Возрастные особенности воображения

ГОУ ВПО
Ярославский государственный ордена трудового красного знамени
педагогический университет
им. К.Д. Ушинского
Контрольная работа по дисциплине «Общая психология» натему:
«Возрастные особенности воображения»
Выполнил студент 1 курса 91-Бгруппы:
ПП — 0505 Столбун
Валентин Сергеевич.
Проверила преподаватель:
Шарова Наталья
Владимировна
Ярославль 2009

План
Введение
Теоретическая часть
А). Понятие о воображении (фантазии)
В). Виды воображения
С). Развитие воображения у детей
Список литературы
Введение
Тема работы представляетсяактуальной, так как правильное развитие воображения у детей невероятно важно. Нашевремя автоматизации и компьютеризации, безусловно, оказывает сильное влияние напсихику человека, особенно ребёнка, затрагивая все пласты его сознания, в томчисле такой интегральный процесс как воображение. Остро стоит вопрос, смогут ливзрослые (родители, учителя) удержать равновесие между действием, наформирующуюся психику детей, современной техники и естественной природы, активный,познавательный контакт с которой необходим для развития здоровой психики ивоображения в частности.
Цель работы описание воображениякак психического процесса.
Задачи:
определить возрастные особенностиразвития и формирования воображения;
проанализировать уровеньразвития воображения, на материале экспериментального психологического исследования.
Мне интересна эта тема, потомучто воображение (фантазия) — важнейший компонент творчества, которое,необходимо для формирования из ребёнка здорового, интересного человека-деятеля.Воображение — психологическая основа творчества, следовательно, обеспечиваетисторическое основание форм культуры и освоение их в онтогенезе. Надеюсь, что,проработав материал, пойму сущность ещё одного психического процесса и будузнать «что» нужно для формирования воображения.
Теоретическая частьА). Понятие о воображении (фантазии)
В психологической литературеизучению воображения посвящено много исследовательских трудов отечественныхучёных.
По определению П.Я. Гальперина воображение- это психический, познавательный процесс, заключающийся в создании образапредмета или ситуации путём перестройки имеющихся представлений (восприятий). Онопредставляет собой часть сознания личности и с этой точки зрения является способомовладения человеком сферой возможного будущего, придающим его деятельностицелеполагающий и проектный характер. Воображение позволяет представитьрезультат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе егодеятельности. Представление ожидаемого результата деятельности с помощьювоображения есть одно из коренных отличий человеческой деятельности отинстинктивного поведения животных.
Воображение выражается:
В построении образа средств иконечного результата предметной деятельности субъекта.
В создании программы поведения, когдапроблемная ситуация неопределима.
В продуцировании образов, которыене программируют, а заменяют деятельность.
В создании образов,соответствующих описанию объекта (3). Для понимания соотношения воображения сдругими психическими процессами целесообразно привести высказывания Я.Л. Коломинского,в котором автор предлагает разделять психические процессы по функциям:
Восприятие и ощущения — сборконкретных впечатлений об окружающем мире.
Память — точное сохранениенакопленного материала.
Воображение и мышление — преобразование полученных данных (мыслительная деятельность).
Учёный отмечает также различиямышления и воображения. В частности, с помощью мышления мы обобщенно иопосредованно отражаем окружающий мир в виде мыслей и суждений, выраженных всловах. Результатом воображения, как процесса создания новых образов, на основеранее воспринятого является образ. Различие результатов относительно: ведьлюбой, даже самый фантастический образ отражает реальную действительность, а впродукте мышления всегда есть кусочек фантазии, есть отклонение от видимой,непосредственной реальности.
Мыслительная деятельность имеетразные степени произвольности. Это зависит от уровня неопределённости проблемнойситуации, полноты или дефицита информации, содержащейся в исходных данныхзадачи (4).
На важные для более глубокогопонимания психологической сущности воображения и памяти различия указываетизвестный психолог Б.М. Теплов. Так, он считает память представлением,являющимся воспроизведением прошлого восприятия, а воображение — созданием (комбинированием)и воспроизведением никогда ранее не воспринимаемых образов. Все представлениявоображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях исохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкойтех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями элементов действительности.
