–PAGE_BREAK–
Амортизация объектов основных средств
Таблица 4
Понятие
Источник
Содержание
1
2
3
Порядок начисления амортизации объектов основных средств
Способы начисления амортизации
ПБУ 6/01 п.17
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено законодательством РФ
По объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки, объекты природопользования, объекты отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.)
ПБУ 6/01 п.20
ПБУ 6/01 п.24
НК РФ ст.259 п.1
Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов:
— линейный способ;
— способ уменьшаемого остатка;
— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится. Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
Налогоплательщики начисляют амортизацию одним из следующих методов:
— линейный;
— нелинейный.
Продолжение таблицы 4
НК РФ ст.256 п.2
Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:
— земля и иные объекты природопользования, а также материально производственные запасы, товары, объекты незавершенного строительства;
— имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;
— имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретение за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;
— имущество приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств и целевого финансирования… Указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации;
— объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты;
— продуктивный скот, буйволы, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением домашнего скота);
— приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты).
Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:
— переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;
— переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;
— находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.
Срок полезного использования объектов основных средств
Таблица 5
Понятие
Источник
Содержание
1
2
3
Срок полезного использования объектов основных средств
ПБУ 6/01 п.20
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
— ожидаемого срока полезного использования объекта основных средств в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
НК РФ ст.258 п.3
.Амортизируемые основные средства (имущество) объединяются в слейдующие амортизационные группы:
1. Все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно.
2. Имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно.
3. Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.
4. Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.
5. Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.
6. Имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.
7. Имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно.
8.Имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно.
Окончание таблицы 5
9. Имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно.
10. Имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
В табл. 6 представлен порядок отражения объектов основных средств на счетах бухгалтерского учета.
Таблица 6
Порядок отражения объектов основных средств на счетах бухгалтерского учета
Счет
Содержание
1
2
01«Основные средства»
Счет 01 предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету со сч. 01 по первоначальной стоимости. Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение первоначальной стоимость их при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по Дт сч.01 «Основные средства» в корреспонденции со сч.08 «Вложения во внеоборотные активы». Изменение первоначальной стоимости при переоценке отражается по сч.01 в корреспонденции со сч.83 «Добавочный капитал». При выбытии объекта основных средств остаточная стоимость объекта списывается со сч.01 на сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
02 «Амортизация основных средств»
Счет 02 предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств. Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по Кт. сч. 02 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство 9расходов на продажу). При выбытии (продаже, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со сч. 02 в Кт. сч. 01 «Основные средства»
08 «Вложения во внеоборотные активы»
Предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые в последствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования. К сч. 08 могут быть открыты субсчета на которых учитывается:
1. 08-1 – «Приобретение земельных участков», где учитываются затраты по приобретению организацией земельных участков
2 08–2 – «Приобретение объектов природопользования», где учитываются затраты по приобретению организацией объектов природопользования
3. 08-3 – «Строительство объектов основных средств», где учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расхода, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом)
4. 08-4 – «Приобретение отдельных объектов основных средств». Где учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и др. объектов не требующих монтажа
91 «Прочие доходы и расходы»
83 «Добавочный капитал»
Счет 91 предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода. По Кт. сч. 91 отражаются поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов. По Дт. сч. 91 отражается остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация. Также отражаются расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов.
Счет 83 предназначен для обобщения информации о добавочном капитале организации. По Кт сч.83 «Добавочный капитал» отражается прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам переоценки их, — в корреспонденции со счетами активов, по которым определился прирост стоимости.
2. Информация аудируемого лица
При осуществлении аудиторской проверки помимо информации нормативно-правовых документов аудиторам также необходима информация аудируемых лиц, которую можно подразделить на следующие группы:
— планово-договорная,
— конструкторско-технологическая,
— распорядительная,
— расценочная,
— учетная,
— отчетная и др.
К планово – договорной информации относится договор поставки (прил.4). Договор поставки заключается на основании доверенности ОАО «РЖД» с одной стороны, являющегося покупателем, и на основании действующего устава ООО «ПромТехТранс», — поставщика, с другой.
Предметом договора согласно Спецификации (прил.5) является товар, а именно:
— воздухосборник;
— компрессор с воздушным охлаждением;
— компрессор воздушный производительности;
— гильотиновые ножницы;
— ковочный пневматический молот;
— пресс ножницы.
Общая цена договора в соответствии с Протоколом согласования договорной цены (прил.6) составляет 23 233 627,00 в том числе НДС – 18% 3 544 112, 00. Платежи производятся путем безналичного банковского перевода на счет поставщика в следующем порядке:
— заказчик производит авансовый платеж в до размере 20% от общей цены договора;
— расчет производится покупателем после подписания сторонами акта приемки товара в эксплуатацию на основании накладных и счетов – фактур в течение 30 календарных дней;
— при наличии спора между сторонами относительно сумм, подлежащих оплате, покупатель в праве приостановить оплату до разрешения спора и в этом случае такая задержка не будет считаться нарушением сроков оплаты;
— во избежание сомнений, никакой платеж покупателем поставщику не является доказательством того, что покупатель признает надлежащее исполнение поставщиком своих обязательств по договору;
— независимо от любых положений договора, покупатель может по своему выбору в любой момент произвести зачет любых сумм, причитающихся покупателю от поставщика, и/или любых претензий покупателя к поставщику против сумм, причитающихся от покупателя поставщику;
— расходы поставщика по доставке товара покупателю, выполнению работ по монтажу и пуску в эксплуатацию включаются в цену настоящего договора.
