Инвестиции 13

–PAGE_BREAK–1.2   Факторы, определяющие инвестиции.

Как отмечалось ранее, в рыночной экономике ко­нечной целью любого предпринимательства является прибыль или доход. Поэтому при принятии решения об инвестировании предприниматели исходят из   ожидаемой нормы чистой прибыли,   которую  предприниматели рассчитывают получать от расходов на инвестиции.

Известно, что побудительным мотивом осуществле­ния расходов на инвестиции является чистая прибыль, т. е. валовой доход за минусом эксплуатационных рас­ходов: расходов на материалы, энергию, рабочую силу и др. Если чистая прибыль, полученная за определенное время, будет превышать расходы на инвестиции за это же время, то предприниматель охотно будет вкладывать средства в дело. Чем выше норма чистой прибыли, тем  выше желание инвестировать капитал.

Норма чистой   прибыли рассчитывается как отношение

Норма чистой прибыли = Чистая прибыль / затраты по инвестициям * 100%.

               Ставка процента— это цена, которую фирма должна заплатить, чтобы занять денежный капитал, необходимый для приобретения реального капитала (станков, машин, оборудования и т. п.). Если ожидае­мая норма чистой прибыли превышает ставку процен­та, инвестирование будет прибыльным. И чем выше эта разница, тем больший интерес проявляют предпри­ниматели к инвестированию. Но если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, инвес­тировать становится невыгодно.

Если  инвестор собирается инвестировать соб­ственные средства, то при принятии решения об инвес­тировании он сравнивает возможную чистую прибыль от вложения собственных средств в производство с тем доходом, который он мог бы получить в виде процен­тов от положенной в банк данной суммы.

Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная, играет существенную роль в принятии инвестиционных решений. Реальная став­ка процента — это номинальная ставка, скорректиро­ванная на уровень инфляции. С повышением реальной ставки процента при неизменной норме чистой прибы­ли объем инвестиций будет падать, и наоборот, с пони­жением реальной процентной ставки объем инвести­ций будет возрастать. Так, при высокой ставке процента будут осуществляться только те инвестиционные проекты, которые  обеспечивают самую высокую ожидаемую норму чистой прибыли. Значит уровень инвестиций будет небольшим. При сниже­нии ставки процента предпринимателям выгодно зани­мать средства и инвестировать их в те проекты, ожида­емая норма прибыли от которых меньше. Соответствен­но, уровень инвестиций возрастает.

Следует заметить, что в реальной жизни кроме вы­шеуказанных двух основных факторов на инвестиции влияют и другие факторы, которые могут смещать кри­вые спроса на инвестиции влево или вправо К наиболее важным из них относятся:

-издержки на приобретение, эксплуатацию и об­служивание оборудования,

-первоначальные расходы на основной капитал вместе с расходами на его техничес­кое обслуживание, текущий ремонт и эксплуатацию очень важны при исчислении ожидаемой нормы чис­той прибыли от любого инвестиционного проекта,

-налоги на предпринимателя. Возрастание нало­гов приводит к снижению доходов от предпринима­тельской деятельности,

-технологические изменения. Технический про­гресс является основным стимулом для инвестирова­ния. Разработка нового, более производительного обо­рудования снижает издержки производства или повы­шает качество продукции, увеличивая тем самым нор­му чистой прибыли и объем инвестиций.

— наличие основного капитала. Если предприятие в полной мере обеспечено новейшей техникой и обору­дованием, то инвестирование будет незначительным, или не будет совсем. [15 c 189]

Если же на предприятии наблю­дается относительный недостаток основного капитала на  приобретение его потребуется дополнительных инвестиций;

— ожидания. Деньги, вложенные в основной капи­тал, полностью окупаются через несколько лет, и доходность любого капиталовло­жения будет зависеть от прогнозов будущих продаж и будущей рентабельности продукции, производимой с помощью этого основного капитала.
1.3 Функции инвестиций.

