Правовые основы несостоятельности (банкротства)

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Правовые основынесостоятельности (банкротства)»

Введение
С переходомРоссийской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появиласьнеобходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того, чтобыуменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны бытьраспределены наиболее справедливым образом. Значение института банкротствазаключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособныесубъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другойстороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектампредпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичьфинансовой стабильности.
Институтнесостоятельности (банкротства) относительно новый для отечественной системыправового регулирования и практики предпринимательских отношений. Тема правовойнесостоятельности (банкротства) является очень актуальной в современныхусловиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов,завышения налогов и других негативных обстоятельств, предприятиям иорганизациям становится все труднее не только развиваться, но и даже«удержаться на плаву».
Рыночнаяэкономика и предпринимательская деятельность не могут эффективнофункционировать в том случае, если предприятие не способно удовлетворитьтребования своих кредиторов, обеспечить своевременные обязательные платежи. Возникаетнеобходимость официального признания такого предприятия несостоятельным(банкротом).
Федеральный закон от 26 октября 2002 г.№127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с Гражданскимкодексом Российской Федерации устанавливает основания для признания должниканесостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер попредупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведенияпроцедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие принеспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Объектом исследования выступает институтнесостоятельности
(банкротства). Предметом исследования является правовые особенностинесостоятельности (банкротства).
Цельюданной работы является – рассмотреть правовые особенности банкротства,проанализировать имеющиеся проблемы и предложить пути их решения.
Всоответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
– определитьпонятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства);
– рассмотретьсубъектный состав дела о банкротстве;
– охарактеризоватьосновные процедуры несостоятельности банкротства.

1. Понятие,признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
 
1.1Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Правовой институт несостоятельности (банкротства) в условияхрыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляется в возможностиоградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от участниковхозяйственного оборота, осуществляющих свою предпринимательскую деятельностьубыточно и не рентабельно, которые, зачастую, заключая договор впоследствии нев состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопаситьпредприятия от таких должников, возникает необходимость официального признанияэтих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, возможно, впоследствииполностью ликвидировать их.
«Под несостоятельностью (банкротством)понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объемеудовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплате обязательных платежей»[1].Таким образом в этом понятии можно выделить формальный (признание судом илиобъявление должником) или материальный (неспособность исполнить указанныеобязанности) элементы.
Наряду с понятием несостоятельности Федеральныйзакон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на её признаки, которыеразличаются применительно к несостоятельности физических и юридических лиц.
Признаки банкротства:
1. Гражданин считается неспособнымудовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующиеобязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев сдаты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательствпревышает стоимость принадлежащего ему имущества. В основу признаковбанкротства физических лиц положен принцип неоплатности.
2. Юридическое лицо считаетсянеспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, еслисоответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течениетрех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. В основу признаковбанкротства юридических лиц положен принцип неплатёжеспособности.
Состав и размер денежных обязательств иобязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления опризнании должника банкротом, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Состав и размер денежных обязательств иобязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления опризнании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судомрешения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства,определяются на дату открытия конкурсного производства.
Состав и размер денежных обязательств иобязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рубляхпо курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введениякаждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей посленаступления срока исполнения соответствующего обязательства.
В целях участия в деле о банкротствеучитываются требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплатеобязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введениянаблюдения.
 
