–PAGE_BREAK–
1.2.
Федеральная программа «Одаренные дети»
Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 года, разработанная в соответствии с распоряжением правительства РФ от 13 марта 2002 г. № 292-р, включает в себя пять подпрограмм: «Здоровый ребёнок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды».
Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка системы выявления одаренности детей, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребёнка, и, прежде всего, уникальных способностей особо одарённых детей.
В целях сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны необходимо поднять на государственный уровень решение проблем, обуславливающих создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одарённых детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования, адекватных требованиям научно-технического прогресса.
Целью подпрограммы «Одарённые дети» является создание на государственном уровне системы выявления, развития и поддержки одарённых детей, обеспечения условий для их личной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Задачами подпрограммы являются:
– создание условий для выявления детской одарённости и развития детей в соответствии с их способностями;
– развитие центров работы с одарёнными детьми;
– ресурсное обеспечение учреждений образования, работающих с одарёнными детьми;
– создание на федеральном уровне системы научного, методического и информационного обеспечения работы с одарёнными детьми.
Подпрограмма «Одарённые дети»
Разработчик – Минобразование России.
Цель – создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей в России.
Основные мероприятия – развитие и поддержка сети организаций по работ с одарёнными детьми; осуществление государственной поддержки и соцзащиты одарённых детей (включая целевую поддержку одарённых детей, проведение мероприятий федерального значения); развитие системы подготовки кадров, работающих с одарёнными детьми.
Всего на реализацию подпрограммы планируется израсходовать 20095 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 148,91 млн. рублей, из них в 2003 году – 32,8 млн. рублей; из бюджетов субъектов РФ – 41,64 млн. рублей; из внебюджетных источников – 10,4 млн. рублей.
Разработчики надеются, что в результате реализации подпрограммы будет усовершенствована система работы с одарёнными детьми; создана система широкого освещения проблем и направлений работы с одарёнными детьми в СМИ; улучшена материально-техническая база специализированных учреждений по работе с одарёнными детьми, в том числе 40 региональных учреждений и организаций, использующих новые технологии работы. Ежегодно будет выплачиваться 120 стипендий одарённым детям, обеспечиваться поддержка 10 всероссийских и 4 международных предметных олимпиад, а также летних творческих школ и тематических смен.
Обеспечивать проведение всероссийских творческих мероприятий, ежегодных мероприятий, предусмотренных в комплексной программе Всероссийского фестиваля детского художественного творчества «Адрес детства – Россия», мастер – классов для одарённых детей, мероприятий по обеспечению досуга одарённых детей.
Глава 2. Изучение опыта организации досуговой деятельности в летней школе для одаренных детей (на примере культурно-досуговых программ летней профильной школы для одаренных детей «Умник», г. Кемерово).
2.1. Социально-культурный паспорт летней школы для одаренных детей «Умник» как презентация инновационной формы работы с одаренными детьми.
Летняя профильная школа для одаренных детей «Умник» была открыта в 2002 году. Главным организатором и руководителем школы стала главный специалист Городского Управления Образования Землянухина Людмила Васильевна. Под ее руководством разработана социально-педагогическая программа летнего отдыха одаренных детей и подростков.
Летняя профильная школа расположена на базе школ № 33 (Заводский район), № 37 (Рудничный район), № 93 (Ленинский район), № 19 (Кировский район) и гимназий – естественно-научной гимназии № 62 и экономико-математической гимназии № 1 (Центральный район).
Возраст детей – 14-16 лет. Это подростки, отлично занимающиеся в школах, занявшие призовые места в городских, областных, региональных, всероссийских конкурсах по общеобразовательным дисциплинам.
Работа школы ведется по трем направлениям – обучение, оздоровление и отдых одаренных подростков.
Школа имеет два профиля – физико-математический и химико-биологический. Эффективность организации обучения школьников напрямую зависит от кадрового обеспечения. Поэтому занятия с детьми проводили учителя, отличники народного просвещения, имеющие большой опыт работы. В едином образовательном пространстве и социокультурной среде взаимодействовали вожатые, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования и другие специалисты.
