Взаимодействие права и религии

Взаимодействиеправа и религии

СОДЕРЖАНИЕ
1. Взаимодействиеправа и религии
1.1 Общиепринципы взаимодействия права и религии
1.2 Теократическоегосударство
1.3 Мусульманскоерелигиозное право
1.4 Церковноеправо
1.5 Индусскоеправо
Список использованных источников

1.Взаимодействие права и религии
 
1.1 Общие принципы взаимодействия праваи религии
Изсказанного выше понятно, что правовые нормы осуществляют внешнюю регулирующуюфункцию, а религиозные – внутреннюю.
Взаимодействуя,они дополняют друг друга, направляя и совершенствуя человека. Если одной изосновных задач любых норм является установление порядка. Право непосредственновоздействует на условия и процесс производства, распределения и обменаматериальных благ, закрепляет своими нормами экономические отношения, выгодныетем, или иным слоям общества. Религия «генетически» предшествуя праву,оказывает существенное влияние на его возникновение и формирование. Правовоесознание первоначально тесно смыкается с религиозным. Понятия греховного ипреступного во многом совпадают, религиозные нормы служат источником правовыхнорм, у истоков правосудия нередко стоят священнослужители, любое посягательствона религию рассматривается как преступление. Освещая право, или отдельные егоинституты, религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но июридических норм и способствует тем самым исполнению последних [11, с.464].
Привзаимодействии религиозных и правовых норм возможны следующие варианты:
— взаимодействие религиозных и правовых норм;
— непосредственное воздействие религиозных норм на правовые;
— опосредованное воздействие религиозных норм на правовые (влияние религии наформирование правовых норм через правосознание в результате восприятияправосознанием религиозных идей и представлений)
— взаимодействие в регулировании различных сторон церковно-государственныхотношений, имущественных и иных прав конфессиональных организаций и служителейкульта, узаконение церемоний культа в различных сферах государственной жизни(коронация, инаугурация Президента США, религиозная присяга при занятиигосударственных должностей, религиозная клятва в суде и др.).
Правовыеи религиозные нормы при совпадении сферы регулируемых отношений бывают оченьблизкими, а иногда и тождественными по характеру своих предписаний. В рядеслучаев юридические нормы текстуально воспроизводят «генетически»предшествующие им религиозные нормы (о браке, разводе, семейных отношений идр.) [14, с.143].
Врезультате такого взаимодействия социально необходимое поведение людейобеспечивается одновременно санкциями как правовой, так и религиозной нормы,государственным и церковным принуждением, угрозой Божьего наказания.
Выполняярегулятивную функцию, право и религия взаимодействуют, как рецепторыобщественных отношений, как составные части социального регулятивногомеханизма. В процессе взаимодействия они влияют на поведение людей, предписываяим в категоричной форме определенное поведение, регулируют общественныеотношения в соответствии с интересами различных слоев общества.
Вслучае столкновения правовых и религиозных норм, государство может социальныминормативными актами запретить гражданам следовать религиозным предписаниям.
Историяпоказала, что попытки силового воздействия на религию со стороны государствавызывали обратную реакцию. Наиболее верующие люди еще сильней сплачивались, иесли дамоклов меч нависал и над ними, для них становилось честью умереть засвою веру. Политическое преследование укрепляло их убежденность в своейправоте, и, в конечном итоге, не способствовало укреплению правового порядка иусилению государственности [8, с.43].
Вразвитых государствах официальная церковь защищает установленные, непротиводействующие религиозным нормам, порядки, а государство создает благоприятныеусловия для деятельности религиозных организаций.
Взаимодействиеправовых и религиозных норм находит свое конкретное выражение в так называемыхгосударственно-церковных отношениях, которые регулируются правом.Взаимодействие религии и права проявляется в санкционировании правом применениярелигиозных норм, в придании последним от имени государства обязательной длявсех граждан, или для определенной социальной группы, силы [8, с.49].
Такимобразом, в рассмотренном взаимодействии религиозных и правовых норм вгосударстве прослеживается четко выраженная тенденция к сближению их друг сдругом и совместному решению общих задач, стоящих перед обществом.
1.2 Теократическое государство
Теократическоегосударство представляет собой совокупность теократических структур и институтов,интегрированных в систему государственной власти. При наличии в государстверелигиозно- правовой регламентации, определяющей основные сферыжизнедеятельности общества, и политического лидерства религиозных авторитетовего следует признать теократическим. Но данными признаками теократическоегосударство не исчерпывается. Теократичность государственной властиопределяется также характером отношений государства и церкви, политическихпартий и религиозных организаций, духовных учреждений и школ. В отдельныхгосударствах религиозно-правовое регулирование не является фактором,определяющим политическую жизнь, но иные теократические институты присутствуют.Данные государства нельзя назвать теократическими, но можно именовать какгосударства с теократическими тенденциями. Анализ их государственно-правовогоустройства также является важным [15, с.17-19].
Причинысуществования государств с теократическими тенденциями двоякого рода. С однойстороны, государства с теократическими тенденциями являются результатом эволюциитеократических государств в светские. В результате исторического развития этигосударства постепенно отходят от религиозно-политических принципов организациивласти и движутся в общем русле секуляризации общества. К ним относятсяИзраиль, Индия, Таиланд, Непал и некоторые другие. С другой стороны, всовременном мире наметилась и обратная тенденция, заключающаяся в теократизацииполитико-правовых отношений. К государствам с прогрессирующими теократическимитенденциями принадлежат Пакистан, Марокко, ряд бывших республик СоветскогоСоюза, в том числе и Россия [15, с.32].
Государствас теократическими тенденциями характеризуются сосуществованием и теснымвзаимодействием светских правовых институтов и системы религиозного права.Последняя, как правило, органично интегрирована в единую ткань правовых связейи выполняет важные социальные функции, проявляя при этом высокую устойчивость иприспособляемость развития. Религиозно- правовые предписания занимают в целомподчиненное положение к светским нормам, но в отдельных сферах социальныхотношений имеют перед ними преимущество. Значимость религии и религиозногоправа в государствах с теократическими тенденциями выражается в том, что источникоми критерием обоснованности норм светского права здесь могут выступатьрелигиозные ценности. Например, в Пакистане был создан Совет исламскойидеологии, определяющий соответствие законодательных актов исламским принципам.Особое, зачастую конкурирующее взаимодействие двух нормативных системпроявляется также и в различных вариантах компромисса между ними, при котором вгосударстве по религиозным мотивам может отсутствовать Конституция (Израиль)или в Основном законе говорится о приверженности следования нормам светскогогосударства, но на практике последовательное отделения церкви от государства ирелигии от политики не проводится (Индия) [10, с.32] .
