Ассоциация Университетов и Колледжей КанадыРостовский областной судЮжный Региональный центр судебной экспертизы МЮ РФ Региональная Ассоциация специалистов по поддержке судебно-правовой реформыи ювенальной юстиции в Ростовской областиВоронова Е.Л., Шипшин С.С.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ«Руководство по судебному процессу в рамках кейс-менеджмента ( Технология сбора и анализа юридически значимой информации о несовершеннолетнем подсудимом в соответствии со статьей 421 Уголовно-процессуального кодекса РФ)»«Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних в ювенальной юстиции»Ростов-на-Дону 2009Настоящие методические рекомендации подготовлены членами Координационного Совета при Ростовском областном суде по российско-канадскому проекту «Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации» Проект МГР): ^ Вороновой Е.Л., судьей Ростовского областного суда, Советником Проекта Проект МГР, членом Совета «Региональной Ассоциации специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской области», доцентом кафедры Ростовского филиала Российской академии правосудия^ Шипшиным С.С., заместителем начальника Южного Регионального Центра судебной экспертизы Министерства юстиции РФ и начальником отдела психологической экспертизы данного Центра, руководителем общественной некоммерческой организации «Региональная Ассоциация специалистов по поддержке судебно-правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской области», кандидатом психологических наук^ Вторая Всероссийская конференция «Ювенальная юстиция в Российской Федерации»9-10 июня 2009 г., Москваоссийской ФеРоСодержание Введение………………………………………………………………….. Часть 1.Правовые основы кейс-менеджмента в российском уголовном процессе (особенности судебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних). (Воронова Е.Л.) …………………………………..Часть 2. Метод структурированной оценки рисков и потребностей у несовершеннолетнего правонарушителя. Технология сбора информации о несовершеннолетнем правонарушителе (Шипшин С.С.)……………………………………….Часть 3. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних в ювенальной юстиции» (Шипшин С.С.)………………………………………………..Часть 4. Приложения. Образцы процессуальных документов, доклад суду о личности, карта социального сопровождения ……………………………………….. Введение Одним из направлений судебно-правовой реформы в России является создание специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних, что закреплено Концепцией судебно-правовой реформы, принятой в 1991 г. В соответствии с Указом Президента РФ №942 от 14.09.95 г., утвердившим Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей («Национальный план действий в интересах детей»), в числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних ( п.3.1.).В Постановлении Президиума Совета Судей Российской Федерации от 26 декабря 2007 года №133 «О Программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствовании организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года» отмечено, что для защиты прав несовершеннолетних необходима особая ветвь правосудия – ювенальная юстиция. Создание специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних является реализацией обязательств Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права, прежде всего, Конвенции ООН о правах ребенка, Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинских правил»- 1985 г.), Руководящих Принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы»), Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. В 2002 году в первом чтении Государственной Думой РФ был принят законопроект о внесении изменений в Федеральный Конституционный Закон РФ «О судебной системе» в части введения ювенальных судов. Однако дальше этого решения законодательная работа в этом направлении не продвинулась, в судебной системе России ювенальные суды как особая ветвь правосудия до настоящего времени не введены. В этих условиях во многих регионах России суды пошли по пути совершенствования процедур судопроизводства с участием несовершеннолетних, разработке новых подходов к практике применения Уголовного и Уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, т.е. внедрения ювенальных технологий. Для внедрения ювенальных технологий в судопроизводство по делам несовершеннолетних в России есть достаточная правовая база. Прежде всего, это Конституция Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. К числу важнейших международно-правовых актов в сфере ювенальной юстиции относятся Конвенция ООН о правах ребенка, Пекинские Правила. Минимальные Стандартные Правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»-1985 г.) определяют ювенальную юстицию как правосудие по делам несовершеннолетних. Ювенальная юстиция- это особая система правосудия, при которой ее центральное звено – ювенальный суд (судья, специализирующийся по делам несовершеннолетних) – тесно взаимодействует с социальными службами как до рассмотрения дела судом, так и после принятия судебного решения, независимо от того, рассматривает ли суд материалы в отношении несовершеннолетнего правонарушителя, либо