Саратовскаягосударственная академия права
Курсоваяработа
натему
СтатусЦентрального банка Российской Федерации и вопросы его реализации
СодержаниеВведение1.Конституционно-правовой статус Центрального Банка РФ2.Правовой статус Центрального банка РФ с позиций публичного права3. ЦБРоссии как звено государственного аппаратаЛитература
Введение
2010 год — юбилейный для Центральногобанка РФ: в июне 2010 г. исполнилось 150 лет со дня образования Банка России,учитывая, что 31 мая (по старому стилю) 1860 г. был подписан Указ обобразовании Госбанка царской России, 20 лет со дня законодательного оформлениядвухуровневой банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики,законами РСФСР от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»и «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
Таким образом, по-прежнему актуальнымиостаются доктринальные исследования особого публично-правового(административно-правового и финансово-правового) статуса Центрального банкаРФ.
Для выявления особенностейпублично-правового статуса Центрального банка РФ и его роли в финансовойдеятельности государства представляется необходимым учесть позицииадминистративного и финансового права о публично-правовом статусе. Отсутствие взаконодательстве определения статуса Банка России приводит к необходимостиразрешить данную проблему путем обращения к теории права и судебной практике.
Представляются крайне востребованнымидоктринальные исследования правового положения Банка России с позицийфинансового права как органа, осуществляющего банковское регулирование ибанковский надзор, с позиций административного права как органа,осуществляющего управление в денежно-кредитной сфере.
/>/>1. Конституционно-правовойстатус Центрального Банка РФ
Стабильность национальной валютыобеспечивается Центральным банком РФ различными взаимосвязанными рычагами,среди которых можно выделить рефинансирование кредитных организаций,регулирование их ликвидности, выпуск облигаций, валютные интервенции,установление унифицированных правил, форм расчетов и т.д. Не только эмиссияденежных средств, но и валютное регулирование и валютный контроль, банковскоерегулирование и банковский надзор, контроль за соответствием банков критериямнахождения в системе страхования вкладов физических лиц, полномочия попредупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций иполномочия по участию в арбитражном процессе по банкротству и принудительнойликвидации кредитных организаций, надзор за деятельностью кредитных организацийна рынке ценных бумаг и в сфере защиты прав потребителей банковских услуг,контроль за соблюдением кредитными организациями антимонопольногозаконодательства, функции Банка России как регулятора в сфере банковскогокредитования и Центрального каталога кредитных историй, антикризисноеуправление банковской системой РФ, иные функции Банка России направлены наобеспечение защиты и устойчивости рубля как конституционной функцииЦентрального банка РФ.
Повышение правовой культуры обществанеразрывно связано с формированием конституционного мировоззрения населения,должностных лиц, служащих государственных органов и сотрудников коммерческихорганизаций, развитием конституционной культуры и конституционногоправосознания. Конституция РФ оказывает влияние на все сферы общественныхотношений, в т.ч. регламентирует основы предпринимательской деятельности вообщеи банковского бизнеса в частности, деятельность Банка России, а такжеустанавливает ограничения этой деятельности[1].Деятельность Банка России занимает важное место в конституционной экономикестраны. Исследования основ правового статуса Центрального банка РФ,определенных Конституцией РФ, являются актуальными в правовой науке[2].Конституционные основы независимости Центрального банка РФ получили развитие втекущем финансовом законодательстве. И по экономическому содержанию, и поюридической форме полномочия Центрального банка РФ подчинены реализацииконституционной функции.
Исследуя финансово-правовые основыденежной системы Российской Федерации, Е.Р. Денисов справедливо утверждает, чтонезависимый конституционно-правовой статус Банка России как системообразующегозвена денежной системы необходимо конкретизировать и дополнить законодательнымигарантиями[3].В частности, им поддерживается идея О.Н. Горбуновой об издании федеральногозакона «О финансах», в котором предлагается конкретизировать полномочиягосударственных органов по регулированию денежной и финансовой систем[4],что вполне обоснованно и востребовано как с научно-теоретических, так ипрактических позиций. Заслуживает внимания и точка зрения Г.В. Петровой,согласно которой развитие финансового права как единой системы взаимосвязанныхправовых норм требует закрепления основ финансовой деятельности государства вФедеральном законе «О публичных финансах в Российской Федерации», где получилибы закрепление общие принципы регулирования различных видов финансовыхотношений, в т. ч. бюджетных, налоговых, валютных, банковских, страховых,фондовых, учетных, финансово-контрольных, единый финансовый рынок, единаяфинансовая политика, взаимосвязь государственного и муниципального уровнейфинансового регулирования, единый финансовый контроль, единая финансоваяотчетность, финансовая дисциплина, финансово-правовая ответственность, финансовыефункции государственных органов[5].Предлагаемая законодательная регламентация позволила бы развить конституционныеосновы о финансово-правовом статусе Банка России.
