Уголовно-исполнительное право (лекции)

Понятие уголовно-исполнительного права и его источников.
1.       Понятиеуголовно-исполнительного права и егоместовсистемеправаРеспублики Беларусь.
2.       Принципыуголовно-исполнительного права.
3.       Уголовно-исполнительноезаконодательство Республики Беларусь и международные стандарты обращения сосужденными.
4.       Уголовно-исполнительныеправоотношения.
1. Понятие уголовно-исполнительного права и его место в системе праваРеспублики Беларусь.
Существует3 основные точки зрения на место уголовно-исполнительного права в системеправа:
1.       уголовно-исполнительное право – подотрасльуголовного права;
2.       уголовно-исполнительное право – комплекснаяотрасль, в которой сосредоточены нормы, относящиеся к различным отраслям права(трудового, уголовного, административного);
3.       уголовно-исполнительное право – самостоятельнаяотрасль права (преобладающая точка зрения).
Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельнуюотрасль права, которая характеризуется собственным предметом и методамиправового регулирования, обособленной системой норм, а также свойственными длянего правовыми принципами.
Кпредмету уголовно-исполнительного права часть 2 статьи 2 УИК РБ относитрегламентацию деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание.Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован порядокдеятельности исправительных учреждений, на которые возложено исполнение лишениясвободы.
Впервыев предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства включенпорядок участия органов государственной власти, а также местных исполнительныхи распорядительных органов в исправлении осужденных и в контроле задеятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
Впредмет уголовно-исполнительного права входит регулирование деятельностиорганизаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, вотношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы.
Ряд нормуголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность алминистрацииисправительных учреждений по отношению к гражданам, находящимся на территорииэтих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц.
Такимобразом, предметом уголовно-исполнительного права является регулированиеобщественных отношений по исполнению (отбыванию) всех видов уголовногонаказания и иных мер уголовной ответственности, а также при применении косужденным средств исправления; в связи с участием органов государственнойвласти и местных исполнительных и распорядительных органов по контролю задеятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания; между администрациейорганизаций, общественных формирований, а также граждан в связи с их участием висправлении осужденных или посещением исправительных учреждений.
Впроцессе реализации наказания используются 2 термина: «исполнение» и «отбывание»наказания.
Исполнениенаказания – это деятельность уполномоченных органов государства по применению косужденному установленных законом и вытекающих из приговора правоограничений илишений.
Отбываниенаказания – это претерпевание осужденным правоограничений и лишений,свойственных данному виду наказания, которое заключается в поведенииосужденного в соответствии с предписаниями закона и приговора, а такжетребованиями органов, исполняющих наказание.
Уголовно-исполнительноеправо как самостоятельная отрасль права обладает собственными методамирегулирования общественных отношений, входящих в ее предмет. Посколькунаказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнениепредопределяет характер основного метода правового регулирования –императивный, предопределяющий неравенство субъектов правоотношений.Применяются также диспозитивный метод, представляющий право выбора действий вповедении субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений, атакже методы поощрения, разъяснения.
ВРеспублике Беларусь деятельность по исполнению уголовных наказанийрегламентирована прежде всего Уголовно-исполнительным кодексом, затем –Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами.
Уголовныйкодекс устанавливает виды наказаний и свойственные им правоограничения, порядоки условия досрочного освобождения от наказания или замена более мягким видом,порядок погашения и снятия судимости.
Уголовно-процессуальныйкодекс регулирует, например, производство по делу о применении принудительныхмер безопасности и лечения.
Такимобразом, уголовно-исполнительное право – это самостоятельная отрасль права,регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе и по поводуисполнения (отбывания) всех видов наказания и иных мер уголовнойответственности, применения средств исправительного воздействия.
Уголовно-исполнительноеправо находится в единстве и взаимосвязи с другими отраслями права. Уголовноеправо определяет уголовную ответственность, уголовное наказание. Уголовныйпроцесс – принципы, часть исполнения приговора. Прокурорский надзор – порядокосуществления надзора прокуратурой за исполнением законов органами иучреждениями, исполняющими наказания.