1.2Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
Действующеезаконодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложнуюсистему правовых норм, содержащихся не только в Федеральном законе «Онесостоятельности (банкротстве)», но и в некоторых других нормативных правовыхактах.
Основаниемсистемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) являютсяположения Гражданского кодекса Российской Федерации о несостоятельности(банкротстве) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);ГК РФ не включает в себя норм, регламентирующих несостоятельность (банкротство)граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, однако отсутствиепозитивного регулирования данных правоотношений не означает запрета наосуществление такого регулирования другими федеральными законами.
Кругсодержащихся в ГК РФ правовых норм, регулирующих несостоятельность(банкротство) участников имущественного оборота, не исчерпывается названнымистатьями. К числу таких норм, непосредственно регламентирующих этиправоотношения, должны быть отнесены положения о том, что в случаях, когдастоимость имущества юридического лица, являющегося коммерческой организацией(за исключением казенного предприятия) либо действующего в формепотребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, недостаточнадля удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только впорядке, предусмотренном ст. 65 ГК, т.е. путем признания его банкротом (п. 4ст. 61); об очередности удовлетворения требований кредиторов приликвидации юридического лица, поскольку в соответствии со ст. 65 ГК принесостоятельности (банкротстве) юридического лица требования кредиторовудовлетворяются в очередности, предусмотренной ГК на случай ликвидацииюридических лиц (ст. 64); о субсидиарной ответственности лиц, которыеимеют право давать обязательные для должника – юридического лица указания либоиным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства (п. 3ст. 56, п. 2 ст. 105) и некоторые другие.
Кроме того,многие нормы ГК РФ, хоть и не затрагивающие непосредственно вопросыбанкротства, имеют определяющее значение для решения целого ряда ключевыхвопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридическихлиц. Это положения, регулирующие, например, организационно-правовые формыюридических лиц; право собственности и иные вещные права; обязательственныеправоотношения; вопросы ответственности за нарушения обязательств; порядокзаключения, изменения и расторжения договоров и другие.
Говоря оправовом регулировании процедуры банкротства нужно отметить, что Закон обанкротстве (пп. 5 – 7 ст. 1) определяет соотношение содержащихся внем норм и положений международного частного права.
Основополагающиепринципы соотношения внутреннего законодательства и международного частногоправа установлены Конституцией Российской Федерации, согласно которой «общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частью ее правовой системы» (ст. 7).
Специфическойчертой предмета правового регулирования Закона о банкротстве является включениев него наряду с материально-правовыми нормами большого числа норм, относящихсяк процессуальному законодательству. Дело в том, что в соответствии со ст. 143Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела онесостоятельности (банкротстве) организаций и граждан рассматриваютсяарбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями,установленными законом о несостоятельности (банкротстве). Принимая во вниманиезначительное своеобразие такой категории дел как дела о несостоятельности(банкротстве), законодатель включил в текст Закона о банкротстве большое числонорм, регламентирующих порядок их разрешения арбитражным судом. Основная частьспециальных правил, посвященных порядку рассмотрения дел о несостоятельности(банкротстве), сосредоточена в главе III Закона о банкротстве «Разбирательстводел о банкротстве в арбитражном суде» (ст. 28 – 55). Однако кругпроцессуальных правил этим не исчерпывается в тексте Закона, в других егоглавах имеется немало иных процессуальных норм, регламентирующих действияарбитражного суда и участников дела о банкротстве применительно к отдельнымпроцедурам несостоятельности должника. Причем указанные процессуальные нормыприменяется в приоритетном по отношению к правилам, помещенным в главе IIIЗакона о банкротстве, порядке.
