Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

Содержание
Введение
Глава 1. Семья – основной объектсоциальной работы
1.1 Семья: понятие, виды, функции
1.2 Историческое развитие социальнойпомощи семье
Глава 2. Социальная работа снеблагополучными семьями
2.1 Ребенок в неблагополучной семье
2.2 Виды неблагополучных семей
2.3 Правовые основы социальной работыс семьей
2.4 Помощь семье и детям в решениивозникших трудных жизненных ситуаций
Заключение
Список литературы

Введение
Семья –это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современногообщества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцамиповедения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми иродителями, между женами и мужьями.
Во всевремена семья являлась неким показателем состояния государства. Благополучиетого или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих внем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучнойатмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.
Одним изпредназначений семьи является воспроизводство нового поколения и воспитаниеего. Маленький человек в своей семье усваивает нормы и правила человеческогоповедения, идет его приобщение к культуре. Семья воспитывает будущую личность,будущего полноправного участника общественных отношений, который будет вершитьисторию своей страны и общества, в котором он живет.
Кризисы,возникающие в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнениесемьей своих функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, онипопадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статуснеблагополучных, становясь основными объектами социальной работы.
Нежеланиеили невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу.Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей иподростков. Как результат, количество попавших в «группу риска» постоянноувеличивается. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ходпроцессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации,которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества.
Такимобразом, благополучие семьи зависит напрямую от благополучия общества, аблагополучие общества, в свою очередь, – от благополучия семьи.
Всовременном обществе, в эпоху прогресса и компьютеризации, когда времяпролетает с огромной скоростью, а люди живут быстро, когда многие ценностипотеряли своё значение, вопрос семьи и брака продолжает оставаться актуальным,как и сотни лет тому назад. До сегодняшнего дня для многих людей, состоящих вбраке или ещё пока не вступивших в семейные отношения, высшей ценностьюявляется семья, а сохранение ее благополучия – одной из главных задач.
Поэтомумногие привыкли рассматривать семью как особое место, где тебя любят, в тебяверят, понимают и ждут. Но при более детальном и глубоком рассмотрении семейныхотношений и их тщательном изучение с точки зрения психологии, социологии исоциальной работы, это не всегда так.
Всебольшее распространение получают неблагополучные семьи, семьи, в которыхнарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоихродителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей или кженщинам со стороны мужей, экономические проблемы и безработица влияют нетолько на еще не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но так женакладывают неизгладимый отпечаток на жизнь взрослых членов семьи.
Бытуетмнение о том, что «выметать сор из избы», по крайней мере, неприлично, а всевозникающие проблемы нужно решать внутри семьи. Так же не очень хорошовмешиваться в чужую семейную жизнь, все это дела деликатные, внутрисемейные.Одна возникшая трудная жизненная ситуация порождает разнообразные проблемы. Носемья очень часто не может сама, без помощи специалистов, распутать клубокобразовавшихся проблем, а этот клубок превращается в петлю на шее семейногоблагополучия, семья из семьи риска превращается в неблагополучную, становясьтем самым объектом социальной работы. Но, обращаясь в центры социальной помощи,семьи это делают иногда слишком поздно, когда исправить их положение бываеточень трудно, когда профилактическими методами им уже не помочь, а проблема,как злокачественная опухоль, требует операционного вмешательства. Специалист посоциальной работе в таких вопросах должен быть особенно осторожен, деликатен икомпетентен.

Глава1. Семья – основной объект социальной работы
1.1 Семья: понятие, виды, функции
Существуетмножество определений семьи. Экономика, социология, психология, философия,культурология, а также многие другие общественные науки дают свое определение дляэтого понятия, выделяя в качестве семьеобразующих факторов различные стороныжизнедеятельности общества.
В работе«Социология семьи» ее авторы отмечают наиболее удачное и точное определениепонятия семьи, данное А.Г. Харчевым, которое учитывает, по их мнению, «критериивоспроизводства населения и социально-психологической целостности», «какисторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, междуродителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными илиродственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностьюи социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества вфизическом и духовном воспроизводстве населения».