Преждевсего, религиозно-правовые нормы регулируют отношения личного статуса.Исследователи, анализируя политико-правовое устройство стран Азии и Африки,подчеркивают, что правовой статус личности в этих государствах устанавливаетсяне только нормами государственного права, отраслевого законодательства исудебной практики, но и предписаниями религиозного и обычного права,регулирующего здесь сравнительно широкий круг общественных отношений:Принадлежность лица к религии или к этнической группе, общине является основойего персонального статуса»
Отношенияличного статуса включают вопросы семьи, брака, принадлежности к религии инаследования имущества. Например, в Индии до настоящего времени большоезначение придается закрепленной индусским правом системе каст. Принадлежность копределенной касте определяет моральный, религиозный и отчасти правовой статусиндуса. Как отмечают ученые, в представлении верующих касты в Индии «занимают несравненноболее значительное место, чем все политические институты вместе взятые». Наоснове норм индусского права в 1955 г. в Индии был разработан и принят Закон обраке индусов, предусматривавший, в отличие от светского законодательства,полигамный брак, меньший брачный возраст и запрет на развод без согласиясупруга [10, с.43-44].
Религиозно-правоваярегламентация общественных отношений сохраняет большое значение в мусульманскихгосударствах. Свыше 40 стран закрепили ислам в качестве государственной религии.Во многих исламских государствах, имеющих Основной закон, высшая юридическаясила признается, тем не менее, за Кораном. Параллельно с нормами светскогоправа здесь действуют положения шариата. Сфера их распространения различна. Какправило, она охватывает отношения личного статуса, но может и выходить за этирамки, включая гражданские, административные и уголовные отношения. Последнеехарактерно для стран Аравийского полуострова и Пакистана, где Конституционныепоправки 1980 г. закрепили в светском законодательстве Пакистана такиетрадиционно мусульманские институты, как религиозные налоги — закят и ушр,телесные наказания в виде публичной порки, отсечения кисти руки, избиениякамнями, обязательную молитву для государственных служащих и пост. За несоблюдениеэтих правил предусмотрена юридическая ответственность [16, с.116].
Наобеспечение реализации религиозно-правовых предписаний направлена деятельностьспециально создаваемых в государствах с теократическими тенденциямирелигиозно-правовых органов контроля и правоохраны. В подавляющем большинствеслучаев их деятельность полностью или частично субсидируется государством. ВИзраиле такие функции выполняются религиозными судами (раввинским,мусульманским, христианским, друзским), религиозными советами и специальнымиучреждениями, содержащимися на пожертвования верующих. Юрисдикция раввинскихсудов распространяется на споры, касающиеся личного статуса членов еврейскойобщины. К их ведению относятся вопросы принятия иудаистской веры, бракоразводныедела, контроль за соблюдением запрета на работу государственных и общественныхорганизаций, предприятий транспорта и сферы обслуживания в дни религиозныхпраздников и субботу, а также функции регистрации и финансирования религиозныхучреждений и содержание системы религиозных школ. Религиозные советы действуютпри муниципалитетах и поселковых советах. Они решают вопросы финансированиясинагог, осуществляют контроль за деятельностью похоронных обществ, следят завыполнением кашрута — религиозного ритуала убийства животных в скотобойнях и напредприятиях питания [2, с.243].
Контролироватьсоблюдение религиозных предписаний в государствах с теократическими тенденциямимогут специально создаваемые органы полиции. Так, во многих мусульманскихгосударствах действует особая религиозная полиция — мутава, которая следит засегрегацией населения в общественных местах, за ношением традиционной одежды,за перерывами в работе предприятий торговли в часы молитвы и т.д.
Теократическаямодель общественно-политического устройства суверенным обладателем властипредполагает верховное божество, делегирующее прерогативы правления на Землеособо предназначенным к тому лицам, которые удостаиваются прижизненно илипосмертно титула «бога», «сына бога», «божественного преемника». Следуя даннойтрадиции, Конституция Пакистана, в русле мусульманской концепции властизакрепила «вселенский» суверенитет за Аллахом, а за народом — «земной»,неполный и производный от первого. Он передается государству, представленномуединовластным правителем. Хотя Основной закон таких стран, как Тунис, Марокко,Египет, провозглашает народный суверенитет и разделение властей, но использованиев качестве главных жизненных принципов (в том числе и в политике) догм ислама,не знающих народовластия и парламентского представительства, превращает этистатьи в фикцию [15, с.41].
Кчислу теократических элементов государственности следует отнести особенностиорганизации и функционирования высших органов государственной власти.Характерные для теократических государств абсолютизация власти, этатизм,централизация политического управления проявляются в государствах стеократическими тенденциями в виде практически бесконтрольного распоряжения ихлидерами всей полнотой властных полномочий, без заметного противодействия состороны органов представительства и со стороны других субъектов политическойсистемы. Монархи Таиланда, Марокко, Малайзии и ряда других стран имеют правопринимать нормативно-правовые акты, противоречащие Основным законам своихгосударств. Созданные в таких государствах представительные органы власти лишьвнешне напоминают парламенты, поскольку их решения носят совещательный характер.К тому же монарх на законных основаниях вправе распустить парламент, либоналожить на его решение вето. Правительство, если оно в соответствии с нормамиправа и ответственно перед парламентом, тем не менее полностью зависит от главыгосударства, так как принимаемые парламентом решения, в том числе и о недоверииправительству должны быть одобрены монархом. В последнем случае исключениесоставляет лишь Марокко. Теократический дух власти проявляется и в наличиибессрочных должностей глав государств с теократическими тенденциями, причем нетолько монархических, но и республиканских. Подобная практика существует вИндонезии, Тунисе, Малави [15, с.48].
Концентрациязначительных полномочий в руках политических лидеров характерна и для азиатскихреспублик бывшего Советского Союза, в том числе и для некоторых республикРоссийской Федерации. Безусловно, централизация власти определяетсяобъективными потребностями внутригосударственной интеграции, необходимостьюсоздать эффективный хозяйственный комплекс и политико-правовой механизм. Однаконе последнее место в данной ситуации принадлежит культурно-конфессиональнымособенностям соответствующего региона и национальной традиции. Обожествлениевласти очень ощутимо в восточных странах ближнего зарубежья России, например, вТуркменистане и Киргизии. Официальная идеология, искусственно поддерживаяхаризму светского лидера, пытается возродить традиционные образы теократии.Возникший после крушения коммунистической доктрины мировоззренческий вакуумзаполняется во многих бывших социалистических республиках и странах религиознойидеологией. Показательна в этом отношении ситуация, сложившаяся в Чечне,руководство которой предпринимает попытку создания исламского государства.Здесь возродились традиционные мусульманские институты — шариатские суды,разрешающие дела на основе норм шариата, духовные училища и школы. Принимаемыев республике нормативно-правовые акты проходят предварительный анализ на их соответствиедогматам ислама [15, с.52-63].
