Совершенствование направлений государственного регулирования банковской деятельности

А.А. Гаджиев, Р.А. Шахабасов, Р. К. Джанбалаев.

Рост
востребованности банковских услуг в сочетании с усилением конкуренции на
банковском рынке в ближайшие годы приведет к развитию крупных универсальных
банков, росту объемов кредитования и накоплению кредитных рисков в банковском
секторе региональной экономики. В этих условиях особое значение приобретает
государственное регулирование банковской деятельности на уровне каждого
региона, каждого субъекта Федерации.

Началом
формирования современных методов регулирования банковской деятельности можно
считать 1988 г., когда смена политических и социально-экономических приоритетов
в нашей стране лишила ранее существовавшую банковскую систему возможности
поступательного роста. Тогда власть осознала необходимость проведения
банковской реформы и попыталась совершенствовать банковскую систему. Были
приняты законы и постановления, содержавшие первые нормативные положения,
определившие правовую основу становления системы негосударственных банков: из
состава Государственного банка были выделены специализированные банки, которым
были переданы существовавшие тогда учреждения Государственного банка, все
счета, кредитное и расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Однако
работали они по правилам, установленным государством, которое, как и прежде,
диктовало условия кредитования, ставки по депозитам и т. п. В результате стало
ясно, что специализированные банки слишком зарегламентированы и никак не могут
способствовать развитию рыночных отношений. Понимание этого привело к признанию
необходимости создания банков исключительно на коммерческой основе.

Начался
процесс разгосударствления и приватизации собственности: государственные
предприятия, банки поспешно переходили к акционерным обществам, кооперативам и
частным лицам. Одним из первых правовых положений, регулирующих процесс
формирования коммерческих банков, стала регистрация уставов вновь создаваемых
кредитных организаций в Государственном банке. Одновременно с этим
Государственный банк начал работу по разработке нормативной базы,
регламентирующей денежно-кредитную деятельность коммерческих банков. Тогда, в
начале 90-х гг. прошлого века, чтобы зарегистрировать коммерческий банк,
достаточно было иметь 5 млн руб. Банковскому менеджменту, подбору и расстановке
кадров и другим важным аспектам, касающимся статуса банка, особого внимания не
уделялось. Это способствовало быстрому количественному росту коммерческих
банков и повышению их роли в экономике, что послужило основой для принятия в
1990 г. Закона РСРСФСРСР от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской
деятельности в РСРСФСРСР» (позднее — Федеральный закон «О банках и банковской
деятельности») и Закона РСФСР от 02.12.1990 № 394-1 «О Центральном банке
РСРСФСРСР (Банке России)» (позднее — Федеральный закон «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»), которые обеспечили правовую основу для
внесения кардинальных изменений в состав банковской системы и принципы ее
построения: — независимость банков от органов государственной власти;


самостоятельность банков при принятии решений, связанных с проведением
банковских операций; — соблюдение банковской тайны и т. д.

Кроме
того, произошло коренное изменение роли банков в экономическом и социальном
развитии общества, регионов. В то же время по мере дальнейшего развития
рыночных реформ все сильнее стали давать о себе знать изъяны и нерешенные
проблемы, имеющиеся в банковской системе и банковском законодательстве, которые
очень скоро превратились в сдерживающие экономический рост факторы. Одной из
таких проблем стала недостаточная разработанность форм и методов
государственного регулирования банковской системы, которое, как правило,
осуществляется или прямым управлением, или же экономическими методами. Первый
метод предполагает вмешательство государственных органов в деятельность
кредитных организаций, второй — создание государством наиболее благоприятных
организационно-правовых форм для функционирования банковского сектора
экономики. При этом соответствующие органы государственной власти (Центральный
банк, Министерство финансов, налоговые и другие службы) используют различные
нормативы, инструкции, положения для регулирования деятельности коммерческих
банков. Такая система включает установление общих правил и контроль за их
исполнением с учетом особенностей региональных банковских систем.
Государственное регулирование банковской деятельности проводится в трех
направлениях:


вступление во владение банком и выход из него;


осуществление надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций;


защита интересов банковских клиентов.