     2. Принципы уголовно-исполнительногоправа.
Принципыуголовно-исполнительного права – это основные идеи, которые отражаютзакономерности исполнения (отбывания) наказания, закрепленные в нормахуголовно-исполнительного права, определяют его содержание и реализуются в егоправоотношениях.
Следуетразличать объективное и субъективное содержание принципов.
Объективностьпринципов права определяется тем, что основные идеи, содержащиеся в них,подлежат обязательному выполнению как в конкретной отрасли права, так и приреализации правоприменительной деятельности.
Субъективностьпринципов права определяется тем, что они формулируются людьми, а затемвоспринимаются общественным сознанием как нравственные поступки и входят вкачестве составной части в правовую идеологию.
Принципыможно классифицировать:
1.       общеправовые                       
ü    законности;
ü    гуманизма;
ü    демократизма.
2.       общие принципы отраслей уголовно-правовогокомплекса
ü    неотвратимости исполнения наказания;
ü    принцип борьбы с преступностью в рамках уголовнойответственности.
3.       принципы уголовно-исполнительного права
ü принцип равенства осужденных перед законом;
ü дифференциации и индивидуализации исполнениянаказания и иных мер уголовной ответственности;
ü принцип рационального применения мер принуждения исредств исправления осужденных;
ü принцип стимулирования их правопослушногоповедения;
ü принцип сочетания принудительных мер своспитательным воздействием.
Вуголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенствезакона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другиминормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указаннойсфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюденииуголовно-исполнительного законодательства учреждениями и организациями,исполняющими наказания и иные меры уголовной ответственности, органамигосударственной власти управления, хозяйствующими субъектами, должностнымилицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями, исполняющиминаказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных,общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных,отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самимиосужденными.
Надзорза исполнением уголовно-исполнительного закона осуществляется прокуратурой всоответствии с законом «О прокуратуре». Контрольными функциями обладает такжесуд. Существует и общественный контроль (наблюдательные комиссии и комисси поделам несовершеннолетних).
Гуманизмпроявляется в целях уголовной ответственности и задач уголовно-исполнительногозакона, которые направлены на защиту общества от преступных посягательств, атакже призваны исправить осужденного. Исполнение наказания всегда связано справоограничениями и лишениями, но они являются оправданными задачами охраныинтересов и законных прав других граждан. Осужденные имеют статус гражданинаРеспублики Беларусь – имеют права и несут обязанности, установленные для всехграждан, но с ограничениями, установленными для осужденных.
Принципгуманизма реализуется также в средствах исправительного воздействия:общественно-полезном труде, психолого-психологическом воздействии,профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимнымитребованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказанияи одновременно создающими условия для расширения прав и льгот осужденным вплотьдо условно-досрочного освобождения.
Принципдемократизмавыражается в демократической сущности процессоввоздействия на осужденных, широком участии органов государственной власти,местных исполнительных и распорядительных органов, общественности и граждан вэтом процессе, в их контроле за деятельностью, в признании осужденногосубъектом права, в строгом соблюдении прав человека и гражданина. Принципдемократизма выражается в открытости деятельности учреждений, исполняющихнаказания, освещение их работы в СМИ, а также привлечении общественности квоспитательной работе с осужденными.
Принциправенства осужденныхбазируется на конституционном принципе равенстваграждан перед законом (статья 22 Конституции).
Принцип дифференциации ииндивидуализациипредполагает создание различных условий отбываниянаказания как в пределах одного учреждения, так и путем перевода висправительные учреждения других видов в зависимости от личностныххарактеристик осужденных, их поведения во время срока отбывания наказания.
Дифференциацияисполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных взависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступнойдеятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяютсяпринудительное воздействие и ограничения в правах в различных объектах. Один изметодов дмфференциации исполнения наказания – классификация осужденных,принятая в УИК, распределение их по видам исправительных учреждений.