Существеннымиособенностями отличается правовое регулирование несостоятельности (банкротства)банков и иных кредитных организаций. Закон о банкротстве включает лишь основныепринципиальные положения о банкротстве этой категории должников, а в остальномотсылает к специальному закону – Федеральному закону «О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций», нормы которого должны применяться вприоритетном порядке. Среди специальных законов, можно также выделитьФедеральный закон от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ «Об особенностяхнесостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополийтопливно-энергетического комплекса», устанавливающего особенности признаниянесостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополийтопливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляетсяв сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам,транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической итепловой энергии, и проведения процедур их банкротства.
Говоря оправовом регулировании банкротства, отметим, что законодатель посчиталнеобходимым в целях обеспечения прав и законных интересов граждан придатьположениям о несостоятельности (банкротстве) граждан особое значение поотношению к иным федеральным законам: если федеральные законы, принятые послевведения в действие Закона о банкротстве, будут изменять правовое регулированиеотношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) граждан, их применениебудет возможным только после внесения соответствующих изменений в текст Законао банкротстве.
Помимовышеназванных законов к правоотношениям по несостоятельности (банкротству)применяются и нормы иных кодифицированных актов и законов. Среди них можновыделить: ст. 195–197 Уголовного кодекса РФ, устанавливающие уголовнуюответственность за Неправомерные действия при банкротстве; Преднамеренноебанкротство; Фиктивное банкротство; Арбитражно-процессуальный кодекс, ст. 28которого закрепляет, что дела о несостоятельности (банкротстве) организаций играждан рассматриваются по месту нахождения должника.
В пластзаконодательства о банкротстве входят также Указы Президента РФ и ПостановленияПравительства РФ. В качестве примера можно выделить:
– ПостановлениеПравительства РФ от 22 мая 1998 г. №476 «О мерах по повышениюэффективности применения процедур банкротства»;
– ПостановлениеПравительства РФ от 17 февраля 1998 г. №202 «О государственном органе поделам о банкротстве и финансовому оздоровлению».
Отдельностоит отметить ведомственные нормативные акты, в частности инструкции,разъяснения и письма Федеральной службы России по финансовому оздоровлению ибанкротству и Центрального банка России. Так, можно выделить:
– РаспоряжениеФСДН РФ от 14 апреля 2000 г. №19-р «Об утверждении разъяснения о вопросах,связанных с применением процедур банкротства»;
– РаспоряжениеФСДН РФ от 11 ноября 1999 г. №40-р «Об утверждении разъяснения о вопросах,связанных с применением процедур банкротства»;
– ПоложениеЦБР от 21 июля 1999 г. №83-П «О порядке выдачи и аннулирования БанкомРоссии аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитнойорганизацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации».
 

