ПЛАН 1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА НА БАЗЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО “ВЭЛТ-К” 1. СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, СОСТАВ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИМЫХ ТОВАРОВ. 2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. 3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
И ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА. 4. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ ПРОДАЖ И ОТДЕЛЕ ВНЕШНИХ ЗАКУПОК. 5. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВЕДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО УЧЕТУ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ. 6. ОСНОВНЫЕ СВЯЗИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО КООПЕРИРОВАНИЮ. 7. СОСТАВ И СТРУКТУРА ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (РЕСУРСОВ).
8. СОСТАВ РЫНКОВ СБЫТА ТОВАРА. 9. КУРЕНТОВ. 10. ВЫВОД О ТИПЕ РЫНКА. 11. АНАЛИЗ ЦЕНОВОЙ И ПЕРЕКРЕСТНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА НА ДАННЫЙ ТОВАР; ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА КОЛЕБАНИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА. 12. НАЛИЧИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ, ФОРМЫ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. 12. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА, СНАБЖЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА. 1. Производственная практика на базе предприятия ОАО “ВЭЛТ-К” 1. Сферы деятельности предприятия, состав и назначение производи-мых товаров.
Дата создания ОАО “ВЭЛТ – КИНЕСКОП”, как дочернего предприятия ОАО “ВЭЛТ” – 25.05.99г. Воронежское предприятие по выпуску кинескопов цветного изображе-ния ведет свою историю с 1965г. когда Правительством страны было принято решение о строительстве завода. Предприятие занимается производством и реализацией кинескопов для цветных телевизоров, комплектующих изделий для кинескопов, электронно-оптических систем, электронной аппаратуры, производством иных товаров
народного потребления, а также продукции, предназначенной для техниче-ских, промышленных и научных целей. В настоящее время ОАО “ВЭЛТ – КИНЕСКОП” является единствен-ным в России действующим предприятием по выпуску цветных электронно-лучевых трубок. Предприятие производит кинескопы с размером по диагона-ли экрана 37 и 51 см. ОАО ” ВЭЛТ – КИНЕСКОП” располагает производст-венными мощностями, оснащенными прогрессивным
оборудованием, по из-готовлению комплектующих изделий для кинескопов, в том числе электрон-но-оптических систем (ЭОС) и магнитостатических устройств (МСУ). 2. Основные технико-экономические показатели работы предприятия. Потенциал завода – свыше 1,5 млн. цветных кинескопов в год. Однако из-за отсутствия спроса на данный продукт приходится сокращать производ-ство.
Таблица 1 “Технико-экономические показатели ОАО “ВЭЛТ-К” (2003) Показатели Ед. изм. Месяцы 2003 года январь Февраль март 1кв. апрель Май Объем тыс. руб. 12160,8 20187,9 15530 47878,7 1871,2 5631,8 Средняя численность чел. 907 Среднеме-сячная вы-работка руб. 11969,3 19792 15136,5 15636,4 1929,07 6209,26
ФЗП тыс. руб. 2749,6 3131,8 3054,7 8936,1 2443,8 2127,1 Ср. з/плата руб. 2706,3 3070,4 2977,29 2977,29 2519,38 2345,2 Затраты з/пл. на 1 руб. вып. прод. руб. 0,226 0,155 0,155 0,197 0,025 0,3. Организационная структура управления предприятием и его произ-водственная структура. Предприятие ОАО “ВЭЛТ-Кинескоп” имеет линейно-функциональную организационную структуру управления
(см. Приложение 1). На предприятии работает около 900 человек. Во главе предприятия стоит генеральный директор (ГД) и его заместители (так называемые “TOP-менеджеры”). Каждый заместитель ГД является руководителем подвластной ему службы со всеми исходящими из нее подразделениями. Помимо взаимо-связанных отделов в структуре предприятия присутствуют службы (юриди-ческий отдел и бухгалтерия), которые должны быть независимыми для нор-мальной работы предприятия.
