Образование в CCСР

Образование СССР

В ходе гражданской войны сложились 2 формы национальной
государственности: 1-я, федерация основанная на автономии, и
2-я, федерация основанная на конфедерации. Другая форма
федерации начала складываться на основе сплочения других наций.
Объединение начало происходить сперва на военной основе. В
зародыше это была форма конфедерации. Но на практике же, эта
конфедерация была под диктатом СССР. Сохранялась единая
Коммунистическая партия, оставалась четкая централизация, через
коммунистическую партию происходило полное подчинение.
Решающим политическим условия объединения было
единство их политического строя – в результате революции
во всех республиках была установлена диктатура пролетариата.
Переход к нэпу усилил объективную потребность к объединению
республик. Сталин в это время был Наркомом по делам
национальностей, и он был сторонником объединения на основе
автономий, т.к. при этом была возможность полного
контролирования всей территории. На 10-ом съезде партии Сталин
выступил с докладом. Он говорил о потребности преодолеть
социально – культурное и экономическое неравенство народов. Он
считал, что шовинизм и местный национализм представляет собой
одинаковую опасность для коммунистического интернационализма.
Доклад сильно критиковался. На этом же 10 – м съезде, Сталин
предложил покончить с национальным вопросом навсегда и
предложил административный передел России.
Изменение границ происходило не очень гладко. При
рассмотрении вопросов экономического районирования страны,
национальные вопросы в расчет не брались. Часть партийных
деятелей, в том числе и И.В.Сталин, изначально считали
создание независимых национальных республик решением чисто
временных, политических задач.
В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. Для всех
россиян было важно хозяйственное объединение всех трёх
закавказских республик. Это объединение вызвало горячий спор.
Основной вопрос спора был – принципы нэпа и создание
(объединение) государств.Спор был еще и в том, что применимы ли
принципы нэпа к объединению всех республик. Нэп требовал
воссоздания государственного единства на основе
конфедерации.Было организованно единое управление железными
дорогами Закавказья.
Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась
политика форсированного сближения, объединения национальностей.
В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При этом
основные полномочия оставались в руках республик.Это был союз
на основе конфедераций.Этим был очень недоволен Орджоникидзе.
Сталин как и Орджоникидзе был сторонником жесткой
централизации.
В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал
“…приспособить форму взаимоотношений между центрами и
окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых
окраины во всем безусловно должны подчиняться центру…”.
Но поддержка сталинского проекта была весьма
относительной.Только ЦК Армении и Азербайджана высказались за
него без особых оговорок. ЦК КП Белоруссии отдавал предпочтение
сохранению договорных отношений. ЦК КП Грузии 15 сентября
вообще отверг сталинский план.
Из – за этого ( и не только ) в октябре 1922 года произошел
так называемый “грузинский инцидент”, когда ЦК КП Грузии
коллективно подал в отставку.
Большевики редко считались с национальным вопросом и мнением
людей, не согласных с генеральным курсом партии. В результате
на не очень добровольной основе СССР стал состоять из 6-ти
республик – РСФСР,УССР,БССР и ЗСФСР.

ЛИТЕРАТУРА:
1. “Историки спорят. Тринадцать бесед” – Изд. Политиздат 1988
2. “Пособие по истории СССР” Изд. Москва 1987
3. Материалы лекций НГУ