Биржевые торги и порядок их ведения

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУБАНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
Факультет безопасностижизнедеятельности
Кафедра нефтегазовых дисциплин
Контрольная работа
«Биржевые торги и порядок их ведения.
Состояние и перспективы развитиярынка ценных бумаг в России»
по дисциплине:
Биржи и биржевая деятельность
Краснодар
2010

СОДЕРЖАНИЕ
1. Биржевые торги и порядок ихведения
2. Состояние и перспективы развитиярынка ценных бумаг в России

1. Биржевые торги и порядок их ведения
С юридической точки зрения никакое акционерное обществоизначально не обязано вносить свои акции и иные ценные бумаги в те или иныебиржевые листы; оно лишь имеет на это право, которое не обязательно креализации. Тем не менее биржевая торговля так выгодна, что, как правило,большинство компаний всегда стремится разместить свои ценные бумаги накакой-либо одной или даже нескольких различных биржах. Причиной этому служат определенныевыгоды и преимущества, вытекающие из реализации данного права на практике.
К преимуществу листинга и соответственно участия в биржевыеторгах относится прежде всего высокая мортабильность, т.е. годность дляреализации на рынке, повышенный уровень ликвидности ценных бумаг, а такжеочевидные выгоды от относительной стабильности их цены. Образование фондовыхценностей постоянно контролируется и непосредственно регулируется биржей,которая таким образом предохраняет заключаемые на торгах сделки от появления наних элементов мошенничества и злоупотреблений.
Инвестор, покупающий ценные бумаги, включенные в котировальныйлист биржи, может быть уверен, что получит достоверную и своевременнуюинформацию о компании-эмитенте крынке ее ценных бумаг. Он должен иметьвозможность оценивать перспективы экономического развития эмитента и качествоего ценных бумаг.
Итак, инвестор, решившийвложить средства во внесенные в листы фондовые ценности, вместе с нимиавтоматически приобретает и полный набор всех преимуществ, которые включаеткомплекс средств защиты, предлагаемый фондовыми биржами. Однако фондовая биржагарантирует доходность инвестиций в акции компаний, прошедших листинг.
Аналогично этому ряд несомненных выгод и привилегий от внесениясвоих ценных бумаг в биржевые листы официально зарегистрированных фондовых биржтакже привлекают и компании. Компании, не сенные в такие списки, получаютбольшую известность и популярность (паблисити) среди лиц, занятых в сфереинвестиций. Котировка акций на бирже позволяет компаниям занять устойчивыепозиции на рынке.
Биржа – это система поддержки рыночной стоимости акций. Припоглощении и слиянии компаний оценка активов зависит от курсовой рыночнойстоимости акций, а не от балансовой, которая у таких компаний, как правило,ниже.
Листинг в ряде стран является основанием для предоставлениякомпании определенных, более существенных скидок при налогообложении. Наконец,компаниям, состоящим в биржевых листах, как правило, легче бывает добитьсядоверия и расположения банков и финансов институтов в случаях возникновения уних потребности в займах и кредитах, а также облегчается размещение новыхвыпусков облигаций, конвертируемых в списочные (листинговые) акции. Такимобразом, листинг – система поддержки рынка, создающая благоприятные условия дляорганизованного рынка, позволяющая выявить наиболее надежные и качественныеценные бумаги и способствующая повышению их ликвидности.
Покупатели (владельцы) ценных бумаг, имеющих рыночнуюкотировку, как правило, обладают преимуществом в резервировании под ихобеспечение по сравнению с покупателями ценных бумаг без котировки.
Биржи устанавливают правила для компаний-эмитентов, желающихвключить свои акции в биржевой список, поэтому на каждой бирже своя системаправил допуска ценных бумаг к котировке. Различаются и требования к компаниям,желающим котировать свои акции на конкретной бирже.
Развитие листинга на отечественном фондовом рынке в целомсоответствует мировой практике. Согласно Закону РФ «О рынке ценныхбумаг» фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру включения всписок ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, процедуры листинга иделистинга. Так, на пяти крупнейших биржах России установлены такиекачественные критерии оценки и допуска ценных бумаг к обращению, как число акцийв обращении и срок существования без убытка, минимальная граница уставногокапитала.
На всех российских биржахпроцедура листинга начинается с подачи заявки в отдел листинга с приложениемряда нотариально заверенных документов. Заявка может подаваться только темэмитентом, ценные бумаги которого выпущены и зарегистрированы в соответствии сдействующим законодательством. Она представляется на фирменном бланке, имеетпечать и подпись руководителя, сведения о регистрируемом выпуске ценных бумаг,наименование, номер выпуска, номинала, гарантию достоверности представляемых вотдел листинга документов, а также уведомление о согласии с существующимиправилами допуска к котировке (листинга).