4. Положение об отделе продаж и отделе внешних закупок. Во время прохождения практики были проведены знакомства с ком-мерческими отделами: отдел внешних закупок и отдел продаж. Отдел внешних закупок. Отдел является структурной единицей, подчиняющейся заместителю ГД по коммерческим вопросам, в распоряжение которого также входят Отдел закупок и Транспортно-складской отдел. Эти три отдела взаимосвязаны меж-ду собой.
Для нормального производства кинескопов необходимо обеспечить предприятие комплектующими. Закупками занимается отдел закупок. В по-следнее время российский рынок не может обеспечить предприятие всем не-обходимым, поэтому возникла необходимость создания Отдела внешних за-купок. Сотрудники отдела ведут переговоры по поставкам комплектующих с Англией, Германией, Литвой (“Телебалтикос”, ”
Арнекста”), Японией, Украи-ной, Францией (“Томпсон”), Голландией (“Филипс”). Также в деятельности отдела имеют место незначительные разовые контракты с предприятиями США, Польши и Чехии. Задача отдела – найти необходимый товар для создания продукции по наиболее низко цене. Поэтому следует учитывать фактор удаленности произ-водителя от покупателя.
При покупке необходимых запчастей сотрудники отдела посылают на предприятие-изготовитель заказ на закупку товара. (см. Приложение 2 “Заказ на закупку люминофора у “НИЧИЯ-КОРПОРЕЙШЕН” Япония”). После положительного ответа на заказ заключается контракт. Контрак-ты чаще всего заключаются на английском языке. В контракте указываются как постоянные моменты, установленные международным законодательст-вом (предмет
контракта, количество и цена товара, реквизиты и юридические адреса сторон), так и особые положения, подчеркивающие особенности сдел-ки (см. Приложение 3 “Контракт с ЗАО “Арнекста”). При заключении сделки предприятие вынуждено сотрудничать с бан-ками, которые контролируют реализацию контракта (сроки его реализации) (см. Приложение 4 “Паспорт импортной сделки с ”
НИЧИЯ-КОРПОРЕЙ-ШЕН” Япония”). Далее идет стадия отгрузки. Поставка товара на предприятие оговари-вается в контракте. В роли поставщика может выступать, как продавец, так и покупатель и третьи лица. Если предприятие-заказчик выступает в роли по-ставщика, тогда сотрудники отдела внешних закупок нанимают транспорт для поставки продукта от продавца. Вся деятельность, связанная с поставками основывается на
своде пра-вил “Инкотермс 2000”, который рассматривает условия поставки и регламен-тирует момент перехода рисков от покупателя к продавцу, т.е. выявляет того, кто несет убытки при нарушении правил доставки. Во время перехода границы и на протяжении всего пути за продуктом устанавливается строгий таможенный контроль. Все начинается еще в стра-не-производителе, которая оформляет документы на вывоз из страны про-дукта (см. Приложение 5 “Экспортная декларация на вывоз люминофора от ”
НИЧИЯ-КОРПОРЕЙШЕН”, Япония”). При переходе границы оформляются грузовые декларации, которые контролируют сроки поставки продукта до покупателя (см. Приложение 6 “Грузовая таможенная декларация на груз от ЗАО “Арнекста”, Литва”). По приходу на предприятие продукция поступает на склад, и с этих пор вся ответственность с отдела внешних закупок переходит на транспортно-складской отдел.