Если исходные данные известны,то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данныес трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Ценностьвоображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должнойполноты знаний, необходимых для выполнения задачи, но при этом пути решенияпроблемы нередко недостаточно точны, не строги, и в этом ограниченностьвоображения.
Ранее считалось, что воображениеоперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженноеотвлечёнными понятиями. Но в последнее время обозначился другой подход кпредставлению воображения, как комбинации не только образного, но иабстрактного содержания.
Воображение человека сформировалосьв процессе активной деятельности. Трудясь, человек изменяет, преобразует действительность,создаёт новые вещи, необходимые для удовлетворения его потребностей. Наличиесознательной цели при этом обязательно; человек заранее представляет результат своеготруда (те вещи или те изменения в них, которые он желает получить) (6).
Характеризуя воображение какодин из познавательных психических процессов, остановимся на психологическихмеханизмах его работы. Синтез представлений в процессах воображенияосуществляется в различных формах:
Агглютинация — соединениенесоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
Гиперболизация, илиакцентирование — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества егочастей;
Заострение — подчёркиваниекаких-либо признаков;
Схематизация — сглаживаниеразличий предметов и выявление черт сходства между ними;
Типизация — выделениесущественного, повторяющегося в однородных явлениях признака и воплощение его вконкретном образе.В). Виды воображения
Согласно взглядам П.Я. Гальперина,существует «много видов воображения, так как воображение — это несамостоятельная форма деятельности, а компонент всякого решения задачи» (3).
Деятельность воображенияделится, как и у любого другого психического процесса, на произвольную инепроизвольную, в зависимости от меры сознательного участия субъекта в процессепостроения конкретного образа. Воображение в этом случае соответственно имеет активныйили пассивный характер.
Активное воображениераспространяется на все формы творческой деятельности человека. Оно присутствуетв процессах мышления и восприятия, в волевых и эмоциональных процессах, какфактор, ответственный за построение образа. Пассивное (непроизвольное) воображениеактуализируется прежде всего в сновидениях. Кроме того, существует особый,промежуточный вид воображения — грёзы (мечты), а так же художественноевоображение в разных видах искусства.
Рассмотрим подробнее репродуктивноевоображение как яркий пример произвольной деятельности воображения. Суть этого процесса- в восстановлении конкретного образа наличной ситуации по тем сведениям илиинформации, которая сообщается субъекту. «Значит, в этом случае человек недолжен выдумывать, а должен только получить представление о полученных данных?»,- спрашивает П.Я. Гальперин, — и сам отвечает,- «Нет!» (3). На самомделе такое представление тоже нужно построить, и условия построения тем более«коварны», что большей частью они остаются скрытыми. В качествепримера П.Я. Гальперин приводит ситуацию, когда мы как будто воспроизводим,представляем, воображаем то, что есть перед нами. Этот пример важен дляпрактики обучения умению читать карту, то есть умению строить представление оместности по карте. Кажется, что просто представить себе ландшафт нетрудно,если есть указатели. Но все-таки, чтобы хорошо пользоваться картой, необходимоперевести её в конкретный образ. Поэтому детей необходимо учить, какие условныеобозначения, что представляют и чем являются в реальной природе.
Процесс воображения не всегданемедленно реализуется в практических действий. Нередко воображение принимаетформу особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемогобудущего — в мечтании. Мечта — необходимое условие преобразованиядействительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательноезавершение которой отстрочено (3).
В психологическом словаре подредакцией С.Ю. Головина указанны виды активного воображения. Здесь надо отметить,что деление, на виды, конечно, условно, так как один из видов содержит частидругого. Речь идёт о воображении, воссоздающем и творческом, имеющем как идругие психические процессы аналитико-синтетический характер (5).
Воссоздающее воображениеразвёртывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака.Особую роль оно играет в науках объекты, которых не могут быть знакомы изсобственного опыта. Часть воссоздающего воображения — техническое воображение,необходимое в деятельности «техников», которым по чертежам приходится«видеть» (представлять) машину. Человек наполняет исходный материалимеющимися у него образами.
