Содержание
Введение
1.Зарубежный опыт управления природопользованием
1.1 Общая информация по природопользованию в странах Западной Европы
1.2 Зарубежный опыт управления природопользованием в странах Западной Европы
2 Природопользование – взгляд из Германии
2.1 Прогресс и разумное природопользование
2.2 Свертывание производства или технологии
2.3Фактор пять: реально и сделать и спланировать
2.4Причинная цепь технологических революций
2.5 Путь повышения цен: от теории к практике
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Совокупность всех влияний человечества на географическую среду составляет основу природопользования. Эта сфера общественно-производственной деятельности направлена на удовлетворение потребностей современных и будущих поколений с помощью богатств окружающей природной среды, на улучшение использования природных ресурсов.
Объемы природопользования, которые по характеру делится на рациональное и нерациональное, зависят от уровня экономического развития страны. В цивилизованном обществе целью природопользования является полное прекращение загрязнения природной среды вредными для человека веществами, разумное использование всех видов природных ресурсов, сохранение живой природы.
Рациональное природопользование предусматривает получение максимального эффекта (социального, экономического и т. п.) в течение неограниченного времени. Такая система деятельности предназначена обеспечить наиболее эффективный режим возобновления и экономной эксплуатации природных ресурсов с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.
Основными направлениями рационального использования минеральных ресурсов являются их комплексное освоение, применение в производстве энерго и ресурсосберегающих технологий, активное внедрение вторичного использования ресурсов. Примером глубокой утилизации (повторное использование) промышленных и бытовых отходов является Япония, страны Западной Европы, США. Теперь подробней познакомимся с особенностями природопользованием стран Западной Европы.
Природопользование в странах Западной Европы
Западная Европа — это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием. Западноевропейский регион — один из мощных центров мировой экономики в современном мире.
ЭГП определяется приморским положением большинства стран, также положением на главных мировых морских путях, ведущих из Европы в Америку, соседским компактным положением стран по отношению .друг к другу; близость ко многим развивающимся странам означает близость к источникам сырья. Страны Африки и Азии поставляют в Западную Европу дешевую рабочую силу.
Страны региона расположены в благоприятных природных условиях: хорошее сочетание равнинных и горных форм рельефа, умеренный климат, плодородные почвы. Обеспеченность стран минеральными ресурсами неоднородна. Промышленные запасы нефти имеются в Нидерландах, во Франции; угля — в ФРГ (Рурский бассейн), Великобритании (Уэльский бассейн, Ньокаслский бассейн); железной руды — во Франции (Лотарингия), Швеции; руд цветных металлов — в ФРГ, Испании, Италии; калийных солей — в ФРГ, во Франции и др. Но ввиду того, что страны Западной Европы давно встали на путь промышленного развития, многие месторождения близки к истощению. В отдельных странах остро стоит проблема первичных энергоресурсов. Западная Европа обеспечена минеральным сырьем хуже, чем Северная Америка, что усиливает ее зависимость от импорта сырья. Северные и западные части Западной Европы неплохо обеспечены ресурсами пресных вод. Крупные речные артерии — Дунай. Рейн, Луара. В Норвегии 3/4 всей электроэнергии дают гидроэлектростанции. Характерной чертой региона является практически полное отсутствие естественных ландшафтов.
Для населения стран Западной Европы характерен процесс «старения», что объясняется снижением естественного прироста и увеличением средней продолжительности жизни. На демографических показателях сказываются последствия второй мировой войны. Из-за этого возникают проблемы в сфере трудовых ресурсов, в области социального обеспечения пожилых людей.
Западная Европа — один из самых урбанизированных регионов мира. Лондонская и Парижская агломерации принадлежат к числу самых крупных в мире.
Западная Европа — один из экономических центров мира; является важным финансовым центром (Лондон и Цюрих — финансовые столицы). По темпам экономического развития регион в последние годы стал отставать от США и Японии. Отставание обнаружилось, прежде всего, в наукоемких отраслях — микроэлектронике, биотехнологии и др.
