гарантированность основных прав и сво­бод человека и гражданина и др.
Необходимо учитывать, что наше общество и госу­дарствопереживают сегодня сложный процесс реформирования, перехода к новомукачественному состоянию, и поэтому те осно­вы и принципы политической,экономической и духовной орга­низации общества, которые выступают одновременнопредпосыл­ками и основами развития местного самоуправления, также нуж­даются вподдержке и укреплении. Это возможно лишь на пути формированиядемократического, правового государства, в кото­ром в полной мере будут созданыи обеспечены необходимые условия для развития местного самоуправления. В этомнаправле­нии пока сделаны лишь первые, но очень важные, определяющие.

Список использованныхисточниковЛитература
1.   ФадеевВ.И. Муниципальное право России. М.,1994.
2.   БарабашевГ.В. Местное самоуправление. МГУ. 1996.
3.   ШугринаЕ.В. Муниципальное право. Новосибирск. 1995.
4.   ПисаревА.Н. Муниципальное право РФ. М., 1997.
5.   Муниципальноеправо. Под ред. д.ю.н., профессора Коваленко А.И. М., 1997. Нормативные акты
1.   КонституцияРФ от 12 декабря 1993 г.
2.   Гражданскийкодекс РФ
3.   Собраниезаконодательства РФ. 1995.
4.   Федеральныйзакон «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в РоссийскойФедерации»  от 28 августа 1995 г.
5.   Федеральныйзакон  «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25сентября 1997 г. № 126-ФЗ
6.   УказПрезидента РФ «О реформе местного самоуправления в РФ» от 26 октября1993 г.
7.   УказПрезидента РФ «О гарантиях местного самоуправления» от 22 декабря1993 г.