В экономической теории выделяются следующие основные функции инвестиций:
            1. Регулирующая. Инвестиции способны корректировать процессы воспроизводства капитала и поддержание темпов их роста, развитие наиболее важных ключевых отраслей хозяйства, структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса и улучшать социальное благосостояние. Их регулирующая функция, фактически, распространяется не только на процессы производства, накопления и потребления, но и на естественно-технические и социальные явления, на развитие инфраструктуры, то есть пронизывать все уровни и сферы жизнедеятельности общества.

 2. Распределительная. Посредством инвестирования, в сущности, осуществляется распределение созданного общественного продукта в его денежной форме между отдельными собственниками, уровнями и сферами общественного производства, видами деятельности. Характер распределительных процессов непосредственно зависит от целевых ориентиров, приоритетов, поставленных государством задач. При этом инвестирование, как реализация отношений распределения, соответствует целям жизнедеятельности общества, выражает форму присвоения экономических благ, а также используется как способ разрешения общественных противоречий.

 3. Стимулирующая. Инвестирование ориентировано на обновление средств производства, на активизацию самых подвижных и быстроизменяющихся его элементов, на развитие науки и техники. В этой своей роли инвестиции, по сути, обслуживают развитие как таковое, определяют его темпы роста и качественные характеристики.

 4. Индикативная. Реализация этой функции инвестиций позволяет контролировать движение к цели, то есть вырабатывать такие регулирующие механизмы, которые обеспечивают, как минимум, равновесное состояние экономической системы.

Инвестиции, как экономическая категория, выполняют ряд важнейших функций, без которых невозможно нормальное развитие экономики любого нормального государства. Инвестиции на макроуровне являются основой для:

. осуществления политики расширенного воспроизводства;

. ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;

. структурой перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;

. создания необходимой сырьевой базы промышленности;

. гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также расширения других социальных проблем;

. смягчения или разрешения проблемы безработицы;

. охраны природной среды;

. конверсии военно-промышленного комплекса;

. обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.

Инвестиции играют важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы прежде всего для достижения следующих целей:

. расширения и развития производства;

. недопущение чрезмерного морального и физического износа основных фондов;

. повышения технического уровня производства;

. повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;

. осуществления природоохранных мероприятий;

. приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий;

. для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль как на макро-, так и микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.

   Вопрос  о функциях и возможностях инвестиций имеет смысл рассматривать в трех аспектах: общегосударственном, экономическом и частном.

   На общегосударственном уровне функции инвестиций заключаются в обеспечении соответствующих условий для расширенного воспроизводства товаров и услуг; кроме того, инвестиции создают благоприятные возможности для развития различных отраслей народного хозяйства и промышленности. Как следствие, снижается уровень безработицы среди населения. Еще одна из функций инвестиций заключается в финансировании различных бесприбыльных (однако социально значимых) сфер, таких как образование, здравоохранение и другие виды социальных программ, направленных на улучшение уровня жизни населения. Развивается научно-технический потенциал общества (если речь идет об инвестировании средств в развитие наукоемких технологий, в различные научные исследования, результаты которых будут впоследствии воплощены в материальные товары и проданы на рынке. В этом случае мы можем сказать, что функции инвестиции, в некотором смысле, обеспечивают научно-технический прогресс общества. Кроме того, инвестиции исполняют интегративную функцию, заключающуюся в размытии границ между различными государствами, народами, культурами (в случае, если речь идет о международных инвестициях).

   На экономическом уровне (т.е. если речь идет о финансировании отдельных проектов, предприятий) функции инвестиций заключаются в обеспечении возможностей эффективного расширения и развития производства; в обеспечении возможности исследования и внедрения новых технологий производства товаров, которые делают их более конкурентоспособными и более востребованными на рынке. Соответственно, результат заключается в более качественном удовлетворении потребностей населения в тех или иных товарах и услугах. Одной из функций инвестиций такого уровня является снижение риска, связанного с банкротством предприятия (имеется в виду, что для снижения риска часть средств направляется на расширение сферы деятельности предприятия, на изучение новых ниш, которые косвенным образом связаны с основным видом деятельности). Например, проектная организация (которая ранее занималась исключительно выпуском архитектурных проектов) перерастает в проектно-строительную, т.е. она уже не только выпускает проекты на бумаге, но также может воплощать их в реальности.

