Понятие герменевтики

Всобственно теоретико-познавательном смысле под герменевтикой имеется в видуистолкование, понимание текстов. Этот термин стал употребляться в философскомсмысле в раннем немецком романтизме. Герменевтика с самого начала была связанас идеями интерпретации и понимания.
Представителисовременной философской герменевтики (Э. Бетти, Х.Г. Гадамер, М. Ландман) видятв ней не только метод гуманитарных наук, но и способ толкования определеннойкультурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. Усматриваяосновную проблему философии в проблеме языка, они отвергают объективное научноепознание, безгранично доверяя косвенным свидетельствам сознания, воплощенным вречи, прежде всего письменной.
Знаменитыйдеятель эпохи немецкого романтизма Ф. Шлейермахер (1768-1834) осмыслилгерменевтику прежде всего как искусство понимания чужой индивидуальности — ‘другого’. Предметом герменевтики выступает аспект выражения, ибо именно оно естьвоплощение индивидуальности в ее проявлении.
Какметод собственно исторической интерпретации герменевтика разрабатываласькрупным мыслителем Вильгельмом Дильтеем (1833-1911). В. Дильтей — немецкийисторик культуры и философ, представитель философии жизни, основоположникпонимающей психологии и школы истории духа (истории идеи) в немецкой историикультуры. Центральным для Дильтея является понятие ‘жизнь’,культурно-исторические реалии. Человек, по Дильтею, не имеет истории, он сам — история. Она-то и раскрывает, что он такое.
Отчеловеческого мира истории мыслитель резко отделял мир природы. Задачафилософии (как науки о духе) состоит в том, чтобы понять ‘жизнь’ исходя из неесамой. В этой связи Дильтей выдвинул метод ‘понимания’ как непосредственного постижениянекоторой духовной целостности — в смысле целостного переживания. Понимание,родственное интуитивному проникновению в жизнь, он противопоставляет методуобъяснения, применимому в науках о природе, где мы прибегаем к рассудочномудоказательству. Понимание собственного внутреннего мира достигается путеминтроспекции, т.е. самонаблюдения, рефлексии. Понимание же ‘чужого мира’осуществляется путем ‘вживания’, ‘сопереживания’, ‘вчувствования’.
Поотношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации,названный Дильтеем герменевтикой. Основой герменевтики он считал понимающуюпсихологию: ее особенность состоит в непосредственном постижении целостностидушевно-духовной жизни личности. Основная проблема герменевтики состоит, поДильтею, в раскрытии того, как индивидуальность может стать предметомобщезначимого объективного познания в чувственно данном проявлении чужойуникальной жизни.
Именноэтим путем пошел Э. Гуссерль. Ведь при любом исследований далекой от нас, темболее чужой, культуры важно прежде всего реконструировать ‘жизненный мир’ этойкультуры, вжиться в него, только в этом свете можно понять смысл ее памятников.
Дальнейшуюразработку этой проблемы осуществлял немецкий философ Х.Г. Гадамер, ученик М.Хайдеггера, который понимал герменевтику широко — как учение о бытии, как;онтологию, пожалуй, скорее как теорию познания.Многое заимствуя у Дильтея иХайдеггера, Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблемупонимания в саму суть философии. Предметом философского знания с точки зрениягерменевтики является мир человека, трактуемый как область человеческогообщения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаютсякультурные и научные ценности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.istina.ru/