ВВЕДЕНИЕ
Функционированиесовременного рынка опирается на действие четко организованной банковскойсистемы. В странах сразвитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы.Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнемуровне действуют коммерческие банки. Центральный банк представляет собой органгосударственного регулирования экономики, т.е. банк, наделенный монопольным правомэмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса.
Главным звеном банковскойсистемы любого государства является центральный банк страны. Созданиецентрального эмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации ицентрализации капитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Центральный (эмиссионный)банкв большинстве стран принадлежит государству. Но даже еслигосударство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) иливладеет частично (Бельгия — 50%, Япония — 55%), центральный банк выполняетфункции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правомна выпуск в обращение (эмиссию) банкнот – основной составляющейналично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводитгосударственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютныеотношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом иосуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства. По своемуположению в кредитной системе центральный банк играет роль «банка банков», т.е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков идругих учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредиторапоследней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежныхобязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальныерасчетные палаты. Поэтому роль центральных банков в стране велика так, какохватывает обширные задачи, функции и имеет важную цель.
Центральный банк страныявляется кровотворящим органом на финансовом теле страны и экономики. Центральныебанки являются регулирующим звеном в банковской систем, поэтому основные целиих деятельности – укрепление денежного обращения, защита и обеспечениеустойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению киностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны,обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
К основным функциям,осуществляемым подавляющим большинством центральных банков, целесообразноотнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все остальные являютсядополнительными функциями, и зависят от особенностей государства.
Целью данной работыявляется рассмотрение на практике центрального банка Республики Казахстан.
Задачами данной работыявляются:
Ø анализ законодательной базы Республики Казахстан оцентральном банке страны — Национальном Банке;
Ø определение особенностейНационального банка Республики Казахстан;
Ø раскрытие структуры управления исоставляющих НБ РК;
Ø раскрытие сущности цели центральногобанка;
Ø сделать выводы по проведенной работыи раскрыть в заключении.
ГЛАВА 1. Сущность ивозникновение центральных банков
1.1 Возникновениебанков
На протяжении всегопериода зарождения первых древних государств (начиная с 3 тысячелетия до н. э.)в качестве денег, использовались наиболее важные, общественно значимые предметыпотребления (скот, зерно, меха, кожа и пр.).
Товарные деньги обладаливысокой транспортабельностью, относительной сохранностью в течение длительноговремени, сравнительно низкими издержками на содержание. Местом сохранениятоварных денег поначалу были культовые сооружения – храмы. Храмы являлисьстраховым фондом общин и государств. В них концентрировались создаваемыепродукты, которые предназначались для обмена с другими общинами игосударствами.
Денежные операцииучитывались в натуральном измерении, через прямой обмен. В условиях постояннойнехватки денежных средств (при господстве натурального хозяйства) храмыоставались единственными, кто мог удовлетворять общественные и частныепотребности в получении металлических денег (в виде слитков серебра и золота).Традиция доверять денежные средства храмам и банкирам, возникшая на ДревнемВостоке, была перенята в Древней Греции и Древнем Риме, а позже перешла всредневековую Европу.
В течение 17 векасформировались объективные предпосылки изменения положения банков и банковскогоположения в Европе.
Банки выходят на мировуюэкономическую арену при поддержки своих государств (позднее — и без такойподдержки) по мере концентрации и централизации денежного капитала. На этотпроцесс влияли различные факторы, в первую очередь внешние.
Кредитные предложениябанков реализовались достаточно долго, сроки определились временем перевозкитоваров на длительные расстояния. Размещение и использование кредита быликрайне неэффективными. Этим требованиям соответствовали кредитные деньги. Онизамещали полноценные деньги, а не временно заменяли их в сфере обращения, какбумажные. Кредитным деньгам необходим был особый институт, им стали банки.Появилась новая, эмиссионная функция банков – выпуск кредитных средствобращения. С появлением кредитных денег их оборот перестал зависеть отмеханически действующего фактора – количества металлических денег.
Обращение банкнот в сфереплатежа наличными деньгами вызвало необходимость придания банкнотамдополнительной устойчивости в виде обеспечения золотым запасом банков. Эмитируябанкноты, банки стали руководствоваться не интересами участников кредитныхсделок, а желанием получить доход, что упрочило предпринимательские основыбанковского дела.
Главным звеном банковскойсистемы любого государства является центральный банк страны.
Создание центральногоэмиссионного банка было обусловлено процессами концентрации и централизациикапитала, переходом к единым национальным денежным системам.
Во всех развитых странахдействуют законы, в которых закреплены задачи и функции центрального банка, атакже определены инструменты и методы их осуществления. В некоторыхгосударствах главная задача центрального банка законодательно закреплена вконституции. Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельностьнационального банка, служит закон о центральном банке страны. Он устанавливаеторганизационно – правовой статус центрального банка процедуры назначения иливыборов его руководящего состава, порядок взаимоотношений с государством инациональной банковской системой. Таким законом определяются полномочияцентрального банка как эмиссионного центра страны и другие его обязанности.
Наряду с законом оцентральном банке взаимодействия между центральным банком и кредитнымиорганизациями регулируется законом о банковской деятельности, которыйопределяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению кцентральному банку.
Для определения роли центральногобанка в экономических и политических процессах в стране очень важна степень егонезависимости. Под экономической независимостью обычно подразумеваетсявозможность
центрального банкаиспользовать имеющиеся в его распоряжении инструменты без существенныхограничений. Степень политической независимости центрального банка определяетсяуровнем самостоятельности в его отношениях с органами государственногоуправления при выборе и проведении денежно – кредитной политики.
Центральные банкиэкономически развитых стран классифицируются по степени их независимости врешении вопросов денежно – кредитной политики с учетом различных объективных исубъективных факторов.
К субъективным факторамотносятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны иправительством с учетом неформальных контактов руководителей.
Среди множестваобъективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделитьпять важнейших:
1. участие государства в капиталецентрального банка и распределении прибыли;
2. процедура назначения (выбора)руководства банка;
3. степень отражения в законодательствецелей и задач центрального банка;
4. права государства на вмешательство вденежно – кредитную политику;
5. правила, регулирующие возможностьпрямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банкомстраны.
В соответствии со вторымфактором порядок выбора (назначения) и главным образом отзыва руководствацентрального банка страны влияет на степень политической независимостицентрального банка от органов государственного управления.