На
этапе вступления во владение банком в основном регулируется порядок создания,
государственной регистрации и реорганизации кредитных организаций,
предусмотренный Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и
банковской деятельности». Этим законом регламентируются и некоторые
запретительные меры, например, учредителям банков запрещается выходить из
состава участников в течение трех лет со дня регистрации банка; использование
недозволенных источников формирования уставного капитала за счет привлеченных
средств или государственного бюджета; приобретение юридическими лицами акций
кредитных организаций в целях передачи их предприятиям с неудовлетворительным
финансовым положением и др.

Кроме
того, при осуществлении целого ряда банковских операций (открытие, ведение и
закрытие счетов, оформление расчетно-платежных документов и т. д.) коммерческие
банки следуют правилам и стандартам, установленным Центральным банком РФ.

Государством
строго регламентируются правила ведения бухгалтерского учета, составления и
представления финансовой и статистической отчетности с учетом международных
стандартов. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
предусматривает создание кредитными организациями фондов и резервов на случай
возможных потерь по ссудам, определение минимального размера капитала,
рефинансирование региональных банков и некоторые другие инструменты механизма
государственного регулирования банковской деятельности.

Анализ
всех этих инструментов позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время
государственное управление региональной банковской системой осуществляется в
основном на федеральном уровне, региональные органы власти могут воздействовать
на деятельность банковского сектора только посредством налогообложения и путем
участия в уставном капитале региональных банков.

Необходимо
отметить, что регулирование банковской деятельности посредством налогообложения
осуществляется на региональном уровне не в полном объеме, а лишь в той части,
которая поступает в бюджет территории. Такое распределение полномочий не
позволяет своевременно и качественно регулировать деятельность региональной
банковской системы, так как проблемы развития банковского сектора на
региональном уровне вообще и в конкретном регионе в частности не могут
интерпретироваться также как на макроуровне (рисунок).

На
рисунке отражен существующий набор инструментов государственного регулирования
деятельности региональных банков.

Одни
из них используются на этапе создания и регистрации коммерческих банков, тем
самым играют важную роль в осуществлении первичного контроля за наличием и
движением численности коммерческих банков. С помощью других государство
контролирует операционную и денежно-кредитную деятельность коммерческих банков.

Особое
место в механизме государственного регулирования банковской деятельности
уделяется совершенствованию методов надзора и инспектирования.

При
этом используются такие важные инструменты денежно-кредитной политики, как:


учетные ставки по операциям Банка России;


нормативы обязательных резервов;


операции на фондовом рынке;


валютные операции и валютное регулирование;


рефинансирование коммерческих банков и др.

Наряду
с инструментами денежно-кредитной политики в механизме государственного
регулирования банковской деятельности используются методы, гарантирующие
стабильность и финансовую устойчивость кредитных организаций. К ним можно
отнести меры, предусмотренные Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О
страховании вкладов физических лиц в банках РФ», а также изменения,
предусмотренные гл. 25 Налогового кодекса РФ, касающиеся налогообложения
прибыли и других видов деятельности банков.

Анализ
организационно-правовых форм и инструментов государственного регулирования
банковской деятельности позволяет сделать вывод о том, что на современном этапе
управление региональной банковской системой осуществляется в основном на
федеральном уровне. Воздействие региональных органов власти ограничено сферой
налогообложения и то в части, поступающей в бюджет территорий. Региональные
власти могут участвовать в регулировании деятельности банковского сектора также
путем участия в уставном капитале местных банков.

Такое
распределение полномочий несколько сдерживает процесс оперативного и
качественного регулирования деятельности региональных банков, особенно по таким
важным каналам, как:


формирование ресурсной базы региональных банков;


предотвращение утечки капитала в другие регионы;


развитие кредитно-инвестиционной деятельности;


усиление уровня капитализации в банковском секторе экономики и др.

Регулирование
банковской деятельности посредством налогообложения, государственной
регистрации и лицензирования хотя и очень важно, но не позволяет выявить
наиболее существенные направления их деятельности, не гарантирует устойчивости
функционирования банковской системы.