Теократическиетенденции современной государственности проявляются в характере взаимоотношенийгосударства и церкви. Сегодня одна из главных ролей в политической жизни странЛатинской Америки принадлежит католической церкви. Под ее влиянием находится нетолько политическая система, но формируются национальная культура и характернародов континента. Обладая солидными денежными ресурсами, церковь имеет собственныекнигоиздательства, газеты, журналы, теле- и радиостанции. В Аргентине, Панаме,Бразилии она содержит за свой счет сеть образовательных учреждений,дополнительно организовывая проведения занятий по религии в государственныхшколах. Брак, заключаемый в церкви с выполнением некоторых обязательныхтребований, приравнивается в данных странах к гражданскому. Доходы церкви вАргентине освобождены от налогообложения. А в Бразилии священнослужители, заисключением членов религиозных орденов, могут находиться на государственнойслужбе.
Всовременном Таиланде буддийская церковь (сангха) — считается залогомстабильного и гармоничного существования общества. Она принимает участие вреализации ряда государственных программ, направленных главным образом наразвитие школьного и внешкольного образования и укрепление национальногосамосознания тайского общества путем распространения буддийской доктрины.Иерархические подразделения буддийского духовенства существуют даже в армии ина флоте. Административная структура сангхи напоминает организациюгосударственного аппарата. Церковные органы действуют параллельно сгосударственными на всех уровнях власти. Главный орган сангхи — Высший совет,возглавляемый верховным патриархом имеет 4 церковных департамента:административный, образования, пропаганды и общественных работ. Ему подчиняютсянизовые структуры сангхи, а также система религиозных судов: верховный,апелляционный, суды первой инстанции, районные суды. Ежегодный бюджет сангхиопределяется министром образования, а тайские монахи получают от государствазаработную плату [2, с.95].
Прочноукоренившиеся в народном сознании религиозные институты служат цементирующимиосновами национального единения и консолидации. Важное положениевосточно-православной церкви в общественной сфере отразили конституции Болгариии Греции, католической — конституции Ирландии, Панамы и Боливии.Государственным покровительством и поддержкой пользуются Евангелическиелютеранские Церкви в Исландии и Дании, англиканская — в Англии. В Индии,утверждают исследователи, «покровительство религии в форме регулированияотношений между общинами и даже исправление недостатков в функционированиирелигиозных учреждений нередко рассматриваются как долг индийского государства,как необходимая сфера его деятельности». Конституция Панамы гласит, что католическаярелигия — «религия большинства панамцев», отправление культов, исповеданиедругой веры допускаются в пределах уважения к христианской морали иобщественного порядка. Основной закон Боливии предусматривает государственнуюподдержку римско-католической апостольской религии при гарантированнойвозможности проповедования другой веры, а президент наделен правом осуществлятьгосударственную опеку над духовными организациями, в том числе, назначать надолжности церковных иерархов, выдвигать кандидатуры архиепископов и епископов[3, с.223].
Значимостьрелигии в государствах с теократическими тенденциями выражается в существованииспециальных государственных органов, призванных координировать взаимоотношениявласти и церкви. К ним относятся различные религиозные министерства иведомства. В Израиле — это Министерство по делам религий, в Таиландерелигиозными вопросами занимается несколько государственных учреждений:департамент по делам религии, канцелярия при Министерстве образования,департаменты местной администрации, департамент общественного благосостоянияпри Министерстве внутренних дел, департамент медицинской службы приМинистерстве здравоохранения, Министерство юстиции.
Теократизацияобщественных отношений проявляется не только в деятельности государственногоаппарата и сближении государства и церкви. Она обусловливает верховенстворелигиозных ценностей практически во всех институтах политической системы. Дляболее последовательного религиозно-правового регламентирования социальной жизнив государствах с теократическими тенденциями создаются специальные органыконтроля за нормотворческой деятельностью, определяющие соответствиепринимаемых актов канонам веры. В Пакистане, например, данную функцию выполняютСовет исламской идеологии и Федеральный суд шариата. Религиозная догматикаопределяет функционирование органов представительства, партий, общественныхдвижений и молодежных организаций. Для государств с теократическими тенденциямихарактерно наличие общественно-политических объединений, преследующихрелигиозные цели. В Израиле это партия ШАС (Движение хранителей Торы), вТаиланде — Молодежная буддийская ассоциация Таиланда, находящаяся поднепосредственным патронажем короля и являющаяся самой многочисленнойорганизацией молодежи. Во многих мусульманских странах созданиенерелигиозно-ориентированных общественных объединений вообще запрещено.Например, в Алжире и Египте условием легализации партии считается утверждениепоследней исламских ценностей. Влияние религиозных организаций на внутриполитическуюжизнь в государствах с теократическими тенденциями значительно. Они участвуют ввыборах, имеют своих представителей в парламенте и правительстве. Их общественнаядеятельность по распространению религиозных взглядов может поощряться исубсидироваться государством [14, с. 144].
Реализуяв политической сфере предписания религии, государства с теократическимитенденциями часто таким образом нарушают права человека. Запрет на изменениевероисповедания (Ливан, Непал), непредоставление женщинам права на участие вуправлении делами государства (Кувейт, ОАЭ, Бахрейн) противоречатобщепризнанным принципам и нормам международного права. Существующие вгосударствах теократические тенденции могут негативно сказываться нафункционировании политической системы общества. Как элементы национальнойкультуры и традиции теократические институты должны существовать, нообязательно с учетом общепризнанных международных стандартов в области правчеловека, не нарушая естественные права на жизнь, честь, достоинство, неприкосновенностьличности, свободу вероисповеданий. Реализующиеся на практике неправовые способысудебного разбирательства, телесные наказания, ограничения прав и свобод порелигиозному признаку не способствуют полноценному межнациональному общениюгосударств. Эти изъяны правовой системы современных государств следуетустранять. В то же время при создании норм международного законодательстватакже необходимо принимать в расчет национально- культурную и социально-историческую специфику государств. Процесс гармонизации внутреннего праватеократических государств и государств с теократическими тенденциями смеждународным должен иметь двустороннюю направленность [15, с.65].
Теперьимеет смысл рассмотреть религиозное законодательство как еще один примерсинтеза религиозных и правовых норм.
1.3 Мусульманское религиозное право
Мусульманскоерелигиозное право является собой продукт продолжительной эволюциирелигиозно-правовых норм.
Основнымиисточниками мусульманского права признаются Коран и сунна, которые закрепляютосновы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целомсодержание мусульманского права в юридическом смысле.
Егонаправленность на реализацию идеалов ислама как религиозной системы, включениев его состав ряда норм религиозного культа объясняют, почему мусульманскоеправо нередко справедливо называют квинтэссенцией, главным звеном ислама,наиболее ясным выражением мусульманской идеологии [16, с.12].
Дляпонимания не только общей идеологической основы, но и ряда юридическихособенностей мусульманского права большое значение имеет концепция «интереса»,исходящая из нацеленности права на защиту пяти основных ценностей, средикоторых первое место отводится религии.
