«Особенности современной налоговой системы»

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Всероссийский заочный финансово-экономический институтКафедра «Финансы, бюджет и налогообложение»КУРСОВАЯ РАБОТАпо дисциплине «Финансы»на тему«Особенности современной налоговой системы»ВОРОНЕЖ 2006СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3Глава 1. Формирование налоговой системы……………………………6 История возникновения налогов в мире………………………6 История развития налоговой системы в России………………8Глава 2. Налоги и налоговая система…………………………………..13 2.1. Сущность налогов, виды и функции налогов…………………….13 2.2. Правовые акты в сфере налогообложения………………………18Глава 3. Современная налоговая система Российской Федерации…25 3.1. Особенности действующей налоговой системы……………….25 3.2. Ответственность за налоговые правонарушения………………35 3.3. Оценка российской налоговой политики……………………….38ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….41Список использованной литературы…………………………………….43ВВЕДЕНИЕОчевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих “подданных” в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения. К настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения: Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог. Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают. Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот. Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 5000 руб. у лица получающего 50 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 50 руб. у человека с доходом в 500 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на нестоль необходимые товары и т.д. Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах. Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно – правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Данная тема является весьма актуальной, так как правильный (оптимальный) выбор налоговой системы служит залогом успешного решения проблем стоящих перед страной. Только в стране с отлаженной системой налогообложения возможны щедрые отчисления на здравоохранение, культуру, образование, различные экологические программы. В то же время, перед каждым предприятием встает вопрос налогового планирования и оптимизации налогообложения. При написании курсовой работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Федеральные Законы, Инструкции Госналогслужбы РФ, литература экономистов-теоретиков, инструктивно-методический материал, а также статьи периодической печати.Глава. 1. Формирование налоговой системы1. 1. История возникновения налогов в мире С момента возникновения государства налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государственного бюджета. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги появились на заре человеческой цивилизации. Как только на земле стали возникать государства, возникла, пусть поначалу и примитивная, система налогообложения. Уже в Древней Греции существовала своя налоговая система. Ставка подоходного налога составляла здесь от 10 до 20%. Но свободные граждане Афин налогов не платили, предпочитая им добровольные пожертвования. Однако если государству предстояли крупные расходы – война или большое строительство, народное собрание вводило обязательное налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков расходовались на содержание наемных армий, возведение храмов и оборонительных укреплений, строительство дорог, устройство празднеств, раздачу денег беднякам и другие общественные нужды. Примером для подражания послужила налоговая система Древнего Рима. Правивший в 27 г. до н.э. – 14 г. н.э. император Октавиан Август, провел реформу финансовой системы. Он создал в провинциях финансовые учреждения, которые контролировали налогообложение, провел переоценку налогового потенциала провинций, для чего был произведен обмер каждой городской общины с ее земельными угодьями, составлены земельные кадастры и проведена перепись имущественного состояния граждан. Сбором налогов, главным из которых был поземельный, стали ведать государственные чиновники. Со времен Древнего Рима ведется и подразделение налогов на прямые и косвенные. Так, к косвенным относились: налог с оборота (1%), налог при торговле рабами (4%), налог на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости), а также налог с наследства (5%), которым облагались лишь граждане Рима и который имел целевое назначение – расходовался на пенсионное обеспечение профессиональных солдат. Уже в те далекие времена налоги не только играли фискальную роль, но и служили дополнительным стимулом развития хозяйства, поскольку вносились деньгами. Чтобы эти деньги получить, населению приходилось производить излишки продукции на продажу, а это, в свою очередь, вело к развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации. Шли века, система развивалась и совершенствовалась, оставаясь неотъемлемым звеном экономических отношений в обществе и превращаясь постепенно в основной источник доходов государства. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Одно из основных требований, предъявляемых к налоговой системе, – ее ясность и четкость. Другое требование, предъявляемое к налоговой системе, – ее простота и эффективность. Если организация сбора налога обходится государству дороже той суммы, ради которой все затевается, то и смысла в таком налогообложении нет никакого. Наконец, самый важный принцип налогообложения – его справедливость. Речь идет о том, кто должен платить налоги и в каком размере. Справедливость – понятие сложное, и понимают его по-разному. Существуют и принципиально различные подходы к справедливости в налогообложении.[12,с.88]^ 2. История развития налоговой системы в России Как известно, правовое регулирование отношений, возникающих в сфере налогообложения, является одним из важнейших направлений деятельности любого государства, поскольку оно связано с поступлением средств в государственную казну. Поэтому думается целесообразно остановиться на вопросе становления и развития налоговой системы на протяжении веков и посмотреть, как же тогда решались проблемы сбора налогов. Все проблемы налогообложения порождены отсутствием согласованных интересов между государством и налогоплательщиком, когда, грубо говоря, государство изымает у собственника часть заработанных им средств и перераспределяет их в соответствии с собственными интересами, а собственник, естественно, пытается заплатить как можно меньше. Такая проблема стояла всегда. Еще ‘Фома Аквинский определил налоги как дозволенную форму грабежа, а Ш. Монтескье с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им’. Впервые юридическое закрепление налоги нашли в Законах царя Хаммурапи, правителя древневавилонского государства в первой половине XVIII в. до н.э. Это были обязательные подати, своеобразный налог с имущества, который уплачивался в денежной или натуральной форме. Причем подати платили свободные землевладельцы и ремесленники как в царскую казну, так и в казну местной знати пропорционально размеру имеющегося у них в наличии имущества. Сбором податей занимались царские чиновники. Государство, в свою очередь, способствовало защите интересов плательщиков. Аналогичные нормы имеются в древнеиндийских Законах Ману, древнеримских Законах ХII таблиц. Обязательные платежи в казну правителя существовали и в Древней Руси, как известно, в виде дани, которая собиралась в натуре ( зерном, мехами, медом, изделиями ремесленников и др.).Ее собирали способами:- ‘повозом’ – когда плательщики дани сами привозили ее правителю;- ‘полюдьем’ – когда правитель с дружиной сам приезжал за данью. Наряду с данью в Киевской Руси существовали и другие источники пополнения казны, как, например, судебные штрафы, контрибуции, штрафы за преступления, взимаемые в пользу князя, торговые пошлины и доходы с княжеских имений. После образования Российского централизованного государства основным налогом стал поземельный налог, а также налог на содержание войска – ‘стрелецкие деньги’. Механизм уплаты налогов был таков: каждой посадской общине давали общую сумму налога, но так как его распределением занималась посадская верхушка, то вся тяжесть налога ложилась, как всегда, на плечи простых тяглецов. В 1646 г. был введен наиболее одиозный налог на соль, который стал причиной народного бунта, вошедшего в историю под названием ‘соляного бунта’. В процессе исторического развития количество различных видов налогов постоянно увеличивалось. Начиная с 1704 г. появляется один за другим бесконечный ряд новых налогов: мельничный, банный, погребной, пчелиный, с бороды, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с найма домов, померной, весчий, хомутейный, подужный, шапочный, сапожный, ледокольный, водопойный, трубный с печей, с продажи съестного и другие сборы. В конце царствования Петра многие мелочные сборы были отменены, а для увеличения государственных доходов была предпринята новая серьезная финансовая мера – введение подушной подати, заменившей существовавшее с 1697 г. подворное обложение. В ходе дальнейшего исторического развития налоговая система претерпевала незначительные изменения, однако не носившие системообразующего характера. Значительным событием в процессе становления российской налоговой системы стала налоговая реформа 1881-1885 гг., в ходе которой были отменены существовавшие ранее соляной налог и подушная подать, проведена реорганизация системы сбора налогов и введены некоторые новые налоги. После реформы основные суммы государственных доходов поступали в виде акцизов на продукты потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Косвенные налоги составляли почти половину всего государственного бюджета. Главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. Так, в 1906 г. по этим статьям поступило 394 млн. руб. Значительная сумма в том же году поступила в виде акцизов на сахар – 92 млн. руб., табак – 49 млн. руб., керосин-27 млн. руб. Доход от таможенных пошлин составил около 213 млн. руб. Прямые налоги (государственный поземельный налог, промысловый налог, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на переход недвижимости, налог на наследство и др.) были собраны в сумме более 148 млн. руб., что составляло лишь 7% всего бюджета . Большое количество косвенных налогов в то время связано со спецификой объектов налогообложения. Дело в том, что основной гнет налогового бремени ложился на крестьянство и городских жителей, с которых взять по большей части было нечего. Наиболее состоятельные слои общества были, как правило, освобождены от уплаты налогов. Поэтому значительное количество косвенных налогов не удивительно. Акцизы устанавливались на товары, пользующиеся всеобщим спросом. Что касается вопроса реорганизации системы сбора налогов, то необходимо отметить, что с 1775 г. поступление податей контролировала Казенная палата и ее губернские управления. Однако податная деятельность этого учреждения ограничивалась в основном учетом поступления налогов и носила преимущественно канцелярский характер. Что характерно, Казенная палата даже не имела специального податного аппарата, и непосредственный сбор налогов был возложен на органы полиции. С переходом на новую систему налогообложения, ориентированную на обложение доходов, а также с увеличением числа новых сборов обнаружилась несостоятельность Казенной палаты как фискального органа. В конечном итоге при Казенной палате был учрежден институт податных инспекторов, их штат составлял 500 человек. Податные инспектора осуществляли надзор за полным и своевременным сбором налогов на местах. К основным функциям податных инспекторов можно отнести: наблюдение за правильностью привлечения к платежу земель, подлежащих обложению государственным поземельным налогом; проверка ведомостей по налогу с недвижимости; сбор сведений о составе открывшихся наследств; уточнение доходности и ценности земельных угодий, лесных пространств, горного и соляного промыслов; сбор и представление в Казенную палату сведений о состоянии торговли и промышленности; установление времени года, когда крестьяне располагают наибольшими платежными средствами от сельского хозяйства и промыслов; контроль за своевременностью принятия мер взыскания недоимок по налогам. Такая система сбора налогов, изымавшая более половины дохода крестьян, вызывала серьезное недовольство и, как следствие, массовое уклонение от уплаты налогов.Подводя итог данного периода в развитии налоговой системы в России, необходимо сказать, что, несмотря на критику в ее несовершенстве, налоговая система действовала и приносила реальный доход в казну.После того как страна погрузилась в пучину революций, ни о каких налогах речи и не было. Правительства, сначала временное, а затем и большевистское, занимались решением в основном политических задач. В период с октября 1917 г. и до окончания военного коммунизма действие всех налогов в РСФСР было приостановлено, а податный аппарат полностью расформирован. С отменой права собственности на землю, с аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные легальные объекты налогообложения. Налоговая политика государства сводилась лишь к принудительному натуральному сбору с крестьянства – продразверстке. Ослабленность органов налогового контроля и полное отсутствие данных для определения платежеспособности различных категорий налогоплательщиков заставляли государство использовать наиболее примитивные способы налогообложения. Советское правительство прибегало к крайне упрощенному, но гарантирующему достаточные поступления общегражданскому налогу, к уплате которого привлекалось все трудоспособное население, поделенное на разряды. В 1923 г. была проведена реформа обложения крестьянства и установлен единый сельскохозяйственный налог, введены промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследства и дарения, гербовый сбор. Необходимость увеличения налоговых поступлений привела к широкому развитию косвенного налогообложения, введению акцизов на табак, спички, спиртные напитки и пиво, сахар, керосин и смазочные масла, текстильные изделия. Подобная обширность акцизного обложения определялась прежде всего низкой покупательной способностью населения, которая препятствовала повышению ставок отдельных косвенных налогов. Конфискационное налогообложение, дополненное прямым административным нажимом, способствовало полному свертыванию к 1933 г. частного сектора в промышленности и торговле. В итоге основным плательщиком налогов становятся государственные предприятия, которые не были заинтересованы в сокрытии объектов налогообложения. Такая ситуация сохранялась все семьдесят лет советской власти.Таким образом, налоговую преступность как общественно опасное явление нельзя назвать новым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственности в экономике позволяло осуществлять перераспределение вне налоговой системы. Такое положение вещей сохранялось до перестройки и перехода к рынку. [7,с.121]Глава 2. Налоги и налоговая система^ 2.1. Сущность налогов, виды и функции налоговНалоговая политика государства- это инструмент экономической политики, используемый в качестве средства воздействия на экономику. В качестве основных средств налоговой политики выступают: порядок налогообложения агентов воспроизводства; уровень налоговых ставок по отдельным налогоплательщикам; налоговые льготы для отдельных групп населения; налоговые отсрочки при получении государственного кредита.Под налогом, пошлиной, сбором и другими аналогичными платежами понимают обязательный, определенный законом взнос в бюджет или внебюджетный фонд в размерах, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству.Основные характеристики налога: изъятие части дохода или собственности субъекта; определенные по размерам и срокам внесения платежи; юридически обоснованные для каждого вида налога и сбора размеры и порядок внесения; общественное принуждение.Налоговая система – это совокупность налогов, принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Основные понятия налоговой системы: налоговое бремя, налоговая база, налоговые ставки, налоговые льготы и границы налогообложения.^ Объект налогообложения – это экономический феномен, подлежащий налогообложению, то есть доходы, собственность, цена товаров и услуг, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, добавленная стоимость и другие объекты, определенные законом.^ Налоговая база представляет собой часть объекта налогообложения, на который практически начисляются налоги. Часть налоговой базы, изымаемая в виде налогов и измеряемая в процентах, называется налоговой ставкой или нормой налогообложения. Налоговые ставки устанавливаются в законодательном порядке и бывают фиксированными и скользящими в зависимости от величины дохода.^ Налоговое бремя – это доля всех уплачиваемых налогов в годовых доходах групп налогоплательщиков. Рассчитываются также национальное налоговое бремя или налоговая нагрузка на ВВП.^ Налоговые льготы – уменьшение налоговой базы, скидки, отсрочка уплаты налогов. Распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога.[16,с.222] Например, затраты на НИОКР; освобождение от уплаты налогов лиц или категорий плательщиков (ветераны войны); понижение налоговых ставок; вычет из налоговой базы; налоговый кредит – отсрочка уплаты налогов без начисления процентов; полный или частичный возврат налогов (возврат НДС экспортеру).Принципы построения налоговой системы: гласность и открытость. Общественность страны должна знать, какова целесообразность введения того или иного налога, кто его должен платить, какова связь между уплатой данного налога и улучшением в предоставлении общественных услуг, обеспечиваемых этим налогом; простота исчисления и взимания. Налоговая система должна быть простой и понятной для налогоплательщика; гибкость налоговой системы. Предполагает зависимость уровня налогообложения от уровня доходов, имущественного положения и прочее. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика; неотвратимость налогов. Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы не оставлять сомнений в неизбежности платежа. Система штрафов должна быть построена так, чтобы неуплата налогов была менее выгодна, чем своевременное и честное выполнение обязательств по уплате налогов; стабильность налоговой системы. Необходима всегда, но особенно важна для условий переходного периода.[11,с.63]Функции налогов: Фискальная. Обеспечивает финансирование государственных расходов; Социальная. Поддерживает социальное равновесие путем уменьшения неравенства между реальными доходами отдельных социальных групп населения. Принципы взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налогов в доходах, независимо от их величины (подоходный налог). Регрессивные ставки налога означают уменьшение доли налога в доходе по мере возрастания дохода (единый социальный налог). Социальные взносы и налоги на собственность носят пропорциональный характер. Самыми социально-несправедливыми являются косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины), так как они перекладываются через цены на потребляемые товары и услуги в одинаковой степени для лиц с высоким и низкими доходами, поглощая при этом относительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоев. Социально- ориентированные налоги распределяются на многодетные семьи, семьи, где есть инвалиды, ветераны, переселенцы из-за границы на свою историческую родину. Социальную и в то же время регулирующую направленность носит уменьшение налоговой базы для семей, в которых кто-нибудь учится в ВУЗе, в которой часть дохода идет на строительство, покупку жилья. Регулирующая функция выражается в оживлении жилищного строительства, что создает дополнительный спрос на строительные материалы, бытовую технику, способствует росту занятости и т.д. Уменьшение налоговой базы и ставок ведет к сокращению поступлений налогов в бюджет и по сути равнозначно социальным расходам бюджета; Регулирующая. Регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса, накопления, окружающей среды и других объектов. Регулирующая функция заключается в установлении и изменении системы налогообложения, в определении налоговых ставок, их дифференциации, в предоставлении налоговых льгот, то есть освобождение от налогов части прибыл и капитала с условиями их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.[9,с.62]Виды налогов: В зависимости от органа, распоряжающегося взиманием налога, выделяют: федеральные; региональные; местные налоги и сборы. В зависимости от порядка использования или направления использования налоги делятся на: Общие. Большинство налогов – общие. Налогоплательщики не информируются на какие конкретно цели будут направлены налоги, они просто поступают в бюджет; Специальные. Поступления от специальных налогов расходуются строго по целевому назначению (взносы на социальное, медицинское страхование, по старости, дорожный налог). В отдельных развитых странах появились новые, особые налоги: экологические налоги, церковный налог, оккупационный налог (на содержание иностранной армии, выплата репатриации и контрибуции ). В зависимости от метода взимания выделяют: Прямые. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица и их подразделяют на : реальные и личные прямые налоги. К числу реальных прямых налогов относятся земельный, промысловый, налог на ценные бумаги. К личным прямым налогам относятся подоходный налог с граждан, налог на прибыль корпораций, налог на наследство и дарение, поимущественный налог; Косвенные. Они представляют собой наценку на товары и услуги, они прямо включаются в цену товара или услуги и бывают трех видов: акцизы, монопольные налоги и таможенные пошлины. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, разного рода акцизы, налоги на наследство, налги на сделки с недвижимостью и ценными бумагами. Эти налоги частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.[8,с.165] Методы налогового регулирования экономики связаны с законодательным введением налогов и сборов, установлением ставок налогообложения. Предоставлением налоговых льгот в виде налоговых кредитов, в виде пониженных ставок налогообложения, в виде ускоренной амортизации, в виде отсрочки уплаты налога и полное освобождение от него. Из всех налогов, действовавших в последние годы в России, наибольшее значение имеют пять: налог на прибыль, НДС, подоходный налог на физических лиц, платежи за недра и природные ресурсы, которые дают более 70% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.[16,с.89]^ 2.2. Правовые акты в сфере налогообложенияСистема нормативных правовых актов по вопросам налогообложения призвана регулировать систему общественных отношений, возникающих по поводу установления и взимания налогов. Эти отношения, определенные в ст. 2 Налогового кодекса, являются предметом правового регулирования налогового законодательства. Следует сказать, что предмет налогового законодательства представляет собой достаточно сложный комплекс отношений и имеет свои специфические черты. Налоговый кодекс выделяет следующие группы отношений, регулируемых налоговым законодательством: – по установлению налогов; – по введению налогов; – по взиманию налогов; – по осуществлению налогового контроля; – по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; – по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые отношения – это, в первую очередь, властные отношения, складывающиеся между гражданами и организациями как налогоплательщиками, с одной стороны, и государством, в лице уполномоченных им органов, – с другой. Кроме того, эти отношения носят имущественный характер, поскольку налоги, пени, штрафы всегда взимаются в виде денежных средств, а каждый налог имеет свое экономическое основание – имущество, доход, стоимость товаров. Однако в отличие от имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, характеризуемых равноправием их участников, налоговым отношениям всегда свойственно неравенство сторон и наличие соподчинения их участников, основанное на правовых предписаниях государства. Следуя принципу, провозглашенному в ст. 15 Конституции Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает следующую систему налогового законодательства: – Налоговый кодекс; – федеральные законы о налогах и сборах; – законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации; – нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления. Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает Налоговый кодекс Российской Федерации. Его правовой статус определен в ст. 1 этого документа. Во-первых, Налоговый кодекс – единственный нормативный правовой акт, устанавливающий систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Другого такого акта быть не должно. Любые изменения системы федеральных налогов и сборов должны проходить путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Во-вторых, Налоговый кодекс в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить. Провозглашенный в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации приоритет норм международного права по отношению к нормам российского законодательства применительно к налоговым правоотношениям нашел свое отражение в ст. 7 Налогового кодекса. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения о налогах и сборах, установлены иные правила, чем предусмотренные Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства, то применяются правила международного договора. На практике это означает, что при экономическом сотрудничестве с лицом из другого государства необходимо в первую очередь обращать внимание на наличие соглашения об избежании двойного налогообложения с этим государством или иного соглашения, регулирующего вопросы налогообложения на уровне двух и более государств. Если такой договор существует, его нормы будут иметь приоритет по отношению к нормам российского законодательства. Итак, можно построить следующую схему иерархии актов, регулирующих налоговые отношения. Конституция Международные договоры Налоговый кодекс Федеральные законы Законодательство субъектов Российской Федерации Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления Рис.1. Схема иерархии актов, регулирующих налоговые отношения. Налоговый кодекс, следуя нормам, закрепленным в Конституции РФ, серьезно ограничил правотворческую деятельность Президента в сфере налогообложения. Акты Президента РФ, акты Правительства РФ и акты органов исполнительной власти могут регулировать налоговые вопросы только в случаях, прямо определенных налоговым законодательством. Изданные же до вступления в силу Налогового кодекса нормативные акты Президента и Правительства, регулирующие налоговые отношения по вопросам, не урегулированным федеральными законами, продолжают действовать и применяться в части, не противоречащей Кодексу до введения в действие соответствующих законов (ст. 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ”).[5,с.225] Иерархическая лестница подзаконных нормативных правовых актов в сфере налогообложения выстраивается в соответствии с объемом компетенции и положением государственного органа, издавшего акт, в системе органов государственной власти и выглядит следующим образом: – указы Президента в случаях, предусмотренных законом; – указы Президента, принятые до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу, до издания соответствующего закона; – постановления Правительства в случаях, предусмотренных законом; – постановления Правительства, принятые до вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в части, не противоречащей Налоговому кодексу, до издания соответствующего закона; – нормативные правовые акты налоговых и иных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных законом; – нормативные правовые акты налоговых и иных органов исполнительной влГлава 3. Современная налоговая система Российской Федерации^ 3.1. Особенности действующей налоговой системы Налоговая система определяется как взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Важную часть ее составляет система налогов. Другими элементами налоговой системы является система налоговых органов, система и принципы налогового законодательства, принципы налоговой политики, порядок распределения налогов по бюджетам, формы и методы налогового контроля, порядок и условия налогового производства, подход к решению проблемы международного двойного налогообложения. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации были заложены в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи были определены в За­коне РФ от 27.12.1991г. № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.[19] Текущий этап становления экономики РФ связан с активным процессом поиска институ