Оченьчасто понятие «семья» сводят к понятию «брак». Но это неправильно, так какпонятие «семья» шире, чем «брак». «Брак – это союз мужчины и женщины,порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, детям иобществу.»[1]Семья же включает в себя не только супругов и их детей, она содержитвертикальные связи, то есть к семье относятся предки мужа и жены, иногда такиевертикальные связи уходят в глубь веков на сотни лет. Помимо вертикальныхсвязей существуют и горизонтальные, это отношения с братьями, сестрами, зятьями,свекрами и так далее.
Семьей, встрогом смысле этого слова, можно считать людей, связанных такими отношениями,как супружество, родительство и родство, при наличие только этих трех фактороводновременно приобретается статус семьи. Термин «семейная группа» объединяетсемейные образования, не обладающие триединым отношением: супружество –родительство – родство. Таким образом, получается, что семейная группа – этогруппа людей, ведущая совместно домохозяйство, объединена только родством, либородительством или супружеством.
К такойгруппе относятся те, кто является родителями, но не состоят в браке или те, ктосостоит в гражданском или законном браке, но без детей. В России большинствосожительствующих мужчин и женщин состоят в законном браке.
Можно наосновании различных критериев выделить и разные виды семей. А.И. Антонов и В.М.Медков в своей книге «Социология семьи» выделяют следующие:
1) В зависимости от характерасупружества выделяют:
a) Моногамные (брак одного мужчины иодной женщины);
b) Полигамные (брак одного мужчины снесколькими женщинами или наоборот);
2) По критерию власти различают:
a) Патриархальная семья (глава семьи– отец);
b) Матриархальные (большимавторитетом пользуется мать, а не отец);
c) Эгалитарные семьи (ситуативноераспределение власти между родителями, равное влияние супругов свзаимозаменяемыми ролями);
3) По социально-демографическомуположению:
a) Гомогамные (семьи, в которыхсупруги одной национальности, с одинаковым уровнем образования, нет большойразницы в возрасте и так далее);
b) Гетерогамные (супруги различны посоциально-демографическому положению);
4) По количеству поколений:
a) Нуклеарные – семьи, состоящие изодной брачной пары с детьми, которые никогда не состояли в браке, то естьсемьи, состоящие из двух поколений. Такой вид наиболее распространен всовременном обществе. Название образовано от «нуклон», что с латинскогопереводится как «ядро». В такой семье так же, как и в расширенной, создаетсясобственная субкультура, закрытая для интеграции различных культурных элементовиз вне.
b) Расширенная (семья с тремя и болеепоколениями, которые объединяют в себя родителей, их уже взрослых детей сдетьми-внуками);
5) В зависимости от брака, первый иливторой, выделяют повторные семьи. В такую семью могут входить дети уже от этогобрака, а также дети от первых браков. В данное время число таких семейувеличивается в связи с тем, что неумолимо растет число разводов. Ранее онипоявлялись только в случае смерти одного из супругов.
6) В зависимости от количествародителей в семье:
a) Неполные (семья, в которой детейвоспитывает один родителей, как и повторные семьи, образовываются чаще всего врезультате развода, реже в результате смерти одного из супругов);
b) Полные
7) По детности:
a) Малодетные ( с 1 – 2 детьми);
b) Среднедетные (3 – 4 ребенка);
c) Многодетные (более 4 детей);
8) По материальному положению:
a) Обеспеченные
b) Малообеспеченные (семьи, у которыхуровень доходов не превышает потребительского минимум);
9) Семьи благополучные инеблагополучные, которые не выполняют своих функций, подвержены действиюнегативных факторов в социальной среде.
Функциисемьи характеризует ее как социальный институт общества. Если бы семья, вглобальном смысле, перестала выполнять предписанные ей функции, то погибла быкультура, прекратилась бы социализация, это бы привело к гибели мировойцивилизации. Отсюда можно сделать вывод, что семья, в современном обществе, –наиболее важный социальный институт с уникальными функциями и предписаниями. Всвязи с этой уникальностью функции не подразделяются на главные ивторостепенные, они все являются важными в равной степени.
Длявыделения семьи из других социальных институтов функции делятся наспецифические и неспецифические. «Специфические функции семьи вытекают изсущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда какнеспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказаласьпринужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах».[2]
Согласноэтому, в работе «Социология семьи» ее авторы выделяют следующие функции:
1) Специфические:
a) Репродуктивная, то есть рождениедетей;
b) Экзистенциальная – их содержание;
c) Функция социализации – воспитаниедетей.