К обязанностям поставщика относятся:
— осуществление поставки товара в количестве и сроки, предусмотренные Спецификацией и Графиком поставки, и передача покупателю товар согласно условиям договора;
— предоставление на товар технической документации, паспорта с инструкцией по эксплуатации и заверенной копии сертификата качества;
— предоставление срока гарантии нормального функционирования товара в течение 18 месяцев с даты подписания сторонами акта сдачи – приемки пусконаладочных работ;
— устранение за свой счет в период гарантийного срока недостатки, которые не позволяют продолжить нормальную эксплуатацию товара. При этом гарантийный срок продлевается на период устранения недостатков;
— неразглашение конфиденциальной информации третьим лицам и не использование ее для каких – либо целей, кроме связанных с выполнением обязательств по настоящему договору;
— обеспечение монтажа и пуска товара в эксплуатацию в срок, указанный в Графике поставки (прил.7).
Покупатель обязан:
— оплатить товар в размерах и в сроки, установленные настоящим договором;
— осуществлять проверку при приемке товара по количеству, качеству и комплектности;
— произвести необходимые подготовительные работы по организации размещения товара у получателя.
Договором предусмотрены следующие условия поставки:
— доставка товара покупателю производится поставщиком путем его отгрузки железнодорожным или другим видом транспорта;
— поставщик заблаговременно за 10 дней до предполагаемой даты уведомляет покупателя о дате осуществления приемки товара;
— одновременно с передачей товара поставщик передает покупателю подписанный со своей стороны акт приема – передачи на товар;
— приемка товара осуществляется сторонами с подписанием акта приема – передачи товара на территории получателя;
— приемка товара и выполнение работ по монтажу и пуску его в эксплуатацию осуществляется сторонами в месте нахождения получателя;
— в течение 3 календарных дней с даты окончания работ по монтажу и пуску в эксплуатацию товара стороны подписывают акт сдачи – приемки пусконаладочных работ;
— в случае выявления в ходе осуществления приемки товара и приемки работ по монтажу и пуску в эксплуатацию несоответствия товара условиям настоящего договора или мотивированного отказа покупателя от приемки работ по монтажу и пуску в эксплуатацию сторонами составляется акт с перечнем недостатков и со сроками их устранения за счет поставщика;
— датой поставки товара считается дата подписания сторонами акта приема – передачи товара.
Поставщик гарантирует, что:
— товар соответствует современному уровню техники, российским и международным стандартам, существующим для данного рада товара на момент исполнения договора;
— при производстве товара были применены качественные материалы и было обеспечено надлежащие техническое исполнение;
— комплектность товара полностью отвечает условиям договора и обеспечит нормальную и бесперебойную работу товара в течении всего заявленного нормативного срока службы;
— монтаж товара и тестовые испытания осуществляются в полном соответствии с нормативами, инструкциями и другими документами, регламентирующими производство данных работ;
— гарантийный период для товара составляет 18 месяцев с даты подписания сторонами акта сдачи – приемки пусконаладочных работ:
— если в течение гарантийного периода товар окажется ненадлежащего качества или не будет соответствовать условиям настоящего договора, не достигнет обусловленных технических характеристик, либо утратит их, поставщик обязан за свой счет по выбору покупателя устранить недостатки или заменить товар ненадлежащего качества новым товаром надлежащего качества, который должен быть поставлен без промедления на тех же условиях;
— в случае устранения недостатков или замены товара ненадлежащего качества или его частей, гарантийный срок продлевается на период времени, в течение которого покупатель не мог использовать товар;
— если недостатки не могут быть устранены обеими сторонами, то покупатель вправе отказаться полностью или частично от настоящего договора и потребовать от поставщика возместить понесенные убытки, вернуть уплаченные в счет исполнения договора суммы, либо потребовать соразмерного уменьшения цены поставленного товара.
Поставщик обязуется поставить товар в упаковке, позволяющей обеспечить сохранность товара от повреждений при отгрузке, перевозке и хранении. В каждую упаковку вкладывается упаковочный лист с указанием в нем следующих данных:
— номер договора;
— наименование товара;
— номер упаковки;
— модель;
— количество изделий в упаковке, всего;
— грузополучатель;
— адрес и почтовые реквизиты завода изготовителя.
Маркировка товара должна быть четкой, и выполнена несмываемой краской, в случае поставки импортных товаров маркировка индивидуальной упаковки должна быть на русском языке. Маркировка должна включать в себя следующее:
— позиции №;
— грузополучатель;
— адрес грузополучателя;
— место №;
— вес нетто (в кг.);
— вес брутто (в кг.).
Право собственности, а также риск случайной гибели или порчи товара переходят от поставщика к покупателю с даты подписания получателем акта сдачи – приемки пусконаладочных работ. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора стороны несут ответственность, предусмотренную Законодательством РФ.
Ни одна из сторон не несет ответственности перед другой стороной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, обусловленное действием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе объявленной или фактической войной, гражданскими волнениями, эпидемиями, блокадами, пожарами, землетрясениями, наводнениями и другими природными стихийными бедствиями, а также изданием актов государственных органов.
Свидетельство, выданное торгово – промышленной палатой или иным компетентным органом, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия обязательств непреодолимой силы.
Сторона, которая не исполняет свои обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, должна не позднее чем в трехдневный срок известить другую сторону о таких обстоятельствах и их влиянии на исполнение обязательств по настоящему договору.
Если обстоятельства непреодолимой силы действуют на протяжении 3 последовательных месяцев, настоящий договор может быть расторгнут.
Все споры, возникающие при исполнении договора, решаются сторонами путем переговоров, которые могут проводиться в том числе, путем отправления писем по почте, обмена факсимильными сообщениями. Если стороны не придут к соглашению путем переговоров, все споры рассматриваются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии – три недели с даты получения претензии. В случае, если споры не урегулированы сторонами с помощью переговоров и в претензионном порядке, то они передаются заинтересованной стороной в суд.
В договор сторонами могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются дополнительными соглашениями к договору. Договор может быть досрочно расторгнут по основаниям, предусмотренным Законодательством РФ и настоящим договором. Покупатель, решивший расторгнуть договор, должен направить письменное уведомление о намерении расторгнуть настоящий договор поставщику не позднее, чем за 30 календарных дней до предполагаемой даты расторжения договора. Договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении о расторжении, при этом покупатель обязан оплатить товар.
Передача третьим лицам исходных материалов и технических документов, полученных поставщиком от покупателя для изготовления товара, не допускается без письменного согласия покупателя. Поставщик не вправе полностью или частично уступать свои права по договору третьим лицам. В случае изменения у какой – либо из сторон юридического статуса, адреса и банковских реквизитов, она обязана в течении 5 календарных дней со дня возникновения изменений известить об этом другую сторону. Все приложения к договору являются его неотъемлемыми частями.
Конструкторско-технологическую информацию рассмотрим на примере технического паспорта и руководства по эксплуатации инфракрасного термометра «Кельвин» (прил.8).
Технический паспорт и руководство по эксплуатации прибора содержит слейдующие данные:
— общие указания (настоящий паспорт предназначен для ознакомления с прибором и содержит рекомендации по его применению);
— назначение (предназначен для контроля теплового режима оборудования);
— технические данные (габариты, питание, потребляемая мощность и.т.д.);
— принцип работы;
— поле зрения;
— излучательная способность объекта;
— порядок работы:
— справочная таблица режимов показаний индикатора;
— список возможных неисправностей и способы их устранения;
— температурные условия работы прибора;
— маркировка;
— упаковка, упаковка, хранение, транспортировка, требования безопасности;
— техническое обслуживание и проверка, комплект поставки, свидетельство о приемке, гарантийный обязательства.
Распорядительную информацию рассмотрим на примере приказа о проведении инвентаризации (прил. 9). Данный приказ является унифицированной формой № ИНВ-22 и содержит следующие данные:
— документ № 436 от 12.10.20ХХ г.;
— для проведения инвентаризации имущества и обязательств, на основании распоряжения ОАО «РЖД» № 1962р от 27.09.20ХХ года:
— рабочая инвентаризационная комиссия в составе – начальника депо, гл. инженера, начальника технического отдела, гл. бухгалтера, технолога ;
— инвентаризации подлежит – НМА, НИОКР, МПЗ, НДС по приобретенным ценностям и.т.д.;
— причина инвентаризации – обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
— указывается срок сдачи в бухгалтерию, материала по инвентаризации;
Так же к Приказу о проведении инвентаризации прилагается Протокол заседания инвентаризационной комиссии.
Источники информации, используемые при аудите операций с основными средствами, зависят от принятой в организации учетной политики. Это выражается в выборе методов начисления амортизационных отчислений, ввода основных средств в эксплуатацию и др.
Необходимо отметить, что операции по основным средствам должны оформляться унифицированными формами первичной учетной документации.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Источниками информации для осуществления аудиторской проверки по операциям с объектами основных средств в вагонном ремонтном депо Горький – Сортировочный также являются:
— первичная документация и регистры бухгалтерского учета;
— формы финансовой (бухгалтерской) отчетности (бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу).
К учетной информации относятся:
1) Форма № ОС-1 (прил.10) «Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)». Данная форма применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов. Акт содержит следующие данные о принимаемом к учету объекте основных средств:
— наименование — кладовки б/у из исключенного вагона;
— место нахождения объекта — вагоносборочный цех;
— инвентарный номер — № 080001-1;
— так как приобретается объект, бывший в употреблении, указывается стоимость его приобретения (договорная) в сумме 540 000 руб. и 399370 тыс. руб. соответственно;
— год выпуска объекта — 2003 г.;
— дата ввода в эксплуатацию — 31.03.2006 г.;
— фактический срок эксплуатации — 30 месяцев;
— срок полезного использования — 60 месяцев;
— амортизационная группа — 04;
— сумма начисленной амортизации — 270055,42 тыс. руб.; 176770,33 тыс. руб.
— остаточная стоимость объекта — 269944,58 тыс.руб.; 222599,67 тыс. руб.
— заключение комиссии объект основных средств техническим условиям — соответствует, доработки не требует.
2) Форма « ОС 1а (прил.11) «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)». Форма № ОС 1а согласно прил. содержит:
— наименования организации — сдатчика и организации — получателя;
— номер акта — № 12/51, дата составления документа — 06.09.2006;
— амортизационная группа — 08, инвентарный номер — № 0720001-3;
— наименование объекта – сооружение, скважина разведочно- экспл.;
— местонахождение объекта в момент передачи – база отдыха «Шава»;
— дата начала строительства — 2003 год;
— дата ввода в эксплуатацию — 31.03.2006 года;
— фактический срок эксплуатации — 18 месяцев;
— технические характеристики – общая площадь; количество этажей; общий строительный объем, в том числе подземной части; площадь встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных помещений;
— заключение комиссии по приему-передаче – сооружение передать;
— подписи – гл. инженера, НПТО- начальника планово – технического отдела, инженера, гл. механика.
3) Форма № ОС-1б (прил.12) «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)». Эта форма применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств, включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию. Акт содержит следующие реквизиты:
— номер документа — №45/130;
— дата составления документа — 31.12.2006 г.;
— наименование объектов — компьютер AquariusPro_ MSPв комплекте;
— количество — 2 комплекта;
— амортизационная группа — 03;
— инвентарный номер — №046007-1; №046007-2;
— 2006 года выпуска;
— дата ввода в эксплуатацию — 31.12.2006 г.;
— подписи членов приемной комиссии в составе гл. инженера, начальника пункта технического обслуживания и инженера;
— заключение комиссии, что объекты основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету годны к эксплуатации;
— стоимость приобретения объектов — 52829,20 руб.;
— срок полезного использования — 37 месяцев;
— способ начисления амортизации — линейный;
— содержание драгоценных металлов — объекты основных средств в составе драгоценных металлов и камней не имеют;
— подпись материально-ответственного лица, принимающего объекты;
— подпись руководителя организации и главного бухгалтера.
4) Форма № ОС-4 (прил.13) «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)». Форма № ОС-4 применяется для оформления и учета списания пришедших в негодность объектов основных средств. Акт содержит:
– номер документа — № 8;
— дата составления документа — 13.02.2006г.;
— причина списания — 100% физический и моральный износ;
— наименование объекта — удлинитель ТЕЛ. КАБ. УТК 1/2 ;
— инвентарный номер — № 749049-3;
— 2003 года выпуска;
— дата принятия к бухгалтерскому учету — 30.09.2003г.;
— фактический срок эксплуатации — 39 месяцев;
— первоначальная стоимость на момент принятия к бухгалтерскому учету 7000 руб.;
— сумма начисленной амортизации — 5298,21 тыс. руб.;
— остаточная стоимость — 1701,79 тыс. руб.;
— подписи членов комиссии в составе гл. инженера, гл.механика, начальника технического отдела;
— подпись главного бухгалтера;
— подпись руководителя ОАО «РЖД».
5) Форма № ОС-2 (прил.14) «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств» применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка ) в другое. Представленный документ содержит следующие реквизиты:
— номер документа — № 0000001749;
— дата составления документа — 23.04.2007;
— наименование объекта — концентратор КИ-6М;
— дата приобретения — 2006 год;
— инвентарный номер — № 046030;
— количество — 3 шт.;
-стоимость единицы – 51 860,62 руб.:
— стоимость всего — 155 582,75 руб.;
— подписи материально-ответственных лиц (сдал, принял);
— подпись главного бухгалтера.
6) Форма № ОС-6 (прил.15) «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» содержит:
— номер документа – № 45/171;
— дата составления документа — 19.04.2007 г.;
— наименование объекта — Сервер ProliantDL380R04;
— инвентарный номер — № 046013-3;
— дата выпуска объекта — 2006 год;
— первоначальная стоимость объекта — 144619,50 тыс. руб.;
— срок полезного использования объекта — 25 месяцев;
— наименование структурного подразделения – ПТО Горький-Сортировочный;
— фамилия и инициалы материально-ответственного лица;
— краткая техническая характеристика объекта.
7) Форма № ОС-14 (прил.16) « Акт о приеме (поступлении) оборудования» применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств. Форма № ОС 14 содержит такие реквизиты как:
— основание для составления акта – программа ресурсосбережения;
— номер и дата составления документа — № 7 от 15.11.2006 года;
— наименование оборудования – участок полуавтоматической наплавки и механической обработки корпусов букс;
— единица измерения – комплект;
— стоимость объекта — 23600,00 руб.;
— заключение комиссии – оборудование пригодно к монтажу;
— подписи – гл. инженера, НПТО – начальника технического отдела, инженера, начальника отдела снабжения, кладовщика.
Для осуществления проверки правильности отражения операций с объектами основных средств аудитору необходимо также обратить внимание на регистры бухгалтерского учета по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 07 «Оборудование к установке», представленные в прил. 20-24.
К отчетной информации относятся Бухгалтерский баланс (Форма № 1). В разделе «Внеоборотные активы» по строке 120 «Основные средства» отражается остаточная стоимость объектов основных средств, принадлежащих рассматриваемой организации на праве собственности, и ее изменение в течение отчетного периода. Кроме того, на забалансовых счетах, отражаемых в специальном разделе бухгалтерского баланса, может отражаться стоимость объектов основных средств, не принадлежащих организации, например, полученных в аренду, лизинг, в качестве залога и т.п.
В Приложении к бухгалтерскому балансу (Форма № 5) (прил.17) в разделе 2 «Основные средства» заполняются:
— таблица 1 «Первоначальная стоимость основных средств», в которой показывается наличие и движение основных средств в разделе классификационных групп по первоначальной (восстановительной) стоимости.
— таблица 2 «Амортизация основных средств», где приводится информация о сумме начисленной амортизации по основным средствам; стоимости основных средств, переданным в аренду, переведенным на консервацию, полученным в аренду, принятым в эксплуатацию и находящимся в процессе государственной регистрации. Справочно показывается результата от переоценки основных средств.
4. Оценка существенности, системы внутреннего контроля, аудиторского риска и выборки в аудите операций с основными средствами
Анализ существенности позволяет установить предельно допустимые отклонения в значениях показателей бухгалтерской отчетности, которые не лишают возможности пользователей этой отчетности делать на ее основе правильные выводы и принимать обоснованные экономические решения. Существенность информации – это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения квалифицированного пользователя данных бухгалтерской отчетности.
Аудитор должен принимать во внимание уровень существенности на этапе планирования аудита при определении объема выборки, затрат времени, состава применяемых аудиторских процедур; в ходе выполнения аудита и обнаружении отклонений в значениях показателей; на этапе завершения аудита при оценке влияния обнаруженных искажений и отклонений на достоверность бухгалтерской отчетности.
Относительная величина оценки существенности – это отношение вероятной ошибки к базовой величине.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), «выручка, прочие доходы, составляющие 5 % и более от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности». Аналогичная норма предложена в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99).
В ФПСАД №4 «Существенность в аудите» не приводится методик оценки этого показателя, а говорится о том, что аудитор оценивает уровень существенности ошибок и искажений показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности по своему профессиональному суждению.
Стандартом первого поколения «Существенность и аудиторский риск» предлагается модель расчета уровня существенности, согласно которой аудитором принимаются базовые показатели бухгалтерской отчетности (такие, как выручка и прибыль от продажи товаров, продукции, работ, услуг; затраты, прибыль отчетного периода, собственный капитал, итог баланса и др.), коэффициенты (доли) существенности по каждому из базовых показателей; устанавливается порядок расчета значений критериев существенности по бухгалтерской отчетности в целом.
Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную.
При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее, как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:
— недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием;
— отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.
Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты Российской Федерации, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности.
Аудитором рассчитывается показатель уровня существенности по бухгалтерской отчетности в целом на основании данных формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Уровни существенности базовых показателей принимаются экспертным путем и закрепляются внутренними аудиторскими стандартами, в стандарте их значения равны для прибыли до налогообложения – 5%; для выручки от продаж – 2%; для валюты баланса – 2%; для общих затрат – 2%. В табл.7 приведен расчет уровня существенности по бухгалтерской отчетности в целом. Исходя из того, что в выбранной организации отсутствует собственный капитал (так как она является филиалом), то из базовых показателей исключен показатель «Собственный капитал»
Таблица 7
Расчет уровня существенности по бухгалтерской отчетности в целом
Базовые показатели
Значение показателя по отчетности, руб.
( Пi )
Уровень существенности, %
(Li)
Значение показателей для расчета уровня существенности, руб.
(Пic )
Прибыль до налогообложения
105 717
5
5 286
Выручка от продаж
385 750
2
7 715
Валюта баланса
383 309
2
7 666
Общие затраты организации
280 078
2
5 602
Для расчета уровня существенности по бухгалтерской отчетности в целом вычисляется среднее арифметическое значение из показателей Пic:
(Пic ) ср. = (5 286 + 7 715 + 7666 + 5 602) / 4 = 6 567руб.
На следующем этапе производится сравнение среднего с наибольшим и наименьшим значением показателей Пic. В данном случае наибольшее значение соответствует выручке от продаж –7 715 руб., а наименьшее значение -прибыль до налогообложения – 5 286 руб.
Наибольшее значение отличается от среднего на 17 %:
(7 715 – 6 567) / 6 567 = 17%
Наименьшее значение отличается от среднего на 22,9 %:
(6 567- 5 062) / 6 567 = 22,9 %
В связи с тем, что величина общих затрат организации – 5 286 руб. – значительно отличается от среднего значения показателей аудитор принимает решение не учитывать его в дальнейших расчетах. После этого рассчитывается новая средняя арифметическая величина и определяется уровень существенности по бухгалтерской отчетности в целом.
(Пic ) ср. = (5 602 + 7 715 + 7 666) / 3 = 6 994 руб.
Полученную величину округляем до 7 000 руб. (отклонение округленной величины от вновь рассчитанной средней не должно превышать 20%). Величина 7 000 руб. принимается в качестве абсолютного уровня существенности по бухгалтерской отчетности в целом.
Для определения уровня существенности по статьям, касающимся основных средств и незавершенного строительства, аудитор рассчитывает их долю в валюте баланса, после чего умножает полученный показатель на величину уровня существенности по бухгалтерской отчетности в целом.
В табл. 8 приведен расчет уровня существенности по статьям «Основные средства» и «Незавершенное строительство». Валюта баланса равна 383 309 руб.
Таблица 8
Уровень существенности по статье «Основные средства»
Статьи основных средств и незавершенного строительства
Значение статьи
Удельный вес статьи в валюте баланса
Уровень существенности статьи
Основные средства
321 625
0,8390
5 873,00
Незавершенное строительство
10 989
0,0286
200,2
Определив уровень существенности, аудитор переходит к проверке эффективности и надежности системы внутреннего контроля аудируемого лица. Система внутреннего контроля — это совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажений информации, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности. То есть система внутреннего контроля аудируемого лица – это комплекс мероприятий и средств аудируемой организации, направленных на своевременное обнаружение и предупреждение ошибок и искажений бухгалтерской отчетности. Система внутреннего контроля включает контрольную среду, систему бухгалтерского учета (СБУ) и средства контроля (элементы СВК взяты исходя из требований предшествующей редакции ФПСАД №8, поскольку проводится внутренняя аудиторская проверка операций с объектами основных средств. В настоящее время при проведении внешнего аудита необходимо руководствоваться требованиями новой редакции, согласно которой СВК включает 5 элементов: контрольную среду; систему оценки рисков аудируемым лицом; информационную систему, в том числе связанную с подготовкой финансовой отчетности; контрольные действия и мониторинг средств контроля).
Для получения аудиторских доказательств надежности и эффективности СВК необходимо разработать тест средств внутреннего контроля, который необходим для получения аудиторских доказательств относительно:
— структуры СВК, состава ее элементов и их возможности обнаруживать, исправлять и предотвращать существенные искажения;
— работоспособности элементов СВК в течении рассматриваемого периода.
Структура теста приведена в табл. 9. По каждому вопросу в тесте приводится три варианта ответов «да», «нет», «не характерно». «Да» означает, что данный элемент имеется в организации. «Нет» означает, что элемента нет в организации. «Не характерно» означает, что в организации нет потребности в данном элементе.
Процентное отношение положительных ответов к общему количеству тестов, участвующих в опросе, используется для оценки системы внутреннего контроля. Если данное отношение составляет 40-60%, эффективность и надежность системы внутреннего контроля можно определить как среднюю, при отношении менее 40% — уровень эффективности и надежности системы внутреннего контроля квалифицируется как низкий, при отношении более 60% — как высокий.
Таблица 9
Тест системы внутреннего контроля 1 этап
№ п/п
Содержание вопроса
Да
Нет
Не характерно
1
2
3
4
5
Контрольная среда
1.
Стиль и основные принципы управления
1.1.
Имеются ли в организации стратегические цели развития
+
1.2.
Имеется ли в организации связь стратегических целей и текущей деятельности
+
1.3.
Руководство организации уделяет внимание вопросам, связанным с внутренним контролем
+
1.4.
Бухгалтерскому, управленческому учету и отчетности уделяется должное внимание
+
1.5.
Обращается ли руководство организации к аудиторам и консультантам
+
1.6.
Характерно для предприятия применение способов подотчетности должностных лиц и исполнителей
+
1.7.
Разрабатываются меры по предупреждению конфликтов интересов в организации
+
2.
Организационная структура
2.1.
Соответствует организационная структура размерам и характеру деятельности организации
+
2.2.
Функции внутреннего контроля выполняются аудиторской фирмой
+
2.3.
Бухгалтерский учет ведется специализированным подразделением ( бухгалтерией )
+
2.4.
Разработан ли график документооборота
+
2.5.
Разрабатываются, корректируются и соблюдаются должностные инструкции
+
3.
Распределение ответственности и полномочий
+
3.1.
Имеется распределение ответственности и полномочий доступа к активам
+
3.2.
Имеется распределение ответственности и полномочий инициирования сделок
+
3.3.
Имеется распределение ответственности и полномочий ведения учета
+
4.
Кадровая политика
4.1.
Проводится ли аттестация персонала
+
4.2.
Соответствует требованиям уровень квалификации кадров
+
Окончание таблицы 9
1
2
3
4
5
4.3.
Имеется график отпусков
+
4.4.
Высокая текучесть кадров
4.5.
Разрабатываются и соблюдаются положения о стимулировании труда
+
4.6.
Проводятся инструктажи по выполнению работниками своих функциональных обязанностей
+
4.7.
Проводится ротация кадров
+
Для определения степени эффективности и надежности системы внутреннего контроля аудитор определяет удельный вес ответов «да» в общем количестве вопросов. По итогам данного теста на 18 вопросов был получен ответ «да». Удельный вес ответов «да» в общем количестве вопросов составил 79% (15 ÷ (22-3)), значит, аудитор оценивает уровень надежности системы внутреннего контроля на первом этапе как высокий. В табл. 10 представлен тест системы внутреннего контроля, в котором аудитором определяется надежность системы бухгалтерского учета и средств контроля.
Таблица 10
Тест системы внутреннего контроля 2 этап
№ п/п
Содержание вопроса
Да
Нет
Не характерно
1
2
3
4
5
Система бухгалтерского учета
1.
Учетная политика и её соблюдение
1.1.
Разработан ли план счетов на предприятии
+
1.2.
Разработана технология ведения учета и формирования внутренней и внешней отчетности
+
1.3.
Разрабатываются нетиповые формы первичных учетных документов при отсутствии типовых
+
1.4.
Имеются формы внутренней отчетности
+
1.5.
Обоснованы применяемые способы учета, отличные от предусмотренные нормативными документами
+
1.6.
Обоснованы применяемые способы учета при отсутствии нормативных документов
+
Продолжение таблицы 10
1
2
3
4
5
2.
Соблюдение принципов бухгалтерского учета и требований к нему
2.1.
Валюта бухгалтерского учета применяется верно
+
2.2.
Ведется раздельный учет собственного имущества и других организаций
+
2.3.
Ведется раздельный учет текущих и капитальных расходов и затрат
+
2.4.
Имеются хозяйственные операции, не зарегистрированные в бухгалтерском учете
+
2.5.
Все записи в бухгалтерском учете подтверждены первичными документами
+
2.6.
Хозяйственные операции регистрируются по мере их совершения
+
2.7.
Указан ли в приказе об учетной политике момент реализации продукции.
+
2.8.
Контролирует ли главный бухгалтер процесс формирования доходов и финансовых результатов
+
2.9.
Классификация доходов и расходов осуществляется в соответствии с нормативными актами
+
2.10.
Ведется ли аналитический учет по счетам 90, 91,99
+
2.11.
Ведутся ли на предприятии налоговые регистры
+
2.12.
Проводится ли сверка данных первичного, аналитического, синтетического, сводного учета и форм бухгалтерской отчетности
+
Средства контроля
3.
Средства текущего контроля
3.1.
Имеется ли график проведения инвентаризации
+
3.2.
Наличие и исполнение договоров о материальной ответственности
+
3.3.
Разрабатываются и используются инструкции о порядке приема, хранения, ввода в эксплуатацию, отпуска и списания ТМЦ
+
3.4.
Соблюдается обеспечение условий сохранности имущества и документации (сейфы, документы прошнурованы и пронумерованы)
+
3.5.
Проводится ли контроль за исполнением документов
+
4.
Контроль хозяйственных операций на стадии первичного учета и подготовки информации
4.1.
Проводится проверка соблюдения нормативных актов, норм, нормативов
+
4.2.
Проводится контроль соответствия данных первичных документов и отражаемых в них активах
+
Окончание таблицы 10
1
2
3
4
5
4.3.
Проводится ли проверка взаимосвязей по хозяйственным операциям с доходами, расходами
+
4.4.
Применяются доверенности при совершении операций
+
4.5.
Ведутся журналы регистрации документов и применение последовательной нумерации документов
+
4.6.
Ведутся журналы регистрации движения ТМЦ
+
5.
Проверка выполнения функций внутреннего контроля
5.1.
Проводится проверка соблюдения учетной политики и её элементов
+
5.2.
Проводятся внезапные инвентаризации и другие проверки
+
5.3.
Проводится инвентаризация при смене материально ответственных лиц
+
5.4.
Осуществляется контроль за выполнением должностных инструкций
+
5.5.
Проводится сверка расчетов
+
5.6.
Проводится оценка финансового состояния партнеров при заключении сделок
+
Для определения эффективности и надежности системы бухгалтерского учета и средств контроля аудитор определяет удельный вес ответов «да» в общем количестве вопросов. По итогам данного теста на 26 вопросов был получен ответ «да». Удельный вес ответов «да» в общем количестве вопросов составил 81 % (26 ÷ (35-3)), значит, аудитор оценивает уровень надежности системы бухгалтерского учета и средств контроля как высокий. Так как оценка СВК по итогам теста – высокая, то аудитор по своему профессиональному суждению может уменьшить объемы проверки документов, а также количество аудиторских процедур, которые необходимо ему выполнить, что выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета по операциям с объектами основных средств законодательству Российской Федерации.
После оценки системы внутреннего контроля аудитором рассчитывается аудиторский риск. Аудиторский риск – это риск выражения ненадлежащего аудиторского мнения. Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения её достоверности, либо признание того, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Аудиторский риск состоит из трех основных компонентов (поскольку осуществляется внутренний аудит, то мы можем использовать те рекомендации, которые приводились в предыдущей редакции ФПСАД №8, при проведении внешнего аудита необходимо руководствоваться требованиями новой редакции ФПСАД №8, согласно которым аудиторы должны определять уровень риска хозяйственной деятельности и риска СВК):
1. неотъемлемого (внутрихозяйственного) риска;
2. риска средств контроля (контрольного риска);
3. риска необнаружения.
Неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск ( Рнт ) означаетподверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля. Неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск зависит, прежде всего, от качества и надежности контрольной среды хозяйствующего субъекта. Контрольная среда характеризует отношение, осведомленность и практические действия руководства и (или) собственников проверяемого экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.
Риск средств контроля (контрольный риск) (Рк) означает риск того, что искажение учетной и отчетной информации не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. продолжение
–PAGE_BREAK–Контрольный риск обусловлен, прежде всего, надежностью и эффективностью системы бухгалтерского учета и средств контроля в составе системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта. Высокой надежности системы внутреннего контроля соответствует низкий аудиторский риск и наоборот.
Риск необнаружения (Рнб) означает вероятность того, что аудиторские процедуры по существу не позволят обнаружить искажения учетной и отчетной информации.
Существуют два основных метода оценки аудиторского риска: качественный (интуитивный) и количественный.
В данном примере аудиторский риск аудитором рассматривается с качественной стороны, то есть оценивается как высокий, средний или низкий.
В нашем случае неотъемлемый риск аудитор оценивает как низкий, поскольку его величина составляет 21% (т.е. 100% (максимально возможная величина риска) – 79% (уровень эффективности и надежности СВК на первом этапе)).
В приведенных выше расчетах аудитор определил уровень надежности системы внутреннего контроля на втором этапе, как высокий (81%), поэтому риск контроля он оценивает как низкий –19%, так как между ними имеется обратная зависимость. Чем больше уровень надежности системы внутреннего контроля, тем меньше риск контроля и наоборот.
Аудитор не имеет возможности влиять на уровень неотъемлемого риска и риска средств контроля, но он может повлиять на величину риска необнаружения путем расширения объема выборки, увеличения состава аудиторских процедур, повышения собственной квалификации. Уровень совокупного аудиторского риска зависит от уровня существенности искажения информации.
Для определения совокупного аудиторского риска с помощью количественной оценки рассмотрим табл. 11, в которой показана обратная взаимосвязь между риском необнаружения, с одной стороны, и совокупным уровнем неотъемлемого риска и риска средств контроля, с другой стороны.
Таблица 11
Взаимосвязи риска необнаружения и совокупного неотъемлемого и контрольного риска
Уровень риска средств контроля
высокий
средний
низкий
Уровень неотъемлемого (внутрихозяйственного риска)
высокий
самый низкий
ниже среднего
средний
средний
ниже среднего
средний
выше среднего
низкий
средний
выше среднего
наивысший
Допустимый уровень риска необнаружения
В нашем случае уровень риска средств контроля низкий (19%), уровень неотъемлемого (внутрихозяйственного риска) низкий (21% ), значит уровень риска необнаружения будет самым высоким (например, по профессиональному суждению аудитора, 99%).
Тогда совокупный аудиторский риск по модели количественной оценки степени риска можно рассчитать по формуле:
Ар =Рнт *Рк * Рнб
Ар = 0,21 * 0,19 * 0,99 = 0,04 или 4%.
Итак, совокупный аудиторский риск составит 4%.
Уровень аудиторского риска может быть оценен по бухгалтерской отчетности в целом, по ее статьям, по счетам бухгалтерского учета и группам однотипных хозяйственных операций.
При формировании аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор, как правило, не проверяет все финансово-хозяйственные операции организации. Аудитор может проверить правильность отражения в бухгалтерском учете сальдо или операций по счетам сплошным образом, если число элементов проверяемой совокупности настолько мало, что применение аудиторской выборки является менее эффективным, чем проведение сплошной проверки.
При проведении аудиторской проверки аудитор должен проверить практически все документы аудируемой организации, но для этого потребовалось бы очень много времени. Поэтому для формирования аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор применяет выборку. Определения аудиторской выборки приведены в табл.12.
Таблица 12
Определение аудиторской выборки
Аудиторская выборка
в широком смысле
в узком смысле
Способ проведения аудиторской проверки, при котором аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета экономического субъекта не сплошным порядком, а выборочно, следуя при этом требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности
Перечень определенным образом отобранных элементов проверяемой совокупности с целью на основе их изучения сделать вывод о всей проверяемой совокупности.
Процесс проведения выборочной проверки включает несколько этапов:
— принятие решения о проведении выборочной проверки;
— планирование выборочной проверки (определение состава и количества элементов выборочной совокупности и способа отбора элементов);
— отбор элементов, подлежащих проверке;
— проверка элементов выборки;
— анализ результатов выборочной проверки.
Порядок проведения выборочной проверки не всегда может быть жестко формализован. Поэтому аудитор руководствуется не только методиками формирования выборки, но и опытом, интуицией, здравым смыслом. Точку зрения аудитора, основанную на его знаниях, квалификации и опыте работы, которая служит основанием для принятия им субъективных решений в обстоятельствах, когда однозначно и жестко определить порядок его действий не представляется возможным, называют «профессиональным суждением аудитора».
Объем выборки определяется по разному для проверки сальдо и оборотов по счетам бухгалтерского учета.
Число элементов выборки для проверки сальдо определяется по формуле :
ЭВ = ( ОС – ЭН – ЭК ) х КП / УС х 0,75
где, ЭВ – число элементов выборки;
ОС – общий объем проверяемой совокупности в стоимостном выражении;
ЭН – суммарное стоимостное выражение элементов наибольшей стоимости;
ЭК — суммарное стоимостное выражение ключевых элементов;
КП – коэффициент проверки;
УС – уровень существенности;
0,75 – коэффициент, устанавливаемый экспертным путем, позволяющий с наибольшей степенью точности распространить результаты выборочных исследований на проверяемую совокупность.
Коэффициент проверки зависит от значения аудиторских рисков, комбинации трех рисков соответствует определенное значение коэффициента проверки в нашем случае он равен 0,66 (прил. 18).
Количество элементов выборки для проверки оборотов по счетам бухгалтерского учета равняется 24 элементам (прил.19).
На основании принятых аудитором показателей уровня внутрихозяйственного риска, риска средств контроля и обусловленного наличием пересекающихся процедур устанавливается количество элементов выборочной совокупности.
В нашем случае аудитору необходимо определить какое количество инвентарных карточек следует проверить для определения правильности расчета операций с основными средствами. Уровень существенности по статье «Основные средства» составляет 5 900 руб. за проверяемый период было оформлено 16 инвентарных карточек с номера 114 по 130 на общую сумму 150 000 руб. Сумма наиболее дорогостоящих и значимых основных средств составляет 89 635 руб. Сочетание рисков в нашем случае следующее, неотъемлемый риск (Рнт) – низкий, риск контроля ( Рк ) – низкий, риск необнаружения (Рнб ) – самый высокий. В связи с этим коэффициент проверки будет равен 0,66. Далее по формуле определяем число элементов выборки:
ЭВ = (150 000 — 89 635) х 0,66 / 5900 х 0,75 = 5,1
Таким образом, в дополнение к элементам наибольшей стоимости и ключевым элементам следует отобрать 5 элементов представительной выборки. Для проверки сальдо по счетам бухгалтерского учета аудитору необходимо проверить 24 элемента.
5. Разработка плана и программы аудита операций с основными средствами
Необходимым условием квалифицированного и качественного осуществления аудиторской деятельности является планирование аудита, которое заключается прежде всего, в разработке аудиторской организацией общего плана и программы аудита. Для планирования аудита используется ФПСАД № 3 «Планирование аудита».
В соответствии с ФПСАД № 3 планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Для планирования аудитором своей работы составляется общий план аудита.В общем плане аудита в заголовочной части фиксируются сведения о проверяемой организации, периоде аудита, о руководителе и составе аудиторской группы; в табличной части рекомендуется отражать планируемые виды аудиторских работ, период их проведения, исполнителей; общий план подписывается руководителями аудиторской организации и аудиторской группы. Помимо общего плана аудита различают планы аудита по различным участкам.
Исходя из выше изложенного следует что, план аудита — это документ, в котором отражается состав выполняемых в ходе аудита работ, исполнители работ, сроки исполнения. В табл. 13 представлен общий план аудита операций с основными средствами.
Таблица 13
План аудита операций с объектами основных средств
Проверяемая организация ВЧДр-3 филиал ОАО «РЖД»
Аудиторская организация ООО «Аудитор-Н»
Проверяемый период 01.01.20ХХ – 31.12.20ХХ
Планируемый уровень существенности 7 000 руб.
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемые работы
Период выполнения
Исполнитель
Аудит операций поступления основных средств
01.03.ХХ — 10.03.ХХ
Карпова О.П., Сидоров А.Н.
Аудит операций выбытия основных средств
01.03.ХХ — 07.03.ХХ
Иванов Н.С., Николаева О.В.
Аудит прочих операций с основными средствами
10.03.ХХ — 17.03.ХХ
Горева Л.В., Карпова О.П.
Руководитель аудиторской организации __________ Васин Е.Н.
Руководитель аудиторской проверки __________ Карпова О.П.
Аудитор __________ Сидоров А.Н.
Аудитор __________ Николаева О.В.
Аудитор __________ Горева Л.В.
Аудитор __________ Иванов Н.С.
В развитие общего плана аудита составляется программа аудита, которая представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита. В программе аудита указываются сведения об аудируемом лице, аудиторской организации, по каждой процедуре указываются исполнители, сроки исполнения, фиксируются ссылки на рабочую документацию аудитора. Программа аудита подписывается, как и план, руководителем аудиторской организации, руководителем проверки и аудитором. В табл. 14 представлена программа аудита операций с основными средствами.
Таблица 14
Программа аудита операций с основными средствами
Проверяемая организация ВЧДр-3 филиал ОАО «РЖД»
Аудиторская организация ООО «Аудитор-Н»
Проверяемый период 01.01.20ХХ – 31.12.20ХХ
Планируемый уровень существенности 7 000 руб.
Планируемый аудиторский риск 4%
Планируемые процедуры
Исполнитель
Дата
Аудит операций поступления основных средств, в том числе:
Карпова О.П., Сидоров А.Н.
01.03.ХХ-10.03.ХХ
Поступление основных средств по договору купли-продажи
Карпова О.П.
01.03.ХХ-06.03.ХХ
Поступление основных средств по договору мены
Сидоров А.Н.
01.03.ХХ-03.03.ХХ
Поступление основных средств в качестве вклада в уставный капитал
Сидоров А.Н.
04.03.ХХ-06.03.ХХ
Поступление основных средств по договору дарения
Карпова О.П.
07.03.ХХ-10.03.ХХ
Аудит операций выбытия основных средств
Иванов Н.С.
01.03.ХХ-07.03.ХХ
Выбытие основных средств по договору купли-продажи
Николаева О.В.
01.03.ХХ-05.03.ХХ
Выбытие основных средств по договору мены
Иванов Н.С.
01.03.ХХ-03.03.ХХ
Выбытие основных средств в качестве вклада в уставный капитал
Иванов Н.С.
04.03.ХХ-06.03.ХХ
Выбытие основных средств по договору дарения
Иванов Н.С.
06.03.ХХ-07.03.ХХ
Выбытие основных средств в связи с невозможностью дальнейшего использования
Николаева О.В.
06.03.ХХ-07.03.ХХ
Аудит прочих операций с основными средствами
Горева Л.В.
10.03.ХХ-17.03.ХХ
Инвентаризация основных средств
Горева Л.В.
10.03.ХХ-13.03.ХХ
Амортизация основных средств
Горева Л.В.
14.03.ХХ-17.03.ХХ
продолжение
–PAGE_BREAK–