Кроме того, представляются учредительные документы, справка00 оплаченном уставном фонде, копии проспекта эмиссии установленного закономобразца. Если акционерное общество функционирует более одного года или являетсяпервопреемником другого юридического лица, то дополнительно представляютсябухгалтерский баланс и отчет о распределении прибыли за последний финансовыйгод, заверенный независимыми аудиторами. Как правило, биржа оставляет за собойправо требовать от эмитента предоставления других документов и информации,необходимой для проведения экспертной оценки и допуска ценных бумаг ккотировке. Рассмотрение заявки обычно не превышает месяца.
Комиссия по листингу — только первый барьер, который должныпреодолеть ценные бумаги, прежде чем поступить на биржу. Другой барьер — котировальная комиссия. Ее задача — определение курса ценной бумаги при еепервой реализации. В процессе котировки первичная цена может изменяться(увеличиваться и уменьшаться).
Котировальная комиссия выясняет также, обладает липредлагаемая к котировке ценная бумага необходимой ликвидностью, т.е. будет лиона пользоваться спросом. Неликвидные ценные бумаги в биржевой зал стараются недопускать. Если установлено, что ценная бумага необходимой ликвидностью необладает, то котировальная комиссия предлагает эмитенту ее доработать, т.е.наделить дополнительными свойствами, которые сделают ее привлекательной дляинвесторов, расширить информацию об эмиссии, изменить номинал и т.п. Врезультате действий листинговой и котировальной комиссий на фондовой бирже вобращении находятся только полноценные фондовые инструменты.
Котировка ценной бумаги – это механизм выявления цены, еефиксация в течение каждого дня работы биржи и публикация в биржевых бюллетенях.
Биржа концентрирует спрос и предложение на покупку и продажуценных бумаг, определяет соотношение между текущим спросом и предложением, врезультате чего выявляется цена как выражение равновесия временного иотносительного, но достаточного для осуществления той или иной сделки.
Цена, по которой заключаются сделки и ценные бумаги переходятиз рук в руки, называется курсом. Биржевой курс используется как ориентир призаключении сделок как в биржевом, так и во внебиржевом оборотах.
Биржевое законодательство не фиксирует порядок определениябиржевого курса ценных бумаг. Однако в зависимости от принципов котировкиразличают:
• метод единого курса, основанный на установлении единой(типичной) цены;
• регистрационный метод, базирующийся на регистрациифактических цен сделок, спроса и предложения (цен продавцов и покупателей).
Как правило, биржевыеторги начинаются с объявления цен, установившихся в конце предыдущей сессии.Цены определяются специальной котировальной комиссией по результатампредыдущего торга (например, вчерашнего дня) и сообщаются его участникам в видекотировочного листа
При установлении биржевого курса необходимо следоватьопределенным правилам:
1) его уровень должен обеспечивать наибольшее количествосделок;
2) заявки «продать по любому курсу», «купитьпо любому курсу» реализуются при появлении первого предложения цены;
3) удовлетворение заявок, содержащих максимальные цены припокупке и минимальные при продаже;
4) заявки, в которых указываются цены, приближающиеся кмаксимальным при покупке и минимальные при продаже, могут реализовыватьсячастично;
5) заявки с указанием цены ниже искомого курса при покупкеили выше при продаже не реализуются.
Анализируя данные регистрации сделок и заявки инвесторов,котировальная комиссия определяет верхний и нижний пределы цен по и дам ценныхбумаг. При этом она исключает цены, не показательные для рыночной конъюнктуры.Отсюда в биржевых бюллетенях регистрируются не все цены сделок, а лишьпредельные, наиболее полно характеризующие динамику цен в процессе биржевогодня. Предельные цены берутся следующие: высшая и низшая в течение биржевогодня, начальная первые минуты и заключительная цена в конце биржевого дня.
С целью защиты интересов инвесторов фондовая биржа можетвременно или навсегда исключить ценные бумаги акционерного общества изкотировочного листа. Это относится к фирмам, отвечающим всем количественнымтребованиям, но имеющим неблагоприятное финансовое состояние, посколькубанкротство компании — удар и по репутации биржи, где котировались ее акции.
