Прогнозирование развития образования (на примере Новосибирской области)

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
(на примере Новосибирской области)

Оглавление
Введение
Глава 1 Прогнозирование развития системы образования
1.1 Основы прогнозирования развития системы образования
1.2 Долгосрочное прогнозирование
Глава 2 Прогнозирование развития образования на примереНовосибирской области
2.1 Целеполагание прогнозирования развития образования
2.2 Основные направления и задачи инновационного развитияобразования Новосибирской области
2.3 Обеспечение доступности икачества образования
2.4 Развитие общественно-гражданских форм управленияпроцессами в образовании Новосибирской области
2.5 Внедрение в систему образования Новосибирской областиэффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционнойпривлекательности
2.6 Методика среднесрочного прогнозирования спроса наспециалистов в системе образования региона
2.7 Уточненные основные прогнозные показателисоциально-экономического развития Новосибирской области в 2009 году
2.8 Метод, механизмы и рискиинновационного развития образования
2.9 Оценка эффективности инновационного развитияобразования Новосибирской области
Заключение
Глоссарий
Литература
Введение
Россия — федеративноегосударство, объединяющее субъекты со своим специфическим уровнемсоциально-экономического, культурного, образовательного потенциала.
Сочетание единой федеральнойполитики, направленной на повышение качества образования, ориентированного наэкономику знаний, с региональными моделями ее реализации позволяет обеспечитьинтеграцию интересов государства и регионов.
Во всем современном мире,значение образования как важнейшего фактора формирования нового качестваэкономики и общественной жизни повышается вместе с ростом влияния человеческогокапитала.
Качество жизни и образовательныйпотенциал населения во многом определяется уровнем образования и культурыжителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием, возможностьюсистематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторывлияют на степень включенности людей, живущих на территории области, врегиональные, национальные и мировые общечеловеческие процессы прогрессивногоразвития. Образование, отвечающее современным потребностям общества и рынкатруда, позволяет сформировать у каждого человека способность быстроадаптироваться к современным социо-экономическим реалиям, и это становитсяважнейшим условием успешного и устойчивого развития. Общие ценности,принимаемые большинством, культура и нравственные установки, а также созданныев нашей области интеллектуальный, инфраструктурный, промышленный иинформационный потенциалы, выступают критериями качества жизни всех жителейобласти.
Доставшаяся в наследство слабаявосприимчивость сложившейся системы образования к внешним запросам иуглубляющийся дефицит квалифицированных кадров являются следствиемнесоответствия действующих механизмов государственного управления задачамсоздания благоприятных и отвечающим потребностям региона условий развитиясистемы образования. Очевидна неразвитость механизмов привлечения общественныхи профессиональных организаций к решению актуальных вопросов формирования иреализации образовательной политики. Не созданы условия для развитиянезависимых форм оценки качества образования, а также не выработаны механизмыопределения, поддержки и распространения лучших образцов инновационнойобразовательной деятельности. Понимая это, педагогическое сообщество осознает,что образование нуждается в инновационном развитии.
Исходя из вышесказанного, цельданной работы — прогнозирование развитие системы образования на примереНовосибирской области.
Задачи:
Рассмотреть теоретические основыпрогнозирования развития образования;
Разработать концепцию развитияобразования;
Проанализировать и сделатьвыводы о целесообразности социального прогнозирования.
Объектом исследования являетсяобразования, как целостная структура.
Предметом изучения являетсяпрогнозирование развития образования, как целостной системы.
Гипотеза исследования такова: Использованиепрогнозирования позволит определить приоритеты в развитии (становлении) экономикисистемы образования; методах управления в этой отрасли; и направлениипреобразований, соответствующих происходящим в обществе экономическим,политическим и социальным изменениям.
Глава 1 Прогнозирование развития системыобразования1.1 Основы прогнозирования развития системыобразования
Роль образования в решении задачсоциально-экономического развития России заключается в:
создании условий для повышенияконкурентоспособности личности;
развитии инновационной сферы;
изменении структуры экономики впользу наукоемких отраслей;
формировании трудовых ресурсов,способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциалстраны;
обеспечении социальной ипрофессиональной мобильности;
формировании кадровой элитыобщества, основанном на свободном развитии личности.
На социально-экономическоеразвитие страны влияют в первую очередь:
развитие современной системынепрерывного образования;
повышение качествапрофессионального образования;
обеспечение доступностикачественного общего образования;
повышение инвестиционнойпривлекательности сферы образования.
Реализация этих направленийгосударственной политики в области образования позволит в 2006 — 2010 годахсоздать условия для повышения конкурентоспособности страны, являющегося однойиз целей ее социально-экономического развития, путем решения ряда проблем,сдерживающих развитие образования, таких, как:
несоответствие действующегозаконодательства целям интенсивного развития системы образования;
чрезмерное государственноерегламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений всфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использованияи при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферуобразования;
отсутствие требований ксодержанию и качеству образования;
несоответствие ресурсногообеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.
Организационной основойреализации государственной политики в области образования должна статьФедеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы (далее — Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российского образования. Меры,принятые в 2001 — 2005 годах федеральными органами исполнительной власти,органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органамиместного самоуправления в рамках реализации Федеральной программы развитияобразования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010года, других межведомственных и ведомственных программ в сфере образования,создали базу для решения отечественной системой образования следующих задач,направленных на усиление ее роли в социально-экономическом развитии страны:
приведение содержанияобразования, технологий обучения и методов оценки качества образования всоответствие с требованиями современного общества;
разработка механизмовуправления, адекватных задачам развития системы образования;
создание экономическихмеханизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.
Решение указанных задачдостигается путем совершенствования нормативной правовой базы, необходимогокадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферыобразования.
Управление образованием какдинамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развитиядля принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, ихэффективного использования в процессе управления системой образования зависиткачество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективностьфункционирования экономики в целом. Прогнозирование для целей управлениясистемой образования, рассматриваемое как предсказание будущих изменений,является выбором методов и подходов для наилучшего использования накопленныхзнаний о развитии образования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочнойперспективе.
В развитых странахпрогнозированию развития системы образования придается очень большое значение. Затратына исследования и разработки в этом направлении составляют ежегодно около 2%всех ассигнований на науку в области образования. Выигрыш от исследований иразработок более чем в 50 раз превышает затраты, связанные с их проведением. Особоважная роль должна придаваться прогнозированию развития системы образования вусловиях экономического кризиса [9].
Прогноз представляет собойвероятностную оценку будущих результатов и путей развития системы образования,а также ресурсов и организационных мероприятий, необходимых для егоосуществления. В процессе разработки прогнозов развития системы образованиянеобходимо соблюдать следующие методические принципы:
1) системности, который требуетрассматривать объект прогнозирования и прогнозный фон как систему взаимосвязейи соотношений;
2) оптимальности,предусматривающий разработку точных и достоверных прогнозов при минимальныхзатратах;
3) аналогичности, предполагающийиспользовать в качестве источника опережающей информации о развитиианализируемого объекта знания о траектории развития сходных объектов;
4) комплексности, обеспечивающийвсестороннее описание объекта прогнозирования;
5) специфичности, предполагающийобязательный учет отличительных, характерных особенностей и признаков, присущихтолько анализируемому объекту.
Прогнозирование системыобразования следует рассматривать как предсказание будущих изменений в ееразвитии в перспективе. Цель прогнозирования, которое включает набор методов иподходов, — наилучшим образом использовать накопленные знания об образованиидля выбора приоритетных направлений его научно-инновационного развития [9].
Прогнозирование — необходимыйэлемент государственного регулирования системы образования, разработкиперспективных стратегических планов, национальных программ и проектов. Принятиестратегических решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации,углубляет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следуетотметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-хгодов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированиюразвития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов[1].
Государственное регулированиесистемы образования должно строится на сочетании прогнозирования,стратегического и индикативного планирования, программирования, научного,финансового, материально-технического и кадрового обеспечения. Каждый из этихэлементов единой системы выполняет присущие только ему функции, они действуют вопределенной последовательности.
Прогнозирование (долгосрочное,среднесрочное и краткосрочное) определяет возможные тенденции развития системыобразования под воздействием внешних и внутренних факторов, оцениваеттраектории его динамики, пути и последствия воздействия на эти траектории,чтобы можно было выбрать оптимальный путь развития в прогнозном периоде.
Стратегическое планированиеориентировано на реализацию оптимального пути развития системы образования наоснове выбранных приоритетов, определяемых исходя из результатовпрогнозирования, достижения поставленных целей для обеспечения общедоступностиобразования, повышения его качества и конкурентоспособности на мировом рынкеобразовательных услуг.
Индикативное планированиеобеспечивает сбалансированное развитие экономики образования при реализациистратегических планов, национальных и территориальных программ и проектов наоснове системы обобщающих показателей (индикаторов) развития и балансовважнейших видов ресурсов.
Программирование обеспечиваетреализацию выбранных приоритетов на основе национальных и территориальныхпрограмм и проектов, концентрации ресурсов на прорывных направлениях развитияобразования [1].
Научное обеспечение развитияобразования должно дать ответы на следующие основные вопросы: какие направлениянаучных исследований и разработок будут приоритетными в ближайшие 15-50 лет; когдаи в каких областях знания исчерпают свой потенциал доминирующие научные теории,произойдет формирование новых парадигм; какие отрасли науки будут формироватьтехнико-технологический облик образования будущего; какой мощности должен бытьнаучно-технический потенциал, обеспечивающий: ускоренное развитие науки врамках выбранных приоритетных направлений, переход образования на инновационныйпуть развития; каково должно быть оптимальное соотношение междуфундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и разработками вобласти образования; какие и когда необходимы кластеры комплексных радикальныхинноваций для обеспечения устойчивого развития образования на инновационнойоснове; какой ожидаемый эффект от получения и применения результатовнаучно-исследовательской и (или) научно-технической деятельности [6].
Финансовое обеспечение развитиясистемы образования в соответствии со стратегическими и индикативными планами,национальными и территориальными программами и проектами, должно осуществлятьсяна основе сочетания бюджетной поддержки науки и инновационной деятельности с системойналоговых и таможенных льгот и других финансово-кредитных регуляторов, длясоздания заинтересованности частных инвесторов в реализации выбранныхприоритетов, программ и проектов.
Материально-техническоеобеспечение предполагает организацию работ по строительству новых икапитальному ремонту действующих образовательных учреждений (ОУ) илечебно-оздоровительной инфраструктуры, обеспечении учебного процесса учебнымоборудованием и учебно-наглядными пособиями, средствами информатизации,учебниками, учебной мебелью, а также на основе специально разработанныхнормативов с учетом специфики уровня образования.
Кадровое обеспечение системыобразования должно быть нацелено на организацию профессиональной подготовки ипереподготовки персонала для ОУ, в том числе в системе послевузовскогопрофессионального образования [6].1.2 Долгосрочное прогнозирование
Долгосрочное прогнозированиедолжно занимать ведущее место в системе государственного регулирования системыобразования. Это объясняется рядом факторов [8].
Во-первых, система образованиякак макросистема обладает инерционностью в своем развитии. Происходящиеизменения, сдвиги в технологической структуре экономики, смена поколений людейи техники, охватывают несколько десятилетий. Поэтому необходим достаточныйгоризонт видения, для того чтобы оценить сущность и тенденции перемен, выбратьоптимальную траекторию развития системы образования. Например, в ХХI веке вразвитых странах начался переход к постиндустриальному технологическому способупроизводства, трансформируется структура экономики, реализуется ноосферноемышление. В условиях глобализации указанные тенденции оказывают свое влияние наразвивающиеся страны и в меньшей степени на страны «третьего мира». Крометого, на указанные объективные тенденции накладываются противоречия проводимойсоциально-экономической политики в конкретных странах. Например, в России,проводимые в последние два десятилетия реформы изменили тип демографическогоразвития (развиваются тенденции к депопуляции и старению населения).
Во-вторых, в крупныенациональные программы и проекты в области образования вкладываются сотнимиллионов, а то и миллиарды рублей, а их реализация затягивается на десятилетия.Правильность выбранного стратегического решения о программах и проектах можнобудет оценить только спустя 5 — 10 лет. Стратегические решения, принятые безпредвидения их последствий, дорого обходятся. Особенно это касается образования.Примерами могут служить решения о переходе на 12-летное образование в школе,массовой ликвидации малокомплектных сельских школ финансировании вузов наоснове ГИФО и др. Поэтому, чтобы не допустить стратегических ошибок и провалов,необходимо принимать решения, основываясь на прогнозных оценках развития сферыобразования и ее отдельных секторов.
В-третьих, необходимостьдолгосрочного прогнозирования особенно возрастает в условиях модернизациисистемы образования, когда резко усиливается хаотичность и неопределенностьтраекторий динамики [1; 9].
Направления методологиипрогнозирования динамики системы образования
За рубежом и в России накопленытеоретические заделы, практический опыт и модельный аппарат для разработкидолгосрочного социально-экономического и инновационно-технологическогопрогнозирования. Однако необходимо прежде всего определить теоретическиеосновы, методологию и классы макромоделей, на которых должно базироватьсядолгосрочное прогнозирование системы образования.
Обобщая накопленный опыт, можновыделить три направления методологии прогнозирования динамики системы образования[6; 11].
1. Линейно-экстраполяционнаяметодология основывается на выяснении за достаточно длительный период тенденцийразвития и продления их на будущее с той или иной корректировкой на основеэкспертных оценок. Такие прогнозные расчеты производятся на основе обработкистатистических рядов с использованием методов корреляции и модифицированныхфункций Кобба-Дугласа, построением межотраслевых балансов и др.
Эта методология достаточнонадежна и дает близкие к истине результаты в пределах одной фазы долгосрочногоцикла. Но она дает сбой при переломе тенденций, в точках бифуркаций, при сменефаз циклов и тем более — самих циклов.
2. Методология Форсайт,основанная на коллективной экспертной оценке, дает возможность собрать,обработать и усреднить мнение большой группы квалифицированных ученых испециалистов о тенденциях и параметрах будущего развития.
Однако эта методология страдаетследующими недостатками: субъективизм экспертов, высокая степень усредненностиэкспертных оценок, большим коллективам экспертов присуща известнаяинерционность мышления и стремление продлить в будущее уже наблюдавшиесятенденции. Траектории, отличающиеся от мнения большинства, фактическиотбрасываются, тогда как именно они могут оказаться в тех или иных случаяхнаиболее реалистичными. Еще В.И. Вернадский констатировал, что история науки накаждом шагу показывает правоту отдельных личностей в своих утверждениях, чемцелые корпорации ученых или сотни и тысячи исследователей, придерживающихсягосподствующих взглядов. Истина нередко в большем объеме открыта научнымеретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли. Игнорирование иневосприятие принципиально новых научных идей, высказанных научными еретиками,может привести к неправильному выбору приоритетов научно-технического развития,потери времени и ресурсов. В этом случае переломы траекторий, точки бифуркацийнередко оказываются за бортом, цикличность динамики отражается в меньшейстепени.
3. Методология, основанная нациклично-генетических закономерностях развития, позволяет учитывать ритмцикличной динамики в экономике, генетические ограничения, пределы изменениянаследственного генотипа при смене циклов, направления изменчивости систем дляадаптации к переменам в окружающей среде.
Поэтому представляется, что вкачестве методологической базы для долгосрочного прогнозирования развития сферыобразования следует избрать третий вариант методологии. Однако указанный выборне исключает разработку прогнозов и модельных расчетов по первым двум вариантамметодологии и сопоставлении полученных результатов.
В процессе разработки прогнозовразвития системы образования необходимо рассматривать объект прогнозирования ипрогнозный фон как систему взаимосвязей и соотношений [11]. Это требует знаниязакономерностей развития прогнозного фона. В этой связи можно выделитьследующие закономерности развития прогнозного фона системы образования в началеXXI века:
― циклическое развитиемирового и национального хозяйства;
― увеличение удельноговеса технологических способов производства V технологического уклада (ТУ) изакладка основ VI ТУ;
― ускоренное развитиесектора технологического прорыва в сравнении с сектором эволюционногосовершенствования;
― возрастание роли наукикак фактора повышения качества образования;
― непрерывное (ежегодное) увеличениезатрат на образование, превышение темпов роста затрат на образование надтемпами экономического роста, увеличение наукоемкости образования в развитыхстранах;
― наращивание процессовглобализации образования;
― ускорение процессовморального старения и обновления педагогических технологий;
― увеличение из года в годразрыва в образовательном уровне развитых, развивающихся и стран третьего мира[11].
Процесс разработки прогнозов
Процесс разработки прогнозовразвития системы образования должен включать в себя следующие этапы: аналитический,исследовательский, программный и организационный. Аналитический этап позволяетвыявить состояние и тенденции развития объекта прогнозирования и сопоставить ихс состоянием и тенденциями развития аналогичных объектов за рубежом. На этомэтапе разработки прогноза определяются результаты будущего развития науки иобразования, необходимые и желательные для достижения определенного уровняудовлетворения потребностей личности и конкретных потребителей образовательныхуслуг (работодателей). Результат исследовательского этапа — определение целейбудущего научно-инновационного развития системы образования в виденаучно-технической проблемы, подлежащей решению в течение прогнозируемогопериода. На программном этапе определяются возможные пути достижения целейбудущего развития системы образования, выявляются варианты достижениянеобходимых и желательных результатов, время и вероятность реализации этихвариантов. Организационный этап включает определение возможных вариантовраспределения ресурсов и комплексов организационно-технических мероприятий,необходимых для достижения целей будущего развития системы образования, а такженаиболее рациональных путей достижения этих целей. Этот этап завершает единыйцикл прогнозного исследования, цель которого — предоставить информацию,способствующую повышению научной обоснованности управления образованием [9].
Для разработки прогнозовразвития системы образования необходимо обосновать и выбрать небольшой кругобобщающих макропоказателей для расчетов и построения балансов по основнымвидам ресурсов. К основным признакам объекта прогнозирования системыобразования следует отнести следующие:
1) сложности,
2) масштабности,
3) степень егодетерминированности,
4) характер развития во времени,
5) степень информационнойобеспеченности,
6) природа объекта. В качествеобъекта прогнозирования в системе образования могут выступать: направлениянаучно-инновационного развития; объем и структура затрат; численность иструктура педагогического и научно-педагогического персонала; стоимость иструктура основных средств; качество и конкурентоспособность образовательныхуслуг.
Следует также отметить, чтозадача прогнозирования должна состоять не только в определении приоритетовнаучно-инновационного развития системы образования, но и в оценке возможностейотрасли решить научно-технические проблемы в рамках выбранных направлений.
Поскольку прогнозированиепредставляет собой процесс соразмерения потребностей и возможностей,прогнозисту необходимо учитывать закономерности развития прогнозного фона врамках конкретного национального хозяйства. Развитие российского образованияпроисходит на фоне резких и достаточно непредсказуемых изменениймакроэкономических показателей. Развал экономики неизбежно отражается наэкономике образования в части сокращения платежеспособного спроса государства ичастного сектора на рынке образовательных услуг. Это в свою очередь привело кснижению финансового обеспечения системы образования. Сокращение затрат наобразование приводит к деградации и развалу образовательного уровня населенияпри формальных показателях роста доли лиц с высшим профессиональнымобразованием, кандидатов и докторов наук в структуре численности занятых вэкономике, поскольку в таких условиях наблюдаются процессы сокращения численностии старения научных и педагогических кадров, ухудшения материально-техническойбазы науки и образования, снижения результативности научной деятельности [9].
Проводимая в последние годыполитика ускоренного разгосударствления и приватизации общенароднойсобственности направлена на повышение роли частных предпринимательских структури снижение роли государства в экономической жизни страны. В этой ситуации отинновационной активности предпринимательского сектора экономики сектора вомногом будет зависеть развитие системы образования. Данное обстоятельствонастоятельно требует разработки прогноза платежеспособного спросапредпринимательских структур на рынке образовательных услуг в условиях, когдагосударство сворачивает финансирование образования. При разработке такогопрогноза необходимо учитывать результаты социологических исследований, изкоторых следует, что большинство руководителей российских предприятийиндифферентны к науке и образованию.
Долгосрочное прогнозированиеразвития образования с учетом мировых тенденций должно осуществляться наначалах партнерства государства, науки и образования. Государство дляобоснования своей стратегически-инновационной функции в области образованиянуждается в долгосрочном видении перспектив развития России на фоне мировыхтенденций и включения страны в процессы глобализации. Поэтому федеральные ирегиональные органы государственной власти должны выступать в качествегенерального заказчика такого прогноза, финансировать его разработку ииспользовать полученные результаты. Разработчиком долгосрочных прогнозов можетбыть только наука — независимые в своих суждениях и оценках ученые высшейквалификации, владеющими знаниями о закономерностях развития общества иискусством предвидения дальнейшего хода событий.
Центральным звеном общего государственногопрогнозирования научно-инновационного развития образования является выбор егоприоритетных направлений. Общегосударственный подход здесь необходим потому,что по принцип самоокупаемости в данном случае вообще не должен применяться. Понекоторым направлениям он существенно ограничен, и сроки окупаемостисущественно превышают нормативные. Если сроки их окупаемости выходят за пределы15-20 лет, то само понятие окупаемости становится условным [11].
Прогнозирование развития системыобразования должно охватывать все основные направления развития науки иобразовательных (педагогических) технологий. К числу объектов прогнозированиянаучно-инновационного развития системы образования следует отнести: приоритетныенаправления научно-инновационного развития; научно-технический потенциал; техническоеперевооружение и модернизация материально-техническая базы отрасли; подготовкакадров; организационно-экономический механизм управления; качество иконкурентоспособность образовательных услуг.
Эффективность развития системыобразования во многом определяется не только мощностью совокупногонаучно-образовательного потенциала страны, но и его оптимальным распределениеммежду регионами, отраслями народного хозяйства. Результаты экономико-математическогомоделирования свидетельствуют о том, что максимум функции силы взаимодействиянауки и образования достигается при условии «равновеликости» мощностейнаучно-технических потенциалов взаимодействующих объектов. Например, силанаучно-технического взаимодействия отраслей с преобладанием продукций (работ,услуг) III и V ТУ практически равна нулю. Из сказанного следует необходимостьразработки прогноза оптимального размещения научного и образовательногопотенциала страны, его концентрации на приоритетных направлениях развитияобразования [9].
При разработке прогнозовразвития системы образования должна быть собрана вся необходимая информация,причем информационный материал должен многократно пополняться и переоцениваться.Для построения прогностической модели следует использовать в совокупностистатистические данные и экспертные (интуитивные) оценки. Поскольку дляпрогнозирования большинства показателей науки и образования неприменимы методыпростой экстраполяции, входящие в модель переменные в своем большинствепредставляют собой обоснованные интуитивные оценки и допущения. Причем степеньнеопределенности сведений, получаемых из такого рода оценок и допущений,возрастает по мере увеличения горизонта прогнозирования, сложности имасштабности решаемых научно-технических проблем. Вероятность того, чтопредсказанные события действительно наступят, зависит от качества экспертов,научной обоснованности ими оценок и допущений.
Глава 2 Прогнозирование развития образования напримере Новосибирской области2.1 Целеполагание прогнозирования развитияобразования
Концепция инновационногоразвития образования Новосибирской области базируется на духовных, культурных иобщественных Ценностях, сложившихся на протяжении многих веков в непрерывнойдеятельности человека в поиске смысла жизни на великом мегакультурномпространстве России и ее неотъемлемой части — Сибири [2].
Целью инновационного развитияобразования Новосибирской области является определение условий и механизмов ихдостижения, которые:
обеспечат качественные измененияв самом образовании, системе образования и образовательных средах региона дляпредоставления возможностей человеку многогранно развиваться как духовной,творческой и здоровой личности в соответствии с требованиями современногоразвития региона;
создадут условия длязаинтересованного участия общества в развитии образования;
в полной мере будут учитыватьобщественный запрос со стороны различных групп населения;
будут способствоватьэффективному, конкурентоспособному и устойчивому социально-экономическомуразвитию Новосибирской области;
отвечают тенденциям развитиясовременной России как ведущего участника глобальных отношений в мире.
Инновационное развитиеобразования Новосибирской области опирается на предложенные Федеральной целевойпрограммой направления развития образования на 2006-2010 годы и специальноразработанные принципы. Именно на основе этих принципов в образованииНовосибирской области должны произойти системные изменения, обеспечивающие его доступность,качество, непрерывность и инвестиционную привлекательность [13].
Система научного и техническогообразования, система генерации знаний, система генерации технологий, систематехнического перевооружения промышленности, система эффективной инновационнойинфраструктуры — вот основные направления формирования экономики будущегоНовосибирской области.
Инновационное развитиеобразования Новосибирской области основывается на следующих принципах [3]:
принцип опережающего развитияобразования;
принцип проектированияинновационного развития;
принцип открытости образования иобщественного участия;
принцип непрерывностиобразования;
принцип стратегическогоинвестирования;
принцип инновационностиобразовательной среды.
1. Принцип опережающего развитияобразования.
Принцип опережающего развитияобразования применяется как адекватный ответ на запросы, обусловленныенаправлениями социально-экономического развития Новосибирской области до 2025года. Данный принцип означает мобильную переориентацию системы образования наподготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях интенсивного развитиясоциальных и экономических процессов и нового качества жизни, готовогооперативно предложить свое участие, отвечая на запросы общества и рынка труда.
2. Принцип проектированияинновационного развития образования.
Данный принцип означает, чтосами подходы к инновациям в образовании должны быть инновационными для системыобразования. Традиционные отраслевые и программные подходы не успеваютреагировать на стремительно происходящие изменения в обществе, стране и мире. Осознаваяи учитывая современные тенденции развития страны и региона, необходимо ужесегодня проектировать адекватные этим изменениям процессы в образовании.
Принцип проектированияинновационного развития образования предполагает разработку и реализацию уже внастоящее время проектов, направленных в будущее — на устойчивое долговременноеразвитие образования.
3. Принцип открытостиобразования и общественного участия.
Развитие образованияНовосибирской области — это не столько ведомственный и административныйпроцесс, сколько стратегическое направление развития всего региона,затрагивающее интересы каждого человека.
Учитывая это, Концепцияинновационного развития образования опирается на принцип открытости образованияи общественного участия. Этот принцип предполагает достижение общественногосогласия, на основе которого власть, общество, бизнес, общественные организациии профессиональное педагогическое сообщество принимают на себя обязательства посовместному продвижению в Новосибирской области инновационных образовательныхпроцессов [2]. Достигнутое общественное согласие позволит выстроитьконструктивные взаимовыгодные отношения всех субъектов, что обеспечитнеобходимые изменения в такой сложной социально-экономической сфере жизнирегиона, как образование.
4. Принцип непрерывностиобразования.
Современный мир характеризуетсяпереходом к глобальным процессам, важнейшую роль в которых будут играть знаниячеловека и основанные на них компетенции.
Непрерывное образование человекав течение всей его жизни является фактором мобильности общества, его готовностик прогнозируемым изменениям. Предоставление государством и обществом возможностейчеловеку постоянно развиваться и образовываться вне зависимости от возраста,состояния здоровья и других факторов способствует гармонизации общественныхотношений через справедливое перераспределение знаний как основного капиталачеловека. Обладание капиталом знаний позволяет человеку эффективно организоватьсобственную жизнь и управлять ею, обеспечивает права всех на самореализацию [2].
5. Принцип стратегическогоинвестирования.
В современном постиндустриальноминформационном обществе уровень образования человека оказывает прямое влияниена качество создаваемого общественного продукта и его конкурентоспособность. Главнымконкурентным качеством человека становятся его знания и компетенции, социальнаяи профессиональная мобильность, умение инициировать или поддерживатьинновационные технологии производства и управления, прогрессивные процессысоциального развития, активно включаться в их реализацию [2].
Если общество хочетдолговременно развиваться, его стратегические инвестиции должны быть направленына человека, а значит, в его образование.
6. Принцип инновационностиобразовательной среды.
Открытость образования являетсяважнейшим условием формирования образовательной среды. Являясь одним изосновных субъектов образовательной среды, образовательные учреждения иорганизации становятся активными участниками многообразных взаимодействий, что непременнопривносит в их деятельность новые черты.2.2 Основные направления и задачи инновационногоразвития образования Новосибирской области
Круг проблем, стоящих на путиразвития образования Новосибирской области в соответствии с запросомроссийского государства, имеет комплексный характер, поэтому поставленные дляпреодоления существующих проблем задачи можно сгруппировать в комплексы, наоснове которых определяются следующие направления инновационного развитияобразования нашей области:
развитие единой образовательнойсреды Новосибирской области;
обеспечение доступности икачества образования;
развитие общественно-гражданскихформ управления процессами в образовании Новосибирской области;
внедрение в систему образованияНовосибирской области эффективных экономических механизмов и повышение ееинвестиционной привлекательности.
Единая образовательная среда,которая должна быть создана в Новосибирской области, предполагает ориентацию назапросы граждан, общественных групп, рынка труда, государства и обеспечиваетсвободное развитие личности, направлена на творческое и здоровое развитиеличности, повышение конкурентоспособности человека, получившегопрофессиональную подготовку на основе свободного выбора, и формированиерегиональной кадровой элиты, способной воспроизводить и развивать ресурсный иинтеллектуальный потенциал области [3].
В основе создания единойобразовательной среды — расширение на уровне субъекта Российской Федерацииполномочий и возможностей, прав и ответственности учредителей образовательныхучреждений, а также регионального и местных сообществ как потребителей услуг,предоставляемых системой образования. Гарантом участия всех субъектов вдеятельности по формированию единой образовательной среды Новосибирской областиявляется достижение всеобщего общественного согласия. В общественном договорепредлагается принять участие государственным и муниципальным органам властиНовосибирской области, государственным и муниципальным учреждениям,политическим и общественным организациям, акционерным обществам и частнымлицам, объединениям различной направленности, всем, чья деятельность активноразвивается в области.
Задачи инновационного развитияобразования, обеспечивающие развитие единой образовательной среды Новосибирскойобласти:
1. проведение региональнойобразовательной политики, направленной на сетевое взаимодействие всех субъектовединой образовательной среды Новосибирской области;
2. создание механизмовформирования на основе потребностей обучающихся целевых заказов государства,общества, корпораций и запросов рынка труда, консолидированного иподкрепляемого средствами заказа системе образования Новосибирской области имуниципальным системам образования на подготовку и переподготовкупрофессиональных кадров различных профиля, уровней и специализации образования;
3. качественное изменениеповышения квалификации и переподготовки кадров системы образования на основепрогностического и опережающего планирования курсов на базе образовательныхпрограмм и дисциплин, ориентированных на инновационные подходы к образованию;
4. создание единогоинформационного пространства Новосибирской области для объективногопредставления населению всех образовательных возможностей региона, развитиякорпоративной образовательной культуры;
5. инициирование управленческихпроцессов, повышающих ответственность учредителей за деятельностьобразовательных учреждений.2.3 Обеспечение доступности и качества образования
Право на образование являетсяконституционной гарантией для каждого гражданина.
Для достижения доступности икачества образования в Новосибирской области в ходе его инновационного развитиянеобходимо решение следующих задач:
1. осуществлять непрерывныйобразовательный процесс на различных его уровнях, обеспечивающий поддержаниездоровья человека и развитие его потенциалов;
2. разработать и внедритьрегиональную государственно-общественную систему оценки качества образования, деятельностиобразовательных учреждений и организаций.
3. ежегодно проводитьрегиональные конкурсы по разработке и реализации проектов по направленияминновационного развития образования;
4. внедрить моделиинтегрированных образовательных учреждений, реализующих, в том числе,адаптированные образовательные программы различных уровней, предоставляющихравные стартовые возможности для образования детей вне зависимости от ихсоциальной, расовой и религиозной принадлежности, психофизического здоровья,уровня благосостояния их семей или опекунов;
5. разработать системунепрерывного профессионального образования, ориентированную на потребности всехкатегорий граждан в выстраивании собственных образовательных и профессиональныхтраекторий [2].2.4 Развитие общественно-гражданских формуправления процессами в образовании Новосибирской области
Сегодня сделан однозначныйвывод, что развитие образования невозможно без его открытости перед обществом. Открытостьзаключается не столько в регулярной публикации и общественной презентацииотчетов органов управления образованием и образовательных учреждений о своейдеятельности, сколько в общественном участии в образовательной деятельности [3].
Открытость позволит образованиюНовосибирской области получить объективное представление о своем развитии,освободиться от существующих в нем стереотипов, вступить в конструктивныйобщественный диалог, развивающий взаимодействия и обеспечивающийвзаимообогащение.
Открытость образованияобеспечивается заложенным в Федеральный закон «Об образовании» принципомгосударственно-общественного управления [12]. Этот принцип необходимореализовывать на условиях опережения многих иных процессов в образовании, таккак инновационное развитие образования невозможно без широкой общественнойподдержки и активного общественного участия в выработке образовательной политики,поиске эффективных путей обеспечения доступного и качественного образования.
На пути развитияобщественно-гражданских форм управления образованием необходимо решитьследующие задачи:
1. апробировать и начатьвнедрение эффективных моделей государственно-общественного управления,способствующих развитию общественно-гражданских форм управленияобразовательными учреждениями как важного условия открытости и инвестиционнойпривлекательности образования;
2. отработать механизмыуправления образовательными учреждениями при изменении организационно-правовыхформ их деятельности в условиях роста экономической самостоятельностиобразовательных учреждений, повышения прозрачности финансирования, усиления ихответственности за эффективность образовательного процесса, результатыдеятельности;
3. осуществить проектныеразработки в части выстраивания взаимодействия учреждений профессиональногообразования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образованиядополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов.
2.5 Внедрение в систему образования Новосибирскойобласти эффективных экономических механизмов и повышение ее инвестиционнойпривлекательности
Неэффективность расходованиясредств, выделяемых на образование, очевидна. В большей степени это связано ссохранением в образовании как отрасли финансовых и экономических механизмов,доставшихся в наследство от затратной уравнительной экономики.
Переход от финансированияобразовательных учреждений к финансированию потребителей образовательных услуг- основа современной бюджетной экономики образования. Принципиальным такжеявляется создание системы экономической мотивации педагогов к своемупрофессиональному росту. Особое внимание следует уделить закреплению вконтрактах работников органов управления образованием администраций иадминистративных работников образовательных учреждений оценки их деятельности взависимости от качества образования в регионе, муниципальном образовании илиобразовательном учреждении [13].
Инновационное развитиеобразования Новосибирской области направлено на внедрение эффективныхфинансовых и экономических механизмов, обеспечивающих качество образовательныхпроцессов и эффективность расходования бюджетных средств, а также повышающихинвестиционную привлекательность образования.
Решение существующих проблем напути экономически устойчивого развития образования Новосибирской областивозможно за счет выполнения следующих задач:
1. разработать, апробировать ивнедрить региональную модель многоканального финансирования образовательныхучреждений и организаций всех уровней, типов и видов;
2. разработать, апробировать ивнедрить эффективные технологии управления качеством образования,обеспечивающие его инвестиционную привлекательность;
3. активно использовать апробированныеи проектировать новые механизмы, включая нормативно-правовые, для эффективногоиспользования бюджетных средств;
4. разработать и внедритьсистему экономической мотивации труда работников образования, связанную сприменением ими в своей профессиональной практике принципов инновационногоразвития образования;
5. осуществить перспективныйэкономический и программный анализ возможности многопрофильной подготовкикадров, готовых работать в новых условиях деятельности системы образованияНовосибирской области на базе учреждений высшего образования.2.6 Методика среднесрочного прогнозирования спросана специалистов в системе образования региона
В настоящее время объемы иперечень специальностей и профессий, по которым готовят молодых рабочих испециалистов, зачастую планируются на основе устаревшей или недостаточнопроверенной информации, не отражающей произошедших изменений на рынке труда ине учитывающей емкости рынка трудовых ресурсов. Как следствие, частьвыпускников рискуют получить специальности, уже не востребованные рынком труда(например, известные перекосы в подготовке по специальностям “юрист”,“экономист”, “бухгалтер”). С другой стороны, нарастает дисбаланс спроса ипредложения на рынке труда, связанный с соотношением уровней профессиональногообразования. Таким образом, следует констатировать двойной структурныйдисбаланс спроса и предложения рабочих мест на региональных рынка труда: поуровню образования (начальное, среднее, высшее профессиональное образование) ив профессионально-квалификационном разрезе.
Прогнозирование потребностейрынка труда в этих условиях рассматривается как важная составная частьмаркетинговой информации, необходимой для разработки мероприятий порегулированию и контролю за изменениями рынка образовательных услуг, постратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров,ориентированной на спрос.
Составление перспективныхбалансов спроса и предложения рабочей силы выступает основным компонентоммеханизма управления кадровым потенциалом региона, важной составляющейэффективной модели организационно-экономического взаимодействия региональныхсистем профессионального образования и рынков труда. Но, как правило, прогнозыи программы экономического развития, подготавливаемые в субъектах РФ, строятсяна сведениях, полученных от органов государственной статистики и отражающихструктуру занятости лишь в отраслевом разрезе. Имеющиеся сейчас статистическиеданные не позволяют оценить динамику занятости в разрезепрофессионально-квалификационной структуры рабочих мест экономики региона. Дляпланирования системы подготовки кадров этих сведений явно недостаточно. Отраслеваяструктура занятости не дает представлений ни о профессиональной квалификацииработников (в сельском хозяйстве это могут быть и животноводы, и виноградари),ни о необходимом уровне образования (в животноводстве это могут быть иветеринарные врачи, и доярки). С другой стороны, профессиональная квалификацияработника не обязательно жестко привязана к той или иной отрасли хозяйства: например,профессия водителя является универсальной и присутствует в статистике каждойотрасли экономики.
В основу разработки методикибыли положены следующие базовые идеи:
1. Поскольку прогнозированиекадровых потребностей региона является основным звеном в целостном механизмевзаимодействия региональных рынков труда и профессионального образования, ацелевым ориентиром разработки прогноза выступает использование его дляформирования ежегодного регионального заказа на подготовку кадров в системе начального,среднего и высшего профобразования, то методика анализа рынка трудапредполагает, что прогнозирование профессионально-кадровых потребностейэкономики должно строиться не в отраслевом разрезе, а разрезе профессий испециальностей.
2. Как показал анализсуществующих подходов к разработке среднесрочных кадровых прогнозов, ни один изиспользуемых методов нельзя признать удовлетворительным с точки зренияреализации целей прогнозирования. Необходим взаимодополнительный подход,включающий в себя различные методы исследования и прогнозирования рынка труда.
3. В качестве дополнительныхметодов исследования целесообразно использовать:
вторичный анализ статистическихданных и выявление трендовых тенденций в сфере занятости;
анализ программ и проектовсоциально-экономического развития региона;
анализ планов и программинвестиций в реальный сектор экономики региона;
анализ демографическойстатистики.
Необходимость использованиядополнительных методов обусловлена, как показывает опыт апробации методики,определенным фоном субъективности оценок работодателями перспектив развитиясвоего предприятия.
4. В качестве основного методасбора информации следует использовать прямой опрос работодателей региона, таккак структуры текущей и перспективной занятости даже на однородных предприятияхимеют существенные различия. При таком подходе можно частично нивелироватьфактор взаимозаменяемости специалистов, поскольку о конкретной спецификеструктуры занятости непосредственные руководители предприятий (служб поперсоналу) осведомлены достаточно хорошо. В этом отличие предлагаемой методикиот методологии, разработанной, например, Национальным управлением образованияФинляндии.
5. Принципиально важным дляформирования регионального заказа на профобразование является прогнозированиесовокупных кадровых потребностей в квалифицированных рабочих, специалистах сосредним и высшим профобразованием, т.е. всех уровней профессиональнойподготовки.2.7 Уточненные основные прогнозные показателисоциально-экономического развития Новосибирской области в 2009 году
Высокие темпы экономическогоразвития области в 2008 году реализовались на фоне продолжающегосяэкономического подъема в Российской Федерации. Однако во второй половине годастало проявляться влияние мирового финансового кризиса, особенно в банковскойсфере и ряде отраслей, имеющих большую зависимость от привлечения заемныхсредств.
Негативные проявления в мировойи российской экономике в течение 2009 года и в определенной степени впоследующем периоде будут серьезным фактором, определяющим темпысоциально-экономического развития области.
В этих условиях на темпахэкономического роста будут сказываться имеющиеся недостатки системногохарактера — невысокий уровень конкурентоспособности предприятий из-за низкой производительноститруда, неоправданно высокого энергопотребления и ресурсоемкости, старенияосновных фондов и технологического отставания, неперспективности и недостаточновысокого качества потребительских свойств продукции ряда предприятий.
Проблемы, тормозящие развитиепотребительского и инвестиционного спроса, а также высокий уровень конкуренцииза финансовые инвестиционные ресурсы ужесточатся в связи с усиливающимся ихдефицитом.
В то же время высокий уровеньдиверсификации экономики Новосибирской области, невысокая доля сырьевогосектора в ее структуре являются преимуществом, дающим дополнительныевозможности стабилизации ситуации и обеспечения поступательного развития впланируемом периоде.
Важным преимуществом областиявляется высокий уровень концентрации науки и профессионального образования,которые при наличии эффективной инновационной системы, усилении мотивациипроизводственного сектора к обновлению технологий, освоению новой продукциимогут стать эффективным источником развития высокотехнологического сектораэкономики.
Становление в последние годыкрупных розничных торговых сетей, развитие оптовых компаний усиливаетвостребованность в логистических услугах, что в совокупности с укрепившейсяролью Новосибирской области как крупнейшего межрегионального и международноготранспортного узла восточной части России является важным условием продолженияинвестиционного процесса в создании системы современныхтранспортно-логистических комплексов.
Развитая финансоваяинфраструктура Новосибирской области, включающая лидирующий в округе банковскийсектор, крупнейшие региональные биржевые площадки: фондовую, валютную итоварную, создают условия для концентрации финансовых ресурсов, технологий испециалистов в области финансов.
Стабильность функционированияэкономики и социальной сферы области в условиях негативных проявлений кризисабудет обеспечена относительно высокой в сравнении с другими субъектами Россиидолей бюджетного сектора. В структуре занятых в экономике области занятые вбюджетной сфере составляют около 25% [5]. Эта сфера в 2009 году будет наименееподвержена кризисным явлениям, обеспечит стабильную занятость, рост оплатытруда занятых в ней, а также устойчивый платежеспособный спрос на рынкепотребительских товаров и услуг (Табл.1).
Даже при наличии ряда факторов,обеспечивающих относительную стабильность экономики и социальной сферы вплановом периоде, сложные экономические условия предъявляют особые требования кэффективности управленческих действий, проработке и формированиюмноговариантных управленческих решений, привлечению к выработке таких решенийспециалистов-экспертов, участников процесса преобразований.
В этих условиях стоит задача — преждевсего не потерять приоритет стратегических целей развития, мобилизовать усилиявсех ветвей власти на реализацию стратегических приоритетов развития,обеспечить подчиненность оперативной управленческой деятельности решению задачстратегической направленности.
В плановом периоде концентрацияусилий исполнительных органов государственной власти и бюджетных средств будетсосредоточена на развитии науки и образования, развитии рынков и поддержанииплатежеспособного спроса населения, инвестиционных процессов, техническом,технологическом обновлении производств и создании новых наукоемких предприятий,развитии жилищного строительства, поддержке и развитии малого и среднегобизнеса, оптимизации и повышении эффективности социального обслуживания.
Таблица 1 — Стабильность функционирования экономики и социальной сферы НовосибирскойобластиНаименование показателей Единица измерения 2007 отчет 2008 оценка 2009 прогноз Валовой региональный продукт млрд. рублей 347 434 476 Индекс валового регионального продукта в% к предыдущ. году 111,0 109,7 102,4 Валовой региональный продукт на душу населения тыс. рублей 131,5 164,6 180,3 Индекс промышленного производства в% к предыдущ. году 112,3 109,0 102,2 Индекс валового объема продукции сельского хозяйства в% к предыдущ. году 111,5 106,0 104,0 Индекс объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство» в% к предыдущ. году 133,7 109,0 92,0 Грузооборот организаций транспорта в% к предыдущ. году 105,8 102,5 101,5 Пассажирооборот организаций транспорта в% к предыдущ. году 106,6 109,0 103,0 Индекс оборота розничной торговли в% к предыдущ. году 114,3 114,0 103,0 Индекс объема платных услуг населению в% к предыдущ. году 111,2 113,8 104,0 Объем инвестиций в основной капитал млрд. рублей 85,2 110,0 117,0 Индекс объема инвестиций в основной капитал в% к предыдущ. году 144,4 118,0 100,0 Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения тыс. рублей 32,3 41,7 44,4 Численность постоянного населения (среднегодовая) тыс. человек 2638,1 2637 2639,9 Общий коэффициент рождаемости человек на 1000 населения 11,4 12,5 12,6 Коэффициент естественного прироста человек на 1000 населения — 3,3 — 2,1 — 1,7 Коэффициент миграционного прироста человек на 1000 населения 1,4 3,0 3,0 Численность трудовых ресурсов тыс. человек 1761 1721 1701 Индекс потребительских цен в среднем за год в% к предыдущ. году 108,1 114,1 112 Предельный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения в% к предыдущ. году 115 118 122,8 Фонд заработной платы работников млрд. рублей 129,6 167,8 192,4 Реальные располагаемые доходы населения в% к предыдущ. году 113,3 112,6 102,7 Величина прожиточного минимума рублей 4030 4826 5415
Отметив, что фактические темпыроста большинства показателей социально-экономического развития областиопережают прогнозные, Губернатор области подчеркнул следующее: «Мы делаемставку на развитие научно образовательного комплекса и инновационной экономики,нацеленной на производство уникального продукта. Убеждён, что экономическийэффект от этого будет гораздо выше, чем в регионах, опирающихся на традиционныеотрасли экономики. Этот эффект должен привести к существенному росту доходовнаселения и других показателей качества жизни. Например, мы в течениетрёхлетнего периода готовы выйти на нормальный, существующий в развитых странахрежим доступности жилья, когда доходы населения с одной стороны, иуправленческие решения в сфере жилищного кредитования с другой, способнысделать жильё действительно доступным для абсолютного большинства экономическиактивного населения».2.8 Метод, механизмы и риски инновационногоразвития образования
Задействованные в рамкахинновационного развития образования Новосибирской области метод и механизмы егореализации направлены:
на переход от пониманияобразования как сферы потребления, т.е. передачи и получения знаний, к сфересозидания — личному и корпоративному освоению и компетентному применению знаний;
на изменение доминирующегоотношения к образованию как затратной отрасли экономики в сторону понимания,того, что образование — стратегический ресурс экономического развития.
Инновационное развитиеобразования Новосибирской области основано на проектно-программном методе [6].
Проектно-программный методактивизирует межотраслевые отношения, затрагивая многие региональные имуниципальные организации и учреждения. Это позволит проводить единуюрегиональную политику в области образования, решить проблему диспропорций вразвитии муниципальных систем образования и сформировать единую образовательнуюсреду и единое информационное пространство Новосибирской области.
Применение проектно-программногометода позволит оценить готовность системы образования Новосибирской области кинновационному развитию (табл.2).
 
Таблица 2 — Развитиесети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получениякачественного общего образования независимо от места жительства Наименование показателя Факт Обязательства 2006 2007 2008 2009 Доля школьников (в%), обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса 52% 67% 80% 100% Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, в пределах норм, установленных Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 22,0 22,8 24,3 25,0 Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в пределах норм, установленных Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 8,4 9,6 11,0 12,7 Создание для обучающихся старшей ступени возможности выбора профиля обучения, обеспеченного необходимым оборудованием и высококвалифицированными кадрами для качественной реализации соответствующих образовательных программ по каждому предмету и эффективного с точки зрения использования образовательных ресурсов 51,8 56 60 62
Предлагаемые механизмыреализации инновационного развития образования являются инструментарием кпроектно-программному методу [2].
1. Механизм прогностическогоанализа развития образования
Через этот механизм во многомреализуется принцип опережающего развития образования. Другой его эффектсостоит том, что в системе образования должны качественно изменитьсяинформационные потоки за счет применения современных технологий создания базданных об образовании и образовательных средах, оперативного сбора, обработки ираспространения статистической и иной информации.
Запуск механизмапрогностического анализа развития образования позволит разрешить насущныепроблемы, существующие в Новосибирской области, к которым можно отнести:
отсутствие системыобщественно-государственных служб, содействующих трудоустройству и занятостивыпускников образовательных учреждений;
неразвитость региональной сетианалитико-информационных образовательных центров прогнозирования, мониторинга имаркетинга образовательных услуг.
Применение указанного механизмасоздаст условия для качественных преобразований в профессиональном образованиии переподготовке специалистов системы образования через прогнозированиедолгосрочных кадровых запросов образовательных организаций, учредителей иобразовательных учреждений [2].
2. Механизм создания системныхобразовательных комплексов
Системный образовательныйкомплекс создается на уровне муниципального образования (городского округа) Новосибирскойобласти и включает в себя образовательные и иные организации и учрежденияразного уровня, типов и видов, инновационные образовательные программы,технологии и методики, а также управленческую инфраструктуру.
Целью деятельности системногообразовательного комплекса является интеграция ресурсов территории, созданиевсесторонних условий для диагностирования образовательного потенциала личности,прогностического выстраивания и реализации непрерывных образовательных ипрофессиональных траекторий всех участников образовательного процесса. Системныйобразовательный комплекс обеспечивает образование:
с уровня дошкольногообразования,
через уровень получения знаний икомпетенций на основе государственных стандартов и осуществления выбора профиляобразования и профессии на стадии общего образования,
до индивидуального выбораличностью уровня своего профессионального образования (начального, среднего иливысшего), а также возможности для каждого оперативно пройти профессиональнуюпереподготовку или получить образование по новой специальности.
Системные образовательныекомплексы ориентированы на перспективы экономического, социального икультурного развития территории, а также учитывают климатическую и природнуюспецифику.
Создание системныхобразовательных комплексов осуществляется на конкурсной основе через разработкурегиональных, муниципальных или общественных инновационных образовательныхпроектов, внедряющих и апробирующих:
содержание образования иобразовательные технологии, включая новые формы организации урочной и внеурочнойдеятельности, способствующие поддержанию и укреплению здоровья, направленные надуховно-нравственное, психофизическое, умственное (творческое, интеллектуальное)и эмоциональное развитие участников образовательного процесса;
содержание образования,ориентированного на сбалансированность знаний и компетенций, определяющихсоциальное развитие участников образовательного процесса;
комплексные и сетевые подходы кнепрерывному общему и профессиональному образованию;
принципыгосударственно-общественного управления образовательными учреждениями;
технологии сетевоговзаимодействия образовательных учреждений (организаций) с другими учреждениямии организациями в местном сообществе (общественными институтами, бизнесом,ВУЗами и др.) [2].
3. Механизм точечного сетевоговнедрения инноваций на уровне муниципальных образований
Инновационное развитиеобразования Новосибирской области реализуется через инициативы учредителейобразовательных учреждений и структуры их государственно-общественногоуправления, направленные на создание образовательных сред на территориях ихдеятельности.
Механизм точечного сетевоговнедрения инноваций на уровне муниципальных образований подразумевает, чтозаявки на участие в инновационной деятельности подаются исключительномуниципальными органами власти или структурами государственно-общественногоуправления образованием как гарантами осуществления инновационных проектов исоздания единой образовательной среды в Новосибирской области. В рамках однойзаявки (возможно участие нескольких заявителей) может быть представленосоздание не менее двух взаимодействующих системных образовательных комплексов.
Механизм точечного сетевоговнедрения инноваций создает благоприятные условия для развития принциповстратегического инвестирования и проектирования инновационного развития. Особыеусловия создаются для реализации принципа открытости образования иобщественного участия. В рамках рассматриваемого механизма данный принципреализуется через инициативное развитие общественно-гражданских форм управленияобразовательными учреждениями разных уровней, формирования региональной имуниципальных образовательных политик, участия в оценке качества образования [2].
К формамобщественно-гражданского участия в управлении образованием можно отнести:
советы участниковобразовательного процесса и советы образовательных учреждений;
советы выпускниковобразовательных учреждений;
попечительские советы и фондыобразовательных учреждений;
муниципальные организации ирегиональную ассоциацию учителей и преподавателей;
региональную ассоциациюруководителей образования;
фонды развития образования вмуниципальных образованиях и в Новосибирской области,
а также:
общественную палатуНовосибирской области;
ассоциации работодателей и др.
Именногосударственно-общественные структуры управления образованием и определенияобразовательной политики обеспечивают широкое социальное взаимодействие,развивают сетевое сотрудничество образовательных учреждений разного уровня,типов и видов, их согласованное партнерство с другими объединениями граждан,проживающих или активно осуществляющих свою деятельность на территории, гдеформируется и развивается образовательная среда [13].
4. Механизм привлеченияинвестиций в образование через общественное участие в управлении образованием ипроцессах определения образовательной политики
Общественное участие вуправлении образованием и процессах определения образовательной политикиявляется наиболее действенным механизмом привлечения в образование инвестицийза счет:
создания эффективныхсоциально-экономических отношений между различными субъектами рынкаобразовательных услуг:
образовательными учреждениямиразных уровней, разного типа и вида;
родителями, государственными имуниципальными организациями и учреждениями, а также рынком труда как основнымизаказчиками качества образования и подготовки специалистов;
бизнес-инкубаторами,консалтинговыми фирмами и др.;
развития фондов, создаваемыхпопечительскими советами и советами выпускников образовательных учреждений;
создания и развития системырегиональной и муниципальной поддержки образовательного кредитования какэффективного инструмента повышения доступности, прежде всего, системыпрофессионального образования [3; 13].
5. Механизм долгосрочногонормативного финансирования потребителя образовательных услуг
Проект, как организационнаяформа инновационного развития образования Новосибирской области, в полной мересоотносится с отказом от сметного финансирования образовательных учреждений ипереходом к механизму долгосрочного нормативного финансирования потребителяобразовательных услуг.
Нормативное финансированиеобъективно приведет к инновационным процессам в образовании, к которым можноотнести:
создание прогрессивных методикрасчета нормативного финансирования по разным уровням образования, типам ивидам образовательных учреждений;
разработку законодательной инормативной базы, повышающей финансово-экономическую самостоятельность иответственность образовательных учреждений за качество образовательных услуг;
разработку механизмовмногоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений;
обеспечение разнообразияорганизационно-правовых форм образовательных учреждений разных уровней черезразработку соответствующей нормативно-правовой базы;
формирование мотивацииработников образования, образовательных учреждений, органов управленияобразованием к инновационному развитию [3; 13].
Риски
При реализации Концепцииинновационного развития образования Новосибирской области могут возникнутьриски, связанные:
с недооценкой принципауправления по результатам;
с неадекватной со сторонысистемы образования интерпретацией выбранных принципов и направленийинновационного развития образования;
с инертностью законодателя ввопросах изменения существующих в настоящее время подходов к предоставлениюфинансово-экономической самостоятельности образовательным учреждениям;
с неготовностью системыобразования к реализации Концепции инновационного развития образования вНовосибирской области;
со слабой координацией действийразличных субъектов образовательной политики [2].2.9 Оценка эффективности инновационного развитияобразования Новосибирской области
Концепция инновационногоразвития образования Новосибирской области предлагает современные подходы коценке качества и эффективности образования. В соответствии с такими подходамисистема оценки в большей степени опирается на качественные критерии ипоказатели, основные из которых ориентируются на долгосрочные эффекты, а ихоценка отсрочена во времени в проявлениях и измерениях.
Качественные долгосрочныеэффекты реализации Концепции инновационного развития образования Новосибирскойобласти можно разделить на две группы [2].
Первая — это длящиеся эффекты винновационной работе образовательных учреждений и органов управленияобразованием. К ним относятся:
диагностируемые решенияпоставленных задач и достижение цели инновационного развития образовательныхучреждений или системы образования в муниципальном образовании;
долгосрочное и подтвержденноебюджетами планирование инновационных процессов, осуществляемых образовательнымиучреждениями или органами управления образованием;
длительность инициативногоучастия педагогических коллективов образовательных учреждений и специалистоворганов управления образованием в инновационной деятельности;
устойчивое позитивное отношениеучастников образовательного процесса к инновационному развитию образования;
наличие конкуренции в рамкахучастия в образовательных процессах среди партнеров образовательных учрежденийили органа управления образованием;
пролонгация партнерамипредложений об участии в мероприятиях и программах, планируемых в рамкахинновационного развития образования, включая региональные, национальные имеждународные; и др.
Ко второй группе необходимоотнести эффекты, связанные с долговременной поддержкой инновационнойдеятельности образовательного учреждения и органа управления образованием состороны общества [8]. Среди них:
постоянное увеличениепредложений партнерства в адрес образовательного учреждения или органауправления образованием;
создание новых инновационныхпроектов на территории муниципального образования;
постоянный интереспедагогических работников к участию в курсах повышения квалификации, тренингах,инновационных семинарах, творческих исследованиях, в том числе и на основевнесения личного взноса участника, на добровольческой или безвозмездной основе;
диагностируемое внедрениеинновационных образовательных технологий;
активное лоббированиеобщественностью и партнерами в различных учреждениях и организациях интересовинновационной деятельности образовательного учреждения или органа управленияобразованием;
долговременное присутствие вбюджетах региона и муниципальных образований статей о финансированииинновационных образовательных проектов и мероприятий, предлагаемых органамиуправления образования и образовательными учреждениями;
соотношение в бюджетах всехуровней доли расходов на текущее содержание и функционирование системыобразования и доли расходов на инновационные образовательные социально значимыепрограммы и проекты;
соотношение доли бюджетныхрасходов на образование с долей привлеченных средств на развитие образования; идр.