Центральный банк РФ прямолинейно невполне вписывается в конституционную схему аппарата государства, основанную напринципе разделения власти на законодательную, судебную и исполнительную.Однако следует заметить, что это вопрос не только правовой природы БанкаРоссии, но и Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ,Прокуратуры РФ. Усложнение государственных функций внесло изменение втрадиционную систему разделения властей, поэтому, кроме исполнительной,законодательной и судебных властей, выделились избирательная власть(центральная избирательная и другие избирательные комиссии), контрольная власть(прокуратура, Счетная палата, уполномоченный по правам человека) иденежно-кредитная власть (Центральный банк). Банк России выступаетсамостоятельным звеном единой системы государственной власти, не относящимсяпри этом к органам законодательной, исполнительной или судебной власти. Такимобразом, наличие в ст. 75 Конституции РФ при характеристике основной функцииЦентрального банка РФ формулировки о том, что он осуществляет ее «независимо отдругих органов государственной власти», позволяет сделать вывод о возможностирассмотрения Центрального банка РФ в качестве органа государственной власти.
Между тем, подчеркивая государственныйхарактер деятельности Банка России, в нормативных правовых актах Банк Россииупоминается как особый субъект, специфический субъект отдельной индивидуальнойгруппы. Например, проект федерального закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год разрабатывается с учетом предложений федеральных органовгосударственной власти, Центрального банка РФ, других органов и организаций,определяемых Правительством РФ10. В ст. 5 Федерального закона от 26 декабря2005 г. № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» называются администраторыдоходов федерального бюджета. Среди них федеральные органы государственнойвласти. При этом Центральный банк РФ назван отдельно. Из изложеннойформулировки следует, что указанный нормативный правовой акт не относит прямоЦентральный банк РФ к федеральным органам государственной власти, а указываетего обособленно, в особой группе субъектов, представленной в единственном числеисключительно Центральным банком РФ. Данный подход наблюдается и на уровнедругого федерального закона. Так, Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»регулирует отношения между банками РФ, Агентством по страхованию вкладов,Центральным банком РФ и органами исполнительной власти РФ в сфере отношений пообязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.
В ходе своей деятельности Банк Россииосуществляет финансовую деятельность. Развитие форм этой деятельности какобъекта финансово-правовой политики заключается в совершенствованииправоустановительной (нормотворческой), правоприменительной,контрольно-надзорной деятельности, деятельности по управлению имуществом (в т.ч. золотовалютными резервами) и оказанию услуг (в т. ч. обслуживания счетовбюджетов). Приведение в действие механизма финансов и обеспечение егоцеленаправленного функционирования в соответствии с задачами общества игосударства осуществляется с помощью норм финансового права. Вопросы денежнойсистемы, организации расчетов, иные аспекты банковской системы и банковскойдеятельности обоснованно признаются актуальными вопросами финансового права.Денежно-кредитная сфера и банковская деятельность — одна из сфер экономики,требующая управления и регулирования со стороны государства[6].Центральный банк РФ характеризуется как государственный орган, осуществляющийфинансовую деятельность в связи с выполнением своих основных обязанностей,функций и задач. Банк России является главным денежно-кредитным органомгосударства, что обязывает данный орган при решении вопросов, отнесенных к еговедению, руководствоваться в первую очередь публичными интересами финансовойдеятельности государства, координировать свою деятельность с деятельностью иныхорганов государства, а в определенных случаях оказывать им непосредственноесодействие.
