ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение… 2
Основная часть… 4
Глава 1. Понятие социальнойзащиты в рыночной экономике. 4
1.1. Причины появления социальнойзащиты… 4
1.2. Понятие социальной защиты врыночной экономике. 5
Глава 2. Основные меры поповышению доходов населения. 9
2.1. Социальная помощь. 9
2.2. Социальные льготы… 11
Глава 3.Организационно-экономические основы социальной защиты в рыночной экономике. 18
3.1. Организационно-экономическиеосновы социального обеспечения и страхования 18
3.2. Организация экономическойдеятельности социальных служб. 21
Заключение… 24
Список используемой литературы… 25
Введение
Актуальность темы работы.
Экономическая деятельность проявляется в экономическойфункции социальной работы. В свою очередь, под экономической функцией понимаетсядеятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная насоздание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средствасуществования и развития личности, семьи, общества в целом.
Субъектами реализации экономической функции являются государство,общество, человек. Деятельность субъектов состоит из формирования ирационального распределения экономических ресурсов, контроля их эффективногоиспользования.
Как экономическая категория социальная защита являетсясистемой распределительных отношений. В процессе указанных отношений образуются,а затем используются общественные фонды денежных средств материальногообеспечения и обслуживания граждан за счет определенной части национальногодохода. Поэтому в данном понимании социальное обеспечение состоит изопределенного обеспечения всех членов общества вне зависимости от источниковобразования фондов и организации обеспечения.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит врассмотрении социальной защиты в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующиечастные задачи:
· выявить причины появления социальной защиты;
· дать понятие социальной защиты в рыночной экономике;
· рассмотреть основные меры по повышению доходов населения:социальную помощь и социальные льготы;
· рассмотреть организационно-экономические основы социальногообеспечения и страхования;
· рассмотреть организацию экономической деятельности социальныхслужб.
Объект исследования – социальная защита в рыночнойэкономике.
Предметом исследования являются общественные отношения,связанные с рассмотрением социальной защиты в рыночной экономике.
Основная частьГлава 1. Понятие социальной защиты в рыночнойэкономике1.1. Причины появления социальной защиты
Появление категории «социальная защита населения»(СЗН) в нашей экономической теории и практике хозяйствования и отсутствие этойкатегории в недавнем прошлом объясняется следующими основными причинами:
· переходом экономики России к рынку без четкой и всестороннеобоснованной программы рыночных преобразований, приведшим к резкому спадууровня жизни многомиллионных масс граждан России (примерно 35-40% населениястраны) [1].Обнищанию способствовали: либерализация цен, инфляция, рост безработицы,отсутствие четко организованной системы индексации денежных доходов исбережений населения и т.д.;
· отсутствием скоординированных планов и программ решения задачперехода к рынку в рамках СНГ;
· отсутствием адекватной рыночным условиям хозяйствованиязаконодательной базы, регулирующей различные стороны жизнедеятельностироссийского общества и государства;
· искусственно форсированным введением в экономику качественнонового типа распределительных отношений, что, с одной стороны, не позволилоиспользовать положительный отечественный опыт прошлого, а с другой — не привелок появлению адекватных рыночным преобразованиям форм и методов управлениядоходами и потреблением населения;
· коммерциализацией (платностью) процессов получения социальныхблаг и услуг, ранее предоставлявшихся бесплатно практически каждому гражданинустраны (бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и др.).
Граждане нашей страны привыкли получать основные социальныеблага и услуги бесплатно по мере возникновения потребности в них. Об этомвсегда заботилось государство. Поэтому при переходе к качественно иномухарактеру и содержанию производственных, в том числе и распределительныхотношений нужна соответствующая реорганизация социальной политики и ломкасложившихся в прошлом стереотипов деятельности подразделений социальной сферы[2]. Необходимкачественно новый механизм государственного регулирования этих отношений,учитывающий возмездный, т.е. проводимый на платной основе, порядок получениясоциальных благ и услуг населением. 1.2. Понятие социальной защиты в рыночной экономике
СЗН как категория национальной экономики социальноориентированного рыночного типа предполагает единство и взаимосвязьэкономического, социального, правового (законодательного), политического, атакже организационного аспектов[3].