осуществляется защита его прав в порядке гражданского судопроизводства. В ювенальной юстиции акценты в работе с несовершеннолетними правонарушителями переносятся с карательного и репрессивного, на воспитательный и реабилитационный. При этом приоритет воспитательных и реабилитационных мер обеспечивается судом во взаимодействии с социальными службами (органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних). Такая система правосудия определяет объем дискреционных полномочий на всех этапах судебного разбирательства и на различных уровнях отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (при рассмотрении сообщения о правонарушении или преступлении несовершеннолетнего, при расследовании уголовных дел, при судебном разбирательстве, на стадии исполнения судебных решений). Действующее российское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в отношении несовершеннолетних все больше ориентируются на общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере ювенальной юстиции. Экономия уголовной репрессии в отношении несовершеннолетних правонарушителей, обозначенная нашим законодателем как приоритетное направление, должна восполняться активной профилактической работой с детьми «группы риска». Пленум Верховного Суда Российской Федерации 14 февраля 2000 года принял Постановление №7 « О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», которым рекомендовал в судах общей юрисдикции ввести специализацию судей по рассмотрению уголовных дел с участием несовершеннолетних, указал на необходимость подготовки судей по делам несовершеннолетних не только по вопросам права, но и психологии, педагогики, социологии. Постановление Пленума Верховного Суда РФ явилось важным импульсом для судебной системы России по совершенствованию судопроизводства с участием несовершеннолетних, поиску новых правоприменительных практик, непосредственному применению международно-правовых стандартов и норм, касающиеся особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, профилактики их правонарушений, мер по обеспечению интересов несовершеннолетних и защите их прав. Внедрение судами ювенальных технологий в судопроизводство с участием несовершеннолетних потребовало изменения правоприменительной практики и самих органов и служб по работе с несовершеннолетними «группы риска», совершенствованию законодательства о профилактике, в том числе, формированию необходимой нормативно-правовой базы в регионах. Жизнь показала настоятельную необходимость установления взаимодействия судов и социальных служб для несовершеннолетних (органов и служб, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав). Приведем некоторые положения из «Пекинских правил», которые имеют практическое значение в судопроизводстве по делам несовершеннолетних: ст.1.3. следует уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем, чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого, гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом;ст.1.4.-правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе;2.3.в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, и которые призваны 1)удовлетворять различные потребности несовершеннолетних правонарушителей, защищая при этом их основные права; 2) удовлетворять потребности общества;ст.5.1.-система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения;ст.8.1.-право несовершеннолетних на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ей или ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации,ст.8.2.- в принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя;ст.14.2.- судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и осуществляться в атмосфере понимания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения;ст.16.1.- Доклад суду о личности- во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения, предшествующего приговору, необходимо тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, с тем, чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу.Положениями «Пекинских правил» стали непосредственно руководствоваться судьи Ростовской области, специализирующиеся на рассмотрении дел и материалов в отношении несовершеннолетних, начиная с 2001 года, когда в Ростовской области стартовал пилотный проект Программы Развития ООН (ПРООН) «Совершенствование правосудия по делам несовершеннолетних» (2001-2003 г.