Для
достижения этой цели на практике используются обязательные экономические
нормативы, объем и структура собственных и привлеченных средств, соотношение
активов и пассивов и другие показатели. Особое значение среди них имеет
норматив минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых
кредитных организаций и минимальный размер собственных средств (капитала) для
действующих банков. С помощью первого показателя Центральный банк РФ пытается
ограничить величину и размах банкротства банков. Действуя как резервный запас
против убытков, достаточный уровень минимального размера уставного или
собственного капитала открывает доступ кредитных организаций к финансовым
рынкам как к реальным источникам удовлетворения своих потребностей в ликвидных
средствах.

Этот
же показатель используется Банком России для оценки уровня капитализации
банковской деятельности. В целях создания наиболее благоприятных экономических
условий устойчивого функционирования кредитных организаций, защиты интересов
вкладчиков и кредиторов Центральный банк РФ устанавливает целый набор и других
показателей, используемых для регулирования банковской деятельности, в
частности:


норматив достаточности собственных средств (капитала) банка;


предельный размер денежной части уставного капитала;


максимальный размер риска на одного заемщика, на одного кредитора;


максимальный размер крупных кредитных рисков;


размер валютного, процентного риска и т. п. Эти и другие показатели требуют
уточнения в конкретных условиях места и времени. Такие уточнения касаются,
прежде всего, норматива достаточности собственных средств.

Необходимость
уточнения этого показателя объясняется тем, что безграничный рост объемов
выданных кредитов не только не способствует увеличению прибыли, а наоборот,
понижает ее. Собственные средства (капитал) банка определяется как сумма
уставного капитала, фондов и нераспределенной прибыли. Он является не только
буфером убытков, на него также возлагается не менее важная задача — сдерживать
рост банковских рисков путем ограничения новых активов. Это очень важно, так
как банкротство многих банков связано со спекулятивным увеличением размеров
активов, превышающих пределы возможностей успешного управления ими. Уровень
достаточности собственного капитала определяется отношением его суммарной
величины к активам банка, взвешенным с учетом степени риска непогашения.

Различия
в подходах, предусматривающих содержательную оценку деятельности кредитных
организаций, требуют дальнейшего совершенствования нормативов с учетом
достижений отечественной и международной практики банковского надзора, т. е.
сокращения несущественных и выделения наиболее значимых для анализа и
регулирования нормативов, разработки нового перечня факторов риска,
учитывающего результаты их обсуждения на различных уровнях.

Для
решения этой задачи нами предлагаются два варианта:

1.
Исключить из общего перечня экономических нормативов некоторые менее значимые
показатели, в частности:


Н 8 — норматив максимального размера риска на одного кредитора;


Н 9 — норматив максимального размера кредитного риска на одного
акционера-участника;


Н 13 — нормативы риска собственных вексельных средств;


Н 14 — норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами и некоторые
другие. 2. Вместо рекомендованных шести установить пять коэффициентов
квалификационных групп риска. Указанная мера может усилить значимость норматива
Н1 — достаточности собственного капитала — и несколько упростить методику его
расчета. Норматив Н1 определяется отношением собственного капитала к суммарному
объему активов, взвешенных с учетом степени риска и за вычетом суммы резервов
под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам I — IV групп
рисков.

Суммарный
объем активов определяется на основании анализа статей баланса, т. е. остатки
на активных счетах распределяются в ту или иную группу путем умножения на
соответствующие коэффициенты риска, присвоенные данной категории активов, а
затем суммируются по банку. Методику такого расчета можно представить,
например, по балансу АКБ «Экспресс» (г. Махачкала) по состоянию:


наличные и приравненные к ним средства — 1 120 тыс. руб.


ценные бумаги Правительства РФ и местных властей — 8 200 тыс. руб.


ссуды, выданные на срок до 1 года — 9 080 тыс. руб.


ссуды, предоставленные свыше 1 года, — 15 500 тыс. руб.