2.Субъектный состав дела о банкротстве, права и обязанности субъектов
 
2.1 Лица,участвующие в деле о банкротстве
Лицами, участвующими в деле обанкротстве, являются:
должник;
арбитражный управляющий;
конкурсные кредиторы;
уполномоченные органы;
федеральные органы исполнительнойвласти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации иорганы местного самоуправления по месту нахождения должника, лицо,предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
Данные лица в ходе любой процедуры,применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд сходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаковпреднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренныенастоящим Федеральным законом процессуальные действия в арбитражном процессе поделу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия.
Расходы на проведение указаннойэкспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначенииуказанной экспертизы.
Должником в соответствии с Федеральнымзаконом «О несостоятельности (банкротстве)» является гражданин, в том числеиндивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособнымиудовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или)исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока,установленного настоящим Федеральным законом. Он обладает определённым рядомправ и обязанностей, а именно правом на обращение в арбитражный суд сзаявлением о признании должника банкротом. Также должник вправе подать варбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличииобстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будетисполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательныхплатежей в установленный срок.
Руководитель должника или индивидуальныйпредприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд вслучае, если:
1. Удовлетворение требований одногокредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнениядолжником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательныхплатежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
2. Органом должника, уполномоченным всоответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидациидолжника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
3. Органом, уполномоченным собственникомимущества должника – унитарного предприятия, принято решение об обращении варбитражный суд с заявлением должника;
4. Обращение взыскания на имуществодолжника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственнуюдеятельность должника;
5. Должник отвечает признакамнеплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества. Также Федеральнымзаконом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены иные случаи.
В случае нарушения руководителемдолжника или учредителем (участником) должника, собственником имуществадолжника – унитарного предприятия, членами органов управления должника, членамиликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином – должником положенийФедерального закона, указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные врезультате такого нарушения.
Арбитражным управляющим признаетсягражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемыхорганизаций арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий являетсясубъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральнымзаконом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Деятельность арбитражного управляющего вделе о банкротстве не является предпринимательской деятельностью. Арбитражныйуправляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, атакже предпринимательской деятельностью в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации, при условии, что такая деятельность невлияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле обанкротстве и не приводит к конфликту интересов. Арбитражный управляющий вправебыть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий в деле обанкротстве имеет право:
созывать собрание кредиторов;
созывать комитет кредиторов;
обращаться в арбитражный суд сзаявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
получать вознаграждение в размерах и впорядке, которые установлены Федеральным законом;
привлекать для обеспечения возложенныхна него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц соплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Федеральнымзаконом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашениемарбитражного управляющего с кредиторами;
запрашивать необходимые сведения одолжнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, иоб обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органови органов местного самоуправления;
подать в арбитражный суд заявление обосвобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле обанкротстве.
Привлекаемые арбитражным управляющим всоответствии с Федеральным законом реестродержатель, аудиторская организация(аудитор), оценщик и организатор торгов не могут быть заинтересованными лицамипо отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам.
Физические лица, юридические лица,государственные органы и органы местного самоуправления представляютзапрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дняполучения запроса без взимания платы.
Арбитражный управляющий в деле обанкротстве обязан:
принимать меры по защите имуществадолжника;
анализировать финансовое состояниедолжника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционнойдеятельности;
вести реестр требований кредиторов, заисключением случаев, предусмотренных Федеральным законом;
предоставлять реестр требованийкредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течениетрех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Федеральнымзаконом;
в случае выявления признаковадминистративных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, ккомпетенции которых относятся возбуждение дел об административныхправонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
предоставлять собранию кредиторовинформацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собойгражданскую ответственность третьих лиц;
разумно и обоснованно осуществлятьрасходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле обанкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованностьосуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующимзаявлением в арбитражный суд;
выявлять признаки преднамеренного ификтивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, исообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемуюорганизацию, членом которой является арбитражный управляющий, собраниюкредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел обадминистративных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
осуществлять иные установленныеФедеральным законом функции.
Также, если иное не установлено Федеральнымзаконом, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений,охраняемых Федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебнуюили коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнениемобязанностей арбитражного управляющего.
При проведении процедур, применяемых вделе о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно иразумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Полномочия,возложенные в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности(банкротстве)» на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут бытьпереданы иным лицам.
Утвержденные арбитражным судомарбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущихарбитражных управляющих.
Конкурсные кредиторы – кредиторы поденежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, передкоторыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторамрезультатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников)должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).
Правом на подачу заявления о признаниидолжника банкротом обладают конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
Уполномоченные органы – федеральныйорган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерациина представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле обанкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РоссийскойФедерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченныепредставлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле обанкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований.
Правом на обращение в арбитражный суд сзаявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсныйкредитор, уполномоченные органы.
Право на обращение в арбитражный судвозникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежнымобязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражногосуда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.
2.2 Лица, участвующие в арбитражномпроцессе по делу о банкротстве
В арбитражном процессе по делу обанкротстве участвуют:
представитель работников должника – лицо,уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведениипроцедур, применяемых в деле о банкротстве;
представитель собственника имуществадолжника – унитарного предприятия – лицо, уполномоченное собственникомимущества должника – унитарного предприятия на представление его законныхинтересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;
представитель учредителей (участников)должника – председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иногоаналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранноесоветом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальныморганом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками)должника для представления их законных интересов при проведении процедур,применяемых в деле о банкротстве;
представитель собрания кредиторов – лицо,уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делуо банкротстве должника от имени собрания кредиторов или представитель комитетакредиторов – лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать варбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитетакредиторов;
представитель федерального органаисполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, еслиисполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям,составляющим государственную тайну;
уполномоченные на представление впроцедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по местунахождения должника;
иные лица в случаях, предусмотренныхАрбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом«О несостоятельности (банкротстве)»
В арбитражном процессе по делу обанкротстве вправе участвовать:
саморегулируемая организация арбитражныхуправляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих дляутверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражнымуправляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных сутверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а такжежалоб на действия арбитражных управляющих;
орган по контролю (надзору) прирассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;
кредиторы по текущим платежам прирассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущимплатежам.
Данные лица имеют право знакомиться сматериалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать с них копии.