СЗН это обязанность не только государства. Это функцияпредприятий, учреждений и организаций, общественных объединений граждан,например, профсоюзов, обществ потребителей, вкладчиков, ветеранов войны и трудаи т.д. Это и функция органов, действующих от лица государства, таких, какГосударственный фонд занятости РФ, Пенсионный фонд России, Фонд обязательногомедицинского обслуживания. Фонд социального страхования и т.д. Кроме того, этофункция самих граждан страны, призванных реализовать свои конституционные праваи обязанности, выбирая место жительства, место работы или обучения по специальностии т.д.
Сложность национальной системы СЗН заключается в том, чтоприходится сводить в единое целое все уровни выполнения защитных функций:
— межстрановый (межгосударственный);
— федеральный (РФ);
— региональный (субъекты Федерации);
— межрегиональный (федеральные округа);
— отраслевой;
— межотраслевой;
— конкретных организационно-правовых структурхозяйствования;
— общественных организаций и объединений граждан;
— личностный.
Национальная система СЗН включает подсистемы социальнойзащиты:
— работающих в производственной и непроизводственной сферахэкономики;
— безработных;
— молодежи;
— пенсионеров и инвалидов;
— военнослужащих всех родов войск;
— малообеспеченных и малоимущих членов общества и т.д.
Эти подсистемы имеют свои цели, задачи, формы и методы, своюорганизационную специфику и источники финансирования.
Для повышения эффективности функционированияобщенациональной системы СЗН РФ и составляющих ее подсистем необходимо:
— шире использовать программно-целевой метод решениясоциальных задач и проблем, возникающих в процессе радикальных рыночныхпреобразований в экономике;
— законодательно закрепить приоритетные направления СЗН сучетом региональной и отраслевой специфики, применительно к отдельнымсоциальным слоям и социально-демографическим группам населения;
— обеспечить сопоставимость структур и форм СЗН по всемуровням управления и реализации активной социальной политики посредствомразграничения задач, функций, ответственности и приоритетов[4].
По мнению специалистов, в социальных программах поподдержанию уровня жизни и потребления населения РФ целесообразно выделитьследующие основные блоки.
1. Меры по обеспечению государственных гарантий всемсоциально-демографическим группам и слоям населения (минимальные социальныенормы и нормативы заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий ивыплат и т.д.).
2. Меры по социальной поддержке трудоспособного населения,включая создание условий для самостоятельного решения проблем повышения уровняжизни семей.
3. Меры по адресной СЗ нетрудоспособных членов общества.
4. Меры по социальной защите граждан, попавших в сложныесоциальные ситуации, и маргинальных групп населения.
5. Ресурсное, информационное и организационное обслуживаниеи обеспечение программ социального развития, социальной поддержки и социальнойзащиты граждан страны[5].
При этом важнейшими составляющими системы обеспеченияобщественно необходимого бюджета материального достатка (социального минимумадоходов) должны стать:
— обязательный систематический пересмотр минимальнойзаработной платы, пенсий, пособий и других минимальных доходов населения страны;
— систематическая корректировка фиксируемых показателейминимальных доходов в соответствии с ростом стоимости жизни;
— введение социальных пособий на проживание нетрудоспособныхиждивенцев на местном уровне, например, пособия на «бедность»;
— сочетание денежных доплат малообеспеченным гражданамстраны с другими формами социальной поддержки, в том числе натуральными ильготными выдачами (бесплатные продовольственные талоны, гарантированные наборыпродовольственных товаров для ребенка, дотации на поддержание социально низкихцен на предметы первой необходимости).
Глава 2. Основные меры по повышению доходовнаселения 2.1. Социальная помощь
Социальная помощь – это система мер по оказанию помощи нуждающимсялюдям, содействие им в преодолении жизненных трудностей. Социальная помощьбывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой,психологической, педагогической и др.
В федеральном законе «О государственной социальнойпомощи» устанавливаются правовые и организационные основы оказаниягосударственной социальной помощи таким категориям населения, как малоимущиесемьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, у которых среднедушевой доходниже величины прожиточного минимума. Фактически речь идет об оказании строгоадресной социальной помощи. Помощь эта может быть предоставлена в видесоциального пособия, субсидии, компенсации или жизненно необходимых товаров[6].