Отдел продаж. Отдел продаж является структурной единицей, подчиняющейся замес-тителю ГД по маркетингу. В задачи маркетинга входит не только заключение сделок по продаже продукта предприятия, но и проработка рынка, т.е. дальнейшее участие това-ра на рынке аналогичных товаров. Во времена планового ведения хозяйства необходимость в усовершен-ствовании маркетингового отдела отсутствовала, так как государство утвер-ждало план, по которому отечественные предприятия по производству теле-визоров
были вынуждены закупать кинескопы “ВЭЛТ”. С переходом к ры-ночной экономике ситуация изменилась: прежние закупщики стали обладать правом выбора партнеров, из-за чего предприятию “ВЭЛТ” пришлось искать новых клиентов самому. Сотрудники отдела продаж рассылают потенциальным клиентам пись-ма-предложения своей продукции, которые возвращаются заказами на опре-деленное количество продукции.
На основании этих заявок оформляются до-говора (см. Приложение 7 “Образец договора на поставку продукции”). Если заказчик работает по предоплате, тогда отдел выставляет свои счета, которые покупатель оплачивает. По приходу денег на счета предприятия выписыва-ются накладные на отпуск готовой продукции на сторону (см. Приложение 8) и счета-фактуры (см. Приложение 9).
Отгрузка продукции производится железнодорожным или автомобиль-ным транспортом. При перевозке по железной дороге снимают не целый ва-гон, как раньше, а арендуют контейнеры. Сотрудники отдела изучают потребительский спрос на продукции на основе заявок, поступающих на продукцию. Отделом ведется рекламная дея-тельность предприятия: газеты, телевидение, Интернет. Подробнее об отделе продаж в Приложении 10 ”
Положение об отеле продаж”. 1.5. Должностная инструкция ведущего специалиста по учету производ-ственных затрат. 1. Общие положения 1.1. Основной задачей ведущего специалиста по учету производственных затрат является обеспечение правильного формирования затрат на производство. 1.2. На должность ведущего специалиста по учету производственных за-трат назначается лицо с высшими или специальным экономическим или бухгалтерским образованием и стажем работы по учету и финан-сам не
менее года. 1.3. Ведущий специалист по учету затрат на производство подчиняется заместителю главного бухгалтера. 1.4. Ведущий специалист по учету производственных затрат в своей работе руководствуется: Федеральным законом о бухгалтерском учете; По-ложением по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ; На-логовым кодексом РФ с последующими дополнениями; учетной поли-тикой предприятия и всеми Положениями по бухучету и другими ин-структивными документами; данной должностной инструкцией; ука-заниями
заместителя главного бухгалтера. 1.5. Ведущий специалист по учету производственных затрат обязан знать: систему нормативного учета производства; теоретические основы се-бестоимости. 2. Должностные обязанности. Ведущий специалист по учету производствен-ных затрат: 2.1. Ведет учет всех затрат на производство. 2.2. Правильно отражает затраты на счета производства по отчетным пе-риодам (месяц, квартал, год).
2.3. Обеспечивает учет по балансовым счетам 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 31, 65. 2.4. Организует проведение инвентаризации производства и определяет остатки по незавершенному производству. 2.5. Составляет отчетные калькуляции на выпускаемую продукцию. 2.6. Следит за правильной оценкой сырья, материалов, топлива, списывае-мых на производство в отчетном периоде. 2.7. Правильно отражает в затратах на производств расходы будущих пе-риодов, а также стоимость
текущих и капитальных ремонтов. 2.8. Осуществляет контроль за трудовыми и материальными затратами, за достоверным списанием затрат по изделиям. 2.9. Принимает и проверяет первичную документацию, поступающую из подразделений предприятия. 2.10. Группирует и регистрирует первичные документы в бухгалтер-ских регистрах и заносит в компьютер для расчета затрат на производ-ство. 2.11. Организует и ведет учет затрат с обработкой и выдачей журнала ордера № 10 (раздел 1, 2, 3), журнала
ордера № 10/1 и ведомости №12, №15. 2.12. Ежемесячно определяет фактическую себестоимость отдельных видов продукции и всей товарной продукции предприятия. 2.13. Производит ежемесячное разделение затрат каждого периода на часть, относящуюся к незавершенному производству и часть, обра-зующую себестоимость готовой продукции по ПТОО. 3. Права. Ведущий специалист по учету производственных затрат имеет право:
3.1. Требовать от сотрудников центральной бухгалтерии данные, связан-ные с формированием себестоимости по предприятию. 3.2. Требовать от экономического отдела действующие нормативы на вы-пускаемые изделия по элементам затрат, плановые калькуляции, пла-ны по себестоимости, сметы на списание затрат законсервированных объектов, сметы общехозяйственных и общепроизводственных расхо-дов по предприятию. 3.3. Требовать от экономистов цехов правильного оформления первичных документов на изделия и участки
по списанию материальных, трудо-вых затрат. 4. Ответственность 4.1. Ведущий специалист по учету производственных затрат несет ответст-венность за качественное и своевременное выполнение обязанностей, установленное настоящей инструкцией, в том числе: 4.1.1. За несвоевременное и неправильное составление сводного отчета по себестоимости за месяц, квартал, год; 4.1.2. За несвоевременное и неправильное составление отчетной каль-куляции на все виды выпускаемой
продукции. 1.6. Основные связи предприятия по кооперированию. Предприятие “ВЭЛТ-Кинескоп” имеет много партнеров. Оно имеет контракты на поставку комплектующих с предприятиями Англии, Германии, Литвы (“Арнекста”, “Телебалтикос”), Японии (“НИЧИЯ-КОРПОРЕЙШН”),
Франция (“Томпсон”), Голландия (“Филипс”), а также имеют место контрак-ты с Польшей, США и Чехией. Среди покупателей продукции завода можно выделить производителей телевизоров “Видеофон” (Воронеж), “Витязь”, “Горизонт” (Белоруссия), и другие телевизионные заводы России, Украины, Белоруссии, Молдавии и Румынии. 1.7.
Состав и структура факторов производства (ресурсов). В идеальном понимании предприятие такого уровня как “ВЭЛТ-К” должно работать в следующем порядке: закупка комплектующих, производ-ство продукции, продажа произведенного товара, поступление денежных средств на предприятие и их распределение на дальнейшее производство. Однако в связи с отсутствием покупателей отделу закупок приходится ориентироваться на
отдел продаж. Если появляется заказ на товар, тогда мар-кетинговая служба сообщает об этом отделу закупок: что и в каких количест-вах необходимо для изготовления требуемого заказа. Отдел закупок покупает все необходимое для производства кинескопов у фирм-изготовителей комплектующих. Стекло для кинескопов закупается в Латвии, Люминофор в Японии, части электронно-лучевых трубок, магнитные экраны, и прочее техническое оборудование в
Литве и Германии. После прихода на предприятие комплектующие поступают на склад, откуда попадают на производство. Цикл производства кинескопов делится на несколько этапов. Сначала изготавливается сам экран, состоящий из трех-цветных ячеек (красный, зеленый, синий), которые при возбуждении будут менять интенсивность своего света, а, следовательно, и цвет изображения. Параллельно создаются электронно-лучевые трубки, которые и будут созда-вать те возмущения электронов,
изображаемых на экране. Все работы по из-готовлению “нестеклянных” изделий производятся в инструментальном цехе. После сборки готовая продукция поступает на склад, откуда распреде-ляется между клиентами или дожидается нового заказа. Подробности процесса закупок и продаж см. в пункте 2.4. 1.8. Состав рынков сбыта товара. География рынка сбыта продукции предприятия разнообразна – в числе потребителей – производственные предприятия многих городов России,
Ук-раины, Белоруссии, Молдавии, Румынии. В 1998 году Министерство экономики России и Министерство про-мышленности Белоруссии учредили межгосударственное унитарное пред-приятие “Электронные технологии”, куда вошел белорусский “Горизонт”, московские заводы “Рубин” и ”
Квант”, нижегородская “Российская электро-ника”, которые, собственно, и должны были воплотить в жизнь программу “Союзный телевизор”. Воронежский завод вакуумных электронно-лучевых трубок (ВЭЛТ) был выбран как базовое предприятие по производству цвет-ных кинескопов. Однако эта программа была несовершенной и очень скоро из нее вы-шли такие предприятия как “Рубин”, “НиТел” (Нижний Новгород) и
Саран-ский телевизионный завод. ОАО “ВЭЛТ-К” является на данный момент единственным поставщи-ком кинескопов для предприятий, принимающих участие в программе “Со-юзный телевизор”. Среди них белорусские “Горизонт”, “Витязь” и воронеж-ский “Видеофон”. Помимо изготовителей телевизоров предприятие поставляет кинеско-пы телевизионным мастерским.