Другойобщей чертой всех сложившихся в исламе социо-нормативных регуляторов, тесносвязанной с первой, является то, что нормативное содержание его юридическихпредписаний и характерные особенности их формулирования в средневековоммусульманском праве в большинстве случаев ничем не отличались, например, отнорм религиозного культа (ибадат). Не случайно последние традиционнорассматривались и продолжают рассматриваться в качестве неотъемлемой частимусульманского права в широком смысле. В этом отношении юридические ирелигиозные нормы ислама имели одни источники, сходную структуру и взначительной мере, как будет показано ниже, совпадающий механизм действия.
Опорана религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются науровне всех отраслей мусульманского права. Так, нормы «личного статуса» — отрасли,занимающей центральное место в системе мусульманского права, действуют главнымобразом среди мусульман, хотя в современных условиях во многих мусульманскихстранах религиозный принцип применения не распространяется на нормы,регулирующие вопросы наследования, завещания и ограничения правоспособности.Данные нормы запрещают мусульманке выходить замуж за немусульманина. Присутствующиепри заключении брачного договора свидетели должны быть мусульманами. Институтвакуфного имущества исходит из признания.верховного права собственности натакое имущество за Аллахом и использования его на религиозно-благотворительныецели [16, с.14] .
Мусульманскоегражданское право (муамалат), регулируя режим собственности, признает, чтоверховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. Широко используется (вчастности, ори проведении национализации и аграрной реформы) предание Пророка отом, что некоторые объекты (например, вода и земля) не могут (быть предметомчастной собственности).
Мусульманскоегосударственное право требует, чтобы правитель обязательно был мусульманином.Значительная часть полномочий главы государства носит религиозный характер,связана с первоочередной защитой интересов ислама и контролем за исполнениемправоверными своих религиозных обязанностей. Согласно мусульманскойполитико-правовой теории, законодательная власть в мусульманском государствепринадлежит муджтахидам — лицам, являющимся наиболее авторитетными знатокамирелигиозных и правовых вопросов. Целью мусульманского государства, имеющего посути теократический характер, провозглашаются реализация всех предписанийислама, утверждение «мусульманского образа жизни». Не случайно, например,шиитская политическая теория считала вопросы организации государства предметомне правовой науки, а религиозной догматики, рассматривала мусульманскоегосударство (имамат) в качестве основы самой веры.
Вмусульманском судебно-процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии скоторыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиесяв своей личной жизни религиозных и моральных (предписаний ислама. Сходныетребования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Особое значениеданная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик можетдоказать свою невиновность. При этом действенность подобного способа защиты иего признание судом связываются с особенностями религиозной совестимусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потустороннейбожественной кары. В отдельных случаях только принесение религиозной клятвыявляется тем юридическим фактом, с которым мусульманское право связывает далекоидущие правовые последствия (например, при обвинении мужем своей жены внарушении супружеской верности) [16, с.16-19].
Основнойидеей регулирования международных отношений в исламе является деление всехстран и народов по религиозному признаку на две группы: «мир ислама» и «мирвойны». Внешняя политика мусульманского государства, согласно такому подходу,строится в зависимости от того, осуществляется ли она по отношению кмусульманскому или немусульманскому государству. Заметное место в мусульманскоммеждународном праве принадлежит институту джихада — войны с отступниками отислама или «неверными», совершающими агрессию против мусульман, вне зависимостиот того, являются ли они гражданами данного или любого иного государства. Неслучайно и в наши дни отдельные мусульманские государства в правовомзакреплении основ внешней политики ориентируются на «мусульманскуюсолидарность» и даже претендуют на защиту интересов мусульман, проживающих вдругих странах [11, с.464].
Положениео тесном взаимодействии в исламе правовых, моральных и религиозных правилповедения прослеживается также в анализе характера норм мусульманского права всобственном смысле, основания их обязательности и последствий их неисполнения.Так, для современных мусульманских исследователей характерна позиция, согласнокоторой в основе обязательности юридических предписаний шариата лежат вера вАллаха и требования «мусульманской нравственности». При этом многиеисследователи придерживаются мнения, что поведение мусульманина получаетрелигиозную оценку, а главным средством обеспечения норм мусульманского праваявляется религиозная санкция за их нарушение.
Соотношениев исламе правовых и неправовых нормативных предписаний сложнее и тоньше, чемможет показаться на первый взгляд. Тезис о слитости юридических норм срелигиозными и нравственными, подчиненности правовых регуляторов в исламе егодогматическим постулатам, ритуальным и нравственным правилам представляетсяправильным, но с весьма существенными оговорками. Он может быть принят лишь приусловии рассмотрения мусульманского права с одной точки зрения — в максимальношироком, а не специально юридическом смысле, т. е. как «божественного закона» —шариата, который в таком понимании практически поглощает собой ислам в целом.Естественно, при этом юридические нормы действительно оказываются в тенисобственно религиозно-ритуальных или нравственных предписаний, растворяются вних. Понятно, что такой подход не позволяет выявить особенности именноюридических норм как относительно самостоятельной части всего мусульманскогосоциально-нормативного комплекса. Более того, если принять за аксиому положениео неразрывном единстве религиозных предписаний (догматических и ритуальных),нравственных и собственно правовых норм в исламе, то вопрос о самомсуществовании мусульманского права в юридическом смысле вообще снимается. Всамом деле, если исходить из того, что так называемые правовые нормы в исламеничем принципиально не отличаются от ритуальных и моральных, то возникаютсомнения в обоснованности оценки мусульманского права как юридического явления.
Араз так, то закономерно встает вопрос, допустимо ли вообще говорить о наличии висламе, пусть даже в нерасчлененном виде, различных типов норм, в том числе июридических. Иными словами, выводу о том, что мусульманскийсоциально-нормативный механизм включает религиозные, нравственные и правовыеправила поведения, должен предшествовать анализ тех факторов, которыеобусловили юридический характер отдельных предписаний ислама, придали имкачество права [16, с.24-28].
Подходк мусульманскому праву только как к религиозному явлению не учитывает тогообстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама срелигиозными и нравственными, их переплетение, а иногда и слияние, междуданными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Причемобособление правовых правил поведения в целом от иных мусульманских социальныхрегуляторов, для которого характерны те же основные особенности, что и длялюбой социально-нормативной системы, имело в исламе и свои весьма существенныеособенности. Вера и государство, религия и право — две достаточно отличные другот друга нормативные системы, границы между которыми сложились в исламе несразу. Показательно, что процесс обособления правовых норм в исламе получилотражение в истории становления правоведения и теологии как относительно самостоятельныхнаправлений мусульманской идеологии [14, с.28].
Исследователиобоснованно отмечают, что на раннем этапе развития ислама богословие иправоведение были слиты воедино в рамках фикха и отчетливо в нем неразличались. Этот вывод подтверждается тем, что в то время для шариата былохарактерно преобладание общей религиозной оценки тех или иных отношений,поступков и фактов, которые не сразу получили специфически юридическоезакрепление. Поэтому правовая система ислама в целом имеет более позднее,нежели Коран, происхождение
Переплетениеэтих двух направлений мусульманской мысли проявилось, например, в том, что фикхтрадиционно рассматривался в числе религиозных наук
Закономерно,что практически все узловые вопросы мусульманской теории и практики получиликомплексную разработку — как с позиций теологии, которая являлась теоретическойдисциплиной, так и правоведения (фикха), рассматриваемого в качестве«практической» науки. Иначе говоря, на правоведение возлагалась задачаразработки практических путей достижения общих целей ислама, теоретическисформулированных богословием. На это обстоятельство обращает внимание,например, Л. В. С. Фан ден Берг, обоснованно подчеркивая, что мусульманскиеюристы должны были до некоторой степени быть богословами, а богословы —юристами [16, с.36].