Основные понятия:
1. под социальным пособием Закон подразумеваетпредоставление гражданам конкретной денежной суммы за счет средствсоответствующих бюджетов на безвозмездной основе;
2. субсидия представляет собой оплату предоставляемыхгражданам материальных благ или оказываемых услуг, имеющую целевое назначение;
3. компенсация представляет собой возмещение гражданампроизведенных ими расходов, которые установлены в законодательстве.
Таким образом, социальная помощь может выражаться как в видеденежной выплаты (пособия, субсидии, компенсации), так и в виде натуральнойпомощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другое).Установленные виды социальной помощи являются дополнительными гарантиями.
Это означает, что данный Закон не отменяет действующиезаконодательные акты, предоставляющие социальные льготы, гарантии и другие видывыплат. Источниками оказания государственной помощи могут быть средствафедерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средиполучателей помощи можно выделить малоимущие семьи, а также малоимущие одинокопроживающие граждане, у которых по причинам, не зависящим от них, среднедушевойдоход ниже величины прожиточного минимума, установленного в регионе.
Социальную помощь могут оказывать единовременно либо же напериод не меньше трёх месяцев. Размер этой помощи зависит от суммы доходов ееполучателей: определяется в пределах разницы между суммой величин ПМ и общимдоходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающегогражданина. Для того чтобы получить социальную помощь, нужно обратиться списьменным заявлением в органы социальной защиты населения по месту жительстваот себя лично (для одиноко проживающих) или от имени своей семьи. В заявлениинеобходимо указать сведения о составе семьи, доходах и имуществе, котороепринадлежит им на праве собственности. Письменное уведомление о назначении илиотказе должно быть направлено заявителю в течение 10 дней после его обращения.В случае проведения дополнительной проверки сведений ответ должен быть дан непозднее 30 дней после подачи заявления[7].Следовательно, механизм обеспечения адресной государственной социальной помощьюполностью будет зависеть от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни,занятости населения. У регионов появилась возможность сконцентрировать средствана защите наиболее социально уязвимых групп населения, материальной поддержкеэкономически не самостоятельных домохозяйств. Таким образом, социальная помощьпредоставляется на основе принципа адресности за счет средств субъектов РФ. 2.2. Социальные льготы
Льготы – это предоставление кому-либо преимуществ, частичноеосвобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчениеусловий их выполнения. Социальные льготы – предоставленные отдельным категориямграждан преимущества в пользовании общественными фондами потребления, частичноеосвобождение от выполнения установленных законом норм или облегчение условий ихвыполнения[8].
Льготы выполняют важные социальные функции:
1. средство достижения социального равенства в обществе(льготы многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам);
2. способ поощрения граждан за особые заслуги передгосударством и обществом (льготы некоторым рабочим и служащим, для инвалидов иучастников ВОВ, для семей погибших военнослужащих);
3. компенсация за особые условия деятельности в интересахгосударства и общества (шахтерам, железнодорожникам, военнослужащим, гражданам,подвергшимся воздействию радиации и др.);
4. средство стимулирования видов деятельности (длясовмещающих работу с обучением и др.).
Основой для получения социальных льгот являются Федеральныезаконы, законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента, ПостановленияПравительства, инструкции и другие нормативные акты. От уровня принятиянормативного акта зависит и финансовое обеспечение предоставления льгот.
Основными федеральными законами, в соответствии с которымильготные категории граждан имеют на них право, являются:
1. «О социальной защите инвалидов в РФ»;
2. «О государственных пособиях гражданам, имеющимдетей»;
3. «О дополнительных гарантиях детям – сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей»;
4. «О социальной защите граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
5. «О ветеранах» и другие.
Законодательные акты устанавливают определенные льготы иопределяют категории населения, на которые распространяются льготы.
Приведем категории граждан, имеющих право на льготы:
1. инвалиды;
2. участники Великой Отечественной войны и других боевыхдействий, члены их семей;
3. ветераны труда;
4. граждане, награжденные государственными наградами;
5. граждане, подвергшиеся воздействию радиации;
6. бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
7. реабилитированные граждане и их родственники;
8. многодетные семьи
9. дети.
Кроме перечисленных категорий граждан, право на получениельгот имеют военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, сотрудники органовФСБ, таможни, налоговой полиции, милиции и другие[9].