2) Неспецифические:
a) Передача собственности и статуса;
b) Организация производства ипотребления, домохозяйства, отдыха и досуга
c) Забота о здоровье и благополучиечленов семьи, и многое другое.
Влитературе можно обнаружить и другие виды классификации функций семьи.Например, В.Д. Альперович выделяет такие:
1. «Рождение и поддержаниебиологического существования детей;
2. Передача новым поколениям общественногои культурного наследия;
3. Стабилизация социальной структурыв результате наделения детей социальным положение;
4. Предотвращение дезинтеграцииличности членов семьи, путем создания эмоционального комфорта и безопасности;
5. Социальное контролированиеповедения ее членов;
6. Воспитательная функция.»[3]
Сизменениями в жизни конкретной семьи, с прохождением ею различных жизненныхциклов, изменяется иерархия функций, меняется степень участия в реализации этихфункций каждого члена семьи.
 
1.2Историческое развитие социальной помощи семье
 
Социальнаяпомощь зародилась много столетий назад, еще во времена первобытной общины. Втоже время начинает зарождаться помощь семье и детям.
В этотпериод в основном преобладала взаимопомощь.
У южныхславян ранее других славянских племен сформировался институт усыновления внутриродовой общины. Принимали в семью сироту пожилые люди, когда им уже было трудносправляться с хозяйством или которые не имели своих собственных детей. А ещераньше сироты являлись, по сути, рабами, то есть во время столкновениями междуплеменами мужчин, которые попали в плен убивали, а женщин и дети входили в однуиз семей племени победителей. Таким образом им сохранялась жизнь.
Другойформой помощи была мирская помощь. Например ребенку-сироте назначали«общественных родителей», которые брали его на прокорм.
На болеепоздних этапах развития Руси, незадолго до принятия христианства, начинаетоформляться институт вдов. Ранее вдовы, после смерти мужа, были обязаныпоследовать вслед за ним. Теперь же они выделялись как особые субъекты. Ониобмывали и одевали умерших, а в качестве дара получали вещи умершего, а общинапредоставляла им землю.
«Не менеедревний обычай – хождение за «навалным». Он состоял в том, что нуждающейсясемье оказывали помощь продуктами, обычно осенью, после уборки урожая.»[4]
В X – XIIвеках, после принятия Русью христианства, формируются новые виды поддержкинуждающихся семей и детей. Появляется княжеское попечительство ицерковно-монастырская благотворительность. Монастыри выступали как органыконтроля в семейных отношениях. Они рассматривали развод, кражи невест,конфликты между мужем и женой, выступали мерой наказания для женщин, которыессылались туда за неверность.
В XVвеке появляются церковные грамоты в которых говорится, что вдовам, чьи мужьяпогибли на государственной службе, полагается выплата денежного и хлебногооброка и обработка пашни.
В XIV –XVII формируется система государственной поддержки семей.В 1606 году издан Указ, который разрешал отпускать на волю крестьянские семьина прокорм. Государство взяло на себя заботу о семьях, чьи кормильцы погибли нагосударственной службе, им выдавалась бесплатная земля.
Во времяправления Петра I система помощи нуждающимся проходит рядпреобразований. Только с 1706 года начинают призревать детей и вдов служащихлюдей, но социальная политика в отношении этой категории проводится по остаточномупринципу. В губерниях начинают строить “сиротские дома”. При церквяхорганизовывались школы для детей, в том числе и бедных, в которых обучалиарифметике, письму, чтению. Издается Указ о запрете убийства незаконнорожденныхдетей.
Начинаеразвиваться благотворительность. В 1796 году императрица Мария Федоровна беретна себя руководство над благотворительными обществами, которые помогали и в томчесле сиротам и детям бедных родителей.
“Вобщественной практике складываются государственные подходы к проблемаминвалидности, материнства и детства, а так же социальной патологии:профессиональному нищенству, алкоголизму, детской безнадзорности.”[5]
Болеединамична стала развиваться социальная помощь семье в конце XIX –начале XX века. “В 1913 году к особым учереждениям добавляетсяВсероссийское попечительство об охране материнства и детства во главе сЦентральным институтом, призваным распростронять по уходуза младенцами ибороться с детской смертностью. В том же году с целью призрения сельских сиротучреждается Романовский комитет.”[6] Были организованы “бесплатные колыбельни”, убежища,ясли для детей, родители которых разных забот оставляют их одних. Впервые началипрезреваться дети, чьи родители погибли в войнах.