Существуют три формы временного прекращения котировки набирже:
• отсрочка начала торговли (до открытия торгов биржа можетприказать трейдерам сбалансировать заказы на покупку или продажу и тем самымопределить более справедливую цену, если по какому-либо виду акций поступилобольшое количество заказов на покупку или продажу);
• перерыв в торговле (объявляется в любое время для сообщениякакой-либо важной информации);
• приостановка торговли на одну сессию и более (используется,когда нужно время, чтобы разобраться в каком-то важном событии, а также принарушении компанией соглашения о листинге до его устранения, или принять решенияо делистинге ценных бумаг компании-эмитента).
Делистинг – исключение избиржевого списка – может последовать если:
• эмитент объявлен банкротом или его финансовое состояниепризнано неудовлетворительным;
• публичное размещение ценных бумаг достигает неприемлемомалых масштабов или имеется иное их несоответствие минимальным требованиямлистинга;
• компании-эмитенты вписьменном виде подают заявление об исключении их ценных бумаг из числакотирующихся;
• ценные бумаги эмитента отозваны для обмена на новые илипогашения при их дроблении, а также при слиянии с другой фирмой и т.д.
• нарушается соглашение о листинге;
• компанией-эмитентом не представлены ежегодный отчет идругая информация в указанные сроки и т.д.
Все поступающие на фондовую биржу ценные бумаги являютсяобъектами биржевых операций. Биржевая операция – это сделка с ценными бумагами, заключенная между членами биржи илипостоянными ее посетителями, оформленная запиской и зарегистрированная в регистрационнойкниге фондовой биржи.
В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценныхбумаг» фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичностьпроводимых торгов путем оповещения ее членов о месте и времени проведенияторгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных ж обращению на бирже, орезультатах торговых сессий.
Важным критерием классификации операций с ценными бумагамислужит срок, на который заключается сделка. В этой связи различают кассовые исрочные операции. Кассовая операция – сделка,расчет по которой осуществляется немедленно или в ближайшие биржевые иликалендарные дни (до семи дней после заключения сделки). Срочная операция – сделка с ценными бумагами, исполнение которой должно произойтив сроки, обусловленные договорами по данным операциям.
Торговля на фондовой бирже ведется сессиями. Это значит, чтоодновременно в биржевом зале продаются не все виды ценных бумаг. Существуетпорядок, согласно которому проводятся специальные сессии для продажи акций,облигаций, других видов ценных бумаг. Возможна и параллельно происходящаяторговля разными ценными бумагами, но в этом случае каждый их вид продается вособом помещении.
К началу торговли ценными бумагами их курсы уже известны.Торговля осуществляется различными способами: групповым или залповым (заказы накуплю-продажу накапливаются, а затем один или два раза в день вводятся вбиржевой зал и расторговываются); непрерывным сличением предложений и заявок(сделки совершаются в любое время сессии); периодически поступающими заказамичерез компьютерную связь (инвесторами являются иностранные юридические ифизические лица).
Все заключаемые на бирже сделки подлежат регистрации в деньих совершения (обычно не позднее чем через 24 часа). Основанием для регистрациислужит брокерская записка, составленная в результате полученных брокером отодной стороны приказа (офферта) и согласия другой (акцепта, который даетсяписьменно). Биржевые сделки, не зарегистрированные по какой-либо причине, неимеют законной силы.
Центр фондовой биржи – ее торговый зал, где торговля ведется по принципу аукциона, спомощью выкриков, курсы ценных бумаг определяются в соответствии со спросом ипредложением. Покупатели и продавцы используют в процессе торговли свойусловный язык (его основное свойство — краткость), жесты, постоянно сверяя своеповедение с курсами бумаг на электронном табло и другой информацией,поступающей в зал.
На фондовых биржах вся организация торговли подчинена тому,чтобы брокеры могли лучшим образом выполнить заказы, поступающие к ним отклиентов. Заказы же эти различны.