Большинство льгот предоставляется по категориальномупринципу. Например, возьмем такую категорию как дети. Дети первых двух летжизни имеют право на получение бесплатных специальных молочных продуктов. Детидо трех лет должны получать бесплатно лекарства по рецептам врача. Дети измногодетных семей в возрасте до 6 лет бесплатно получают лекарства по рецептам,бесплатно посещают музеи, парки культуры и отдыха. Также они бесплатнообеспечиваются школьной и спортивной формой на весь период обучения (всоответствии с нормами) или им затраты компенсируются. Дети одиноких матерейполучают ежемесячное пособие до 16 лет (на учащегося до 18 лет).
В числе льготников можно увидеть и такую категорию каксоциальные работники. Согласно закону «О социальном обслуживании гражданпожилого возраста и инвалидов», социальные работники, которые работают вмуниципальных или же государственных учреждениях социального обслуживаниянаселения, имеют такие права, как:
• на бесплатный профилактический осмотр, а такжеобследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение;
• за счет работодателя повышение квалификации;
• при проживании в сельской местности бесплатное получениежилищно-коммунальных услуг и жилой площади.
Социальных работников должны обеспечить специальной одеждой,обувью или компенсировать затраты на их приобретение; при выполненииобязанностей их должны вне очереди обслуживать; они имеют право на первоочереднуюустановку квартирного телефона, на бесплатный проезд на транспорте общегопользования[10].
Социальные льготы для различных категорий населенияпредоставляются в сфере занятости и трудовых отношений, в сфере социальногообеспечения и обслуживания, льготного налогообложения.
В сфере занятости:
• при трудоустройстве: первоочередным правом получениярабочего места имеют беженцы, вынужденные переселенцы; бывшие военнослужащие;лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь после окончания вузов;матери-одиночки, имеющие ребенка-инвалида и другие категории населения;
• предоставляются льготные условия труда (например,беременным женщинам);
• при организации и оплате труда: список производств, цехов,профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает правона дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (шахтеры, медицинскиеработники и др.);
• льготные отпуска (преподаватели, медицинские работники,летчики, моряки);
• льготы по месту работы (различные виды страхования,обслуживания,
обеспечения).
В сфере социального обеспечения и обслуживания:
• пенсионное обеспечение: списки производств, работ,профессий, которые дают право получать пенсию по возрасту на льготных условиях(за выслугу лет) – шахтеры, летчики, военные, педагогические работники и др.;
• медицинское обслуживание, предоставление бесплатных ичастично
оплачиваемых лекарственных препаратов – участники и инвалидыВОВ, инвалиды, ветераны труда;
• жилищно-коммунальное обслуживание: жилищная субсидияполагается тем, у кого оплата услуг превышает 22% от общего дохода семьи;предоставление дополнительной жилой площади некоторым категориям населения; 50%оплата жилья, услуг, телефона, радио;
• система льготных цен (магазины и отделы).
Льготное налогообложение: льгота по уплате подоходногоналога, на налог с недвижимости, земельного налога и другие.
Согласно российскому законодательству, льготыпредоставляются 2/3 населения страны[11].
Система социальных льгот построена на уравнительныхпринципах. В условиях осуществления рыночных реформ система оказаласьнеэффективной, хотя потребность в них, обусловленная ростом уровня бедности,значительно возросла. Действующая система социальных льгот имеет ограниченныевозможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан.
Вследствие этого, планируется провести реформированиесистемы социальных льгот и тем самым достичь следующих целей:
• рационального использования бюджетных средств путем ихцелевого, адресного перераспределения в пользу наиболее нуждающихся;
• замены некоторых натуральных льгот денежными компенсациями(например, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду на городскомтранспорте);
• приведения социальных обязательств государства всоответствие с финансово — экономическими возможностями.
Итак, предполагается категории льготников разделить на тригруппы. По отношению к каждой будут применяться различные меры социальнойзащиты, компенсирующие отмену большинства установленных законодательством льгот[12].
Первая группа – граждане, которым за особые заслуги перед РФпредполагается сохранить предоставление льгот вне зависимости от среднедушевогодохода получателей. К этой группе относятся: Герои РФ и СССР, полные кавалерыордена Славы, инвалиды и участники ВОВ, лица, ставшие инвалидами в результатезащиты конституционного строя и правопорядка, лица, участвовавшие в ликвидациипоследствий аварии на Чернобыльской АЭС.