Послереволюции 1917 года начинается формирование основ системы социального обеспечениянаселения. Создается Народный комисариат государственного призрения, начинаетсяупразднение существующих органов помощи, которые заменяются отделами,занимающимися той или иной проблемой. Так в январе 1918 года открывается отделпо охране материнства и детства.
Длясемей, чьи кормильцы ушли на фронт выдаются пайки. Законодательствоустанавливало основные виды социального обеспечения: беременными и роженицам,семьям призванных на флот и в армию, семьям погибших на войне выплачивалисьпособия.
В 90-х годахХХ века в России сложилась неблагоприятная социально-экономическая ситуация,которая сильно повлияла на институт семьи и брака. Постоянно ростет числоразводов, число детей, рожденных вне брака и детей, которых матери оставляют вродильных домах. Принемались ряд мер по укреплению семьи и брака, издавалисьзаконы. Например, “О дополнительных мерах об охране материнства и детства”, “Оповышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат” и многиедругие.
Внастоящее время происходит формирование новой системы социального обеспечениясемьи в условиях рыночной экономики.
 

Глава2. Социальная работа с неблагополучными семьями
 
2.1Ребенок в неблагополучной семье
Детский психолог М.И. Буянов в своей книге «Ребенок изнеблагополучной семьи» говорит о том, что «только система отношений «семья –ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.»Отсюда можно сделать вывод о том, что неблагополучная семья – это семья, вкоторой нарушено нормальное функционирование, в связи с чем создаютсянекомфортные условия для жизнедеятельности детей внутри нее.
По данным сайта infoart.iip.net на октябрь 2003года в Московской области на учете в органах внутренних дел состоят 15 тыс.подростков, из них 35% проживают в неблагополучных семьях.
В связи с этим дети из таких семей чаще другихпопадают в группу риска. «Дети группы риска – та категория детей, которая всилу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подверженанегативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальныхэлементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.»[7]
Существует множество причин, из-за которых ребенокможет попасть в группу риска. Олиференко Л.Я. в своей работе«Социально-педагогическая потдержка детей группы риска» выделяют следующие:
1. Асоциальное поведение родителей,пьянство;
2. Устройство на квартире родителямипритонов;
3. Сексуальное развращениесобственных детей;
4. Убийство одного из родителясобутыльниками или другим родителем на глазах у ребенка;
5. Пребывание одного из родителей втюремном заключении;
6. Лечение одного из родителя от алкоголизма,психического заболевания;
7. Жестокое обращение с детьми;
8. Оставление одних малолетних детейбез пищи и воды;
9. Отсутствие постоянного местажительства;
10. Побеги из дома, конфликты сосверстниками и многие другие причины.
Чаще всего невозможность проживания ребенка в семьепроисходит не вследствие одной какой-то причины, а из-за их совокупности.Длительное воздействие таких совокупностей приводит к психическим и физическимнарушениям у ребенка. Происходит нарушение социализации личности ребенка.
Самые сильные и трудно заживающие душевные раны,которые человек получает в детстве – это раны, нанесенные собственнымиродителями. «Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях,разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потериценности себя, неумении строить свою жизнь.»[8]
Чаще всего, неблагополучная семья является результатомтого, что родители будучи детьми воспитывались в подобных условияхжизнедеятельности. Родительское поведение откладывается в детской психике, набессознательном уровне, еще в дошкольном возрасте. В дальнейшем человек воспроизводитповедение родителей в своей семье.
Из-за невыполнения родителями обязанностей, появляютсядети беспризорные, безнадзорные и дети-беглецы.
«Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра,внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, заменяющихих. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи ссемьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи,но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения.
Беспризорные дети – дети, которые не имеютродительского или государственного попечения, постоянного места жительства,соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода,систематического обучения и развивающего воспитания.