Существует несколько форм заказа на куплю-продажу ценныхбумаг (акций, облигаций), которые инвесторы передают своим брокерам дляисполнения на бирже:
• «рыночный заказ» на куплю или продажуопределенного вида числа ценных бумаг по наилучшей цене рынка;
• лимитированный заказ, где клиент указывает конкретную цену,по которой должна состояться сделка (или лучшую цену, если брокер способен ееполучить);
• дневной заказ — заказ с дневным сроком исполнения;
• открытый заказ остается в силе до тех пор, пока не будетвыполнен или отменен. Чтобы избежать чрезмерного накопления таких заказов,многие брокеры ограничивают их действия 30-90 днями, после чего они могут бытьпроданы;
• заказ «все или ничего» — брокер должен купить илипродать все ценные бумаги, указанные в заказе;
• заказ «приму в любом виде» — клиент поручаетброкеру купить или продать любое количество ценных бумаг (до заказанногомаксимума);
• заказ «исполнить или отменить» означает, что, кактолько часть заказа, которую можно удовлетворить, выполнена, остальная частьотменяется;
• заказ «с переключением» предполагает, что выручкаот продажи одних ценных бумаг может быть использована для покупки других;
• контингентный заказ предусматривает одновременную покупкуодних и продажу других ценных бумаг. Он может вводиться как«рыночный» и с пропорцией (например, продать 50 одних акций и купить100 других);
• стоп-заказ подлежит исполнению как «рыночный»,если курс ценной бумаги падает ниже или повышается выше (в зависимости от того,заказ ли это на покупку или продажу) указанной конкретной цены (стоп-цены).
Все полученные заказыброкер должен классифицировать и разобрать. Приказы на покупку он сводит сприказами на продажу. Затем эта противоположные приказы поступают насоответствующую их содержанию факторию для осуществления сделки на основесуществующих биржевых курсов. Между курсами на покупку и курсами на продажуценных бумаг должна иметь место разница-спрэд — иначе нет источника для оплатытруда брокеров, расходов биржи. Не все брокеры ведут торговлю, имея ценныебумаги в наличии. При краткосрочных сделках купли-продажи таких бумаг у брокераобычно нет. Он действует в предчувствии перемен в конъюнктуре фондового рынка,Но всегда стремится создать принцип: «продать дороже, купитьдешевле». Иногда, чтобы совершить краткосрочную операцию, брокерская фирмаможет занять ценные бумаги у другой фирмы. Все краткосрочные операции нафондовой бирже отличаются высоким уровнем риска. На фондовой бирже частовозникают ситуации, когда у брокеров скапливается много заказов и они не всостоянии удовлетворить их по всем пунктам и во всем объеме. В таких случаяхброкеры обязаны ориентироваться на существующие во всех крупных фондовых биржах«правила приоритетов», необходимые для того, чтобы брокер не толькоучитывал требования своих клиентов, но и действовал в соответствии с биржевымизаконами.
Приоритет заказа определяется прежде всего временем егопоступления. Если в дневнике брокера зафиксированы, например, десять заказов напокупку ценных бумаг, на выполнение которых в течение одного дня не хватитвремени или нет в наличии необходимого количества требуемых бумаг, то брокеробязан выполнить прежде всего заказы, поступившие первыми (заказы фиксируютсяпо часам их поступления). Существует и приоритет выполнения заказов по принципуих адекватности, т. е. когда, удовлетворяя один, одновременно удовлетворяешьдругой (один клиент, например, продает 100 акций Форда, другой стремится ихкупить). Такие заказы позволяют брокерам работать особенно эффективно.
Важным видом приоритета является «принцип закрытияспрэда», т.е. разрыва между ценой предложения и ценой спроса. Привыполнении заказов брокер обязан максимальным образом закрыть спрэд, чтостабилизирует ситуацию на биржевом рынке. Это очень важный приоритет, ноосуществить его на практике всегда трудно.
Существуют также и специальные приоритеты, которыезаключаются в том, что брокеры должны в первую очередь выполнять заказыгосударства, муниципалитетов и благотворительных фондов (последнее — лишь нанекоторых биржах).
На фондовых биржах многих стран в интересах созданияэластичного и обширного рынка, минимизирующего предельные отклонения Цен нафондовые инструменты, существуют система государственного Регулирования,внутренние правила поведения профессиональных участников рынка ценных бумаг. Вбольшинстве стран введены ограничения на манипуляцию курсами ценных бумаг,запрещены пулы и т. а. Внедрение на современных фондовых биржахавтоматизированных систем торговли ценными бумагами позволяет не толькосущественно повышать биржевые обороты, но и с большей эффективностью выполнятьпоручения большого количества мелких инвесторов.
В зависимости от выполняемых ими функций все участники рынкаЦенных бумаг заключают реальные, спекулятивные и арбитражные сделки. Первыезаключаются непосредственно для обслуживания клиентов (приобретение или продажафондовых инструментов); вторые направлены на извлечение выгоды из колебаний ценво времени и с реальный оборотом ценных бумаг связаны лишь косвенно; третьипризваны способствовать извлечению прибыли за счет одновременной купли-продажи однойи той же ценной бумаги на разных рынках. Причем это могут быть как рынки ценныхбумаг в разных странах, так и биржевой и вне биржевой рынки одной страны.Результатом проведения арбитражных операций является выравнивание цен наконкретные виды ценных бумаг на разных рынках.