Большое внимание уделяется оздоровлению детей. Врачи осуществляли контроль за состоянием здоровья детей, за проведением оздоровительных мероприятий. Физкультурно-оздоровительная работа в летней школе предусматривает следующие мероприятия:
· Занятия на тренажерах;
· Прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;
· Спортивные соревнования и праздники;
· Занятия в плавательном бассейне;
· Осмотр и лечение у врача-стоматолога.
Досуговая деятельность на базе каждой школы проводилась специалистами районных Домов и Центров творчества. Большие мероприятия, где участвовали сразу все филиалы, подготавливались и проходили в Детско-юношеском Центре гуманитарно-экологического развития им. В.Волошиной. Программа организации досуга детей была хорошо продумана ведущими педагогами.
Примерный режим дня:
Элементы режима дня
Время
Приход детей
9.00
Завтрак
9.30- 10.00
Занятия по профилирующим предметам
10.00-11.30
Оздоровительные мероприятия (по плану)
11.30-12.30
Свободное время
12.30-13.30
Обед
13.30-14.30
Участие в мероприятиях
14.30- 16.00
Полдник
16.00-16.30
Свободное время (подготовка к мероприятиям, репетиции)
16.30-17.00
Уход домой
17.00
Источник финансирования – Администрация города, бюджет социального страхования, родительские средства.
2.2. Анализ технологии организации и проведения культурно-досуговых программ для одаренных детей
.
В настоящее время развитие социально-культурной деятельности в целом и ее технологий детских культурно-оздоровительных программ в частности невозможно без всестороннего осмысления организационных и психолого-педагогических проблем.
Анализ культурно-досуговой программы позволяет преодолеть стихийное начало в разрешении возникающих противоречий и поставить деятельность каждого организатора на научную основу.
Наиболее полный и всесторонний анализ культурно-досуговой программы возможен при условии комплексного рассмотрения трех ее уровней, который впервые предложил А.А.Конович в книге Д.М.Генкина «Организация и методика художественно-массовой работы»
1. Всей системы культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупности мероприятий, осуществляемых клубами, парками, культурно-спортивными комплексами в конкретном регионе, для детей в определенный период времени;
2. Конкретных форм в системе досуговой деятельности, т.е. совокупности мероприятий, реализующих одну из форм культурно-досуговой программы (театрализованное представление, обряд, детский праздник и т.д.)
3. Отдельной культурно-досуговой программы.
Вычленение этих уровней анализа их обособление осуществляется чисто в познавательных целях. В реальной практике все они тесно связаны, взаимодополняют друг друга и нацелены на реализацию единых воспитательных задач. В то же время при решении исследовательских проблем каждый из этих уровней, выступая как предмет научного анализа, обладает своей спецификой, которая находит выражение в логике конкретного подхода. Для анализа технологий организаций и проведения культурно-досуговых программ в летней школе для одаренных детей мы используем второй уровень.
При анализе всей системы культурно-досуговой деятельности мы обратили внимание на следующие компоненты:
1. Общее количество проведенных культурно-досуговых программ за анализируемый период июнь 2002, июнь 2003 года.
2. Разнообразие используемых форм культурно-досуговой программы (викторины, конкурсы, праздники, концерт, дискотеки, интеллектуальные игры).
3. Соотношение числа мероприятий, реализующих конкретную форму, с общим объемом культурно-досуговой деятельности.
4. Степень охвата всех категорий детей, отдыхающих в профильной школе.
Перечисленные компоненты научного анализа системы культурно-досуговой деятельности выражаются преимущественного в количественных показателях. Однако для получения целостной картины изучаемого явления эти количественные показатели нуждаются в дополнении такой качественной характеристикой, как: преемственность и последовательность системы культурно-досуговой деятельности, находящая выражения в органической связи предыдущих и последующих культурно-досуговых программ в художественных аспектах.
Далее предметом анализа выступают конкретные формы культурно-досуговой деятельности в их совокупности. В этом случае предмет анализа включает:
1. Жанровое разнообразие анализируемой формы.