ценные бумаги, приобретенные банком, — 14 500 тыс. руб.


просроченная задолженность по ссудам — 2 900 тыс. руб.


собственный капитал банка на указанную дату — 4 500 тыс. руб.

Ар=1
120 Ч 0,05+8 200 Ч 0,10+9 080 Ч 0,25+1 5500 Ч Ч 0,10+14 500 Ч 0,70+2 900 Ч
1,00=1 7746 тыс. руб.

Норматив
достаточности собственного капитала составил:

Н1
= (КчАр) 100 = (4 500 — 17 746) 100 = 25,35 %

Необходимо
отметить, что в данном случае собственный капитал банка был значительно меньше
суммы уставного капитала, фондов банка и нераспределенной прибыли, так как
уменьшался на допущенные убытки и использованную прибыль отчетного года,
дебиторскую задолженность и на суммы средств, внесенных банком в уставные
капиталы предприятий и организаций.

Региональным
банковским системам все еще присущи серьезные недостатки, которые негативно
влияют на развитие конкретных отраслей экономики: частные интересы банков не
всегда совпадают с интересами хозяйствующих субъектов; становление и развитие
банковского сектора в регионах происходило в основном спонтанно, в условиях,
когда законодательство серьезно отставало от происходящих в банковской сфере
изменений; большинство предприятий базовых отраслей экономики до сих пор
переживают кризисные явления и являются убыточными.

В
целом ситуация в регионах такова, что активизация кредитования реального
сектора экономики входит в противоречие с задачей сохранения финансовой
устойчивости региональных банков.

Причина
кроется в проводимой государством экономической политике. Государство не
создало условий, при которых коммерческие интересы банков совпадали бы с
интересами различных секторов региональной экономики.

Устранение
противоречий в интересах банковской системы и реального сектора региональной
экономики требует внесения значительных коррективов в проводимую государством
экономическую политику. Такие коррективы возможны лишь после всестороннего
анализа тенденций в развитии региональных банковских систем и установления
причин появившихся недостатков.

Можно
выделить следующие основные причины:

1.
Поспешное и всеобщее акционирование территориальных учреждений государственного
банка и перевод их на коммерческую основу не соответствовал экономической
ситуации в регионах. На этом этапе реформы отсутствовали хозяйствующие
субъекты, соответствующие тогдашнему уровню развития рыночных отношений.

2.
Глобальная коммерциализация банковской деятельности сделала неизбежным процесс
декредитования реального сектора экономики, что укрепило тенденцию ускоренного
спада производства и последовательного увеличения доли убыточных предприятий. В
1997 — 2001 гг. более 45 % предприятий базовых отраслей стали убыточными, а к
2005 г. доля убыточных производств хотя и несколько снизилось, но уровень
убыточности наиболее приоритетных отраслей еще оставался высоким:
промышленность — 51,1 %, сельское хозяйство — 61,4 %, транспорт — 49,5 %.

3.
Проведение денежно-кредитной политики, направленной на уменьшение денежной
массы в экономике потребовало установление жестких резервных требований к
коммерческим банкам и широкомасштабному, бесплатному и безвозвратному изъятию
Банком России значительной части кредитных ресурсов.

Резервные
требования устанавливались по единым и очень высоким нормативам без учета
региональных особенностей банковского сектора и без учета направлений
размещения денежных средств. Изъятие части привлеченных ресурсов, депонируемых
в Банк России, стало одним из волевых факторов, сдерживающих процесс
кредитования реального сектора экономики.

Огромное
влияние на функционирование региональных банков и сферу приложения банковского
капитала оказывает учетная ставка Центрального банка РФ. Когда учетная ставка
выше уровня рентабельности базовых отраслей, она также превращается в фактор
декредитования экономики, и предприятия теряют доступ к дешевым кредитам, так
как реальная ставка на банковский кредит с учетом инфляции становится в 2 — 2,5
раза выше. В таких условиях только такие высокорентабельные предприятия, как
Дербентский коньячный комбинат, Кизлярский коньячный завод, заводы игристых
вин, производящие подакцизные товары, могут воспользоваться среднесрочными и
долгосрочными банковскими кредитами.

