Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям

Творческий отчет

Районный отдел образования Октябрьского района городского округа г.Уфа

Уфа, 2010

Актуальность

Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонационального Башкортостана, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, а также обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть прежде всего в сфере культуры и образования.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

Обращение к воспитательным традициям башкирского народа отражает глубинные процессы пробуждения национального самосознания башкир, проживающих в городе Уфе. Башкирский народ, компактно проживающий среди русскоязычного населения района, переживает в настоящее время один из сложнейших и ответственных этапов своей этнической истории, ему для сохранения своего этноса необходимо внимательно относиться к национальному бытию и историческому опыту, к народной культуре и к традициям башкирского народа.

Исследование доказало приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти – шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего исследования «Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям».

В исследовании введено ограничение: рассматривая проблему приобщения к башкирским традициям, я ограничились исследованиями детей старшего дошкольного возраста, определенным набором этнографических средств и народных традиций. Это определяется тем, что именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации (В.Г.Безносов, Д.С.Лихачев).

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить приобщения дошкольников к башкирским традициям средствами этнографической культуры.

Из выше изложенного, мной были выдвинуты следующие задачи:

. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции своего народа сформировать основы культуры.

. Развить творческие способности в различных видах деятельности.

. Формировать у дошкольников отношение к фактам, событиям жизни, создавать условия для активного приобщения детей к социальной действительности путём создания развивающей среды, способствующей развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

В исследовании обосновываются отобранные башкирские игры и праздники, фольклор, как этнопедагогические традиции воспитания, которые включаются в этнографические средства, обеспечивающие успешность познания детьми в естественных условиях башкирской культуры в совокупности всех ее проявлений.

1. Основная часть

Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строилась на основании следующих подходов:

вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

использование взаимодействия в системе “воспитатель-ребенок-родитель”, так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;

осуществление воспитательной работы на основе традиций башкиркой культуры;

обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к традициям башкирского народа.

Основные принципы работы:

·все предполагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызывать у детей положительные эмоции и желание действовать с педагогами;

·для детей актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных;

·познавательной основой большинство мероприятий является предметное содержание окружающего мира;

·большую роль в познавательном развитии ребенка играет разнообразная и меняющаяся предметная среда группы и ближайшего окружения;

·все объекты познания должны быть представлены определенной наглядностью (лучше в реальном виде);

·познавательная активность ребенка прямо пропорциональна его реальной активности, так как ребенок познает по принципу «вижу – действую»;

·познавательное развитие невозможно осуществлять только на занятиях;

·огромную роль в развитии познавательной активности играют правильно спланированные и проведенные мероприятия в повседневной жизни детей.

На формирующем этапе педагогического эксперимента я исходила из того, что эффективное приобщение дошкольников к башкирской культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами, желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения педагогического процесса приобщения детей к башкирской культуре. Основанием для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А.Коротковой, Н.Я.Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста. Работу с детьми я построила в рамках блоков субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной деятельности.

Особенность методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось с помощью различных тем (“Я и моя семья”, “Башкиры”, “Башкирский фольклор”, “Народные праздники”, “Башкирские игры” и др.).

Методы и приемы:

Наглядные – рассматривание иллюстраций, экспонатов и т.д.

Практические – опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование, анкетирование и др.

Исследовательские – прогулки и экскурсии по городу и родному краю, позволяющие узнать новое о родных местах и поделиться увиденным друг с другом. национальный народный традиция культурный

Игровые – дидактические игры, театрализованные представления, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.

Словесные – рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, пояснение, объяснение.

Формы работы:

беседы;

экскурсии по историческим местам и памятникам города;

показ спектаклей и сказок;

продуктивная деятельность детей;

праздничные мероприятия;

выставки творческих работ детей и родителей.

1.1 Программно-методическое обоснование

В своей работе по данному направлению я изучила и проанализировала следующие программы:

·Ф.Г.Азнабаевой, З.Г.Нафиковой «Искра», из этой программы я использую различные упражнения на правильное произношение башкирских букв и слов;

·методическое пособие Р.Х.Гасановой «Я родину свою хочу познать», из этого пособия я использую занятия включающую различные виды деятельности: наблюдения, беседы, разговоры, игры, изобразительную деятельность, развлечения и др.;

·методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений Р.Х.Гасановой, Т.Б.Кузмищевой «Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников», из этих методических рекомендаций я использую детальные разработки занятии.