Значение воссоздающеговоображения имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Даваявозможность по чужому рассказу и описанию представить себе то, чего сам невидел и не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личногоопыта и, делая его знания конкретными и живыми, открывает его к опыту другихлюдей.
На вопрос: «Что же нужнодля развития здорового воображения?» можно ответить словами Б.М. Теплова:«Чтение художественной литературы — лучшая школа воображения, самое мощноесредство воспитания его». При этом учёный отмечает, что беглое чтение сцелью узнать, «что случится дальше», — не только не развиваетвоображение, а, наоборот, приучает его бездействовать.
Творческое воображение предполагаетсамостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых,реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это неотъемлемаясторона художественного, технического и иного творчества. Таково воображенияписателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т.д. Причём «творческоевоображение процесс значительно более сложный и трудный, чем воссоздающеевоображение», — утверждает автор (6, с.121). Он выделяет следующиехарактеристики творческого воображения:
─ объективная новизна,если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опытедругих людей.
─ субъективная новизна,если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми иоригинальными (6, с.125).
Кроме того, творческое воображениенередко выступает, как «временно исполняющий обязанности » логическогомышления. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связейи отношений — как бы «вычёрпывает» знания из предметов и явлений. Логическоемышление возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добытьлогическим путём. А если информации мало, и добыть её невозможно, включаются ипомогают интуиция и творческое воображение, создавая пропущенные звенья иувязывая факты в систему, которая служит в качестве временных «строительныхлесов», до тех пор пока при помощи мышления не будут найдены реальные,соответствующие действительности факты и связи между ними, подтверждающие илиотвергающие работу воображения. Роль творческого воображения неодинакова вразличных областях деятельности. Так, в научном поиске его роль несколькоменьше, чем в искусстве и литературном творчестве.С). Развитие воображения у детей
В любом возрастном периоде естьсвойственные только ему особенности психического развития, зависящие от физиологическихи анатомических изменений в организме, от социальных ролей, занимаемыхличностью, от физических и интеллектуальных возможностей определённого возраста.
Кратко рассмотрим пять этапов развитиявоображения, присущих детскому возрасту
Особенности младенческогопериода (от рождения до 1 года).
Новорожденность — первыйкризисный период в психическом развитии человека. В этом возрасте бурно развиваетсядеятельность всех органов чувств, поэтому важно направленно создаватьспециальные условия для их полноценного развития. Появляется первая социальная потребность- потребность в общении. Непосредственно-эмоциональное общение является ведущимтипом деятельности младенческого возраста. Развитие зрительного и слуховоговосприятия происходит в процессе общения ребенка со взрослыми. Развиваютсяпозовые и локомоторные движения, манипуляции с предметами. Формируются предпосылкиактивной речи (гуканье, лепет), первоначальная память.
Так происходит накоплениепервого опыта отражения действительности.
В раннем возрасте (от 1 до 3лет) происходит усложнение видов деятельности и форм общения. Предметно-орудийнаядеятельность в игре становится у ребенка раннего возраста ведущей. Укрепляетсясоциальная привязанность, очень значимая для психического развития ребенка. Совершенствуютсяпроцессы восприятия, эмоции, развиваются ранние формы наглядно-действенногомышления, понимание речи, подготавливая почву для последующего развитиявоображения. Развивается понимание речи. Самым существенным достижением рассматриваемоговозрастного периода является формирование образа «Я», переход от«полевого» к волевому поведению.
На этом этапе можно говорить оформировании воображения как самостоятельного психического процесса.
Дошкольный возраст.
Ведущей деятельностью этоговозраста становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой усваиваются социальныеправила и нормы, происходит образование и замещение образов. Появляются новыеформы общения с взрослым и со сверстниками, на формирование личности ребенка начинаетоказывать влияние детский коллектив и семейные взаимоотношения. Особую роль вформировании воображения и в умственном развитии ребенка в этот период играетизобразительная, конструктивная деятельность (элементы труда), восприятиелитературно-художественных произведений (сказок). Развитие и формированиепроизвольной и опосредствованной памяти, внимания и его особенности. Отуспешности решения проблемы сенсорного воспитания во многом зависит развитиеосязательного воображения. Развивается опосредствованное и наглядноемоделирование, составляя основу качественно нового типа мышления — наглядно-образного.Постепенно ребёнок переходит на конкретно-операциональную стадию развитиялогического интеллекта.
Личностное развитиехарактеризуется дальнейшим формированием Я-концепции, появляются основысамооценки. Возникают новые социальные мотивы поведения и потребности, устанавливаетсяих иерархия. Формируются нравственные и эстетические чувства (гордость, стыд,чувство вины), познавательные интересы. Начинается осознание чувств и эмоций, развитиеволи и произвольности управления поведением.
Воображение формируетсяпараллельно со всеми психическими процессами и свойствами. Важную роль в этомвозрасте играет усвоение ребенком нравственных норм и этических эталонов.
Младший школьный возраст.
Учебная деятельность — ведущая иимеет значение для психического развития, так как происходит процесс адаптациик школе и освоение новой социальной ситуации ребенком. Необходимо сформировать мотивациюобучения. Социальная жизнь характеризуется дружбой со сверстниками и имеетнекоторые новые формы: кооперация, соревнование и конфликты. Обучение, будучи основнымисточником умственного развития младшего школьника, создаёт новые возрастныевозможности усвоения знаний. Встаёт проблема формирования основ научногомышления. Известно, что воображение сильно связанно с мышлением, так как обапроцесса части мыслительной деятельности, поэтому планомерное формированиеумственных действий, понятий и оптимизации учебной деятельности важно как для мышления,так и для развития воображения. Встаёт проблема с осознанием речи, ееэлементов, ее функций и форм. Психологические новообразования: рефлексия,анализ, планирование. Развивается восприятия и внимания, формируетсянаблюдательность, растет эффективность памяти.
В личности (в развитии Я — концепции) появляется понятие справедливости, формируется самооценка,развиваются мотивационно — потребностная и волевая сферы. Усваиваются моральныенормы и правила поведения.
Богатеет воображение и растётскорость процесса.
Подростковый возраст.
Происходят резкиеанатомо-физиологические и психологические изменения. Растёт рольгетерохронности органического, полового и социального развития, а также ролькультурных институтов в процессе социализации подростков. Осуществляется переходот социализации к индивидуализации, являющийся основной характеристикойподросткового возраста. Увеличиваются индивидуальные и половые различия втемпах и характере физического, умственного и социального развития подростков. Развиваютсядоминанты и познавательные мотивы. В психическом развитии растёт рольколлектива сверстников, взаимодействия в нём как моделирование отношенийвзрослых членов общества. В связи с половыми различиями появляется особаядружба у подростков (например — «Кодекс товарищества»). Основноепсихологическое новообразование — чувство взрослости, специфическая формасамосознания. Наиболее важно в этом возрасте дать правильный образец.
Опосредованность, осознанность ипроизвольность — основные показатели развития познавательных процессов. Развиваетсяформально — операциональный интеллект.
Важные изменения в личности: происходитполо-ролевая идентификация. Растет самосознание, самооценка, уровень притязанийподростка. Возникают идеалы, воплощающие уровень притязаний. Проблемы вразвитии аффективно — потребностной сферы — аффект неадекватности. Обостряетсяпотребность в личностно-ориентированном общении, самоутверждении и социальномпризнании. Развиваются моральные суждения, воля и нравственные убеждения. Формируетсянаправленность личности и характер, выделяются акцентуации личности.
Воображение становится ярким,объяснимым и отчасти подвластным.
Заключение:
Итогом теоретической частиработы является мысль: воображение важный интегральный психический процессформирование, которого у детей зависит от многих фактов, но вполне управляемовзрослыми.
Экспериментальная часть.
