Русские усадьбы. Болдино

Борсук О. А.

Болдино
и окружающие его деревни и природные ландшафты издавна принадлежали славному
роду Пушкиных. И уже в апреле 1918
г. общее собрание крестьян с. Большое Болдино
единогласно «признало желательным» увековечить память великого поэта А.С.
Пушкина и приняло решение «сохранить навечно усадьбу, на ней постройки, сад и
при ней полевую землю».

За
прошедшие десятилетия реставраторы и музейщики провели значительную работу по
воссозданию усадебных построек и окружающих ландшафтов, вдохновлявших поэта. «И
забываю мир — и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем, и
пробуждается поэзия во мне, душа стесняется лирическим волненьем, трепещет и
звучит, и ищет, как во сне, излиться, наконец, свободным проявленьем». И вот вы,
путешественник-паломник, пересекая перелески и поля, въезжаете в с. Большое
Болдино, начало экскурсий-прогулок к дому-музею А.С. Пушкина. От ворот широкая
дорожка ведет к дому. Он похож на многие сельские господские усадебные дома
первой половины позапрошлого века. Центральная часть здания, выкрашенного в
канареечный, солнечный цвет, завершает мезонин с фронтоном. К фасаду, под
мезонином, пристроена веранда с круглыми белыми колоннами. Здание деревянное, с
печным отоплением, в нем легко дышится. Перед домом, словно осеняя его, растет
старая лиственница. Она, по преданию, была привезена поэтом с Урала осенью 1833 г. и посажена перед
домом. Вдоль забора, параллельно фасаду дома, сохранились редкие старые липы —
остатки аллеи, окаймлявшей в прошлом усадьбу.

Рядом
с домом — пруд. Как в зеркало смотрятся в его гладкую поверхность ивы, далеко
не первой молодости и кустарники, окружающие пруд. С берега на берег перекинут
деревянный горбатый мостик. За прудом начинается парк. Вероятно, Пушкин не
занимал всего дома — он был неприхотлив в быту. К его приезду приводили в
порядок две-три комнаты и центральное парадное помещение, зальце, имеющее выход
на веранду. Застекленная дверь позволяла видеть аллею. Надо отдать должное
реставраторам — при воссоздании обстановки дома они воспользовались описью имущества
1849 г.,
где перечислена существовавшая в доме мебель. Простенки между окнами заняты
высокими старинными зеркалами, под ними — ломберные столики. У противоположной
стены — гарнитур красного дерева: стол, диван, кресла. Однако при Пушкине
парадная комната по своему назначению не использовалась. Обжитым рабочим
уголком дома был кабинет, который служил одновременно и спальней. Поэт любил
работать лежа. Здесь не было стильной мебели, вся обстановка — местного
производства, в основном, простого дерева. Бревенчатые стены и некрашеный пол
сближали его с крестьянской избой. Два стола в кабинете: один — рабочий, за
которым создавались известные произведения, а второй — складской, заваленный
рукописями — стремительно исписанные листы с пометкой «Болдино» и тетради.
Сохранился рисунок поэта, где он изобразил свой рабочий уголок в болдинском
доме.

Две
осени — 1830 и 1833 гг. — провел Пушкин в барском доме. Но он ветшал, и в свой
приезд в 1834 г.
поэт останавливается в помещении вотчинной конторы. Бревенчатый домик конторы с
тесовой крышей стоит на противоположном от барского дома берегу пруда, в углу
усадебного парка. Здесь велись дела по управлению имением, сюда приходили
крестьяне с просьбами и жалобами, а также приносили положенный оброк. Здание
конторы неоднократно перемещалось — бревенчатый сруб легко было разобрать и
собрать на новом месте, но планировка и размеры здания сохранялись неизменными.
Приспособленное под жилье здание конторы служило не только поэту, но и
управляющему И.М. Пеньковскому, назначенному для приведения в порядок дел по
имению. Дубовые столы и стулья — основное украшение конторы, но в комнате поэта
был удобный диван — куда же без рабочего места Александру Сергеевичу! На одном
из столов в конторе стоит «копик» — сундучок, куда складывались собранные у
крестьян деньги. В конторе принимали и натуральный оброк, поэтому весы, деревянные
мерки и безмены стоят на столе.