В судебной практике Банк России сначалаопределялся как важное федеральное ведомство и при рассмотрении споров опризнании его актов незаконными по аналогии применялось законодательство,регулирующее правотворческую деятельность органов исполнительной власти[7].Позднее он был признан государственным органом и суды стали прибегать в спорахс его участием к процессуальному законодательству, применяемому длягосударственных органов: о подведомственности споров о признании актагосударственного органа недействительным; о распределении обязанности подоказыванию законности своих решений (действий). Арбитражная практиканеоднозначно трактовала правовое положение Центрального банка РФ. Приведемпримеры по спорам об уплате земельного налога в соответствии с Законом РФ от 11октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»[8].Первоначально арбитражные суды выносили решения о непредоставлении льготы поналогу на землю, мотивируя это тем, что Банк России не является органомгосударственной власти (не указан в ст. 11 Конституции РФ)[9];не указан в перечне ст. 12 Закона РФ «О плате за землю». При этом судами былоотмечено то обстоятельство, что отсутствует заключение Конституционного Суда РФпо вопросу отнесения Центрального банка РФ к органам государственной власти иуправления[10].Пробел правопонимания был восполнен Определением Конституционного Суда РФ от 14декабря 2000 г. № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации опроверке конституционности части 3 статьи 75 Федерального закона «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)»». КонституционныйСуд определил, что полномочия Банка России по своей правовой природе относятсяк функциям государственной власти[11].
При исследовании финансово-правовогостатуса Центрального банка РФ немаловажное значение имеют работы видныхсоветских ученых о правовом положении Государственного банка СССР, посколькуБанк России был создан на базе Госбанка СССР и Госбанка РСФСР. Так, Р.О.Халфина полагала, что государственный банк является государственным органом, сочетающимвыполнение управленческих и хозяйственных функций[12].М.М. Агарков выдвигал мнение, что Госбанк имеет двойственную природу: с однойстороны, является учреждением, входящим в структуру Наркомфина СССР, с другой —представляет собой предприятие, состоящее на хозрасчете и обладающеесобственной юридической личностью[13].
О.Н. Горбунова относит Банк России кгосударственным органам специальной компетенции, подчеркивая при этом, чтоЦентральный банк РФ, являясь органом государственного управления, созданспециально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля[14].
Необходимо отметить, что в случаеотнесения Банка России к органам государственного управления высказываютсяразличные мнения по поводу того, к какой именно их разновидности он относится.По мнению Э.Д. Соколовой, особое положение среди федеральных органовисполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность и призванныхоперативно управлять финансами, занимает Центральный банк РФ, который являясьюридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственногоуправления, наделенного властными полномочиями[15].Т.В. Кашанина полагает, что Банк России как орган государственного управленияотносится к «вневедомственным органам»[16].С мнением о том, что Банк России является органом государственногорегулирования кредитно-денежных и валютных отношений соглашается и Н.И. Химичева[17].По словам Ю.А. Крохиной, Банк России выступает главным денежно-кредитныморганом государства, что обязывает данный орган при решении вопросов,отнесенных к его ведению, руководствоваться в первую очередь публичнымиинтересами финансовой деятельности государства, координировать своюдеятельность с деятельностью иных органов государства, а в определенных случаяхоказывать им непосредственное содействие[18]
Указанную точку зрения подтверждает ипозиция Конституционного Суда РФ, которую в науке признают источником права вРоссии[19],выраженная в Определении № 268-О от 14 декабря 2000 г., где указано:«Полномочия, обозначенные в ст. 75 Конституции РФ, по своей правовой природеотносятся к функциям государственной власти, поскольку их реализацияпредполагает применение мер государственного принуждения», и в Постановлении от3 июля 2001 г. № 10-П, закрепляющем следующее положение: «В отличие отЦентрального банка Российской Федерации — органа банковского регулирования инадзора за деятельностью кредитных организаций — Агентство (имелось в видуАгентство по реструктуризации кредитных организаций — пояснения автора) неотнесено к органам государственной власти», следовательно, Банк России отнесензаконодателем к органам государственной власти.
А.Г. Братко не считает Банк Россииорганом государственной власти и относит его к негосударственным образованиям.Следует заметить, что подобный подход находит отражение в законодательстве.Так, согласно ст. 71 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»контрольно-ревизионные службы при избирательных комиссиях создаются спривлечением специалистов государственных органов, иных органов и организаций,включая Центральный банк РФ, Сберегательный банк РФ, главные управления Центральногобанка РФ в субъектах РФ. В данном контексте Банк России получается по статусукак иной, т.е. не относящийся к государственным, орган или организация. Приэтом упоминаются как юридические лица (Центральный банк РФ), так и неявляющиеся юридическими лицами территориальные учреждения Банка России.