2. Соотношение традиций и новаторства.
3. Охват конкретной формы культурно-досуговой деятельности
4. Соответствие частоты проведения конкретных форм культурно-досуговой деятельности, степени их популярности у детей.
Проанализируем уровень анализа культурно-досуговой деятельности на конкретном примере – смены июня 2003 года.
В течение смены в летней профильной школе для одаренных детей на базе Центра дополнительного образования детей им. В. Волошиной было проведено: праздников (церемоний открытия и закрытия летней школы) – 2, конкурсов – 2, концертов – 2, интеллектуальных игр – 3.
Не трудно заметить, что степень жанрового разнообразия весьма различна. Этот критерий отражает как количественный рост числа жанров в культурно-досуговой деятельности так их качественное своеобразие, определяемое образным мышлением, методическим мастерством и опытом организатора досуга детей и подростков.
Продолжая разговор о такой форме, как интеллектуальная игра, отметим, что с позиции анализа соотношения традиций и новаторства избранный пример показателен. Форма интеллектуальной игры принимается одаренными детьми лучше всего.
В школе для одаренных детей проводились такие творческие конкурсы, как «Фабрика звезд» и «Мисс и Мистер Лето». «Фабрика звезд» – конкурс на испытание творческо-исполнительских способностей. В конкурсе «Мисс и Мистер Лето» принимали участие по два представителя от каждого филиала. Эти программы рассчитаны на участие талантливых детей с творческими способностями.
Очень тепло были восприняты концерты, которые были подготовлены творческими объединениями центра.
Таким образом, можно констатировать, что в социально-культурной деятельности летней школы органично соседствуют и взаимодействуют, как традиционные, так и новаторские элементы в разных формах.
Анализ показывает, что практически все категории детей, избранные в качестве объекта педагогического воздействия летней школы, были охвачены анализируемой формой культурно-досуговой деятельности.
Анализ конкретной формы с позиции степени ее популярности у детей также может дать содержательную информацию. Так, например, сравнив церемонию открытия летней школы для одаренных детей в 2002 году, которая проходила в форме театрализованного представления, и официальную церемонию открытия летней школы в 2003 году, выявилось несоответствие психологической потребности одаренных подростков и степени их удовлетворения первой формой культурно-досуговой деятельности. Далее мы решили более гибко использовать такую форму, как театрализованное представление.
Анализ форм не выявил часто встречающихся на практике диспропорции, выражающиеся в том, что отдельные формы культурно-досуговой деятельности навязываются и тем самым нарушается важнейшее методическое требование опоры деятельности организатора досуга на реальные интересы и потребности одаренных подростков.
Все это обуславливает важность учета в процессе анализа конкретной формы культурно-досуговой деятельности всех вышеприведенных критериев.
Заключение
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.
Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.
Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.
В заключение необходимо напомнить, что работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс, в том числе и в каникулярное время. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных.
В работе рассмотрена модель летней школы для одаренных детей, но следует заметить, что должны получить развитие и другие инновационные виды оздоровительных учреждений, создаваемые при участии системы образования.
Городское управление образования
Центр дополнительного образования детей им.В.Волошиной
Организационно-массовый отдел
Программа организации досуговой деятельности
учащихся 7-8 классов городской летней профильной школы для одаренных детей
«Умник»
Кемерово, 2010.
Содержание:
1. Пояснительная записка………………………………….
2. Тематический план………………………………………
3. Содержание курса………………………………………..
4. Приложения………………………………………………
· Интеллектуальная игра «Химия. Биология»……………
· Интеллектуальная игра «Физика. Математика»……….
· Интеллектуальная игра «Калейдоскоп»………………..
· Открытие городской летней школы
для одаренных детей «Страна Лимония», театрализованная
концертно-игровая программа………………………….
· Конкурсно-развлекательная программа «Мисс и Мистер Лето-2010»
· Закрытие городской летней школы для одаренных детей «До свидания, страна Лимония»
5. Список литературы……………………………………… продолжение
–PAGE_BREAK–