При замене натуральных льгот компенсациями необходиморазработать механизм индексации компенсаций с учетом инфляции или ростастоимости соответствующих услуг. Финансирование из средств ФБ.
Вторая группа – граждане, которым намечается предоставлятьмеры социальной защиты в зависимости от их среднедушевого дохода и величины ПМ,установленного в субъекте РФ. К этой группе относятся малообеспеченныеграждане, ветераны труда, инвалиды и некоторые другие. Натуральные льготыпредполагается сначала заменить компенсациями, а в дальнейшем их социальнуюзащиту осуществлять на основе закона о государственной социальной помощи.
Финансирование за счет средств субъектов РФ.
Третья группа – лица, пользующиеся льготами попрофессиональному признаку. К ним относятся военнослужащие, сотрудники милиции,налоговой полиции, таможенных органов, судьи и многие другие. Финансированиепрофессиональных льгот должно проводиться за счет средств, выделяемых насодержание соответствующих министерств, ведомств и организаций[13].
Таким образом, предоставление социальных льгот будетопираться на дифференцированный подход. Категории льготников будут разделены натри группы. В основу отнесения к той или иной группе будут применены различныемеры социальной защиты: сохранение льгот, замена льгот компенсациями, принципадресности, повышение заработной платы и денежного довольствия некоторымкатегориям льготников.
Глава 3. Организационно-экономические основысоциальной защиты в рыночной экономике3.1. Организационно-экономические основысоциального обеспечения и страхования
Система социальной защиты включает в себя социальныегарантии, социальную помощь, социальное обеспечение и социальное страхование.
Согласно ст.39 Конституции РФ, каждому гражданину имеетгарантии на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,потери кормильца, а также для воспитания детей.
К основным видам социального обеспечения относятся:
· пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам,по безработице и т.д.;
· пенсии по старости, инвалидности;
· пенсии по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальныепенсии;
· содержание и обслуживание детей, а также престарелых, инвалидов встационарных учреждениях;
· медико-социальная экспертиза: реабилитация инвалидов,протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь и другие.
Следовательно, социальное обеспечение представляет собойсистему мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых,нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальнойпомощи. Сегодня отмечается тенденция роста численности престарелых и инвалидов,что требует изменения социальной политики в отношении наиболее уязвимыхкатегорий населения[14].В связи с переходом к рыночной экономике назрела необходимость введениястраховых механизмов (страховых взносов) и понятия социального риска.Социальный риск – это вероятность ухудшения материального положения врезультате утраты заработка или трудового дохода по объективным причинам. Речьидет об одной из форм социального обеспечения – о социальном страховании.Социальное страхование – это система мер по созданию особых денежных фондов,формируемых за счет страховых взносов субъектов страхования. В нашей странесоциальное страхование является государственным и обязательным. Системасоциального обеспечения объединяет: пенсионное обеспечение, государственное(обязательное) социальное страхование, обязательное медицинское страхование[15].
Организационно-экономическими основами социальногообеспечения являются взаимосвязанные организационные, экономические,законодательные меры. Разные государственные органы, а также учреждениясоциальной защиты, ведомства, министерства, службы и негосударственныеучреждения выполняют функции по социальному обеспечению. Государственный бюджети социальное страхование составляют экономическую основу социальногообеспечения. Выплаты по социальному страхованию производят из страховых фондов,которые образуются с помощью отчислений работодателей. Государственные вложенияосуществляются за счет отчислений из бюджетов различных уровней. Одним изэлементов социального обеспечения является обеспечение граждан пенсиями.Составной частью государственного социального обеспечения является Пенсионнаясистема России. Пенсионное обеспечение основывается на следующем законодательстве:«О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Обобязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях вРФ». Экономическую основу пенсионного обеспечения выполняютгосударственный бюджет и пенсионный фонд. Пенсионный фонд РФ представляет собойцентрализованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Насегодняшний день система ПФ состоит из центрального аппарата, региональныхотделений, а также пунктов уполномоченных. Главная задача Пенсионного фонда РФ- обеспечить финансовую стабильности пенсионной системы. Последнее представляетсобой создание условий для постоянной выплаты пенсий в установленные сроки, атакже повышение размеров пенсий, учитывая изменение потребительских цен.Государственное (обязательное) социальное страхование (далее – социальноестрахование) является составной частью социального обеспечения[16].