Дети-беглецы – дети, убежавшие из дома иливоспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелогоконфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностныхориентаций и других причин, приведших к кризису отношений.»[9]
Поведение детей из неблагополучных семей нередкопротиворечит общественным правилам и нормам. Для этих детей не среди взрослых,не среди сверстников нет авторитетов. Во взрослом возрасте они более другихсклонны к правонарушениям.
 
2.2Виды неблагополучных семей
 
Критерии,по которым семей относят в группу риска весьма разнообразны. Разныеисследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семьюк неблагополучным если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияетполностью на всю семью, другие когда фактор влияет на отдельных ее членов.Здесь критерием выделения неблагополучных семей является положение ребенка иотношение родителей к нему.
1) Наиболее сильным фактором, которыйвызывает дисфункцию семейных отношений и мешает семье выполнять свои функции, атакже наносит психики ребенка непоправимый урон, является алкоголизм родителей.
Уродителей-алкоголиков в большинстве рождаются больные и умственно отсталыедети. Алкоголизм родителей влияет на ребенка в процессе зачатия, во времябеременности и на протяжение всей жизни. Этот неблагоприятный фактор являетсяпримером для ребенка. В то время, когда идет социализация ребенка иформирование его личности, когда он впитывает всю окружающую его информацию,как губка, его основным ориентиром служат родители-алкоголики. Из-за этогоребенок усваивает эти ужасные примеры, в большинстве случаев, возникаетотсутствие какого-либо воспитания вообще, в конечном итоге, ребенок может остатьсябез родителей, стать сиротой при живых родителях и попасть в детский дом.Ребенок в такой семье уподобляется своим родителям, потому что из-за своейнезрелости не может противостоять таким пагубным примерам. Пьянство родителейпорождает такие явления как социальная деградация, хулиганство, плохойсамоконтроль, а они в свою очередь являются причиной психических расстройств удетей.
Уподростка формируется система значимых отношений ко всему, что его окружает,это и определяет его дальнейшее поведение. Начинают возникать волнения из-заотношений с окружающими его людьми. Но самое главное на этой ступени развитияребенка – это его отношение с родителями. Сильное желание иметь постояннуюзаботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из семейалкоголиков.
Еслиребенок понимает, что он растет в семье, которая сильно отличается от семей, вкоторых воспитываются его сверстники, в семье, в которой родителизлоупотребляют спиртными напитками, в которой тяжелое материальное положение,где мало внимания уделяют детям, это является причиной формирования негативногоотношения к семье, которая для этого ребенка никогда уже не станет высшейценностью. Помимо всего дети, чьи родители пьяницы, взрослеют намного раньше,чем их сверстники из семей благополучных, на них ложится ответственность замладших братьев и сестер.
2) Еще один вид неблагополучной семьи– это педагогически несостоятельная семья. Такой статус получают семьи, вкоторых на первый взгляд все благополучно, но при воспитание детей возникаютсерьезные педагогические ошибки.
В своейкниге «Ребенок из неблагополучной семьи» М. Буянов называет неблагополучной,прежде всего, такую семью, в которой имеются явные дефекты воспитания, иописывает наиболее часто встречающиеся:
a) Ребенка воспитывают «по типуЗолушки», то есть, когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. Втакой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постояннонапоминают про эту нелюбовь. Реакция детей на такое отношения бывает разной:нередко ребенок замыкается в себе, другие пытаются привлечь внимание родителейк себе, вызвать их жалость или ребенок ожесточается по отношению к такимродителям.
b) Гиперопека
i) Скрытая
ii) Явная
Вэтом случае ребенка стараются защитить от всех возможных и невозможныхтрудностей и опасностей современной жизни. Ребенок из такой семьи, как правило,лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастаетчаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. И жить ему потомна свете очень трудно. Алкоголики, наркоманы, хронические неудачники – часторезультат такого воспитания.
c) Гипоопека, то есть недостатокопеки со стороны родителей. Ребенком никто не занимается, его в семье интересывсегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят,просто родителям не до него – у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях,где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениямиуспехов в карьере и др. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах,никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует радинего своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым исамостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что ончувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается этабезнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением имипротивоправных поступков.
d) Семья, в которойк ребенку относятся излишне строго. Детей боятся избаловать, поэтому иотносятся к ним сдержанно и сухо. Как правило, детям в таких семьях прививаютвысокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральнуюответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», ичасто стараются поступать правильно. Но хорошо ли такому ребенку живется безродительской ласки? Счастлив ли он?
e) Семьи, в которыхнет согласия в воспитании ребенка. Эта семьи в которых родители используют однутактику в воспитании детей, а бабушки или дедушки совершенно другую. Из-заэтого у ребенка могут начаться невроз или другое психическое нарушение.