   На частном уровне основная функция инвестиций заключается в личностном обогащении человека. Деньги вкладываются в различные проекты для того, чтобы впоследствии получать от них прибыль. Если говорить более подробно, то можно выделить две функции инвестиций на частном уровне: это, во-первых функция защиты средств от инфляции; и во-вторых, функция приумножения сбережений. Однако обе эти функции сильно взаимосвязаны между собою и сводятся к личностному обогащению человека.
    продолжение
–PAGE_BREAK–

2 Рыночная модель инвестиционного процесса в России
2.1    Инвестиции и накопление основного капитала.

В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост эко­номики, что дает возможность создавать накопления и больше потреб­ить в будущем.

Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте  страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется  винвестиции в основной капитал для расширения производства

Норма накопленияв российской экономике 1999—2001 гг. оста­валась низкой. В 2001 г. она составила 17%, в дальнейшем пред­полагается рост валовых накоплений до 21% ВВП.

Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен со­провождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал.

Возможности накопления основного капитала в стране зависят от размеров валовых национальных сбережений государства, предприя­тий и населения. Однако для России в настоящее время характерен разрыв в цепочке «сбережения — инвестиции», что является серьезной проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2000 г. валовые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как накопление основного капитала составило только 15% ВВП.

Низкий уровень капитализации национальных сбережений свидетельству о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленном экономическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестируемого капитала.[ 13 c 278]

Одной из наиболее характерных черт системного кризиса, охватившего экономику России в 90-е годы XXв., явилось резкое coкращение инвестиций в реальный сектор экономики. За десятилетие инвестиции в основной капитал снизились в четыре раза

Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом взаимосвязанных, но имеющих и самостоятельное значение причин, повлекших за собой целый ряд следствий:

-быстрое сокращение абсолютных объемов накопления;

-существенное снижение его доли в валовом внутреннем продукту,

-резкое сокращение бюджетных ассигнований и финансирование федеральных целевых и инвестиционных программ по остаточному принципу;

-уменьшение доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.

Хроническое недофинансирование инвестиций за последнее десятилетие подвело Россию к рубежу, за которым создается угроза мас­совых техногенных катастроф, вызванных износом основных фондов

Несмотря на рост инвестиций в России в 1999-2001 гг. возраста­ют диспропорции в их отраслевом распределении: в 2000 г. почти половина общего объема инвестиций была вложена в топливно-сырьевые отрасли и транспорт

Это вы­зывает снижение удельного веса инвестиций в обрабатывающую промышленность (химия, нефтехимия, машиностроение, метал­лообработка) и отрасли, ориентированные на конечный потреби­тельский спрос (легкая, пищевая промышленность, услуги).

Важной задачей государства является закрепление положительных  тенденций в инвестиционной сфере, создание механизмов перераспределениявнутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в обрабатывающуюпромышленность для модернизации и формирования современнойструктуры экономики.

В российской экономике в последнее время сложился ряд предпосылок для роста инвестиций. Преодоление воспроизводственного кризиса в России предполагает  восстановление условий для внутреннего накопления. [13 c 279]

Для этого целесообразно снижение чрезвычайно завышенной эффективности вложений в финансовый сектор экономики, восстановление нормальных экономи­чески обоснованных соотношений между текущим потреблением и накоп­лением. Требуются меры по поддержке платежеспособного спроса на оте­чественные товары инвестиционного и потребительского назначения. Ре­шение этих задач может обеспечиваться проведением целого комплекса мероприятий, касающихся различных аспектов ценовой, валютной, нало­говой политики, а также политики доходов. Отсюда объективно следует необходимость усиления роли государства как основного субъекта, орга­низующего экономическую деятельность в переходной экономике.