3. Характеристикапроцедур банкротства
 
3.1Наблюдение
Наблюдение вводится по результатамрассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должникабанкротом. Назначается с даты принятия заявления, и с этого момента снимаетсяарест на имущество должника, приостанавливается исполнение по исполнительнымдокументам, запрещается выплата дивидентов, не допускается прекращениеденежного обязательства путем зачета встречного однородного требования. Такжезапрещается выдел доли в имуществе должника в связи с выходом из состава егоучредителей. Руководитель должника и его органы управления продолжаютосуществлять свои полномочия, управляющий определяет дату первого собраниякредиторов и уведомляет их. Должник без письменного согласия управляющего не можетсовершать сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества,балансовая стоимость которого больше 5% балансовой стоимости активовпредприятия. Следующей процедурой является финансовое оздоровление. Онавводится на основании ходатайства собрания кредиторов для ее введения вАрбитражном суде Российской Федерации, подаются график погашениязадолженностей, документы о предполагаемом обеспечении исполнения обязательств.Обязательство может быть обеспечено ипотекой, банковской гарантией,поручительством, срок процедуры должен составлять не более двух лет с моментаее введения. В это время руководитель и органы должника сохраняют своиполномочия, отменяются ранее приятые меры по обеспечению требований кредиторов.Запрещается выплата дивидентов и не начисляются неустойки, штрафы, пени,проценты. В ходе процедуры должник не вправе без согласия собрания кредиторовсовершать сделки, в которых у него имеется заинтересованность, приниматьрешение о реорганизации, совершать сделки, влекущие возникновение новыхобязательств. Без согласия управляющего должник не вправе совершать сделки,влекущие увеличение задолженности более, чем на 5% суммы требований кредиторов,сделки, влекущие перевод долга или получение займа. Все обязательства вотношении кредиторов должны быть погашены за месяц до окончания процедуры. Еслиих требования погашены досрочно, должник направляет в Арбитражный судРоссийской Федерации отчет об исполнении обязательств. При нарушении графикапогашения задолженности в него вносятся изменения, подлежащие утверждениюАрбитражным судом Российской Федерации. Внешнее управление. Вводится, если естьреальная возможность платежеспособности должника. Вводится на 18 месяцев иможет быть продлена еще на 6 месяцев. Процедура вводиться не может, если вместес финансовым оздоровлением занимает 2 года, при этом оздоровление составляет 18месяцев. С введением процедуры полномочия руководителей и органов прекращается,вводится мораторий на управление требований кредиторов, отменяются ранеепринятые меры по обеспечению требований кредиторов.
3.2.Финансовое оздоровление
Важноеновшество – это введение в закон о банкротстве самостоятельной главы,посвященной процедуре финансового оздоровления предприятия – новойреорганизационной процедуре. В ней подробно описаны порядок введения, окончанияи прекращения финансового оздоровления.
«В ходенаблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа,уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия,учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имуществадолжника – унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленномнастоящим Федеральным законом порядке вправе обратиться к первому собраниюкредиторов, а в случаях, установленных Федеральным законом, – к арбитражномусуду с ходатайством о введении финансового оздоровления»[2].
Соединение водном законе понятий банкротства и финансового оздоровления в перспективеозначает перестройку всей системы государственного управления собственностью.Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целяхвосстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствиис графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление может быть введенопо ходатайству должника, его учредителей, собственника имущества должника – унитарногопредприятия, а также третьего лица. Снабженное планом финансового оздоровленияи графиком погашения задолженности, ходатайство рассматривается либо насобрании кредиторов, либо в арбитражном суде.
Согласно пункту 1 статьи 84 Федеральногозакона «О несостоятельности (банкротстве)» план финансового оздоровления, подготовленныйучредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарногопредприятия, утверждается собранием кредиторов. План финансового оздоровлениядолжен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов всоответствии с графиком погашения задолженности.
Еще однастраховка на случай конфликта интересов – это предоставление лицами,претендующими на проведение финансового оздоровления, доказательств того, чтоони выполнят график погашения задолженности. Иными словами, арбитражный суддолжен быть уверен, что уводя предприятие из-под банкротства, учредители,собственники или третьи лица имеют возможность оплатить долги данногопредприятия.
«Исполнениедолжником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности можетбыть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной илимуниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами»[3].В тоже время исполнение должником обязательств не может быть обеспеченоудержанием, задатком или неустойкой.
«Финансовоеоздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собраниякредиторов»[4]. Одновременнос вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный судутверждает административного управляющего. Административный управляющийсогласно пункту 2 статьи 83 Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)» действует с даты его утверждения арбитражным судом допрекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобожденияарбитражным судом.
В определениио введении финансового оздоровления должен указываться срок финансовогооздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашениязадолженности.
Определения овведении финансового оздоровления, об отстранении руководителя должника отдолжности в ходе финансового оздоровления, об освобождении или отстраненииадминистративного управляющего от исполнения обязанностей административногоуправляющего, вынесенные арбитражным судом в ходе финансового оздоровления,могут быть обжалованы в соответствии с пунктом 5 статьи 80, пунктом 2 статьи219, пунктом 2 статьи 82 и соответственно с пунктом 5 статьи 83 Федеральногозакона «О несостоятельности (банкротстве)»