1.9. Рынок конкретного товара, производимого на предприятии, доля предприятия на рынке, наличие и доля конкурентов. С момента появления программы “Союзный телевизор” проблем в по-иске покупателей кинескопов у предприятия “ВЭЛТ-К” не убавилось. Мно-гие телевизионные заводы (“Рубин”, “НиТел”) отказывались покупать у “ВЭЛТа” их продукцию, ссылаясь на дороговизну товара.
Предложения со стороны иностранных производителей кинескопов больше устраивало теле-производителей. Однако обязательным условием участия телевизионного завода в про-грамме было использование в производстве только отечественных комплек-тующих, которые в России выпускает только “ВЭЛТ-К”. Таким образом, серьезную конкуренцию предприятию составляют производители иностранных кинескопов “Филипс” (Голландия), “Томпсон” (Франция).
Доверие к этим компаниям со стороны независимых телевизион-ных заводов гораздо больше, чем к воронежскому “ВЭЛТу”. 1.10. Вывод о типе рынка. На данный момент предприятие “ВЭЛТ-К” является единственным предпри-ятием в России по производству кинескопов. Предприятия, принимающие участие в программе “Союзный телевизор” вынуждены закупать у ”
ВЭЛТа” кинескопы. Таким образом, ОАО “ВЭЛТ-К” является монополистом. Однако существуют более крупные телепроизводители (“Рубин”), ко-торые завоевали доверие покупателей своим высоким качеством во многом благодаря использованию ими при производстве импортных кинескопов, т.е. на международном рынке кинескопов предприятие “ВЭЛТ-К” является оли-гополией. 1.11. Анализ ценовой и перекрестной эластичности спроса на данный
то-вар; факторы, влияющие на колебания эластичности спроса. Если рассматривать “ВЭЛТ-К” как монополистическое предприятие, тогда предприятие сможет специально завышать цену на свою продукцию, так как оно является единственным отечественным производителем. Однако на деле ситуация обстоит по-иному. Предприятие из-за отсутствия покупателей вынуждено накапливать за-пасы. Телевизионные заводы, которые, по сути, являются единственным по-требителем продукции завода,
не заинтересованы в покупке кинескопов именно у “ВЭЛТа”. Жесткую конкуренцию предприятию составляют ино-странные производители кинескопов (“Филипс”, “Томпсон”). Следовательно, продукция предприятия будет иметь кривую спроса, характерную для олиго-липолистических отраслей, т.е. ОАО “ВЭЛТ-К” имеет две разные стратегии поведения и соответственно две разные линии спроса
при различном поведе-нии конкурентов. 1. Стратегия реагирования – конкуренты будут следовать за измене-ниями цены данной фирмы. 2. Стратегия игнорирования – если они будут реагировать на измене-ние ее цены. Исходя из анализа ситуации на предприятии, получается, что исполь-зуется вторая стратегия, потому что иностранные фирмы не считают ОАО “ВЭЛТ-К” за серьезного конкурента. Эластичность спроса – степень изменения спроса под воздействием то-го или иного фактора.
Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене: 1. Наличие товаров-субститутов (заменителей). Предприятие ОАО “ВЭЛТ-К” изготовляет цветные кинескопы 37 и 51 см. Данный продукт можно заменить только аналогичным товаром, т.е. кине-скопом другой марки. Так как предприятие по выпуску кинескопов – единст-венное в
России, следовательно, основную конкуренцию ему составляют за-рубежные производители. 2. Время приспособления к изменению цены. Многих своих покупателей предприятие теряет в результате возникно-вения несоответствия между качеством изготовляемой продукции и ее ценой. Потребители кинескопов охотнее приобретают товар у иностранных произ-водителей, чем у отечественных. Тем более, что западные фирмы предлагают за свой продукт гораздо меньшую цену, так как предприятия
таких масшта-бов как “Филипс” или “Томпсон” могут себе это позволить. 3. Степень насыщения потребностей. Потребителями продукции предприятия, в основном, являются телеви-зионные заводы. В настоящее время обстановка на российских и белорусских предприятиях, изготавливающих телевизоры, весьма нестабильная. Отечест-венные телевизоры не пользуются спросом у потребителей, следовательно, возникает необходимость сокращения производства, что отрицательно влия-ет на продажи
ОАО “ВЭЛТ-К”. 4. Доля потребительского бюджета, отведенного на товар. Телевизионные заводы нуждаются в производстве кинескопов, потому что половина стоимости телевизоров является стоимость самого кинескопа. Поэтому при благоприятной ситуации (появление спроса на отечественные телевизоры у потребителей, введение пошлин на ввоз зарубежных марок ки-нескопов, снижение цены кинескопов ОАО “ВЭЛТ-К”) предприятие сможет работать на полных своих мощностях.
5. Характер товара. Кинескоп – товар для телепроизводителей важный и спрос на него бу-дет всегда, так как эта самая необходимая деталь при производстве телевизо-ров. Колебания спроса зависят от наличия конкурентов и спроса на сами те-левизоры. 1.12. Наличие компьютерной техники, формы ее использования. Все административные отделы предприятия “ВЭЛТ-
К” для облегчения работы служащих компьютеризированы, что позволяет вести учет поставок, продаж и другие сложные действия, от точного выполнения которых зависит успех предприятия. Все компьютеры заводы составляют единую компьютерную сеть, кото-рая вынуждена обеспечивать связь между отделами. Имеется выход в сеть Интернет, который необходим для поиска покупателей на изготовляемую продукцию, поставщиков необходимого оборудования, сырья и комплек-тующих, а также размещения рекламы продукции,
производимой на пред-приятии. Официальный сайт предприятия: www.web.vrn.ru/velt/ Компьютеры предприятия хранят в памяти огромные массивы инфор-мации, связанные с заключением сделок. 1.12. Оценка состояния предприятия в сфере производства, снабжения и реализации товара. Предприятие “ВЭЛТ-К” является единственным в России производите-лем цветных мониторов. Однако сама обстановка, в которой находится сего-дняшняя отечественная
промышленность, не позволяет использовать весь потенциал завода для производства. Основной проблемой предприятия является отсутствие покупателей изготовляемой продукции. Весь готовый товар простаивает на складах, где ждет своих покупателей. Естественно, это сказывается на его качестве, и срок хранения необоснованно увеличивает цену. Таким образом, отличное состояние производства, снабжения и реали-зации товара не влияет на создание
успешной работы предприятия. Все упи-рается в наличие покупателей, которые будут являться движущей силой предприятия, т.е. до улучшения обстановки на телевизионном рынке нельзя говорить об улучшении деятельности предприятия “ВЭЛТ-К”. Если пытаться сделать усовершенствование производства самим, тогда следует заняться инновационными разработками: разработать новую техно-логию производства, заняться выпуском других аналогичных товаров (на-пример: компьютерных мониторов) или заняться полным производством ки-
нескопов своими собственными мощностями, что требует вложения капита-ла. А пока предприятие вынуждено жить от заказа до заказа, постепенно сокращая производство (см. пункт 2.2)