1.2 Связь национальных традиций с другими видами деятельности

Для формирования традиций очень важно давать детям начальное знание о народе, обычаях, истории, культуре. Эти ценности в моей группе реализуются путём ознакомления детей с шедеврами художественной культуры, поэзии, музыки и пения.

Моя задача – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме. Также большое значение придаю увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Знакомство с материалом каждой темы не требует дополнительных занятий, а включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) т. д.

На речевых занятиях читаем башкирские сказки, легенды, стихи, пословицы и поговорки. Знакомимся с театрами, музеями, городами нашей республики.

На музыкальных занятиях разучиваем башкирские песни и танцы.

На физкультурных занятиях играем башкирские подвижные игры.

На занятиях изобразительного искусства знакомимся с башкирскими художниками, рассматриваем их картины. Рисуем быт и культуру башкирского народа.

2. Основные направления работы по ознакомлению детей с народными традициями

.1 Башкирская народная игра

Хорошо известно, что среди видов деятельности и имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. ( Приложение №1) При этом я имею в виду не только игры в собственном смысле слов, но и все деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.). (Приложение №2)

Играя с детьми, любимыми в народе праздниками можно воздействовать на эмоциональную сферу у детей и оставить в памяти глубокий след. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, цикличности народного календаря из года в год повторяющимися праздниками и событиями. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. Но мне кажется, что особенность башкирских игр, а может быть любимых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.

Для того чтобы дети запомнили элементы народных орнаментов и умели их различать, я предлагаю им выполнить соответствующие рисунки, познакомится с бытом и жизнью башкирского народа, поиграть игры: домино «Башкирские узоры», дидактическая игра «Собери и назови театр», дидактическая игра «Выложи узор», словесная дидактическая игра «Отгадай праздник», дидактическая игра «Башкирское лото».

Эти типы игр развивают интеллект ребёнка. (Так, выполнение игровых правил предполагает знание элементов орнамента, умение определять, к какому народу он относится.) В играх хорошо очерчены отдельные циклы, дети наглядно видят результат своих действий. Каждому игроку понятно, кто и почему выиграл.

Башкирские народные игры, импровизируют жизненные ситуации и явления, часто в поэтико-словесной форме, они связаны с историей народа, его трудовой и общественной деятельностью, бытом и обычаями. Содержат элементы музыкально-поэтического фольклора, танца, театральности.

Башкирские народные игры делятся на детские и взрослые; сюжетные с наличием персонажей и ролей («Ведьма», «Прячу платочек» и др.) и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания («Расщепляющая стрела», «Белый тополь, синий тополь», «Липкие пенечки”» и др.).

Выделяются игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: «Игра тетеревов», «Игра кукушек». Особое место занимают спортивные игры: бег наперегонки (йyгереш), бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканого полотенца и др.

Игры куз бэйлэш, гургульдэк, ус куныс, таяк ташламыш, усэт, кул туп по своему содержанию похожи со жмурками, прятками, горелками, палкой-кидалкой, чижиком, лаптой и др.

Снаряжением для игр служат войлочный мяч, деревянный шар, кости, деревянная булава, лук, стрелы и др.

Башкирские народные игры являются неотъемлемой частью праздников календарных (карга – туй

Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились – каждый по своему возрасту.

Совместно с инструктором по ФИЗО мы провели праздник «Сабантуй», где участвовали все возрастные группы. На празднике дети принимали участие в башкирских национальных играх (национальная борьба, скачки, бег в мешках и т.д.). В заключение праздника все дети пили чай с чак-чаком и блинами.

Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он Вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года. В нём участвовали только женщины и дети (мальчики до 12 лет). Праздник способствовал формированию в подрастающем поколении экологической культуры, развивал потребность общения с природой, познания реального мира, определял в какой-то степени положительное поведение людей в природе. Женщины в этот день кормили птиц, обвешивали ещё голые ветки деревьев различными предметами, как бы предсказывая природе благополучие, пышное цветение. Большое значение имела и художественная часть праздника: многолюдные хороводы, игры, соревнования, песни, танцы. Примечательно, что песни и танцы на празднике сочинялись из поколения в поколение самими женщинами.

Праздник «Воронья каша» была проведена в старших группах на улице. На празднике дети пели песни на башкирском языке и рассказывали стихи. Готовили на свежем воздухе, на костре в казанке кашу пшенную, пили чай с вак – бэлешем и чак – чаком. Играли в башкирские национальные игры (носили воду коромыслом, бег в мешках, национальная борьба, бег с ложкой и яйцом).