Всоответствии со статьей 88 Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)» должник не позднее чем за месяц до истечения срока финансовогооздоровления предоставляет административному управляющему отчет о результатахпроведения финансового оздоровления. Последний рассматривает отчет и составляетзаключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашениязадолженности и об удовлетворении требований кредиторов. После получениязаключения административного управляющего или ходатайства собрания кредитороварбитражный суд назначает дату заседания по рассмотрению результатовфинансового оздоровления, по итогам рассмотрения которого принимается один изсудебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве вслучае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторовпризнаны необоснованными; определение о введении внешнего управления в случаеналичия возможности восстановить платежеспособность должника; решение опризнании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случаеотсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаковбанкротств.
Кроме тоговозможно досрочное окончание финансового оздоровления статья 86, а также егодосрочное прекращение статья 87 Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)».
3.3Внешнее управление
«Внешнееуправление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов,за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом»[5].
Внешнееуправление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целяхвосстановления его платежеспособности; вводится арбитражным судом на основаниирешения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, которыйможет быть продлен. В соответствии со статьями 95, 96 Федерального закона «Онесостоятельности (банкротстве)» с даты введения внешнего управления:
прекращаютсяполномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается навнешнего управляющего, причем последний вправе издать приказ об увольнениируководителя должника;
прекращаютсяполномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарногопредприятия, за исключением полномочий по принятию решений, необходимых дляразмещения дополнительных обыкновенных акций должника, а также об обращении сходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, обизбрании представителя учредителей (участников) должника, о заключениисоглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника,уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение озаключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств дляисполнения обязательств должника;
отменяютсяранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
аресты наимущество должника и иные ограничения должника в части распоряженияпринадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамкахпроцесса о банкротстве;
вводитсямораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам иоб уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введениявнешнего управления.
С моментавведения внешнего управления снимаются ранее принятые меры по обеспечениютребований кредиторов, а аресты имущества должника и иные ограничения должникапо распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительнов рамках процесса о банкротстве. Не позднее чем через месяц с даты своегоутверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления,который должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособностидолжника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализациюи иные расходы должника и представить его собранию кредиторов для утверждения(пункт 1 статьи 106 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Планомвнешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлениюплатежеспособности должника:
перепрофилированиепроизводства;
закрытиенерентабельных производств;
взысканиедебиторской задолженности;
продажа частиимущества должника;
уступка правтребования должника;
исполнениеобязательств должника собственником имущества должника – унитарногопредприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом илитретьими лицами;
увеличениеуставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
размещениедополнительных обыкновенных акций должника;
продажапредприятия должника;
замещениеактивов должника;
Кроме тогомогут применяться иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
3.4Конкурсное производство
Конкурсноепроизводство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанномубанкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Наличие удолжника признаков несостоятельности и установление невозможностивосстановления его платежеспособности является основанием для принятияарбитражным судом решения об открытии в отношении должника конкурсногопроизводства.
Всоответствии с действующим законодательством с момента принятия арбитражным судомрешения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производствапрекращается начисление неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций повсем видам задолженности должника, а все претензии имущественного характерамогут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства(Постановление ФАС Центрального округа от 09.12.2002 г. по делу №А-62–3101/2002)[6].Кроме того статья 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусматриваетследующие последствия открытия конкурсного производства: срок исполнениявозникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплатыобязательных платежей должника считается наступившим; сведения о финансовомсостоянии должника прекращают относиться к сведениям, признаннымконфиденциальными или составляющим коммерческую тайну; совершение сделок,связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу егоимущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в специальномпорядке; прекращается исполнение по исполнительным документам, которые в этомслучае подлежат передаче судебными приставами – исполнителями конкурсномууправляющему; снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иныеограничения распоряжения имуществом должника.
При принятиирешения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производстваарбитражный суд утверждает конкурсного управляющего и размер еговознаграждения, о чем выносит определение. В случае неисполнения илиненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на негообязанностей арбитражный суд отстраняет конкурсного управляющего от исполнениясвоих обязанностей и назначает нового по ходатайству собрания кредиторов либокомитета кредиторов (Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г.по делу №А23–151/7–2000-Г)[7].
Послерассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатахпроведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение озавершении конкурсного производства, которое считается завершенным с датывнесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридическихлиц.