Принципдифференциации тесно связан с принципом индивидуализации, который реализуется сучетом характера и степени общественной опасности преступления и другиххарактеристик.
Принципрационального применения мер принуждения, стимулирования их правопослушногоповеденияполучил свою реализацию в нормах статей 27, 30, 43 УИК,основания, порядок и условия применения мер взыскания – статьи 56, 113, 115,130, 161 УИК. Стимулирование – статьи 42, 54, 61, 110, 127 УИК, изменениеусловий содержания осужденных – статьи 68, 69 УИК.
     3. Уголовно-исполнительное законодательствоРеспублики Беларусь.
В теорииправа общепринята трактовка той или иной отрасли законодательства в узком ишироком смысле.
В узкомсмысле под отраслью законодательства понимается совокупность законов, которыерегламентирует общественные отношения, относящиеся к предмету егорегулирования.
В этомсмысле к источникам уголовно-исполнительного права относится Конституция РБ.Она является фундаментальным источником уголовно-исполнительного права, имеетвысшую юридическую силу. Конституционные нормы являются основополагающими дляразработки и принятия нормативных актов (источников) уголовно-исполнительногоправа.
Основным законом  (источником) уголовно-исполнительного праваявляется Уголовно-исполнительный кодекс, который регулирует исполнение всехвидов наказаний и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных в статье48 УК РБ.
Подотраслью уголовно-исполнительного законодательства в широком смысле понимаетсявся совокупность нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов),которые реглементируют общественные отношения, относящиеся к предметууголовно-исполнительного права.
Особенностьюправовых основ исполнения наказаний (в отличие, например, от уголовного илиуголовно-процессуального законодательства) является наличие большого числаподзаконных нормативных актов (в основном это приказы и инструкции МВД РБ). Кним относятся уголовно-исполнительного права Правила внутреннего распорядкаисправительных учреждений открытого типа, Правила внутреннего распорядкаисправительных учреждений (2000); Руководство по медицинскому обеспечению лиц,содержащихся в СИЗО и ИТУ (1992); Положение о ПТУ в системе исправительныхучреждений МВД РБ (1991); Правила оборудования и содержания комнат длительныхсвиданий (1993); Положение о самодеятельных организациях осужденных (1994).
Правилавнутреннего распорядка исправительных учреждений определяют порядок приемаосужденных в исправительные учреждения, порядок передвижения осужденных впределах колонии, специальные обязанности и запреты, возложенные на осужденных.Они конкретизируют установленный законом порядок предоставления и проведениясвиданий, телефонных переговоров, приема и получения посылок, передач ибандеролей, отправления и получения корреспонденции, регулируют порядоксодержания осужденных в лечебных учреждениях, в штрафных и дисциплинарныхизоляторах, помещениях камерного типа и др.
Системадействующих международно-правовых актов об обращении с осужденными являетсячастью системы международных актов, содержащих стандарты поведения в даннойобласти. К таким актам относятся: Минимальные стандартные правила обращения сзаключенными (1955), Минимальные стандартные правила в отношении мер, несвязанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990), Кодекс поведениядолжностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Минимальные стандартныеправила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних(Пекинские правила) (1985), Конвенция против пыток и других жестоких,бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984).
Токийскиеправила 1990 года рекомендуют набор мер, не связанных с тюремным заключением –это устные санкции (замечания, порицание, предупреждение); условноеосвобождение от ответственности; экономические санкции и денежные (разовые иподенные штрафы); постановление о компенсации жертве; условное наказание илинаказание с отсрочкой; условно-досрочное освобождение; общественнополезные  работы; направление висправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием. В целяхотказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстрейшемвозвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговора могутприменяться также отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремноготипа; освобождение в связи с работой или учебой; различные формы освобожденияпод честное слово; сокращение срока; помилование.
Минимальныестандартные правила обращения с заключенными (1955) предусматривают группустандартов, касающихся определенных требований к организации жилых помещений(если имеется возможность, следует помещать каждого осужденного на ночь вотдельную камеру или комнату; при отсутствии такой возможности – передпомещением в общие камеры подвергать осужденных тщательному отбору, чтобы онимогли жить совместно, а также осуществлять за совместно размещеннымиосужденными ночью постоянный надзор; в помещениях, где живут и работаютосужденные окна должны обеспечивать доступ свежего воздуха и возможность читатьи работать при дневном или искусственном свете без опасности для зрения;количество банных установок и душей должно быть достаточны, чтобы каждыйосужденный мог ими пользоваться так часто, как этого требуют условия гигиены сучетом географического района и времени года); личной гигиены(осужденные должны сохранять внешний вид, совместимый с человеческимдостоинством, им следует давать возможность заботиться о своей прическе ибороде, позволяя мужчинам регулярно бриться); одежды и спальныхпринадлежностей (если осужденный имеет право носить гражданскую одежду, тоона должна быть чистой и пригодной к ношению; если осужденный не имеет такогоправа — ему следует выдавать обмундирование, соответствующее климату ипозволяющее поддерживать здоровье в удовлетворительном состоянии, не носящееоскорбительного или унизительного характера; одежда должна содержаться вчистоте и исправности; каждому осужденному предоставляется отдельная койка испальные принадлежности, которые должны поддерживаться в исправности исвоевременно меняться); питания (в обычные часы обеспечивать каждогоосужденного пищей, достаточно питательной для поддержания его здоровья; пищадолжна быть хорошего качества, хорошо приготовлена и подана; каждый осужденныйдолжен располагать питьевой водой, когда он испытывает потребность в ней); физическихупражнений и спорта (осужденные, не занятые работой на свежем воздухе,имеют право на ежедневные физические упражнения во дворе, если позволяетпогода; следует обеспечивать физические тренировки и возможности игр во времяупражнений, для чего следует располагать необходимыми площадками, установками иоборудованием).
     4. Уголовно-исполнительные правоотношения.
Реализациянорм уголовно-исполнительного закона осуществляется черезуголовно-исполнительные отношения, которые тесно связаны с уголовно-правовыми иуголовно-процессуальными правоотношениями. Угрловно-исполнительныеправоотношения возникают на основании уголовно-правовых и не могут существоватьпомимо них.
Уголовно-исполнительныеправоотношения возникают с момента вступления приговора в законную силу ипрекращаются с момента отбытия наказания. Статья 5 УИК РБ.
Уголовно-исполнительныеправоотношения – это урегулированные нормами уголовно-исполнительного праваобщественные отношения, возникающие на основании вступившего в законную силуобвинительного приговора между органами государства и наказуемыми лицами впроцессе и по поводу исполнения (отбывания) наказания.
Субъектамиуголовно-исполнительных правоотношений называются его стороны, которые обладаютнаибольшим объемом субъективных прав и обязанностей. С одной стороны к их числуотносятся осужденные, а с другой – учреждения и органы, исполняющие наказание,а также иные меры уголовной ответственности, наниматели, прокурори др.Некоторые авторы выделяют субъектов и участников правоотношений.
Подюридическим содержанием уголовно-исполнительных правоотношений понимаетсяфактическое поведение субъектов, а также совокупность их законных интересов,прав и обязанностей, которые зависят от вида исполняемого наказания.
Объектуголовно-исполнительных правоотношений составляют явления и предметы, по поводукоторых возникают правоотношения. Объектом могут быть определенные интересы,например, краткосрочный выезд из исправительных учреждений во время отпуска.
Юридическиефакты представляют собой действия, события, в связи с которыми возникают,изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения (вступлениеприговора в законную силу и обращение его к исполнению, досрочное освобождениеот отбывания наказания; истечение срока наказания, смерть осужденного).
Выделяютсяюридические составы, которые влекут за собой изменение комплексаправоотношений, например, замена одного вида наказания другим, переводосужденного из колонии в тюрьму и др.
Крометого, выделяют юридические факты, способствующие возникновению, изменению илипрекращению конкретных правоотношений, например, представление осужденномусвидания.
История уголовно-исполнительного права.
 1. Виды наказания и порядок ихприменения до 1917 года.
 2. Уголовно-исполнительное право1917 – 1945 годов.
 3. Уголовные наказания с 1945 донастоящего времени.
                1. Виды наказания и порядок их применения до1917 года.
Историяотбывания наказания непосредственно связана с историей уголовных наказаний, таккак самостоятельное значение уголовно-исполнительное право получило в конце ХIХ — начале ХХ веков.
                История исполнения уголовных наказаний (смертнаяказнь, лишения свободы, телесные наказания) существует у всех народов. Чтокасается смертной казни и ее исполнения, то первоначально она была публичной.Еще в Судебнике 1468 года (Лист короля Казимира) в первом кодифицированномтруде Великого княжества Литовского предусматривалась такая смертная казнь.
ВСтатуте 1588 года впервые предусматривалась возможность осуждения шляхтича ксмертной казни за убийство простого человека. Кроме этого, было закреплено, чтосмертная казнь не может быть применена в отношении беременной женщины.
Однако,Статут 1588 года был типичным феодальным законом и предусматривал различныевиды наказаний для шляхты и простых людей. Например, если шляхтич убилшляхтича, то он платил штраф (головщину), а когда простой человек, то емуотрубали руку.
Цельюнаказания в статутном праве было не только запугивание, но и имущественнаякомпенсация за преступление и исправление преступника. Статуты декларировалисправедливость, которая также носила феодальный характер и зависела отсословного положения не только преступника, но и потерпевшего. Статуты Великогокняжества Литовского предусматривали 2 вида смертной казни – простая форма иквалифицированная (четвертование, колесование, сожжение). Причем квалифицированнаяпришла в более поздние времена.
Кактаковое лишение свободы применялось с древних времен (в Вавилоне, римлян,греков), однако лишение свободы не имело такого значения как сейчас (основнойвид наказания). Становление этого вида наказания стало осуществляться в средниевека (лишение сободы – тюрьма – осуществляется в подземельях, башнях, замках).
                Статут Великого княжества Литовского 1588 годапредусматривал тюремное заключение, но срок этого наказания был от 3 недель до1 года и 6 недель. Предусматривалось 2 вида: легкое заключение (в верхней частизамка) и тяжелое (в подземельях, с цепью на шее или колодками). Деньги на своесодержание должен был давать сам осужденный.
                Сушествовало также наказание – лишение чести дляшляхтича. Изгнание за пределы государства (бониция) за тяжкие преступления и вслучае, когда преступник не являлся в судебное заседание. Боницийный листвыдавался от имени Великого князя и вывешивался в судебных местах и местах, гдебывало большое количество людей. Жена бонита объявлялась вдовой, дети –сиротами. Бонит, однако, мог просить у Великого князя охранную грамоту, котораядавала ему возможность в течение 1,5 лет собирать доказательства своейневиновности.
                Телесные наказания были 2 видов: членовредительские(реализовывался принцип Толеона и чтобы другие знали, что человек – преступник)и болезненные, применялись для простого населения и иногда длянесовершеннолетних.
                К имущественным наказаниям относились: конфискацияимущества за государственные преступления и части имущества; плата за убийство(головщина), размер которой зависил от сословного положения (за убийствошляхтича – 100 коп грошей, за ремесленника – 12 коп грошей). Причем головщинабыла, как правило, дополнительным наказанием. Навязка – плата за другие преступления,кроме убийства.
                За воинские преступления и против правосудияпредусматривалось лишение должности.
                Существовали и церковные наказания (отлучения).
                В России тюрьма в качестве этой меры наказанияупотребляется в Судебнике 1550 года тюрьма. Наиболее часто используется,однако, срочная и бессрочная каторга.