Кар хыу (за талой водой) – отмечается в апреле. Накануне определяют место, где можно брать воду или снег, красной ленточкой. Принимали участие в этом все, джигиты притаптывают тропинку, девушки с коромыслами идут за талой водой. Бабушки рассказывают, что эта вода очень полезна, ее растирались до пояса, лицо, они верили что вода снимает нездоровье, колдовские чары. В этот день танцевали, пили чай и ели блины.

Праздник «Кар хыу» проводили совместно с музыкальным руководителем в старшей группе. На празднике были задействованы не только дети, но и родители. Родители пекли и готовили башкирские национальные блюда, сшили детям национальные костюмы, участвовали в конкурсах вмести с детьми.

Какук сайе (кукушкин чай), башкирский обряд весенне-летнего цикла. Распространен в Южном Башкортостане и в Зауралье. На востоке Башкортостана (Учалинский р-н) известен под названием “йома сэйе” (“чай, в пятницу”), в северных районах республики Башкортостана и в Пермской области – “сэйесмэ” (“чаепитие”). Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу весны и приходится на так называемый месяц кукушки. Традиционно кукушкин чай – это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. Жители деревни собирались на чаепитие в определенном месте (на берегу реки, на склоне горы), или каждая хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Кукушкин чай так же, как и карга – туй, восходит к архаичным верованиям и обрядам, связанным с почитанием птиц и предков.

Этот праздник мы проводили вместе с родителями. Мы выезжали за город. Проводили эстафеты, где родители соревновались с детьми, играли в башкирские национальные игры, пили чай с травами, ели выпечку, которую приготовили родители сами.

Праздник щавеля. Этот праздник проводится весной. Как природа подарила первую пищу. Этот обычай весны на первые плоды природы – щавеля. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. – все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. – которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Башкиры благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же “суп из дикого лука” и “дикой редьки” посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; – говорили предки.

Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы – от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны – дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа – Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

Этот праздник мы планируем провести в этом году совместно с родителями.

2.3 Мини – музей истории вещей

Музейная педагогика заняла в дошкольном образовании достойное место. Различные разновидности можно сегодня увидеть в детских садах. Чаще всего встречаются две группы: этнографические и природные. Во многих дошкольных учреждениях существуют центры краеведения, где выставлены предметы быта наших предков, литература, костюмы. Они знакомят ребят с особенностями разных культур нашей многонациональной страны, с её историей.

В нашей группе я создала башкирский национальный мини – музей. При создании мини – музея соблюдались определённые условия.

1. Приоритетность регионального культурного наследия.

. Интегративность знаний.

. Диалогичность.

. Опора на эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

В этом мини-музее экспонаты подбирались с учётом ряда принципов:

1.Каждый предмет знакомит дошкольников с историей народа.

2.Предметы различны по назначению и использованию.

.Каждый из предметов должна быть оригинальной, привлекательной, красивой.

Все предметы мини-музея, прежде всего, выполняют информативную функцию. Больше всего дошкольников привлекает возможность поиграть со старинными образцами. А также ребята отгадывают загадки об этих предметах, сочиняют сказки, легенды, разглядывают художественный материал. Освоится в мини-музее, помогает и народная музыка, потешки, поговорки, стихи башкирских поэтов и сказки.

Мною подобран материал о родном городе и крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и его современном облике. Мини-музей моей группы составляют следующие атрибуты быта:

·Деревянный бочонок для меда;

·Муляжи национальной выпечки;

·Самовар;

·Сувенирный медведь;

·Тканые полотенца;

·Утварь;

·Юрта;

·Башкирский джигит на лошади;

·Плоскостной театр «Сабантуй», «Семья»;

·Башкирские национальные костюмы;

·Вёдра с коромыслами;

·Тюбетейка;

·Четки.

Закрепление полученных знаний и ознакомление с родным краем и родным городом может проводится с использованием фотографий, макетов и специальной литературе (художественной, справочно-информационной, детской). Мною созданы картотеки:

üБашкирские музыкальные инструменты;

üБашкирские народные песни;

üБашкирские национальные праздники;

üБашкирские пословицы и поговорки;

üБашкирская национальная кухня;

üБашкирские народные игры;

üУстное народное творчество;

üГорода Башкортостана;

üЖивотный и растительный мир;

üМузеи РБ;

üТеатры города Уфы;

üГосударственная символика РБ.