За
период рыночных реформ региональная банковская система приобрела определенный
опыт также по операциям на рынке ценных бумаг и с иностранной валютой.

Однако
проводимые коммерческими банками операции на этих сегментах финансового рынка
часто носили спекулятивный характер и способствовали отвлечению крупных сумм на
покупку и продажу валюты и ценных бумаг. После принятия Правительством и Банком
России решения о реструктуризации государственных обязательств резко
уменьшились вложение банков в ценные бумаги. При этом основная масса изъятых из
операции с ценными бумагами средств направлялась коммерческими банками в первую
очередь на межбанковский рынок, а не в кредитные вложения.

Перечисленные
факторы свидетельствуют о том, что проводимая государством и Банком России
политика преследует преимущественно одну цель — ограничить денежную массу и
почти не регулирует собственно банковскую деятельность. Резервные требования и
другие нормативы не смогли обеспечить интеграции банковского сектора в
экономику регионов на правах системобразующего ее сегмента.

Ресурсная
база как отдельного банка, так и совокупности банков во многом зависит от
сложившейся структуры банковской системы.

Региональная
банковская система Республики Дагестан в настоящее время состоит из учреждений
Банка России, 36 коммерческих банков, отделений Сберегательного банка РФ и 77
филиалов банков других регионов. Эта структура постоянно меняется: уменьшается
количество кредитных организаций, увеличивается количество зарегистрированных филиалов
банков других регионов, осуществляющих свою деятельность на региональном рынке
банковских продуктов и услуг. В то же время местные банки открывают филиалы в
других регионах для привлечения иногородних источников и расширения кредитных
вложений. Однако ресурсная база региональных кредитных организаций, независимо
от территориального расположения, в основном формируется за счет краткосрочных
пассивов, которые не могут быть долгосрочными инвестиционными проектами.
Следовательно, проблема состоит не столько в недостатке кредитных ресурсов,
сколько в отсутствии долгосрочных пассивов.

Источниками
долгосрочных банковских ресурсов, необходимых для кредитования реального
сектора экономики могут быть лишь вклады населения и собственные средства самих
банков (табл. 1).

По
состоянию на 01.01.2006 г. в ресурсах банковской системы Республики Дагестан
собственные средства банков составили 30,5 %, а привлеченные средства — около
70 %. В составе привлеченных средств наибольший удельный вес имели вклады
граждан.

В
2003 — 2006 гг. произошли серьезные изменения в тенденциях развития банковской
системы Республики Дагестан. Если раньше ресурсная база коммерческих банков
увеличивалось за счет наращивания собственных средств, то в последующие годы
наблюдается несколько другая картина — доля собственных средств
стабилизировалось, а привлеченных средств возросла за это время с 64,1 до 70,2
%.

Если
исходить из этих тенденций, то решающим источником банковских ресурсов для
финансирования инвестиционных программ становятся денежные средства граждан. Но
вклады населения сконцентрированы в основном в территориальных учреждениях
Сберегательного банка РФ и обслуживают федеральный бюджет, лишая тем самым
инвестиций регион.

Укрепление
ресурсной базы коммерческих банков за счет привлеченных депозитов становится
возможным по мере реализации следующих задач:


перевода все большего количества банков в категорию (группу)
финансово-устойчивых и сокращения возможных потерь от кредитных и других рисков;


внедрения новой системы страхования вкладов физических лиц в коммерческих
банках с тем, чтобы добиться повсеместного укрепления доверия клиентов и на
этой основе расширить рынок банковских продуктов и услуг в стране;


стимулирования притока свободных денежных средств из сбережений на руках
российских граждан и из стран ближнего зарубежья в коммерческие банки;


дробления более крупных депозитов в связи с желанием вкладчиков полностью
застраховать свои сбережения. Такое дробление усиливает конкурентную борьбу
среди банков на данном сегменте розничного рынка и заставляет их искать новые
способы удержания клиентов.