3) Следующий вид неблагополучныхсемей – криминально-аморальные семьи, здесь главным фактором, нарушающимвыполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы риска, иаморально-ассоциальные семьи, в которых преобладают антиобщественные ориентации.
«Наибольшую опасность по своему негативномувоздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей втаких семьях из-за жёсткого обращения, пьяных дебошей, распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей, зачастую находится подугрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях),воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественноепопечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги издома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, таки от криминального влияния преступных образований.»[10]
4) Асоциально-аморальные семьи, хотяи кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятноевоздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают имантиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная,уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.
5) Также можно выделить конфликтныесемьи. «Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинамличные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения ивзаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения. Конфликтные семьи могутбыть как шумные, скандальными, где повышение тона, раздражительность становятсянормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супруговхарактеризует полное отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия. »[11]
В таких случаях семья тоже отрицательно влияет настановление личности ребенка, является причиной антисоциальных проявлений состороны ребенка.
Беличева С.А. в своей работе «Основы превентивнойпсихологии» высказывает и обосновывает мысль, что педагогически несостоятельныеи конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Вследствие этого семья как социальный институт, который в первую очередь долженобеспечивать социализацию личности ребенка, уходит на второй план,
а на первый выдвигаются другие институты социализации,оказывающие неблагоприятное воздействие на ребенка.
Таким образом, получается, что семейные конфликты инасилие в семье, эмоциональный разлад и рассогласование семейных ролей,пьянство и наркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей на своихпроблемах – все это физически и психически калечит детей.
 
2.3 Правовые основысоциальной работы с семьей
В 7 статье КонституцииРоссийской Федерации говорится, что «РоссийскаяФедерация — социальное государство, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.»Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье,которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство,детство.
Другим значительнымнормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьейи детьми является Федеральный закон «Об основах социального обслуживаниянаселения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование вобласти социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Законопределяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которыхоказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членовсемьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих ссемьей.
Также большое значение всоциальной поддержки семьи играют указы Президента, в которых рассмотреныконкретные вопросы социальной помощи ей.
Например, Указ ПрезидентаРоссийской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларацииоб обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В нем вопросывыживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.
Другим таким актомявляется Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем установлено, чтопрофилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать ихправа должны осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки ипопечительства, специальные службы органов социальной защиты населения. В немсформирована социальная политика профилактики безнадзорности и социальногосиротства.
Также существуетфедеральная целевая программа «Социального обслуживания семьи и детей на 1998 –2000 годы». Целью которой «явилось создание оптимальной системы учреждений социальногообслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективногофункционирования.»[12]
В настоящее времяпроисходит становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьии детей. «Анализ состояния социальной службы помощи семье и детям показывает,что в последние годы отмечается понимание важности их роли в жизнедеятельностисемьи. Основными ее задачами стали содействие повышению нравственноговоспитательного потенциала, формирование здорового образа жизни семьи, решениепроблем самообеспечения семьи, ее планирования.»[13]
Одной из приоритетныхзадач является создание и укрепление специализированных учреждений, которыеоказывают помощь семье, детям, подросткам.

2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций
Во-первых для началанужно определить, что такое трудная жизненная ситуация. В Федеральном законе«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10декабря 1995 года говорится, что трудная жизненная ситуация – это ситуацияобъективно нарушающая жизнедеятельность индивида, которую индивид не можетпреодолеть самостоятельно.
Причины, вызывающие такуюситуацию, весьма разнообразны. Например,
В.Д. Альперович в учебномпособие «Социальная работа» выделяет следующие причины:
1. экономические(возникает у большинства семей: многодетные, семьи, у которых в составе естьинвалиды, семьи безработных);
2. асоциальныепричины (алкоголизм, наркомания, проституция, противоправное поведение);
3. психологическиепричины (жестокость, супружеская неверность, эгоизм, конфликтность);
4. медицинские(инфекционные, психические и венерические заболевания);
5. неполнота семьи.