От
крыльца вотчинной конторы дорожка ведет по липовой аллее вдоль забора. В
пушкинские времена липовая аллея шла по периметру усадьбы. Парка с его старыми
деревьями в пушкинские времена, вероятно не было. Росли отдельные деревья —
вязы, ветлы, дубы. На берегу пруда находилось самое старое дерево — ветла, которому
более 200 лет. Охранниками стоящие несколько в стороне два дуба (при поэте
молодые деревья) по возрасту приближаются к почтенному юбилею. Обращает на себя
внимание умелая планировка прогулочных дорожек, строго следующих рельефу
местности. Композиционный центр парка образовали пруды, разделенные платиной. С
широкой плотины открывается замечательный вид на верхний пруд — плавные изгибы
берегов, отражения деревьев в воде, стоящий поодаль дом и белоснежный мостик, воспаривший
над водной гладью. Вдали виднеется еще одно небольшое земное око — нижний пруд.
На его берегу — белая деревянная беседка с невысоким шпилем. Она поставлена на
своеобразном небольшом полуострове, среди зарослей шиповника, доцветающего даже
в осенние дни, рядом с крупной раскидистой ивой. Местные жители называют ее
«беседкой сказок» — по преданию, Александр Сергеевич создавал здесь свои сказки,
такие как «Сказка о попе и работнике его Балде» и др., как всегда с намеком.

От
беседки прямая аллея акаций переходит в спускающуюся березовую аллею. По
склонам крутолобых и пологих холмов растут яблоневые деревья. В одном из
дальних уголков усадьбы, у границы парка, у подножья зеленого холма воссоздана
дерновая скамья. Старожилы и экскурсоводы расскажут о том, что поэт часто
приходил сюда и подолгу любовался болдинскими далями, пересекал долины
небольших речек Чеки и Азанки. не здесь ли родилось пушкинское представление об
«острове», Патмосе поэта, с его видениями, часто грозными, будущего?

К
югу от села, недалеко от околицы, раскинулась роща Лучинник. Ее название
обязано преданию, записанному со слов свидетеля тех времен И.В. Киреевым —
собирателем болдинских преданий и легенд о Пушкине. Лесник поймал лесокрада, срубившего
в роще березку, привел его в контору, а там — барин Александр Сергеевич.
Крестьянин плачет и божится, что срубил молодое дерево на лучины, избу освещать
нечем, а денег на покупку лучин нет. Крестьянину грозила порка, но хозяин
имения отменил ее, только сказал: «Подождите рубить. Роща молодая — настоящий
лучинник, потом вам же на пользу послужит». Дорога ведет к роще Лучинник.
Плавность линий ландшафта, его распахнутость особо обаятельны и спокойны. Роща
облюбовала пересеченный оврагами холм, точно остров поднявшийся среди лугов и
полей. Особенно живописна она в пору, когда осень озорничает и пожарничает.

Унылая
пора! Очей очарованье!

Приятна
мне твоя прощальная краса —

Люблю
я пышное природы увяданье,

В
багрец и золото одетые леса.

«Осень»

Вокруг
рощи — зеленые поляны. С опушки тропинка, достаточно крутая, ведет к роднику.
Его хрустальную, прохладную влагу ощущал поэт, когда приходил сюда, умывался с
дороги и уходил вновь, в глубь рощи, где среди деревьев и кустарников спрятался
заросший пруд. И тема «острова», как антипод темы дороги — пути жизненного и
устойчивости, спокойствия в усадьбе переплетались в творчестве поэта. Болдино —
это ожидание счастья, нетерпения великого поэта перед венчанием с Натальей
Николаевной Гончаровой, его мечты об идеальном женском образе, возникшем еще в
юности. Три месяца и около 50 произведений, разных по тематике и жанру, осчастливили
читающую Россию. «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», две последние главы
«Евгения Онегина», поэма «Домик в Коломне», сказки и десятки стихотворений, подаренных
великим вдохновением, позволяют говорить пушкинистам о «чуде Болдинской осени».

Сегодня
музей-заповедник — это не только усадьба поэта, но и окружающие ландшафты и
деревни, в которых бывал Пушкин.

Центральную
площадь Болдино также ныне украшает отреставрированная церковь Успения
Пресвятой Богородицы. Рядом расположены два деревянных дома, в которых
разместился музей пушкинских сказок. По вашему желанию, экипаж XIX в. доставит
вас из Большого Болдина в рощу Лучинник. Березовая опушка уже в течение многих
лет в начале июня становится местом проведения ежегодного Пушкинского праздника
поэзии.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://www.portal-slovo.ru

Дата добавления: 02.05.2012