Коллективные договоры и соглашения

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Дальневосточный юридический институт
Кафедра гражданского права и предпринимательскойдеятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Трудовое право»
Тема: Коллективные договоры и соглашения

Содержание
Введение
1. Коллективный договор
1.1. Понятиеколлективного договора
1.2. Стороныколлективного договора
1.3. Содержание иструктура коллективного договора
1.4. Срок и сферадействия коллективного договора
2. Соглашения
2.1. Понятие соглашения
2.2. Регистрацияколлективного договора, соглашения
2.3. Контроль завыполнением коллективного договора, соглашения
Заключение
Задача 1
Задача 2
Список использованнойлитературы

Введение
Уровеньактивности трудового коллектива в разработке, обсуждении и выполненииколлективного договора влияет и на его эффективность в решении вопросов труда,быта, социального развития трудового коллектива.
Коллективныедоговоры впервые появились в Англии, где также впервые возникли и профсоюзы, вконце XVIII в., — в стране с наиболее тогда развитой промышленностью.Коллективные договоры во многих странах Запада с самого их появления и понынеостаются основным регулятором условий труда. На каждом этапе историческогоразвития они отражают соотношение результатов борьбы труда и капитала. Чемактивнее профсоюзы борются за лучшие условия труда и быта трудящихся, тембольший результат этого закрепляется в коллективных договорах.
Подобныйакт в России впервые был заключен в 1904 году в результате стачки нефтяников набакинских промыслах.
ВСССР коллективные договоры заключались на всех предприятиях (государственных исуществовавших до 1925 года частных) с 1918 по 1932 г. Они регулировали восновном оплату труда. С введением в 1932 году централизованной тарифнойсистемы оплаты труда коллективные договоры потеряли свое значение какрегуляторы оплаты труда, поэтому постепенно перестали заключаться и к началуВеликой Отечественной войны уже не заключались. Практика заключенияколлективных договоров возобновилась в 1947 году.
Коллективныйдоговор ныне является важнейшим правовым актом, приспособленным к конкретнымусловиям данного производства и трудовому коллективу. Он имеет смешаннуююридическую природу как правовой акт, устанавливающий согласие работодателя(администрации) и работников (трудового коллектива), — социальных партнеров наконкретном производстве, закрепляющий локальные нормы, повышающие социальныегарантии.