Фондовые биржи могут иметь шансы в конкурентной борьбе снеорганизованным рынком за проведение срочных операций с ценными бумагами.Создание рынка опционов и фьючерсов (в будущем и более сложных видов сделок,таких, как опционы на фьючерсные контракты, срочные сделки по индексам акций),обеспечение гарантий исполнения этих сделок, организация клиринговых расчетовпо ним позволят биржам, используя преимущества организованного рынка,существенно увеличить объемы биржевой торговли.
Большие возможности для обращения на фондовых биржах имеютвекселя крупнейших банков, концернов и синдикатов. Векселя уже показали своюприспособляемость к негативным процессам в экономике и в перспективе станутодними из самых ликвидных ценных бумаг российского рынка. Организация обращенияна фондовых биржах может не только повысить их обороты, но и удовлетворить(наравне с государственными краткосрочными облигациями) потребности инвесторовв краткосрочных операциях (при временном избытке свободных финансовых средств).
Перспективным для фондовых бирж является также сотрудничествос крупными институциональными инвесторами, в особенности с инвестиционнымифондами, выгода здесь взаимная — фондовые биржи получают новых клиентов,одновременно выступающих и эмитентами, и инвесторами, а институциональныеинвесторы — достоверную оперативную информацию о конъюнктуре рынка ценныхбумаг.
Постепенно государство вводит контроль за деятельностьюфондовых бирж. В целях обеспечения оперативного контроля за формированием рынкаценных бумаг фондовые биржи обязаны ежемесячно предоставлять сведения об итогахбиржевой деятельности на рынке ценных бумаг и допуске ценных бумаг к котировке.
Фондовая биржа не только торговый, но также исследовательскийи информационный центр рынка ценных бумаг.
Законодательства всехстран обязывают фондовые биржи заниматься исследованиями процессов,происходящих на рынке ценных бумаг, и информировать общественность, преждевсего эмитентов и инвесторов, об их динамике и содержании. Поэтому во всехкрупных фондовых биржах имеются специальные научно-информационные отделы,занимающиеся подобными исследованиями и публикующие в различных периодическихизданиях, в том числе специальных, ах результаты.
К числу подобныхпубликаций относится прежде всего сводная таблица курсов ценных бумаг(официальный бюллетень фондовой биржи). Она, как правило, включает две части:
1) столбцы, содержащие стандартные сведения по всем ценнымбумагам, котируемым на бирже;
2) приложения, где с помощью специальных обозначений данкоторые индивидуальные характеристики котируемых фондов ностей.
Курсы, содержащиеся в бюллетенях, могут обозначаться впроцентах к номинальной стоимости акций. Однако не все выпускаемые акции имеютноминальную цену, поэтому существует Другой способ выражения динамики курсовакций — в валюте за единицу ценной бумаги. Последний способ широкораспространен.
Движение биржевых курсов всегда находится в центре вниманияэкономистов, пытающихся на этой основе вывести какие-то тенденции изакономерности хозяйственного развития, сделать прогнозы, имеющие практическоезначение. Для оценки движения биржевых курсов на всех крупных фондовых биржахрассчитываются специальные биржевые индексы, значение которых для рынка ценныхбумаг очень велико. В настоящее время широкое распространение средствавтоматизации позволяет сформировать прочную технологическую базу длявыполнения биржевых операций.
В соответствии с технологией проведения тортовых операций набиржах автоматизируются следующие процессы:
• деятельность брокерских фирм по обслуживанию клиентов иподготовке сопроводительных документов;
• передача заявок от брокерских фирм на биржу;
• формирование биржевой ведомости (price ist);
• корректировка биржевых ведомостей;
• подготовка документов для регистрации сделок;
• использование электронных табло в процессе торгов;
• передача заявок между региональными отделениями биржи ибиржевым центром;
• проведение аукциона в течение одновременных торгов;
• согласование условий предложений между брокерами-продавцамии брокерами-покупателями;
• подготовка и распространение произвольной текстовойинформции (писем, документов, уведомлений и т. д.) между отделениями биржи,биржей и брокерскими фирмами;
• внутрибиржевая деятельность, включающая созданиеавтоматизированных рабочих мест (АРМ) различных служб биржи: руководства,котировального комитета, маклерской службы и т. д.