К основным задачам Фонда социального страхования относятся:
1. обеспечить пособия при рождении ребенка, по временнойнетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет,на погребение, оздоровительные мероприятия детям, гарантированные государством;
2. участвовать в разработке и реализации государственныхпрограмм охраны здоровья работников, а также мер по совершенствованиюсоциального страхования;
3. осуществлять меры, которые обеспечивают финансовуюустойчивость фонда.
Медицинское страхование представляет собой форму социальнойзащиты интересов населения в охране здоровья. Целью медицинского страхованияявляется гарантирование гражданам получение медицинской помощи с помощьюсредств, которые были накоплены, и при возникновении страхового случаяфинансирование профилактических мероприятий. Организационные, правовые, экономическиеосновы медицинского страхования населения в России определяет ФЗ «Омедицинском страховании граждан в РФ». Медицинское страхование происходитв таких формах, как: обязательное и добровольное. Обязательное медицинскоестрахование (ОМС) является всеобщим и реализуется в соответствии с программамиОМС. В качестве субъектов при ОМС выступают: гражданин, страхователь, страховаямедицинская организация (СМО), медицинское учреждение. 3.2. Организация экономической деятельностисоциальных служб
Основой организации деятельности социальных служб являетсяфедеральный закон «Об основах социального обслуживания населения вРФ».
Социальные службы представляют собой предприятия, учреждениявне зависимости от форм собственности, которые предоставляют социальные услуги,а также это граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью посоциальному обслуживанию населения. К социальным службам относятся: центрысоциального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних,социальные приюты, стационарные учреждения (дома-интернаты) и другие.Социальные услуги представляют собой действия по оказанию клиенту социальнойслужбы помощи[17].Клиент социальной службы является гражданином, который находится в оченьтрудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание представляет собойдеятельность социальных служб. Эта деятельность направлена на клиента. Средивидов такой деятельности необходимо выделить:
· социальная поддержка;
· оказание материальной помощи;
· оказание социально-бытовых, социально-медицинских,социально-правовых, психолого-педагогических услуг;
· проведение социальной адаптации и реабилитации.
Экономическая деятельность социальных служб включает:
· кадровая политика;
· планирование и финансирование;
· организация и оплата труда работников.
Планирование – это составление обязательного для исполнениядокумента, который предусматривает комплекс мероприятий, увязанных по ресурсам,исполнителям и срокам выполнения социальных услуг.
Финансирование – определение источников финансовых средств.Социальные службы финансируются за счет средств:
· бюджетов определенного уровня;
· оказания платных услуг;
· от предпринимательской деятельности;
· Фонда социальной поддержки;
· федерального бюджета в случае выполнения целевых программ;
· благотворительных организаций и др.
Социальные службы могут финансироваться полностью бюджетом,благотворительными организациями, за счет предпринимательской деятельности илибыть на смешанном финансировании, т.е. финансироваться из несколькихисточников. Учреждения социального обслуживания вне зависимости от формсобственности пользуются льготным налогообложением, а также их обеспечиваютземельными участками и имуществом[18].
Кадровая политика – система правил и норм, приводящихчеловеческий ресурс в соответствие со стратегией учреждения.
Кадры социальной работы – это люди, работающие в системесоциальной защиты, выполняющие должностные обязанности и наделенные для этогоопределенными полномочиями. Сейчас профессиональная подготовка кадровосуществляется в различных формах (очная, заочная), разных уровней (среднеспециальное, высшее) и специализаций. В системе социальной защиты населенияразличают социальных работников и специалистов по социальной работе. Правозанимать эти должности имеют граждане, получившие высшее или среднеепрофессиональное образование или профессиональную подготовку, а также имеющие лицензиюна право самостоятельной работы в сфере социального обслуживания. Кроме этого,специалисты должны отвечать требованиям и характеру выполняемой работы,практический опыт (для определенных должностей). Оплата труда работниковгосударственной и муниципальной системы социальной защиты населения основана натарифной системе. Тарифная система – это совокупность нормативов, с помощьюкоторых государство регулирует уровень заработной платы в зависимости отквалификации, характера и условий труда работников.
Заключение
Итак, мы выявили причины появления социальной защиты, далипонятие социальной защиты в рыночной экономике, рассмотрели основные меры поповышению доходов населения: социальную помощь и социальные льготы, организационно-экономическиеосновы социального обеспечения и страхования, а также организацию экономическойдеятельности социальных служб.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
В широком смысле социальная защита как социальный институтпредставляет собой деятельность государства по воплощению в жизнь главных целейи основных задач социальной политики, а также деятельность государства пореализации законодательно закрепленных экономических, правовых и социальныхгарантий, которые обеспечивают каждому гражданину соблюдение социальных прав, втом числе и на достойный уровень жизни.
В узком же смысле социальная защита представляет собойкомплекс определенных целенаправленных мероприятий экономического, правового,организационного характера с целью поддержания населения и сохранения источникасредств существования при наступлении социальных рисков.
Социальное обеспечение представляет собой формураспределения материальных благ с целями удовлетворить жизненно необходимыеличные потребности граждан, которые попали в трудную жизненную ситуацию, всехчленов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочейсилы за счёт специальных внебюджетных фондов, которые создаются на страховойоснове, и ассигнований государством.
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 17.12. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации» (ред. от 22.07. 2008) // «Собраниезаконодательства РФ», 24.12. 2001, № 52 (1 ч), ст.4920.
2. Федеральный закон от 15.12. 2001 № 166-ФЗ «О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 22.07. 2008) //«Собрание законодательства РФ», 17.12. 2001, № 51, ст.4831.
3. Федеральный закон от 15.12. 2001 № 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14.07. 2008) //«Собрание законодательства РФ», 17.12. 2001, № 51, ст.4832.
4. Федеральный закон от 17.07. 1999 № 178-ФЗ «О государственнойсоциальной помощи» (ред. от 14.07. 2008) // «Собраниезаконодательства РФ», 19.07. 1999, № 29, ст.3699.
5. Федеральный закон от 21.12. 1996 № 159-ФЗ «О дополнительныхгарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей» (ред. от 22.08. 2004) // «Собрание законодательстваРФ», 23.12. 1996, № 52, ст.5880.
6. Федеральный закон от 10.12. 1995 № 195-ФЗ «Об основах социальногообслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 22.08. 2004) //«Собрание законодательства РФ», 11.12. 1995, № 50, ст.4872.
7. Федеральный закон от 24.11. 1995 № 181-ФЗ «О социальной защитеинвалидов в РФ» (ред. от 14.07. 2008) // «Собрание законодательстваРФ», 27.11. 1995, № 48, ст.4563.
8. Федеральный закон от 19.05. 1995 № 81-ФЗ «О государственныхпособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 14.07. 2008) // «Собраниезаконодательства РФ», 22.05. 1995, № 21, ст. 1929.
9. Федеральный закон от 12.01. 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от22.07. 2008) // «Собрание законодательства РФ», 16.01. 1995, № 3,ст.168.
10. Закон РФ от 28.06. 1991 № 1499-1 «О медицинском страховании гражданв Российской Федерации» ред. от 29.12. 2006) // «Ведомости СНД и ВСРСФСР», 04.07. 1991, № 27, ст.920.
11. Закон РФ от 15.05. 1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧернобыльскойАЭС» (ред. от 14.07. 2008) // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1991,№ 21, ст.699.
Литература:
12. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. М.,2007. С.124.
13. Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации.Правовое регулирование. М., 2007. С.224.
14. Великанова Н.Н. Льготы и компенсации как элементы социальной защиты. М.,2008 С. 192.
15. Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в РоссийскойФедерации. М., 2005. С.640.
16. Киселев И.Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношенийв сфере социальной защиты населения // «Социальное и пенсионноеправо», 2007, № 2.
17. Кураков Л.П. Экономическая теория. М., 2008. С.1072.
18. Кучуков Р.А. Экономическая теория. М., 2007. С.520.
19. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальнаязащита» (правовой аспект) // «Трудовое право», 2008, № 3.
20. Миронова Т.К. Право и социальная защита. М., 2006. С.336.
21. Николаева И. Экономическая теория. М., 2008. С.528.
22. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты.М., 2006.С. 192.
23. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М., 2009. С.672.
24. Салихов Б.В. Экономическая теория. М., 2007. С.724.
25. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан //«Конституционное и муниципальное право», 2006, № 7.
26. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы/ Под редакцией В.С. Кукушина. М., 2007. С.336/
27. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. М., 2007. С.448.
28. Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009. С.512.