1. Коллективный договор
 
1.1. Понятие коллективного договора
Коллективныйдоговор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организациии заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40ТК РФ).
Коллективныйдоговор может заключаться в организации в целом, в филиале, представительстве ииных обособленных структурных подразделениях.
Рольи значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись взависимости от изменений экономической и социальной жизни общества. Становлениеи развитие рынка в современной России и новых по своему характеру общественныхсвязей в кооперации труда обусловили очередное изменение содержания и сущностиколлективного договора. Он становится основной разновидностьюсоциально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно ворганизациях.
Современныйколлективный договор все более явственно приобретает черты локального правовогонормативного акта, призванного служить своеобразным трудовым кодексом длянаемных работников и работодателя в конкретной организации. Нормативныеположения по сравнению с обязательственно-правовыми становятся доминирующими вего содержании. Будучи одной из форм реализации правотворчества, эти положениянацелены на организацию автономной системы определения условий труда,действующей в рамках данной организации независимо от вида собственности,ведомственной принадлежности и численности работников.
Вусловиях рыночных экономических отношений правовая сущность коллективногодоговора неоднозначна. Она построена на двух началах: на идее автономии(управленческой суверенности) организации в сфере труда, осуществляемой ееглавой (работодателем-собственником, предпринимателем) и на участии профсоюзовили иного представителя профессиональных и социальных интересов наемныхработников в урегулировании трудовых, социально-экономических ипрофессиональных отношений между работодателем и работниками.
Приэтом важно подчеркнуть, что коллективный договор как нормативное соглашение,посредством которого достигается сочетание указанных двух идей, не можетрассматриваться в качестве обыкновенной гражданско-правовой сделки, ибопреследует другие цели и имеет другую, более обширную социальную сферудействия. Если обычная гражданско-правовая сделка порождает обязательства дляее сторон, коллективный договор в силу его нормативности распространяет своедействие не только на его непосредственных участников, но и на тех работниковорганизации, которые не имели прямого отношения к его разработке и одобрению.
Идеярассмотрения коллективного договора в качестве соглашения в пользу третьих лиц,позаимствованная из частного права, также не решает существа вопроса, ибо такоепонимание игнорирует социально-партнерскую направленность этого договора,предполагающего удовлетворение взаимных, а не посторонних интересов. Требуетбольшой осмотрительности и объяснение юридической природы коллективногодоговора при помощи понятий и категорий публичного права, ибо профсоюз и инойорган, заключающий договор от имени работников, не располагает авторитетомпубличной власти по отношению к тем, кому он адресован. Не обладает такойвластью и работодатель (собственник, предприниматель) по отношению к коллективуработников. Его полномочия касаются распоряжения имуществом предприятия, но нетрудовым коллективом. Таким образом, есть все основания признать этот договордоговором особого рода[1].
Будучиразновидностью социально-партнерского регулирования социально-трудовыхотношений на уровне организации, выражает интересы двух социальных групп:наемных работников и работодателей. Такая разновидность партнерства поэтомуполучила наименование бипартизма. Другие разновидности социально-партнерскогорегулирования имеют место на более высоком уровне и, как правило, натрехсторонней основе (трипартизма). Содержащиеся в законодательстве нормы околлективном договоре вместе с нормами о соглашениях составляют субинституттрудового права, который входит составной частью в институт социальногопартнерства. Субинститут коллективного договора и соглашений состоит из норм ТКРФ, других законов, подзаконных актов (в том числе отраслевых), а также норм,самостоятельно принятых сторонами социального партнерства.
Какнормативный акт коллективный договор занимает свое место в иерархии источниковтрудового права. Условия, нормы коллективного договора обязательны дляорганизации, где он заключен. Однако если условия и нормы коллективногодоговора ухудшают положение работников по сравнению с действующимзаконодательством, они признаются недействительными. Запрещается включать втрудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников посравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
Современнаяконцепция коллективного договора, таким образом, исходит из необходимостиширокого развития партнерской формы регулирования социально-трудовых отношений,установленной на допускаемой государством внезаконодательной основе (т. е. безучастия законодателя). Но такое регулирование, однако, возможно лишь постольку,поскольку оно не идет вразрез с интересами государства и общества, работников иработодателей.