При
решении этих задач необходимо учитывать не только экономические, но и
психологические факторы, прежде всего — отсутствие доверия вкладчиков в
результате невыполнения государством или банком своих обязательств по ранее
имеющимся договорам.

Таблица
1

Ресурсы
действующих кредитных организаций РД

Показатель

01.01.2004г.

01.01.2005г.

01.01.2006г.

млн руб.

удельный вес, %

млн руб.

удельный вес, %

млн руб.

удельный вес, %

Ресурсы всего, в том числе:

3855,5

100,0

4744

100,0

10051,2

100,0

1 . Собственные средства

1 342,5

34,8

1453,1

30,6

3 064,2

29,5

2. Привлеченные средства

2470,6

64,1

3 278,6

69,1

6026,7

70,2

3. Прочие ресурсы

42,4

1,1

12,9

0,3

960,3

0,3

Источник:
Бюллетени Национального банка РД за 2004 — 2006 гг.

Кроме
того, всем ветвям власти и банкам следует серьезно рассматривать вопрос не
только об ответственности по обязательствам кредитных организаций перед
населением, но и о гарантировании гражданам компенсации при обеспечении
сбережений, размещенных в коммерческих банках, в случае девальвации
национальной валюты. Принятие решений об ответственности по вкладам граждан и
гарантировании компенсации сбережений позволит создать выгодные условия для
размещения населением денежных средств в банковские вклады. В противном случае
в ближайшие годы не произойдут значительные изменения в ресурсной базе
коммерческих банков, и банковская система не получит объективной возможности
для расширения кредитно-инвестиционной деятельности в регионах.

Независимо
от этих обстоятельств региональные органы власти по своим каналам могут
воздействовать на функционирование банковского сектора вообще, и его
кредитно-инвестиционную деятельность, в частности. Они могут принимать
некоторые законы о предоставлении коммерческим банком, занимающимся
инвестиционной деятельностью, льгот по налогам и сборам, поступающим в бюджет
территорий.

Основной
налоговой льготой для банка может стать снижение ставки налога на прибыль в
зависимости от доли кредитных вложений, направляемых на финансирование
инвестиционных проектов.

Государство
может снижать установленную ставку налога на прибыль банка в тех случаях, когда
полученная сумма прибыли не распределяется на выплату дивидендов по акциям, а
направляется в специально создаваемые фонды долгосрочного кредитования отраслей
экономики.

Другим
фактором активизации кредитно-инвестиционной деятельности банковского сектора
может стать изменение ряда установленных государством правил осуществления
банковских операций, которые в настоящее время отталкивают коммерческие банки
от реального сектора экономики:


отменить существующие правила законодательно регулируемой очередности платежей;


изменить установленный режим погашения банковских кредитов с отнесением его к
той же очередности, что и выполнение обязательств перед бюджетом;


создать обновляющую базу данных по кредитоспособным предприятиям, составляющим
основу экономики регионов.

Создание
информационной базы данных по настоящим и потенциальным банковским заемщикам
будет способствовать интересам не только коммерческих банков и их филиалов, но
и самих предприятий производственного сектора экономики, стимулировать их
деятельность, направленную на увеличение объемов кредитных вложений и улучшение
их структуры.

Как
уже отмечалось, в осуществлении кредитно-инвестиционной деятельности в отраслях
экономики Республики Дагестан принимают участие региональные коммерческие банки
и их филиалы, филиалы иногородних банков, отделения Сберегательного банка РФ и
ряда небанковских кредитных организаций. Общий объем ссуд, предоставленных
всеми кредиторами за 2005 г. составил 9 715,3 млн руб., из которых 43,8 %
приходилось на долю филиалов банков других регионов. Коммерческие банки,
действующие на территории республики, имели несколько меньше кредитных
вложений, но они направлялись преимущественно в развитие торговли,
общественного питания и в некоторые обрабатывающие производства. Что же
касается деятельности территориальных учреждений Сберегательного банка РФ, то
она в основном способствовала сужению кредитных возможностей региональной
банковской системы, так как большая часть привлекаемых ими на территории
республики средств перераспределяется в другие регионы.