Также оформлены альбомы:

ØФотоальбом «Йолалар»;

·Читаем вместе;

·Акмулла – просветитель и мыслитель 19 века;

·Мустай Карим ….ушел, оставив целый мир;

·Художники РБ и их картины;

·Национальная одежда;

·Уфа – мой город;

·Деревообработка;

·Кожобработка;

·Орнамент;

·Национальная одежда;

·Национальная кухня;

·Пестрая страничка – вырезки из газет.

Устанавливаются взаимосвязи в природном и социальном окружении. Подбирается материал о природе родного края, взаимосвязи особенностей ландшафта и деятельности человека. Реализация этого условия обеспечивает у детей целостность картины мира.

Подобраны коллекции:

§Башкирский заповедник;

§Животный мир;

§Ландшафты Башкортостана. Реки и озера;

§Ландшафты Башкортостана. Горы и предгорье;

§Памятники мусульманского зодчества Башкортостана;

§Пещера Шульган – Таш;

§12 чудес Башкортостана.

В мини-музее отведено место для занятий разными видами художественно-творческой деятельности.

Представлены и созданы методические пособия и материалы:

·Декоративно – прикладное искусство башкир;

·Живопись 1 часть;

·Живопись 2 часть;

·Живопись 3 часть;

·ИЗО «Салават Юлаев»;

·З. А. Загитова «Человек – творец культуры»;

·Художники РБ;

·Картины башкирских художников;

·Скульптура;

·Картины детей.

Изготовлены:

oТрафареты;

oОбразцы орнаментов;

oШаблоны башкирской утвари;

oШаблоны башкирской национальной одежды.

.4 Выявление эффективности формирования знаний и умений детей о народных традициях Башкортостана

Диагностическое обследование знаний детей по приобщению детей дошкольного возраста к национальным традициям в старшей группе №4 на середину 2008 – 2009 учебного года.

Проводя диагностическое обследование на начала учебного года знаний и умений детей по национальным традициям. Я выявила, что выше нормы знания имеют – 6%. Данная категория детей имеет знания превышающие знания по программе. Дети владеют знаниями

Возрастной уровень усвоен знаний по данной программе – 43%. Ниже нормы знания и умения детей по программе – 51%.

Можно сделать вывод, что большая часть детей группы имеют сформированные знания и умения. И можно сказать, что данная работа с детьми позволила полноценно развивать и формировать представление о башкирской культуре.

Проанализировав результаты обследования я поставила следующие задачи при планирование дальнейшей работы с детьми по представлению приобщений детей дошкольного возраста к национальным традициям.

.Посещение музеев и театров.

.Проводить занятия по разработанному тематическому плану.

.Провести развлечение с детьми, совместно с родителями подготовить атрибуты к развлечению.

Диагностическое обследование знаний детей по приобщению детей дошкольного возраста к национальным традициям в старшей группе №4 на конец 2008 – 2009 учебного года.

В конце года, после проделанной работы, наметилось повышение уровня сформированности башкирской культуры. Если в середине года низкий уровень развития составлял – 51%, средний уровень – 43%, низкий – 6%,то в конце года показатели были такие: низкий уровень – 2%, средний уровень – 53%, высокий уровень – 45%.

Сравнительный анализ результатов на начало учебного года и на конец учебного года выявил положительную динамику развития познавательных способностей детей, стремление к самостоятельной познавательной активности.

Данная система показала, что целенаправленная работа по приобщению детей дошкольного возраста к национальным традициям способствует интеллектуальному развитию дошкольников.

Диагностическое обследование знаний детей в подготовительной группе №4 на начало 2009 – 2010 учебного года.

На начало года, наметилось следующий уровень сформированности башкирской культуры. Низкий уровень развития составляет – 38%, средний уровень – 56%, низкий – 6%.

Сравнительный анализ результатов на начало учебного года показало, что знание театров города, устное народное творчество у детей значительно повысилось, но музыкальная культура осталась на том, же уровне. Стремление к самостоятельной познавательной активности у детей повышена.

Данная система показала, что целенаправленная работа по приобщению детей дошкольного возраста к национальным традициям способствует интеллектуальному развитию дошкольников.

3. Работа с родителями

Работа в мини-музее эффективна, когда активно привлечены к ней родители. Экскурсии, совместные праздники и викторины, создают у детей сильную мотивацию к познанию, создавая эмоциональный фон, на котором достаточно сложные сведения усваиваются легко и непринужденно. Совместный подбор экспонатов, оформление экспозиций способствуют стимулированию познавательной активности детей, вызывают интерес и желание узнать как можно больше.

Консультации:

ØБашкирские национальные праздники;

ØМузеи РБ;

ØТеатры города Уфы;

ØБашкирские народные игры.

Совместные праздники:

·Сабантуй;

·Воронья каша;

·Кар хыу;

·Кукушкин чай.

Анкетирования:

ØГенеалогическое древо.

ØНародные и родовые традиции

Открытые просмотры:

vМой город Уфа;

vЧто мы знаем о гербе и флаге;

vБашкортостан – край мой родной.

Экскурсии и выезды:

§Театр им. М. Гафури;

§Музей Великой Отечественной Войны;

§Парк Якутова;

§Парк Аксакова.

Совместный сбор экспонатов музея:

üЧетки;

üТюбетейка;

üБашкирские матрешки;

üКуклы в национальной одежде;

üУтварь;

üНациональные костюмы;

üКоромысло с вёдрами.

4. Работа с педагогическим коллективом

С педагогическим коллективом ДОУ мною было проведено анкетирование на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей в ДОУ»

Анализ анкеты показал, что воспитатели на занятиях используют различную методическую и художественную литературу, которая доступна для дошкольников. Из ответов видно, что традиции башкирского народа теряются и сохраняются лишь в национальных семьях. У некоторых воспитателей знания культуры и традиций башкирского народа недостаточны.

После проведенного анкетирования мною были даны рекомендации:

1.Включать в занятия по ознакомлению с окружающим, рисованию, ознакомлению с художественной литературой, режимные моменты, индивидуальную работу, экскурсии, материалы по ознакомлению детей с родным крем.

2.В деле изучения патриотического воспитания дошкольников необходимо объединить усилия семьи и детского сада.

.Проводить праздники и различные мероприятия, связанные с культурой и традициями башкир.

Также с педагогическим коллективом были проведены консультации на тему «Башкирские народные праздники в ДОУ», «Ознакомление детей с родным краем», «Создание и функционирование мини-музеев в ДОУ» и другие.

Кроме этого были проведены открытые просмотры:

·Сабантуй;

·Воронья каша;

·Кар хыу;

Транслируя свой опыт в районе мною было проведено выступление на РМО воспитателей на тему Инновационные технологии в работе с детьми.

Также я принимала участие в районном конкурсе мини-музеев ДОУ.

.1 Анкета для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию

1.Считаете ли вы работу по нравственно-патриотическое воспитание необходимым и возможным?

.Как в вашей группе проходит нравственно-патриотическое воспитание детей?

.Какими способами вы повысите уровень культуры у детей?

.Как вы думаете, с какого возраста необходимо приобщать детей к региональной культуре?

.Какую литературу на ваш взгляд можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и культурой?

.Какая методическая помощь вам нужна для создания в вашей группе уголка Башкортостана?

.2 Консультация. Башкирские народные праздники

Весна вступила в свои права, а вместе с нею на землю Башкортостана приходят праздники . О некоторых из них, а также о культуре и традициях башкирского народа мне бы хотелось рассказать .

Основы башкирского этноса, своеобразие языка и наиболее специфические культурно-бытовые черты, которые отличают башкир от других народов, были заложены в древности. Семейные обычаи и обряды – неотъемлемая часть культуры и быта любого этноса. В них отражается образ жизни, история культуры, социальный и нравственный смысл. Обычаи и обряды регулировали поведение человека на протяжении всей его жизни. Люди верили, что здоровье и благополучие всего общества зависят от того, насколько правильно они соблюдаются.

Важное место в жизни башкир всегда играли и народные праздники (байрам). Они, как правило, сопровождались массовыми гуляньями и развлечениями, и эта традиция сохраняется по сей день. В праздник преображается все: убранство жилища, облик и поведение людей – не позволяется работать, люди ходят друг к другу в гости, участвуют в праздничных обрядах.

Основные праздники башкир справляются весной – в начале лета. Эти времена года в древности воспринимались как важный этап, когда закладываются основы будущего урожая, благосостояния хозяйства и здоровья членов семьи и общины.

Цикл календарных праздников у башкир, проживающих по берегам рек, открывался праздником ледохода (боз китеу), и к нему готовились заранее. На северо-востоке Башкирии из лоскутков ткани делали кукол в виде мужчин, женщин и детей. Во время ледохода все собирались у реки. Женщины и девочки со словами: «Унеси наши болезни, дай нам долгую жизнь» бросали кукол или монетки на льдину. А мужчины и мальчики бросали на льдину сделанную заранее деревянную лошадку или зажженную солому со словами: «Унеси все болезни, всю грязь».