По этому для решениятаких проблем нужно вмешательство специалистов. Задачей которых являетсяукрепить семью, а в некоторых случаях и возродить ее, оказывая им поддержку врешении возникших трудных жизненных ситуациях. Такая помощь называется«социальной поддержкой». «Социальная поддержка – это формальная и неформальнаядеятельность и взаимоотношения, обеспечивающие потребности людей в процессепроживания в обществе.»[14]Объектами такой поддержки являются не все семьи, а только те, которыедействительно нуждаются в ней, не могущие самостоятельно справится с возникшимипроблемами или справляющиеся, но с огромным трудом.
Со стороны государствоосуществляется социальное обслуживание семьи. Р. Баркер в своей работе «Словарьсоциальной работы» определяет социальное обслуживание как «предоставлениеконкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимыхдля их нормального развития, людям, зависящим от других (которые не могут самио себе позаботиться)».
Эту деятельность поотношению к семье и ребенку осуществляет система, которая имеет много уровневуюи сложную систему. Она состоит из органов управления, государственных имуниципальных учреждений, а также из общественных, благотворительных,религиозных и прочих организаций.
Сейчас в нашей странебольшое распространение приобретают центры социально-психологической помощи семьеи детям.
Н.В. Кузнецова в учебномпособие под редакцией Холостовой Е.И. «Социальная работа: теория и практика»выделяет основные виды социальных услуг, оказываемых в таких центрах:
1) Социально-бытовыеуслуги, материальная и натуральная помощь:
a) оказание срочнойматериальной помощи;
b) содействие втрудоустройстве и получении профессии;
c) организациямероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи;
d) создание приучреждениях вещевых фондов для нуждающихся;
e) содействие впосещении детьми культурных мероприятий;
f) содействие ворганизации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;
g) содействие ворганизации быта и питания остронуждающихся.
2) Социально-правовыеуслуги:
a) помощь внаписании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересовклиентов;
b) содействие впредоставление социальных выплат;
c) правовая защиталичных интересов детей;
d) правовоепросвещение.
3) Социально-реабилитационныеуслуги:
a) организацияпсихолого-медицинско-педагогического обследования;
b) социальныйпатронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение иантиобщественные поступки;
c) составлениеиндивидуальных коррекционных программ.
4) Психологическиеуслуги:
a) психодиагностикаи обследование личности клиента;
b) психопрофилактикаи психогигиена;
c) психологическоевмешательство в кризисных ситуациях;
d) коррекцияотношений и поведения;
e) развития навыковэмоциональной саморегуляции;
f) организацияпосреднических услуг.
5) Педагогическиеуслуги:
a) консультативнаяпомощь родителям и детям;
b) содействиекультурно-досуговой деятельности детей;
c) обучениеродителей приемам организации игровой и учебной деятельности.
6) Социально-медицинскиеуслуги:
a) содействие внаправлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц,нуждающихся в этом, в том числе детей;
b) организацияконсультирования по проблемам планирования семьи и воспитания здорового образажизни.
Социальныйработник должен правильно подобрать метод работы с неблагополучной семьей.
Социальнуюработу с криминально-аморальными семьями из-за острого социальногонеблагополучия и криминагенности лучше всего возложить на сотрудников инспекцийпо делам несовершеннолетних, которые должны взять на себя социальный патронаж исоциально-правовую защиту детей из криминально-аморальных семей.
Дляработы с асоциально-аморальными семьями требуются другие методы. По отношению ктаким родителям и детям более всего применимы коррекционные методы, основанныена принципах “обратной социализации”, когда через взрослеющих детей, которыедостаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходитпереосмысление родителями своих собственных позиций.
В работес конфликтными семьями, в которых отношения супругов хронически осложнены инаходятся на грани распада, учитель, социальный работник, психолог, социальныйпедагог должны выполнять психотерапевтические функции. То есть в беседе сродителями необходимо, внимательно выслушать обе стороны, попытаться повозможности, погасить неудовольствие супругов друг другом, показать причины,приводящие к обострению отношений, консолидировать взаимоотношения супруговпрежде всего на основе интересов ребенка.