                Уложение 1845 года предусматривало следующие видылишения свободы:
1)      каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока;
2)      исправительно-арестанские отделения с лишениемвсех прав и особых преимуществ на срок от 1 до 6 лет;
3)      тюремное заключение сроком до 2 лет с лишениемвсех прав, с частичным или без лишения прав;
4)      крепость с лишением прав и преимуществ или безлишение;
5)      арест от 1 дня до 3 месяцев.
По состоянию на 1 января 1914года в России было
Виды тюрем
Число тюрем
Число мест
в общих камерах
Число мест в одиночных камерах
Вместимость
Тюрьма общего устройства
654
95 027
8 016
103 043
Исправительно- арестантские отделения
30
15 010
297
15 307
Каторжные тюрьмы
22
17 086
1 293
18 379
Пересылочные тюрьмы
8
2 901
67
2 968
Всего
714
130 024
9 673
139 697
                Кроме того, были еще тюрьмы для несовершеннолетних –61, общей вместимостью – 2 705. Были еще тюрьмы военных ведомств – сухопутныхвойск, морского ведомства.
                Статистика свидетельствует, что за 1913 год черезтюрьмы прошло       1 859 314 человек.
                2. Уголовно-исполнительное право 1917 – 1945годов.
                Революция 1917 года ликвидировала царскую тюремнуюсистему и построила свою. Инструкция Наркомата юстиции от 23 июля 1918 года «Олишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового»предусмотрела следующую систему:
Ø общие места заключения – тюрьмы (потом –домапринудительных работ);
Ø воспитательные трудовые учреждения для малолетних– реформатории и земледельческие колонии;
Ø исправительные заведения для лиц, имеющихоснования для послабления режима;
Ø карательно-лечебные заведения для лиц спсихическими деффектами;
Ø тюремные больницы для душевно больных.
В 1919 году для особой изоляции классовыхврагов в городе Минске был создан принудительный лагерь.
В 1920году в ССРБ было 15 исправительных и 3 арестных дома.
В 1922году принимается Уголовный кодекс, который предусматривал в качестве высшеймеры наказания – смертную казнь путем расстрела за государственные и некоторыетяжкие преступления. Предусматривалось, что это временная, чрезвычайная мера.Уголовный кодекс закреплял также и лишение свободы, ссылку, конфискациюимущества, увольнение с должности, а также высылку из республики наопределенный срок или бессрочно. В 1923 году принимаются дополнения кУголовному кодексу, согласно которым смертная казнь не может применяться вотношении беременных женщин и лиц, не достигшим 18 лет.
В 1926году принят Исправительно-трудовой кодекс, который действовал до 1971 года, а в1929 году – новый Уголовный кодекс. Предусматривались следующие меры наказания:смертная казнь – расстрел; объявление врагом трудящихся с лишением гражданстваБССР и СССР и изгнанием из страны навсегда; лишение свободы со строгойизоляцией или без такой изоляции; принудительные работы без лишения свободы;полное или частичное лишение конституционных прав; изгнание из СССР наопределенный срок; ссылка или высылка; освобождение от должности с запрещениемили без в последствии занимать такую должность; общественное порицание;конфискация имущества; штраф; предупреждение. 
После20-х годов политика исполнения уголовных наказаний изменилась: наказание сталорассматриваться как орудие репрессии. Первым основанием явилось ПостановлениеЦИК и СНК  11 ноября 1929 года, всоответствии с которым лишение свободы сроком до 3 лет отбывалось в общихтрудовых заведениях, а – более 3 лет, отбывалось в исправительных трудовыхлагерях в отдаленной местности, которые находились в ведении ОГПУ.
В 1937году было введено 25 – летнее тюремное заключение.
В 30-егоды постановления судов о высшей мере наказания исполнялись немедленно, недопускалось кассационное обжалование приговора и ходатайство о помиловании.
В 1934году был принят всесоюзный закон, по которому государственные преступлениямогли быть рассмотрены несудебными органами, а специальными нарядами НКВД.