В подтверждение публичностидеятельности Центрального банка РФ приведем примеры из судебной практики. Приобращении с заявлениями о признании банкротами кредитных организаций всоответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве) кредитных организаций» Банк России действует в защиту публичныхобщественных интересов и от уплаты государственной пошлины при обращении варбитражный суд освобожден на основании подп. 1 п. 1 ст. 333 НК РФ[20].При этом необходимо всесторонне анализировать нормативные акты, устанавливающиеполномочия Банка России, его обязанности как органа управления и контроля, атакже значение этих функций в деле обеспечения защиты интересов государства. Всоответствии со ст. 50.4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 20 августа2004 г.) Банк России обладает правом на обращение в арбитражный суд сзаявлением о признании кредитной организации банкротом. Обращение Банка Россииможет быть вызвано исполнением возложенной на него обязанности по возбуждению всуде процесса о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации, лишеннойлицензии. Данная обязанность выполняется им в государственных и общественныхинтересах, т. к. направлена на прекращение существования фактически недействующихи неплатежеспособных банков и на защиту интересов кредиторов. Приоритетноезначение публичных начал применительно к деятельности Государственного банкаСССР особо подчеркивалось в советской правовой науке, тем более данная позицияимеет отношение к статусу Центрального банка РФ. Банк России, совершая строгопредусмотренные законом банковские операции, не свободен в своей воле,действует не в своем, а в государственном интересе, что свидетельствует опубличной направленности его деятельности.
Итак, можно считать обоснованнойхарактеристику Центрального банка РФ как органа государственной власти. Вместес тем представляется интересным мнение О.М. Олейник об отсутствии в российскомправе института, который мог бы отразить специфику правового положения БанкаРоссии[21].Ранее Государственный банк РСФСР являлся юридическим лицом и осуществлял своюдеятельность на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования исамоуправления. Кроме того, совершая строго предусмотренные законом банковскиеоперации, Банк России руководствуется не своими, а публичными интересами. Приэтом «публичные интересы — это интересы государства, общества,государственно-общественных образований, в которых отражаются отвечающиетребованиям и стандартам современного государственно-правового развитиянеобходимые и общепризнанно желаемые обществом, личностью и государствомпотребности…»[22].Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности разработки теориипубличного права в российской юриспруденции, в т. ч. концепции юридических лицпубличного права. В российском законодательстве отсутствует деление юридическихлиц на частные и публичные.2. Правовой статус Центрального банка РФ с позиций публичного права
Наиболее удачной для определениястатуса Банка России представляется категория юридического лица публичногоправа и перспективными — исследования правового статуса Центрального банка РФ спозиций публичного права. Проведенный анализ подтверждает справедливостьпозиции о том, что Банк России является особым органом государственной властиспециальной компетенции и вся его деятельность, включая деятельность какюридического лица, имеет публичный характер. Данное мнение представляетсяверным и разделяется автором по причине того, что совершаемая Центральнымбанком РФ деятельность по совершению конкретных сделок обусловленанеобходимостью достижения целей государственного масштаба в сферебюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, сформулированных вфедеральном законе о федеральном бюджете на текущий год, послании ПрезидентаФедеральному Собранию РФ, заявлении Правительства РФ и Центрального банка РФ обэкономической политике на определенный период, Основных направленияхденежно-кредитной политики по очередной год, согласуемых Центральным банком РФс Президентом РФ, Правительством РФ, Государственной Думой ФедеральногоСобрания РФ. Данный статус и цели деятельности Центрального банка РФпредполагают наличие достаточного уровня независимости Банка России, которуюнельзя ослаблять при обеспечении стабильности национальной валюты иосуществлении других законодательно возложенных функций в процессесовершенствования федерального законодательства о правовом статусе Центральногобанка РФ. Юридическая доктрина публичности статуса Центрального банка РФчрезвычайно актуальна в современных условиях.
Однако есть и другое мнение, согласнокоторому Банк России является государственным органом и входит в системуисполнительной власти со своей особой компетенцией и сложным характеромвзаимодействия с Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ[23].Это находит подтверждение и в судебной практике. Системное толкование ч. 2 ст.75 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» позволяет признать, что Банк России осуществляетреализацию государственно-властных функций и по своим полномочиям и статусусоответствует понятию федерального органа исполнительной власти. И, кроме того,Банк России обладает практически всеми признаками органа исполнительной власти,выделяемыми в научной литературе.