По древним представлениям башкир, процессы, связанные с обновлением природы, кормлением детей, скота, вызреванием урожая, относились к женской сфере, поэтому весна, как и раннее детство человека, была насыщена и детскими обрядами. Перед проведением женского празднества карга – туй (карга – ворона, туй – праздник) дети вместе с ведущей читали стихи, которые сопровождались имитацией птичьих голосов. Карга – туй был одним из самых больших весенних праздников. Проводился он обычно на поляне за деревней или на ближайшей горке в определенный день в период с мая до середины июня. На расстеленные на траве скатерти выставлялись самовары и угощения – кто что принес и обязательно – ритуальное блюдо, приготовленное из муки, сваренная в сметане пшенная или пшеничная каша. На ветки растущих вблизи деревьев развешивали разноцветные ленты, платки, бусы, серебряные монеты, кольца и браслеты. Женщины водили хоровод, произнося благопожелания. Потом начинались веселые игры: бег наперегонки, прятки, прыжки через яму, прыжки в мешках и т.д. А любимым развлечением были качели. В ходе праздника трижды произносился клич: первый – приглашал на совместную трапезу, второй – к угощению птиц и последний – как сигнал об окончании праздника. После праздника оставшуюся кашу раскладывали по веткам деревьев, пням или на камни, угощая птиц. Если карга – туй проводился на горе, то на вершине оставляли еду, монетки, лоскутки ткани для умилостивления духа-хозяина горы.

Перед началом пашни или в промежуток между пашней и сенокосом проводился праздник сабантуй – праздник плуга. На сабантуй собиралась вся деревня. Накануне празднества молодые ребята верхом на лошадях объезжали деревню и перед каждым домом стучали и шумели до тех пор, пока их не одаривали. Обычно давали куриные яйца, у молодых невесток собирали тканые или вышитые полотенца, нарядные платки и все собранное относили на праздничный майдан (майзан) – красивую поляну вблизи деревни. Присутствующие располагались так, чтобы майдан замыкался кругом. В центре возвышался столб (колга, багана) с привязанными к вершине полотенцами и платками – подарками победителям состязаний. В тени берез или под навесом рассаживались почетные гости и хозяева, пили чай, наблюдали за происходящим. В центре круга проводились соревнования по борьбе куряш. Сначала боролись мальчики лет семи-восьми, затем постарше. Борцы, перекинув через спины друг друга кушак (билбау), пытались положить противника на лопатки. Оставшиеся один-два самых сильных батыра оспаривали главный приз, обычно это был живой баран или вышитое полотенце. А самое главное состязание на сабантуе – байге. Проводились и другие забавные игры и состязания: добывание ртом монет из котла, наполненного водой с отрубями или кумысом, взбирание по наклонному шесту, перетягивание каната, бой с мешками, разбивание глиняных горшков с завязанными глазами… И ни один сабантуй не обходился, конечно же, без песен и плясок, игры на национальных инструментах – курае и кобызе.

Заключение

. Анализ теоретических исследований по данной проблеме позволил мне определить содержание традиций башкирского народа, доступных детям дошкольного возраста: знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели, установки и т.д.

. Определены уровни усвоения народных традиций, критерии оценок их сформированности у детей старшего дошкольного возраста.

. Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт башкирского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций башкирского народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

. Исследованием установлена доступность разработанного содержания знаний о традициях башкирского народа для старших дошкольников, ориентированного на воспитание деятельностной, гуманистической направленности личности ребенка.

. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным традициям возможно в том случае, если педагогическая организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе “педагог-ребенок-родитель”.

Список литературы

1. Рыжкова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений – Москва, 2003г.

. Рыжкова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини – музей в детском саду – Москва, 2008г.

. Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ – Волгоград, 2007г.

. Под ред. Кондрыкинской Л.А. С чего начинается Родина? – Москва, 2003г.

. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина… – Москва, 2003г.

. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет – Москва, 2002г.

. Мартынов П.И. Нравственно-патриотическое воспитание – Киев,2000г.

. Сагитова Ш.Х. Башкирские традиции – Уфа, 2004г.

. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика – Москва, 2004г.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bibliofond.ru
Дата добавления: 27.02.2014