К концу 90-х годов XXв. в России в целом сформировалась рыноч­ная модель инвестиционного процесса. Государство, монопольно осуществлявшее капитальные вложения в плановой экономике, сме­нили различные категории частных инвесторов. Формируется не­обходимая инфраструктура инвестиционного процесса — коммер­ческие банки, разного рода финансовые учреждения, фирмы -поставщики оборудования, агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные фирмы и др.

Государство целенаправленно проводит последовательную децен­трализацию инвестиционного процесса (в том числе и в региональном разрезе). Поддержка негосударственных предприятий за счет централи­зованных инвестиций осуществляется только кредитованием на возврат­ной и платной основе. Одновременно бюджетное финансирование сохраняется для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер.

В последние годы значительно расширяется совместное  государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов, позволяющее объединить средства и разделить риски. Часть централизованных (кредитных) инвестиционных средств использует:  на реализацию особо эффективных инвестиционных проектов и объек­тов малого бизнеса и на предоставление гарантий частному капиталу. [13 c 280]
    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2.  Финансово-инвестиционный комплекс и его государственное регулирование.

Рыночная модель инвестиционного процесса в России имеет деформированный характер и недостаточно эффективна. Это проявляется в т: ж. что слабо работает механизм накопления на микроуровне (уровне пред­приятий), фондовый рынок и кредитная система не играют заметной роли  в аккумулировании сбережений и их трансформации в инвестиции.

Банковская система России на протяжении 90-х годов XXв. была ориентирована на высокодоходные операции в финансовом секторе, в минимальной степени осуществляя инвестирование в реальный сек­тор экономики.

Основными факторами, препятствующими активизации банковского инвестирования производства, являются высокий уровень риска вло­жения в реальный сектор производства, краткосрочный характер сло­жившейся ресурсной базы банков, несформированность рынка эффек­тивных инвестиционных проектов. Наметилась тенденция роста свободных денежных средств банков, которые не вкладываются в про­изводство. Проявляется и недостаточная восприимчивость реального сектора к инвестициям: при острейшей нужде в инвестициях и нали­чии в стране свободных финансовых ресурсов нет достаточных усло­вий для их прибыльного использования.

Для реформируемой экономики России характерно стало свер­тывание инвестиционного процесса. Причины этого коренятся в двух узких звеньях. На входе в инвестиционное пространство — острый де­фицит финансовых ресурсов для инвестирования. При этом владель­цы свободных денежных капиталов не заинтересованы инвестировать средства в реальный сектор экономики. На выходе из инвестиционного пространства — резкое сужение массового платежеспособного спроса, что подрывает фундамент финансовой окупаемости инвестиций.

Решение важнейшей задачи современной российской экономи­ки — сочетание политики экономической стабилизации с политикой экономического роста — требует стимулирования инвестиционной ак­тивности. Создание объективных предпосылок устойчивого подъема экономики России невозможно без реального инвестирования, обнов­ления основного капитала, реструктуризации всей финансово-инвес­тиционной сферы.

Добиться оживления инвестиционной активности и повышения эффективности капитальных вложений можно лишь при систем­ном подходе к решению проблем финансово-инвестиционного комплекса в целом. Сущность действий финансово-инвестици­онного комплекса состоит:

а) в интеграции в единый комплекс финансовых и реальных ин­вестиционных процессов и потоков;

б)    во взаимодействии того или иного вида или в слиянии экономических субъектов финансирования и реального инвестирования;

в)    во взаимосвязи (взаимопроникновении) или объединении
финансовых и реальных инвестиционных ресурсов.