Энергетика. Базируется как на собственных ресурсах (нефть и газ шельфа Северного моря, газ Нидерландов, уголь ФРГ и Великобритании), так и на привозных. В странах Северной и Южной Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует в качестве источников энергии выходы термальных вод. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики.
Черная металлургия. Старые металлургические районы: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции. Ориентация на импорт железной руды привела к сдвигу предприятий черной металлургии к морю — Таранта в Италии, Дюнкерк во Франции, Бремен в ФРГ.
Цветная металлургия использует концентраты руд из Африки и Азии. Ее территориальная структура меняется медленнее, чем в черной металлургии.
Машиностроение определяет индустриальное лицо Западной Европы. Крупнейший в мире производитель и экспортер машин и оборудования, станков, кузнечно – прессового оборудования, оптики. Велико значение транспортного машиностроения, особенно автомобилестроения: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция). Машиностроение представлено практически в каждом крупном городе.
Химическая промышленность. ФРГ производит красители и пластмассы, Франция — синтетический каучук, Бельгия — химические удобрения и соду, в Швеции и Норвегии развита лесохимия, в Швейцарии — фармацевтика.
Изменения в географии промышленности Западной Европы связаны с формированием крупных портово-промышленных комплексов (Роттердам в Нидерландах, Марсель во Франции и др.), освоением нефтегазоносных месторождений Северного моря, индустриализацией менее развитых стран, децентрализации промышленности.
Сельское хозяйство характеризуется чрезвычайно высокой производительностью. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Основной тип сельскохозяйственного предприятия — ферма. В большинстве стран преобладает животноводство. В Западной Европе собирают самые высокие в мире урожаи пшеницы. Выращивают ячмень и кукурузу, картофель; из технических культур — сахарную свеклу (Франция, ФРГ, Италия). В Южной Европе развито виноградарство, выращивание маслин, миндаля, граната. Италия — первая страна в мире по производству вин и сбору винограда, Испания—по сбору маслин.
Транспорт высокоразвит. Имеется густая сеть автомобильных дорог. Велика роль морского транспорта (Роттердам, Марсель, Гавр, Антверпен, Гамбург — крупнейшие порты). Растет значение трубопроводного и воздушного транспорта. Большое значение имеет тоннель под Ла-Маншем.
Ведущими странами Западной Европы являются страны — члены «большой семерки» — ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.
Для региона характерен высокий уровень региональной экономической интеграции, объединение стран в Европейский союз; открытие государственных границ в рамках Единого европейского экономического пространства. ( Лисицин «Охрана природы в зарубежных странах», М., 1993)
Зарубежный опыт управления природопользованием в странах Западной Европы.
В связи со сложившейся критической ситуаций из-за истощения природных ресурсов во всех странах мира признана необходимость теоретических разработок и практических шагов в формировании экологической политики, предусматривающей заботу о сохранении природы, «качества» окружающей человека природной среды, о рациональном использовании существующих и потенциальных энергетических ресурсов, поддержания экологического равновесия в природе. Политика сохранения природной среды воплощается в форме крупных национальных программ, в которых предусматривается взаимодействие органов государственного управления, частного сектора, науки, финансовых учреждений. Во всех странах приняты целые своды законов об охране природы и ее отдельных компонентов. В них закрепляется новая функция государства по регулированию природоохранной деятельности, а также определены права и обязанности природопользователей. Вереницу законодательной пирамиды обычно венчает единый генеральный закон об охране природы, устанавливающий общие основы и цели политики и призванный обеспечить концептуальную однородность и целостность всей законодательной практики в области природопользования. В некоторых странах два общих закона: о нарушениях природной среды (загрязнение, разрушение ландшафтов и т.п.) и об охране животного и растительного мира. Такими законами в США является закон о национальной политике в области окружающей среды 1970 г., в Японии – основной закон по борьбе с загрязнением окружающей среды 1967г. и дополненный в 1970 г., в Швеции – закон о защите окружающей среды 1969г. За генеральным законом следуют многочисленные законодательные акты, регулирующие отдельные аспекты природопользования: для отдельных регионов и зон, для определенных секторов экономики, в отношении отдельных компонентов окружающей среды (воздух, пресные воды, прибрежные воды), нарушение среды (шумовой фон, тепловое и радиационное загрязнение), носителей нарушения среды (нефтепродукты, пестициды, некоторые химические соединения).