Средства автоматизации значительно упрощают деятельностьбиржи, повышают ее оперативность, позволяют увеличить количество представленныхтоваров и число обслуживаемых брокерских фирм, т.е. увеличивают оборот биржи. Впроцессе возрастания объемов торговли, открытия региональных отделений иувеличения количества клиентов биржи становится невозможным проведение многихопераций без применения средств автоматизации. В то же время при развитии биржина основе мощной вычислительной базы и устойчивых каналов связи представляетсявозможным организовать качественно новую технологию проведения торговыхопераций, при которой брокеры, минуя все службы биржи, кроме контролирующей,непосредственно со своих АРМ вводят заявки в базу данных, находят контрагентов,связываются с ними, корректируют свои предложения и заключают сделки. Такимобразом организуется электронная биржа.
Новая информационная технология на базе персональных ЭВМ нарабочих местах сотрудников биржи, брокеров обеспечивает:
• ускорение обработки информации за счет максимальногоприближения средств обработки данных к объектам управления (операционный зал,служба регистрации сделок и т. д.) и принятие оперативных решений;
• снижение расходов на содержание системы организационногоуправления биржей;
• рост гибкости организационной структуры биржи;
• повышение ответственности сотрудников;
• возможность поэтапного (модульного) наращивания мощностисистемы автоматизированного управления биржей;
• уменьшение объемов документооборота;
• развитие информационной научно обоснованной системыорганизации управления биржей за счет увеличения количества необходимых дляуправления данных и повышения их достоверности и своевременности.
Децентрализованнаясистема управления биржей предполагает применение децентрализованных базданных. Уровень децентрализации баз данных определяется исходя из конкретныхфункциональных и экономических требований к реальной локальной или региональнойорганизационной структуре биржи.

2.Состояние и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
Значение рынка ценных бумаг как одного из важных секторовроссийской макроэкономики возрастает.
В ходе проведения экономической реформы в стране происходитперераспределение капитала, а также доходов, ранее поступавших вгосударственный бюджет, прежде всего в пользу предприятий финансового сектораэкономики. Перераспределение это сопровождается ростом таких финансовых фондов,которые не имеют прямого отношения к производству. В результате огромныесредства не только оседают в государственных ценных бумагах, но и перетекают виностранную валюту, мигрируют за рубеж. Неравномерно и территориальноераспределение финансовых ресурсов: около 70% их сосредоточено в Москве, 5% — вПетербурге.
В 1991-1995 гг. развитие рынка ценных бумаг происходило безмногих необходимых нормативных актов. Однако процесс формирования правовой базыпостепенно набирал силу. В 1995 г. появился Гражданский кодекс РФ (части I и II), был принят Закон «Об акционерных обществах», в 1996 г. — Закон «О рынке ценных бумаг», приняты законы об инвестиционных фондах,негосударственных пенсионных фондах. Важным законодательным решением былаотмена отдельных н на операции с ценными бумагами.
К главным факторам, определившим развитие рынка ценных бумагв 1991-1996 гг., относятся: масштабная приватизация — эмиссия приватизационныхчеков, а также акций приватизированных предприятий и коммерческих банков;кризис неплатежей, породивший выпуск векселей государством, муниципалитетами ипредприятиями; постепенный допуск российских ценных бумаг на международныйрынок; противоречивое влияние на развитие российского рынка ценных бумаг оказалих выпуск различными финансовыми компаниями, в том числе авантюрного толка (неимевшими лицензий). Особо следует отметить большое воздействие на развитие вРоссийской Федерации рынка ценных бумаг государственных долговых обязательств,выпускавшихся для покрытия дефицита федерального бюджета (ГКО-ОФЗ). Акция приватизированныхпредприятий и государственные ценные бумаги постепенно вытеснили с рынкасуррогаты ценных бумаг (вроде билетов компании «МММ»).
В 1992-1996 гг. происходит быстрое формирование всех видовпосреднических структур российского рынка ценных бумаг, который сейчас в этомотношении вполне сопоставим с рынком ценных бумаг развитых стран.
Вместе с тем на рынке ценных бумаг остается еще немалонерешенных проблем. К ним можно отнести низкий уровень капитализации рынка,недостаточную ликвидность ценных бумаг мелких и средних эмитентов, высокуюстоимость заимствования средств, отставание в развитии информационной ителекоммуникационной систем и др.
Очевидно, что создание конкурентоспособного рынка ценныхбумаг необходимо для продолжения реформ. В своем стремлении к экономическомуросту Российская Федерация не может полагаться только на бюджетную систему ибанковский сектор. Поэтому необходимо форсированное развитие рынка ценных бумаги решение вопроса о том, как этого следует достигнуть.