Такое понимание финансово-инвестиционного комплекса вклю­чает одновременно и финансы в узком смысле слова (образование фон­дов денежных средств, как правило, на безвозвратной основе), и кре­дит. Роль государственного регулирования инвестиционного процесса в рыночных условиях чрезвычайно высока.[4 c245]

На макроуровне характер, формы и методы государственного регулирования экономики в весьма сильной степени предопре­деляют структуру ФИК и направления его развития. Методами государственного регулирования можно:

-снижать и повышать инвестиционную активность в стране;

-создавать для инвестиций более выгодные условия в реаль­ном секторе экономики или, наоборот, в сфере биржевых спекуляций,

-предопределять отраслевую структуру инвестиций в реаль­ный сектор экономики. Именно на макроуровне образуются все основные предпосылки, предопределяющие интеграцию финансовых и реальных инвестици­онных потоков в ФИК всех уровней и всех видов:

а)     государственное регулирование цен или, наоборот, отпуск всех цен на самотек сильно влияют на соотношение цен на различные виды товаров и услуг, в том числе на инвестиционные товары и услуги и на потребительские товары и услуги. Ценовая диспропорциональность препятствует переливанию финансовых ресурсов с одной стадии инвестиционного цикла на другую, резко замедляет оборот финансовых ресурсов;

б)     государственное регулирование банковского процента способствует интеграции финансовых и реальных инвестиционных ресурсов при обеспечении низкого уровня процента, но отдаляет друг от друга финансовые и реальные инвестиционные ресурсы при его высоком уровне; в)        государственная налоговая политика влияет на финансовые потоки и реальные инвестиционные процессы: последние начинают свертываться из-за нехватки финансовых ресурсов в сфере реального финансирования в случае чрезмерного налогообложения и, наоборот,
разворачиваются при снижении налогов на производителя;

г) курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам существенным образом влияет на интеграцию

д) распределение денежных накоплений и доходов в обществе вли­яет на возможности концентрации финансовых ресурсов для реально­го инвестирования. Благодаря формированию массового платежеспо­собного спроса на товары и услуги создается фундамент окупаемости и прибыльности финансовых ресурсов, направляемых на реальное ин­вестирование.

На макроуровне особенно важно соотношение и взаимодействие реальных инвестиционных ресурсов, с одной стороны, и финансовых ресурсов, могущих быть с достаточной степенью вероятности исполь­зованными на реальные инвестиции, — с другой.

 Особое значение для взаимодействия финансовых и реальных инвестиционных ресурсов имеет соотношение между величиной денежной массы в стране и наличной массой реальных товаров и услуг. При этом необходимо учитывать структурирование денежной массы.

Также важно струк­турирование реальных товаров и услуг (соотношение между по­требительскими и инвестиционными товарами и услугами). При этом не только соотношение денежной и товарной массы в стране относится к числу ведущих факторов, предопределяющих ин­вестиционную активность в реальном секторе экономики. Пропорцио­нально росту этой активности сближаются финансовые и реальные инвестиционные ресурсы, а при снижении инвестиционной активно­сти эти два вида ресурсов отдаляются друг от друга. Именно структур­ные соотношения в рамках денежной и товарной масс, внутри финан­совых и реальных инвестиционных ресурсов предопределяют степень реальной инвестиционной активности, обусловливающей степень сбли­жения и взаимопереплетения финансовых и реальных инвестицион­ных ресурсов.[4 c246]
    продолжение
–PAGE_BREAK–2.3.  Иностранные инвестиции в России.

Начиная с 90-х годов XXв. иностранные инвестиции рассматри­ваются как одно из важных условий стабилизации российской эконо­мики и ее роста. Возможные объемы привлечения иностранных инве­стиций в российскую экономику, как и в экономику любой другой страны, обусловлены уровнем доверия зарубежных инвесторов, имид­жем на мировых рынках капитала, состоянием инвестиционного кли­мата, мерами стимулирования иностранного капитала и отсутствием барьеров на их пути, соблюдением общепризнанных стандартов по от­ношению к ним.

Иностранные инвестиции в Россию поступают по линии меж­правительственных соглашений и международных финансовых инсти­тутов и банков, а также от различных частных организаций и предпри­нимателей.

 В условиях серьезного инвестиционного кризиса Россия нужда­ется прежде всего в частных прямых иностранных инвестициях , однако их привлечение в российскую экономику стал­кивается с жесткой конкуренцией на мировом рынке капиталов. [8 c 156]

В конце 90-х годов годовые потоки прямых иностранных инвес­тиций в мире возросли более чем в пять раз. По данным ООН, в 2000 г. потоки прямых иностранных инвестиций между странами достигли ре­кордного уровня в 1,3 млрд дол., а общий объем накопленных прямых иностранных инвестиций в мире превысил 4 трлн дол. Однако роль Рос­сии в мировых потоках, и тем более в накопленных прямых иностран­ных инвестициях, в настоящее время минимальная. Ее удельный вес в ми­ровых накопленных инвестициях не превышает 2%. Россия в 90-е годы проиграла в конкуренции за прямые инвестиции странам Центральной и Восточной Европы, а также ряду стран постсоветского пространства, что объясняется недостаточной экономической и политической ста­бильностью и непоследовательностью политики их регулирования.

 В 90-е годы многие страны мира предприняли меры по улучше­нию инвестиционного климата для иностранных инвесторов. В 1991—2000 гг., по данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в мире в национальные условия деятель­ности иностранных инвесторов было внесено 1185 изменений. 95% которых направлено на создание более благоприятных усло­вий для ПИИ.

Инвестиционный климат для иностранных инвестиций в россий­скую экономику за последние годы постепенно улучшается (таблица 11.1). В России создана законодательная база, в целом соответствующая нор­мам международного инвестиционного сотрудничества. В 2000 г. рос­сийская экономика характеризовалась более благоприятными услови­ями для привлечения иностранных инвестиций, о чем свидетельствует перемещение России с 49-го на 32-е место в мире по привлекательно­сти для инвесторов.

Кардинальное улучшение инвестиционного климата и переход к инвестиционно активной стратегии, направленной на модернизацию россий­ской экономики, возможны на основе проведения широких структурных реформ и укрепления базовых институтов государства.

Приоритетными задачами по улучшению делового климата в стране выступают: Защита прав собственности и улучшение корпоративного управления; развитие института банкротства и защита прав кредиторов; выравнивание условий конкуренции и действенная антимонопольная политика; дебюрократиза­ция экономики; повышение эффективности управления государственной собственностью; развитие финансовой инфраструктуры.[18 c34]

Правительство России продолжает переговоры по заключению международных соглашений о поощрении и взаимной защите инвес­тиций. К концу 2000 г. было заключено свыше 50 таких соглашений. Со многими государствами подписаны соглашения об исключении двойного налогообложения доходов и имущества

Иностранные инвести­ции составляют около 3—4% общего объема всех инвестиций в стране.

 Министерство экономического развития и торговли России разраба­тывает меры стимулирования, направленные на то, чтобы довести этот уровень до 10% валовых инвестиций в стране. К 2004 г. в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Феде­рации на среднесрочную перспективу (2002—2004 гг.) прямые ино­странные инвестиции должны составлять не менее 6 млрд дол. в год.

Однако очевидно, что ощутимый приток иностранного капитала будет возможен только после того, как активность отечественных инвесто­ров приобретет устойчивый характер.

Организационными формами деятельности частных иностран­ных инвесторов в стране выступают совместные предприятия и пред­приятия со 100%-ным иностранным капиталом.

В настоящее время в России зарегистрировано около 30 тысяч

В последние годы одной из форм привлечения иностранных ин­вестиций выступают инвестиционные соглашения, которые Ми­нистерство экономического развития и торговли России заклю­чает напрямую с иностранным инвестором, осуществляющим значительные капитальные вложения в Россию. Эти соглашения предусматривают упрощение действующего порядка осущест­вления на территории Российской Федерации крупномасштаб­ных инвестиционных проектов в материальной сфере. Таким ино­странным фирмам гарантируется пониженная ввозная таможен­ная ставка на инвестиционные товары, сырье и комплектующие, которые не изготавливаются в России.

Широкое использование инвестиционных соглашений позволя­ет стимулировать вложения капиталов в создание современных произ­водств в перерабатывающих отраслях промышленности, в том числе в автомобилестроении, фармацевтической, электротехнической, быто­вой химии и бытовой электронике.

В настоящее время на условиях инвестиционного соглашения при участии иностранного капитала происходит реализация ряда круп­номасштабных проектов в автомобильной промышленности, таких, как «Москвич — Рено», «ГАЗ — ФИАТ», «Русский дизель — Форд-Мо­тор». В инвестиционных соглашениях оговорено, что через пять лет они должны не менее 50% комплектующих производить в России.

Иностранный капитал в России размещен преимущественно в сфере финансов, кредита и страхования, общей коммерческой дея­тельности по обеспечению функционирования фондового рынка, топ­ливной промышленности, пищевом комплексе, торговле и обществен­ном питании. Около 70% существующих предприятий с иностранными инвестициями работают в сфере услуг или занимаются посреднической деятельностью и только 30% в сфере реального производства. Инвес­тиции в Россию поступают почти из 100 стран, причем свыше 90% при­ходится на 10 государств  

Среди российских регионов к концу 90-х годов XXв. больше все­го прямых иностранных инвестиций получили Москва (38,5% всех по России), Московская область (8,6%), Сахалинская область (,5%), Санкт-Петербург (5%). Эти данные свидетельству­ют о том, что ведущие позиции в накопленных объемах иностран­ного капитала занимают регионы Центрального района, а также приграничные, сырьевые районы и крупные машиностроительные центры. Общей тенденцией 90-х годов является снижение диф­ференциации регионов Российской Федерации по объемам при­тока иностранного капитала.[8 c158]

В последние годы обсуждается вопрос о том, нужны ли России иностранные инвестиции, если не в полной мере осваиваются внут­ренние финансовые ресурсы? Иностранные инвестиции, поступаю­щие в Россию, конечно, не решают главной проблемы восстановления инвестиционного процесса. Без значительных отечественных инвести­ций невозможно перейти к экономическому росту. Но иностранные ин­вестиции нужны российской экономике, так как помимо финансовых вложений они привносят новые технологии, опыт маркетинга и менед­жмента, создают необходимую конкурентную среду.

В начале XXIб преобладающее число стран мира участвует в процессах международ­ного инвестирования в качестве импортеров и экспортеров капитал обмениваясь новейшей технологией, повышая производительность тру­да и уровень своего развития.

Серьезным недостатком инвестиционной политики России, как показали 90-е годы, является отсутствие целенаправленной, последо­вательной стратегии привлечения иностранных инвестиций, что при­вело к тому, что структура поступившего в страну иностранного капи­тала сформировалась в основном стихийно. Многие крупнейшие транснациональные корпорации занимают выжидательные позиции осуществив в Россию небольшие «пробные» инвестиции.

Надежды, которые возлагались на иностранные инвестиции как источник притока в страну передовых технологий, опыта маркетинга ж менеджмента, в 90-е годы оправдались в незначительной степени.

Глав­ная причина этого связана с неблагоприятным инвестиционным клима­том страны не только для иностранных, но и отечественных инвесторов. приводящим к оттоку из страны значительных объемов российского капитала. Только переход к экономическому росту в сочетании со ста­бильностью экономической и политической ситуации могут обеспечить необходимые объемы прямых зарубежных инвестиций для модерниза­ции российской экономики.

Таким образом, восстановление инвестиционной деятельности в стране и переход к экономическому росту — сложная, многоплановая проблема, требующая объединения усилий всех участников этого про­цесса во главе с государством.[8 c159]

    продолжение
–PAGE_BREAK–