4. Мировоесоглашение
 
4.1 Общиеположения
На любой стадии рассмотрения арбитражнымсудом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченныеорганы вправе заключить мировое соглашение.
Мировоесоглашение, заключаемое в рамках арбитражного процесса по делу о банкротстве –это соглашение (договор) между должником и его конкурсными кредиторами обурегулировании между ними отношений долга путем реструктуризации долгов(отсрочки (рассрочки) выплаты по долгам, скидки с долгов и т.п.). С юридическойточки зрения это соглашение можно рассматривать как новацию, посколькузаключение этого соглашения приводит к замене прежних обязательств должникаперед кредиторами новыми обязательствами, предусматривающими иной способисполнения. Вместе с тем, мировое соглашение – не обычный гражданско-правовойдоговор; для его заключения не достаточно одного лишь волеизъявления сторон.Это соглашение подлежит судебному рассмотрению и считается заключенным только вслучае его утверждения арбитражным судом. В то же время, правоприменительнаяпрактика исходит из того, что при утверждении мирового соглашения арбитражныйсуд проверяет только соблюдение требований по форме и порядку его заключения.[8]
В связи сэтим, в частности, заключенное мировое соглашение является обязательным длявсех конкурсных кредиторов, в том числе и тех из них, кто не изъявлял волю поповоду его заключения (голосовал против либо не участвовал в голосовании).Конституционный суд Российской Федерации определил, что указанные положения,как направленные на признание и защиту прав и интересов всех кредиторов, немогут рассматриваться как нарушающие права заявителя в сфере экономическойдеятельности, включая право собственности и принципы равенства и свободыдоговора (Определение Конституционного суда Российской Федерации №228-О от01.10.2002 г.)[9].
Относительноновым в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» являетсяначисление на непогашенную часть долга процентов с даты утверждения арбитражнымсудом мирового соглашения. Это означает, что кредиторы, на него согласившиеся,могут не опасаться, что соглашение окажется просто не предусмотренным в законемораторием на выплаты, и по истечении срока предприятие-должник окажется вновьв состоянии банкротства, только уже с изрядно обглоданной инфляцией суммойдолга.
Федеральный закон«О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает разные режимы заключениямирового соглашения в зависимости от того, на какой стадии находится дело онесостоятельности предприятия. Если стороны идут на мировую в процессенаблюдения, то решение принимается либо руководителем должника, либо лицомисполняющим его обязанности; если на стадии внешнего управления или конкурсногопроизводства-то внешним или конкурсным управляющим соответственно; если настадии финансового оздоровления – руководителем должника или лицом исполняющимего обязанности.
 
4.2 Формаи содержание мирового соглашения
Мировое соглашение заключается вписьменной форме. Со стороны должника мировое соглашение подписывается лицом,принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсныхкредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписываетсяпредставителем собрания кредиторов или уполномоченным собранием кредиторов насовершение данного действия лицом. В случае, если в мировом соглашенииучаствуют третьи лица, с их стороны мировое соглашение подписывается этимилицами или их уполномоченными представителями.
Мировое соглашение должно содержатьположения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органамировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательствдолжника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставномкапитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценныебумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотреннымифедеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств ненарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требованийкредиторов.
Мировое соглашение может содержатьположения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей,включенных в реестр требований кредиторов.
Условия мирового соглашения, касающиесяпогашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии сзаконодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиямзаконодательства о налогах и сборах.
Удовлетворение требований конкурсныхкредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для такихкредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются вденежной форме.
На сумму требований кредиторов поденежным обязательствам, подлежащих погашению в соответствии с мировымсоглашением в денежной форме, а также требований к должнику об уплатеобязательных платежей начисляются проценты в размере ставки рефинансирования,установленной Центральным банком Российской Федерации на дату утверждениямирового соглашения арбитражным судом, исходя из не погашенной суммы требованийв соответствии с графиком удовлетворения требований кредиторов по мировомусоглашению.
С согласия кредитора мировым соглашениеммогут быть установлены меньший размер процентной ставки, меньший срокначисления процентной ставки или освобождение от уплаты процентов.
Условия мирового соглашения дляконкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключениямирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут бытьхуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших заего заключение.
В случае, если иное не предусмотреномировым соглашением, залог имущества должника, обеспечивающий исполнениедолжником принятых на себя обязательств, сохраняется.
Конкурсный кредитор и (или)уполномоченный орган, голосовавшие за заключение мирового соглашения,учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарногопредприятия вправе исполнить в полном объеме и в денежной форме обязательствадолжника перед конкурсными кредиторами или предоставить должнику денежныесредства, необходимые для удовлетворения требований уполномоченных органов,голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия вголосовании, в том числе для уплаты начисленных в соответствии с настоящимФедеральным законом процентов, а также сумм неустоек (штрафов, пеней). В этомслучае конкурсный кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника,должник обязан погасить требования уполномоченных органов за счетпредоставления ему денежных средств и к лицу, исполнившему обязательствадолжника, переходят права конкурсного кредитора. Средства, предоставленныедолжнику для удовлетворения требований уполномоченных органов, считаютсяпредоставленными на условиях договора беспроцентного займа, срок возвратакоторого определен моментом востребования.