Следовательно,коллективный договор — это не только правовой акт, но и акт социальногопартнерства на уровне организации между работниками и работодателем. Онявляется также морально-политическим актом, так как определяет условияповедения сторон морально-политического свойства (например, привлекатьтрудящихся к большему участию в управлении организацией, развиватьпроизводственную демократию или, например, не бастовать во время действияколлективного договора, если все его условия выполняются и это оговорено в егосодержании).
Влитературе отмечается, что коллективный договор, исторически возникнув ранеесоглашений, в современной российской системе социального партнерства какдвусторонний акт занимает подчиненное положение, так как определяющими нынеявляются трехстороннее сотрудничество и социально-партнерские соглашения[2].
1.2. Стороны коллективного договора. Порядок егоразработки, заключения и изменения
Сторонамиколлективного договора выступают: стороны социального партнерства – работники влице их представителей, работодатель, представляемый руководителем организацииили другим полномочным в соответствии с уставом организации (иным локальнымактом) лицом.
Призаключении коллективного договора в филиале, представительстве, иномобособленном структурном подразделении организации представителем работодателяявляется руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это руководителеморганизации.
Порядокразработки проекта коллективного договора и его заключения определяетсясторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 42 ТК РФ).
Всоответствии с ТК РФ разработку проекта коллективного договора ведет комиссия,состоящая из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
Комиссия,как свидетельствует практика, готовит первоначальный вариант коллективногодоговора, направляет его на обсуждение в подразделения организации, анализируетпредложения и замечания к нему, дорабатывает проект и выносит его нарассмотрение общего собрания (конференции) работников.
Результатомрассмотрения проекта коллективного договора на общем собрании (конференции)работников может быть:
егопринятие (одобрение, утверждение);
егоотклонение;
внесениев его текст изменений и дополнений, высказанных при обсуждении на собрании(конференции), и принятие (одобрение, утверждение) с внесенными поправками;
егопринятие (одобрение, утверждение) в определенной собранием (конференцией) частис выделением положений, не нашедших поддержки на собрании (конференции) или непринятых работодателем, для последующих переговоров между сторонами.
1.3. Содержание и структура коллективного договора
Подсодержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия(положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в даннойорганизации.
Статья41 ТК РФ предусматривает, что содержание и структура коллективного договораопределяются сторонами. В той же статье даны рекомендации сторонамколлективного договора по кругу вопросов, которые могут решаться в коллективномдоговоре, и определено основное его содержание.
Вколлективный договор могут включаться взаимные обязательства работников иработодателей по следующим вопросам:
формы,системы и размеры оплаты труда;
выплатапособий, компенсаций;
механизмрегулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполненияпоказателей, определенных коллективным договором;
занятость,переобучение, условия высвобождения работников;
рабочеевремя и время отдыха, включая вопросы предоставления дополнительных отпусков;
улучшениеусловий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
соблюдениеинтересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
экологическаябезопасность и охрана здоровья работников на производстве;
гарантиии льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
оздоровлениеи отдых работников и членов их семей;
контрольза выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений идополнений;
ответственностьсторон, обеспечение нормальной деятельности представителей работников;
отказот забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
другиевопросы, определенные сторонами.
Вколлективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателямогут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда,более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативнымиправовыми актами, соглашениями.
Болеельготные трудовые и социально-экономические условия, по сравнению с нормами иположениями установленными законодательством и соглашениями, касаютсяпродолжительности дополнительных оплачиваемых отпусков и отпусков безсохранения заработанной платы; надбавок к пенсиям, досрочного ухода на пенсию ипроизводимых при этом выплатах за счет работодателя; компенсации транспортныхрасходов; бесплатного или частично оплачиваемого питания работников напроизводстве; иных дополнительных льгот и компенсаций. Помимо названных к числунаиболее часто встречающихся положений коллективного договора относятся нормы,устанавливающие перечень работников с ненормированным рабочим днем ипродолжительность для них дополнительных отпусков; порядок выдачи заработнойплаты; выдачу нарядов на сделанные работы до начала работы; выплатумежразрядной разницы рабочим, выполняющим работы, тарифицированные нижеприсвоенных им разрядов; порядок выплаты внеплановых авансов; распределениежилой площади, выделение земельных участков для дачно-кооперативногостроительства и т. п.
Справовой точки зрения положения, включаемые в коллективный договор,подразделяются на:
обязательственные(обязательства сторон);
информационные(информирующие работников, руководителей подразделений, других должностных лицорганизации об основных нормах трудового законодательства);
нормативные(содержащие нормы, регулирующие трудовые отношения в организации,устанавливающие коллективные условия труда ее работников).
Нормативныеположения должны обязательно включаться в коллективный договор, если в законахи иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательномзакреплении в нем этих положений.
Нормативныеусловия (положения) коллективного договора — локальные нормы права,установленные сторонами в пределах их компетенции, которые распространяются наработников данной организации либо ее структурной единицы. Нормативныеположения призваны решать 3 группы правовых вопросов: а) когда законодательствопрямо предусмотрело колдоговорный порядок их решения; б) когда существует явныйпробел в законодательстве, но его решение колдоговорным путем не противоречитобщим принципам права и законодательства; в) когда общие положениязаконодательства уточняются (конкретизируются) применительно к особенностямданной организации (структурного подразделения).
Спереходом экономики России на рыночные отношения число нормативных положенийколлективных договоров резко возрастает. И это естественно, ибо акцентправового регулирования социально-трудовых отношений в ходе проводимых реформперемещается с централизованного (государственного) на локальное(колдоговорное) регулирование. Если государственное регулирование сосредоточеноглавным образом на установлении общих обязательных гарантий для работников(минимальная оплата труда, продолжительность отпуска; максимальнаяпродолжительность рабочей недели, норма сверхурочных работ и т. п.), токолдоговорное регулирование охватывает более широкий круг конкретных вопросов,связанных со спецификой труда и профессиональных отношений в организации и ееструктурных подразделениях.
Поюридической природе нормы, содержащиеся в коллективных договорах, — этонормы-соглашения. В них проявляется взаимная воля сторон договора и волягосударства (законодателя), предоставившего сторонам права по локальномуправотворчеству.
Воспроизведенныеиз ТК, иных актов трудового законодательства нормы (информационные положения) всущности также являются нормативными положениями и своим источником имеют теакты, из которых они перенесены в коллективный договор. Они действуют как нормыименно этих актов, а не в силу их включения в коллективный договор. Соглашениесторон имеет место не по их содержанию (оно не может быть в таком порядкеизменено), а только по вопросу о том, какие нормы трудового законодательства целесообразновключать в коллективный договор. Чтобы не перегружать коллективный договор, внего отбираются общие нормы по вопросам регулирования труда,социально-экономических и профессиональных отношений, актуальные для работниковданной организации, ее подразделений.
Вотличие от нормативных условий (положений) коллективного договора егообязательственные условия не предполагают наличия правил поведения общегохарактера, рассчитанных на неоднократное применение. Они всегда конкретны икасаются взаимных обязательств сторон, исполнение которых погашает самиобязательства.
Измененияи дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФдля его заключения. Это означает, что должны быть проведены переговоры сторон,их представителей в созданной для этого комиссии, обсуждение и принятиеизменений и дополнений по правилам, принятым сторонами для заключенияколлективного договора.
1.4. Срок и сфера действия коллективного договора
Срокдействия коллективного договора установлен ТК РФ и не может быть более 3 лет.Начальный момент действия договора связывается с подписанием его сторонами либос днем, установленным в самом коллективном договоре. По истечении указанногосрока действие коллективного договора может быть продлено не более чем на 3года.
Напрактике нередко возникают вопросы, сохраняется ли действие договора в случаяхреорганизации и ликвидации организации, смены собственника имуществаорганизации, расторжения трудового договора с руководителем организации.
Коллективныйдоговор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации,расторжения трудового договора с руководителем организации.
Приреорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании)организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение срокареорганизации.
Присмене формы собственности организации коллективный договор сохраняет своедействие в течение 3 месяцев со дня перехода права собственности.
Приреорганизации и смене формы собственности организации любая из сторон имеетправо направить другой стороне предложение о заключении нового коллективногодоговора или продлении действия прежнего на срок до 3 лет.
Приликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течениевсего срока проведения ликвидации.
Действиеколлективного договора распространяется на всех работников данной организации,ее филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения,т. е. на всех тех, кто состоит с данным работодателем в трудовых отношенияхнезависимо о того, является ли работник членом профсоюза, подписавшегоколлективный договор, или не является, относится ли он к штатным или внештатнымработникам, надомникам и т. д.

2. Соглашения
 
2.1. Понятие соглашения
Соглашение— правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовыхотношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый междуполномочными представителями работников и работодателей на федеральном,региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределахих компетенции.
Каки коллективный договор, соглашение является формой социально-партнерскогорегулирования трудовых отношений.
Видысоглашений определяются в зависимости от сферы регулирования социально-трудовыхотношений. Ими являются: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое),территориальное и иные соглашения.
Генеральноесоглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовыхотношений на уровне субъектов РФ.
Отраслевое(межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовыегарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Оно заключается нафедеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальноесоглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготыработникам на территории соответствующего муниципального образования.
Иныесоглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровнесоциального партнерства по отдельным направлениям регулированийсоциально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Необходимоотметить, что практика заключения соглашений в регионах свидетельствует о болеешироком и более конкретном их содержании по сравнению с тем, что предусмотреноТК РФ. Они, как правило, предусматривают не только общие принципы, но и общиеусловия регулирования социально-трудовых отношений работающих на территориирегиона, дополнительные гарантии и льготы для них (для организаций,финансируемых из бюджета субъекта РФ за счет средств этого бюджета).
Содержаниеи структура любого соглашения определяется по договоренности междупредставителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсужденияи включения в соглашение (ст. 46 ТК РФ). При этом ТК РФ дает сторонам краткиерекомендации по содержанию соглашений.
Всоглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующимвопросам:
оплататруда;
условияи охрана труда;
режимтруда и отдыха;
развитиесоциального партнерства;
иныевопросы, определенные сторонами.
Необходимообратить внимание на то, что сторонами соглашений выступают полномочныепредставители сторон социального партнерства, а не сами социальные партнеры.Тогда как сторонами коллективного договора являются стороны социальногопартнерства – работники и работодатели.
Соглашенияпо договоренности сторон могут быть двух- и трехсторонними. Отраслевые(межотраслевые) соглашения чаще заключаются между двумя сторонами —представителями работников и работодателей отрасли (отраслей). Генеральное,региональное, территориальное соглашения заключаются на трехсторонней основемежду представителями работников, работодателей и государственных илимуниципальных органов.
Порядокразработки проекта соглашения и его заключения предусмотрен ТК РФ (ст. 47).Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров, которыеведут стороны в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядоки сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией.
Соглашенияподписывают представители сторон. Подписание полномочными представителямисторон означает его заключение.
Измененияи дополнения соглашения должны производиться, ТК РФ в том же порядке.
ТКРФ устанавливает правила, имеющие весьма существенное значение не только дляпрактики финансирования расходов, предусматриваемых соглашениями, но и дляформирования бюджетов соответствующего уровня:
1)заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, пообщему правилу, осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующегобюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения;
2)генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организациикоторых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться, по общемуправилу, до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете наочередной финансовый год в Государственную Думу Федерального СобранияРоссийской Федерации;
3)региональные и территориальные соглашения должны заключаться, по общемуправилу, до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органысубъектов РФ и органов местного самоуправления.
Очевидно,что этот порядок следует соблюдать при заключении региональных итерриториальных отраслевых (межотраслевых) соглашений.
Сроки сфера действия соглашений также определены ТК РФ.
Срокдействия соглашения в пределах 3 лет определяют его стороны. Они же вправепродлить действие соглашения на срок не более 3 лет.
Действиесоглашения распространяется:
наработников и работодателей, уполномочивших своих представителей на проведениеколлективных переговоров, разработку и заключение соглашений от их имени;
наорганы государственной власти и органы местного самоуправления в пределахвзятых на себя обязательств.
Действиесоглашения распространяется также на работников и работодателей, присоединившихсяк нему после его заключения.
Распространениедействия соглашения на работодателей зависит от их членства в объединенииработодателей, заключившем это соглашение. Действие соглашения распространяетсяна всех работодателей, являющихся членами такого объединения, посколькуобъединение заключает его от имени своих членов. Однако прекращение членства вобъединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения,заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение впериод действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренныеэтим соглашением.
Другойвариант распространения на работодателя действия соглашения состоит вследующем.
Когдана федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководительфедерального органа исполнительной власти по труду (Минтруд РФ) имеет правопредложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения,присоединиться к нему.
Еслиработодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликованияпредложения о присоединении к соглашению не представили в названный федеральныйорган письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашениесчитается распространенным на этих работодателей и, естественно, на лиц,работающих у них по трудовому договору, со дня официального опубликования этогопредложения.
Такимобразом, ТК РФ предусматривает 2 правовых основания распространения действиясоглашения на работодателей (и, следовательно, на лиц, работающих у них потрудовому договору): во-первых, членство в объединении работодателей,заключившем соглашение, и, во-вторых, присоединение к соглашению по инициативефедерального органа исполнительной власти по труду.
Законодательствомряда субъектов РФ предусмотрена возможность распространения действиярегиональных соглашений на работодателей по инициативе органа исполнительнойвласти по труду соответствующего субъекта РФ с соблюдением процедуры и сроков,установленных ТК РФ.
Напрактике существует и третий вариант распространения действия соглашения наработодателя, не состоящего членом объединения, его заключившего, — добровольное присоединение к соглашению по собственной инициативе.
Посколькусоглашения предусматривают условия труда, повышающие уровень, закрепленныйзаконодательством, наиболее широкая сфера их действия отвечает интересамработников.
Интересамработников отвечает также положение ТК РФ (ст. 48) о том, что в случаях, когдана работников в установленном порядке одновременно распространяется действиенескольких соглашений, применяются наиболее благоприятные для работниковположения.
2.2. Регистрация коллективного договора, соглашения
Регистрацияколлективного договора, соглашения ТК РФ (ст. 49) предусматривает процедурууведомительной регистрации коллективного договора, соглашения, котораяосуществляется в соответствующих органах исполнительной власти по труду.Обязанность направить в семидневный срок в указанные органы подписанныесторонами коллективный договор, соглашение возлагается на представителяработодателя (работодателей).
Суведомительной регистрацией, однако, не связывается вступление коллективногодоговора в юридическую силу. Такое значение имеет не уведомительнаярегистрация, а акт подписания коллективного договора, соглашения его сторонами.
Приосуществлении регистрации коллективного договора ^оглашения) соответствующийорган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению сТК РФ, иными нормативными правовыми актами, и сообщает об этом представителямсторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующуюгосударственную инспекцию труда.
Условияколлективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников,недействительны и не подлежат применению. Их недействительность инеправомерность применения вытекает из самого факта противоречия таких нормколлективного договора, соглашения нормам трудового законодательства. Онинезаконны изначально, а не в связи с констатацией факта их противодействиятрудовому законодательству регистрирующим органом.
 