Существенное
улучшение социально-экономического состояния в регионах может последовать лишь
на основе изменения дел в банковской сфере, т. е. на основе переориентации
банковской системы на решение проблем реальной экономики. Это требует не
самоустранения государства от участия в управлении банковской деятельностью в
расчете на то, что новые рыночные механизмы сами улучшат положение, устранят
возникшие недостатки. Как показал опыт прошлых лет, этого не произошло,
наоборот, финансовый, а затем банковский кризисы, разразившиеся в конце
прошлого века, наглядно показали недостатки функционирования банковского
сектора России.

Региональная
банковская система не располагала более или менее надежными источниками
собственных и привлеченных средств, необходимых для осуществления
кредитно-инвестиционной деятельности.

Осуществляемое
государством регулирование банковской деятельности вызвало смещение акцентов в
развитии реального сектора в сторону финансового сектора. В результате в
регионах не происходит рост производства, базовые отрасли простаивают, не
восстановлены межотраслевые связи, обеспечивающие динамичное и пропорциональное
развитие всего народного хозяйства.

В
целях устранения проявившихся недостатков принята стратегия развития
банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. Она стала
методологической основой для решения таких важных задач, как:


разработка механизма оценки качества управления и эффективного функционирования
банковской системы;


построение моделей прогноза и выделение жизнеспособного ядра банковской
системы, увеличение ее капитала, создание долгосрочной базы для банковского
обслуживания клиентов;


выделение и ликвидация неплатежеспособных, утративших капитал банков,
реформирование крупных неплатежеспособных банков;


восстановление способности банковской системы проводить расчеты, защищать
вклады клиентов и тем самым восстановить доверие к банкам со стороны частных
лиц, корпоративных клиентов и т. д.

Стратегия
развития предполагает не просто реструктуризацию банковского сектора, а
определенные изменения идеологии деятельности кредитных организаций. Основной
целью реструктуризации и развития банковской системы и вообще государственного
регулирования банковской деятельности должно быть создание условий для
экономического роста в регионах.

Решение
сформулированных выше задач возможно на основе корректировки обязательных
экономических нормативов, резервных требований и других инструментов
государственного регулирования банковской деятельности, в частности
потребуется:


деление действующих кредитных организаций на две категории: коммерческие и
инвестиционные банки, и на этой основе совершенствование системы
государственного регулирования банковской деятельности;


признание того факта, что современные региональные банковские системы еще не
являются вполне рыночными, так как в регионах нет полноценной рыночной
экономики. Это позволяет сделать вывод о том, что нерыночная экономическая
система должна обеспечиваться такой же банковской системой. Но, если это так,
то государственное регулирование банковской деятельности, осуществляемое в настоящее
время экономическими методами, на данном этапе должно дополняться
административными методами управления;


активизировать государственное регулирование банковской деятельности путем
расширения государственного участия в активах региональной банковской системы,
восстановить на данном этапе систему специализированных банков.

Наличие
в банковском секторе государственных инвестиционных и специализированных банков
позволило бы существенно облегчить концентрацию финансовых ресурсов на
приоритетных направлениях развития региональной экономики.

Проведенный
анализ условий функционирования региональных банков позволил определить наличие
ряда нерешенных проблем, требующих применения мер государственного
регулирования.

Во-первых,
это неадекватное развитие региональных банковских систем. Около половины
коммерческих банков, на долю которых приходится основная сумма активов,
сосредоточена в Москве и в других мегаполисах. Они часть своих ресурсов
направляют в регионы через филиальную сеть. Однако филиалы, как правило, создаются
в региональных центрах, так как обслуживание экономики небольших городов,
особенно сельских районов, нерентабельно для крупных банков.

Кроме
того, некоторые банки не расширяют, а свертывают филиальную сеть из-за
трудностей в организации менеджмента. В результате отзыва лицензий сокращается
также число действующих в регионах банков. Например, за 8 месяцев 2005 г.
отозваны лицензии у 36 региональных банков, допустивших грубые нарушения в
своей деятельности.

Главная
причина неравномерного размещения банковской системы заключается в
неселективном подходе Банка России к регулированию банковской деятельности.
Так, например, несмотря на значительные региональные особенности
функционирования банковской системы, государством установлены единые
экономические нормативы для всех кредитных организаций страны.

Во-вторых,
необходим дифференцированный подход к определению значений обязательных
экономических нормативов банковской деятельности в зависимости от специфических
условий регионов. Например, в депрессивных регионах, где банковское
обслуживание не соответствует потребностям экономики, предложено устанавливать
пониженные значения минимального размера уставного капитала и других
нормативов. Одним из таких регионов является Южный федеральный округ, в
частности, Республика Дагестан, где доля банков с капиталом до 20 млн руб.
составляет свыше 65 %. В то же время в их деятельности наблюдаются заметные
тенденции к повышению уровня капитализации, о чем свидетельствует удельная
величина банков с капиталом до 300 млн руб. и выше (табл. 2).

Требования
норматива достаточности уставного капитала в пределах 5 млн евро, как видно из
табл. 2, выполняют свыше 60 % кредитных организаций Центрального федерального
округа. В других регионах удельный вес банков с капиталом до 1 млн евро едва ли
достигает 10 %, а в Республике Дагестан в настоящее время такие банки совсем
отсутствуют. Здесь становление банковской системы проходило в более сложных
условиях — республика крайне отстала в развитии промышленности и сельского
хозяйства, и по этой причине существующие предприятия из-за убыточной
деятельности не стали учредителями и не участвовали в формировании уставного
капитала кредитных организаций.

Таким
образом, на современном этапе рыночных реформ назрела объективная необходимость
дифференциации регионов по показателям банковской системы и на ее основе
определения разным категориям субъектов (экономически развитые, депрессивные и
т. д.) значения обязательных нормативов банковской деятельности. Эту же задачу
можно решить путем предоставления территориальным учреждениям Банка России
права определения значений экономических нормативов в установленных на
федеральном уровне пределах.

В-третьих,
размеры уставного капитала, в том числе величина собственного капитала, по
мнению авторов, должны учитывать те особенности банковской деятельности,
которые могут повлиять на результаты работы банка в будущем, т. е. рыночные
риски, возможные по мере выполнения конкретных операций и услуг. Они тесно
связаны с использованием всех инструментов денежно-кредитной политики: с ростом
или падением учетной ставки ЦБ РФ, изменением курсов иностранных валют, уровнем
резервных требований и т. п.

Все
это позволяет сделать вывод о том, что установленные Банком России обязательные
экономические нормативы недостаточно регулируют деятельность коммерческих
банков и не дают уверенности в устойчивости банковской системы.

Таким
образом, государственное регулирование региональной банковской системы
представляет собой комплексную проблему, успешное решение которой требует
всестороннего анализа условий и факторов, обусловливающих направления его
совершенствования.

Таблица
2

Группировка
действующих в РФ кредитных организаций по величине зарегистрированного
уставного капитала

Группы кредитных организаций

Доля группы в общей совокупности, %

Республика Дагестан

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

Поволжский федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

до 1 млн руб.

13,8

3,2

14,8

4,1

9,4

от 1 до 5 млн руб.

30,5

6,4

27,2

3,9

11,1

от 5 до 20 млн руб.

39,7

12,1

24,4

15,2

26,4

от 20 до 50 млн руб.

8,3

18,6

12,6

17,8

18,7

от 50 до 150 млн руб.

5,5

21,5

20,1

26,3

14,8

от 150 до 300 млн руб.

2,3

24,7

9,1

15,7

6,5

от 300 млн руб. и выше

2,75

1,8

16,0

12,9

Итого:

100,0

100,0

100,0

100,10

100,0

Источник:
Бюллетень банковской статистики. Региональное приложение, 1(21). М.: 2006. С.
10 — 13; Бюллетень НБ РДРД РФ, Махачкала: 2006. С. 21.

Список литературы

Финансы
и кредит 31 (271) – 2007 август

Дата добавления: 16.09.2007