г.). В рамках данного проекта в пилотных судах Ростовской области были введены социальные работники при судах, которые готовили доклад суду о личности несовершеннолетних подсудимых, устанавливали взаимодействие с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, готовили предложения для суда по «запуску» программы реабилитации несовершеннолетнего после суда, в этих целях привлекали специалистов названных служб к участию в судебном разбиартельстве. В работе судов Ростовской области за время реализации проекта ПРООН сформировалась следующая практика: подготовка доклад суду о личности несовершеннолетнего в форме Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя, частное постановление суда о реабилитационной работе, практика направления судом писем в различные ведомства для оказания помощи несовершеннолетним. После завершения проекта ПРООН в декабре 2003 года данная практика сохранилась и получила дальнейшее развитие. В рамках российско-канадского проекта «Усовершенствование работы с молодежью группы риска в РФ» в Ростовской области в судопроизводстве по делам несовершеннолетних прошел адаптацию канадский инструментарий оценки рисков и потребностей, были отработаны элементы кейс-менеджмента в уголовном процессе, усовершенствована работа по сбору информации о несовершеннолетнем на стадии судебного разбирательства и при подготовке доклада суду о личности, а также отработаны механизмы социального сопровождения несовершеннолетних после суда. Важно, что эти технологии из сферы судопроизводства были перенесены в работу органов и служб системы профилактики, а также органов уголовно-исполнительной системы (уголовно-исполнительных инспекций, Азовской воспитательной колонии). Практика показала, что в рамках действующего российского законодательства вполне возможно использование канадского опыта кейс-менеджмента, начатая в суде работа с несовершеннолетним может быть продолжена после суда на основании частного постановления суда, писем суда и т.п. Такой механизм взаимодействия судов с органами, исполняющими наказание, с социальными службами для несовершеннолетних, позволяет в действующих российских условиях формировать уже сегодня элементы пробации (уголовной опеки) для несовершеннолетних. Важно также отметить, что начатое в 2001 году в Ростовской области внедрение в судопроизводство по делам несовершеннолетних ювенальных технологий осуществлялось без каких-либо дополнительных финансовых затрат, в рамках существующего финансирования судебной системы, стало возможным только за счет соответствующей организации этой работы. С опытом Ростовской области по внедрению ювенальных технологий в судопроизводство по делам несовершеннолетних, в том числе, полученным в ходе реализации российско-канадского проекта «Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации», познакомились представители многих регионов России, большинство из них приступили к его практическому использованию, причем, как видно из поступающей из регионов информации, используемая ими «ростовская модель» ювенальных технологий вполне воспроизводима, и, несмотря на различия регионов, успешно используется, развивается и дополняется за счет собственных региональных инициатив. Настоящие Методические рекомендации подготовлены на основе Методических рекомендаций Ростовского областного суда «О судебной практике по делам о преступления и материалам о правонарушениях несовершеннолетних» (2004 г.), с учетом опыта апробирования канадских ювенальных технологий и инструментария оценки рисков и потребностей, в них содержатся новые переработанные и дополненные формы доклада суду о личности, карты социального сопровождения, приведены образцы процессуальных документов, и методика сбора информации для оценки рисков рецидива и определения потребностей несовершеннолетнего для его предупреждения. Представляется, что разработанные новые формы доклада суду о личности, карты социального сопровождения несовершеннолетнего, преложенная методика сбора информации для оценки рисков и потребностей являются универсальными, поскольку могут быть использованы не только помощниками судей с функциями социального работника, но и специалистами органов системы профилактики (социальными работниками, социальными педагогами, психологами и т.п.).Часть 1. Правовые основы кейс-менеджмента в российском уголовном процессе (особенности судебного производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних)1 Задачами российского уголовного закона и тесно с ним связанного уголовного процесса являются обеспечение безопасности общества и граждан и предупреждение преступлений. Глава 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.Статья 421 УПК РФ обязывает учитывать возрастные особенности несовершеннолетних, их особый социальный статус, предусматривает необходимость установления по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних дополнительных обстоятельств, в частности, условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иных особенностей его личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц, при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.Указанные выше обстоятельства имеют важнейшее значение для правильного применения положений главы 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: решения вопросов о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности и об освобождении от уголовной ответственности, применения к несовершеннолетнему конкретных мер уголовно-правового воздействия.Уголовный процесс с участием несовершеннолетних тесно связан с российским законодательством о предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.Что же стоит за канадским термином «кейс-менеджмент» применительно к российским условиям и как мы это понимаем? Исходя из того, что «кейс» – это случай, т.