Важнопри этом иметь в виду, что теория мусульманского права проводит различия междуего нормами в зависимости от степени их обусловленности интересами ислама вцелом. В частности, все защищаемые мусульманским правом права и интересыпринято делить на две основные группы — «права Аллаха» и «права индивидов». Имсоответствуют и две разновидности норм мусульманского права. Наряду с нимииногда выделяют и третью — нормы, которые охраняют права, принадлежащиеодновременно Аллаху и частным лицам. Иначе говоря, различные нормымусульманского права имеют неодинаковое отношение к его религиозным основам.При этом, правда, мусульманско-правовая доктрина порой намеренно расширяетрелигиозную основу юридических норм, излишне искусственно подчеркивает ихнаправленность на достижение целей ислама, создавая тем самым иллюзию, будтоглавной целью мусульманского права является реализация «воли Аллаха». Так,наиболее опасные преступления она рассматривает как посягательство на «праваАллаха», под которыми имеется в виду не что иное, как интересы мусульманскойобщины, общие интересы всех мусульман. «Правами Аллаха» они названы толькопотому, что наказания за данные преступления однозначно установлены Кораном исунной.
Средиправонарушений, наказываемых по усмотрению суда, угрожающими «правам Аллаха»считаются не только неисполнение культовых обязанностей (в религиозном смыслетакие нарушения действительно посягают на волю Аллаха), но и такие, например,как шпионаж и казнокрадство, которые на самом деле представляют повышеннуюопасность для общества и лишь в силу этого отнесены к числу нарушений «правАллаха».
Иначеговоря, «права Аллаха» в данном случае лишь маскируют истинное значение данныхправонарушений для мусульманской общины, которая и наказывает их правовымисредствами [16, с.40].
Обращаетна себя внимание тот факт, что многие мусульманские правоведы видят вполнеотчетливые различия между нормами мусульманского права как юридическогоявления, с одной стороны, и чисто религиозными требованиями ислама иосвященными им нравственными нормативами — с другой. Правда, они проводят граньмежду различными системами норм не по линии их связей с государством или наоснове выполняемых ими функций в механизме социального регулирования (например,нацеленности на удовлетворение определенных классовых интересов). Вместе с темони оперируют достаточно надежным и юридически значимым критерием — характеромсанкций, которыми обеспечивается реализация той или иной разновидности норм. Вчастности, подчеркивается, что даже в Коране имеются две трупы норм, одна изкоторых снабжена «земными» санкциями, а вторая — «потусторонними» Так,закрепленные им правила, касающиеся брака и развода, наследования,доказательств, обязательны для судов, которые в случае их нарушения применяют«земное» наказание. Эти нормы мусульманские юристы относят к собственноправовым. Что же касается иных (правил поведения, за несоблюдение которых Коранпредусматривает не судебную (правовую) ответственность, а «потустороннюю» кару,то они носят характер религиозных или чисто моральных нормативов. При этомсправедливо подчеркивается, что «такое четкое разграничение правовых иморальных норм в Коране не всегда возможно».
Определениепонятия мусульманского права в его соотношении с неправовыми нормами исламапредполагает анализ нескольких взаимосвязанных вопросов. Прежде всего,необходимо исходить из того, что все сформулированные Кораном и сунной правилаповедения как таковые выступают религиозными, а не правовыми нормами. Онисоставляют неотъемлемую часть ислама «как религии, участвуют в реализациифункций мусульманской религиозной системы в качестве ее нормативной основы иобеспечены религиозными санкциями. Причем все религиозные нормы в комплексеподкреплены религиозной санкцией общего характера, выступающей ответственностьюправоверного за грех — отступление от религиозно-нормативных предписаний [16,с.44].
Всерелигиозные нормы ислама, (которые составляют элемент религиозной, а неправовой системы, можно, на наш взгляд, разделить на две основные группы.Первую составляют культовые правила поведения (ибадат), регулирующие порядокомовения, совершения молитвы и паломничества, соблюдение поста, уплату заката ит. п.
Втораяпредставлена закрепленными Кораном и сунной нормами поведения людей в ихвзаимоотношениях во внецерковной сфере (муамалат и ахлак), многие из которых,помимо общей санкции, обеспечиваются и конкретной мерой ответственности за ихнарушение.
Следуетподчеркнуть, что все эти нормативы сами по себе являются чисто религиозными исоставляют элемент, нормативную основу ислама как религиозной системы. [16,с.51].
1.4 Церковное право
Церковноеправо представляет собой сложившийся в течение двух тысячелетий корпускодифицированного права (общеобязательных законов, защищенных санкциями),которым регулируется внутренняя дисциплинарная жизнь Церкви и отношения Церквис государством. Классическое римское определение права как вообще «творчества вобласти доброго и равного» с определенными поправками может относиться и кцерковному праву.
Вримской юридической теории существовало деление права на публичное (juspublicum) и частное (jus privatum). В «Дигестах» императора Юстиниана, одном издревнейших источников римского права, сказано: «Изучение права распадается надве части: публичное и частное. Публичное право, которое занимается вопросамиримского государства, и частное, которое относится к пользе отдельных лиц».
Церковьв Византии, так и на Руси находилась в теснейшем союзе с государством, светскиеи церковные вопросы тесно переплелись и разграничить их не представляетсявозможным, постольку традиционно церковное право и относят к публичному [13,с.18]
Вистории взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви заключаласьименно в «проблеме начальствующих». Начиная с IV века, каноны начинаютприравнивать к гражданским законам. Так, под нажимом церковников (участников IVВселенского Собора) императоры Валентиниан и Маркиан издают 12 ноября 451 г.конституцию, согласно которой все законы (pragmaticae sanctiones), изданные внарушение церковных канонов, признаются недействительными; в конституции отоктября 530 г. содержится фраза о том, что «божественные каноны имеют силу неменьшую, чем законы
Частоможно встретить идущее из западной традиции разделение церковного права наканоническое право и собственно церковное право. На Востоке же церковь входилав область светского, мирского права [6, с.21].
Каноническоеправо зиждется на богословском фундаменте: на экзегетической традицииСвященного Писания, на учении о Церкви (экклисиологии), на богослужебнойтрадиции. Наконец, право вырастает из самой церковной практики, того, чтоименуется «церковная жизнь», с ее аскетическо-нравственными и пастырскими проблемамии решениями.