Система количественныхиндикаторов эффективности инновационного развития образования Новосибирскойобласти соотносится с системой целевых индикаторов и показателей Федеральнойцелевой программы развития образования на 2006-2010 годы и Программысоциально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года [2].
Демографическая ситуация вНовосибирской области постепенно улучшается. В прогнозном периоде продолжитсярост рождаемости, количество родившихся детей возрастет с 27,9 тыс. человек в2006 году до 31,3 тыс. человек в 2010 году.
Будут снижаться темпыестественной убыли населения.
Прогнозируется рост численностидетей дошкольного возраста (на 115% к 2006 году). В то же время численностьдетей школьного возраста уменьшится на 19,2% [5].
Сокращение численности детей ввозрасте 15-17 лет на 34,9% за период 2007-2010 годов приведет к сокращениючисленности выпускников школ и соответственно контингента поступающих иучащихся во всех учреждениях начального, среднего и высшего профессиональногообразования Новосибирской области из числа жителей области.
В этот период прогнозируетсясохранение положительной динамики миграционного прироста численности населения,но она не будет компенсировать естественную убыль населения.
С 2008 года прогнозируетсяпостепенное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте,численность трудовых ресурсов к 2010 году может уменьшиться на 41 тыс. человек(на 2,4%) и составить 1672 тыс. человек. Продолжится процесс старения населения.Доля лиц старше трудоспособного возраста почти в 1,4 раза превысит долюдетского населения. Демографическая нагрузка на трудоспособное население к 2010году увеличится до 596 человек на 1000 человек трудоспособного возраста. Приэтом прогнозируется рост численности занятых в экономике. В 2010 годучисленность занятых составит 1250 тыс. человек. Будет сокращаться численностьнезанятых трудовой деятельностью граждан. Прогнозируется снижение численностибезработных и соответственно уровня общей безработицы с 7,1% в 2008 году до 6,3%в 2010 году.
В целом общее состояние рынкатруда Новосибирской области в предстоящие годы прогнозируется как устойчивое.
Объем инвестиций, направляемыйна развитие экономики и социальной сферы области, за период 2008-2010 годовпрогнозируется в объеме не менее 380 млрд. рублей, индекс физического объемаинвестиций в 2010 году составит 209,9% к 2006 году [5].
Заключение
С принятием Федеральнойпрограммы развития образования обозначился новый этап ее развития [13]. ФедеральнаяПрограмма, явившаяся организационной основой государственной политики в областиобразования, определила стратегию развития этой важнейшей сферы, ееприоритетность, необходимость государственной поддержки и реальногофинансирования. Федеральная Программа, опирающаяся на Законы РФ «Обобразовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,нацелена на среднесрочную перспективу (до 2010 года). Необходимость ееподкрепления республиканскими, региональными и отраслевыми программами развитияобразования определяется их ориентацией на учет национальных и региональныхсоциально-экономических, экологических, культурных, демографических и другихособенностей, разработку и реализацию конкретных мероприятий, отнесенных кведению субъектов РФ и органов местного самоуправления, обеспечение целевымфинансированием из средств бюджетов всех уровней, внебюджетных источников.
Реализация основных направленийразвития отечественной системы образования, реформ всех ее уровней иобеспечение самодостаточного функционирования этой важнейшей сферы в интересахличности, общества и государства возможно лишь при условии доведения проектныхцелей, задач, основных направлений модернизации до конкретных образовательныхучреждений. В этой связи важным механизмом реализации Федеральной программыразвития образования является формирование на ее основе муниципальных программпрогнозирования развития образования.
Глоссарий
Образование — целенаправленныйпроцесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленныхгосударством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся)образования понимается достижение и подтверждение им определенногообразовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом [12].
Система образования представляетсобой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательныхпрограмм и государственных образовательных стандартов различного уровня инаправленности;
сети реализующих ихобразовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типови видов;
органов управления образованиеми подведомственных им учреждений и организаций [12].
Образовательная среда — целостнаясовокупность имеющихся на данной территории возможностей и условий развитияличности, соответствующих уровню развития окружающей среды и системыобразования.
Качество образования — соответствиедостигнутых в образовании результатов заданной цели, то есть мера выполненияцели.
Миссия — философия ипредназначение деятельности, смысл ее осуществления, отличие вида деятельностиот других видов деятельности.
Философия деятельностиопределяет ее ценности и внутреннюю культуру.
Предназначение деятельностихарактеризуется целями и задачами, для реализации которых и осуществляетсядеятельность.
Здоровье — это состояние полногофизического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствиеболезней и физических дефектов [10].
Компетенция — отчужденное,наперед заданное требование к образовательной подготовке обучающихся (государственныйзаказ, стандарт).
Компетентность — способностьрешать реальные жизненные задачи; доказанная готовность к деятельности. СоветЕвропы определил пять ключевых компетентностей:
политическая и социальнаякомпетентность;
способность жить вмногокультурном мире;
коммуникативная культура;
владение информационнымитехнологиями;
способность учиться всю жизнь.
Общественный образовательныйдоговор — социальный контракт, заключаемый между гражданами и государством поповоду условий, процессов и результатов образовательной деятельности иобщественного контроля над выполнением государством этих условий. Реализуетсячерез создание самими гражданами влиятельных и эффективно действующихобщественных образовательных объединений.
Системный образовательныйкомплекс — объединение юридических лиц, соответствующее задачам созданияэффективного интеграционного механизма, обеспечивающего проведение региональнойинновационной стратегической образовательной политики; а также практическойреализации непрерывного образования.
Инновация — нововведение вкакой-либо сфере деятельности или конечный результат инновационнойдеятельности, получивший реализацию в виде:
нового или усовершенствованногопроцесса, используемого в практической деятельности;
нового или усовершенствованногопродукта, реализуемого на рынке.
Устойчивое развитие — общественноеразвитие, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, ненанося при этом ущерба возможностям, оставляемым в наследство будущимпоколениям для удовлетворения их собственных потребностей [3].
Развитие — необратимоенаправленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникаетих новое качественное состояние.
Инвестиционная привлекательность- в широком смысле слова, означает наличие определенных условий инвестирования,которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования.В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности принятовыделять ее характеристики: количественную — «инвестиционный потенциал»и качественную — «инвестиционный риск».
Существенное значение дляинвестиционной привлекательности имеют направления и структура деятельности,наличие активных и профессиональных команд, эффективное управление.
Корпоративная образовательнаякультура — совокупность коллективных базовых представлений, обретаемыхобществом при решении проблем адаптации к изменениям внешней среды и внутреннейинтеграции, эффективность которых оказывается достаточной для того, чтобысчитать их ценными и передавать новым членам сообщества через механизмыобразования в качестве адекватной системы восприятия и разрешения названныхпроблем. Оценка корпоративной образовательной культуры основывается на степениее соответствия миссии, стратегии и целям образования.
Литература
1.  Агапова Т.Н., Иванова М.И. Прогнозирование показателей общегообразования на уровне муниципального района // Региональная экономика: теория ипрактика. — 2007. — №2. — С.34-41.
2.  Концепция инновационного развития образования Новосибирской области
3.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
4.  Крюкова Е. Пришло время тренингов // Платное образование. — 2005. — №4. — С.48-49
5.  Кулешов В.В. Стратегия социально-экономического развития Новосибирскойобласти: гуманитарный аспект.
6.  Методы, модели и системы прогнозирования регионального развития: Учебноепособие / Под ред. Г.Р. Хасаева. М.: Академия, 2006. — 380 с.
7.  Развитие системы образования как важнейший фактор социально — экономического развития территории. Итоги исполнения программысоциально-экономического развития Качканарского городского округа за 2005 — 2006 годы по разделу «Образование».
8.  Сергеев Н.Г. и др. Система мониторинга анализа и прогнозированияразвития образования и образовательных структур РФ. М.: Пресс, 2002. — 204 с.
9.  Тодосийчук А.В. Прогнозирование развития системы образования // Образованиев документах. — 2008. — №7. — С.23-37.
10.     Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения от 22 июля1946 г.
11.     Ушаков А.К. Разработка прогнозов социально-экономического развитиярегионов с использованием комплексной имитационной модели // Российскийэкономический журнал. — 2000. — №2. — С.15-19.
12.     Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 13.02.2002 N20-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от10.01.2003 N 11-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 05.03.2004N 9-ФЗ, от 30.06.2004 N 61-ФЗ, от 20.07.2004 N 68-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, сизм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10 2000 N 13-П,Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ.
13.     Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.