На 1января число заключенных, которые содержались в лагерях иисправительно-трудовых учреждениях, составляло:
1934 год– 510 000 человек;
1937 –821 000;
1938 –996 000;
1939 – 1317 000;
1941 – 1929 000;
1943 –984 000;
1945 –715 000;
1947 –809 000;
1948 – 1108 000.
На 1января 1950 года – 2 561 351 заключенный из них 1 401 000 – в лагерях,остальные – в колониях. Плюс 2 600 000 человек находилось в ссылке, высылке илина спец поселениях.
В 1930году с территории БССР 2 000 человек по официальным данным было отправлено вСибирь. С 1929 по 1932 года в Норильский край было отправлено 15 000 человек. В1937-1938 годах Сибири насчитывалось 48 000 человек с БССР. В 1939 году стерритории западной Беларуи было отправлено около 60 000 человек.
Пополитическим мотивам судебными и несудебными органами («двойки», «тройки») былопривлечено к ответственности 250 000 человек. 1917 – 1953 года – к высшей меренаказания привлечено примерно 5 000 человек, около 15 %  этих дел рассмотрено судебными органами.
3.Уголовные наказания с 1945 до настоящего времени.
В 1971году был принят Исправительно-трудовой кодекс БССР, который регулировал порядокисполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, исправительных работбез лишения свободы, условное осуждение с обязательным привлечением к труду. До1994 года предусматривалась высылка и ссылка. Кроме этого, в 1983 годупринимается Положение о порядке и условиях исполнения в БССР уголовныхнаказаний, не связанных с применением мер исправительного воздействия, котороерегулировало исполнение лишение права занимать определенные должности илизаниматься определенной деятельностью, штрафа, увольнение с должности,общественное порицание, конфискацию имущества, лишение воинского илиспециального звания. Предусматривалась в качестве исключительной меры –смертная казнь в виде расстрела.
В СССРна 1990 год отбывало наказание 777 000 человек, из них 27 000 подростков, около200 000 человек нажодилось под стражей в качестве меры пресечения, 150 000 – влечебно-трудовых профилакториях.
1991 год– 1053 колонии, из них 71 – особого режима, 173 – усиленного режима; 129 –общего, 50 – тюремных больниц, 230 – колоний-поселений.
1993 годв Республике Беларусь – 15 ИТК, 3 – тюрьмы, 3 – ВТК. В них содержалось 28 527осужденных (26 175 – мужчины, 1 163 – женщины, 1 189 – несовершеннолетних).
1996-1997– 58 000 заключенных и 37 ИТК.
Система учреждений и органов государства, исполняющих наказание.
1.       Понятие и виды учреждений, исполняющих наказание.
2.       Задачи органов, исполняющих наказание.
3.       Управление органами, исполняющими наказание.
4.       Понятие и содержание принципа законности вдеятельности органов, исполняющих наказание.
     1. Понятие и виды учреждений, исполняющихнаказание.
Приговорподлежит исполнению. Часть 1 статьи 401 УПК РБ устанавливает, что судом вместес копией приговора направляется письменное распоряжение об исполнении приговорав орган, который в соответствии с уголовно-исполнительным законодательствомобязан обеспечить его исполнение.
                Взависимости от вида уголовного наказания его исполнение возлагается наразличные органы и учреждения, находящиеся исключительно в ведении государства.
                Дляисполнения приговоров государством либо создаются специальные государственныеорганы либо исполнение наказания возлагается на соответствующие органы, нарядус их функциями (исполнение наказания в виде штрафа и конфискации имуществавозложено на судебных исполнителей суда, постановившего приговор, а также судапо месту нахождения имущества и месту работы осужденного – часть 2 статьи 14УИК РБ; исполнение наказания в виде лишения воинского или специального званиявозлагается на соответствующие органы или должностных лиц, присвоивших этизвания  — часть 6 статьи 14 УИК РБ;исполнение наказания в виде огранич