2.3. Контроль за выполнением коллективного договора,соглашения
Успешнойреализации коллективных договоров, соглашений способствует, контроль заисполнением содержащихся в них обязательств и норм. Он осуществляется по двумнаправлениям:
наоснове принципов социального партнерства;
уполномоченнымигосударственными органами.
Принципысоциального партнерства проявляются при осуществлении контроля за выполнениемколлективных договоров, соглашений сторонами социального партнерства, ихпредставителями.
Вчастности, первичным профсоюзным организациям, профессиональным союзам, ихобъединениям (ассоциациям) как представителям работников предоставлено правоосуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров,соглашений[3].Такой контроль имеет общественный характер.
Государственныйконтроль за выполнением коллективных договоров, соглашений порученсоответствующим органам по труду.
Напрактике зачастую проводятся совместные проверки выполнения коллективныхдоговоров, соглашений, в которых участвуют представители сторон, ихзаключивших, а также профсоюзов, государственной инспекции труда, прокуратуры.Выявление противоречий действующему законодательству фиксируется в совместномдокументе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится всоответствие с законодательством либо путем непосредственного признания в силузакона противоречащих ему норм недействительными и недействующими, либо путемвнесения в коллективный договор, соглашение необходимых изменений вустановленном порядке. Эффективный контроль невозможен без полной информации оходе и итогах выполнения коллективного договора, соглашения. Поэтому ТК РФпредусматривает обязанность представителей сторон предоставлять друг другунеобходимую информацию. Такая информация должна быть предоставлена приосуществлении общественного (профсоюзного) и государственного контроля, припроведении совместных проверок органами, контролирующими выполнениеколлективных договоров, соглашений.

Заключение
Трудовойкодекс и Закон «О коллективных договорах и соглашениях» установилиответственность представителей сторон за уклонение от участия в переговорах илинеправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора,соглашения или невыполнение коллективного договора, соглашения, занепредоставление необходимой информации для ведения коллективных переговоров,осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашения. Лица,виновные в этом, несут материальную ответственность за причинение материальногоущерба, дисциплинарную ответственность или подвергаются по решению суда штрафудо 50 МРОТ. В постановлении Исполкома генерального Совета Федерации независимыхпрофсоюзов Российской Федерации «О мерах по усилению защиты социально-трудовыхправ работников» от 17 сентября 1997 г.[4]отмечаются беспрецедентный рост ныне массовых нарушений социально-трудовых правработников, массовые увольнения работников вопреки действующемузаконодательству, попытки законодательно закрепить снижение уровня правовойзащиты и правовых гарантий труда, отменить или понизить существующие нормативысоциального обеспечения работников. Это постановление признало необходимымвнесение в действующее законодательство норм, обеспечивающих усиление защитысоциально-трудовых прав работников и предусматривающих для этого ряд мер, в томчисле повышение правовых требований к содержанию, заключению и выполнениютрудовых и коллективных договоров и соглашений (п. 1). Оно рекомендовалочленским организациям ФНРП активнее использовать для защиты интересовработников трудовые и коллективные договоры и соглашения, а также внесение вколлективные договоры и соглашения норм, обеспечивающих необходимую компенсациюза несвоевременную выплату заработной платы и социальных пособий.