Педагогическинесостоятельные семьи нуждаются, в первую очередь, в помощи психолога, которыйдолжен помочь родителям проанализировать возникшую ситуацию, корректироватьвзаимоотношения родителей с ребенком. Но исправлять педагогические ошибкиродителей весьма трудно, так как они имеют затяжной характер. Психологическиеслужбы помогают разрешить конфликтную ситуацию в семье, понять психологическиеособенности ребенка.

Заключение
Семейные конфликты и насилие всемье, эмоциональный разлад и рассогласование семейных ролей, пьянство инаркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей на своих проблемах– все это заботы социального работника.
Но нужно помнить, что не социальныйработник разрешает семейные проблемы клиентов, а семья с помощью социальногоработника осознает и пытается разрешить свои проблемы. Если же большинствосемей будет задумываться над своими проблемами и обращаться за помощьюсоциального работника в специальные службы, то в нашем обществе станет меньшедетей, лишенных детства, вынужденных стать взрослыми слишком рано. Ведь детидолжны жить счастливо, постоянноо ощущать любовь родителей, они ведь невиноваты в ошибках своих родителей. Почему же они должны платить за них иплатят? Это ведь не справедливо по отношению к ним.
Социальный работник должен вкакойто мере восстанавливать нарушеннную справедливость. Эта работа очень важнакак для самих детей, так и для общества в целом. Ведь дети – это будущеестраны, а если мы будем оставлять их на едине со своими проблемами, какое жебудущее мы получим?
Важно своевременно обнаружитьсоциально-неблагополучную семью, и осуществить работу с ней до тех пор, покаона еще не оказалась слишком критической для ребенка, проживающих в ней.

Список литературы
1. КонституцияРоссийской федерации, Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.:Юридическая литература, 1994.
2. Федеральный закон«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ // law.rambler.ru.
3. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларацииоб обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» от 1. 06. 1992г. № 118 // law.rambler.ru.
4. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, защите их прав» от 6. 09. 1993 г. № 371 //http://law.rambler.ru.
5. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 14 сентября 1995 г. « Об основных направленияхгосударственной социальной политики по улучшению положения детей в РоссийскойФедерации до 2000 года» (Национальный план действий в интересах детей) от14.09. 1995 г. № 942 // law.rambler.ru.
6. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации. «Об основных направлениях государственной семейнойполитики» от 14 05. 1996 г. № 658 // law.rambler.ru.
7. Семейный кодексРоссийской Федерации от 02.01.2000г. №32-ФЗ // law.rambler.ru.
8. Антонов А.И.,Медков В.М. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. М.: Изд-во МГУ:Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996.304 с.
9. Баркер Р. Словарьсоциальной работы / Р. Баркер. М.: Институт социальной работы, 1994. 134 с.
10. Беличева С.А.Основы превентивной психологии / С.А. Белечева. М.: Социальное здоровье России,1994. 221 с.
11. Буянов М.И.Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра / М.И. Буянов. М.:Просвещение, 1988. 207 с.
12. Взаимосвязьсоциальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. М.: Аспект Пресс,1997. 254 с.
13. Лексиконсоциальной работы / Ред. С. Кибардина и др. Вологда: Русь, 2001. 296 с.
14. Олифренко Л.Я.,Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группыриска: Учеб. пособие / Л.Я. Олифренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.:Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
15. Российскаяэнциклопедия социальной работы. В 2-х тт. / М.: Институт социальной работы,1997. 2 т. 404 с.
16. Словарь-справочникпо социальной работе / Под ред. Е.И. Холостоваой. М.: Юрист, 1997. 417 с.
17. Социальнаяработа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 480с.
18. Социальная работас семьёй. / Под ред. Е.И.Холостова. М.: Институт социальной работы, 1996. 212с.
19. Социальнаяработа: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. М.:ИНФРА-М, 2003. 427 с.
20. Фирсов М.В.История социальной работы в России: Учеб. пособие / М.В. Фирсов. М.: Владос,2001. 256 с.
21. Шульга Т.И., СлотВ., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска» / Т.И. Шульга, В. Слот,Х. Спаниярд. М.: Изд-во УРАО, 1999. 104 с.