Значение третьего факторазаключается в том, что он определяет 2законодательные рамки свободыдеятельности центрального банка. В ряде стран в законодательстве дана толькообщая формулировка задач центрального банка. Тем не менее, это несущественнодля определения степени независимости центрального банка. Фактор подробностиопределения законодательством целей и задач центрального банка игратьвторостепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только всовокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
От четвертого фактора(наличия установленного законодательством права государственных органовотклонять решения руководства центрального банка, со стороны центрального банка– обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственногорегулирования) политическая независимость центрального банка зависит взначительной степени.
1.2 Цели, задачи и функциицентральных банков
Центральные банкиявляются регулирующим звеном в банковской систем, поэтому основные цели их деятельности– укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивостинациональной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам,развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного ибесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно центральныйбанк должен решать пять основных задач – он призван быть:
1.эмиссионным центром страны, т. е.пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
2.органом регулирования экономикиденежно – кредитными методами, т. е. проводить денежно – кредитную и валютнуюполитику;
3. «банком банков», т. е.совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно сбанками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которыхустанавливается законом: предоставлять им кредиты (кредитор последнейинстанции); осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровеньстандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
4. банкиромправительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы иразмещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнятьрасчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютныерезервы;
5. главным расчетом этойстраны, выступая посредником между другими банками страны при выполнениибезналичных расчетов;
В большинстве стран этизадачи центральных банков закреплены законодательством, особенно две первые –самые главные.
В качестве « банка банков» центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования.При этом по закону банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитныхсредствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка скредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числеказначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежнымитребованиями.
К основным функциям,осуществляемым подавляющим большинством центральных банков, целесообразноотнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все остальные являютсядополнительными функциями.
К регулирующей функцииотносятся: регулирование денежной массы в обращении и управление совокупнымденежным оборотом; денежно – кредитное регулирование, разработка и проведениегосударственной денежно – кредитной политики. Это достигается путем уменьшенияили увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтнойполитики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики идр., а также путем организации платежно–расчетных отношений коммерческих банков(нередко последнюю относят к обслуживающей функции).
Контролирующая функциятесно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора заработой кредитной системы. Эта функция включает определение соответствиятребованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуры допускакредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный банк,пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляетконтроль за их деятельностью, выполнения установленных центральным банкомнормативов. Степень такого контроля качественно меняется в зависимости отзаконодательства и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду сцентральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организацийпроводят специально уполномоченные на это органы.
Центральный банк,собирая, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно –кредитной сфере, может оперативно реагировать глобальные и локальныеэкономические процессы. От достоверности оценки информации зависит выборнаправлений денежно – кредитной политики в целом. Принимая решение одополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное направление центральногобанка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране,чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действиягосударственных органов.
Информационно –исследовательская деятельность центрального банка предполагает такжеконсультирование. В порядке информационного обмена, а также целью проведенияконсультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе намеждународном уровне.
Центральный банкрегулирует деятельность экономических субъектов через денежно – кредитнуюсистему. Воздействуя на денежно – кредитные институты, он создает определенныеусловия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависитнаправление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, атакже ход экономического развития страны. Степень регулирующего воздействияЦентрального банка на экономику во многом определяется особенностями его работыв отдельно взятой стране. Специфика национальной банковской системы взначительной степени влияет на выбор центральным банком методов и инструментовденежно – кредитного регулирования.
1.3 Инструменты регулированиябанков и структура управления
Центральные банкиэкономически развитых стран располагает определенными методами воздействия наэкономику. Традиционно к таким методам относятся: дисконтная (учетная) изалоговая политика, политика минимальных резервов, операции на открытом рынке,депозитная политика, валютная политика.
Основной принципопределения стратеги центральных банков – ориентация на внутренние или внешниепоказатели (рис. 1).
Выбор той или инойстратегии центрального банка зависит от ориентации экономики страны. При этом наблюдаетсяследующая тенденция.
Осуществляя дисконтную иломбардную политику, центральный банк выполняет «сигнальную миссию». Снижениеучетной ставки центрального банка кредитная организация и небанковскиеучреждения расценивают как сигнал к ориентации на экспансивную политикуцентрального банка. Повышение учетной и ломбардной ставок служит сигналом кпроведению рестриктивной денежной политики. Такие сигналы позволяют кредитныминститутам подготовиться к новым мерам центрального банка, ориентир насодержание которых они получали благодаря его «сигнальной миссии» припроведении дисконтной и залоговой политики.
В большинстве развитыхстран к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими вцентральном банке минимальных резервов. Однако в применении конкретных формданного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия взависимости от национальных особенностей развития финансового рынка.
Центральный банкотдельной страны либо вообще не использует механизм минимальных резервов, либоот обязательств по минимальным резервам освобождаются депозиты нерезидентов,которые компенсируют кредитами нерезидентам.
Механизм обязательныхрезервных требований используется как инструмент денежно – кредитной политикипрактически развитых странах.
Депозитная политиканаправлена на регулирование движение потоков денежных средств междукоммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние насостояние резервов кредитных институтов. Такие депозиты не следует путать собязательными минимальными резервами.
При проведенииэкспансивной депозитной политики денежные средства государственного сектораэкономики, размещенные в центральном банке, уменьшаются. Соответственно на этувеличину возрастают резервы второго уровня банковской системы. Необходимоучитывать и обратный эффект, который вызывает рост резервов кредитныхинститутов.
Если допустить, чторазмещенные в результате проведения депозитной политики в кредитных институтахденежные средства государственного сектора состоят на долю c из наличных денег, то общий объемрезервов коммерческих банков увеличивается на (1-с)b. При увеличении резервов коммерческих банков вследствиепритока депозитов из государственного сектора сумма минимальных резервов r возрастет на [r(1-c)b]. Таким образом,резервы кредитных институтов увеличатся на разницу между двумя приведеннымивеличинами [(1-r)(1-c)b].
При увеличении резервоввозрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенномрынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведенииконтрактивной политики достигается обратный результат- уменьшение банковскихрезервов, кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темповинфляции.
На открытом рынкецентральный банк осуществляет покупку и продажу ценных бумаг. Как правило,такими ценными бумагами являются казначейские векселя, беспроцентныеказначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленныеоблигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги.