Ключевымв церковном праве является слово «канон». Буквально «канон» означает инструментдля проведения прямых линий. Но это слово получило также значение «образца,правила». В Новом Завете оно употребляется в смысле «правила» христианскойжизни. В церковном языке этим словом обозначается и перечень Священных Книг, исписок клириков, и особый литургический жанр. В области юридической каноныпонимаются в смысле дисциплинарных постановлений — правил апостольских,соборных и святоотеческих [2, с.109].
Каноныв принципе отличаются от опосов — догматических определений Соборов.Догматическое учение Церкви общеобязательно для принятия всеми ее членами, но ононе имеет дисциплинарной формы: догмат гласит, например, что «почитая иконы, мывоздаем им должное поклонение, возводя его к первообразу», но в догмате ничегоне говорится о том, что делать с теми, кто иконы не чтит или чтит не так, какполагается догматом.
Отдельныйслучай догматического определения, более близкий канонам, — отрицательныйдогмат, или «анафематизм». Анафема значит отлучение от Церкви, но в какойформе, на какой срок и каково должно быть покаяние за ересь — решает канон.
Позначению власть канонов выше власти епископа, но ниже власти Собора. Вселенскиеи поместные Соборы могут изменять и дополнять канонические своды, но во властиепископа только применять каноны и руководствоваться ими. В применении каноноввозможны две практики: строгая, или акривия, и «по усмотрению»,снисходительная, или «икономия». В основном икономия распространяется на меры истепени епитимий (церковных наказаний), практику чиноприема в Церковь из ересиили раскола (так католиков иногда принимают через крещение, а иногда — черезмиропомазание или даже покаяние) и указания «канонического возраста» длярукоположения или пострига [6, с.25].
Поспособу своего действия каноны условно делятся на абсолютные (имеющиенепререкаемый вневременной статус, например, о запрете поставлять в клирвторобрачных или лиц женского пола) и относительные (те, предмет и действиекоторых тесно связаны с конкретной исторической ситуацией). К последнейкатегории относятся, например, меры для определения т. н. «каноническоговозраста» для пострижения в иночество или рукоположения в клир.
Посодержанию каноны относятся к организации жизни Церкви (регулярности соборов,власти епископов и т. д.); к сохранению Церкви от ересей и расколов (вопросычиноприема, совместных молитв и т. д.); к вопросам регулирования состава клира(правила рукоположения в духовные степени, правила запрещения и извержения изсана), к правилам регулирования жизни христиан вообще (молитва, крещение, брак,смерть и т. д.) и к церковным наказаниям (пенитенциалу) [13, с.32].
Вправославной практике принято строго руководствоваться канонами и Уставом(типиком). В идеале канонические и уставные нормы регламентируют всю жизньправославного христианина, как инока, так священника или мирянина. Следует,впрочем, отличать устав в собственном смысле (богослужебные указания длямонастыря или кафедрального собора) от более широкого современного пониманияэтого термина, более приближенного к собственно юридической области ипрактически тождественного «Кормчей». В состав канонического свода входятПравила Святых Апостолов, каноны 6-ти Вселенских и 10-ти Поместных Соборов иправила 13-ти Святых Отцов.
ВселенскиеСоборы — орган вселенского епископата, носителя высшей церковной власти поучению Церкви непогрешимы. Их непогрешимость вытекает из догмата онепогрешимости Церкви. Что касается правил Святых Отцов, то их авторитетпокоится не на одной только законодательной власти Отцов как епископов, ибо этавласть распространяется лишь на пределы одной епархии, а на признании этихправил Вселенскими Соборами. Авторитет многих правил покоится именно нарецепции — общецерковном признании. право религиятеократический государство
«Номоканоны»,или по-славянски «законоправильники», представляют собой смешанные сборники какканонического, так и гражданско-церковного содержания [2, с.109].
Церковныезаконы гражданского происхождения также входят в церковное право. Сюдаотносятся законы императора Юстиниана, относящиеся к церковным делам, отдельныечасти из византийских юридических коллекций «Прохирон» и «Василики».
Изучениевзаимодействия уголовного и церковного права России позволяет выделить два этапа.
Первыйэтап – XVII — конец XIX вв. – характеризовался серьезным влиянием церковныхканонов на развитие уголовного права. Именно церковным правом было определенозначительное количество преступных деяний. Православная церковь с самого началасвоего появления получила в свое ведение чрезвычайно много уголовных делразного рода:
1)преступления против веры и церкви,
2)преступления против семейного союза,
3)преступления против целомудрия,
4)некоторые случае убийства, если убитым являлось лицо бесправное, стоявшее подпокровительством церкви,
5)личные обиды, совершенные в кругу семейного союза или против женщин, или обиды,нанесенные способом особо позорным» Причем неважно, кем были совершеныпреступления – духовными лицами или мирянами [6, с.27].
Присоставлении Свода законов Российской империи все религиозные преступления былиотнесены ко второму разделу первой книги XV тома «О преступлениях против веры».Этот раздел состоял из следующих глав: 1) о богохулении и порицании веры, 2) оботступлении и отвлечении от веры, 3) о наказаниях за ереси и расколы, 4) оподложном проявлении чудес, лжепредсказаниях, колдовстве и чародействе, 5) онарушении благочиния в церквах, притом учиненное а) мирянами и б) духовными лицами,6) о святотатстве (похищении церковных вещей и денег, разрытии могил иограблении мертвых тел).
ВУложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. система Свода законовотносительно религиозных преступлений была сохранена. В результате в Уложении1845 г. раздел второй «О преступлениях против веры и о нарушении ограждающихверу оную постановлений» (первый раздел был посвящен общему понятиюпреступлений, проступков и наказаний, третий раздел – государственнымпреступлениям) был разбит на пять глав: о богохулении и порицании веры, оботступлении от веры и постановлений Церкви (об отвлечении и отступлении отверы, об ересях и расколах, об уклонении от исполнения постановлений Церкви, освятотатстве, разрытии могил и ограблении мертвых тел, о лжеприсяге [6, с.32].
Серьезноевлияние церковное право оказало и на систему наказаний.
Во-первых,церковное право способствовало постепенной трансформации цели наказания отустрашения к перевоспитанию преступника.
Выделялосьтри цели церковных наказаний:
1)исправление преступника,
2)благо целей церкви – «продолжать совершенное Христом дело искупления, черезусвоение его заслуг каждым верующим, вести человека к возможному на земленравственному совершенству и воспитывать его для вечности»
3)поддержание и охрана чести церкви по отношению к не принадлежащим к ней [6,с.34].
ОднакоДуховный регламент по данному вопросу больше остался теоретическим документом.В основном, отлучение от церкви практиковалось на древних началах: отлучениеосуществляли архиереи или простые священники за обиды, нанесенные Церкви илипричту.
ВXIX веке отлучение от церкви практически не применялось как вид наказаний.
Церковноепокаяние, наоборот, очень широко использовалось. В Уложении о наказанияхуголовных и исправительных 1845 г. и дальнейших его редакциях 1857, 1866 и 1885гг. церковное покаяние являлось дополнительным наказанием к такому уголовномунаказанию как лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь, атакже ко всем исправительным наказаниям за исключением временного заключения вкрепости [13, с.50].