Государственное вмешательство в сферу природопользования в отдельных странах мира представляет собой сложную систему управления, в которой выделяются цели природоохранной политики – общие, функциональные (т.е. по каждому объекту политики), региональные; объекты политики – воздушный бассейн, водные системы, почвы, лес, другие природные ресурсы, среда обитания людей, заповедники и т.д.; уровни осуществления политики – государственный сектор, местные органы власти, частный сектор; инструментарий политики – контроль и наблюдение за состоянием среды (мониторинг), оперативное управление и превентивные мероприятия, научные исследования, подготовка кадров, финансирование и экономическое принуждение, международное сотрудничество, которое рассматривается как средство решения не только проблем, связанных с защитой какого – либо международного объекта природной среды, но и некоторых важных внутренних экологических проблем.
Прослеживается определенная тенденция: с одной стороны, увеличивается число органов государственного управления, включая отраслевые министерства, несущие ответственность за состояние среды, с другой – создаются центральные органы государственного управления с высокими полномочиями, ответственные за общее руководство в национальных масштабах всей политикой в области окружающей среды, за координацию этой политики и за участие в международных программах сотрудничества. Такими органами являются в США – федеральное агентство по охране окружающей среды, в Японии – управление по охране окружающей среды, во Франции – министерство по вопросам качества жизни и т.д. Кроме того, в ряде стран при правительстве были образованы специальные консультативные органы: в США – Совет по качеству окружающей среды, в Англии – Постоянная Королевская комиссия по борьбе с загрязнением окружающей среды и т.д.
Во многих странах в ходе разработки стратегии экологической политики была проведена большая работа по определению уровня расходов, необходимых для восстановления качества среды и ее нормального воспроизводства. Однако на этом пути возникли многочисленные практические и методологические трудности. В конечном счете, в капиталистических странах в основу проведения политики окружающей среды и ее финансирования был положен не критерий стоимости восстановления экологического баланса, а принцип нормативного качественного состояния окружающей среды, достижение которого обеспечивается либо системой норм и стандартов на предельно допустимые уровни и состав загрязнений, выброса отходов, шумов и т.д., либо системой налогообложения предприятий, допускающих нарушения установленных правил природопользования, либо, наконец, сочетанием этих двух методов.
Регулирование охраны среды в странах Запада сопровождается и подкрепляется системой экономического стимулирования.
(Соколов В.И. Природопользование в странах Западной Европы: экономические аспекты. – М.,2002).
Природопользование – Взгляд из Германии
В последние годы в Германии был поднят вопрос о истощимости ресурсов.
Впервые понятие неистощимого природопользования стало темой крупных международных споров после Брутландского отчета (Brutland-Bericht) 1987 года. До тех пор оно возникало скорее в лексиконе работников лесного хозяйства: не вырубать древесины больше, чем вырастает молодой поросли. Сами лесорубы освоили это понятие только после катастрофических случаев сплошной вырубки леса. Сами по себе человеческая экономика и технический прогресс никогда не выказывали большого интереса к принципу неистощимого пользования. И если в последнее время повсюду опять заговорили о «новом прогрессе», то только потому, что мировая экономика плодит катастрофы, подобные сплошной вырубке, коснувшейся лесного хозяйства, и за которые наши внуки нас еще проклянут. Но, увы, в странах, где сегодня наблюдается стремительный рост — в Китае, Индии, Бразилии, принцип разумного природопользования связывают только с ограничениями. Там он воспринимается высокомерие богатых по отношению к бедным и развивающимся, и, соответственно, гневно отвергается.
