Марк Тулий Цицерон. Государство и право

Доклад
студентов гр.АИ-1-93
Рыбиной Марины и Частухина Виталия
по дисциплине ТСПП
на тему:  Учение Цицерона огосударстве и праве
Марк Туллий Цицерон(106—43 гг. до н. э.)—знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В егообширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства иправа. Специально эти вопросы освещены  вего работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблемрассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Обобязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах.
Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся подзаметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона,Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это«иноземное» влияние Цицерон как патриот Рима ипрактический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскимитрадициями в области государственно-правовой практики и политико-правовоймысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальнойобстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политическойдействительности. В целом творческое использование идей предшественников вполитико-правовом учении Цицерона сочетается сразвитием им ряда оригинальных и новых положений в области теории государства иправа.
Государство (respublica)Цицерон определяет как дело, достояние народа (res populi). При этом онподчеркивает, что «народ не любое соединение людей, собранных вместе каким быто ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностьюинтересов». Тем самым государство в трактовке Цицеронапредстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов,что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также икак согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовоеобразование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицеронстоит у истоков той юридизации понятия государства,которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современныхсторонников идеи «правового государства». Основную причину происхождениягосударства Цицерон видел не столько в слабости людейи их страхе (точка зрения Полибия), сколько в ихврожденной потребности жить вместе.
Разделяя в этом вопросе позициюАристотеля, Цицерон отвергал широко распространенныев его время представления о договорном характере возникновения государства.
Влияние Аристотеля заметно и втрактовке — Цицероном роли семьи как первоначальнойячейки общества, из которой постепенно и естественным путем возникаетгосударство. Он отмечал изначальную связь государства и собственности иразделял положение стоика Панетия о том, что причинойобразования государства является охрана собственности. Нарушениенеприкосновенности частной и государственной собственности Цицеронхарактеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.
Возникновение государства (такжеи права) не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиямприроды, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей  природе и сущности они (государство и право)носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит кпониманию того, что «всем этим миром правит разум». Данное положение,сформулированное еще древнегреческим философом Анаксагором,используется Цицероном для обоснования своегопонимания «природы» как обусловленного и пронизанного божественной волейвсеобщего источника разумных и справедливых установлений и действий людей.Именно благодаря тому, что люди самой природой наделены «семенами» разума исправедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал,стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения,добродетелей, государства и права.
Разум — высшая и лучшая частьдуши, «царский империй», обуздывающий все низменные чувства и страсти в  человеке (алчность, жажду власти и славы и т.д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон,«при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни длянеобдуманных поступков».
В русле традиций древнегреческоймысли Цицерон уделял большое внимание анализуразличных форм государственного устройства, возникновению одних форм из других,«круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т. д.
Критерии различения формгосударственного устройства Цицерон усматривал в«характере и воле» тех, кто правит
государством. В зависимости отчисла правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). «Ивот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называемэтого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью. Когдаона находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская общинауправляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее таки называют) является такая община, в которой все находится в руках народа».
Все эти простые формы (или виды)государства не совершенны и не наилучшие, но они, по Цицерону,все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы исвязи (в том числе — и правовые), которые впервые накрепко объединили людей всилу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет своидостоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтениеотдается царской власти, а на последнее место ставится демократия.«Благоволением своим,— пишет Цицерон, — наспривлекают к себе цари, мудростью — оптиматы,свободой — народы». Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности,взаимосвязи и единстве представлены в смешанной (а потому и наилучшей) формегосударства. В простых же формах государства эти достоинства представленыодносторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбемежду различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к ихвырождению в «неправильные» формы.
Так, при царской власти, пояснял Цицерон, все прочие люди отстранены от участия в принятиирешений и законов; народ не пользуется свободой и отстранен от власти и пригосподстве оптиматов. При демократии же, «когда всевершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-такисамо равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественномположении».
Основной порок простых формгосударства состоит, согласно Цицерону, в том, чтовсе они неизбежно, в силу присущей им односторонности и неустойчивости,находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к несчастью. Царскаявласть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождаетсятиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (помудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных. Хотятакая власть и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов,но на деле, замечает Цицерон, «нет более уродливойформы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими».Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона,приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к еетиранической власти.
Эти уродливые виды властвования(тирания единоличного владыки или толпы, господство клики) уже не являются,согласно Цицерону, формами государства, поскольку втаких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело идостояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.
Предотвратить подобное вырождениегосударственности, по мнению Цицерона, можно лишь вусловиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства,образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых формправления. «Ибо, — подчеркивал он, — желательно, чтобы в государстве было нечтовыдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и врученаавторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению иволе народа». В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенствоего граждан.
Как путь к смешанной формеправления Цицерон (вслед за Полибием)трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти ксенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел в полномочияхмагистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов— в полномочиях сената, народной власти — в полномочиях народных собраний инародных трибунов. В этой связи Цицерон восхищалсядальновидностью и мудростью «предков», создавших такую разумную формугосударства, и призывал твердо придерживаться их политических заветов.Подчеркивая опасность крена в сторону того или иного начала смешаннойгосударственности и выступая за их взаимное равновесие, он подчеркивалнеобходимость «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий — стем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у советапервенствующих людей и достаточно свободы у народа».
Достоинства государственногоустройства Рима — это по оценке Цицерона, плодмноговекового опыта всего римского народа, а не создание отдельного одаренноголица, от которого обязательно что-то ускользает. В отличие от Рима в другихгосударствах формы правления создавали на основе своих законов и установленийотдельные лица (например, Минос — на Крите; Ликург — в Спарте; Тесей, Драконт, Солон, Клисфен, Деметрий Фалерский — в Афинах и т. д.).
Значительное преимущество Рима,полагал Цицерон, обусловлено географическимрасположением города на суше, легко соединяющейся (благодаря Тибру) с морем, но не у самого моря. Это, по мысли Цицерона, гарантирует от внезапного нападения врагов, чемуобычно подвержены приморские города-государства. Кроме того, отмеченныйгеографический фактор благоприятен и в нравственно-этическом плане. «Приморскимгородам, — писал Цицерон, — свойственны, так сказать,порча и изменение нравов; ибо они приходят в соприкосновение с чужим языком ичужими порядками, и в них не только ввозятся чужеземные товары, но и вносятсячуждые нравы, так что в их отечественных установлениях ничто не можетоставаться неизменным в течение долгого времени». Политическим следствиемблизости города-государства к морю являются нестабильность его строя, частыесмены власти. Так, причину бедствий и переворотов, происшедших в Греции, Цицерон усматривает в географических недостатках, связанныхс приморским расположением эллинских полисов.
Свою концепцию наилучшей(смешанной) формы государства, в отличие от платоновских проектов идеальногогосударства, Цицерон считал реально осущестимой, подразумевая при этом практику римскойреспубликанской государственности в лучшую пору ее существования («припредках»). Платоновское же государство — это, скорее, не реальность, а лишьжелание, оно «не такое, какое могло бы существовать, а такое, в каком было бывозможно усмотреть разумные основы гражданственности».
Правда, Цицеронотдавал себе отчет в том, что реальность восхваляемого им римского смешанногогосударственного строя — скорее в прошлом, чем в настоящем. Отсюда и егомногочисленные апелляции к этому прошлому. Во времена Цицеронаримская республика переживала тяжелый кризис и доживала свои последние дни.Политический строй Рима двигался к установлению единоличной власти, кпринципату и монархии. Концепция же Цицерона осмешанном правлении и вообще его суждения о государстве как деле народа явнорасходились с современными ему социально-политическими реалиями идействительными тенденциями развития римской государственности. Как теоретик ипрактический политик, находившийся в гуще тогдашней борьбы за власть, Цицерон не мог не видеть тенденцию к перегруппировке сил ивласти, к отливу реальных полномочий от прежних республиканских институтов и ихконцентрации в руках отдельных лиц, и прежде всего тех, кто опирался на армию.Об этом красноречиво говорили примеры возвышения Суллы,Помпея, Цезаря, Антония, Октавиана и др.
В своем творчестве и в своейпрактической политической деятельности (в качестве квестора, сенатора, эдила,претора и консула) Цицерон последовательно выступалза строй сенатской республики, против полновластия отдельных лиц, в том
числе и против режима личнойвоенной диктатуры.
Смысл «срединного» характераполитической позиции Цицерона состоял в том, что он,отстаивая республиканские традиции и систему республиканских учреждений,выступал под лозунгом «всеобщего согласия» всех социальных слоев римскихграждан в рамках «общего правопорядка». Эта «срединная» позиция отчетливопроявилась и в политическом лавировании Цицеронамежду «оптиматами» и «популярами» — приверженцами,условно говоря, двух линий политической ориентации соответственно на верхи инизы общества. Сознавая различие целей оптиматов ипопуляров, Цицерон вместе с тем развивалпредставление о том, что подлинные интересы тех и других
вполне могут быть соединены иучтены в рамках «общего согласия». Себя Цицерон,после избрания его на народном собрании консулом, аттестовал (не без демагогии)как истинного защитника народа, как консула-популяра.
С этой позиции «истинногопопуляра» и борца за «всеобщее согласие» и благо государства он атаковал своихполитических противников, в частности таких лжепопуляров, по его оценке, как Рулл, Катилина, Клодий. За его ведущую роль по подавлению «заговора Катилины» Цицерон получил отнародного собрания благодарность и почетный титул «отец отечества». Это было в63 г. до н.э., а в 58 г. до н.э. при трибунате Клодия Цицерон был вынужденпокинуть Рим, куда он снова возвратился лишь через 17 месяцев, когда Клодий потерял свое влияние. В конце 50-х гг. Цицерон выступал против всевластия триумвиров (Помпея,Цезаря и Красса) и возможной военной диктатуры. В40-х гг. установление режима личной власти Цезаря он расценил как «ночьреспублики», «утрату свободы в государстве» и тиранию. Убийство Цезаря (44 г.до н. э.) он встретил срадостью. Хотя Цицерон и не был в числе заговорщиков,однако последние считали его своим человеком и после убийства Цезаря в сенатевыкрикивали «Цицерон!» в знак восстановления свободы.
Конец жизни и деятельности Цицерона (44—43 гг. до н. э.) прошел в борьбе против новой опасности военнойдиктатуры и новых триумвиров (Антония, Октавиана и Лепида). В этой борьбе Цицерон,выступавший против диктатуры от имени «всей Италии» и всех сторонниковреспублики, играл, по словам Аппиана, роль«единовластного демагога». После победы триумвиров имя Цицеронабыло включено в проскрипционные списки лиц, подлежащих смерти без суда. 7декабря 43 г. до н. э. Цицерон был обезглавлен сторонниками триумвиров.
С учетом специфики практическойполитики и ее особой  логики следует все.же признать, что в своей деятельности Цицерон в целомоставался верен основным идеям и принципам той теоритическойконцепции государства, которую он развивал в своем политическом учении.Ключевая роль и там и тут отводилась представлениям об «общем благе»,«согласовании интересов», «общем правопорядке» и т. д.
При этом, разумеется, имелись ввиду интересы свободных сословий и граждан римской республики, но вовсе нерабов.
Рабство, по Цицерону,«справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делаетсяим на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимутвозможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении,между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем». Рабство обусловленосамой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их жепользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которыеон стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души:господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правитслабыми и порочными частями души (страстями, гневом и т. п.).К рабам, считал Цицерон, следует относиться, как кнаемникам: требовать от них соответствующей работы и предоставлять им то, чтополагается.
Хотя характеристика раба как«наемника» выгодно отличается от распространенных в то время представлений орабе как «говорящем орудии», однако в целом суждения Цицеронапо этой проблеме заметно расходятся с его общими положениями о том, что поприроде «все мы подобны и равны друг другу», что между людьми никакого различиянет, что человек — «гражданин всего мира, как бы единого града» и т. д.  Много внимания втворчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелейистинного государственного деятеля и идеального гражданина. В этой связи онкритиковал представления эпикурейцев и ряда стоиков о том, что мудрому человекуне следует принимать на себя бразды правления и вообще активно участвовать вобщественной и политической жизни. Считая управление государством сочетаниемнауки и искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и уменияпрактически их применять в интересах общего блага, Цицеронотмечал, что «сама природа» влечет лучших людей к тому, чтобы «сделать жизньлюдей более безопасной и более богатой». Он советовал изучать науки огосударстве и праве как «такие науки, которые могут сделать нас полезнымигосударству», усматривая в этом служении государству «самую славную задачумудрости и величайшее проявление доблести и ее обязанность».
Мудрый государственный деятель,согласно Цицерону, должен видеть и предугадывать путии повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходусобытий (смене форм правления в пагубную сторону, отклонению от общего блага исправедливости) и всячески содействовать прочности и долговечности государствакак «общего правопорядка».
Лицо, ведающее деламигосударства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым.Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и «владетьосновами права, без знания которых никто не может быть справедлив».
В том крайнем случае, когда подвопрос поставлено само благополучие государства как общего дела народа, ссогласия  последнего истинныйгосударственный деятель, по Цицерону, должен «какдиктатор установить в государстве порядок». Здесь политик выступает не в своихкорыстных целях, а в общих интересах как спаситель республики. Следуя Платону, Цицерон полагал, что истинным правителям в награду за ихдела «назначено определенное место на небе, чтобы они жили там вечно, испытываяблаженство».
Обязанности идеальногогражданина, согласно Цицерону, обусловленынеобходимостью следования таким добродетелям, как познание истины,справедливость, величие духа и благопристойность. Гражданин не только не долженсам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иныенесправедливости, но, кроме того, обязан оказывать помощь потерпевшимнесправедливость и трудиться для общего блага.
Всемерно восхваляя политическуюактивность граждан, Цицерон подчеркивал, что «призащите свободы граждан нет частных лиц». Он отмечал также долг гражданиназащищать отечество в качестве воина.
Апелляции к природе, к ее разумуи законам характерны и для правовой теории Цицерона.В основе права лежит присущая природе справедливость. Причем справедливость этапонимается Цицероном как вечное, неизменное и  неотъемлемое свойство и природы в целом, ичеловеческой природы. Следовательно, под «природой» как источником справедливостии права (права по природе, естественного права) в его учении имеются в видувесь космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, формычеловеческого общения и общежития, а также само человеческое бытие,охватывающее его тело и душу, внешнюю и внутреннюю жизнь. Всей этой «природе»(в силу ее божественного начала) присущи разум и законообразность,определенный порядок. Именно данное духовное свойство природы (ееразумно-духовный аспект), а вовсе не ее предметный и телесно-материальный состав,занимающий подчиненное и второстепенное место (как тело по отношению к душе,чувственные части души по отношению к разумной ее части) и является, по Цицерону, подлинным источником и носителем естественногоправа.
Цицерондает следующее развернутое определение естественного права: «Истинный закон —это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всехлюдей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая;запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно,не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных,приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отменутакого закона — кощунство; сколько-нибудь ограничивать 1его действие не дозволено;отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, нипостановлением народа освободиться от этого закона не можем».
Этот «истинный закон» — один итот же везде и всегда, и «на все народы в любое время будет распространятьсяодин вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник иповелитель всех людей — бог, создатель, судья, автор закона».
Всякого, кто, презревчеловеческую природу, своевольно не покоряется данному закону, Цицерон характеризует как беглеца от самого себя, которыйнеминуемо понесет величайшую (божью) кару, если даже ему удастся избежатьобычного людского наказания.
В своем учении о естественномправе Цицерон находился под большим влияниемсоответствующих идей Платона, Аристотеля и ряда стоиков. Это влияние заметно итам, где он видит существо и смысл справедливости (и, следовательно, основнойпринцип естественного права) в том, что «она воздает каждому свое и сохраняетравенство между ними».
Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужуюсобственность. «Первое требование справедливости, — отмечал он, — состоит втом, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на этонесправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью какобщей, а частной — как своей». С этих позиций он отвергал такие акции римскихпопуляров, как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздачасвоим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.
Естественное право (высший,истинный закон), согласно Цицерону, возникло «раньше,чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либогосударство вообще было основано». Само государство (как «общий правопорядок»)с его установлениями и законами является по своей сущности воплощением того,что по природе есть справедливость и право.
Отсюда вытекает требование, чтобычеловеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т.д.)соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения иусмотрения людей.
Право устанавливается природой, ане человеческими решениями и постановлениями. «Если бы права устанавливалисьповелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, — писалЦицерон, — то существовало бы право разбойничать,право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, если бы праваэти могли получать одобрение голосованием или решением толпы». Закон,устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и  создавать право из бесправия или благо иззла, честное из позорного.
Соответствие или несоответствиечеловеческих законов природе (и естественному праву) выступает как критерий имерило их справедливости или несправедливости. В качестве примера законов,противоречащих справедливости и праву, Цицерон  указывал, в частности, на законы тридцатитиранов, правивших в Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также на римский закон 82 г. до н.э., согласно которому одобрялись все действия Суллы как консула и проконсула и ему предоставлялисьнеограниченные полномочия, включая право жизни и смерти по отношению кримским  гражданам. Подобныенесправедливые законы, как и многие другие «пагубные постановления народов», пословам
Цицерона,«заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего согласия принятыеразбойниками».
Законы, принимаемые в том илиином государстве, должны, кроме того, соответствовать установленному в немстрою, традициям и обычаям предков. Важное значение Цицерон(под влиянием Платона) придавал введению (преамбуле) к закону, поскольку«закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всемупринуждать силой и угрозами». Цель такой преамублы —укрепить божественный авторитет закона и использовать страх божьей кары винтересах исполнения людьми своего долга и предотвращения правонарушений.
Свои общие представления о справедливыхзаконах Цицеронконкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах.Имея в виду универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаемзаконы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных истойких духом».
Ряд важных положений о правовойрегламентации государственной деятельности высказан Цицерономв проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что империй (полномочиядолжностных лиц) должен быть законным. Следует, считал он, установить «нетолько для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения.Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчиняться, атот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начатьповелевать». В общем виде им формулируется и следующий правовой принцип: «Поддействие закона должны подпадать все».
В учении Цицеронао праве наряду с отличием естественного права от писаного содержится делениесамого писаного права на частное и публичное право. Так называемое правонародов трактуется им как частью положительное право разных народов и частьюкак естественное право международного общения (т. е. как международноеестественное право). Он формулирует существенный принцип международного права онеобходимости соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.Проводя различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считалнесправедливой и нечестивой всякую войну, которая «не была возвещена и объявлена».Война характеризуется им как вынужденный акт, допустимый лишь в случаебезуспешности мирных переговоров. В качестве причины справедливой войны имуказывается необходимость защиты государства, в качестве цели — установлениемира. Цицерон выступал за гуманное обращение спленными и побежденными.
Отдавая должное этим историческипрогрессивным идеям Цицерона в области международногоправа, следует вместе с тем отметить его в целом одобрительное отношение кзавоевательным войнам римской державы и ее претензиям на мировую гегемонию.
Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве,оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его трудынаходились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских(Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальныйинтерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем ифранцузские просветители, видевшие в Цицероне своеговеликого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и
справедливость пользовались удеятелей Французской революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).
В истории политической и правовоймысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекали, в частности,положения Цицерона о формах государства, о смешанномправлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественномправе, о гражданине как субъекте права и государства (Ф. Аквинский,Г. Греции, Ш. Л. Монтескье и др.). Суждения Цицеронапо этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных современныхинтерпретаторов.