Обследование было проведено стретьеклассниками (младший школьный возраст 7 — 10 лет), по двум пробам:
Протокол экспериментальногопсихологического обследования.
26.04.09. (правила валеологиисоблюдены)
Методика: Рисунок (свободнаятема).
Цель исследования: определитьуровень развития зрительного воображения.
Инструкция: «Придумай инарисуй какую-нибудь картину».
Инструментарий: уэкспериментатора: — часы,
ручка,
лист протокола;
у испытуемого: — цветныефломастеры (6 шт.),
белый лист (А4),
голова и воображение.
Степень развитости зрительного воображенияоценивается по признакам в баллах (возможных по каждому признаку 2, в сумме 10).Общие полученные результаты отмечены в схеме-таблице протокола:
/> признак
испытуемый Скорость процессов Оригиналь — ность Богатство Эмоциональность глубина общ. детали балл Бармина Л. 2 1 2 1 28 Базикова М. 2 1 2 2 18 Левитский П. 1 1 2 26
Анализ по каждому испытуемому вотдельности:
Бармина Лида.9 лет.
Рисовать начала сразу же. Началас головы. Работала активно и с интересом — 2 балла.
Образ скомбинирован изнескольких хорошо известных — 1 балл.
Фантазия богатая и общее числопризнаков и характеристик превышает 10-ти — 2 балла.
Эмоциональные реакции во времярисования сдержанны и не слишком разнообразны — 1 балл.
Проработан образ достаточнодетально, есть мелкие черты, неплохо вырисованы части существа — 2 балла.
Общий балл развития зрительного воображения- 8.
Комментарии экспериментатора: зрительноевоображение у девочки развито хорошо, скорость исследуемого психическогопроцесса высокая, есть в работе чёткость и аккуратность.
Рекомендации: разрабатыватьумение эмоционально окрашивать деятельность, работать над смущением в выражениисвоих переживаний.
II. БазиковаМаша.8 лет.
Заданием заинтересовалась,рисовала быстро и без пауз — 2 балла.
Сюжет рисунка зауряден, нонеобычен герой — солнечный зайчик — 1балл.
Общее число элементов ипризнаков больше 10-ти — 2балла.
Разнообразные эмоции во времяработы, улыбается своим героям — 2 балла.
Детали отмечены, но аккуратнойпроработки нет — 1 балл.
Общий балл развития зрительноговоображения — 8. Комментарии экспериментатора: зрительное воображение у ребёнкаразвито неплохо, скорость исследуемого психического процесса хорошая, пока что вработе нет чёткости и аккуратности.
Рекомендации: вырабатыватьаккуратность и умение рисовать мелкие детали.
III. ЛевитскийПетя.9 лет.
После некоторой паузы началбыстро рисовать (позже сказал: «я вспоминал, придумывал») — 1 балл.
Сюжет рисунка необычен иинтересен, но скомбинирован, нет нового -1 балл.
Число элементов, признаков,характеристик значительно превышает 10-ти — 2 балла.
Эмоционально мальчик невыразителен, в комментариях «сух» — 0 баллов.
Детали выработаны и чёткие,удивляет их маленький размер и аккуратность работы — 2 балла.
Общий балл развития зрительноговоображения — 7.
Комментарии экспериментатора: зрительноевоображение у мальчика развито хорошо, высокий уровень проработанности, есть вработе чёткость и аккуратность, скорость исследуемого психического процессанормальная.
Рекомендации: разрабатыватьумение выражать эмоции окрашивающие деятельность.
Протокол 2-го экспериментальногопсихологического обследования.
26.04.09.
Методика: «Рассказ» (свободнаятема).
Цель исследования: определитьуровень развития речевого воображения.
Инструкция: «Придумай ирасскажи какую-нибудь историю, которую ты не слышал и не видел в сказках».
Инструментарий: уэкспериментатора: — часы,
ручка,
лист протокола,
Правила валеологии соблюдены.