Операции на открытомрынке активно практикуется Федеральной резервной системой США, которая покупаети продает ценные бумаги федерального правительства, используя для этогодилерскую сеть. Подобные операции в США бывают двух видов: динамические изащитные.
Динамические операции наоткрытом рынке США направлены на изменение денежно – кредитных отношений сцелью воздействия на экономическую ситуацию в стране в целом. Например, дляобеспечения стабильности функционирования экономического механизма илистимулирования экономического роста ФРС активизирует продажу государственныхценных бумаг их владельцам.
Защитные операциипроводятся ФРС в целях компенсации нежелательных изменений в структуребанковских резервов. Однако не следует понимать это так, что руководство ФРС совершаетв отдельные периоды либо те, либо другие операции – она комбинируетдинамические и защитные операции на открытом рынке.
Если центральный банквыступает на открытом рынке на стороне предложения, у него есть, поменьше мере,две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижениикоторого он предложит любое количество ценных бумаг, либо предложитьопределенное количество ценных бумаг дополнительно. Коммерческие банки и ихклиенты, покупая государственные ценные бумаги, лишаются части денежныхсредств, которые при иных обстоятельствах могли бы быть использованы дляразвития реального сектора экономики.
Реструктивная политикаоткрытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаги к использованию кредитными институтами части своих резервов.
Направление и формывалютной политики, проводимой центральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее место в мировом хозяйстве. Целивалютной политики меняются от одного исторического периода к другому. Одним изважнейших средств реализации валютной политики является валютное регулирование.
Наиболее частоцентральные банки прибегают к регулированию валютного курса и управлениюофициальными валютными резервами. При этом большое внимание уделяется каквнутреннему валютному контролю, так и сотрудничеству в рамках между народныхвалютно-финансовых организаций.
Для воздействия в нужномнаправлении на изменение курса национальной денежной единицы центральный банкобычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.
Дисконтная (учетная)политика проводится не только для изменения условий рефинансированияотечественных коммерческих банков, но и для регулирования валютного курса иплатежного баланса (назовем их внешними целями, или интересами). Довольно частовнутренние и внешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решенияспорных вопросов между центральным банком и правительственными структурами влице министерства финансов и т.д. Например, повышение процентных ставок вкакой-то стране по отношению к другим странам делает привлекательным дляиностранцев размещение средств в банках именно этой страны (с относительновысокими ставками по депозитам). Возникающий при этом приток капиталов из-зарубежа увеличивает актив платежного баланса и способствует курса национальнойвалюты. Если в этот же период правительство проводит курс на оживлениеэкономики и стремится использовать для этого такой инструмент, как низкиепроцентные ставки, то возникает конфликт интересов. В современных условиях встранах с развитой и устойчивой экономикой, как правило, превалируют внутренниеинтересы.
Девизная политикапроводится центральным банком в форме покупки или продажи иностранных валют(девизов). Подобные операции получили название валютных интервенций. Приобретаяза счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп)национальную валюту, центральный банк увеличивает спрос и, следовательно, еекурс. Напротив, продажа крупной партий национальной валюты приводит к снижениюее курса, так как увеличивается предложение.
Влияние валютной политикицентрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынкепроявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направлениежелаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банкав данной экономической ситуации.
В настоящее времяпрактически во всех странах во главе кредитных систем стоит центральный банк,хотя наблюдаются и отклонения от данной практики. В некоторых странах нетцентральных банков, а эмиссионные функции выполняют специально созданныеинституты, например, Управление денежного обращения (Карренси борд) вСингапуре, Валютное агентство в Саудовской Аравии. Иногда один центральный банкявляется эмиссионным центром нескольких государств. Так, Банк государствЦентральной Африки выполняет функции центрального банка одновременно в пятиафриканских странах: Габоне, Камеруне, Конного, Центрально-АфриканскойРеспублике, Экваториальной Гвинее, в каждой из которых у него свое отделение.
Между центральнымибанками разных стран имеются существенные различия, обусловленные особенностямиих политического и экономического развития. Это касается организационно –правового статуса данных банков, диапазона выполняемых ими функций.
По критерию собственностина капитал центральные банки могут быть как полностью государственными (БанкФранции, Банк России), так и со смешанным государственно-частным капиталом(Национальный банк Бельгии, Центральный банк Турецкой Республики). При этом однииз них сразу были образованы как государственные банки (Дойче – Бундесбанк,Германия), другие первоначально являлись частными или смешанными, а затем былинационализированы (Банк Канады).
ГЛАВА 2.Центральный банк Республики Казахстан – Национальный Банк Республики Казахстан
2.1 Общееположение Национального банка Республики Казахстан
РеспубликаКазахстан имеет двухуровневую банковскую систему.
НациональныйБанк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан ипредставляет собой верхний (первый) уровень банковской системы РеспубликиКазахстан.
НациональныйБанк Казахстана представляет, в пределах своей компетенции, интересы РеспубликиКазахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, вмеждународных банках и иных финансово-кредитных организациях.Виды, правовойстатус, порядок создания, функционирования и ликвидации банков второго уровняопределяются банковским законодательством Республики Казахстан.
Национальный БанкКазахстана в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законом о«Нацбанке РК», «О банках и банковской деятельности в РеспубликеКазахстан», другими законодательными актами республики, актами ПрезидентаРеспублики Казахстан и международными договорами (соглашениями), заключеннымиРеспубликой Казахстан.
Национальный БанкКазахстана подотчетен Президенту Республики Казахстан. Национальный БанкКазахстана на основании и во исполнение законов Республики Казахстан повопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные правовые акты,обязательные для исполнения всеми банками, организациями, осуществляющимиотдельные виды банковских операций и их клиентами, другими юридическими ифизическими лицами на территории Республики Казахстан.
Национальныйбанк Казахстана является юридическим лицом в организационно-правовой формегосударственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и вместе со своимифилиалами, представительствами и организациями составляет единую структуру.
2.1. Основнаяцель, задачи, функции и полномочия Национального Банка Казахстана
Основнойцелью Национального Банка Казахстана является, обеспечение стабильности цен вРеспублике Казахстан.
Дляреализации основной цели на Национальный Банк Казахстана возлагаются следующиезадачи:
1) разработкаи проведение денежно-кредитной политики государства; 2) обеспечениефункционирования платежных систем;3) осуществление валютного регулирования ивалютного контроля;4) содействие обеспечению стабильности финансовой системы.
Перечень функцийНационального Банка Казахстана приведены в Законе «о Национальном БанкеРеспублики Казахстан». Национальный Банк Казахстана участвует в регулировании инадзоре за деятельностью банков, организаций, осуществляющих отдельные видыбанковских операций, в соответствии с настоящим Законом и банковскимзаконодательством Республики Казахстана.
НациональныйБанк Казахстана способствует созданию общих условий для функционирования сетибанков, и внедрению принципов добросовестной банковской конкуренции.
Регулирующиефункции Национального Банка Казахстана направлены на поддержание стабильностиденежно-кредитной системы Республики Казахстан, защиту интересов банковскихкредиторов, вкладчиков и клиентов.
НациональныйБанк Казахстана не вмешивается в оперативную деятельность банков, организаций,осуществляющих отдельные виды банковских операций, за исключением случаев,предусмотренных законодательными актами.
НациональныйБанк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющимгосударственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана сцелью обеспечения низкого уровня инфляции и устойчивости национальной валюты.
Денежно-кредитнаяполитика осуществляется путем установления:
официальнойставки рефинансирования;
уровнейставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики; нормативовминимальных обязательных резервов (резервных требований); в исключительныхслучаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видовопераций. В целях реализации денежно-кредитной политики НациональныйБанк Казахстана осуществляет следующие виды операций:
1)предоставление займов; 2) прием депозитов;3) валютные интервенции; 4) выпусккраткосрочных нот Национального Банка Казахстана; 5) покупка и продажагосударственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа; 6)\переучеткоммерческих векселей; 7) другие операции по решению Правления НациональногоБанка Казахстана.
НациональныйБанк Казахстана устанавливает официальную ставку рефинансирования в зависимостиот общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровняинфляции и инфляционных ожиданий.
Официальнаяставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения дляосновных операций денежно-кредитной политики.
В целяхрегулирования объемов кредитов, представляемых банками, для снижения рисковнеплатежа банками по их обязательствам, а также защиты интересов вкладчиков иакционеров банков Национальным Банком Казахстана используется механизмрезервных требований.
Нормативрезервных требований рассчитывается как процент от общей суммы обязательств завычетом обязательств перед банками и устанавливается в размере не более 40процентов.
Висключительных случаях Национальный Банк Казахстана вправе вводить резервныетребования на прирост обязательств.
Изменениенорматива минимальных обязательных резервов вводится в действие не раньше чемчерез месяц со дня принятия такого решения.Покупка ипродажа государственных и других ценных бумаг осуществляется НациональнымБанком Казахстана в рамках общей денежно-кредитной политики.
НациональныйБанк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным операциямденежно-кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставкивознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитнойполитики.
НациональныйБанк Казахстана регулирует общий объем заимствования банков в соответствии спринятыми ориентирами денежно-кредитной политики.
Порядок,условия предоставления и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых банкамзаймов определяются Национальным Банком Казахстана.
НациональныйБанк Казахстана предоставляет займы как под обеспечение высоколиквидными ибезрисковыми ценными бумагами и другими активами, так и без обеспечения на срокне более одного года. Данный срок может быть продлен Правлением НациональногоБанка Казахстана. При этом Национальный Банк Казахстана вправе предоставлятьбанкам займы в качестве заимодателя последней инстанции в порядке, на условияхи в сроки, которые установлены Правлением Национального Банка Казахстана.
Предметомзалога для обеспечения исполнения обязательств по займам Национального БанкаКазахстана может быть имущество, предусмотренное нормативными правовыми актамиНационального Банка Казахстана.
Валютныеинтервенции Национального Банка Казахстана осуществляются самостоятельно путемкупли-продажи иностранной валюты и проведения других видов валютных сделок намежбанковском или биржевом рынке с целью воздействия на курс казахстанскоготенге.
Порядок,условия привлечения и погашения, сроки и лимиты привлечения депозитовопределяются Национальным Банком Казахстана.
Краткосрочные нотыНационального Банка Казахстана — государственные ценные бумаги, эмитируемыеНациональным Банком Казахстана.
Подпрямыми количественными ограничениями Национального Банка Казахстана понимаютсямаксимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямоеограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения (интереса),прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования илисдерживания развития отдельных отраслей.
Выпускналичных денег, организация их обращения и изъятие из обращения на территорииРеспублики Казахстан осуществляется исключительно Национальным БанкомКазахстана в форме продажи банкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалента.
Банкноты имонеты Национального Банка Казахстана являются безусловными обязательствамиНационального Банка Казахстана и обеспечиваются всеми его активами.
НациональныйБанк Казахстана определяет потребность в необходимом количестве банкнот имонет, обеспечивает их изготовление, устанавливает порядок хранения,уничтожения и инкассации наличных денег.
Владельцамибанковских счетов в Национальном Банке Казахстана считаются юридические лица,открывшие в нем счета в порядке, установленном Правлением Национального БанкаКазахстана, и банки.
НациональныйБанк Казахстана проводит следующие операции в национальной валюте:
1)предоставляет кредиты владельцам банковских счетов, открытых в НациональномБанке Казахстана на срок не более одного года под обеспечение высоколиквидными,безрисковыми ценными бумагами и другими активами, за исключением случаев,предусмотренных настоящим Законом;
2)переучитывает векселя первоклассных эмитентов, имеющих торговое происхождение,со сроками погашения не более одного года;
3)покупает и продает государственные ценные бумаги;
4)покупает и продает депозитные сертификаты, долговые ценные бумаги, которыеНациональный Банк Казахстана считает пригодными для обеспечения кредитов;
5)принимает депозиты, осуществляет платежи и переводы денег, принимает нахранение и управление, ценные бумаги и иные ценности;
6)осуществляет операции с производными финансовыми инструментами;
7)при необходимости открывает счета в банках и финансовых организациях на территорииРеспублики Казахстан и за ее пределами;
8)выписывает чеки и выдает векселя;
9)осуществляет другие банковские операции, а также сделки от своего имени всоответствии со своими задачами, если это прямо не запрещено Законом о НБ РК.
2.3Деятельностьи операции, капитал и резервы Национального Банка Казахстана
Уставный капиталНационального Банка Казахстана принадлежит государству и формируется в размерене менее 20 миллиардов казахстанских тенге путем отчислений от полученного имчистого дохода.
Национальный БанкКазахстана самостоятельно осуществляет права владения, пользования ираспоряжения имуществом, находящимся на его балансе в порядке, определяемомПравлением Национального Банка Казахстана.
Резервный капиталНационального Банка Казахстана образуется в размере уставного капитала,пополняется за счет чистого дохода и предназначается исключительно длякомпенсации потерь и возмещения убытков по проводимым операциям в порядке,установленном Правлением Национального Банка Казахстана.
Чистый доходНационального Банка Казахстана за финансовый год определяется как разница междуфактически полученными доходами и расходами (за исключением образовавшейсясуммы нереализованного дохода, относимой на счета переоценки золотовалютныхактивов), относящимися к данному финансовому году.
Чистый доходНационального Банка Казахстана, уменьшенный на сумму созданных общих провизий(резервов) по банковским активам, направляется при необходимости наформирование уставного и резервного капиталов в размере, установленном ПравлениемНационального Банка Казахстана.
Послеутверждения Президентом Республики Казахстан годового отчета НациональногоБанка Казахстана оставшаяся часть полученного чистого дохода перечисляется вреспубликанский бюджет в следующем финансовом году.
В случаенедостаточности полученной прибыли для формирования уставного и резервногокапиталов образовавшаяся разница компенсируется за счет чистого доходаНационального Банка Казахстана следующих финансовых лет.
В сферевнешнеэкономических отношений Национальный Банк Казахстана:
а) определяет сферу ипорядок обращения в Республике Казахстан иностранной валюты и ценных бумаг виностранной валюте, вводит необходимые ограничения на проведение операций виностранной валюте, в том числе на объемы таких операций и уровень ставоквознаграждения (интереса);
б) устанавливает правилапроведения резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан операций синостранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;
в) устанавливает порядокввоза, вывоза и пересылки в Республику Казахстан и из Республики Казахстанвалютных ценностей. Устанавливает для резидентов порядок обязательного переводаиностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте в Республику Казахстан,а также определяет условия открытия счетов резидентов Республики Казахстан виностранных банках;
г) устанавливает правилавыдачи, регистрации и выдает лицензии на проведение валютных операций,предусмотренных валютным законодательством;
д.) устанавливаетофициальный курс национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютамсогласно перечню, определяемому Правлением Национального Банка Казахстана;
е) формирует и совершаетоперации с золотовалютными активами;
ж) устанавливает посогласованию с Министерством финансов Республики Казахстан и уполномоченнымгосударственным органом
обязательные для исполнения всемиюридическими и физическими лицами в Республике Казахстан;
з) ведет и публикуетРеестр уполномоченных банков;
и) в случаяхустановления фактов нарушения банками и иными лицами банковского и валютногозаконодательства Республики Казахстан вправе налагать санкции, предусмотренныебанковским и валютным законодательством;
к) организуетмеждународные расчеты, совершенствует валютно-финансовые и кредитно-расчетныеотношения с зарубежными странами;
л) привлекает всоответствии с заключенными государственными договорами иностранную валюту отиностранных и международных организаций;
м) выдает разрешение навывоз валютных ценностей, кроме драгоценных металлов, а также ведет учетбанковских кредитов, полученных от нерезидентов Республики Казахстан;
н) вносит предложения повопросам привлечения дополнительных кредитов от нерезидентов РеспубликиКазахстан;
о) вводит и отменяетрежим обязательной продажи выручки в иностранной валюте от экспорта товаров (работ,услуг).
Национальный БанкКазахстана вправе осуществлять следующие операции с валютными ценностями идрагоценными металлами:
-покупать и продаватьиностранную валюту;
– покупать, продаватьили производить операции с ценными бумагами, выпущенными и гарантированнымиПравительством Республики Казахстан в иностранной валюте, правительствамииностранных государств или международными финансовыми организациями;
— открывать счета вбанках, иностранных центральных банках и банках, финансовых институтах, имеющихсоответствующее право по законодательству государств, в которых онизарегистрированы, а также в международных финансовых организациях;
– открывать и вестисчета, действовать как представитель или корреспондент для иностранногоцентрального банка, банков и других финансовых институтов, имеющихсоответствующее право по законодательству государств, в которых онизарегистрированы, иностранных правительств и их агентов, а также международныхфинансовых организаций;
— осуществлять прием ихранение аффинированного золота, драгоценных металлов, драгоценных камней иизделий из них;
— производитьлицензирование операций, связанных с драгоценными металлами и ювелирнымиизделиями в порядке, определяемом действующим законодательством РеспубликиКазахстан;
— производить натерритории Республики Казахстан и на внешнем рынке операции по покупке ипродаже аффинированного золота и других драгоценных металлов;
— в порядке,установленном действующим законодательством, ввозить в Республику Казахстанвалютные ценности и драгоценные металлы, а также вывозить их за рубеж дляразмещения на своих счетах в иностранных банках и специализированных финансовыхорганизациях;
– покупать, продаватьили производить операции с ценными бумагами, выпущенными эмитентами, имеющимикредитный рейтинг, минимальный уровень которого определяется ПравлениемНационального Банка Казахстана;
– осуществлять операциис инструментами денежного рынка, такими, как межбанковские депозиты, репо иобратное репо, депозитные сертификаты, коммерческие бумаги и другие долговыеобязательства, выпущенными эмитентами, имеющими кредитный рейтинг, минимальныйуровень которого определяется Правлением Национального Банка Казахстана;
– осуществлять операциис производными финансовыми инструментами, такими, как форвардные операции,операции своп и опционные операции с контрпартнерами, кредитные рейтингикоторых не ниже определенных Правлением Национального Банка Казахстана;
— осуществлять другиеоперации по решению Правления Национального Банка Казахстана.
Золотовалютные активыНационального Банка Казахстана создаются и используются для обеспечениявнутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге и состоят из:
-аффинированного золота;
-валютных ценностей,хранящихся в Национальном Банке Казахстана;
-простых и переводныхвекселей в иностранной валюте;
-ценных бумаг, выпущенныхи гарантированных иностранными правительствами или международными финансовымиорганизациями;
-других внешних активов,деноминированных в иностранной валюте, при условии обеспечения ликвидности исохранности таких активов.
Национальный БанкКазахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение.
Не допускаетсяиспользование золотовалютных активов в форме выдачи кредитов (займов, ссуд) ипредоставление гарантий или других обязательств резидентам и нерезидентамРеспублики Казахстан за исключением случаев, предусмотренных решением ПравленияНационального Банка Казахстана.
Увеличение и изменениеструктуры золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстанапутем: покупки аффинированного золота в соответствии с действующимзаконодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения, связанные сдрагоценными металлами и драгоценными камнями у казахстанских и иныхпроизводителей (продавцов) указанного металла; покупки иностранной валюты заказахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валютуу резидентов и нерезидентов Республики Казахстан, а также ПравительстваРеспублики Казахстан;
поступлений комиссионныхи других вознаграждений (интереса) от депозитных, вкладных, дилинговых операцийс иностранной валютой и операций с ценными бумагами, деноминированными виностранной валюте, осуществляемых Национальным Банком Казахстана, а такжепредоставляемых им кредитов в иностранной валюте; поступлений в иностраннойвалюте от проведения Национальным Банком Казахстана продаж, депонирования идругих операций с аффинированным золотом, серебром, платиной и другимиметаллами платиновой группы; кредитов, полученных Национальным БанкомКазахстана от международных финансовых организаций, центральных банковиностранных государств и других кредиторов; поступлений в иностранной валюте отоказываемых Национальным Банком Казахстана консультационных,информационно-издательских и других услуг в соответствии с настоящим Законом иПоложением о Национальном Банке Казахстана.
Уменьшение золотовалютныхактивов производится Национальным Банком Казахстана путем: продажи валюты навнутреннем валютном рынке в целях проведения денежно-кредитной политики,включая политику обменного курса, и сглаживания дисбаланса спроса и предложенияна иностранную валюту на внутреннем валютном рынке; осуществления конвертациитенге в иностранную валюту для оплаты импорта продукции (работ, услуг), включаясодержание дипломатических и иных представительств за рубежом и командировочныерасходы, а также для обслуживания государственного внешнего долга НациональногоБанка Казахстана, за счет средств государственного бюджета и сметы (бюджета)Национального Банка Казахстана; продажи иностранной валюты для приобретениядругой иностранной валюты; возврата основной суммы и вознаграждения (интереса)по кредитам, полученным Национальным Банком Казахстана, а также выплаткомиссионных и других сопутствующих им расходов; списания убыточныхзолотовалютных активов за счет сформированных провизий (резервов).
Национальный БанкКазахстана обязан должным образом обеспечивать ликвидность и сохранностьактивов, и необходимость сохранения покупательной силы внешних активов.
Национальный БанкКазахстана должен поддерживать внешние активы на уровне, необходимом дляобеспечения стабильности национальной валюты и поддержания ее обменного курса.
В случае снижения втечение 12 месяцев уровня внешних активов более чем на 15 процентов,Национальный Банк Казахстана согласовывает с Правительством меры, необходимыедля предотвращения или исправления такой ситуации статистики порядок и формыучета и отчетности по валютным операциям,
Таблица 1.
Денежно – кредитная ибанковская статистика 2005г. 2006г. 2004г. январь-декабрь январь-август январь-сентябрь январь-октябрь январь-ноябрь январь-декабрь Денежная масса (М3), на конец периода, млрд. тенге 1650,1 2065,3 2965,1 3053,1 3238,1 3387,7 3716,0 Наличные деньги в обращении (МО), на конец периода, млрд. тенге 379,3 411,8 555,0 550,9 529,4 524,7 600,8 Депозиты в банковской системе – всего, на конец периода, млрд. тенге 1270,8 1653,5 2410,2 2502,2 2708,7 2863,1 3115,2 Кредитование БВУ отраслей экономики и населения, на конец периода, млрд. тенге 1484,0 2592,1 3583,8 3825,5 4125,0 4361,2 4735,7 Ставка рефинансирования, в % 7,0 8,0 9,0 9,0 9,0 9,0 9,0
Национальный БанкКазахстана представляет собой единую централизованную структуру с вертикальнойсхемой подчинения.
Органами Национального Банка Казахстана являются Правление и Совет директоров(Директорат).
В структуру НациональногоБанка Казахстана входят центральный аппарат, состоящий из департаментов идругих подразделений, филиалы, представительства и организации.
ПредседательНационального Банка Казахстана назначается Президентом Республики Казахстан ссогласия Парламента сроком на 6 лет.
Председатель действует отимени и представляет без доверенности Национальный Банк Казахстана в отношенияхс государственными органами, банками, финансовыми, международными, иностраннымии другими организациями.
ПредседательНационального Банка Казахстана наделен полномочиями принимать оперативные иисполнительно-распорядительные решения по вопросам деятельности НациональногоБанка Казахстана, за исключением полномочий, оговоренных настоящим Законом дляПравления Национального Банка Казахстана, заключать от имени НациональногоБанка Казахстана договоры.
Заместители ПредседателяНационального Банка Казахстана назначаются Президентом Республики Казахстан попредставлению Председателя Национального Банка Казахстана сроком на 6 лет,независимо от сроков назначения Председателя Национального Банка Казахстана. Высшиморганом Национального Банка Казахстана является Правление. Основные функцииПравления Национального Банка Казахстана приведены в Законе «О НациональномБанке Республики Казахстан.По вопросам, отнесенным к его компетенции, ПравлениеНационального Банка Казахстана принимает постановления.
Правление НациональногоБанка Казахстана состоит из 9 человек.
В состав ПравленияНационального Банка Казахстана входят Председатель Национального БанкаКазахстана, и пять должностных лиц Национального Банка Казахстана, одинпредставитель от Президента Республики Казахстан и два представителя отПравительства Республики Казахстан.
Члены ПравленияНационального Банка Казахстана от Президента Республики Казахстан,Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Казахстана назначаютсяи освобождаются соответственно Президентом Республики Казахстан, ПравительствомРеспублики Казахстан и Председателем Национального Банка Казахстана.
Заседания ПравленияНационального Банка Казахстана проводятся по мере необходимости, но не режеодного раза в месяц.
Внеочередные заседанияПравления Банка Казахстана проводятся по требованию Председателя НациональногоБанка Казахстана или трех членов Правления.
Члены ПравленияНационального Банка Казахстана своевременно уведомляются о назначении заседанияПравления.
Органом оперативногоуправления Национального Банка Казахстана является Совет директоров(Директорат) Национального Банка Казахстана.
В состав Советадиректоров входят Председатель Национального Банка Казахстана, его заместители,руководителей структурных подразделений Национального Банка Казахстана попредставлению Председателя Национального Банка Казахстана. Состав Совета директоровНационального Банка Казахстана утверждается Правлением Национального БанкаКазахстана.
Глава 3. Историяразвития и пути совершенствования Центрального банка РК
3.1 Этап развитияцентрального банка РК В составе СССР
Общепринято, чтоэкономикам развитых стран присуще наличие двухуровневой банковской системы,тогда как в бывшем Советском Союзе и, соответственно, в Казахстане существовалаодноуровневая, которую составляли Государственный банк, Банк внешней торговли иСтроительный банк. Государственный банк, как главный банк страны, отвечал за ееденежно-кредитную политику: контролировал организацию и осуществлениебезналичных расчетов, определял принципы процентной политики, кредитногопланирования и условия краткосрочного и долгосрочного кредитования. В своюочередь, Внешторгбанк обеспечивал организацию и проведение расчетов поэкспортно-импортным операциям, а Стройбанк исполнял решения Госбанка пофинансированию капитальных вложений в народное хозяйство.
Реформирование банковскойсистемы началась в 1987 году, когда совместным постановлением ЦК КПСС и Советаминистров СССР №821 было принято решение о создании двухуровневой банковскойсистемы, включающей центральный (эмиссионный) банк и ряд государственныхспециализированных банков, при этом республиканские банки наделялись правамиминистерств союзных республик. Однако, несмотря на принятые меры поусовершенствованию кредитной системы, она оставалась достаточно консервативной.Учрежденные государственные специализированные банки, такие как «Промстройбанк»,«Агропромбанк», «Жилсоцбанк», «Сберегательныйбанк», унаследовав многие негативные черты прежней одноуровневой системы,не обеспечивали свободный перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве, несложились у банков подлинно партнерские отношения с заемщиками, а у Госбанка небыло эффективных методов управления совокупным денежным оборотом. Неэффективнойоказалась и ссудная политика, а именно: процентные ставки были весьма низкими(5-8%), что создавало дополнительный спрос на ссуды, слишком часто использовавшиесядля финансирования малорентабельных и неэффективных проектов.
В 1988 году послепринятия союзного Закона «О кооперации» (с этого момента и ведетотсчет первый этап развития банковской системы Казахстана) начали создаватьсяна паевых началах первые кооперативные банки, заложившие впоследствии основудля формирования рыночных отношений в сфере банковской деятельности.
3.2 Этап развитияЦентрального Банка РК на подходе к суверенитету
Последующие два годаотличались исключительной насыщенностью политическими и экономическимисобытиями. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принимаетДекларацию о государственном суверенитете Республики Казахстан, подтверждающуюстремление Казахстана к проведению более самостоятельной экономической политики.На этой волне в декабре того же года Верховный Совет Казахской ССР принимаетЗакон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР»,заложивший законодательные основы для реформирования банковской системыКазахстана. Данным законом устанавливались основные задачи и функцииГосударственного банка, в том числе, в сфере денежно-кредитного регулирования,определены перечни осуществляемых им операций. Кроме того, было впервые даноопределение коммерческого банка, описан порядок открытия и прекращениядеятельности частных банков и банков с участием иностранного капитала, а такжеиных кредитных учреждений (обществ взаимного кредитования, кредитныхкооперативов, пенсионных и инвестиционных фондов, ломбардов).
3.2 Развитие НБ РК всуверенном Государстве
Весь декабрь 1991 годаоказался наполнен чередой важнейших для истории современного Казахстанаполитических событий. Все началось 8 декабря в белорусской Беловежской пуще,где собравшиеся в правительственной резиденции Вискули первые руководителиРоссии (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и Белоруссии (СтаниславШушкевич) подписали соглашение об упразднении СССР и о создании СодружестваНезависимых Государств (СНГ). 10 декабря подписан Закон о переименованииКазахской ССР в Республику Казахстан и опубликовано постановление ВерховногоСовета Республики Казахстан «О вступлении в должность ПрезидентаРеспублики». 12 декабря в Ашхабаде состоялась консультативная встречаруководителей республик Средней Азии и Казахстана. И, наконец, 16 декабря 1991года первый всенародно избранный Президент Республики Казахстан НурсултанАбишевич Назарбаев подписал Конституционный закон «О государственнойнезависимости Республики Казахстан».
Значительной вехой,определившей дальнейшее направление развития кредитно-банковской системыКазахстана, явилось принятие в апреле 1993 года новых законов — «ОНациональном банке Республики Казахстан» и «О банках и банковскойдеятельности в Республике Казахстан». Это было обусловлено рядом факторов,среди которых первостепенное значение имело формирование суверенногогосударства, признание Казахстана в мировом сообществе, развитиесамостоятельной национальной банковской системы. Ранее действовавший единыйзакон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР» ужесовершенно не отвечал новым экономико-политическим реалиям. В нем не былопределен статус Госбанка Казахстана как банка суверенного государства, егофункции и задачи формировались в соответствии с его статусом республиканскойконторы Госбанка СССР.
Закон «ОНациональном банке Республики Казахстан» закрепил независимость Нацбанкаот правительства и других органов власти и сделал его подотчетным ВерховномуСовету Казахстана и президенту. Закон расширил и конкретизировал функции изадачи Нацбанка, сделал его более независимым в проведении единойгосударственной политики в области денежного обращения и кредитования,организации банков и валютных отношений. Впервые был законодательно закрепленединый собственник уставного фонда Нацбанка в лице Верховного Совета РеспубликиКазахстан, определены фонды Нацбанка, прядок их формирования и распределенияполучаемой прибыли.
За 16 лет суверенногосуществования в Казахстане очень много сделано, чтобы республика состоялась каксамостоятельное и самодостаточное государство, как равноправный партнермирового сообщества. Казахстан признан страной с рыночной экономикой какЕвропейским Союзом, так и США. В этих политических и экономических успехахбольшая заслуга принадлежит и банковскому сектору страны.
Заключение
Исторически сложившаясяситуация в развитии Банковской Системы РК в значительной мере облегчило переходк собственной национальной валюте — тенге, которая была введена в обращение 15ноября 1993 года, и проведению Казахстаном самостоятельной денежно-кредитнойполитики. Это было началом третьего этапа развития банковской системыКазахстана. С принятием новых банковских законов и введением национальнойвалюты, Нацбанку, наконец-то, представилась возможность заняться вопросами еевнутренней и внешней стабильности, на основе приобретенного опыта продолжитьсовершенствование механизма косвенного контроля развития банковской системыпутем расширения и ужесточения экономических нормативов, таких как минимальныйразмер уставного фонда, коэффициент достаточности собственных средств,коэффициент ликвидности и т.д.
Опираясь на новый закон«О Национальном банке Республики Казахстан», принятый 31 августа 1995года, Нацбанк как уполномоченный орган банковского надзора начал осуществлениереструктуризации банковской системы. Был взят курс на сокращение числа банковпутем жесткой селекции, в результате которой нестабильные и слабые банки илиполностью ликвидировались, или объединялись, образуя дочерние банки крупных.
В соответствии сизменениями, внесенными в декабре 1996 года в закон «О банках и банковскойдеятельности», Нацбанк получил право по согласованию с правительствомпринимать решение о принудительном ограничении прав и обязанностей акционеровбанков, имеющих отрицательный размер капитала. Фактически это означало правоНацбанка на принудительный выкуп акций с последующей реализацией их новыминвесторам по цене приобретения. Что и произошло с«Казагропромбанком», «Казкредсоцбанком»,«Жилстройбанком» и рядом других банков, не сумевших увеличить свойсобственный капитал в соответствии с темпами инфляции. Они не могли работать,придерживаясь экономических нормативов Национального банка, имели большиеневыполненные (и невыполнимые!) обязательства, обусловленные большими объемаминевозвращенных кредитов.
В целях реализации мер,направленных на укрепление и развитие всех сегментов финансового рынка страны,Национальный Банк в дальнейшем намерен:
— внедрять методы надзорана консолидированной основе в целях укрепления стабильности банковского сектораи выполнения 25 основных принципов эффективного банковского надзора Базельскогокомитета, разработать рекомендации по управлению рисками банковскойдеятельности;
— совершенствоватьнормативную правовую базу для развития сектора организаций, осуществляющихотдельные виды банковских операций, в том числе системы почтово-сберегательныхучреждений;
— содействовать развитиюновых финансовых инструментов;
— продолжить работу посовершенствованию системы обязательного коллективного гарантирования(страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня внаправлении ее распространения на депозиты до востребования.
Основной цельюНационального Банка является обеспечение стабильности цен в РеспубликеКазахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаютсяследующие задачи:
— разработка и проведениеденежно-кредитной политики государства;
— обеспечениефункционирования платежных систем;
— осуществление валютногорегулирования и валютного контроля;
— содействие обеспечениюстабильности финансовой системы.
С 2002 года ориентирыденежно-кредитной политики определяются Национальным Банком на три года вперед,с ежегодным уточнением, что связано с достижением в стране относительноймакроэкономической стабильности, которая позволяет осуществлять прогнозы иразработку стратегических направлений на более длительный период с учетомситуации в экономике и на финансовых рынках. Целевые показатели устанавливаютсяс использованием индекса потребительских цен. Наряду с ним для внутреннегоанализа с 2004 года используется индекс «базовая инфляция», который элиминируетшоковое воздействие на уровень цен немонетарных факторов и показывает основныетенденции инфляционных процессов. С 2004 года выпускается ежеквартальныйинфляционный отчет – Обзор инфляции.
В марте 2006 года принятыОсновные направления денежно-кредитной политики Национального Банка РеспубликиКазахстан на 2006-2008 годы. Национальный Банк определяет приоритетнымнаправлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики,ориентированной на обеспечение стабильности цен. Соответственно, будетпродолжена работа по переходу к принципам инфляционного таргетирования. Этопредполагает построение прогнозов основных параметров денежно-кредитнойполитики, исходя из целевых ориентиров по инфляции.
Прогнозы основныхмакроэкономических показателей представлены на три года (2006-2008 годы) сдетализацией мер, намеченных к реализации в 2006 году, что подчеркиваетсреднесрочную направленность данного документа. Показатели на последующие годыбудут уточняться в конце текущего года.
Список использованной литературы:
1. Деньги. Кредиты. Банки. Под редакциейГ.С. Сейткасимова. Алмаы
1999.
2. Данные Национального Банка РК.www.nationalbank.kz
3. Данные Статистического Агенства РК
4. Журнал «Банки Казахстана» №6, №7,№8 2001г.
5. Данные Агенства CтратегическогоРазвития РК
6. «Развитие банковской системыРеспублики Казахстан за 10 лет независимости». Отчет Национального банкаРеспублики Казахстан
Раева Р. «О банковской системеКазахстана» // журнал «Банки Казахстана», №6 (2001)
7.Парамонов В. «Развитиекредитно-банковской системы Казахстана» // интернет-газета«Навигатор», 6 июля 2000 г.
8. Бондарь Т. «Что происходит вбанковской системе Казахстана (Становление банковской системы Казахстанаобошлось без кризисов)» // ежемесячный деловой журнал«Финансист», №10 (2001)
9.Ахметжанова Г., Маханов Н.«Основные направления развития банковской системы Казахстана» //сборник «Транзитная экономика», №1 (1998).
10.Баишев Б. «Банки хотятподчинятся закону» // журнал «Аль Пари», №2 (1999)
11.Сейткасимов Г., Жамшиев Б.,Воронина М. и др. «Банковская система Казахстана // сборник „Деньги,кредит, банки“ (1996).
12.Жакипбеков С. „Нет дыма безогня“ // журнал „Финансы Казахстана“, №9 (1996)
13.Скворцов Я. „ЕльдарАбдразаков: “Худший банковский менеджер — государство» (Как банкамКазахстана удалось завоевать доверие населения) // деловой еженедельник«Компания», №44 (22 июля 2002 г.)
14.Иконников А. «Очень крутойподъем» // журнал «КонтиненТ», №25 (25 декабря 2002 г.)