Конечно, мы на «богатом севере» могли бы сами первыми начать соблюдать этот принцип, показав «новичкам», что это возможно. Меньше сжигать топлива, меньше закидывать в себя мяса, довольствоваться меньшей жилой площадью. Вполне могли бы. Но что это будет означать для экономики? Рабочие места сокращаются. В Испании и США какое-то время все было в порядке, до тех пор, пока сельское хозяйство, поддерживаемое безрассудно низкими налогами и еще больше абсурдными прогнозами спроса, стимулировало конъюнктуру. Когда же грянул кризис и спрос резко пошел вниз, в обеих странах экономика
рухнула, вслед, зачем пришла массовая безработица. Кнопка экстренного вызова помощи под названием «государственный долг» только усугубила ситуацию. Так что с сокращением спроса все не так просто. И даже если на севере ради природы и климата перетерпим такое сокращение, это вовсе не значит, что бразильцы или китайцы последуют нашему примеру, поскольку испанская или американская модель не такие уж и привлекательные. Затем, если кардинальных перемен не произойдет, динамика все большего расхода природных ресурсов только усилится, а это означает все более серьезную нагрузку на климат — еще на много десятилетий без всяких тормозов. Об этом говорят прогнозы ООН, ОЭСР* и частных экспертных агентств. Климатические катастрофы, откалывание гигантских масс льда от Гренландии и Западной Антарктики (с затоплением огромных территорий по всему миру), вымирание сотен тысяч видов растений и животных — все то, из-за чего наши внуки по праву будут в ярости и отчаянии, будет уже невозможно остановить.
Свертывание производства или технологии
Выход из нынешней ситуации — это не сворачивание производства, а новая технологическая революция, переворот не меньшего масштаба, чем промышленная революция 150 лет назад. Но лейтмотив революции должен измениться. Лейтмотивом промышленной революции было повышение производительности труда. Со времен Фердинанда Лассаля он преобразовался «Фактор 20», что Лассалю и его современникам было бы просто невозможно представить. Сегодня производительность труда высока, и фактор труда вообще неограничен. Производительность же (или эффективность) ресурсов отстает, энергия и ресурсы в дефиците. Таким образом, даже из экономических соображений лейтмотивом технического прогресса в первую очередь должно стать повышение эффективности использования ресурсов. Давайте обратимся к методам этого повышения.
Историки и инженеры любят рассуждать об этом, будто бы все, что мы имеем, является плодом гениальных открытий Джеймса Уатта, Алессандро Джузеппе Вольта, Сади Карно, Майкла Фарадея, Юстуса Либиха, Готлиба Даймлера или Томаса Эдисона. Разумеется, гения этих людей никто не отменял, и мы не вправе оспаривать важность их деяний. Но был и один общий механизм, который не только привел к замечательным открытиям, но и системно, на протяжении двух столетий, совершенно особенным образом влиял на повышение производительности труда. Имеется в виду рост стоимости рабочей силы, и это наверняка известно всем историкам социал-демократии. Когда производительность труда росла благодаря внедрению паровых механизмов Джеймса Уатта или электромоторам, действующим по принципам Фарадея, или благодаря удобрениям, предложенным Юстусом Либихом, рабочий класс немедленно выбивал себе более высокие зарплаты, потому что выработанная прибавочная стоимость на один рабочий час возросла. Как только зарплаты вырастали, рационализацию труда приходилось снова форсировать, и производительность труда снова увеличивалась. Вот что дало революционное направление гениальным открытиям. Как Лассаль не мог представить себе увеличение производительности труда в 20 раз, так и сегодня сложно представить, как можно и нужно в 5 раз, а затем и в 20 раз увеличить эффективность использования энергии и сырья. Добывающая промышленность утверждает, что давно уже оперирует на грани возможного: увеличение эффективности при плавке алюминия или щелочном электролизе физически невозможны. А социальная политика полагает, что потребность в энергии есть неотъемлемое право человека, и словом «эффективность» просто заменяют слово «экономия», что ведет к большей бедности. Что ж, если мы не будет прогрессировать ни технологически, ни как цивилизация, то все именно так и будет обстоять, а прогресс приведет к тому, что природу и климат спасти будет невозможно, либо это можно сделать только путем сворачивания производства.