е. правонарушение / преступление, а «менеджмент» – это деятельность по поводу данного случая, то можно говорить об определенной деятельности, которая непосредственно связана с совершенным несовершеннолетним правонарушением /преступлением, работой специалистов по поводу такого правонарушения/ преступления.Это может быть индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним правонарушителем со стороны подразделения по делам несовершеннолетних орана внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, если несовершеннолетний поставлена на профилактический учет в соответствии со ст.5 ФЗ «Об основах системы профилактики…» Это может быть стадия предварительного следствия, если несовершеннолетний не содержится под стражей, то индивидуальной профилактической работой с ним уже с этой стадии должна заниматься комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.О стадии судебного разбирательства будет сказано ниже.Несколько слов о стадия исполнения судебного решения о наказании либо о применении принудительных мер воспитательного воздействия. Если суд назначает несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии со ст.ст.90-91 УК РФ, то индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетним должна заниматься комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. На стадии исполнения наказания имеет значение два обстоятельства. ^ Первое обстоятельство: если несовершеннолетнему назначено отбывание наказания в обществе (применены положения ст.73 УК РФ об условном осуждении, либо назначены обязательные или исправительные работы), то контроль за исполнением несовершеннолетним наказания осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией. При этом непосредственно организацией индивидуальной профилактической работы с таким несовершеннолетним должны заниматься комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Второе обстоятельство: если несовершеннолетний отбывает наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии, то индивидуальной работой с ним занимаются специалисты колонии. Таким образом, «кейс – менеджмент по – российски» – это индивидуальная профилактическая работа, т.е. деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.Основанием проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей является приговор, определение или постановление суда (ст.6 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Право суда на вынесение частного постановления прямо предусмотрено частью 4 статьи 29 УПК РФ. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998 г. предусмотрена защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999 года ввел понятие «несовершеннолетний, находящийся в трудной жизненной ситуации», определил категорию несовершеннолетних, с которыми должна проводиться индивидуальная профилактическая работа.Важно, что Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120-ФЗ от 24.06.1999 г. предусмотрена система государственных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, обеспечение защиты их прав и законных интересов, социально-педагогическую реабилитацию. Данным законом определены органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, призванные заниматься решением этих задач и оказывать соответствующие социальные услуги несовершеннолетним и их семьям.Таким образом, мы видим, что для канадского «кейс- менеджмента» в российских условиях есть правовая база, а именно: деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, прямо предусмотренная Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»С задачами российского уголовного права и уголовного процесса совпадают положения канадского законодательства, в связи с чем, в российской правоприменительной практике по делам в отношении несовершеннолетних могут быть использованы соответствующие канадские ювенальные технологии кейс-менеджмента, оценки рисков и потребностей.«Оценка рисков и потребностей» (ОРП) – это канадский инструмент, созданный в помощь специалисту для оценки характеристик, которые связаны с вероятностью повторных правонарушений. Данный инструмент демонстрирует модель сбора информации о несовершеннолетнем, уровне его развития и особенностях личности, об особенностях воспитания, о его социальном окружении. Поученная информация показывает причины и условия противоправного поведения несовершеннолетнего. Знание этих причин и условий позволяется правильно направить усилия на их устранение и определить стратегию индивидуальной профилактической работы. Согласно Инструкции для служб системы ювенальной юстиции, оказывающих услуги молодежи Министерства услуг для детей и молодежи провинции Онтарио, цель кейс-менеджмента – это уменьшение риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетним и оказание ему помощи в процессе реабилитации и реинтеграции в общество.Кейс-менеджмент должен, по возможности, использовать существующую сеть услуг, имеющихся в окружении несовершеннолетнего, которые могут быть использованы для его реабилитации и реинтеграции.Решение по делу несовершеннолетнего должно базировать на всесторонней оценке, которая, в свою очередь определяет стратегию последующего вмешательства в его жизнь соответствующих служб.В канадской системе кейс-менеджером выступает специалист по пробации, который начинает работу по конкретному делу с того момента, когда поступает запрос суда о предоставлении отчета (доклада суду о личности несовершеннолетнего) до вынесения приговора. В тех случаях, когда от суда не поступал запрос на предоставление отчета, специалист по пробации начинает работу с несовершеннолетним уже после вынесения приговора, если в самом приговоре содержится указание на привлечение к работе с несовершеннолетним Службы пробации. Особенность канадской модели кейс- менеджмента (социального сопровождения несовершеннолетнего) заключается в том, что, во-первых, для такого социального сопровождения имеется специальная служба – Служба пробации, во-вторых, предусмотрена непрерывность социального сопровождения несовершеннолетнего (непрерывность предоставления услуг по реабилитации и предупреждению противоправного поведения), которая обеспечивается назначением одного ответственного кейс- менеджера, т.е. один и тот же специалист Службы пробации будет сопровождать несовершеннолетнего правонарушителя на протяжении всего периода взаимодействия несовершеннолетнего с системой ювенальной юстиции.В российской правовой системе нет службы, аналогичной канадской Службе пробации, специалист которой готовил бы доклад суду о личности несовершеннолетнего, а также обеспечивал в лице одного и того же специалиста социальное сопровождение несовершеннолетнего после суда.Российские регионы, приступающие к внедрению элементов ювенальных технологий, по –разному подходят к вопросу кейс -менеджмента в рамках судебного процесса: подготовке суду отчета (доклада) о личности и организации социального сопровождения (профилактической работе) с несовершеннолетним после суда.В Ростовской области с 2001 года сложилась следующая практика использования элементов кейс- менеджмента в уголовном процессе: – подготовка доклада суду о личности несовершеннолетнего подсудимого,- суд привлекает к участию в деле специалистов органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних со стадии поступления дела несовершеннолетнего на рассмотрение в суд, – суд поручает этим службам проведение с несовершеннолетним подсудимым (осужденным) индивидуальной профилактической работы (такое поручение суда может оформляться в виде частного постановления суда в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ, либо в форме письма суда в соответствующий орган, чаще всего, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при муниципалитете),- контроль суда за тем, как службы профилактики исполняют судебное решение (осуществляется в форме запроса суда об исполнении его частного постановления.Непосредственно эта модель обеспечивается следующим образом.В 15 районных (городских) федеральных судах Ростовской области в штаты судов введены помощники судей с функциями социального работника.Отчет суду о личности несовершеннолетнего готовит помощник судьи с функциями социального работника с момента поступления в суд уголовного дела в отношении несовершеннолетнего. Такой отчет (доклад) оформляется в виде Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя. В Карте приводятся сведения о личности, семейном окружении, интересах и потребностях несовершеннолетнего и приводятся рекомендации о том, какая индивидуальная профилактическая работа должна проводиться с несовершеннолетним после суда. Помощник судьи с функциями социального работника при подготовке Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя использует различные источники информации: изучает в материалах уголовного дела характеристики несовершеннолетнего, сведения о его образе жизни и семье, запрашивает дополнительную информацию из органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту его жительства, запрашивает дополнительные сведения из школы, из органов опеки и попечительства и др.Карта приобщается к материалам уголовного дела, оглашается в судебном заседании и исследуется всеми участниками процесса. Содержащиеся в Карте сведения судья учитывает при принятии решения о возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия или о наказании (в том числе, о виде наказания, способе отбывания) либо о возможности освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности /наказания за примирением, в связи с деятельным раскаянием, о применении принудительных мер воспитательного воздействия. В соответствии с положениями части 7 статьи 88 Уголовного кодекса РФ суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. Работающие по ювенальным технологиям суды Ростовской области, это положение закона на практике применяют следующим образом: такое указание может быть отражено в приговоре суда, в частном постановление суда о назначении индивидуальной профилактической работы, в письме суда, причем это может быть сделано одновременно: приговор, частное постановление суда и препроводительное письмо суда. При этом районным (городским) судам Ростовским областным судом рекомендовано направлять копию Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя, подготовленную для суда и исследованную в судебном заседании, в орган, исполняющий наказание, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.В тех судах Ростовской области, где не предусмотрено в штате специальной должности помощника судьи с функциями социального работника, аналогичная работа проводится помощником судьи, закрепленным за судьей, специализирующимся на рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних.В тех случаях, когда суд освобождает несовершеннолетнего от уголовной ответственности (наказания) и применяет к несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с положениями статей 90-91, части 1 статьи 92 Уголовного кодекса РФ, суд направляет постановление об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего. В этом случае, указание о проведении с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы содержится непосредственно в постановлении либо отражается в частном постановлении суда. Указанные судебные решения направляются судом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в эту же комиссию может направляться и копия Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя.Непосредственно социальным сопровождением несовершеннолетнего после суда и оказанием ему соответствующих услуг по реабилитации и ресоциализации судьи и помощники судей не занимаются. Такое социальное сопровождение в форме индивидуальной профилактической работы в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.) осуществляют органы и службы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, прежде всего, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, выступающие главным координирующим органом в системе всех других служб, органы социальной защиты, образования и здравоохранения и их учреждения, службы занятости, органы по делам молодежи, органы внутренних дел и др.Таким образом, в российских условиях кейс-менеджмент распадается на два этапа, следующих один за другим: – сначала судебный процесс (на это стадии готовится отчет/доклад суду о личности несовершеннолетнего подсудимого, затем в судебном решении – приговоре, постановлении, частном постановлении, фиксируется указание суда о проведении с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы после суда);- затем осуществление социального сопровождения несовершеннолетнего после суда, оказание ему социальных услуг по реабилитации и ресоциализации органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.Если на стадии судебного разбирательства обеспечивается единообразие в правоприменении (главная роль принадлежит судье, который поручает помощнику судьи подготовку доклада о личности несовершеннолетнего, судья постановляет приговор или выносит постановление/частное постановление с указанием о проведении профилактической работы), то на второй стадии – стадии социального сопровождения – в российских регионах имеются различия. Социальное сопровождение несовершеннолетнего после суда (кейс-менеджмент), как мы указывали ранее, в России не осуществляет один и тот же орган и один и тот же специалист. Социальные услуги несовершеннолетнему после суда могут оказывать разные службы, причем каждая служба только в части своих собственных полномочий и функций. Например, органы образования могут оказать содействие несовершеннолетнему только в продолжении обучения, в то время, как вопросами трудоустройства несовершеннолетнего занимаются службы занятости. Что касается контроля за семьей подростка и его поведением – этим могут заниматься органы внутренних дел, уголовно-исполнительные инспекции. При этом в разных регионах России имеются существенные различия по качеству работы органов и служб системы профилактики, имеются существенные различия в инфраструктуре органов, служб и программ, оказывающих социальные услуги молодежи «группы риска». Поэтому суды не могут не учитывать региональные особенности, наличие в своем регионе соответствующей инфраструктуры социальных служб, обеспечивающих исполнение судебного решения по проведению индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и оказанию ему социальных услуг.В некоторых регионах России, внедряющих ювенальные технологии, отчет/доклад/ суду о личности несовершеннолетнего по поручению суда готовят не помощники судей, а специалисты различных служб, например, социальные работники учреждений социальной защиты населения, психологи органов образования и/или специалисты комиссий по делам несовершеннолетних. ПредставляеЗаключение Выше изложены рекомендации по кейс-менеджменту в российском уголовном процессе применительно к работе суда, помощника судьи с функциями социального работника. В идеале работа с несовершеннолетним должна начинаться уже со стадии предварительного расследования дела о преступлении несовершеннолетнего, и сразу же должна быть начата индивидуальная профилактическая работа с ним, а доклад суду о личности, материалы по оценке рисков и потребностей должны представляться органами предварительного расследования и утвердившим обвинительное заключение прокурором в суд вместе с уголовным делом. И тогда, наверное, на стадии судебного разбирательства, суду не при
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…