Семья и ее влияние на формирование личности ребенка

Тема
Семья и еевлияние на формирование личности ребенка

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика семьи
2. Типы семей
3. Педагогические установки родителей
Список использованных источников

1. Общая характеристикасемьи
Семья для ребенка естьближайший круг общения, в котором формируется его психика и отношения с внешниммиром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово.
По этой причине семейноевоспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, а институтсемьи является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, чтовсе усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будутбезрезультатны без поддержки семьи.
Современные ученыерассматривают семью как исторически конкретную сложную систему взаимоотношениймежду супругами, между родителями и детьми, другими родственниками или близкимии необходимыми супругам людьми, давая ей следующие определения:
– семья – это малаясоциально-психологическая группа, члены которой связаны брачными илиродственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическоми духовном воспроизводстве населения.
– семья – это объединениелиц, основанное на браке, кровно-родственных отношениях, усыновлении и другихформах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной идуховной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями ивыполняют функции рождения и воспитания детей.
Всю совокупность семейныхотношений можно разделить на семь видов:
1)социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастнойструктуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола иполовой жизни, физического совершенствования и наследственности, включаютзаботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросовакселерации и воспитания детей;
2)хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи ивключают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностеймежду членами семьи, материальное обеспечение домашнего бюджета, заботу и уходза маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;
3) правовые (юридические)отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдениеличных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями,детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления,предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;
4) нравственные отношенияохватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга,заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а такжеуважение к старшим, воспитание любви к труду;
5) психологическиеотношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости,определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств имежличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;
6) педагогическиеотношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательныхфункций семьи;
7) эстетические отношенияопределяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достиженийкультуры.
Все виды семейныхотношений взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Характеристики семьи
Характеристики,определяющие общий план семьи:
– функции семьи,
– функции родителей,
– типы семей.
Педагогические установкиродителей:
– стили семейноговоспитания,
– типы родительскогоотношения,
– стили родительскогоповедения,
– типы отцов и матерей,
– ошибки родителей ввоспитании.
Личность родителя и еевлияние на личность ребенка:
Ученые определяют функциисемьи
– как сферужизнедеятельности семьи, непосредственно связанную с удовлетворениемпотребностей ее членов
– как направленнуюдеятельность семейного коллектива или отдельных его членов, выражающуюсоциальную роль и сущность семьи.
В книгах и пособиях посемейному воспитанию даются различные названия функций семьи, однако сущностьих в принципе не меняется. Кроме того, доказано, что на определенных этапахжизни семьи значимость тех или иных функций неоднозначна и выполняют их разныечлены семьи.
Традиционно выделяютсяследующие функции:
1) воспитательная функциясемьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве иматеринстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Поотношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семьяобеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членовобщества;
2) хозяйственно-бытоваяфункция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членовсемьи (в пище, крове и т. п.), содействует сохранению их здоровья;
3) эмоциональная функциясемьи — это удовлетворение ее членами потребности в симпатии, уважении,признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Именно эта функцияобеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействуетсохранению их психического здоровья;
4) функция духовного(культурного) общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга,взаимном духовном обогащении;
5) функция первичногосоциального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, вособенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраста, заболеваний) необладает достаточной способностью самостоятельно осуществлять свое поведение вполном соответствии с социальными нормами;
6) сексуально-эротическаяфункция удовлетворяет сексуальные, эротические потребности членов семьи. Сточки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулированиесексуального, эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическоевоспроизводство общества, т. е. выполняя репродуктивную функцию;
7) репродуктивная функция— продолжение рода, воспроизводство населения.
Функции родителей поотношению к своему ребенку, состоят не только и не столько в воспитании,сколько в:
– создании оптимальныхусловий для роста и развития ребенка;
– удовлетворенииестественных потребностей ребенка;
– обеспечениибезопасности;
– обеспечении адаптации кжизни;
– и только затем ввоспитании ребенка.
Обеспечить выполнениеперечисленных функций может полноценная гармоничная семья, которая являетсяоткрытой системой, впитывающей новые тенденции психолого-педагогической науки,критически оценивая и анализируя их. К таким семьям можно отнести семьи, вкоторых совместно проживает несколько поколений, растут двое-трое и болеедетей, что дает им возможность усваивать сложный мир отношений между людьми,приобретать обширный опыт общения. Гармоничная семья отличается иблагоприятными взаимоотношениями, и гуманистическими педагогическимиустановками взрослых.
2. Типы семей
а) по составу поколений:
– однопоколенная
– нуклеарная, (семья, вкоторой вместе живут мать, отец и дети) — простая
– многопоколенная, илитрадиционная, (где вместе живут мать, отец, дети и старшее поколение — бабушкии дедушки) — сложная;
б) по составу родителей:
– полная (дети и обародителя)
– неполная (детейвоспитывает один из родителей);
в) по количеству детей:
– семья с одним ребенком
– семья с двумя и более детьми;
г) по родству:
– семьи с родными детьми,
– смешанные семьи (гдевоспитываются дети от разных браков)
– семьи с приемнымидетьми
– опекунские семьи (гдеоформлено опекунство взрослых над детьми).
3. Педагогическиеустановки родителей
Понятие педагогическойустановки родителей означает выбор ими определенного подхода к воздействию надетей с целью их воспитания, готовность действовать, общаться, проявлятьчувства именно определенным способом.
В это понятие включаются
– ценности и идеалы,которые родители исповедуют в воспитании,
– отношение родителей кдетям,
– выбор средств испособов воздействия на ребенка.
Исходя из собственныхпедагогических установок, сложившихся в процессе
– личного развития,
– общения со своимиродителями,
– общественноговоздействия
– и других факторов.
Родители реализуютопределенное поведение, проявляют определенный тип родительского отношения истиль родительского поведения. В этом отношении и поведении проявляется иреализуется выбранный родителями стиль семейного воспитания, который отражаетпредпочтение ими тех или иных позиций во взаимодействии с детьми.
Выделяют следующие стили:
· эголитарный стильвоспитания существует в семьях, где родители и дети на равных участвуют впринятии решения, а роли в семье не дифференцируются;
· демократичныйстиль позволяет родителям являться организаторами жизни и деятельности всейсемьи. Ребёнок вносит свои предложения и может сам принимать решение, но долженсообщить его родителям, от которых зависит окончательное решение;
· в семье сразрешающим стилем воспитания ребенок занимает наиболее активную позицию впринятии решения;
· авторитарный —характеризуется властностью родителей, ребенок может принимать участие вобсуждении, но решение остается за лидером в семье. При этом у ребенкавырабатывается привычка беспрекословного подчинения;
· автократичный —когда ребенок не имеет права выразить свою точку зрения по проблеме, котораяего касается;
· попустительскийстиль, где ребенок решает сам, информировать родителей или нет о своем решении;
·  игнорирующийстиль, где родители не знают о решении, которое принимает ребенок, то есть неучаствуют в жизни детей.
Проявляется стильсемейного воспитания в позиции родителей по отношению к детям, которуюхарактеризуют типы родительского отношения:
– сотрудничество (баланслюбви, уважения, требовательности);
– опека (освобождениеребенка от проблем, трудностей и требований);
– невмешательство(предоставление максимума самостоятельности, независимости и свободы);
– диктат (жесткоевведение родителями своих требований и правил в жизнь ребенка).
В рассмотренныххарактеристиках переплетаются эмоциональное отношение родителей к детям(принятие — отвержение) и сочетание требовательности и контроля за поведениемребенка.
Некоторые ученые выделяютнесколько иные модели родительских отношений, опираясь на сочетаниетребовательности и ответственности в отношении взрослых к ребенку.
В зависимости от стилясемейного воспитания и типа родительского отношения взрослые члены семьивыбирают и осуществляют определенное поведение по отношению к детям. В этомслучае выделяются следующие стили родительского поведения, само названиекоторых отражает сущность позиции родителя в различных ситуациях взаимодействияс ребенком: содействующий, сочувствующий, компромиссный, объяснительный,автономный, строгий, потакающий, зависимый, ситуативный.
Безусловно, в реальнойжизни, в многообразии ситуаций взрослые осуществляют несколько вариантовродительского поведения, однако довольно часто некоторые стили бывают типичнымив поведении родителей.
Для психологическогокомфорта наиболее приемлемыми являются содействующий, сочувствующий,компромиссный и объяснительный стили, так как при взаимодействии с ребенкомтакие родители проявляют понимание возрастных и индивидуальных особенностейдетей, стараются объяснять свои требования или запреты, дают возможность детямпринимать решения, отстаивать собственные позиции.
Потакающий и зависимыйстили характеризуются зависимостью родителей от эмоций ребенка, отсутствиемчеткой собственной позиции, что приводит к потере родительского авторитета,уважения к родителям со стороны детей, а в подростковом возрасте зачастую илюбви к родителям (особенно эта проблема касается взаимоотношений мальчиков иотцов).
Автономный и строгийстили отражают в некоторой степени не только родительские педагогическиеустановки, но и особенности их личности, так как такие родители в общении сдетьми следуют избранной ими позиции: «родитель — взрослый человек, он старше,умнее». Не всегда это поведение приобретает крайние формы эмоциональнойхолодности, но в целом характеризуется отстраненностью родителей от детей,которые не получают необходимого им эмоционального тепла.
Ситуативный стильнаименее благоприятный, так как отражает зависимость поведения родителей отразличных ситуативных факторов (настроения, присутствия других людей,обстановки в семье). Это приводит к тому, что дошкольники постоянно находятся внекоем психическом напряжении, стараясь уловить состояние родителей ипредугадать последствия своего поведения. Таким образом у них вырабатываетсяприспособленческая позиция.
Многообразие этиххарактеристик проявляется в типах воспитания детей, которые впсихолого-педагогической науке имеют названия, в некоторой степени образноотражающие и особенности отношений родителей к детям, и тип семейноговоспитания, и преобладающий стиль родительского поведения.
Гиперопека — типвоспитания, который характеризуется чрезмерной опекой родителями своих детей,проявляется в желании взрослых по возможности «облегчить» жизнь детей, осуществляявместо них множество действий по самообслуживанию, игровой и продуктивнойдеятельности, учения. Это приводит к множеству деформаций развития: выученнойбеспомощности, отсутствию самостоятельности, капризности, отсутствию навыковдеятельности и другим. Образно можно описать этот тип фразой: «Настелить бысоломки ребенку на всю жизнь».
«Кумир семьи»,«Кронпринц» — крайнее проявление тенденций гиперопеки, когда ребенок является всемье главным лицом, желания которого есть закон и обязательны для исполнения.Взрослые члены семьи, стараясь угодить всеобщему любимцу, часто соревнуются вреализации его пожеланий. Часто такой тип воспитания встречается в семьях, гдеребенок поздний и единственный, кроме того, один среди нескольких взрослых(родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей). Психологические характеристикитакого ребенка: любовь к себе и любование собой, эгоизм, неумение сопереживатьи сочувствовать, нежелание следовать общественным нормам поведения.
«Культ болезни»характеризуется тем, что все внимание родителей и других родственниковсосредоточено на здоровье ребенка, вернее, на его болезнях, к сожалению, какреальных, так и мнимых. Если ребенок какое-то время не болеет, родителиначинают «видеть» в этом зарождение в организме малыша еще более сложного заболевания,которое пока не поддается диагностике, и усиливают свою активность по поискулучших врачей, лекарств, нетрадиционных средств и способов лечения, вариантоввозможного оздоровления ребенка. Причем простейшие способы оздоровления(закаливание, рациональное питание, двигательный режим, оптимальный для каждойпогоды подбор одежды), воспринимаются родителями отрицательно. В таких семьях ицарит так называемый «культ болезни», когда главное желание родителей —«беречь» ребенка всеми силами, чтобы он не болел.
Гипоопека —противоположный всем предыдущим тип воспитания, в котором проявляютсяродительские установки на максимальную самостоятельность ребенка без учетаиндивидуальных возможностей и характера ситуаций. Безусловно, такой подход даетвозможность ребенку развивать собственную самостоятельную позицию (мнения,убеждения). Однако в жизни каждому ребенку необходимы эмоциональная поддержка,совет, иногда жесткие и четкие указания. При гипоопеке дети лишены такойподдержки, так как родители следуют принципу: «Жизнь сама всему научит».
Безнадзорность — крайнеевыражение гипоопеки, когда родители вообще не уделяют внимания ребенку и он самдобывает опыт жизнедеятельности во взаимодействии со средой и социальным миром.Как правило, такой тип воспитания характерен для неблагополучных семей, вкоторых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, проявляют антисоциальноеповедение. Психологический портрет детей, вырастающих в таких условиях, восновном выражен следующими общими чертами: повышенной тревожностью,агрессивностью, часто озлобленностью, неподчинением общественным правилам инормам.
Повышенная моральнаяответственность предполагает наличие у родителей жестких моральных установок, атакже представлений о том, каким должен быть их ребенок. Причем, в представленияхвзрослых есть только «черное» и «белое», правильное, хорошее (то есть социальноодобряемое) и обратное –– неправильное, нехорошее. Соответственно, в процессевоспитания детей они реализуют эти требования без учета индивидуальных ивозрастных особенностей ребенка. Такие родители развивают у ребенка постоянноечувство вины, комплекс неполноценности. Эти состояния обусловлены тем, чтодошкольник не может ежеминутно быть образцом поведения, а именно это и вызываеткритику и неодобрение со стороны родителей.
«Ежовые рукавицы» —образное изречение, которое отражает крайнюю выраженность вышеописанной позицииродителей, требующих жесткого и беспрекословного подчинения детей своимтребованиям. Часто это сопряжено с отсутствием эмоциональной поддержки, частымприменением угроз, физического наказания. Соответственно, у детей,воспитывающихся в таких семьях, развивается либо протест против воздействиявзрослых (неподчинение, агрессия, конфликты с родителями), либо полноеподчинение, безволие.
 «Золушка» — это образноеназвание типа воспитания, который основан на том, что взрослые видят в ребенкев основном одни недостатки. Они постоянно противопоставляют ребенка другимдетям, сравнивая его достижения с успехами сверстников. При этом родителиубеждены в том, что такая их позиция идет только во благо ребенку, заставляетсмотреть на жизнь реально. Эффект у такого типа воспитания обратный: развитие удетей комплекса неполноценности, чувства зависти и агрессии к сверстникам,неприятие родителей. Ребенок действительно чувствует себя ненужной и нелюбимойродителями Золушкой.
Противоречивое воспитаниереализуется тогда, когда родительские установки неоднозначны, конформны; самиродители как личности противоречивы или подвержены влияниям ситуаций; матери иотцы, а также представители разных поколений (родители и прародители) имеютразличные взгляды и подходы к воспитанию детей. В таком случае взрослыепроявляют разные, порой противоположные, тенденции во взаимодействии с ребенкомв процессе воспитания. Это зависит от случайных факторов. Такой тип воспитанияприводит к многочисленным психологическим проблемам в развитии детей.
Смена образцов воспитаниянаблюдается в ситуациях, когда по разным причинам (появление в семье еще одногоребенка, развод родителей, ухудшение материального, жилищного или социальногоположения семьи) родители резко меняют стиль общения с ребенком, уровеньтребований к нему, соотношение самостоятельности и контроля за поведениемребенка. Эта ситуация, как правило, является травмирующей для ребенка, поэтомувызывает волну протеста, изменение поведения в худшую сторону, неприятиеродителей.
Существуют также такназываемые «синергетические» типы воспитания, которые представляют сочетаниенекоторых вышеописанных типов друг с другом и дают в конечном результатесуммирующий, усиливающий эффект. Примеры этих типов могут быть такими:Безнадзорность + Гипоопека + «Ежовые рукавицы» (жесточайший контроль за жизньюребенка при полном отсутствии поддержки и внимания к проблемам этой жизни состороны родителей) или «Кумир семьи» + Гиперопека + «Культ болезни» (все силыродителей направлены на доказательство любви и борьбу с реальными и, особенно,мнимыми заболеваниями ребенка).

Список использованныхисточников
1. Чечет В. В. Педагогика семейноговоспитания / В.В. Чечет – Мн., 1998.
2. Харчев А. Г. Нравственность исемья / А.Г. Харчев – М., 1981.
3. Смирнова Е. О. Структура идинамика родительского отношения // Вопросы психологии / Смирнова Е. О., БыковаМ. В. – 2000. – № 4.
4. Хямяляйнен Ю. Воспитаниеродителей. Концепции, направления и перспективы / Хямяляйнен Ю. – М.,1993.