Центральный банк РФ:
― имеет государственно-правовую природу и наделен особымигосударственно-властными полномочиями (например, проведение проверок,направление предписаний об устранении выявленных правонарушений, применения мерпринуждения);
― создан для реализации функций Российской Федерации в областиденежно-кредитной политики;
― осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами деятельностиорганов исполнительной власти52;
― его главная задача — это правоисполнительная деятельность в соответствующейсфере;
― деятельность носит управленческий, организующий, исполняющий,контрольный и распорядительный характер, в результате которой решаютсягосударственные задачи, имеет право самостоятельно осуществлятьраспорядительные полномочия, издавать приказы и распоряжения, обязательные дляисполнения подчиненными органами исполнительной власти, должностными лицами игражданами;
― имеет организационную структуру (учреждение государственных должностей ифункциональных структурных подразделений, способствующих наиболее эффективномуосуществлению задач, полномочий и функций);
― обладает специальной компетенцией;
― имеет право на нормотворческую деятельность и право издания актовуправления;
― Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)» предусмотрена ответственность Банка России и его должностных лиц;
― обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать;
― в отношении Центрального банка РФ признак финансирования из средствфедерального бюджета не применим, поскольку Банк России осуществляет своирасходы за счет собственных доходов.
Заслуживает внимания мнение о том, чтохотя формально Банк России не входит в систему федеральных органовисполнительной власти, тем не менее, в практических целях по совокупностипризнаков и организационно-правовой сути его можно определить как органисполнительной власти особого рода, самостоятельно осуществляющий возложенныена него функции, обладающий необходимыми для этого полномочиями, специальнойкомпетенцией и взаимодействующий с другими органами исполнительной власти.Такое допущение позволяет себе и законодатель, когда при формулированииправовых норм Банк России включается в совокупность органов исполнительнойвласти, и судебные органы, распространяющие на Банк России нормы, регулирующиестатус и деятельность органов исполнительной власти[24].
О том, что Банк России являетсясубъектом с особым публично-правовым статусом, но вместе с тем осуществляющимдеятельность, сходную по задачам с деятельностью федеральных органовисполнительной власти, свидетельствуют следующие факты законодательнойрегламентации компетенции уполномоченных субъектов в борьбе с терроризмом. Так,в ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе стерроризмом» названы конкретные субъекты, непосредственно осуществляющие борьбус терроризмом в пределах своей компетенции (Федеральная служба безопасности РФ,Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная службаохраны РФ, Министерство обороны РФ). При этом в ч. 4 ст. 6 указанногоФедерального закона предусмотрено, что субъектами, участвующими впредупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределахсвоей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти,перечень которых определяется Правительством РФ.
В п. 1 постановлении Правительства РФот 22 июня 1999 г. № 660 «Об утверждении перечня федеральных органовисполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции впредупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности»утверждается прилагаемый перечень федеральных органов исполнительной власти,участвующих в пределах своей компетенции в предупреждении, выявлении ипресечении террористической деятельности. Обращает на себя внимание, что в п. 2названного постановления установлено, что Центральный банк РФ участвует впределах своей компетенции в предупреждении, выявлении и пресечениитеррористической деятельности. Тем не менее, Банк России не назван в системеорганов исполнительной власти в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «Осистеме и структуре федеральных органов исполнительной власти».
Банк России занимается финансовойдеятельностью, обусловленной его законодательно закрепленными за ним функциямии задачами. Следовательно, правомерно возникает вопрос: как его статусвписывается в теорию административно-правовых отношений, где необходимымпризнаком является наличие органа исполнительной власти в качестве субъектауправления и теорию финансовых правоотношений, где также есть властные начала?Вместе с тем экономико-правовая теория, практика государственного строительстваи функционирования банковской системы подтверждают, что Банк России, исходя изего функций, оказывает управляющее воздействие на банковскую систему и обладаетнеобходимыми для этого полномочиями, в т. ч. правом применения государственногопринуждения и привлечения кредитных организаций за нарушения федеральныхзаконов и нормативных актов Банка России к юридической ответственности.3. ЦБ России как звено государственногоаппарата
Не исключено рассмотрение Центральногобанка РФ как звена государственного аппарата. В рассматриваемом плане важнымпредставляется мнение В.М. Манохина и Ю.С. Адушкина о том, что системагосударственного аппарата объединяет, помимо органов исполнительной власти(государственного управления), представительные и законодательные органы,Президента, органы правосудия, прокуратуры и другие государственные органы[25].Принимая во внимание, что Банк России действует от имени государства и по егопоручению, наделен государственными полномочиями в области денежно-кредитныхотношений, валютного регулирования и валютного контроля, банковского надзора,имеет территориальные масштабы своей деятельности, источники финансирования(осуществляет расходы за счет собственных доходов), возможно рассматриватьЦентральный банк РФ как государственный орган, составную часть государственногоаппарата.
Заслуживает внимания мнение О.М.Олейник о том, что Центральный банк РФ является особым организационнымобразованием, сущность которого нельзя сводить к исполнительной илиадминистративной власти[26].
В научной литературе в отношениигосударственного воздействия на банковскую деятельность употребляются и нередкосмешиваются два термина: «государственное управление банковской деятельностью(банковской системой)» и «государственное регулирование банковскойдеятельности». Государственное управление как вид социального управленияотличается от иных видов управления. Ю.Н. Старилов справедливо выделяетследующие признаки государственно-правового характера управления[27]:
во-первых, в процессе управленияосуществляются функции государства при соблюдении интересов государства(публичных интересов) и обеспечения прав и свобод граждан;
во-вторых, функции управленияосуществляются специально создаваемыми государством субъектами по поручению иот его имени или другими субъектами, которым государство передает часть своихполномочий в сфере управления;
в-третьих, все субъектыгосударственного управления обязаны действовать в пределах компетенции,установленной для них законами и иными нормативными правовыми актами.
Представляется возможным присоединитьсяк мнению С. А. Голубева о том, что «государственное управление — этообщественные отношения, складывающиеся в процессе воздействия государства черезсистему его органов и должностных лиц на общественные процессы, сознание,поведение и деятельность населения данного государства с целью реализациигосударственной политики»[28].
Переходя к рассмотрению понятия«государственное регулирование», следует отметить, что «хотя государственноерегулирование стало уже обиходным термином, употребляемым иногда как антиподгосударственному управлению, содержание его до сих пор остается недостаточноопределенным»[29].Выделяется государственное регулирование в широком и узком смысле. «В широкомсмысле оно выражается в установлении государством общих правил поведения(деятельности) участников общественных отношений и их корректировке взависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органызаконодательной (представительной) и исполнительной власти. Известным образомна поведение участников урегулированных отношений влияют субъекты судебнойвласти. В узком смысле государственное регулирование — одна из функцийгосударственного управления»[30].Подобная точка зрения разделяется и другими учеными[31].Саратовской школой административного права в рамках государственногоруководства экономикой выделяются два основных метода: государственноеуправление и государственное регулирование[32].При этом высказано вполне обоснованное мнение о том, что наименование отношенийисполнительной власти с хозяйственными обществами более правильно называтьгосударственным регулированием, а не государственным управлением, как вотношении государственных предприятий и учреждений.
Таким образом, в настоящий момент вотношении государственного воздействия на экономические общественные отношенияс участием коммерческих организаций более целесообразно употребление термина «регулирование»,а не «управление», поскольку последнее предполагает непосредственноеуправленческое воздействие с прямым установлением объектов и субъектовуправления, корреспонденцией прав и обязанностей, адресностью управления.Вместе с обоснованием необходимости преобладания регулирующего воздействия вусловиях рыночных отношений в юридической литературе прослеживается мысль оневозможности полного отказа от управления. По обоснованному мнению О.Н.Горбуновой, государственное регулирование банковской деятельности являетсяобластью публичного финансово-правового воздействия, цель которого состоит воказании содействия решению общегосударственных задач. При этом осуществлениеБанком России хозяйственной деятельности и выполнение им одновременноадминистративно-контрольных полномочий не совершаются независимо друг от друга.Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализациисвоего хозяйственного интереса и получения прибыли (продажа государственныхоблигаций, переучет векселей и т. д.), он, прежде всего, оказывает тем самымсоответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитныхучреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которыхзаключаются такие сделки, вырабатываются Банком России в рамках общейгосударственной денежно-кредитной политики. Таким образом, можно отметить какглавную особенность правового положения Банка России в настоящее время —осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчиненорешению одной и той же задачи — управлению кредитной системой. Поэтому БанкРоссии — орган государственного управления денежно-кредитной системой. Вадминистративном праве Центральный банк РФ относят к органам управления в сферефинансовой деятельности[33].Функцией управления является государственное регулирование банковскойдеятельности.