Но на этом всё не заканчивается. То, что обычно представляется невозможным, на деле не так уж и далеко. Стоит серьезно взяться за поиски, как почти во всех областях жизни на секторах экономики обнаруживаются варианты существенного улучшения и эффективности использования ресурсов. Что касается полезных ископаемых и воды, то тут все еще проще, поскольку теоретически их можно сколько угодно использовать повторно. Поиску таких вариантов улучшения посвящена новая книга «Фактор Пять» — и много чего обнаружили. Новые разработки в сфере эффективности уже существуют и только ждут, чтобы их доработали и начали применять.
Фактор пять: реально и сделать и спланировать
Увеличение в пять раз эффективности использования энергии и сырья возможно осуществить в поперечном разрезе экономики. Этой промежуточной цели можно добиться примерно за 40 лет. К примеру, в алюминиевой отрасли давно известно, что получение алюминия из лома (промышленных отходов) требует лишь десятую часть энергии от объема, который нужен для получения алюминия из боксита. С социально-политической точки зрения важно-то обстоятельство, что потребность в обогреве в наших широтах и потребность в охлаждении в тропиках может быть сильно снижена. Для Германии примером может послужить разработанный Вольфгангом Файстом пассивный дом, модель которого можно использовать также при ремонте старых строений, и это вполне осуществимая задача. С другой стороны, давно ждет реализации разработанный Рольфом Дишем энергогенерирующий дом (Plus-Energy-House), производящий больше энергии (солнечной), чем он потребляет. Освещение, одежда, хлеб насущный, транспорт и удовольствия — все это можно обеспечить благодаря небольшой доле имеющихся сегодня ресурсов. Этому и посвящена наша книга, Вы спросите, почему тогда так мало работы ведется в этом направлении. Оказывается, на самом деле не так уж и мало. Освещение с помощью СИД* стремительно распространяется по планете, пассивный дом становится строительным стандартом, не говоря о победном шествии возобновляемых источников энергии, которые однажды смогут освободить нас, по крайней мере, от атомной энергии и угля. Правда, пока еще на каждый гигаватт выведенных их эксплуатации атомных мощностей приходится соответствующая мощность новых электростанций, использующих ископаемое топливо — и это несмотря на растущее, на рынке предложение по использованию ветра, солнца и биогаза. И в развивающихся странах наблюдается как раз новый бум угольных электростанций.
Причинная цепь технологических революций
Революция повышения эффективности лишь тогда произойдет в необходимом масштабе (то есть по всему миру), когда наше общество наконец проанализирует причинную цепь промышленной революции и перенесет ее принципы на энергию и ресурсы. По сути, речь идет о кратко описанной выше игре в пинг-понг между производительностью труда и повышением заработной платы. Этот пинг-понг состоялся сотни раз во всех промышленно развитых странах мира. Тот, кому удавалось действовать быстрее конкурентов, выигрывал. Разумеется, на этом пути было немало недовольных, а были и всерьез проигравшие. Работы лишилось множество ткачей, которых заменили механические ткацкие станки. Ряд профессий, от которых образовались немецкие фамилии, к примеру, Бетхер (бондарь), Фишер (рыбак), Кремер (мелкий лавочник), Вагнер (кузовщик) и тот же Вебер (ткач) исчезли, а такие как Бауер (строитель), Бекер (пекарь), Шнайдер (портной), Шрайнер (столяр) и Циммерман (плотник) либо исчезли совсем, либо трансформировались. В домах уже не смогли держать прислугу, а крестьяне не могли позволить себе приглашать батраков — конечно, без недовольных не обошлось. Но так ли это плохи были перемены? Ведь появились сотни других профессий, и уровень дохода в обществе неизменно рос.
Представляется по аналогии стратегия для новой технической революции. Только на этот раз речь пойдет об игре в пинг-понг между эффективностью использования энергии и ценами на нее. Если в 2012 г. автомобили будут использовать бензин на 2% эффективнее, то в 2013 г. стоимость бензина вырастет на 2%, но при этом цена на каждый пройденный автомобилем километр не вырастет. Произойдут и структурные замещения: поезда и автобусы станут привлекательнее, а постройка сетей и использование отдельных авто единиц — рентабельней. Аналогично с отоплением и электричеством. Банки и государство смогут поддержать тех, кто предусмотрительно подстроился под повышение цен и хотел бы остаться в победителях раньше других.
Одновременно новое значение получит планирование инфраструктуры. Мы снова будет думать на долгосрочную перспективу и в том, что касается транспорта, и в вопросах снабжения и ликвидации отходов, и при планировании населенных пунктов. Что касается отходов, вторичное использование металлов и другого сырья станет пользоваться повышенным спросом, и причитания о том, что у Европы так мало полезных ископаемых, утихнет навсегда.
Экономике мягкое, долгосрочное и стабильное повышение цен на природные ресурсы принесет только пользу — по крайней мере, в тех странах, которые до сих пор эти ресурсы главным образом закупали за рубежом, то есть почти во всех странах Европы и Восточной Азии. Сидящий глубоко в нас страх перед высокими ценами на энергию возник из опыта нефтяного кризиса 1970-х гг. и крепнет, начиная с 2000 г. В эти периоды экономика наших стран выделяла гигантские суммы для закупки нефти, газа и некоторых других дорогих ресурсов. Именно этот отток денег, а не высокие цены на энергию как таковые и привели экономику к стагнации. Япония в 1970-е и 1980-е гг., беспокоясь о своей зависимости от импорта энергии, сделала энергию у себя дома искусственно намного дороже, чем в конкурирующих промышленно развитых странах. Последствием стало ускорение структурных изменений в направлении высоких технологий и более эффективной транспортной системы, и в конце 15-летней политики высоких цен Япония в технологиях стала самой конкурентоспособной страной в мире.
Путь повышения цен: от теории к практике
При повышении цены на энергию каждый год, шагая в ногу с повышением эффективности использования энергии, надо подумать, как соотнести это с колеблющимися мировыми рынками. Базовая идея — это долгосрочный, направленный вверх ценовой коридор, повышение цен внутри которого корректируется каждые два года согласно статистически установленному прогрессу в эффективном использовании энергии. Внутри коридора могут быть колебания конъюнктуры рынка. Если рыночная цена покинула коридор и ушла вниз, это корректируется введением дополнительных налогов. Если же рыночная цена прорывается вверх, то государство регулирует это соответствующим понижением налогов. В промежуток 2000–2011 гг. цены на энергию без целенаправленного вмешательства государства в среднем росли на 3,5% ежегодно. В этой фазе
государство может и должно, по модели коридора, вмешиваться и искусственно снижать цены. Чтобы избежать социальных кризисов, государство может также гарантировать фундамент низкой цены в расчете на
одного на человека — поскольку технический прогресс для социально незащищенных по времени наступает позже, чем для обеспеченных. И, наконец, можно запланировать некое временное послабление, скидку для промышленных предприятий, либо ввести правила, согласно которым деньги, взятые в виде налога на энергию у предприятий энергоемкой промышленности, будут возвращаться к ним (например, пропорционально числу персонала). Тогда отрасль не потеряет деньги как таковые, но стимул повышать эффективность энергопользования при этом полностью сохранится. Электричество, топливо и энергию для обогрева необходимо рассматривать отдельно, чтобы избежать ненужных структурных спекуляций и замедления процесса.
При этом ни в коем случае нельзя продолжать субсидировать отрасли, не соблюдающие принцип неистощимого использования ресурсов. Повсеместно должно чувствоваться давление модернизации. Путь регуляции цен принесет и другие «побочные эффекты». Новое направление получит не только техническое развитие. Изменится и сама цивилизация. Расточительство и сжигание углеводородов будет не просто неприлично, но и запрещено. Определенное «сворачивание» все-таки произойдет, но на экономике оно не скажется негативно, а повлияет только на использование природных ресурсов. Культура, образование, наука и цивилизованное сосуществование снова войдут в моду. «Феномен рикошета», который столетия спустя снова перегнал все меры по повышению эффективности энергопользования, наконец, сойдет на нет. Этому феномену и созреванию цивилизации до состоянии сознательного отказа от повышенного потребления в нашей книге посвящена отдельная глава.
Мы в Германии живем не на острове. Если начнется новая промышленная революция, это ощутит весь мир. Значит, срочно необходима международная координация действий. Это не означает, что мы должны ждать, пока все страны пойдут на такие меры, как ценовой коридор. Воспользуемся уроком Японии 1970–80 гг. Чтобы развивающиеся страны быстро присоединились
к новому прогрессу, можно по аналогии с киотским протоколом ввести «подвижные механизмы», в рамках которых европейские предприятия в ходе природоохранных предприятий будут «сбрасывать» с себя немного своих обязательств на страны третьего мира. Можно в духе «бюджетного подхода» Экспертной комиссии по глобальным изменениям климата* пойти дальше и каждой стране выделить свой «бюджет» на природопользование. Промышленно развитые страны этот бюджет почти выбрали, так что им придется закупать лицензии на дальнейшее пользование. Тогда требование эффективности энергопользования почувствуют по всему миру, а бразильцы и китайцы уж точно не будут в обиде.
Однако есть «привычные подозреваемые», которые не хотят участвовать в переменах, это прежде всего США, парализованные духовным рабством своих «чаепитий» (Tea Parties). Однако и этого нам, европейцам, не надо бояться. Если речь пойдет о мировой гонке и лидерстве в технологиях и инфраструктуре для сохранения климата в XXI веке, пионерам вовсе не повредит, если некоторые крупные страны останутся неподвижными. Если бы я был американцем, это промедление было бы мне даже по душе.
Сегодня Европа хочет, начать международное сотрудничество с Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией и другими странами, чтобы вместе двигать новую промышленную революцию. Основная мысль стратегического повышения эффективности энергопользования и идея ценового коридора впервые были разработаны в рамках Совета Китая**. Китайское правительство уже ничто эти идеи при создании 12-го пятилетнего плана. Если Европа и технологически динамично развивающиеся страны Азии будут действовать сообща, Америка откроет глаза и вскоре под руководством стратегов с Уолл-стрит покладисто присоединится в общему маршу. Тогда прогресс по всему миру, наконец, примет новое направление – путь разумного природопользования. (www.ecolife.ru/zhurnal/articles/5050/)
* Организации экономического сотрудничества и развития
* LED светоизлучающие диоды
* German Advisory Council on Global Change
** CCPIT — China Council for the Promotion of International Trade
Заключение
Кроме того, все государства мира должны приложить усилия для создания качественной системы управления природоохранной деятельности. Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных Наций, ее специализированным учреждениям. Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направления экологической политики международного сообщества, разрабатывает принципы взаимоотношений государств по охране окружающей среды, принимает решения о проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей среды, разрабатывает проекты международных конвенций, рекомендации по охране окружающей среды, создает новые природоохранительные органы, способствует развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества государств с целью защиты окружающей среды.
Таким образом, от организации качественного управления оранной окружающей среды зависит ее состояние. И главную роль в этом управлении должно играть государство, создавая хорошую нормативно – правовую базу, заинтересовывать субъекты в качественном использовании природной среды, с учетом особенностей каждого региона в отдельности. Особенно это касается России, обладающей бесценным природным богатством, и халатное отношение к нему может привести к губительным последствиям.
Список используемой литературы.
1. Лисицын «Охрана природы в зарубежных странах», М., 1993г.
2. Хачатуров «Экономика природопользования», М., МГУ, 1991 г.
3. Робинсон Н.А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США. – М., 1990.
4. Соколов В.И. Природопользование в странах Западной Европы: экономические аспекты. – М.,2002.
5. Суэтин. «Экологические проблемы и международное сотрудничество, М., 1995г.