В развитии рынка капиталов уже имеет место определенныйпрогресс. Он связан не только с укреплением института частной собственности накапитал, но и с формированием «социальной составляющей» рынка, т. е.защитой интересов всех слоев общества, обеспечением личной финансовойбезопасности (для разных видов инвесторов).
Обращающиеся на рынкеценных бумаг финансовые ценности представляют собой совокупность прав и несуществуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы исистемы правоприменения. Таким образом, государство выполняет (как вмакроэкономике, так и на рынке ценных бумаг) системообразующую функцию, котораябудет непрерывно изменяться в связи с меняющимися экономическими условиями.Так, государственное регулирование рынка ценных бумаг в России, как и во всехразвитых странах, будет развиваться в сторону большей детализации и жесткогоконтроля.
Государство на рынке ценных бумаг выступает как главныйфактор, определяющий его развитие (количественные и качественныехарактеристики). Государство – крупнейшийдержатель и продавец ценных бумаг российских предприятий — проводит активнуюполитику прямой поддержки инфраструктурных проектов, включающую в себя участиев их финансировании, помощь в привлечении иностранных капиталов и т.п. При реализацииэтих проектов оно должно поддерживать те общественные силы (и специалистов),которые прочно стоят на реформистской платформе. В то же время следуетотметить, что прямое участие государства в создании инфраструктуры рынка ценныхбумаг является временным: в дальнейшем эта функция будет передана самимучастникам этого рынка.
Государство, проводя свою политику на рынке ценных бумаг,руководствуется рядом принципов, прошедших испытание временем. К ним относятся:единство информативно-правовой базы, а также режима и методов регулированиярынка ценных бумаг на всей территории Российской Федерации; принятиенеобходимости минимального государственного вмешательства в механизм рынкаценных бумаг и его максимального саморегулирования (это предполагает и минимизациюзатрат на эти цели из бюджета страны); обеспечение государством равныхвозможностей участия на рынке ценных бумаг всем его субъектам и стимулированиеконкуренции, отказ от всякого рода преференций для участников рынка ценныхбумаг; соблюдение преемственности государственной политики: ориентация намировой опыт и учет тенденций глобализации финансовых рынков (и рисков).
Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерациипредусматривает учет ее национальных интересов (комплекса макроэкономических имакрополитических задач государства применительно к рынку капитала). Этоозначает восстановление расширенного воспроизводства и повышение егоэффективности путем мобилизации инвестиционных ресурсов, усиление социальнойориентации экономики и повышение стабильности общества, укреплениеэкономического суверенитета страны, повышение капитализации российскихкомпаний, обеспечение информационной безопасности страны (достижение его«информационного суверенитета»).
Рынок ценных бумаг – одиниз самых регламентированных в мире рынков, что объясняется сложностьюпротекающих на нем процессов и высокой степенью риска. Поэтому государственноевмешательство в процессы, происходящие на этом рынке, требует разработкидетальных планов этого вида деятельности.
Интересы государства иучастников рынка ценных бумаг во многом совпадают, что позволяет широковнедрять саморегулирование рынка его профессиональными участниками. Достижениеоптимального сочетания государственного регулирования и саморегулированиянапрямую связано с повышением ликвидности ценных бумаг. Для достижения этогооптимума государство намерено создавать совместные рабочие группы изправительственных управленцев и специалистов, которые под руководствомФедеральной комиссии по рынку будут решать все возникающие проблемы.
Основными принципами государственного регулирования рынкаценных бумаг остаются сочетание функционального и институциональногорегулирования, предполагающее использование механизма саморегулирования,приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективныхинвестиций. Регулирование предполагает распределение между различнымигосударственными органами конкретных функций и ответственности, обеспечениеединства и непротиворечивости государственной политики на рынке ценных бумаг.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг должноопираться на продуманную стратегию. Это формирование эффективного механизмафондового рынка для привлечения инвестиций (в том числе и иностранных),финансирование дефицита бюджета с помощью эмиссии государственных долговыхобязательств, предотвращение кризисов рынка ценных бумаг и социальных взрывов идр.
Объемы и сроки заимствования капитала государством должныопределяться принятыми долгосрочными целевыми программами и обслуживаниемнакопленного государственного долга. Государство должно подразделять своиценные бумаги на инструменты денежного рынка (краткосрочные ценные бумаги) и наинструмент рынка капиталов (облигации). Соответственно сроки погашения должнысоставлять 1-12 месяцев и более 12 месяцев.