Задача 1
Петровбыл принят на работу с месячным испытательным сроком. За день до истечениясрока администрация предложила продлить испытание до двух месяцев. Бухгалтерсогласился. Через 11 дней он был уволен как не выдержавший испытания. Петровобратился в суд с иском об изменении формулировки увольнения на ст. 78Трудового кодекса РФ и выплате ему выходного пособия.
Составьтерешение суда по данному делу.
Решение.
Всоответствие со ст. 70 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора внем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытанииработника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Впериод испытания на работника распространяются положения трудовогозаконодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудовогоправа, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.
Срокиспытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и ихзаместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов,представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.
Пост.71 Трудового кодекса РФ при неудовлетворительном результате испытанияработодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовойдоговор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чемза три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этогоработника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет правообжаловать в суд.
Принеудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договорапроизводится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и безвыплаты выходного пособия.
Всоответствие со ст. 178 Трудового кодекса РФ выходное пособие выплачивается прирасторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работниковорганизации (п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ).
Петровобратился в суд с иском об изменении формулировки увольнения на ст. 78Трудового кодекса РФ, т.е. расторжение трудового договора по соглашению сторон,что является одним из оснований прекращения трудового договора (п.1 ст.77Трудового кодекса РФ). Данная формулировка не может быть использована приувольнении Петрова, т.к. он был уволен во время испытательного срока. Также,руководствуясь ст. 71 Трудового кодекса РФ, ему не выплачивается выходноепособие.

Задача 2
ТокарьБирюков был принят на работу с месячным испытательным сроком. Через 2 недели онподал заявление об увольнении по собственному желанию, требуя немедленногоиздания приказа, поскольку срок еще не истек. Администрация, в свою очередь,потребовала от Бирюкова отработать 2 недели после подачи заявления.
Ктоправ? Составьте заявление об увольнении по собственному желанию. Каков порядоктакого увольнения при трудовом договоре, заключенном на определенный срок?
Решение.
Вданной ситуации правых нет. Бирюков не прав в том, чтобы администрация издалаприказ о его увольнении немедленно, потому что в соответствие с ч.5 ст. 71Трудового кодекса РФ, если в период испытания работник придет к выводу, чтопредложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет праворасторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этомработодателя в письменной форме за три дня. Администрация же не права в том,что требует Бирюкова отработать 2 недели после подачи заявления (ч.1 ст.80Трудового кодекса РФ), т.к. данное положение не применимо к работникам, которыепроходят испытательный срок.
Трудовойдоговор, заключенный для выполнения сезонных работ в течение определенногопериода (сезона), прекращается по окончании этого периода (сезона).
Трудовойдоговор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается позавершении этой работы.
Трудовойдоговор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника,прекращается с выходом этого работника на работу.
Срочныйтрудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращениитрудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен бытьпредупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня доувольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочноготрудового договора, заключенного на время исполнения обязанностейотсутствующего работника.

Список использованной литературы
 
1. Трудовой кодекс РФот 30.12.2001г. № 197-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.12.2006 № 271-ФЗ, с изм.,внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 № 3-П,Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 213-О)
2. ФЗ от 12.01.1996г «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ 1996 № 3
3. Трудовоезаконодательство. Сборник нормативных актов / Сост. К. Н. Гусов. 7-е изд. М.,2002.
4. Трудовое право:Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. М.: Проспект, 1997.
5. Чуча С. Ю.Становление и перспективы развития социального партнерства в РоссийскойФедерации. М., Вердикт, 2001. С. 92.
6. Гусов К.Н.,Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учеб.- М: ТК Велби, Изд-во Проспект,2003.
7. Трудовое право:учеб. / Н. А. Бриллиантова, И. Я. Киселев [и др.]; под ред. О. В. Смирнова. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
8. Миронов В.И.Трудовое право России. Учебник. — ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004 г.