Заключение
 
В любойцивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основныхэлементов механизма правового регулирования рыночных отношений являетсязаконодательство о несостоятельности (банкротстве).
Правовойинститут несостоятельности (банкротства) – институт комплексный, включающий всебя нормы гражданского права, трудового права, административного права иуголовного права; гражданского и арбитражного процесса. Специфика этогоинститута определяется тем, что его функционирование возможно только в рамкахрыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. Исходя извышеизложенного, можно сделать вывод о том, что банкротство есть неотъемлемаячасть функционирования любой развитой экономики. Российский институтнесостоятельности обладает большим набором правовых средств, действие которыхнаправлено на оздоровление экономики. Каждому руководителю следует изучитьрассматриваемый институт, разобраться в его сущности, причинах банкротства,проанализировать отечественный и зарубежный опыт.
Процедурабанкротства является «санитаром» экономики, устраняя неэффективных участниковхозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не былвостребован. Таким образом рождение института несостоятельности стало возможнымв нашей стране только с переходом к рыночным отношениям.
В даннойработе были рассмотрены такие вопросы, как понятие, признаки институтанесостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя и юридическоголица, значение института банкротства, четыре процедуры банкротства: наблюдение;финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство, а такжеобщие положения, форма и содержание мирового соглашения.
Основываясьна вышеизложенном материале, можно сделать вывод о том, что нормативная базарегламентирующая правовое положение института банкротства достаточна полна икодифицирована. Так, помимо общих положений закона «О несостоятельности(банкротстве)» применяются нормы новопринятых законов регулирующих процедурыбанкротства отдельных субъектов.
Крометого, в Российской Федерации проведена в последнее время работа не только попринятии нового законодательства о банкротстве и его кодификации, но и созданорганы по несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Остаетсятолько выработать практику, заставить на 100% работать законы и эффективноприменять законодательную базу.

Литература
1. Гражданский кодексРоссийской Федерации: Ч.I: федерал. закон: от 30.11.1994, №51-ФЗ (с изменениями идополнениями) // Собр. законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301.
2. О несостоятельности(банкротстве): федерал. закон: от 26.10.2002, №127-ФЗ (с изменениями идополнениями) // Собр. законодательства РФ. – 2002. – №43. – Ст. 4190.
3. Федеральный закон «Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 года №40-ФЗ //Собрание Законодательства Рос. Федерации. – 2002. – №12. – Ст. 193.
4. ПостановлениеПравительства РФ «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротствеи процедурах банкротства» от 30 ноября 2002 г. №855 // Собраниезаконодательства Рос. Федерации. – 2002. – №49. – Ст. 4886.
5. ПостановлениеПравительства РФ «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и процедурахбанкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемымиорганизациями арбитражных управляющих» от 14 февраля 2003 г. №100 //Собрание законодательства РФ – 2003. – №7. – Ст. 659.
6. ПостановлениеПравительства РФ «О порядке предъявления требований по обязательствам передРоссийской Федерацией в делах о банкротстве и процедурах банкротства» от 15апреля 2003 г. №218 // Российская газета. – 2003. – 26 апреля. –С. 21
7. Постановлениекассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений(определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу:Постановление ФАС Центрального округа от 04.12.2002 г. по делу №А14–3128/02/88/17.(Архив Арбитражного суда Воронежской области. 2002. Дело №А14–3128/02/88/17).
8. Постановлениекассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений(определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу:Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу №А35–3728/02г.(Архив Арбитражного суда Курской области. 2003. Дело №А35–3728/02г).
9. Постановлениекассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений(определений, постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу:Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 г. по делу №А23–151/7–2000-Г.(Архив Арбитражного суда Калужской области. 2003. Дело №А23–151/7–2000-Г).
10. Беляева, О.П. Предпринимательскоеправо России: курс лекций / О.П. Беляева. – М.: Юстицинформ, 2005. -234 с.
11. Дойников, И.В. Предпринимательскоеправо: учеб. пособие для вузов: рекомендовано УС ИПКУ / И.В. Дойников. –М.: ПРИОР, 2002. – 464 с.
12. Ершова, И.В. Предпринимательскоеправо: учебник для вузов / И.В. Ершовой. – М.: Юриспруденция, 2002. – 512 с.
13. Телюкина, М.В., //Комментарии к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» от26.10.2002 №127-ФЗ // Собрание Законодательства Рос. Федерации. – 2003. – №14.– Ст. 121.
14. Юн, Г.Б., Воронова, Ю.А. Конкурсноепроизводство: учеб. – практ. пособие / Г.Б. Юн, Ю.А. Воронова. – М.:Дело, 2004. – 432 с.