Рост государственного долга Российской Федерации требуетсоздания на основе новейших компьютерных технологий Государственной долговойкниги, что обеспечит возможность прямого владения государственными ценнымибумагами для всех категорий инвесторов (при этом не обязательно соблюдатьпринцип их депозитарного хранения). Федеральное правительство и Центральныйбанк РФ совместно используют государственные ценные бумаги для реализациикредитно-денежной политики государства. При этом Центральный банк РФограниченно участвует в операциях с этими бумагами на открытом рынке (управляетликвидностью коммерческих банков, сглаживает резкие колебания конъюнктуры рынкаи т.п.). Задача заключается в том, чтобы активно применять практикуоперативного выпуска ценных бумаг, абсорбировать с их помощью краткосрочныеизбытки денежных средств в коммерческих банках и осуществить переход к системеежедневного первичного размещения краткосрочных и сверхкраткосрочных ценныхбумаг для оперативного регулирования ликвидности в коммерческих банках.
Все дальнейшее развитие российского рынка ценных бумагзависит от повышения уровня его информационной открытости. Для этого в странебудет создана общепринятая система показателей для анализа конъюнктуры рынкаценных бумаг (четко разграничены информация на коммерческую тайну и информация,не являющаяся таковой), введено обязательное опубликование любых фактовдеятельности эмитентов, могущих повлиять на курс их ценных бумаг, оказанаподдержка независимым рейтинговым агентствам, будет широко даваться информацияо курсах ценных бумаг и проводимых с ними операциях. Все это окажет помощьОбщественно-государственному фонду защиты вкладчиков акционеров путемпредоставления в его распоряжение всей информации о процессах, происходящих нарынке ценных бумаг.
Государственное стимулирование развития рынка ценных бумагневозможно без использования налоговых методов. Налоговая политика будетстроиться на принципах унификации ставок налогов и налогообложения, включения всостав затрат в целях налогообложения отрицательных разниц, образующихся припадении цен на приобретенные субъектами рынка ценные бумаги, отказа отустановления налоговых льгот по отдельным видам ценных бумаг, освобождения отдвойного налогообложения всех форм коллективных инвестиций, отказа от введениялюбых видов налогов и сборов с оборота ценных бумаг, создания льготного режиманалогообложения только для некоммерческих организаций, выполняющих функцииинфраструктуры (например, для фондовых бирж).
Государство, регулируя российский рынок ценных бумаг, выбираетмодель его развития и определяет его структуру. Выбор модели осуществляетсяисходя из ряда предпосылок, главная из которых заключается в том, чтоРоссийская Федерация — это во многом самодостаточная экономическая система,которая не тяготеет ни к одному из финансовых центров мира и стремитсяподдерживать отношения со всеми ими. Она стремится к превращению всамостоятельный финансовый центр, а потому будет использовать только теэлементы зарубежных финансовых рынков, которые обеспечат ей максимум конкурентоспособности.Таким образом, Российская Федерация будет формировать собственную модель рынкаценных бумаг на основе ее национальных интересов и традиций. При этом неисключено использование зарубежного опыта и применение различных моделей длягосударственных, корпоративных и муниципальных ценных бумаг.
Формирующаяся модель российского рынка ценных бумаг требуетсовременного информационного обеспечения на двух уровнях:
а) межрегиональном, объединяющем региональные рыночныеструктуры и призванном обеспечить взаимодействие профессиональных участниковрынка ценных бумаг;
б) внутрирегиональном, затрагивающем отношения междуклиентами и обслуживающими его профессиональными участниками рынка ценныхбумаг.
Во всех странах сразвитой рыночной экономикой рынок капитала наполняется прежде всего за счетсредств населения. Российская Федерация в этом отношении не представляетисключения. Но на этом пути стоит неуверенность населения — основногоинвестора, считающего, что инвестиции в ценные бумаги сопровождаются неоправданновысоким риском. Поэтому сейчас принята концепция защиты инвесторов, котораябудет реализована в конкретных программах защиты частной собственности на рынкеценных бумаг по следующим основным группам инвесторов: население, коллективныеинвесторы, коммерческие банки, страховые компании, государство, нерезиденты,другие категории инвесторов. По отношению к этим группам инвесторов будутиспользоваться разные методы защиты. Одновременно должна быть гарантирована изащита прав эмитентов, установлены пределы их ответственности перединвесторами. Защита эмитентов будет производиться по следующим направлениям:предприятия оборонного значения, предприятия большого стратегического значения,предприятия-монополисты, страховые компании и коммерческие банки. Защита интересовинвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствованиянормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг.