Министерство по науке и образования России
ГОУ ВПО Саратовский государственный технический институт
Институт социального и производственного менеджмента
Факультет экономики и менеджмента
Контрольная работа
По дисциплине «Философия бизнеса»
по теме:
Традиционный образ российского предпринимателя.
Бизнес и благотворительность
Выполнила: студентка з\о МНЖ-5
Варданян Ф.А.
Проверила:
Саратов 2011
Содержание
Введение
1. Российское предпринимательство 20 века
2. Образ российского предпринимателя
2.1 Социальная группа предпринимателей
2.2 Отношение к предпринимателю. Общественное мнение
2.3 Основные черты предпринимателя
2.4 Женщина-предприниматель
2.5 Предпринимательство и власть
3. Бизнес и благотворительность
Список литературы
/>Введение
На современном этапе исторического развития России становитсяактуальной задача распознать образ предпринимателя как социального организаторахозяйственной жизни общества. При этом важно не только выявить типические чертысоциальной группы предпринимателей (банкиров, промышленников, торговцев, фермерови других собственников хозяйственных единиц-предприятий), выражающихся в конкретныхличностях, но и охарактеризовать развитие человеческой деятельности в сфере предпринимательствапо линии превращения идеального в материальное.
Национальные особенности ведения хозяйства влияют на характерпредпринимательской деятельности. Здесь имеет значение и социальная среда, где предпринимательвоспитывается, и культурно-этническая традиция, и особенности семейно-бытового уклада,и степень сочетания образованности с нравственной воспитанностью личности. Уникальнаяистория формирования и развития евразийской цивилизации в России также значительнав характеристике предпринимательской деятельности на различных этапах. Не следуетзабывать, что три четверти прошлого столетия понятия «бизнес», «предприниматель»,«предпринимательство» были для нас откровенно чуждыми и «эксплуататорскими».Этому в немалой степени поспособствовали и порой анекдотичные или откровенно криминальныеметоды и принципы ведения бизнеса прошлого десятилетия. Разумеется, такое восприятиепредпринимателей существенно уродовало и продолжает уродовать сам деловой климатв России. Конечно, данную проблему можно рассмотреть с нескольких сторон (например,со стороны обиженного жизнью рабочего или состоятельного человека). Однако, цельданного реферата — попытаться дать независимое описание облика предпринимателя всовременной России.
/>1. Российское предпринимательство20 века
Нельзя рассматривать феномен предпринимательства в отрыве отисторического контекста, а также без социально-значимых факторов и предпосылок,влияющих как на общественное мнение, так и на поведение индивида.
Судьба российского предпринимательства особенно противоречивав 20 в. По существу начавшись во времена петровских реформ, она явно складываетсяво второй половине 19 в., а более четко определяется в период интенсификации капиталистическогоразвития России с 90-х годов позапрошлого века. В интересах социально-философскогосинтеза достаточно обозначить первый существенный этап развития российского предпринимательствапериодом 1890 — 1917 г. Этот период связан с рельефным обнаружением капиталистическойсущности предпринимательской деятельности в народном хозяйстве Российской Империи.
Приступая к характеристике образа российского предпринимателянадо обратиться к историческим свидетельствам о поведении и облике деловых людейРоссии в начале и середине нашего века. Интересно высказался в свое время Д.И. Менделеев.Он считал, что предприниматели — прежде всего цивилизованные организаторы народноготруда, который подчиняется всеобщему закону прогресса: «Нельзя требовать, чтобылюди не искали, с одной стороны, возможности удовлетворения умножающихся потребностейвзамен данного количества своего труда, т.е. дешевизны всяких товаров, а с другойстороны — развития искусства получать потребное с наименьшею затратою людского труда.Этим определяется весь материальный прогресс человечества.»
Крупнейшим поворотом в развитии российского предпринимательстваявилась социальная революция, начавшаяся в феврале 1917 г. и превратившаяся в социалистическую в ноябре того же года. В ходе революции и гражданской войныхозяйственная деятельность принудительно централизуется, а затем подчиняется принципамвоенного коммунизма. Только с 1921-1922 гг. начинается поворот в сторону нормальногорегулирования многоукладного хозяйства при господстве госкапитализма в рыночнойэкономике. Новая экономическая политика вызывает к жизни предпринимателя особогосклада: в нем хватка русского капиталиста-патриота соединяется с необходимостьюпрямого подчинения воле народного государства, стремящегося к утверждению социалистическихначал в рыночной стихии. К «русскому хозяину» предъявляются новые, необычныетребования: разрушается образ хозяина — частного накопителя и культивируется образхозяина-государственника, пекущегося о благе народа и социалистического Отечества.
Еще более резкий поворот начинается с 1929-1930 гг., когда вводитсяпринцип социалистического планирования. Круг предпринимательской свободы резко суживается.Следует отметить, что оправдание административно-командная система ведения хозяйстваполучила в период Великой Отечественной войны, но уже с 1947 г. логика хозяйственного развития крупной евразийской державы стала требовать реформирования жесткойгосударственно-социалистической системы в направлении развития хозяйственной инициативы«низов».
Возрождение предпринимательства в России начинается в периодперестройки (1985-1991 гг.), которая вновь оборвалась разрушительной «реформацией»в 1992-1997 гг. Расширение и углубление кооперативного движения с началом перестройки,его распространение из сферы потребления и услуг в сферу производства одновременнодавало свободу «теневой» экономике. Весь этот процесс можно осмыслитькак продолжение и завершение нэповского пути влияния предпринимательства на ростобщественного производства. Однако практическое развитие монетаристских реформ вылилосьв реабилитацию «теневой» экономики и разграбление основных фондов, созданныхнародным трудом в условиях социализма. Воровская природа «предпринимателей»,выросших «в тени» единого народного хозяйства страны, привела — с приходомих политических лидеров к власти — к разрушительным «реформам», к грабительскому«первоначальному накоплению» за счет народного богатства и к формированиюкоррумпированного государства с компрадорской буржуазией во главе.
Итак, трансцензус российского предпринимательства в 20 в. состоитв том, что отечественным деловым людям приходилось, во-первых, с колоссальными трудностями«прорываться» сквозь объективные границы, разделяющие феодальный, капиталистическийи социалистический способы ведения хозяйства ради обеспечения жизни многонациональнойстраны. Им пришлось, во-вторых, «на ходу переживать смену идейно-политическихпарадигм, которая сопровождает цивилизационные разломы эпохальной глубины. Наконец,им приходится в условиях поэтапного ускорения научно-технического прогресса в 20в. периодически обновлять свой культурный облик, чтобы выдержать все социально-политическиепотрясения и сохранить необходимую профессиональную практичность.
2. Образ российского предпринимателя2.1 Социальная группа предпринимателей
Определение социальной группы предпринимателей полагается наследующие критерии социальной стратификации:
политический потенциал группы (объем властных и управленческихфункций), экономический потенциал (масштаб собственности), социокультурный потенциал(уровень образования, квалификации и т.д.).
Применение этих критериев, фактически не связанных с присутствием»предпринимательства”, затрудняет формирование однозначного представленияо предпринимательстве, в силу чего вводится понятия для обозначения данного явленияв узком смысле слова и в широком. Термин «предпринимательство» теперьиспользуется для обозначения “ядерной” группы, отвечающей всем базовым признакампредпринимательства. Для определения же более широкого круга лиц, причастных к предпринимательскойдеятельности, введем новый термин — “бизнес-слой”. Бизнес-слой можно определитькак совокупность субъектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности,осуществляемой с целью получения прибыли, автономно принимающих экономические решенияи несущих за них личную ответственность.
«Социальная группа предпринимателей» получается оченьнеоднородной, статусы, способы деятельности и поведение предпринимателей сильноотличаются друг от друга в зависимости от масштабов дела. Более того, «предприниматели»ввиду своей малочисленности и труднодоступности не «попадают в выборку»,не становятся объектом социологического исследования, что делает сложными социологическиеисследования. Остается лишь производство «социальной группы».
«Социальная группа предпринимателей» не есть некаяпервозданная «эмпирическая реальность», конечная инстанция социологическогообъяснения. Она воспринимается, оценивается и мыслится в качестве системы узнаваемыхи признаваемых различий — отсылок к чему-то другому, внешнему, противопоставленному«социальной группе предпринимателей» как предел (другие «социальныегруппы») или контекст («социальные отношения», «экономика»,«культура».). 2.2 Отношение к предпринимателю. Общественное мнение
Имидж российского бизнеса чем-то похож на матрешку. С одной стороны,уже никто, кроме самых замшелых коммунистов, не спорит с тем, что капитал, и особеннокрупный капитал, играет ведущую роль в российской экономике. С другой — чем дальше,тем больше со страниц газет, с экранов телевизоров и из правительства нам старательнонавязывается образ российского предпринимателя-вора, предпринимателя — бандита сбольшой дороги, который только и умеет, что растаскивать национальное достояние,нажитое кровью и потом многих поколений российских граждан.
Иногда кажется, что правительство или отдельные его чиновникизаинтересованы в том, чтобы в обществе формировался отрицательный образ российскогопредпринимателя. Интерес вполне понятен: население должно быть уверено, что тольковласть может ограничить аппетиты капиталистов, капиталисты же пусть осознают, чтолишь во власти могут найти защиту от народного гнева. То есть разделяй и властвуй.Если разобщение общества и капитала состоится, это станет победой бюрократии в России.И тогда плохо будет всем.
Обратимся к общественному мнению: общественное мнение, поддерживаяпредпринимательство как вид социально-экономической деятельности, негативно относитсяк его российской модели.
Отношение россиян к предпринимательству, по данным социологическихопросов, носит противоречивый характер, однако основная масса респондентов убеждена,что бизнес и мораль совместимы, при этом, правда, четвертая часть опрошенных уверена,что в России честный бизнес невозможен.
Положительно оценивая предпринимательство в целом, общественноемнение весьма критично настроено к тем формам, в которых оно сейчас развивается.Показательно в данной связи отношение наемных работников к вопросу о легитимностисобственности, которую обрели их сегодняшние хозяева (в малом и среднем бизнесесобственник предприятия, как правило, является одновременно и руководителем). Большинствореспондентов полагает, что эта собственность не легитимна, причем не столько с точкизрения нарушения законов, сколько с морально-нравственной стороны. Речь идет о методахпроведения ваучеризации, обмане трудовых коллективов, сделках сомнительного характера,связях с криминальными структурами. Лишь малая часть опрошенных считает обладаниесобственностью закономерным результатом личного труда, профессионализма и активнойдеятельности нынешних предпринимателей.
Несмотря на то, что процессы перераспределения собственностидалеки от представлений основной части населения о справедливости, большинство наемныхработников не требует деприватизации, полагая, что их положение зависит главнымобразом от политики государства, которое должно создать условия для подъема реальногосектора. Так, 50% опрошенных считают, что удручающая картина на их предприятияхв большей степени связана с общей ситуацией в стране. Вместе с тем 20% респондентовуверены, что директора не заинтересованы в улучшении дел, поскольку их материальноеблагополучие не определяется положением самого предприятия.
Имидж предпринимателей в глазах населения мало привлекателен,прежде всего из-за несовместимости с образом «честного бизнесмена» ихморального облика (рвачество, стремление к легкой наживе, безразличие к государственными общественным интересам, непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах,безжалостность, потребительское отношение к людям, тесные связи с криминальным миром).Именно моральный облик директоров предприятий во многом объясняет парадоксальнуюситуацию, когда значительная часть россиян, поддерживая предпринимательство каквид социально-экономической деятельности, вместе с тем крайне негативно оцениваетсегодняшних бизнесменов. В то же время большинство наемных работников признают высокийпрофессиональный уровень, динамизм и трудоспособность руководителей. Лишь 6% считают,что им не хватает знаний и профессионализма.
В связи с этим не легко приходится и самим предпринимателям.
По мнению большинства опрошенных директоров предприятий (69%),ситуация с конфликтами в коллективах в последнее время не изменилась, 9% заявили,что она улучшилась, а 23% отметили ее ухудшение. Отношения между руководителямипредприятий и наемными работниками нельзя рассматривать вне общеэкономического контекста.Один из парадоксов российской действительности состоит в том, что признавая эффективностьрыночной экономики как системы, большинство опрошенных выступает против ее конкретнойформы, в частности той модели предпринимательства, которая формируется в стране.
Резкое падение жизненного уровня большинства населения — одноиз основных социальных последствий реформ. Даже по официальной статистике 29,7%жителей страны находятся сегодня за чертой бедности. По данным же профсоюзов, доля“новых бедняков” возросла с 37% в 1992 г. примерно до 80% в 1998 г.
Другим последствием стала растущая дифференциация доходов порегионам и отраслям. Так, по официальным сведениям, средний уровень заработной платынаиболее высок в Ямало-Ненецком автономном округе. Москва отстает от этого показателяв 3 раза, г. Ростов — в 7 раз, Дагестан — в 12 раз.
Все это вызывает ностальгию по прошлому, особенно усилившуюсяпосле августовского кризиса 1998 г. Согласно данным опроса, проведенного в октябре 1998 г., 84% респондентов поддержали бы госконтроль над ценами, 64% — принудительныйкурс валюты, 55% — введение “карточек”5.
Конфликтные ситуации развиваются чаще всего стихийно и нередкопереходят в неорганизованную остановку работы. Именно так охарактеризовали действиясвоих коллективов 37% участников конфликтов6. В этих условиях перспективы развитиятрудовых отношений в процессе становления более зрелой рыночной экономики связаныс формированием системы социального партнерства.
Как уже говорилось, можно оценить облик предпринимателя с разныхсторон. Это лишь одно (конечно, агрегированное) мнение. Стоит взглянуть и с другойстороны.
Формирование негативного образа российского бизнеса строитсяна полном отрицании фактов.
Ежегодно вручаются премии лучшим предприятиям года, все-такиповышается зарплата, уровень жизни медленно поднимается.
О благотворительности современных российских бизнесменов не любятвспоминать в принципе, потому что перечисление фактов напрочь разрушает образ стервятников,терзающих Россию.
«Газпром» вот уже 15 лет совместно со своим партнером- немецким концерном «Рур-газ» — спонсирует воссоздание знаменитой Янтарнойкомнаты. РАО «ЕЭС России» успешно реализует специальную программу«Живучесть ТЭС», разработанную для повсеместного увеличения срока службыотечественных теплоэлектростанций и уменьшения их вредного воздействия на окружающуюсреду. РАО «Норильский никель» активно занимается переселением пенсионеровиз Норильска в более благоприятные регионы. Альфа-банк организует гастроли в Россиизвезд мирового шоу-бизнеса, при этом попасть на эти концерты может почти каждый.А часть билетов распределяется бесплатно среди инвалидов и малоимущих.
Современных предпринимателей стала заботить собственная репутация,потому что она гораздо дороже благосклонности чиновника и гораздо выгоднее сиюминутнойприбыли. Не случайно нефтяные компании все больше внимания уделяют внедрению лучшихобразцов корпоративной культуры.
Пусть порой бизнесмены занимаются меценатством лишь для созданияблагоприятного имиджа подконтрольной компании. Для тех, кому предприниматели помогают,это совсем неважно. Так же, как и непринципиально, по какой причине российский бизнесвкладывает средства в отечественную экономику.
Общество и капитал — естественные союзники в борьбе против бюрократии.Их альянс — залог успешности гражданского общества в России. И те, кто пытаетсясоздать негативный образ российского бизнеса, должны наконец понять, что альтернативойможет быть только власть бюрократа, которому в принципе наплевать на свою репутацию.
Похоже, расхожая формула «То, что выгодно для ведущих корпораций,выгодно и для их страны» сегодня наполняется реальным смыслом.
Очень обнадеживает растущее осознание своей ключевой роли в этомсредств массовой информации. СМИ играют одну из ключевых ролей при формированииимиджа, что еще мало осознается в обществе: бизнес, предпринимательство — это непросто сфера частного занятия отдельных граждан, как это иногда трактуется. На самомделе бизнес в условиях рыночной экономики — это основная сфера воспроизводства,поддержка предпринимательства — это прямая поддержка производства, поскольку рольгосударства в воспроизводстве существенно ограничивается. Эта работа СМИ требуетпрограммного подхода.
/>2.3 Основные черты предпринимателя
Будучи вообще высшей ступенью делового опыта личности в определеннойсфере деятельности, профессионализм предпринимателя имеет особый характер, ибо предпринимательство- не специальность, которой можно обучить в вузе, а сугубо личностный, индивидуальныйприобретенный опыт хозяйственной деятельности в определенное историческое время.Практика организации материальной жизни общества в определенной сфере — вот источникпрофессионализма для любого (в теоретическом отношении) специалиста. Именно поэтомурезонно считать двумя взаимосвязанными атрибутами профессионала — мастерство и творчество.
В структурном отношении профессионализм представляется как системасоциокультурных качеств личности. В названную систему входят: симультанное мышление,максимум мастерства, деятельное предвидение, экстремальное творчество, специальнаяпрактичность, нравственная гармоничность и деловая культура.
Симультанное мышление — речь идет об умении многостороннеи синхронно «схватывать» деловую ситуацию. Это умение основано обычнона развитии способности специалиста системно «видеть» существенные характеристикиобъекта в постоянном изменении, что особенно касается ситуации на рынках сырья исбыта, на финансовом рынке (биржа), в сфере технологических резервов. Рассматриваемаячерта профессионального предпринимателя имеет своей культурной предпосылкой образованность.Для приобретения профессионального качества интеллект предпринимателя должен усвоитьценности социального интеллекта. В интеллекте предпринимателя своеобразно интегрированымногообразные научные знания с реализмом здорового смысла и принятыми в общественравственно-идеологическими нормами.
Максимум мастерства — мастерство формируется индивидуальнона основе личного творческого осмысления многообразных практических ситуаций. Сущностьмастерства профессионала заключается в том, что в любой своей деятельности он получаетмаксимум надлежащего эффекта при минимуме средств, издержек и непредвиденных последствийдействия. В условиях обвально-криминального ведения хозяйства мастерство честногопредпринимателя-профессионала становится обычно предметом хищнического преследованияпод видом конкуренции. Для грабительского, бандитского делячества профессиональныепредприниматели становятся смертельной опасностью. Такая ситуация, если она складываетсяна отечественном рынке, оборачивается на внешнем рынке недоверием ко всем российскимпредпринимателям.
Деятельное предвидение — известно, что предвидение вообщеявляется обязательной стороной, моментом целесообразной деятельности. Содержаниедеятельного предвидения — в умении поставить правильный диагноз возникшей ситуации,предвидеть возможные изменения явления и в способности предотвратить нежелательныеизменения объекта деятельности (или указать способы предотвращения). У профессионалапредвидение основано, как правило, на научном прогнозе, реже — на догадке.
Если учесть, что всякий профессионализм есть интеллектуальноеприменение личностью культурного (научного) потенциала общества в определенной сфередеятельности, то станет ясно, что деятельное предвидение, с одной стороны, являетсяследствием научной образованности и творческой интуиции личности, а с другой — причиноймастерства специалиста в определенной сфере деятельности.
Факты свидетельствуют, что личное интеллектуальное творчествопредпринимателя, если оно вдохновляется интересами России и социальной целесообразностьюхозяйственной деятельности, становится социально, творчески осмысленным.
Экстремальное творчество — специфика творчества профессионалапрежде всего в том, что ярче всего оно проявляется в критических экстремальных ситуациях,когда другие специалисты теряются, пасуют. Развитая у предпринимателя способностьинтуитивно познавать ситуацию и принимать рискованные решения служит источникомего успешных действий в экстремальных случаях или при стрессовой обстановке. Наличиенавыков к эвристическим решениям и действиям иногда называют «творческим профессионализмом».Применительно к предпринимателям это состояние можно истолковать как способностьразвитой личности переходить от одного вида профессиональной деятельности к другому.Более того, такое многообразие профессиональных качеств может позволить личностистать представительным политическим деятелем. И это возможно в экстремальных условияхуглубления кризисной ситуации во всех сферах общественной жизни современной России.
Практичность — это свойство профессионала означает умениеиспользовать новые, свежие специальные и социальные знания в развитии нетрадиционнойпрактики. Деловая практичность позволяет предпринимателю с гарантией экспериментироватьв хозяйственной сфере. Она позволяет российскому предпринимателю активно участвоватьв организации по необходимости новых форм повседневного бытия соотечественников.Ведь в рыночной экономике преобладает движущая сила потребления, и надо быть весьмапрактичным хозяйственником, чтобы научить бывшего социалистического производителяумело налаживать свое благополучие собственными экономическими методами.
Нравственная гармоничность — в своей нравственной сущностипрофессионализм есть особое состояние духовности, когда необходим сугубо индивидуальный,неординарный выбор личностью моральной формулы для гуманистического решения остройпрактической проблемы. В свете сказанного ясно, что нравственная гармоничность означаетдуховную способность личности выбрать такой морально оправданный способ действия,чтобы он не дал безнравственных результатов. Именно при таком ходе дела у предпринимателяобнаруживается гармоничное единство нравственной красоты поступка и простоты решенияпроблемы. В этом отношении как история, так и современность российского предпринимательствадают много подтверждающих фактов. Основой нравственной гармоничности является духовность,включающая народно-национальную мораль — в качестве светского вида духовности ихристианские нормы нравственности — в качестве одного их религиозных видов духовности.Российскому предпринимателю такое сочетание особенно доступно и присуще, ибо преждеи выше всего в русской философии издавна развивался, осмысливался, культивировалсясинтез светского ума и религиозного сердца. Поэтому философская основа духовностипрофессионала у русского предпринимателя органически развита. Если же духовностьпредпринимателя примитивна — либо в духе элементарного катехизиса, либо в духе прагматическогорационализма, то ему никогда не стать типичным российским предпринимателем-профессионалом.
Деловая культура главным образом связана с формированиемновой социальной общности предпринимателей, хотя о деловой культуре можно говоритьи в более мирном социальном контексте. Под деловой культурой мы понимаем культурупредпринимателей и руководителей, имея в виду при этом ценности и нормы, регулирующиеповедение и деятельность в процессе деловой активности при переговорах и заключениисделок, выполнении договорных обязательств, при организации деятельности людей,в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю. В деловой культуре можновыделить два слоя: ценностный и ментальный. Ценностный слой предстает как культурныйфеномен, который может передаваться как традиция и обусловливает этическую сторонуделовых отношений, внешне проявляется как стереотип, как привычное должностное поведение,актуальные ценности и нормы практической деятельности. Ментальный слой деловой культурысвязан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности не эффективны и люди начинаютконструировать новые.
В современных условиях успешным может быть только предпринимательс высоким уровнем общей и деловой культуры. По результатам социологических исследований,наибольший приоритет в деловых отношениях респонденты отдают гуманности, надежности,высокой общей культуре, умению красиво одеваться, правильно говорить.
Основная черта современного российского предпринимательства- его монетаристский характер. Превращенная стихия денежных оборотов, вливаний,заторов и водопадов не может не рождать монстров, которым чужда всесторонняя образованность,христианская нравственность, гуманистическая культура и широта русской души. Имжизненно необходима в современной ситуации обвальных «реформ» изворотливостьналимов, жестокость волков, хитрость лисиц и — в случае опасности — находчивостьзайцев. 2.4 Женщина-предприниматель
Социальный успех, устойчивость феномена “женский бизнес” в немалойстепени зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства:является ли это делом их жизни или носит случайный, а то и вынужденный характер.
Как удалось установить, женщины-предприниматели делятся на трисоциальные группы. Первая объединяет убежденных бизнес-леди. Мотивация ихвыбора — внутреннее желание стать предпринимателем, интерес к этому виду деятельности.Они пришли в бизнес по доброй воле и с самыми серьезными намерениями (треть обследуемойсовокупности).
Второй и самый многочисленный тип, вобравший половину респонденток,объединил предпринимателей “по случаю”. Свое решение они приняли спонтанно,под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей,неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и пр.).
И, наконец, третий тип — предприниматели поневоле — объединилженщин, которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались вынужденными в силуразличных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленнаягруппа — 1/5 всех обследуемых. Мотивация их выбора — реальная безработица или угрозабезработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне,например: «надо было выкупать парикмахерскую, иначе она перешла бы в другиеруки», «после распада Госбанка СССР по стечению обстоятельств». 2.5 Предпринимательство и власть
Предпринимательство и власть при всех различиях и противоречиях- суть две стороны одной и той же медали. Одно без другого существовать просто неможет. Власть вправе ждать и требовать от предпринимателей самостоятельности, инициативы,строгого соблюдения законов, регулирующих предпринимательство, глубокого знаниязаконов общества, в котором мы все живем, и уважения к правам каждого гражданинаРоссии, которые защищает власть.
Основа взаимоотношений предпринимателей и властей — Закон. Действующиезаконы разделяют интересы: у предпринимателей — это прибыль, у власти — интересынаселения. Нельзя получить прибыль от бизнеса, к которому у населения нет интереса,в то же время, невозможно удовлетворить интересы населения, не имея крепкого предпринимателяи надежного налогоплательщика.
На современном этапе серьезное взаимодействие пока отсутствует.Власть обращается к предпринимателям, когда нужны деньги, в остальных случаях предпринимательдержится подальше от власти. То есть связи случайные. Необходимо налаживание этоговзаимодействия. Предприниматели, которые возглавляют крупные предприятия, на сегодняуже прошли стадию организации бизнеса и хорошо понимают, что без благоприятногоотношения властной среды, нормальной работы не будет, не будет и серьезного нормальногоразвития их предприятия. Нормальные условия — это, прежде всего, нормально живущиелюди, которые работают на нашем предприятии. Это же нужно и власти, значит, властьдолжна быть заинтересована во взаимодействии. Но пока этого взаимодействия не получается.И больше всего виноваты в этом властные структуры.
Сегодня государство воспринимает предпринимателей, как людей,занятых торговлей.
Серьезный бизнес — очень законопослушен, налоги платит аккуратнои власть должна повернуться к предпринимателям, чтобы с их помощью соединить и другиепроизводственные процессы, производственные ресурсы и рабочую силу. Только в результатеэтого процесса и создается национальное богатство, которое используется для повышенияблагосостояния людей страны. Если бизнес успешен, — хорошо живет огромная массалюдей, занятых в различных сферах негосударственных предприятий. Хороший бизнесплатит налоги, и в бюджете достаточно средств для финансирования социальной сферы.Что конкретно нужно сделать для налаживания нормального взаимодействия? Всем главамадминистраций иметь список предприятий, которые больше платят налогов. Если какое-либопредприятие обращается к власти — посмотреть, какая строчка в этом списке соответствуетэтому предприятию и оказать соответственно помощь. Надо провести аудиторскую проверкунекоторых муниципальных предприятий, которые не обеспечивают жизнь города, но моглибы быть приватизированы. Если какое-то предприятие дотируется — сделать его немуниципальным.
/>3. Бизнес и благотворительность
Конечно, этика бизнеса и благотворительности в России еще не полностью сформирована,тем не менее, в конечном счете, этичное поведение оказывается более эффективным,чем победа в прямом конкурентном столкновении с использованием неэтичных средств.
Если в США благотворительность стоит на пороге новой эпохи, российская благотворительностьнаходится еще в самом начале своего развития. Россия находится там же, где былаАмерика в эпоху, когда Карнеги и Рокфеллер еще не основали свои фонды. Карнеги необычайноревностно заботился о развитии школ и библиотек, особенно в тех регионах, которыебыли интересны ему в промышленном отношении, где он проводил железные дороги и строилметаллургические компании, добывал уголь. Теми же чертами по преимуществу характеризуетсяблаготворительность крупных корпораций в нашей стране. Нефтяные магнаты заботятсяо социальных условиях в самых разных отношениях в тех регионах, в развитии которыхони заинтересованы. Это естественный процесс, как развития благотворительности,так и развития бизнеса.
На этом фоне есть только начатки организованной благотворительности в виде корпоративныхфондов. К примеру, Фонд имени Вернадского содержится на деньги Газпрома, однакоэто не является значимой деятельностью в масштабах этой крупнейшей газовой компании.Наиболее интересный пример в современной России это, конечно, фонд Владимира Потанина.Это первый в России классический фонд большой благотворительности, который на нашихглазах начинает свою работу, вырабатывает свои собственные стратегии и практикии учится технологиям филантропии: как организовывать конкурсы, как создавать и осуществлятьпрограммы.
Понятно, что развитие благотворительности в России будет тесно связано с новымчастным богатства и будет иметь выраженные индивидуальные черты. У нас много людейпреуспевших в бизнесе и уже имеющих крупные состояния, и многие из них очень молоды.Поэтому от них можно ожидать — в том числе и при создании фондов — такого же отношенияк благотворительности, какое было у раннего Карнеги или же у современных американскихблаготворителей, получивших деньги в области высоких технологий. Эти люди, еслии будут создавать благотворительные фонды, то станут внимательно следить за тем,как они управляются, а на стратегическом уровне будут управлять ими сами. Это тожебудет естественный этап развития, и его надо будет только приветствовать.
Надежды на развитие системной благотворительности в России есть именно потому,что у нас немало людей, которые обладают крупными состояниями и являются сильнымипредпринимателями и талантливыми менеджерами. Крупная системная благотворительность- это не дело коллективных образований, таких как корпорации или общества. Большаяблаготворительность — дело отдельных больших людей, сделавших имя и деньги в предпринимательстве.
/>Список литературы
1. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология Бизнеса. — М.: АРМАДА, 1998.- 511 с.
2. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство. — Петрозаводск, 1996.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.:«Дело», 1993. — 702 с.
4. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова.- М., 1992. — 432 с.
5. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.
6. Ягер Д. Деловой этикет: Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. — М., 1994.
7. Этика бизнеса: Межкультурные аспекты. Отв. ред. Лобанов А.А. М., 1992.
8. Этика бизнеса: Международные аспекты. Отв. ред. Лобанов А.А. М., 1996.
9. Этика бизнеса. (К определению предмета). РАН ИНИОН. М., 1994.
10. Фомин Э.А. «Благотворительность: дискуссионное поле и исследовательскиезадачи // Благотворительность в России. — СПб, 2001. — С.23.
11. Юрченко Л. „Громче говорить спасибо, не сгибаясь в поклоне“ //»Благотворительность в Сибири”. — 2001. — №1 (3). — С.2.