Приэтом статья 208 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.содержала ограничение относительно видов и сроков церковного покаяния: «Лицаправославного исповедания, уклоняющиеся от исповеди и причащения святыхТаинств, по нерадению или небрежению, подвергаются церковным наказаниям поусмотрению и распоряжению духовного начальства с наблюдением, чтобы при этом небыли надолго отлучаемы должностные от службы, а поселяне от домов и работсвоих».
Однакочасто духовные суды отправляли для покаяния в монастырь. В 1851 г. в монастыряхсодержалось более 700 таких осужденных.
Второйэтап взаимодействия церковного и уголовного права начался в 1885 г., когда началасьразработка нового Уголовного уложения. При составлении Уголовного уложения 1903г. система религиозных преступлений была значительно изменена. К группепреступных деяний, направленных на постановления, ограждающих религию иЦерковь, были отнесены:
1)надругательство и осмеяние Церкви, религиозных верований, возложение хулы наБога;
2)нарушение требований о погребении христиан с соблюдением церковного обряда;
3)нарушение уважения к усопшим;
4)нарушение свободы отправления веры, выражающееся в принуждении к выполнениюкакого-либо религиозного действия или в воспрепятствованию такового;
5)совращение;
6)проповедь некоторых лжеучений;
7)принадлежность к вероучениям, признаваемым нетерпимыми в государстве;
8)нарушение некоторых особых постановлений нашего закона в огражденииправославной веры от отвлечения православных в другие вероисповедания» [13,с.54].
Такимобразом, история уголовного и церковного права на протяжении многих веков быланеразрывна. Взаимовлияние церковного и уголовного права было сложным: с однойстороны, церковное право долгое время тормозило развитие уголовного права, сдругой стороны, развитие институтов уголовного права расшатывало «наказующую»власть церкви, являющуюся необходимым атрибутом Церкви как государственногоучреждения. Однако было и положительное влияние: если церковные преступления инаказания после 1917 г. в связи с отделением церкви от государства исчезли, тотакие принципы, как наличие вины как признак преступления, допущение раскаянияпреступника, утверждение различных целей наказания, а не только устрашения,послужили исходной позицией для дальнейшего развития уголовного права [13, 55].
1.5. Индусское право
Индусскоеправо составляет систему религиозно-традиционной семьи и является древнейшим вмире. Это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме,Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки,преимущественно в Танзании, Уганде, Кении, исповедующей индуизм. Как и ислам,индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенныхрелигиозных догм и к определенному миропониманию. В настоящее время индусскоеправо распространяется — 300 — 350 миллионов индусов. Подавляющее большинствоиз них проживает в республике Индия.
Индияявляется одной из крупнейших стран мира. Ее население, многонационально,поэтому существуют различия во внешнем облике, языке, обычаях [10, с.29].
Религиязанимает в жизни индийцев одно из важнейших мест, поэтому законодательствоиндии идет в соответствии с канонами религиозного права. Государственнойрелигией считается индуизм, его исповедуют 83 % населения, около 12 % отдаютпредпочтение исламу, остальные исповедуют другие религии. Индия долгое времябыла колонией Англии и только в 1947 г. английский парламент утвердил Закон онезависимости Индии.
Послеэтого вместо Британской Индии образовалось два доминиона — Индийский союз иПакистан. Этот раздел произошел из-за религиозных убеждений. Религиозныеразногласия привели к кровавой войне, особенно тяжелые последствия были вПенджабе. Индуизм является национальной религией индийцев, так как она здесьзародилась и распространилась в пределах индии. Главная идея индуизма — учениео перевоплощении души, которое происходит в соответствии с кармой, то есть живойоблик в будущей жизни является воздаянием за хорошее или плохое поведение, запоступки в этой жизни [14, с.489].
Населениестраны делится на касты. Каждой касте соответствует определенный круг профессийи образ жизни. Принадлежность индуса к той или иной касте определяется еще сего рождения по касте его родителей. Образ жизни каждого индуса долженсоответствовать дхарме — нравственному кодексу. Хотя и считается, что, несмотряна национальность, касту, все индийцы равны, но на самом деле эти различиявесьма ощутимы. Например, человек, принадлежащий к одной из высших каст,никогда не возьмется за работу мусорщика, даже если будет умирать с голоду.Велика роль кастовых традиций и в брачно-семейных отношениях. В основном несами молодые выбирают себе пару, а это делают за них родители.
Такжедо сих пор сохранились семьи, состоящие из разных поколений и имеющих общуюсобственность. Нормальные семьи стали более или менее обычными только вгородах. Большинство населения придерживается традиции, запрещающей разводы ивторичные браки вдов, хотя это давно уже отменено законами Индии. С самогоначала индийской государственности общественный строй Индии состоял из групп.
 Весьмалюбопытно, что на протяжении длинного отрезка времени индийской истории великиелюди не раз предостерегали против жречества и строгой кастовой системы, противних возникали мощные движения; тем не менее, медленно и почти неощутимо, словноэто было предначертанием судьбы, касты росли, распространялись и зажали в своихгубительных тисках все области индийской жизни. Мятежники, восставшие противкаст, имели много сторонников, однако с течением времени «группа ихпоследователей сама становиться кастой [10, с.36].
Бракимежду представителями разных каст также запрещаются. В обычной индусской семье,где живут несколько поколений родственников, собственность общая, и все получаютнаследство на равных правах. Главой семьи считается старший родственник илиотец.
Иногдапроисходит раздел имущества среди членов семьи, если это необходимо, но общаясобственность гарантирует прожиточный уровень всем, как работающим, так инеработающим. Выходя замуж, женщина меняет семью, и хотя она все-таки зависитот мужчин, будь то муж, отец или сын, но имеет право на свою собственность.Молодые люди, которые исповедуют различные религии, чаще всего не заключаютбрак, но если такое случается, то индуска принимает ислам. Положение женщины вправовом отношении регулируется обычным правом и законами Ману, которые и внастоящее время играют не последнюю роль жизни индийцев, так как здесьговориться не только о праве, но и о политике, религии, морали. Обычаи такжезанимают в Индии определенное место, это связано с тем, что практически 2/3 населенияявляется неграмотным. Составной частью правовой системы Индии являются такжемусульманские религиозные учения, потому что многие индийцы, особеннопредставители низших каст, приняли ислам, проникший на территорию Индии еще всредние века. Индия долгое время была колонией Англии, следствием этого сталовлияние англо-саксонского права, которое основывается на судебном прецеденте.Но англо-саксонское право действует только в городах, а в селах же продолжаетрегулировать общественные отношения правовой обычай [11, с.472].
Важнейшимисточником индусского права являлись Законы Ману, которые в период феодализма вмногочисленных письменных комментариях изменялись и переосмысливались. При этомследует отметить, что часто Законы Ману и дхармашастры комментировались попоручению правителей.
Впериод средневековья в качестве источников права выступали и судебныепрецеденты.
Приэтом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте,к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай.Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иноймере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, всоответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны.Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание кастыголосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом наобщественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения.Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случаеесли нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают егопо совести, по справедливости [14, с.483].
Правительствуразрешается законодательствовать. Судебные прецеденты и законодательство несчитаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применятьего ригористически (по всей строгости). Ему предоставлено широкое усмотрение,чтобы всеми возможными способами примирить справедливость и власть. Еще меньше,чем законодательство, на роль источника права может претендовать здесь судебнаяпрактика. Итак, в период, предшествовавший британской колонизации, классическоеиндусское право не основывалось ни на формальных нормативах, ни на судебныхрешениях. В период колониальной зависимости индусское право претерпелосущественные изменения. В области права собственности и обязательственногоправа традиционные нормы были заменены нормами «общего права».
Индусскоеправо в наши дни приобрело в Индии новые черты. Оно остается правом,применяемым только к индусской части населения Индии. Однако отпало многообычаев, нарушавших его единообразие. Это первое значительное изменение посравнению с прошлым.
Значительныи изменения по существу, причем такие, которые не являются безупречными сортодоксальной точки зрения. Дхарма должна приспособиться к социальным группам,находящимся на разных стадиях цивилизации. Она никогда не претендовала на то,чтобы быть чем-то большим, чем сводом идеалов, призванных направлять поведениелюдей. По своей природе она допускает различные временные уступки, если тоготребуют обычаи или законодательство [10, с.36].
Всеэто отличается от ситуации с мусульманским правом. Нынешние руководители Индиимогут существенно отходить от дхармы как права-модели. Они не упускаютвозможности подтверждать свою приверженность принципам индусской цивилизации.Стремление быть верным традиции прослеживается сквозь все трансформации, ипоэтому индусское право остается одной из фундаментальных существующих сегодняконцепций социального строя [14, с.466].
Статья44 Конституции Индии предусматривает издание единого Гражданского кодекса длявсех граждан Индии. Однако, как известно, до сих пор применяется другой метод:все усилия направлены на модернизацию и унификацию индусского права. Тем неменее, вполне возможно, что положения Конституции в Индии будут частично осуществленыпутем реформ, которые по частным вопросам отменят или изменят право личногостатуса, чтобы заменить его правом, одинаковым для всех.
Какимбы ни было будущее развитие, в настоящее время индусское право остается дляогромного большинства индусов единственным важным корпусом права. Онорегламентирует их личный статус, который понимается весьма широко. Личныйстатус включает не только неимущественные отношения, но распространяется и наважные имущественные права, каковыми считают право наследования или статусобщности семейного имущества. Индусское право проникает через этот канал и впредпринимательское право. Например, если какое-либо предприятие эксплуатируется«ленами одной семьи без участия посторонних лиц — а это бывает очень часто,–нормы торгового права, содержащиеся в законе о товариществе, не применяются.Отношения между участниками будут регулироваться в этом случае индусскимправом, так как эти отношения вытекают из личного статуса и считается, что онине имеют отношения к договору. Нет нужды подчеркивать важность институтаобщности семейного имущества в вопросах кредита в стране, где только семьяможет в принципе быть собственником. Впрочем, совместная семейная собственностьстановится как будто более редкой [14, с.467].
Вопросо соотношении законодательства и социологической реальности в стране. Законодательможет росчерком пера ликвидировать режим каст, разрешить браки между лицами,принадлежащими к разным кастам, заменить традиционные собрания каст собраниямидеревень. Эта деятельность, необходимая для развития страны, заслуживаетодобрения. Но законодатель не может за один день изменить привычки и мировоззрения,имеющие вековые корни и связанные с религиозными верованиями- 80% индусов.живущих в деревнях, вовсе не следуют новым законам, они продолжают жить так,как жили их предки; управление ими и правосудие осуществляются, помимоофициальных органов, на основании традиционных и хорошо знакомых им институтов.Деятельности законодателя здесь недостаточно, нужна терпеливая работа по перевоспитанию.
Успехее связан с развитием современной экономики в Индии. Трудно, конечно, выйти изэтого порочного круга, так как это развитие в значительной степени тормозитсяструктурой, верованиями и поведением, выкованными очень уважаемой традицией снезапамятных времен [2, с.54].
Такимобразом, длительное и взаимонаправленное влияние права и религии привело кпоявлению государственных образований, в которых нормы религии одновременноявляются и государственными нормами, высшие государственные посты соответствуютвысшим постам в религиозной иерархии, распоряжение властей имеют одинаковуюрелигиозную и юридическую силу, система наказаний предусматривает и духовное, ифизическое покарание.
Религиозноеправо в исламских странах, Индии, а также церковное право в досоветской Россиипредставляют собой пример законодательства, в котором тесно переплетаютсярелигиозные и светски нормы. Многие административные проступки караютсядуховными мерами, даже незначительные же преступления против религии могутповлечь наказание, адекватное уголовным преступлениям. Церковные организации втаких указанных государствах имеют развитую и переплетающуюся с государственнойиерархией административную систему. Служители культа являются одновременно и государственнымислужащими, курирующими ту или иную сферу общественной жизни.

Списокиспользованных источников
 
1.Батыко, К.И. Всеобщая история государства и права / К.И. Батыко. М.: 1995. 380с.
2.Васильев. Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. М.: 1998. 420 с.
3.Введение в политологию. М.: 1998. 446 с.
4.Всеобщая история государства и права: учебник / под ред. К.И. Батыра. М.:«Юристъ», 1998. 456 с.
5.Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. N 2054-XII // (в ред. ЗаконовРеспублики Беларусь от 31.10.2002 N 137-З, от 21.07.2008 N 416-З)
6.Ионин Я. Каноническое право: его источники и история фиксации / Я. Ионин. М.:1999. 330 с.
7.Ирхин, Ю.В. Политология / Ю.В. Ирхин М., 1996. 440 с.
8.История политических и правовых учений: учебник для вузов… / под общ. Ред.В.С. Нерсесянца. М.: 1995. 736 с.
9.Кодекс Гражданский Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З (ред. от08.07.2008)
10.Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность / М.: 1982. 192 с.
11.Мельник. В.А. Политология / В.А Мельник.  Мн., 1999. 494 с.
12.Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии учебных заведений. М.:1999. 380 с.
13.Религия и церковь в истории России / под ред. А.М.Сахарова. — М.: «Мысль»,1975. 484 с.
14.Рене, Д. Основные правовые системы современности / Давид Р. Печатается поизданию: М.: «Прогресс», 1988. 790 с.
15.Салыгин, Е.Н. Теократическое государство / Е.Н. Салыгин М.: 1999. 128 с.
16.Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право / Л.Р. Сюкияйнен М.: «Наука», 1986. 730 с.
17.Теория государства и права / род ред. В.М. Корельского. М: «Инфра-М». 2000. 616с.