Степень развитости речевоговоображения оценивается по признакам в баллах (возможных по каждому признаку 2,в сумме 10). Общие полученные результаты отмечены в схеме-таблице протокола:
/> признак
испытуемый Скорость процессов Оригиналь- ность Богатство Эмоциональность глубина общ. детали балл Левитский П. 1 2 2 2 29 Бармина Л. 1 1 1 14 Базикова М. 2 2 2 17
Анализ по каждому испытуемому вотдельности:
Левитский Петя.9 лет.
Мальчик рассказ придумал посвоему рисунку. Текст выдуманной истории в приложении.
Начал рассказывать черезнесколько секунд после отдачи задания, но рассказывал с паузами. Видно было,что додумывал на ходу — 1 балл.
Сюжет рассказа интересен,сформирован на основе реального и нереального — 2 балла.
Число живых существ и элементоврассказа больше 10-ти — 2 балла.
Образы глубоки и проработаны,удивляет чёткость в характеристике переживаний героев — 2 балла.
Рассказ эмоционально окрашен,впечатлительные и яркие образы — 2 балла.
Общий балл развития речевоговоображения — 9 (ср.1,8)
Комментарии: скоростьвоображения нормальная, очень продуманные, чёткие образы и их переживания,сюжет удивляет разнообразием.
Бармина Лида.9лет.
Рассказ про героя рисунка, (см. вприложении)
Рассказывать начала через 2 минуты,нехотя, медленно, говорила: «Ни одной мысли в голове уже несколько дней…»- 0 баллов.
Сюжет рассказа интересен, но невелик — 1 балл.
Число живых существ не велико инемного элементов — 1 балл.
Образы непроработаны, нетопределённости в их стремлениях, но некоторые характеристики всё же отмечены — 1 балл.
Эмоции и переживания своимгероям рассказчица придаёт — 1 балл.
Общий балл развития речевоговоображения — 4.
Комментарии: уровень речевоговоображения низкий; основной трудностью было смущение, от которого потерялись искорость, и эмоциональность.
Рекомендации: работать надпреодолением стеснительности
Базикова Маша.8 лет. Рассказ вприложении.
Начала рассказ через 40 секунд,после прослушивания инструкции — 2 балла.
Сюжет рассказа незнакомый, сравнительноинтересный — 2 балла.
Живых существ не много, нооговорены частности и мелочи, выполняющие какие-то роли — 2 балла.
Образы не проработаны, опереживаниях героев ничего не говорится — 0 баллов.
Девочка эмоционально сдержана,немного стесняется — 1 балл.
Общий балл развития речевоговоображения — 7
Комментарии: уровень речевоговоображения средний, в эмоциях сдержана, скорость изучаемого психологическогопроцесса — высокая.
Рекомендации: улучшать дикцию идетализировать предметное описание.
Результаты психологическогоисследования разных признаков и характеристик психического процесса воображенияпозволяют сделать интересные выводы.
Развитие разных видоввоображения может достигать разного уровня. Детализированный и эмоционально — наполненныйрассказ вовсе не гарантирует яркости и богатства зрительного воображения. Внебольшом исследовании четко видна разница речевого и зрительного воображения.
«Мы внесём свой вклад впсихическое здоровье русского народа!»
Счастье — это состояние души, ионо также как и любое другое психическое состояние не может быть постоянным! (слишкомпродолжительным)
Психика человека явление,конечно, неделимое, но ученые — психологи для удобства и глубины её изучениявсе, же разделяют психику на отдельные области. Волевые процессы; психическиепознавательные процессы: мышление, память, воображение, восприятие ощущения; темперамент,характер и стремления, способности и интересы, чувства.
Задача 008 — выяснить есть линеобходимость создавать специальные условия для развития воображения.
Список литературы
1.        Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч.:в 6 т.М., 1984. Т.3
2.        Коломинский Я.Л.
3.        Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие // — 3 изд. — М.:КДУ, 2007. — 400 с.: ил.
4.        Словарь практического психолога // сост.С.Ю. Головин. — Минск: Харвест,1997. — 800 ст.
5.        Теплов Б.М. Психология. // Изд.3, исп. и доп. М. Учпедгиз. 1949. — 215стр.: ил.