В ходе своей деятельности Банк Россииосуществляет финансовую деятельность. Развитие форм деятельности Банка Россиикак объекта финансово-правовой политики заключается в совершенствованииправоустановительной (нормотворческой), правоприменительной,контрольно-надзорной деятельности, деятельности по управлению имуществом (в т.ч. золотовалютными резервами) и оказанию услуг (в т. ч. обслуживания счетовбюджетов). В условиях функционирования двухуровневой банковской системы РФ,отвечающей потребностям рыночной экономики, все большее значение приобретаетвопрос о государственном регулировании экономики, его формах и методах, ролиправа в этом процессе. Приведение в действие механизма финансов и обеспечениеего целенаправленного функционирования в соответствии с задачами общества игосударства осуществляется с помощью норм финансового права. Вопросы денежнойсистемы, организации расчетов, иные аспекты банковской системы и банковскойдеятельности обоснованно признаются актуальными вопросами финансового права.Денежно-кредитная сфера и банковская деятельность являются одной из сферэкономики, требующей управления и регулирования со стороны государства. Неслучайно Центральный банк РФ характеризуется как государственный орган,осуществляющий финансовую деятельность в связи с выполнением своих основныхобязанностей, функций и задач.
/>/>/>Литература
1. Агарков М.М. Основы банкового права. М., 1994.
2. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова. М., 2005.
3. Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право РоссийскойФедерации. Ч. 2: Административно-правовая организация управления экономикой,социально-культурной и административно-политической сферами: учебник. М., 1995.
4. Анишина В. Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации// Российская юстиция. 2000. № 7
5. Гевандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы РоссийскойФедерации. М., 2003.
6. Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации врегулировании банковской системы страны. М., 2000.
7. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовыхинститутов в условиях перехода России к рынку: дис… д-ра юрид. наук. М.,1996.
8. Денисов Е.Р. Финансово-правовые основы денежной системы РоссийскойФедерации: автореф: дис… канд. юрид. наук. — М., 2003.
9. Ильясов С.М. О сущности и основных факторах устойчивости банковскойсистемы // Деньги и кредит. 2006. № 2. С. 45-48;.
10. КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996.
11. КонинН.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / подред. Н.М. Конина. М., 2005.
12. КрохинаЮ.А. Финансовое право России: учебник для вузов. М., 2004.
13. МанохинВ.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: учебное пособие. Саратов,2000.
14. МанохинВ.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: учебник.М., 1996. С. 224.
15. ОлейникО.М. Основы банковского права: курс лекций. М., 1997.
16. ПастушенкоЕ.Н. Центральный банк Российской Федерации: вопросы теории статуса и практикиреализации // Вестник СГАП. 2010. № 2. С. 133—144.
17. ПетроваГ.В. Финансовое право: учебник. — М., 2006.
18. ПостановлениеФедерального арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2003 г. №КГ-А40/1074-03. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант»; Информационноеписьмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 мая 1996 г. № 2 «Об уплатеБанком России и его учреждениями государственной пошлины при обращении варбитражные суды» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 7.
19. РучкинаГ.Ф. Государственный контроль за законностью осуществления предпринимательскойдеятельности // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 7.
20. СавельеваО.В. Административно-правовое регулирование банковской деятельности: автореф.дис… канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005.
21. СоколоваЭ.Д. Правовые основы финансовой системы России. М., 2006.
22. СтариловЮ.Н. Административное право России в системе современных политико-правовыхпреобразований // Финансовый механизм и его правовое регулирование: сборникнаучных трудов по итогам Международной научно-практической конференции (24-25апреля 2003 г.). Саратов, 2003.
23. СтариловЮ.Н. Административное право: в 2 ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы.Воронеж, 1998.
24. Финансовоеправо: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003.
25. Финансовоеправо: учебник / под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2002.
26. ХалфинаP.O. Правовое положение Государственного банка СССР // Известия АН СССР.Отделение экономики и права. 1947. № 1. С. 10-13.
27. ШохинС.О. Денежно-кредитная политика России. Вопросы совершенствования правовогорегулирования // Научные труды / Российская академия юридических наук. Вып. 4:в 3 т. Т. 3. М., 2004. С. 679-682.
28. ШпиткоО.Ю. Административно-правовое регулирование в структуре российского банковскогоправа: дис… канд. юрид. наук, Воронеж, 2004. С. 123-125.